![]() |
|
|
Кредитование промышленных предприятийКредитование промышленных предприятийУральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений Кафедра финансового менеджмента. РЕФЕРАТ На тему: «Современные проблемы кредитования промышленных предприятий». Выполнил студент дневного отделения группы ФД-401 Шилов В.В. Проверила Антипина З.А. Г. Челябинск 2001г. Содержание работы. Введение.------------------------------------------------------------------- ------------ 3 1. Банковское кредитование реального сектора экономики.-------- 4-5 2. Факторы, сдерживающие кредитование промышленности.---- 6-8 3. Меры по преодолению кризиса кредитно-финансовой системы. 9- 17 Заключение.----------------------------------------------------------------- ---------- 18-19 Список используемой литературы.--------------------------------------------- - 20 Введение. Ситуация в экономике, сложившаяся в настоящее время, вновь выдвигает вопрос об инвестициях на первый план. Для подъёма реального сектора экономики нужны огромные инвестиции в предприятия всех отраслей и регионов страны. Несмотря на разные взгляды ведущих экономистов страны на конкретные пути выхода российской экономики из кризиса, все они сходятся, по крайней мере, в одном мнении – без крупных и долгосрочных инвестиций возрождение России невозможно. Однако источник таких инвестиций пока не найден, напротив, в последнее десятилетие наблюдается постоянное снижение реальных инвестиций в экономику страны. По разным подсчётам для строительства современной экономики России потребуется от 50 до 200 млрд. долл. начальных инвестиций. Мнения о том где, их можно получить, сильно расходятся. Среди основных источников называются специалистами, как правило, называются: средства самих предприятий, в том числе и за счёт предоставления им налоговых льгот; средства иностранных инвесторов; бюджетное финансирование за счёт печатания новых денег; привлечение средств, находящихся на руках у граждан в России и вывезенных за рубеж. Такое финансирование может быть осуществлено как путём создание специализированных инвестиционных фондов, так и в рамках ещё одного наиболее реального источника финансирования – инвестиционной деятельности коммерческих и государственных банков. Однако указанные источники инвестирования средств по отдельности даже потенциально не в состоянии изменить ситуацию в экономике. Но их скоординированное использование способно оказать в течение нескольких лет необходимый эффект. Экспертная оценка рассмотренных источников позволяет говорить о реальном инвестиционном потенциале в России как минимум от 20 до 80 млрд. долл. Таким образом, в ближайшее время можно начать реальное восстановление экономики страны, однако, успех всего предприятия будет зависеть не только от того, удастся ли собрать искомую сумму, но и от того, насколько эффективно будет работать механизм финансирования. 1. Банковское кредитование реального сектора экономики в России. Недостаток собственных финансовых средств на инвестиционные программы не компенсируется привлечением средств со стороны. Доля кредитов банков в структуре инвестиций в реальный секторе превышает 2,5 – 3%%. Хотя кредитование для коммерческих банков остального мира традиционно является более высокодоходным видом деятельности, чем расчётно-кассовое обслуживание, большинство российских кредитных организаций предпочитает ограничивать свои взаимоотношения с предприятиями менее прибыльными, но и менее рискованными расчётными операциями, так как риски промышленных инвестиций чрезвычайно велики. Относительно благополучной была ситуация лишь в экспортных отраслях и финансово-промышленных группах. Однако обслуживавшие их так называемые системные банки никогда не были инвесторами или кредиторами. Главной их целью оставался контроль и перераспределение финансовых потоков сырьевых отраслей и части предприятий ВПК. Финансовый обвал 17 августа 1998г. уменьшил данный объём в несколько раз. Промышленности, обременённой долгами, не из чего возвращать кредиты банкам. Объём прибыли, полученной предприятиями и организациями в 1998г., уменьшился примерно на 45% по сравнению с 1997 г., число убыточных предприятий превысило 50% в промышленности, 60% на транспорте, 80% в сельском хозяйстве. Традиционные кредитные риски в нашей стране дополняются рядом особенностей. В числе факторов риска при банковском финансировании реального сектора остаются отсутствие эффективного механизма реализации залогов, низкая рентабельность (в среднем 0,5 – 5%%), плохое использование основных фондов, трудовых ресурсов. Уровень загрузки мощностей составляет более 50% в секторе потребительских товаров и около50% в секторе инвестиционных. Более половины производств вообще не прибегает к банковским ссудам. Основным источником пополнения оборотных средств для предприятий и организаций стали долги – кредиторская задолженность и банковские кредиты. На собственные ресурсы приходилось около 2%. Банки «выталкивались» из обслуживания реального сектора не только дефицитом средств у предприятий, но и ростом объёма неплатежей, их «старением». Просрочка свыше трёх месяцев в кредиторской задолженности составляет в последние годы около 50% от общей. Главной особенностью пост кризисного развития банковской системы стал неожиданно динамичный рост остатков средств на корреспондентских счетах коммерческих банков. Объём остатков в рублях быстро восстановился и на 1 июля 1999г. более чем наполовину превысил предкризисный уровень. Рост вновь достигнут во многом за счёт эффекта пирамид; прежние обязательства обслуживаются за счёт прироста новых ресурсов с финансового рынка. Инвестиции в реальные проекты снижаются, избыточные ресурсы банков не работают на экономику. Первая половина 1999г. характеризовалась расширением рублёвого кредитования, объём которого увеличился на 58,9%, и дальнейшим сокращением (на 25,1%) валютного кредитования предприятий и организаций. Доля кредитов реальному сектору экономики в совокупных активах банковской системы на указанный период несколько уменьшилась и составила на 1 июля 1999г. 27,7%, несмотря на значительное увеличение в пассивах банков временно свободных средств. Стоимость кредитных ресурсов повышалась, что ограничивало и без того скромные возможности по финансированию реального сектора. В ходе реформ банковские структуры в связи с их функцией опосредования движения денежных потоков получили преимущество перед структурами реального сектора экономики. Если банки в ситуации гиперобесценивания финансовых активов и денежных накоплений фактически освободились от прежних взаимных долговых обязательств, то субъекты реального сектора потеряли, с одной стороны, денежные ресурсы, имевшиеся на счетах в банках, ас другой, остались без основного источника формирования оборотных средств – банковских кредитов. Дисбаланс формирования доходов банковского реального секторов российской экономики, взаимообусловленных процессов, определил не только тенденцию нарастающего финансово-платёжного кризиса и ускоренного сокращения производства и внутреннего рынка, но и бесперспективность развития самой банковской системы без функционирования в реальном секторе экономики. Курс на рестрикционную кредитно-денежную политику фактически привёл в действие механизм порочного круга, а именно: банки не имеют достаточной возможности и стимулов для кредитования производства, вследствие чего положение субъектов реального сектора становится всё более критическим и ведёт к углублению таких тенденций, как рост доли невозвращённых кредитов в структуре банковских балансов, ухудшение общей ликвидности, что ещё более снижает возможности коммерческих банков инвестировать средства в промышленное производство. Какая бы модель инвестирования экономики ни применялась (государственное инвестирование, осуществляемое самими предприятиями или финансовыми посредниками) центральную роль в его финансовом механизме играет банковская система. Это связано с тем, что большая часть средств из перечисленных выше источников, прежде чем будет инвестирована в экономику, попадет в банк, и лишь после того, как его руководство примет решение, средства могут Оказаться инвестированными в конкретные предприятия. Таким образом, роль банков с точки зрения инвестиционного процесса заключается не столько том, какую величину своих сегодняшних активов они готовы перереструктурировать в долгосрочные инвестиции, а насколько безопасным окажется аккумуляция средств их клиентов — участников инвестиционного процесса, рассмотренных выше, и насколько эффективным будет механизм последующего размещения этих средств. Итак, в стране существует неплохой инвестиционный потенциал. Однако средства, о которых говорилось выше, были в стране и раньше, и только за последние годы в экономику могли прийти десятки миллиардов долларов в год, но не пошли Основных причин две. Первая — отсутствие условий для развития эффективного процесса инвестирования. Вторая — отсутствие минимально необходимого количества эффективных собственников, в которых инвестор мог бы не только поверить, как в будущее России, но и чьи проекты были бы достаточно реальными к воплощению в жизнь. В качестве непременных условий успешного осуществления инвестиционных проектов можно указать достаточно много совершенно разноплановых положений. 2. Факторы, сдерживающие кредитование промышленности в России. Как мы видим, важную роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста призваны сыграть банки. Однако в настоящее время банки еще не стали ни аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов, ни их эффективным оператором. Причины такого положения дел многообразны. Но если кратко, то неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере проявляется и в банковском секторе. Рентабельность в реальном секторе не позволяет с учетом инфляции обеспечить возврат среднесрочных и долгосрочных кредитов на выгодных для коммерческих банков условиях. Низкая отдача капитала в реальном секторе (увеличение сроков освоения инвестиций, снижение отдачи основных производственных фондов) не будет способствовать привлечению инвестиций даже в условиях снижающейся инфляции. Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки зрения макроэкономики, оказывает на развитие кредитных организаций достаточно противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции, падение доходности ценных государственных бумаг, порой отрицательная доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового положения кредитных организаций. Вряд ли возможно предполагать, что в таких условиях свободные финансовые ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор экономики. Поэтому, по нашему мнению, нет пока оснований считать, что в ближайшее время инвестиции появятся. Во-первых, остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность. Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. Кредитование промышленных предприятий в настоящее время призвано, как правило, возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный характер и осуществляется или под конкретные экспортные поставки, или под готовую и ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений. Высокие риски невозможно устранить без улучшения финансового состояния предприятий. Очевидно, что в течение одного года кардинально улучшить состояние финансов хозяйствующих субъектов и провести успешную реформу предприятий не удастся ни при каких условиях. Во-вторых, падение доходности инструментов финансовых рынков уменьшает инвестиционные возможности банков, делает неустойчивым их финансовое положение. Банки, озабоченные состоянием текущей ликвидности, вряд ли склонны к инвестиционным проектам. Следует также отметить, что и при условии относительно благоприятной экономической конъюнктуры совокупные финансовые ресурсы значительной части российских кредитных организаций недостаточны для обеспечения серьезных капитальных вложений в промышленность, транспорт или связь. В-третьих, уход государства из инвестиционной сферы в целом, на наш взгляд, негативно сказывается на инвестиционном климате. Это влияние проявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со стороны частных инвесторов, так и в разрушении механизма "запуска" инвестиций. Идея Правительства и Минэкономики о том, что каждый рубль государственных инвестиций способен привлечь 4 рубля негосударственных средств, срабатывает, но с обратным знаком. Каждый рубль недофинансирования со стороны государства приводит к бегству из инвестиционной сферы нескольких рублей средств потенциальных негосударственных инвесторов. Если государство не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит средств для этого, непонятно, почему частный сектор должен брать на себя инициативу и какие- либо обязательства. В-четвертых, большинство предприятий, как это ни покажется парадоксальным, не готово к приему инвестиций. Имеется в виду, что пока не работает механизм привлечения инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой "прозрачности" предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках адекватных объема выделенных средств и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по- прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это никакой экономической ответственности. В-пятых, учитывая потрясения, начавшиеся в конце 1997 г. на мировых финансовых рынках, такие источники инвестиций, как средства иностранных инвесторов и средства, привлекаемые посредством эмиссии ценных бумаг, в 1998 г. можно отнести к исключительно гипотетическим. Наконец, немаловажной причиной вялости инвестиций является недостаточное законодательное подкрепление и неясные перспективы экономической деятельности в свете принятия новых законодательных актов. Таким образом, очевидно, что причины недостаточного участия банков в инвестиционной деятельности кроются отнюдь не в простом нежелании банков смещать акценты в своей работе. Если будут созданы возможности нормального извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно пойдут туда, и банки не будут препятствием этому процессу. 3. Меры по преодолению кризиса кредитно - финансовой системы. Очевидно, что одномоментно устранить все перечисленные причины невозможно. Но разработка, принятие и реализация сбалансированного комплекса первоочередных мер позволили бы запустить механизм инвестиций. На наш взгляд, реализация таких мер должна вестись по следующим направлениям: активизация роли государства в обеспечении инвестиционного процесса, т. е. развитие механизма государственных гарантий, повышение координирующей роли государства в создании организационных и институциональных предпосылок инвестиционной деятельности, а также увеличение объема государственных инвестиций; создание этих организационных и институциональных предпосылок в сферах банковской и инвестиционной деятельности; адекватное законодательное закрепление условий, благоприятствующих инвестициям; укрепление и усиление роли банковского сообщества в инвестиционной деятельности. В развитие перечисленных направлений, по нашему мнению, необходимо. Задействовать инвестиционные ресурсы государственного сектора экономики и естественных монополий, обратив их на нужды федеральной инвестиционной программы. Осуществить переориентацию кредитной политики Сбербанка с преимущественного вложения своих активов в государственные ценные бумаги на кредитование инвестиционной сферы. Вероятно, целесообразно рассмотреть вопрос о выдаче Сбербанком межбанковских кредитов специально отобранным государством банкам, связанным с кредитованием эффективных инвестиционных проектов. Перейти к практике долгосрочных целевых инвестиционных вкладов под гарантии государства с возможным выпуском валютного займа для реконструкции народного хозяйства. Осуществить страховой заем, ориентированный на страхование и перестрахование инвестиционных и предпринимательских рисков в области инвестиционных проектов. Пересмотреть нормы обязательного резервирования по вкладам населения с относительно длительными сроками хранения в увязке с объемом выданных инвестиционных кредитов, что позволит сделать инвестиционные кредиты более дешевыми для предприятий. Развивать институты коллективного финансирования (для населения) и проектного финансирования (для юридических лиц), позволяющие аккумулировать ресурсы и снижать инвестиционные риски. Предусмотреть в Налоговом кодексе освобождение банков и других кредитных организаций от уплаты налога на прибыль, получаемую от предоставления долгосрочных кредитов (на 3 года и более) для реализации операций финансового лизинга. Сохранить в Налоговом кодексе норму, предусматривающую включение в затраты предприятий расходов, связанных со страхованием основных производственных фондов, что будет способствовать снижению инвестиционных рисков. Направить упорядочение процесса слияний, поглощений и банкротств кредитных организаций на формирование таких структур банковской системы, которые бы отвечали требованиям оживления инвестиций и экономического роста. Реструктуризация банковского сектора должна отвечать задачам укрупнения кредитных учреждений и их капитала. Законодательно установить и отработать процедуру отбора банков, призванных осуществлять крупные инвестиционные проекты с участием государства. Возможно, следует вернуться к вопросу о придании им специального статуса (инвестиционные банки, банки развития). Целесообразным представляется рассмотреть следующие основные проблемы осуществления инвестиций российскими банками и пути их решения: Срок кредитования. В банке срок, на который может быть предоставлен кредит, определяется: наличием средств, размещенных на тот же или более длительный срок клиентами банка, и собственных средств (с учетом обеспечения покрытия за счет тех же источников невозвратных активов и расходов на собственную деятельность); долей обязательств, которые могут быть досрочно изъяты клиентами; долей неснижаемого остатка обязательств, находящихся на расчетных и текущих счетах; возможностями оперативно привлекать с финансового рынка средства для проведения непредвиденных текущих платежей. Реальная доля неликвидных активов в балансах банков составляет до 40—60% их валюты баланса. Как следствие, многие банки уже сейчас не имеют адекватного покрытия этих активов долгосрочными или бессрочными ресурсами. Средний же срок привлечения — размещения основной доли пассивов и активов в большинстве банков составляет 3—6 месяцев, в случае, если в рамках реализации инвестиционной деятельности в банки будут поступать новые ресурсы из источников инвестирования, перечисленных в начале статьи, то Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |