реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Международное кредитование в РФ

поправок, которая отражала замену Бретгон-Вудской валютной системы новой,

Ямайской валютной системой.[25]

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств — членов фонда в

соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой

зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой

капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ

входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд долл. К 30 июня

1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. - 181

страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд СДР (СДР = 1,2 долл. США). Из

этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США —

1/5), 1/3 — развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ. Исходя из

размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах

МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые

100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% —

развивающимся.[26]

Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается

раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным

органом является Директорат, состоящий из шести членов, назначаемых

странами с наибольшими квотами, и 16 членов, избираемых по географическому

признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета

управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран. В устав

МВФ внесены изменения в связи с Ямайской валютной системой. Они были

ратифицированы большинством членов Фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в

капитале фонда снизилась в период 1947—1987 гг. с 36,2 до 20,1%, в общем

количестве голосов — с 26,7 до 19,3%, но все же они сохранили право вето

при решении важнейших вопросов. Несколько повысился удельный вес голосов и

квот развивающихся стран, главным образом стран — экспортеров нефти.

Кредиты МВФ делятся на несколько видов.[27]

1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ.

Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в

Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до

трех—пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством

покупки через определенный срок национальной валюты на свободно

конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без

ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте,

предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после

предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и

выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних

кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов

экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами

страны-заемщика.

Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на

крупные кредиты в частных банках.

МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании валютно-

кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед

Фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е.

регулированию и поддерживанию устойчивости паритетов стран-членов (в золоте

или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты

валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций

отклонения от паритета свыше ±1% (с декабря 1971 г. — свыше ±2,25%).

В соответствии с Уставом МВФ государства — члены Фонда должны были на

базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по текущим

операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных

ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими

странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами —

членами МВФ.

Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву

основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к

сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973 г. были

отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим «плавающих»

валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной

системой, введенной с апреля 1978 г.

Страны — члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных

золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного

баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные

используются частными банками для определения платежеспособности стран-

заемщиков.

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным

условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а

также для получения льготных кредитов в его дочерней организации —

Международной ассоциации развития.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное

учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный

одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-

финансовой конференции в Бретгон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР,

являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945

г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР —

Вашингтон.[28]

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам

в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и

кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван

с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и

привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в

странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время

Второй мировой войны.

С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы

стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала

ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью

противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования

развития их экономики.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как

исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило,

представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из

министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в

год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса

также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд долл.). Хотя

членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит семерке:

США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются

размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и

средства, полученные от продажи облигаций.

МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения

производственных мощностей стран — членов банка, которые выдаются под

гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным

кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления

информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и

содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30%

стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли

инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР

увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в

здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15%

кредитов банка.[29]

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего

долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого

совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для

регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты:

Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация,

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав

членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования

банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245

млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960 г. с

целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50

лет с уплатой 0,75% годовых). В год MAP выдает кредитов на сумму до 5 млрд

долл.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в

1956 г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность

развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным

предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты

выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким

образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов,

создаваемых частным сектором.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет

страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации,

войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ создана в 1988 г.

Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и

президентом, которая получила название «Всемирного банка» и является

ведущей в сфере международного кредита. С 1992 г., Россия является членом

МВФ и Всемирного банка.

Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно:

в 1949 г. — Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27

участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран;

в 1964 г. — Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран

региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. — Азиатский

банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и

14. Общими чертами региональных банков являются цели и методы

финансирования, а объектами кредитова-ния — отрасли инфраструктуры:

строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и

т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность.

Основная цель региональных банков развития — совершенствование

экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление

внешней зависимости.

Необходимо также сказать и о региональных валютно-кредитных

организациях «Европейского союза».

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью

предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых

районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой

структуры производства.

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в

рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. — Европейский валютный

институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного

баланса стран — членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации

экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного

обслуживания стран-членов.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в

соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания

содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с

переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике.

Учредителями банка являются 40 стран — все страны Европы, кроме Албании, а

также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония,

Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации —

Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка

принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская

Федерация.

ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991 г., его капитал в размере 70

млрд франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит Комиссии

европейских сообществ и 12% — странам ЕС; 11,3% — другим европейским

странам; 24% — неевропейским государствам, в том числе: США — 10% капитала,

Японии — 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы — 13,7%, бывшему

СССР, а ныне Российской Федерации, — 6%.[30]

Цель ЕБРР — сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения

капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы.

Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на

необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать

скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности

и введению конвертируемости своих валют.

Глава 4: Международный рынок ссудных капиталов

§1. Иностранные банки в России

В последнее время проблема более активного участия иностранного

банковского капитала в России интенсивно обсуждается в различных

аудиториях. Безусловно, это связано с кризисом банковской системы,

разразившимся в нашей стране летом 1998 г. и непреодоленным до настоящего

времени. Больше того, сегодня никто из сторонних наблюдателей не знает

ответа на вопрос, каким образом этот кризис будет преодолеваться. В такой

ситуации тезис о возможности расширения присутствия иностранных банков в

России как один из рецептов преодоления банковского кризиса стал достаточно

популярным даже в тех кругах, которые раньше активно выступали против

подобных процессов.

Для того чтобы понять, насколько оправданными могут быть надежды на

существенное возрастание роли банков с иностранным капиталом (в дальнейшем

- инобанки) в российской банковской системе, на мой взгляд, необходимо

последовательно ответить на такие вопросы: Что представляли собой инобанки

в России к середине 1998 г.? Какими потенциальными преимуществами обладают

инобанки по сравнению с российскими банковскими институтами и какие

недостатки им присущи? Каковы основные причины и последствия банковского

кризиса в России и что могут сделать инобанки для их устранения? Как

изменились позиции инобанков в России после банковского кризиса 1998 г.?

Для России традиционным показателем, характеризующим участие

иностранного капитала в ее банковской системе, является наличие в уставном

капитале кредитной организации доли, принадлежащей к резидентам. В

совокупном уставном капитале российской банковской системы эта доля

несколько превышает 4%. По состоянию на 1 июля 1998 г. нерезиденты

Российской Федерации принимали участие в капиталах 146 кредитных

организаций, зарегистрированных на ее территории (на 1.05.99 их количество

сократилось до 139). При этом 17 кредитных организаций принадлежали

нерезидентам на 100% (на 1.05.99 - 20), а в капиталах еще 11 кредитных

организаций нерезиденты имели более половины уставного капитала (на 1.05.99

- 13).[31]

На мой взгляд, говоря об иностранном участии в российской банковской

системе, правильнее было бы анализировать деятельность российских банков,

находящихся под контролем нерезидентов, то есть тех, где нерезиденты имеют

свыше 50% капитала. Однако для России более устоявшимся является анализ

деятельности только тех банков, которые принадлежат нерезидентам полностью.

Этому есть объяснение. Во-первых, именно в такой форме существуют дочерние

структуры крупнейших международных банков на территории России и,

безусловно, их влияние на развитие ситуации в дальнейшем будет

определяющим. Во-вторых, статистические данные по рассматриваемой группе

банков наиболее доступны для анализа. По изложенным причинам в дальнейшем

тексте все статистические данные будут приводиться только по этой группе

банков, хотя, как мне представляется, качественные проблемы, обсуждаемые

ниже, свойственны всем российским банкам, контролируемым иностранным

капиталом.

К середине 1998 г. доля инобанков в активах и пассивах российской

банковской системы составляла 5-5,5%, что, казалось бы, дает возможность

говорить о незначительном влиянии указанной группы банков на общее

положение дел, хотя по этим показателям оно выше, нежели по "официальным"

критериям. Вместе с тем более детальный анализ структуры активов и пассивов

инобанков позволяет сделать определенные выводы об их специализации. Так,

около 90% их обязательств являлись валютными, около 80% - обязательствами

перед нерезидентами, примерно 80% привлеченных средств были получены от

банковских учреждений. В то же время в целом у российских банков эти

показатели составляли соответственно около 38%, 16 и 38%.[32] Приведенные

цифры наглядно свидетельствуют о том, что привлеченные средства инобанков

формируются главным образом за счет получения ресурсов от материнских

банков.

Доля текущих счетов клиентов в привлеченных средствах у инобанков

составляла меньше 14%, а доля депозитов - около 3% совокупных обязательств.

У российских банков в целом эти показатели достигали соответственно 22 и

38%. Следовательно, можно предположить, что инобанки не ставят перед собой

задачи привлечения российских финансовых ресурсов. У инобанков доля

валютных активов приближалась к 60% по сравнению с 30% у российских банков.

Менее 1,5% кредитов, предоставленных инобанками предприятиям нефинансового

сектора, были номинированы в рублях против 58% у российских банков.[33]

Это, на мой взгляд, свидетельствует о нежелании инобанков осуществлять

банковские операции в российской валюте и об их стремлении концентрировать

активность на валютном сегменте".

Приведенные оценки вполне согласуются с известными качественными

сторонами деятельности инобанков, которые, приходя в Россию, в основном

занимались:

- обслуживанием крупных иностранных компаний - своих постоянных

клиентов, начинающих бизнес в России, и с некоторых пор - крупнейших

российских экспортеров главным образом в иностранной валюте;

- или операциями на российском финансовом рынке, в основном на рынке

государственных долговых обязательств (ГКО-ОФЗ), выступая на нем как от

своего имени (за свой счет или за счет материнского банка), так и в

значительно большей степени от имени своих клиентов.

Вышеизложенное означает, что инобанки, безусловно, заняли в российском

банковском бизнесе достаточно устойчивую, но крайне ограниченную по своим

масштабам нишу и что они не являлись в полном смысле слова универсальными

банками, то есть стремящимися и способными оказывать клиентам весь спектр

банковских услуг.

Вместе с тем события второй половины 1998 г. резко изменили ситуацию на

российском рынке банковских услуг: некоторые крупнейшие банки оказались

неплатежеспособными, финансовый кризис государства подтолкнул банки

перевести свои активы в иностранную валюту, что спровоцировало платежный

кризис, подорвало доверие к надежности российских банковских институтов,

"набег на банки" привел к массированному изъятию депозитов населения из

банковской системы.

§2. Возможности и недостатки инобанков для российского клиента

Потенциальные преимущества инобанков хорошо известны и активно

обсуждаются сторонниками расширения их участия в российской банковской

системе. К таким преимуществам относят:

- надежность и стабильность, длительное время деятельности;

- оказание квалифицированной помощи при выходе на международные

финансовые рынки в части не только предоставления средств, но, что порой

более важно, консультирования и оказания всего спектра сопровождающих

услуг;

- способность поиска и привлечения внешних партнеров для развития

бизнеса в России;

- возможность практически неограниченного обслуживания международных

операций российских компаний.

Однако при внимательном анализе приведенного перечня преимуществ

нетрудно заметить, что все перечисленное относится и может быть приписано

не самим инобанкам, а исключительно их материнским банкам. Таким образом,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.