![]() |
|
|
Методы оценки финансового состояния предприятия в современных условиях.финансовых органов, а в случае необходимости – также представители государственного органа по делам надзора за страховой деятельностью, Антимонопольного комитета Украины, государственного органа по вопросам банкротства, если банкротом признано государственное предприятие, и представитель органов местного самоуправления. Действия ликвидатора (ликвидационной комиссии) могут быть обжалованы в хозяйственном суде: собственником имущества (органом, уполномоченным управлять имуществом) банкрота; лицом, отвечающим по обязательствам банкрота; каждым кредитором отдельно или комитетом кредиторов; лицом, которое, ссылаясь на свои права собственника или другое основание, предусмотренное законодательством или договором, оспаривает правомерность отнесения имущественных активов или средств к ликвидационной массе. При осуществлении своих полномочий ликвидатор имеет право заявить требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства. Размер указанных требований определяется исходя из разницы между суммой требований кредиторов и ликвидационной массой. Взысканные суммы включаются в ликвидационную массу и могут быть использованы только для удовлетворения требований кредиторов в порядке очередности, установленном статьей 31 Закона. В состав ликвидационной массы включаются все виды имущественных активов (имущество и имущественные права) банкрота, принадлежащие ему на праве собственности или полного хозяйственного ведения на дату открытия ликвидационной процедуры и обнаруженные в ходе ликвидационной процедуры, за исключением объектов государственного жилого фонда, в том числе общежитий, детских дошкольных заведений и объектов коммунальной инфраструктуры, которые в случае банкротства предприятия передаются в порядке, установленном законодательством, в коммунальную собственность соответствующих территориальных общин без дополнительных условий и финансируются в установленном порядке. Кроме того, в состав ликвидационной массы включаются: вещи, определенные родовыми признаками, принадлежащие банкроту на праве владения или пользования; имущество банкрота, являющееся предметом залога (используется исключительно для первоочередного удовлетворения требований залогодержателя). Не могут быть включены в состав ликвидационной массы индивидуально определенные вещи, принадлежащие банкроту на основании вещевых прав, кроме права собственности и полного хозяйственного владения. При наличии в составе имущества банкрота имущества, исключенного из оборота, ликвидатор обязан передать его другим лицам в установленном порядке. Ликвидатор, обнаружив долю, принадлежащую банкроту в общем имуществе, с целью удовлетворения требований кредиторов в установленном порядке поднимает вопрос о выделении этой доли. Ликвидатор должен обеспечивать надлежащее оформление и хранение всех финансово-хозяйственных документов банкрота в течение ликвидационной процедуры, а после утверждения отчета ликвидатора – передать в архивные организации для дальнейшего хранения. После завершения всех расчетов с кредиторами ликвидатор представляет в хозяйственный суд отчет и ликвидационный баланс, к которому прилагаются: показатели обнаруженной ликвидационной массы (данные ее инвентаризации); сведения о реализации объектов ликвидационной массы со ссылкой на заключенные договоры купли-продажи; копии договоров купли-продажи и акты приема-передачи имущества; реестр требований кредиторов с данными о размерах погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Хозяйственный суд после заслушивания отчета ликвидатора и мнения членов комитета кредиторов или отдельных кредиторов выносит постановление об утверждении отчета ликвидатора и ликвидационного баланса. Ликвидатор сообщает государственному органу по вопросам банкротства о завершении ликвидационной процедуры. Если по результатам ликвидационного баланса после удовлетворения требований кредиторов имущества банкрота не осталось, хозяйственный суд выносит постановление о ликвидации предприятия-банкрота. Копии постановления о ликвидации предприятия-банкрота направляются: органу, осуществившему государственную регистрацию такого предприятия; органам государственной статистики для исключения предприятия из ЕГРПОУ; собственнику (органу, уполномоченному управлять имуществом); органам ГНС по местонахождению банкрота. Если имущества банкрота хватило для удовлетворения всех требований кредиторов, он считается не имеющим долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность. Хозяйственный суд может вынести постановление о ликвидации такого предприятия только если у него осталось имущественных активов меньше, чем требуется для его функционирования в соответствии с законодательством. Если хозяйственный суд пришел к выводу, что ликвидатор не обнаружил или не реализовал все имеющиеся в наличии имущественные активы ликвидационной массы, необходимые для полного удовлетворения кредиторов, он выносит постановление о назначении нового ликвидатора. Новый ликвидатор возглавляет ликвидационную комиссию и действует согласно требованиям Закона. Если ликвидатор не обнаружил имущественных активов, которые подлежат включению в ликвидационную массу, он обязан представить хозяйственному суду ликвидационный баланс, удостоверяющий отсутствие у банкрота имущества. После утверждения отчета ликвидатора финансово- хозяйственные документы банкрота передаются в архивные организации для дальнейшего хранения. Выводы по разделу 3 В случаях признания предприятия банкротом его ликвидация производится в соответствии с Законом Украины «О банкротстве». Банкротство предприятия означает, что хозяйственный суд признал неспособность данного предприятия возобновить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов каким-либо иным способом, нежели путем ликвидации этого предприятия. Ликвидация – это прекращение деятельности предприятия, признанного хозяйственным судом банкротом, с целью осуществления мероприятий по удовлетворению признанных судом требований кредиторов путем продажи его имущества. Кроме ликвидации, являющейся фактически самой последней стадией в деле о банкротстве предприятия, Закон предусматривает следующие судебные процедуры: распоряжение имуществом должника – система мер по надзору и контролю за управлением и распоряжением имуществом должника с целью обеспечения сохранности и эффективного использования имущественных активов должника и проведения анализа его финансового состояния; мировое соглашение – договоренность между должником и кредитором (группой кредиторов) об отсрочке и (или) рассрочке платежей или прекращении обязательства по соглашению сторон (мировое соглашение может быть заключено на любой стадии ведения дела о банкротстве: распоряжения имуществом должника, санации должника или ликвидации банкрота); санация (восстановление платежеспособности) должника – система мероприятий, осуществляемых во время ведения дела о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации и направленных на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (или) изменения организационно-правовой и производственной структуры должника. Хозяйственный суд может принять постановление о признании должника банкротом и открыть ликвидационную процедуру в следующих случаях: непредставление в хозяйственный суд плана санации должника в течение шести месяцев после вынесения постановления о его санации; обращение по решению комитета кредиторов (после рассмотрения отчета руководителя санации) в хозяйственный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры; непринятие по результатам рассмотрения отчета руководителя санации ни одного из возможных решений (предусмотренных пунктом 5 статьи 21 Закона) или непредставление такового в хозяйственный суд в течение 15 дней со дня окончания санации; возникновение оснований для досрочного прекращения санации; отказ хозяйственного суда в утверждении отчета руководителя санацией; непредставление в хозяйственный суд отчета руководителя санации в установленный срок; непроведение расчетов с кредиторами в сроки, установленные по ходатайству комитета кредиторов хозяйственным судом как окончательные для расчетов должника с кредиторами; обращение ликвидатора (ликвидационной комиссии) предприятия-должника, в отношении которого уже принято решение о ликвидации и имущества которого недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве такого предприятия. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Процедура банкротства является достаточно эффективным инструментом для восстановления платежеспособности предприятия, которая во многих случаях позволяет достаточно успешно избавиться от долгов и фактически начать работу с «чистого листа», не растеряв при этом активы предприятия после проведения кредиторами исполнительного производства против должника, а также сохранив за собой контроль над предприятием. Более того, проведение такой процедуры во многих случаях является также достаточно выгодным и для кредиторов (в том числе государства). Как показывает практика рассмотрения дел о банкротстве, в случае ликвидации предприятия государство получает в среднем 15 – 30% причитающихся ему налогов (обязательных платежей). Что касается кредиторов следующих очередей, их требования, как правило, удовлетворяются даже в меньшем объеме. Это объективно связано с отсутствием рынка на «старое» оборудование и производственные активы, а следовательно, с незначительными денежными поступлениями в результате реализации ликвидационной массы на открытом рынке. Основным инструментом при ведении дела о банкротстве является мировое соглашение, представляющее собой договоренность между должником и кредитором об отсрочке и (или) рассрочке платежей или прекращении обязательства по соглашению сторон (прощение долгов). Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии ведения дела о банкротстве. Наиболее действующим способом предотвращения банкротства предприятия является финансовая санация. Санация – система финансово-экономических, производственно- технических, организационно-правовых мероприятий, направленных на достижение или восстановление платежеспособности, прибыльности и конкурентоспособности предприятия-должника в долгосрочном периоде. То есть, санация – это совокупность всех возможных мероприятий, которые способны привести предприятие к финансовому оздоровлению. Процесс организации финансовой санации предприятий можно разделить на три основных функциональных блока: разработка санационной концепции и плана санации; проведение санационного аудита; менеджмент санации. Проведение процедуры санации и подписание мирового соглашения позволят в значительной мере учесть интересы кредиторов, которые получат в данном случае удовлетворение своих требований в большем объеме, хотя и на протяжении более длительного времени (в случае реструктуризации задолженности). Государство также заинтересовано даже в полном списании всей налоговой задолженности по условиям мирового соглашения для сохранения предприятия, которое в дальнейшем будет осуществлять текущие налоговые платежи. План финансового оздоровления разрабатывают, как правило, финансовые и контролинговые службы предприятия, которое пребывает в финансовом кризисе, представители потенциального санатора, независимые аудиторские и консалтинговые фирмы. Одной из причин возникновения кризисной ситуации на большинстве украинских предприятий является низкий уровень менеджмента. Именно неквалифицированные и ошибочные действия руководства привели большинство субъектов хозяйствования к черте банкротства. Существенным фактором, который обусловливает принятие неправильных управленческих решений, является отсутствие на отечественных предприятиях системы контролинга. Большинство специалистов в отрасли управления и финансового менеджмента под контролингом понимают функциональную систему планирования, контроля, анализа отклонений, координации, внутреннего консалтинга и общего информационного обеспечения руководства предприятием. В реализации плана санации важную роль играет оперативный санационный контролинг, который с помощью своего методического и функционального инструментария координирует деятельность разных подразделений, контролирует качество реализации запланированных мероприятий, анализирует отклонения, идентифицирует и нейтрализует риски, а также выявляет дополнительные шансы и возможности. Санация считается успешной, если с помощью внешних и внутренних финансовых источников, проведения организационных и производственно- технических усовершенствований предприятие выходит из кризиса (нормализует производственную деятельность и избегает объявления банкротства) и обеспечивает свою прибыльность и конкурентоспособность в долгосрочном периоде. В случаях признания предприятия банкротом его ликвидация производится в соответствии с Законом «О банкротстве». Банкротство предприятия означает, что хозяйственный суд признал неспособность данного предприятия возобновить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов каким-либо иным способом, нежели путем ликвидации этого предприятия. Ликвидация с точки зрения Закона – это прекращение деятельности предприятия, признанного хозяйственным судом банкротом, с целью осуществления мероприятий по удовлетворению признанных судом требований кредиторов путем продажи его имущества. Кроме ликвидации, являющейся фактически самой последней стадией в деле о банкротстве предприятия, Закон предусматривает следующие судебные процедуры: распоряжение имуществом должника – система мер по надзору и контролю за управлением и распоряжением имуществом должника с целью обеспечения сохранности и эффективного использования имущественных активов должника и проведения анализа его финансового состояния; мировое соглашение – договоренность между должником и кредитором (группой кредиторов) об отсрочке и (или) рассрочке платежей или прекращении обязательства по соглашению сторон (мировое соглашение может быть заключено на любой стадии ведения дела о банкротстве: распоряжения имуществом должника, санации должника или ликвидации банкрота); санация (восстановление платежеспособности) должника – система мероприятий, осуществляемых во время ведения дела о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации и направленных на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (или) изменения организационно-правовой и производственной структуры должника. Хозяйственный суд может принять постановление о признании должника банкротом и открыть ликвидационную процедуру в следующих случаях: непредставление в хозяйственный суд плана санации должника в течение шести месяцев после вынесения постановления о его санации; обращение по решению комитета кредиторов (после рассмотрения отчета руководителя санации) в хозяйственный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры; непринятие по результатам рассмотрения отчета руководителя санации ни одного из возможных решений (предусмотренных пунктом 5 статьи 21 Закона) или непредставление такового в хозяйственный суд в течение 15 дней со дня окончания санации; возникновение оснований для досрочного прекращения санации; отказ хозяйственного суда в утверждении отчета руководителя санации; непредставление в хозяйственный суд отчета руководителя санации в установленный срок; непроведение расчетов с кредиторами в сроки, установленные по ходатайству комитета кредиторов хозяйственным судом как окончательные для расчетов должника с кредиторами; обращение ликвидатора (ликвидационной комиссии) предприятия-должника, в отношении которого уже принято решение о ликвидации и имущества которого недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве такого предприятия. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Закон Украины «О банкротстве» (С изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1992. – № 2343-Х. – Ст. 308. 2. Анализ и прогнозирование результатов производственной и финансовой деятельности предприятий, объединений, региона (методические пособия) / Прокопенко Н.Д., Белый Е.Л., Богачев С.В. и др. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 1999. – 111 с. 3. Антикризисное управление: Учебное пособие / В.Г. Крыжановский, В.И. Лапенков, В.И. Лютер и др.; под ред. Э.С. Минаева и В.П. Панагущина. – М.: Издательство ПРИОР, 1998. – 432 с. 4. Булеев И.П., Брюховецкая Н.Е. Антикризисное управление предприятием. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 1999. – 179 с. 5. Кутыркин А.Н., Слобожанинова Л.Ю. Финансовая санация предприятий // Вестник Донецкого института экономики и хозяйственного права. Серия «Финансы и банковское дело. Учет и аудит». – № 5. – Донецк: ДИЭХП. – 1999. – С. 4-10. 6. Проблемы формирования антикризисной политики и механизма банкротства предприятий. – Донецк: ИЭП НАН Украины. – 1998. – 388 с. 7. Сытник Л.С. Методы прогнозирования банкротства и обеспечения безубыточности предприятия // Экономика промышленности. – 1999. – № 1 (3). – С. 96-104. 8. Сытник Л.С. Организационно-экономический механизм антикризисного управления предприятием. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 2000. – 504 с. 9. Финансовые проблемы несостоятельности (банкротства) предприятий // Финансы / Под ред. д.э.н., проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1997. – С. 259-279. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ Вариант 4 Таблица 1 – Исходные данные |Наименование |Объем |Удельный |Цена за |Постоянные |Переменные |Валовые |Объем |Прибыль, | |продукции |пр-ва, |вес |единицу |издержки |издержки |издержки |пр-ва, |грн | | |ед. | | | | | |грн | | |А |225 |0,0911 |89 |98 |43 |141 |20025 |19884 | |Б |637 |0,2405 |83 |98 |65 |163 |52871 |52708 | |В |523 |0,1665 |70 |98 |48 |146 |36610 |36464 | |Г |729 |0,3117 |94 |98 |68 |166 |68526 |68360 | |Д |345 |0,1051 |67 |98 |45 |143 |23115 |22972 | |Е |468 |0,0851 |40 |98 |22 |120 |18720 |18600 | |ИТОГО |2927 |100 | | | | |219867 |218988 | Таблица 2 – Расчет обобщенной точки безубыточности в стоимостном выражении |Постоянные издержки (УПР) |Средняя величина уровня прибыли (Ч) |Точка безубыточности в стоимостном | | | |выражении (Вкр.об) | |98 |0,996 |98,4 | Вкр.об = УПР / Ч, где Вкр.об – обобщенная точка безубыточности; УПР – условно-постоянные расходы (постоянные издержки); Ч – средняя величина уровня прибыльности. Ч = общая сумма прибыли / объем производства, грн Ч = 219867 / 218988 = 0,996; Вкр.об = 98 / 0,996 = 98,4. Таблица 3 – Расчет точки безубыточности по каждому изделию |Наименование изделия|Точка безубыточности в |Удельный вес каждого |Точка безубыточности по | | |стоимостном выражении |изделия |каждому изделию (Вкр.і) | | |(Вкр.об) | | | |А |98,4 |0,0911 |8,96 | |Б |98,4 |0,2405 |23,67 | |В |98,4 |0,1665 |16,38 | |Г |98,4 |0,3117 |30,67 | |Д |98,4 |0,1051 |10,34 | |Е |98,4 |0,0851 |8,37 | Вкр.і = Вкр.об ( удельный вес по каждому изделию Таблица 4 – Расчет точки безубыточности по каждому изделию в натуральном выражении |Наименование изделия |Точка безубыточности по |Цена за единицу изделия |Точка безубыточности в | | |каждому изделию (Вкр.і) | |натуральном выражении (Nkki)| |А |8,96 |89 |0,10 | |Б |23,67 |83 |0,28 | |В |16,38 |70 |0,23 | |Г |30,67 |94 |0,33 | |Д |10,34 |67 |0,15 | |Е |8,37 |40 |0,21 | (Nkki) = (Вкр.і) / цена единицы продукции Таблица 5 – Расчет уровня резерва прибыльности по каждому изделию |Наименование изделия |Объем производства в |Точка безубыточности по |Резерв прибыльности (УРП) | | |денежном выражении |каждому изделию (Вкр.і) | | |А |20025 |8,96 |0,99 | |Б |52871 |23,67 |0,99 | |В |36610 |16,38 |0,99 | |Г |68526 |30,67 |0,99 | |Д |23115 |10,34 |0,99 | |Е |18720 |8,37 |0,99 | УРП = (Объем производства – Вкр.і) / объем производства Таблица 6 – Расчет критического объема выпускаемой продукции |Наименование |Удельный вес |Постоянные |Доля постоянных |Цена единицы |Критический объем | |продукции | |издержки |издержек (ПРі) |продукции без |выпускаемой продукции | | | |(УПР) | |переменных |(Nкр.i) | | | | | |издержек | | |А |0,0911 |98 |8,9 |46 |0,19 | |Б |0,2405 |98 |23,57 |18 |1,31 | |В |0,1665 |98 |16,32 |22 |0,74 | |Г |0,3117 |98 |30,55 |26 |1,17 | |Д |0,1051 |98 |10,30 |22 |0,47 | |Е |0,0851 |98 |8,34 |18 |0,46 | ПРі = УПР ( удельный вес каждого изделия Nкр.i = ПРі / (цена ед. пр-и – переменные издержки) Таблица 7 – Расчет уровня резерва прибыльности |Наименование |Цена за |Объем производства|Объем |Критический объем |Уровень резерва | |продукции |единицу |в денежном |производства в |выпущенной продукции |прибыльности (УРП) | | | |выражении |натуральном |(Nкрi) | | | | | |выражении | | | |А |89 |20025 |225 |0,19 |20008,09 | |Б |83 |52871 |637 |1,31 |52762,27 | |В |70 |36610 |523 |0,74 |36558,20 | |Г |94 |68526 |729 |1,17 |68416,02 | |Д |67 |23115 |345 |0,47 |23083,51 | |Е |40 |18720 |468 |0,46 |18701,60 | УРП = (Объем пр-ва натур. – (Nкрi)) ( цена за единицу ----------------------- ТИПЫ САНАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Социальные Производственно-технические Организационно- правовые Финансово- экономические ЦЕЛЬ Платежеспособность Конкурентоспособность Улучшение структуры капитала Формирование финансовых ресурсов Сокращение задолженности Покрытие текущих убытков Восстановление и сохранение ликвидности Восстановление прибыльности Проект санации Реализация, координация и надзор Программа санации Разработка санационных мероприятий Формирование стратегии санации Определение целей санации Мероприятия для ликвидации: добровольно или принудительно Первоочередные мероприятия для проведения санации Анализ причин возникновения кризисной ситуации Предприятие в кризисном положении Нет Да Санация Санация Общая характеристика предприятия Введение РАЗДЕЛ 1 РАЗДЕЛ 2 РАЗДЕЛ 3 РАЗДЕЛ 4 Анализ исходных данных Стратегия санации, оперативная программа План санационных мероприятий Эффективность санации и мероприятия по реализации плана правовая форма организации бизнеса и форма собственности; организационная структура; сфера деятельности; историчес-кая справка оценка окружающей среды; анализ финансово-хозяйствен-ного положения предприятия; анализ причин кризисной си-туации и слабых мест; состояние рынков сбыта продукции; существующий потенциал; обоснование целесообразности санации стратегические цели санации (дерево целей); каталог опера-тивных мероприятий по восстановлению ликвидности А. План маркетинга и оценка рынков сбыта Б. План производства и капиталовложений В. Организационный план Г. Финансовый план организация реализации плана; критерии оценки эффек-тивности; оперативный санационный контролинг; реаль-ные риски в процессе выполнения; суммы возможных убытков; возможность дополнительной прибыли ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛИНГ ИНВЕСТИЦИИ И ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - привлечение капитала - связь с инвесторами - связь с кредиторами - финансовая структура капитала - обеспечение текущей ликвидности и платежеспособности - управление распределением и использованием прибыли - управление кредиторской задолженностью - дивидендная политика - финансовая стратегия - прогнозирование - планирование - бюджетирование - финансовый анализ - координация - внутренний консалтинг - методическое обеспечение - внутренний аудит - финансовый контроль, ревизия - оценка рисков - система раннего предупреждения и реагирования - прогнозирование и предупреждение банкротства Внутренняя отчетность, контроль - формирование активов - оценка инвестиционной привлекательности - формирование инвестиционного портфеля - управление оборотными активами - управление формированием прибыли - управление дебиторской задолженностью Внутренний консалтинг Бюджетирование (оперативное планорование) система раннего предупреждения стратегическое планирование Организация контролинга Оперативный контролинг Стратегический контролинг |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |