реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ограны финансового контроля и их полномочия в РБ

компетенции представительной власти. Однако, элементы рассмотрения

присутствуют и в стадии составления проекта бюджета. Так, Кабинет Министров

рассматривает на своем заседании представленный Министерством финансов

проект республиканского бюджета предложения о размерах нормативов

отчислении от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты

областей и города Минска.

По действующему в настоящее время порядку, представленный Правительством

проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии

Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок

существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению

представленных материалов по проекту бюджета постоянные Комиссии имеют

право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов.

По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения

представительной власти о принятии проекта бюджета или его отклонении.

В процедурном отношении сегодня более отработан механизм прохождения рес-

публиканского бюджета. Поэтому особо остановимся именно на нем.

С докладом о проекте бюджета выступает представитель Правительства.

Содоклад по этому вопросу делает председатель отраслевой постоянной

комиссии. Затем начинаются прения по сделанным докладам. На голосование

выносятся основные показатели доходной и расходной частей республиканского

бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов,

Предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным па голосование

бюджетным показателям считается принятым, если за пего проголосовало

большинство избранных депутатов.

Принятый Национальным собранием республиканский бюджет оформляется Законом.

В Законе о бюджете отражаются:

-общий объем доходов и расходов республиканского бюджета;

-размер основных доходов по республиканскому бюджету;

-ассигнования из республиканского бюджета на финансирование народного

хозяйства, социально-культурных мера приятии, науки, внеэкономической

деятельности, органов государственной власти и управления, судов,

правоохранительных органов, органов прокуратуры, государственной

безопасности, обороны, пограничных войск, таможенной службы;

-размер резервного фонда Президента и других целевых фондов, образуемых в

соответствии с действующим законодательством;

-размер средств, направляемых на обслуживание и погашение государственного

долга;

-предельный размер дефицита по республиканскому бюджету;

-размер других расходов общереспубликанского характера;

-размер оборотной кассовой наличности;

-нормативы отчислений от общереспубликанских налогов к доходов в местные

бюджеты областей и города Минска.

В случае отклонения Парламентом представленного проекта бюджета,

постоянные комиссии должны внести предложения об увеличении доходов,

сокращений расходов или внесении изменении в налоговое законодательство.

Проект бюджета возвращается правительству на доработку.

При несогласии с решением Парламента глава государства вправе, в

соответствии с Законом о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный срок

возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения

и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от

избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в

трехдневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон

в бюджете не возвращается в Парламент, Закон считается подписанным в той

редакции, в которой он был направлен главе государства. Закон о бюджете

должен быть опубликован в республиканских газетах для всеобщего сведения.

Этим заканчивается третья стадия бюджетного процесса. Республиканский

бюджет и нормативы отношений от общереспубликанских налогов и доходов

утверждаются Парламентом до наступления нового финансового года. Однако,

как показывает практика последних лет, Закон о бюджете принимается после

Нового года. Законодатель предусмотрел такую возможность. Чтобы процесс

финансирования расходов не прекращался, Совету Министров и исполкомам

местных Советов депутатов предоставлено право расходовать средства в

размере одной двенадцатой объема бюджетных ассигновании предыдущего года в

пределах поступающих в течение каждого месяца доходов, вплоть до

утверждения ассигнований Парламентом и соответствующими Советами депутатов.

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА.

Все предшествующие стадии бюджетного процесса обеспечивают государство

основным финансовым планом. Его реализация происходит в процессе исполнения

бюджета. Эта стадия относится в компетенции исполнительной власти.

Последняя ежегодно разрабатывает и доводит до всех заинтересованных правила

исполнения бюджета. Вместе с тем, можно выделить основные принципы

исполнения бюджетов всех уровней.

Первое. В процессе исполнения бюджетов могут быть внесены

изменения в их расходную и доходную части. Делается это на основании

решений органов представительной и исполнительной власти.

Второе. Главным документом, на основании которого осуществляется

исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов,

составляемая финансовыми органами.

Третье. В исполнении бюджетов принимают участие все республиканские и

местные государственные органы, предприятия, организации и учреждения всех

форм собственности, а также определенная часть населения.

Четвертое. Законодательство предусматривает санкции и меры ответственности

к юридическим и физическим лицам за нарушения против бюджета Республики

Беларусь.

Решающая роль в исполнении бюджетов принадлежит Министерству финансов,

местным финансовым органам, Главной государственной налоговой инспекции и

региональным государственным налоговым инспекциям. Министерству финансов

предоставлено право получать от министерств, других центральных органов

управления, предприятии, объединений, организаций и учреждений информацию

об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и

использованию государственных финансовых средств; осуществлять контроль за

целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований. Ему также

вменяется в обязанности ограничивать и приостанавливать финансирования

расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их

получателями требований нормативных актов, непредоставления ими информации

о движении государственных финансовых средств. Идентичными правилами

наделены финансовые органы.

Важная роль в исполнении бюджетов принадлежит казначейству, в функции

которого входит управление доходами и расходами республиканского бюджета и

контроль за его исполнением.

Обязательным условием исполнения бюджетов является кассовое исполнение

бюджета. Законами о бюджетной системе и о Национальном банке оно возложено

на банковскую систему. Кассовое исполнение бюджета заключается в приеме,

хранении и выдаче бюджетных средств. В основе кассового исполнения бюджета

лежит принцип единства кассы, означающий, что все доходы данного бюджета

аккумулируемся на одном счете в конкретном кредитном учреждении. Из него в

установленном порядке производится выдача средств получателям бюджетных

назначений. В процессе кассового исполнения бюджета осуществляется

координация работы на этом участке кредитных учреждений и казначейства.

Принцип сбалансирования бюджета означает, что каждый бюджет должен

быть сбалансирован не только по году, но и в каждом квартале. В процессе

исполнения бюджета, если в каком-то квартале недостаточно поступлений для

осуществления запланированных расходов, может быть временно Позаимствована

оборотная кассовая наличность и свободные остатки средств, образовавшиеся

на начало года.

Поквартальное распределение бюджетных средств производится по каждому

министерству, управлению (отделу) исполкома, по каждому виду доходов и по

каждой свободной смете расходов. Составленное таким образом поквартальное

распределение доходов и расходов служит основанием для разработки росписи

доходов и расходов соответствующего бюджета. А это, как уже отмечалось,

основной документ, регулирующий отношения между субъектами бюджетных

отношений в процессе исполнения бюджета. Это не только чисто финансовый, но

и юридический акт, удостоверяющий право руководителей субъектов-получателей

бюджетных назначений на использование бюджетных средств в течение года.

В утвержденные росписи доходов и расходов бюджета Могут быть внесены

изменения в случаях принятия законодательных и подзаконных актов,

вызывающих изменения доходов и расходов бюджета. Изменения в роспись

доходов расходов могут также быть внесены руководителем фннорганов в

пределах предоставленных ему прав. Для нижестоящих финорганов основанием

для внесения изменений в показатели утвержденного бюджета служат также

уведомления по взаимным расчетам, направленным вышестоящим фннорганом,

Взаимные расчеты вышестоящего бюджета с нижестоящими бюджетами могут иметь

место при издании, после утверждения бюджета, новых законов, постановлений

и распоряжений Правительства.

Выделяемые из бюджета средства поступают в распоряжение руководителей

бюджетных учреждений, которых принято называть распорядителями бюджетных

средств. По определению распорядители бюджетных средств - это должностные

лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными

средствами, выделенными из бюджета.

Распорядители бюджетных средств подразделяются на главных и

нижестоящих. К главным распорядителям бюджетных средств относятся

руководители министерств и ведомств, управления (отделов) исполкомов

местных Советов депутатов. Нижестоящие распорядители - это руководители

подчиненных органов подведомственных организаций и учреждении (прежнее на

звание- распорядители бюджетных кредитов).

Главные и нижестоящие распорядителей бюджетных средств наделены

различными правами в использовании средств. Главные распорядители имеют

право не только расходовать бюджетные средства на содержание возглавляемых

им учреждений, но и распределять выделенные им ассигновать между

нижестоящими распорядителями. Нижестоящие распорядители бюджетных

средств, если в их подчинении подведомственные учреждения, должны

использовать их частично на собственные нужды и частично перераспределив

их между руководимыми ими учреждениями. Руководители конкретных учреждений

получают бюджетные средства для непосредственного расходования.

Право на получение бюджетных средств распорядителя получают формально

с момента утверждения соответствующего бюджета. Фактическое перечисление

средств с соответствующих счетов бюджетов производится лишь при наличии

утвержденных финансовых планов и смет.

Как главные, так и нижестоящие распорядители бюджетных средств обязаны

использовать выделенные им ассигнования строго по целевому назначению и в

пределах утвержденных смет. За нарушения в использовании средств

распорядители несут предусмотренную законодательством ответственность.

В процессе исполнения бюджетов возникают различные отношения между звеньями

бюджетной системы. Эти отношения регулируются законом о бюджетной системе.

Уже упоминалась взаимоответственность вышестоящих и нижестоящих бюджетов

при принятии решений, приводящих к уменьшению доходов или увеличению

расходов соответствующих бюджетов. Но могут возникать другие случаи. В

частности, при принятии Парламентом, Президентом, Советом Министров,

местными Советами депутатов и их исполкомами решений, вызывающих увеличение

доходов или уменьшение расходов нижестоящих бюджетов, образующиеся в связи

с этим излишки доходов или экономия в расходах подлежат передаче в

вышестоящие бюджеты.

В случае принятия местными Советами депутатов решений, противоречащих

законам Республики Беларусь и решениям вышестоящих Советов депутатов в

части размеров нормативов, а также в части взаимных расчетов, либо

несоблюдение ими и их исполнительными комитетами указанных Сложений в

процессе исполнения бюджетов, средства, причитающиеся соответствующим

бюджетам, взыскиваются в бесспорном порядке.

Исполнение бюджетов завершается 31 декабря. Однако, для решения

расчетов и исполнения обязательств в период исполнения бюджетов

предусматривается льготный период, составляющий один месяц. Бюджетный год

плюс льготные периоды определяются как бюджетный период.

УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА БЮДЖЕТА.

Завершающим этапом последней стадии бюджетного процесса -

исполнения бюджета, является отчет от исполнении бюджета. В отчете можно

выделить три этапа - подготовка отчета, его рассмотрение и утверждение.

Работа по составлению отчета начинается сразу же после завершения

бюджетного года. Организация работы по составлению отчета возлагается на

Правительство и исполкомы местных Советов депутатов. Непосредственно

составлением отчетов об исполнении бюджета занимается соответственно

Министерство финансов и финансовые органы.

. Органы исполнительной власти общей компетенции направляют всем

распорядителям бюджетных средств письмо с требованием предоставить

информацию с фактическим использованием бюджетных средств Финансовые органы

на основе предоставляемых им отчетных данных и своей информации составляют

проект отчета об исполнении бюджета.

Составляемые финорганами отчеты передаются соответствующим органам

исполнительной власти для их рассмотрения и предоставления в органы

представительной власти. Отчет рассматривается в постоянных комиссиях и

затем представляется для утверждения на заседании органов представительной

власти Угождение отчета оформляется постановлением органа представительной

власти.

По республиканскому бюджету отчет должен быть предоставлен в Парламент

не позже пяти месяцев со времени окончания отчетного финансового года.

Сроки представления отчетов об исполнении местных бюджетов зависят от

уровня бюджетов и определяются местной представительной властью.

Общим правилом для всех видов бюджетов является и то, что отчеты об

исполнении бюджетов за предыдущий год рассматриваются и утверждаются

одновременно с рассмотрением и утверждением бюджетов на предстоящий год.

Отчет об исполнении бюджета публикуется для всеобщего сведения.

1.3. Банковская система Республики Беларусь.

План:

1. НАЦОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

2. КОММЕРЧИСКИЕ БАНКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

1.

НАЦОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

Преобразования 1988-90 годов коренным образом изменили банковскую

систему бывшего СССР. Было покончено огосударствлением банковского

сектора, подчиненностью Центрального банка исполнительной власти. И,

таким разом, сформировалась типичная для стран с рыночной экономикой

банковская система. Под национальной банковской системой принято понимать

внутренне организованную, взаимосвязанную, объединенную едиными целями и

задачами совокупность банковских учреждений. Банками являются

государственные, акционерные и другие организации, созданные для

привлечения денежных средств и их размещение в форме кредита, а также для

осуществления других операций, предусмотренных банковским

законодательством.

Банковская система Республики Беларусь - двухуровневая. Она включает

Национальный банк (центральный) и коммерческие банки (их в настоящее время

более тридцати), функционирование банков регулируется двумя основными

законами- "О Национальном банке Республики Беларусь" и банках и банковской

деятельности в Республике Беларусь". В указанных законах не указывается на

другие небанковские организации, хотя такие учреждения в Республике

функционируют. Их правовой статус долгое время был вообще не определен. И

только в конце 1996 года Правительством И Национальным банком было принято

совместное постановление, утвердившее "Временное положение о небанковских

финансовых организациях в Республике Беларусь".

Правовой статус Национального банка отличается от правового статуса

коммерческих банков тем, что Национальный банк является одновременно

органом управления и хозяйствующим субъектом. Как орган управления он

наделен широкими полномочиями по управлению финансово-кредитной системой

Республики Беларусь. Его хозяйственная деятельность есть продолжение

реализации его административных функций, так как, вступая в отношения с

Правительством и коммерческими банками он руководствуется интересам,

денежно-кредитной политики.

Национальный банк подчиняется Парламенту. Председатель и члены

правления назначаются Президентом с согласия Нижней палаты Парламента.

Главной целью Национального банка является обеспечение внутренней и внешней

устойчивости официальной денежной единицы, поддержание стабильности цен.

Основные задачи заключаются в выработке и проведении денежно-

кредитной политики, выдаче лицензий и осуществлении надзора за

юридическими лицами, занимающимися банковской деятельностью. Национальный

банк наделен исключительным правом на эмиссию денег, и это право делает

его неуязвимым, с точки зрения опасности банкротства.

Клиентами Национального банка являются Правительство и коммерческие

банки. По отношению к Правительству Национальный банк выступает как

банкир, экономический советник и финансовый агент. Как банкир Национальный

банк обеспечивает кассовое исполнение бюджета, предоставляет кредиты для

частичного финансирования бюджетного дефицита. Поскольку денежно-кредитная

политика является составной частью экономической политики, Национальный

банк консультирует Совет Министров по вопросам денежного обращения,

кредитования, валютного регулирования. Национальный банк представляет

Правительство в отношениях с международными финансовыми организациями.

Нельзя не отметить и того, что Правительство и Национальный банк не

несут ответственности по обязательствам друг друга, за исключением случаев

предусмотренных законом.

В отношениях Парламент Национальный банк последний имеет право

законодательной инициативы. По поручению Парламента он может брать на себя

обязательства и осуществлять операции, связанные с участием Республики

Беларусь в работе международных финансовых организаций. Национальный банк

ежегодно к 1 ноября представляет в Парламент. Основные направления денежно-

кредитной политики на очередной год, а также ежеквартально информирует

Парламент о состоянии денежной системы. В обязанности Национального банка

входит ежегодно представлять в Парламент отчет о собственной деятельности и

деятельности всей кредитной системы государства. Парламент, по

представлению Национального банка, утверждает распределение его прибыли.

Так, в Законе О бюджете на 1997 год (ст.34) установлено, что 50 процентов

прибыли Национального банка ежемесячно перечисляется в доход

республиканского бюджета.

Для выполнения обязанностей по управлению денежно-кредитной системой

Национальный банк наделен широким спектром прав. Во-первых, он вправе

требовать от органов управления финансовой и экономической информации. Во-

вторых, издавать обязательные для выполнения банками и другими

хозяйствующими субъектами нормативные документы. В-третьих, специалисты

Национального банка по письменному распоряжению своих руководителей могут

посещать любые предприятия и банки, инспектировать бухгалтерские счета,

иные документы банков и других юридических лиц и получать от них

информацию.

2.

КОММЕРЧИСКИЕ БАНКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

Национальный банк не занимается кредитно-расчетным обслуживанием

предприятий и населения. Главным звеном в обслуживании народного хозяйства

и граждан являются коммерческие банки, составляющие второй уровень

банковской системы. Банки могут создаваться на основе государственной,

частной и смешанной форм собственности. Коммерческие банки различаются по

принадлежности уставного капитала и способу его формирования на:

государственные, акционерные, на банки представляющие собой общества с

ограниченной ответственностью, на банки с участием иностранного капитала, а

также иностранные банки. По видам совершаемых операции - на универсальные и

специализированные. По территориальным признакам - на республиканские и

региональные. Основная масса существующих в республике банков - это

акционерные общества открытого типа. Несмотря на то, что в названии

некоторых белорусских банков присутствует указание на их специализацию,

например. Белорусский биржевой банк, все они являются универсальными

банками. Тем не менее, специализация все же есть, она касается не спектра

оказываемых услуг, а ориентации на работу с определенной группой клиентов.

Так, Белагропромбанк, в основном, обслуживает предприятия агропромышленного

комплекса, колхозы, совхозы.

В своей оперативной деятельности банки независимы от

представительных и исполнительных государственных органов. Служащие

госаппарата не могут совмещать выполнение своих служебных обязанностей с

работой в коммерческих банках. Банки не отвечают по обязательства

государства, а государство не отвечает по обязательствам банков. Отношения

государственно-коммерческие банки опосредуются через Национальный банк.

Законодательств устанавливает, что банки отвечают по своим обязательства

перед клиентами всем принадлежащим им Имуществом денежными средствами,

но, в то же время, не отвечают обязательствам вкладчиков и клиентов банка.

Деятельность коммерческих банков осуществляется на новации лицензии

Национального банка. Каждая конкретная банковская услуга лицензируется, что

позволяет допускать финансовый рынок только профессионально подготовленные

специалистов. По своему правовому статусу коммерческие: банки не

должны осуществлять административно-контрольные полномочия относительно

своей клиентуры. Однако, в двух случаях они все же осуществляют эти

полномочия, но в данном случае отсутствуют интересы банков, связанные с

извлечением прибыли. Положением о кассовых операциях на коммерческие

банки возложены обязанности периодически проверять соблюдение

предприятиями, организациями и учреждениями правил ведения кассовых

операций. Коммерческий банк, получив лицензию на совершение валютных

операций и став уполномоченным банком, обязан осуществлять контрольные

операции по валютным операциям своих клиентов. В законодательстве и

литературе за ними укрепилось понятие - "агенты валютного Контроля".

Коммерческие банки гарантирует тайну по операциям, счетам и вкладам своих

клиентов и корреспондентов.

За непродолжительный период существования банковской системы

Республики Беларусь в ней возник ряд проблем. В вопросах регулирования

банковской системой они заключаются в следующем: банковская система играет

исключительно важную роль в обеспечении нормального функционирования

экономики. Поэтому она должна управляться не специальным ведомственным

органом управления в лице Национального банка, а структурой, представляющей

интересы всей национальной экономики. В некоторых странах образованы

банковские комитеты, в состав которых входят представители финансовых и

экономических ведомств государства, представительных и исполнительных

органов, крупнейших коммерческих банков. Очевидно, что такой орган

целесообразно утвердить и в Республике, наделив его соответствующими

правами и обязанностями.

Последние два года в Белоруссии происходит монополизация банковской

деятельности: мелкие и средние банки объединятся с более крупными,

становясь их филиалами. Против реорганизации банков не может быть никаких

возражений. Однако, как показывает мировой опыт, централизация банковского

капитала и концентрация банковской деятельности не должны .приводить к

ухудшению обслуживания хозяйствующих субъектов и населения. По количеству

кредитных учреждении на 100 тысяч населения Беларуси еще отстает от стран с

традиционно хорошо поставленным банковским бизнесом.

Поставленные вопросы выходят за рамки чисто банковской сферы и

финансового законодательства, однако, они имеют важное значение для

дальнейшего развития банковской системы Республики Беларусь.

Литература:

1. Закон РБ «Об аудиторской деятельности» от 08.11.1994 г.

2. Закон РБ «О государственной налоговой инспекции РБ» 02.02.1994 г.

3. Закон РБ «О местном управлении и самоуправлении» от20.02.1991 г.

4. Закон РБ «О Комитете государственного контроля РБ» от 09.02.2000 г.

5. Закон РБ «О бюджетной системе РБ и государственных вне бюджетных

фондах» ОТ 04.06.1993 г.

6. Закон РБ «О бюджетной классификации РБ» от05.05.1998 г.

7. Банковский кодекс РБ от25.10.2000 г.

8. Указ президента РБ « О мерах по регулированию банковской деятельности в

РБ» от24.05.1996 №209

9. Аркарнов М.М. Основы банковского дела. Курс лекций.

10. Ханкевич Л.А. Финансовое право РБ.

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.