![]() |
|
|
Создание и управление компанией за рубежомкомпаний с российским капиталом, занимающихся экспортом и особенно импортом. Однако ведущим для большинства новых компаний с российским капиталом за рубежом в 90-е гг. стал третий мотив (см. п. 2 гл. 2). 3. Режим для иностранных инвестиций за рубежом В развитых странах с рыночной экономикой, большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой действует принцип национального режима по отношению к иностранным инвестициям. Так, принятая ОЭСР еще в июне 1976 г. Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях рекомендует странам — членам ОЭСР “предоставлять предприятиям, действующим на их территории и принадлежащим или же контролируемым прямо или косвенно гражданами другой страны-члена ... режим в соответствии с их законами, постановлениями и административной практикой, учитывающей международное право, и не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется в аналогичных случаях местным предприятиям”1. Одновременно Декларация рекомендует странам — членам ОЭСР распространять национальный режим и на капиталовложения из третьих стран. В Рекомендациях по режиму для иностранных прямых инвестиций, принятых Всемирным банком в 1992 г. для стран-членов этой организации, говорится, что “эти Рекомендации базируются на общей предпосылке, что одинаковый режим для инвесторов в одинаковых обстоятельствах и при свободной конкуренции между ними является 1 Цит. по- The OECD Declaration and Decisions on International Investment and Multinational Enterprises. 1991 Review. Paris, 1992 P. 101. необходимым условием для благоприятного инвестиционного климата”2. Деятельность иностранных инвесторов на Западе регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами, обязательными для всех местных предпринимателей, как национальных, так и иностранных. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве развитых стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления для них, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. Национальный режим дает много преимуществ иностранному инвестору; зарубежные предприниматели могут основывать свои компании и хозяйствовать на тех же условиях, что и национальные производители товаров и услуг, вступая с ними в полнокровную конкуренцию; они могут избирать любую принятую в данной стране организационно-правовую форму ведения хозяйственной деятельности; пользуются большинством местных льгот; получают доступ к местным финансовым, трудовым, научно-техническим, реже — к природным ресурсам и т. д. Во многих развитых странах мира вообще нет специальных государственных органов, регулирующих деятельность компаний с иностранным капиталом. Так, Комитет по иностранным инвестициям в США (межминистерская совещательная организация) имеет в принципе право рассматривать те крупные иностранные капиталовложения, которые могут иметь заметные последствия для национальных интересов США и запрещать такие капиталовложения (на основе поправки Эк-сон-Флорио). Но до настоящего времени случаев запрещений не отмечено. Остальные федеральные органы занимаются лишь статистическим анализом иностранных инвестиций. Нет в США и валютных ограничений. Поэтому вся регистрация и последующая деятельность компаний с иностранным капиталом регулируются законами и органами; общими для всех компаний, как национального, так и иностранного происхождения, ____________________________________________________________________________ _____________________________ 2 Цит. по: Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment United Nations Library on Transnational Corporations. Vol. 20. — N.Y.: Routledge, 1994. P. 519. занимающихся предпринимательской деятельностью в США. Однако в некоторых развитых странах с рыночной экономикой есть специальные законы и органы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов. Так, в Португалии действует Кодекс иностранных инвестиций и специальная государственная организация —- Португальский институт торговли, туризма и инвестиций. Правда, и эта организация занимается не столько регулированием иностранных инвестиций, сколько содействием им. Ощутимо регулируют ввоз и деятельность иностранного предпринимательского капитала преимущественно те развитые страны, где есть опасения, что иностранный капитал может установить или расширить свой контроль над некоторыми секторами национальной экономики) завладеть заметной частью недвижимости, а также ухудшить состояние платежного баланса через вывоз прибылей и ввоз кредитов. Это Скандинавские государства и Финляндия, средиземноморские страны, бывшие британские доминионы (Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР). Еще сильнее регулируется приток и функционирование иностранных инвестиций в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Здесь на вышеупомянутые опасения налагаются еще и давние традиции сильного государственного регулирования хозяйственной жизни. В целом же отклонения от принципа национального режима имеют в мире тенденцию к уменьшению, государственное регулирование притока и деятельности иностранных прямых инвестиций смягчается. От настороженного отношения к иностранным ТНК большинство стран переходят к оценке их деятельности как в целом полезной для национального экономического развития. Глава 2. Особенности вывоза российских прямых инвестиций В отличие от развитых стран с рыночной экономикой и некоторых развивающихся стран, например стран Персидского залива, государства с переходной экономикой испытывают не избыток капиталов, а их нехватку. Тем не менее их предприниматели, как частные, так и государственные, также создают свои компании за рубежом. 1. Масштабы, география и отраслевая направленность инвестиций В нашей стране долгие годы отсутствовала полноценная статистика об отечественных прямых инвестициях за рубежом. В последнее десятилетие учет в этой сфере еще больше ослаб. Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием (ранее его вело Министерство финансов, потом Российское агентство международного сотрудничества и развития, а после его расформирования, с 1994 г., — Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики), весьма неполон и не может служить базой даже для оценки, не говоря уже об анализе. Слабость статистической базы объясняется прежде всего следующими причинами. Во-первых, очень скудна законодательная база всей сферы зарубежного инвестирования (см. подробнее п. 1 гл. 6), не говоря уже о законодательной базе сбора и анализа такой информации. Например, в отличие от Бюро экономического анализа Министерства торговли США; которое в своей деятельности опирается на достаточно подробный закон “Обзоры международных инвестиций” 1976 г., Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ опирается только на Постановление Правительства РФ № 655 от 6 июня 1994 г. В самом Постановлении лишь констатируется, что на палату возлагаются, среди прочего, регистрация российских инвестиций за рубежом и обеспечение ведения их сводного государственного реестра. Во-вторых, сам этот реестр охватывает очень ограниченное число позиций регистрирующихся за рубежом компаний и не отражает последующих изменений, произошедших с этими компаниями. Третья и главная причина слабости реестра состоит в том, что огромное число создаваемых за рубежом компаний с российским капиталом стремится избежать регистрации в самой России и, соответственно, избегает внесения в реестр. Санкций против них до сих пор не применялось. Поэтому возможна лишь очень примерная оценка масштабов, географии и отраслевой направленности российских прямых инвестиций за рубежом. По данным платежного баланса России, официальный вывоз прямых инвестиций из нашей страны в 1992— 1994 гг. ежегодно уменьшался — с 1454 млн. долл. в 1992 г. до 807 млн. в 1994 г. В реальности же обе эти величины были намного больше, поскольку значительная часть вывозимого капитала не регистрировалась. Эти и подобные случаи составители платежного баланса закладывали в такие его статьи, как “Поправка на неэквивалентный бартер”, “Не поступление экспортной выручки”, “Ошибки и пропуски”, общая величина которых доходила в эти годы до нескольких миллиардов долларов в год. Часть этой суммы до 50% по статье “Ошибки и пропуски”, по данным ВНИКИ МВЭС)1 падала на ____________________________________________________________________________ _____________________________ 1Экономика и жизнь. ИЖЧ. № 29. С. 21 незарегистрированное осуществление инвестиций, в том числе прямых. Поэтому мы можем оценить ежегодный вывоз прямых инвестиций из России как величину в несколько миллиардов долларов. Что касается величины уже накопленных за рубежом российских прямых инвестиций, то с учетом давно существовавших за рубежом фирм с участием советского капитала они могут быть оценены очень приблизительно в 15—20 млрд. долл. Схожую величину накопленных прямых инвестиций имеют Австрия, Финляндия, Китай, Тайвань, В мире ежегодно 80% прямых инвестиций размещается на Западе, т. е. в развитых странах с рыночной экономикой. Не составляют исключения и российские прямые инвестиции. Косвенным подтверждением этого является и география нашего экспорта товаров (обычно она примерно совпадает с экспортом прямых инвестиций): в 1992-—1995 гг. на эти страны приходилось более половины всей российской внешней торговли (включая бывшие советские республики). Даже наиболее предпочитаемые российскими инвесторами зарубежные налоговые гавани и офшорные центры тоже находятся на Западе или, по крайней мере, рядом с развитыми странами Запада (Кипр, Багамские о-ва и др.). Говоря об отраслевой структуре российских прямых инвестиций, отметим, что еще в конце 80-х гг. из общего числа действовавших за рубежом компаний с советским капиталом лишь 15% занимались деятельностью преимущественно в сфере материального производства (в основном это была добыча и переработка рыбы). Остальные 85% компаний действовали в сфере услуг: занимались коммерческой деятельностью, агентскими, транспортно-экспедиторскими, финансовыми и другими услугами. Вывоз портфельных инвестиций из развитых стран увеличивается как в силу роста богатства этих стран, так и из-за желания их инвесторов диверсифицировать свои вложения. Для развивающихся стран с динамичной экономикой вывоз портфельных инвестиций также нередкое явление, особенно если покупаются ценные бумаги тех зарубежных компаний, с которыми инвесторы этих стран имеют деловые связи. В основном по этой причине растет вывоз портфельных инвестиций из КНР, Кореи, Сингапура, Турции. Особый случай представляют те развивающиеся страны, где остро стоит проблема избыточного капитала, — Саудовская Аравия, Кувейт и др. Однако для России действует скорее другая причина — покупка иностранных ценных бумаг является удобным каналом бегства капитала. Эта причина преобладает и в других странах — лидерах 80—90-х гг. по бегству капитала- в Мексике, Аргентине, Венесуэле. Учитывая отсутствие в России регистрации покупаемых российскими инвесторами иностранных ценных бумаг, можно сказать, что данные платежного баланса о вывозе портфельных инвестиций следует рассматривать как минимальные. К тому же в иностранные ценные бумаги была со временем обращена часть ранее вывезенного в других формах советского и российского капитала. Можно предположить, что в руках российских инвесторов находится иностранных ценных бумаг на сумму в несколько десятков миллиардов долларов и что за редким исключением это ценные бумаги западного происхождения. Главной же формой экспорта капитала из России является вывоз в ссудной форме, преимущественно в виде кредитов, а также вложений на текущие счета и депозиты в зарубежных кредитных учреждениях, в том числе в банках — корреспондентах российских банков. Так, в 1994 г. Россия предоставила за рубеж 6 млрд. долл. кредитов (включая 3 млрд. поставок в долг и прироста прежней задолженности стран СНГ) и хотя немного (на 2 млрд. долл.) уменьшила зарубежные счета и депозиты своих банков, однако они по-прежнему составляли огромную для нашей страны величину — около 20 млрд. долл. В еще большую величину можно оценить и незаконно хранящиеся за рубежом счета и депозиты российских юридических и физических лиц. К преимущественно незаконно приобретенной с точки зрения российского законодательства можно отнести и основную часть недвижимости, купленной российскими резидентами за рубежом в последние годы. Это также несколько десятков миллиардов долларов. Представление о масштабах легального (т. е. отраженного в платежном балансе за соответствующие годы) вывоза капитала из России дает табл. 2.1. Если к цифрам табл. 2.1 добавить ежегодные несколько миллиардов долларов из таких статей платежного баланса, как “Поправка на неэквивалентный бартер” (часть этой Таблиц а 2.1. Участие России в международном движении капитала (по данным платежного баланса, в млн. долл.) |Формы | |Вывоз| | | |Ввоз | | | |международного | | | | | | | | | |движения |1992г|1993г|1994г|1995г|1992г|1993г|1994г|1995г| |капитала |. |. |. |. |. |. |. |. | | | | | |(9мес| | | |(9мес| | | | | |.) | | | |.) | |Все формы |40174|36687|- |64896|33005|39233|- |68476| |международного | | | | | | | | | |движения | | | | | | | | | |капитала | | | | | | | | | |В том числе: | | | | | | | | | |прямые |1454 |1404 |811 |22 |1565 |722 |638 |1164 | |инвестиции | | | | | | | | | |портфельные |196 |420 |1175 |147 |21 |356 |570 |17 | |инвестиции | | | | | | | | | “неэквивалентности” оседает на банковских счетах российских резидентов за рубежом), “Не поступление экспортной выручки”, а также “Ошибки и пропуски” (табл. 2.2), не отражаемую в платежном балансе контрабанду из России и другие способы бегства капитала, то можно прийти к выводу что легальный и нелегальный вывоз капитала из России в 90-х гг. ежегодно составлял несколько десятков миллиардов долларов Таблица 2.2 Сальдо отдельных статей платежного баланса России (по данным платежного баланса, в млрд. долл.) |Статьи баланса |1992г. |1993г. |1994г. |1995г.(9мес| | | | | |.) | |Торговый баланс |7.4 |10.7 |15.1 |17.1 | |В том числе: | | | | | |поправка на |-6.4 |-1.2 |-0.4 |-0.8 | |неэквивалентный бартер | | | | | |Баланс услуг (включая |-3.2 |-5.5 |-9.3 |1.6 | |трансферты) | | | | | |Счет текущих операций |4.2 |6.2 |5.8 |10.1 | |Счет операций с |-7.2 |-2.5 |-5.8 |-3.6 | |капиталом | | | | | |В том числе: | | | | | |недопоступление |- |- |- |- | |экспортной выручки | | | | | |ошибки и пропуски |-4.6 |-2.3 |2.3 |-6.0 | Учитывая подобные масштабы легального и нелегального вывоза капитала из России и также то) что часть нелегально вывезенных средств возвращается назад, как легально — в виде уже иностранных капиталовложений, так и нелегально — в виде наличной валюты и т д, можно оценить зарубежные активы России (не считая принадлежащей государству недвижимости) примерно в 150—200 млрд. долл. Оценка величины российского капитала за рубежом в 400—450 млрд. долл. и более (правда, сюда включают недвижимость, некогда принадлежавшую дореволюционной России, а также долг зарубежных с гран России, деньги КПСС и КГБ, часть царской казны и т д ) представляется чрезмерной. Для сравнения укажем, что экспорт всего СССР в 1990 г составлял около 100 млрд. долл., а весь ВВП СССР в последние годы его существования оценивался на базе покупательной способности рубля в 1,2-1,6 трлн. долл. Для России в середине 90-х гг. эти показатели составляют соответственно 60- 80 и 600-800 млрд. долл. 2. Главные причины вывоза предпринимательского капитала из России Приведенные в п.1 цифры дают основание утверждать, что частный капитал вывозится из России преимущественно в рамках бегства капитала. Бегство капитала из России осуществляется законными и незаконными способами. К законному способу можно отнести рост зарубежных активов российских уполномоченных банков. К началу 1995г. они составили около 20 млрд. долл., увеличившись только за 1992г. на 4,1 млрд. (правда, в 1994г. они уменьшились). К незаконному способу нужно отнести не переведенную в Россию Экспортную выручку. В 1995г. ее объем составил около 4-5 млрд. долл. Выявленная контрабанда составила около 0,2 млрд., а не выявленная, по оценке экспертов, 2 млрд. долл. в год. Занижение экспортных цен, особенно активно использовавшееся в бартерных операциях, оценивается в 1995г. в 1 млрд. долл. Распространены и авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки. Наконец, капитал вывозится просто в виде наличной иностранной валюты - в 1993г. ее было вывезено 3,7 млрд.долл., по оценке ГТК РФ. Введение в 1994г. новых правил заключения внешнеторговых сделок (оформление паспорта сделки в уполномоченном банке, передача банком сведений о параметрах сделки в ГТК РФ) позволяет установить систему единого таможенно-валютного контроля и частично уменьшить нелегальный вывоз капитала. Другая, меньшая часть предпринимательского капитала вывозится из России по классическим мотивам. Во-первых, это организация производства товаров и услуг за рубежом. Из примеров подобных прямых инвестиций в 1993-1995гг. можно привести деятельность КамАЗа, открывшего фирмы по сборке своей продукции в Венгрии и Ботсване, и открытие российской нефтяной компанией ЮКОС в Турции своей дочерней компании по переработке нефти и продаже бензина с перспективой выхода на рынки соседних стран. В целом же слабая ориентация на производственную деятельность за рубежом в советские годы объясняется тем, что перед государственными компаниями правительство такую задачу обычно не ставило. В пост советское время такую задачу не ставят перед собой сами компании. Не расширяя производственные мощности в самой России по причине экономического кризиса и высокой инфляции, они редко создают подобные мощности и за рубежом. Для этого у них пока мало не столько опыта, сколько традиционных конкурентных преимуществ инвестора за рубежом — преимуществ собственника передовой технологии, крупных финансовых активов, управленческого опыта и такого важного преимущества места реализации, как использование более дешевой местной рабочей силы. Во-вторых, важным мотивом является технико-экономический. У старейшего экспортера капитала в мире — Великобритании — первыми зарубежными инвестициями были открытые еще в средневековье европейские конторы |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |