![]() |
|
|
Сущность и структура финансовотчете об исполнении бюджета отражаются только те расходы и доходы кот-е являются результатом конечных кассовых операций банков; принцип гласности, обеспечивает освещение в СМИ показателей бюджета и отчета о его исполнении; принцип наглядности, отражение показателей бюджетов во взаимосвязи с общеэк- ми показателями в Украине и зарубежом. 38. Финансовый рынок, его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов. Финансовый рынок представляет собой форму организации движения денежных ср-в в народном хозяйстве и функционирует как в виде рынка ЦБ так и рынка ссудных капиталов. Объективной предпосылкой функционирования фин. рынка является несовпадение потребности в фин. ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников удовлетворения этой потребности. Функциональное назначение фие. рынка состоит в посредничестве движению ден. ср-в от их владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторвм). Сберегателями выступают юридические и физические лица, накапливающие у себя ден. средства. Пользователи (инвесторы) - зто субъекты хозяйствования и органы государственной власти, вкладывающие ден. ср-ва в какое-либо предприятие, дело. Функционирование финансового рынка объективно предопределено наличием в экономике страны собственников, обладающих реальной самостоятельностью, а т.ж. соответствующими правовыми основами. Аккумуляция временно свободных денежных средств и их инвестирование в затраты осуществляется посредством обращения на рынке ценных бумаг. Ценной бумагой признается документ, удостоверяющий имущественное право владельца бумаги при её предъявлении. ЦБ по характеру подразделяются на 2 группы: - долговые ценные бумаги (облигация). - долевые ценные (акция); Финансовые рынки можно подразделить на первичные связанные с выпуском новых ЦБ, и вторичные, осуществляющие перепродажу ЦБ. Целью первичных фин. рынков является привлечение дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования в производство и другие виды затрат. Вторичные фин. рынки предназначены для перераспределения имеющихся между субъектами хозяйствования в соответствии с потребностями расширенного воспроизводства и другими нуждами общества. Благодаря финансовым рынкам осуществляется перелив капиталов между предприятиями и отраслями, обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научно- технических и социальных программ. Первичные и вторичные финансовые рынки тесно взаимосвязаны между собой. Организационные структуры финансового рынка включают различные финансовые институты (финансово-банковские учреждения, страховые компании и др.), но ключевыми среди них являются фондовые биржи. Фондовая биржа - организационно оформленный регулярно функционирующий рынок, на котором совершается торговля ЦБ. Значение функционирования фин. рынков: - благодаря им становится возможным инвестировать денежные. средства в производство, что позволяет увеличивать производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал; - с помощью фин. рынка облегчается развитие предприятий и отраслей, обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам; - перелив капиталов, осуществляемых а финансовых рынках, способствует ускорению НТП, быстрейшему внедрению научно-технических достижений; - позволяет изыскать свободные денежные средства для покрытия растущих гос. расходов. 56. Особенности форм-ния и исп-ния фин. рес. предпр. в условиях рынка. Фин. ресурсы предпр. - это ден. доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хоз-ния и предназнач. для выполнения фин. обязат-в, осуществления затрат по расшир. воспр-ву и экономич. стимулированию работающих. Они форм-ся за счет: 1. собств. и приравненных к ним ср-в 1. мобилизации рес-сов на фин. рынке 1. поступление ср-в от фин.-банковск. сист. в порядке перераспред. Первонач. форм-ние фин. рес. происх. при образовании предпр., когда созд-ся его УФ (его источниками м.б. - акционер. к-л, паевые взносы учред-лей, отраслев. фин. рес., д/с кредит, бюждет. ср-ва). В-на УФ показывает размер ден. ср-в, инвестир-х в пр-во (ОС и ОбС). Фин. рес. предпр. форм-ся в основ. за счет приб. и аморт. отчислений; кр. того за счет выручки от реализации выбывшего им-ва, устойчив. пассивов, различ. целев. поступлений. Нов. источники - паевые и иные взносы членов трудового коллектива. Формами мобилизации ср-в на фин. рынке явл-ся : продажа акций, облигаций и др. цен. бумаг кредитные инв-ции (не во всех странах) В порядке перераспред-я предприятие может получить фин. рес.: a) в виде выплаты страхового возмещения страховыми компаниями b) в виде бюджет. субсидий c) от ассоциаций или концернов, в кот. входит предпр., если это предусмотрено учредит. док-ми d) от вышестоящей орг-ции e) дивиденды и % по ц.б. др. эмитентов. Основные напр-ния исп-ния фин. рес.: 1) платежи органам фин.-банк. сист. 2) инв-ние собств. ср-в в кап. затраты 3) инв-ние фин. рес. в ц.б., приобретаемые на рынке 4) образование ден. фондов поощрит. и соц. хар-ра 5) на благотв. цели. 39. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Необходимым условием финансово-бюджетной политики является сбалансированность бюджетов. Превышение доходов над расходами представляет собой излишек бюджета. Превышение расходов над доходами - это дефицит бюджета. В условиях административно-командной экономики при формировании бюджетного фонда страны исходили из потребностей в финансовых ресурсах на каждом уровне государственного управления, а под них изыскивали доходы, которые можно было бы мобилизовать в бюджет ж тем самым обеспечить фискальные интересы государства. Невозможность прежними волевыми методами обеспечивать нормальное соотношение между доходами и расходами, проявили себя через рост бюджетного дефицита. Качество самого дефицита может быть различным: а/ дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. б/ дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств /войны, стихийные бедствия и т.п./, когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рада. в/ дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства контролировать финансовую ситуацию в стране. Основными причинами бюджетного дефицита являются: - низкая эффективность общественного производства, малая результативность внешнеэкономических связей; -нерациональная структура бюджетных расходов; - не эффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы. При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим: 1/ недопустимо устранять дефицит путем чисто математических операций; 2/ баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. 3/ величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 2-3 % валового национального продукта; 4/ для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита /как внутреннего, так и внешнего/. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, недопустима. Дефицит может покрываться только на за мной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг; Программа должна включать такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов. 40. Эконом. сущность гос. финансов ден. отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости обществ. продукта и части нац. богатства, связанные с формированием фин. ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению соц.-культ. потребностей членов общества, нужд обороны и управления. Субъекты гос. финансов: государство в лице соотв. структур власти предприятия, учреждения, организации, объединения граждане Состав финансов 1. бюджеты разл. уровней гос. управления 2. бюджетные фонды 3. гос. кредит 4. финансы гос. предприятий С помощью бюджетных отношений в распоряжении гос. структур мобилизуется значит. часть НД, перераспределяемого финансовым методом. Бюджеты разл. уровней-финансовая база деятельности соотв. органов власти и управления. Внебюджетные фонды форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некотрых обществ. потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Формируются на общегос. и региональном уровнях. По функц. назначению подразделяются на фонды, имеющие эконом., соц., природоохран. характер. 57.Неоклассическая школа.. В 19 веке возникли противоречия между трудом и капиталом необходимо было скорректировать политику с учетом интересов различных групп. Дж. Милль :* предложение о внесении изм-ний в сферу распред-ния доходов для ослабления соц-ной напряженности в стране.* Идея введения необлагаемого минимума при подоходном обложении, который д.б. = доходу, необходимому для существования, * «Налоговая теория услуг» - каждый человек должен отдать гос-ву часть доходов за полученную поддержку, * соединил налоги с гос-ными расходами и установил между ними строгую зависимость. В 1850 гг. Новая историч-кая школа основоположники: Шмоллер, Вебер, Вагнер. Вагнер разработал 9 принципов н\о, сгруппировав их в 4 раздела: достаточность и подвижность выбор надлежащего источника и объекта всеобщность и равенство определенность, удобство, дешевизна. Считал что финансы могут использоваться гос-вом для достижения справедливости распределения доходов и богатства в стране. Начало 20 века хар-ся распространением теории предельной полезности: предельная полезность услуг должна сочетаться с предельной полезностью налогов. Неоклассическая школа Теория основана на концепции факторов производства. Согласно которой стоимость продукта создается тремя главными факторами производства: труд, земля, капитал. Эффективность гос-ных расходов рассматривается с точки зрения достижения рационального соотношения между этими факторами. Считают, что необходимо ув-ть расходы на науку и образование, что позволит в дальнейшем сократить потребность в дорогих факторах производства. Концепция услуг развивается американским экономистом Самуэльсоном, который ввел категорию общественный товар под которым понимаются товары и услуги, которые сочетают 3 свойства: неделимы среди членов общества доступны всем предоставляются гос-вом Отличие общ-го товара от частного: потребление его к-л. Одним членом общества не уменьшает потребительных свойств товара. 42. Сущность и значение государственного кредита В целях бесперебойного финансирования потребностей общества государство может привлекать для покрытия своих расходов свободные фин. ресурсы хозяйственных структур и средств населения. Главным способом их получения является государственный кредит. Особенность гос,кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Вместе с тем эти отношения существенно отличаются от банковского кредита: Средства же аккумулируемые в форме гос.кредита: - поступают в распоряжение органов гос. власти, превращаясь в их дополнительные фин. ресурсы; - направляются ,как правило, на покрытие бюджетного дефицита; - источником погашения гос. займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Гос.кредит представляет собой часть финансовых отношений общества а именно: отношение вторичного распределения стоимости ВОП и части национального богатства. В сферу гос. кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятиё и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций - это одна сторона государственно-кредитных отношений. Второй их стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью мобилизуемых государством средств. Выплата доходов кредиторам осуществляется преимущественно за счет бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей гос. ЦБ. Это означает, что и вторая сторона госкредитных отношений имеет перераспределительный характер. Объективная необходимость использования гос.кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Значение гос.кредита: он является средством увеличения финансовых возможностей; способствует правильной организации сбережений, создаёт условия для достижения сбалансированности доходов и расходов населения, предприятий и организаций; является источником увеличения денежных доходов у держателей гос. ЦБ. Вместе с тем необходимо учитывать и следующее: - необходимость погашения гос.долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены только за счет налогов; - погашение долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекает часть бюджетных доходов от производительного использования. 43.Фин. аспекты форм-ния и исп-ния Об. средств предпр. Для пр-ва прод. предпр. наряду с ОФ необх. Об. пр-ные фонды, в состав кот. входят: 1)произв. запасы: сырье, мат-лы, топливо, запчасти; 2)НЗП; 3)расх. буд. преиодов. ОбФ - это часть произв. ф-дов, кот. полностью потреб-ся в одном произв. цикле и переносит свою ст-ть на изготовл. продукт. Потребленные в проц. пр-ва ОбФ вступают в обращение уже в тов. форме (в виде изготов. прод. и уже отгруж.), кот. затем по мере реализации прод. переходит в денежную (ден. ср-ва в расчетах, в кассе, на счетах предпр. в банке). Фонды обращения - это совокупность ден. и ... рес-сов, кот. функц- ют в сфере обращения и обслуж. процесс обращения. Ден. ср-ва, авансированные в ОбФ и фонды обращения составляют ОбСр-ва предпр. По источникам форм-ния ОбС подразделяются на собств. и заемные. По своей сущности ОбС категория не фин., а общеэкон., поэтому в-на ОбС, кот. наход- ся в обороте предпр. не м.б. отнесена к фин. рес. Однако, именно фин. отн- ния образуют исход. основу сущ-ния фонда ОбС, а фин. рес. - базу для первонач. форм-ния и последующ. изм-ния их размера. Фин. отн-ния в сфере функц-ния ОбС возникают в след. случ.: 1. в ходе образования УФ предпр. (источ-ми выступ. акц. кап-л, паевые взносы, бюдж. ср-ва и др.) 2. в проц. исп-ния фин. рес. на ув-ние собств. ОбС 3. при инв-нии излишка ОбС в цен. бумаги Для оценки эфф-ти исп-ния ОбС исп-ся след. пок-ли: 1)наличие собств. ОбС, 2)соотношение между собств. и заемн. рес. Эти пок-ли хар-ют степень фин. устойчивости, 3)платежесп-ть предпр., 4)ликвидность (сп-ть в любой момент осуществить платежи), 5)оборачиваемость ОбС (эфф-ть исп-ния: время, в теч. кот. ОбС осущ-ют полный оборот). 45.Содержание ф-сов предприятий, принципы их орг-ции. В составе фин. отн- ний предприятий произв. сферы можно выделить след. группы фин. отн-ний: 1. отн-ния, связанные с форм-нием первич. доходов, образованием и исп-нием в хоз. подразделениях матер. пр-ва целевых фондов внутрихоз-го назначения (УФ, ФРП, поощрит. фонд). Это отн-ния между филиалами предприятия, цехами. 1. отн-ния внутри объединений, ФПГ и холдингов. Они включают фин. отн-ния с вышестоящими органами по поводу образования и исп-ния централизов. фин. рес-сов. 1. фин. отн-ния предприятий др. с др. (уплата и получение штрафов за нарушение договорных обязательств; внесение паевых взносов членами различных объединений, участие предприятий в распределении приб., получ. от совместной д-ти, инв-ние ср-в в акции и облигации др. предприятий, получение по ним девидендов. 1. отн-ния, складывающ. у предпр. матер. пр-ва со страхов. орг-циями в связи с форм-нием и исп-нием различного рода страхов. фондов. 1. отн-ния предпр. с банками в связи с получением банковских ссуд, их погашением, уплатой %-тов, а тж. предоставление банком во врем. пользование своб. ден. ср-в предпр. за плату. 1. отн-ния предпр. с фондовым рынком. 1. отн-ния предпр. с бюджетами различ. ур-ня и внебюджет. фондами, связ. с перечислением налогов и др. платежей. Финансы предпр. - это ден. отн-ния, связ. с форм-нием и распред. ден. доходов и накоплений субъектов хоз-ния и их исп-нием на выполнение обяз-в перед фин.-банковской сист. и фин-ние затрат по расширен. воспр-ву, соц. обслуживанию и матер. стмулиров-ю работающих. 46. Виды страхования в условиях рыночной эк-ки. Всю совокупность страховых отн-ний можно разделить на сл. отрасли: имущественное страхование. Объектом выступают матер. ценности. Его подотрасли (в зав-ти от форм соб-ти и категорий страхователей): страхование им-ва гос. предпр. колхозов арендаторов обществ. орг-ций граждан. Виды им-го страхования: страхование строений животных домашнего им-ва трансп. ср-в Соц. страхование (объект - ур-нь доходов гр-н) Подотрасли соц. страх. стахование пособий пенсий Виды соц. страх. страхование пенсий по возрасту инвалидности по случ. потери кормильца Личное страхование (объект - жизнь, здоровье и трудосп-ть) Подотрасли: страхование жизни от несч. случ. Виды: смеш. страхование жизни на случ. смерти утраты трудосп-ти страхование детей Страхование отв-ти (объект - обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению матер. или др. ущерба, если он был нанесен др. лицам) Подотрасли: страхование задолж-ти гражд. отв-ти Виды: непогашения кредита гражд. отв0ти владельцев источников повыш. опасности Страхование предприн. рисков (объект - риск неполучения прибыли или образования убытка) Подотрасли (в зав-ти от сфер коммерч. д-ти): произв. брокерская маклерская банковская биржевая Виды: на случ. снижения оговоренного ур-ня рент-ти или дохода на случ. непредвиденных убытков По форме страхование м.б. добровольным или обязательным. Добровольное страхование осущ-ся на основе договора между страхователем и страховщиком. Общие условия и порядок проведения добровольного страхования опред-ся правилами страхования, установленными страховщиком самост-но в соотв. с треб. з/д-ва. Конкретные условия страхования опред-ся при заключении д-ра страхования. Гос-во устанавливает обязательное страхование, т.е. обязанность внесения опред. кругом страхователей фиксированных страховых платежей, когда необх-ть возмещения матер. ущерба или оказание ден. помощи задевает интересы не только конкр. пострадавшего лица, но и обществ. интересы. Т.о., обязательная форма страхования распространяется на приоритетные объекты страховой защиты. В Укр. осущ-ся обязат. мед. страхование, страхование гражд. отв-ти владельцев трансп. ср-в, личное страхование опред. категорий работников и др. виды. 47. Бюджетная классификация (бк). Бк- единая система функционального группирования доходов и расходов бюджетов по однородным признакам, кот-я обеспечивает общего-ю и м/н сопоставимость бюджетных данных. Структура бк: I Доходы бюджета. II Расходы бюджета. 1 Функциональная структура расходов. 2 Ведомственная структура, утверждн-я КМУ. 3 Эк-я. III Финансирование бюджета. 1 Финансирование по типу кредитора. 2 По типу долгового обязательства. IV Гос долг. Доходы бюджета включает: I Совокупные доходы, официальные трансферты и гос целевые фонды (II+VII+VIII). II Совокупные доходы (III+VI). III Текущие доходы (IV+V). IV Налоговые поступления. V Неналоговые поступления. VI Доходы от операций с капиталом. VII Официальные трансферты. VIII Гос целевые фонды. Расходы ГБ. Экономич-я классификация расходов. I Общие расходы и кредитование без погашения (II+V). II Общие расходы (III+IV). III Текущие расходы. IV Капитальные расходы. V Кредитование без погашения. 48. Фин. аспекты ф-ния ОФ. 1) Первонач. форм-ние ОФ на вновь созд-х предпр. осущ-ся за счет ОС, кот. явл-ся частью УФ. ОС - это ден. ср-ва авансированные в ОФ произв. и непроизв. назнач. в ... приобретения ОФ и принятия их на баланс предпр. В- на ОС колич-но совпадает со ст-тью ОФ. В дальнейшем по мере участия ОФ в пр-ном процессе их ст-ть раздваив-ся. Одна их часть = износу и переносится на готов. прод., а 2-ая выражает отн-ную ст-ть действующ. ОФ. Изношенная часть ст-ти ОФ, пренесенная на готов. прод., по мере реализации прод. постепенно накаплив-ся в ден. форме и исп-ся для простого и частично расшир-го воспр-ва ОФ. В соотв. с з-ном Укр. «О н/о приб. предпр.» под термином амортизация ОФ и нематер. активов поним-ся постепенное отнесение расходов на их приобретение, исп-ние или улучшение на ум-ние скорректированной приб. плательщика налогов в пределах норм аморт. отчислений. 53.Расходы ГБ. Расходы ГБ- эконом-е отношения возникающие в связи с распред-м фонда ден средств гос-ва и его use по отраслевому, целевому и террит-му назначению. Бюджетные расходы классифиц-ся по след признакам: I По роли в общественном пр-ве: 1расходы связанные с развитием матер-го прв-ва и совершенствованием его структуры 2 расходы на содержание и развитие непр-ой сферы. II По общественному назначению: 1 на НХ 2 соц-культурные мероприятия 3 оборона 4 управление III По отраслям и видам деят-ти IV По целевому назначению. Расходы делятся на: текущие и расходы развития. Текущие- расходы на финансирование сети предпр-й, учреж-й, орган-й, действующие на начало бюджет-го, и на финансирование мер по соц защите насел-я. Расходы развития направлены на финансирование инвестиц-й и инновац-й деяти-ти. ГБ предусматривает расходы на: 1 Финансир-е общегос-х централиз-х программ поддержание и повышение жизненного уровня народа, мер по соц защите населения. 2 Финансир-е учреждений и орган-й в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физ-рыи т.д. 3 Финан-е производ-го и непроиз-го строит-ва, геологоразведочных проектно-изыскательских и др работ осуществляемых в соот-ии с общего-ми программами. 4 На оборону. 5 На охрану окружающей среды. 6 На содержание правоохранит-х, тамож-х органов, налоговой, КРУ, службы защиты прав потребителей. 7 Содержание органов з/д- й, испол-й, судебной вл-ти и прокуратуры. 8 Осуществление ВЭД и внешнепол-й деяти-ти. 9 Дотации и субвенции кот-е перечисляются в бюджеты Крыма, городов Киева и Севастополя. 10 Выплаты всех видов пенсий и расходов на защиту граж-н пострадавших от Черноб-й катастрофы. 11 Образование гос-х матер-х и фин-х резервов. 12 Обслуживание внутреннего и внешнего долга и их возврат. 49. Фин. формы регулирования рыноч. отн-ний. Нормальное функционирование н/х комплекса возм-но лишь при условии, когда каждое его стр-рное подразделение органично связ. с др. Согласованное функционирование различ. частей эк-ки достиг-ся путем её регулирования, под кот. понимается изменение темпов роста отдельных стр-рных подразделений, призванное перестроить пр-во в соотв. с изменившимися потребностями об-ва. В условиях рынка регулирование эк-ки обеспечивается путем перераспределения фин. рес. Регулирование эк-ки происходит прежде всего посредством саморегулирования; оно хар-ся такими методами формирования фин. базы в разных звеньях общ-го пр-ва, кот. вырабатывают и исп-ют сами уч-ки пр-ва. Однако в некотор. случ. рыноч. мех-м оказ-ся бессильным. В связи с этим возникает необх-ть в доп. мех-ме регулирования эк-ки. Одновр-но с саморегулированием большое влияние на стр-ру общ-го пр-ва оказывает гос. вмеш-во в эк-ку (для обеспечения круп. структ. сдвигов, поддержки приоритетных напр-ний эк. развития, расширения и совершенствования объектов соц. и пр-ной инфрастр-ры). Вмешательство гос-ва в эк-ку основано на исп- нии з/д-ми и исп-ми органами стоим. рычагов воздействия на процессы обществ. развития. С пом. гос. инв-ций, бюджет. и амортизац. политики, д-ти различ. гос. структур созд-ся конкрет. мех-м влияния на эк-ку. В регулировании эк-ки принимают участие разные сферы и звенья фин. системы. Главным инструментом регулирования воспр-ных пропорций явл-ся финансы предпр. С их пом. обеспеч-ся фин-ние потреб-тей расшир-го воспр-ва на основе установления оптим. соотношения между ср-ми, направляемыми на потребление и накопление, осущ-ся воздействие на труд. рес. Регулирование воспр-ной стр-ры осущ-ся путем изменения пропорций отчисления ден. ср-в во внутрихоз-ные фонды целевого назначения. Гос-во с пом. налогов стремится влиять на ур-нь обеспеченности предпр. собственными фин. рес. Платежи в бюджет нацелены в основном на регулирование собств. фин. базы и ( влияют только на в-ну той или иной доли собств. фин. рес., остающихся в распоряжении субъектов хоз-ния. Бюджетное фин-ние - выполняет др. роль: увеличивает фин. возм-ти предпр. за счет привлечения общегос. рес. Тер-ные пропорции регулир-ся главным образом при пом. гос. и местных финансов, с тж. финансов предпр. Это регулирование осущ-ся путем предоставления дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам, форм-ния и исп-ния тер-ных фондов, регулирования различ. форм гос. кредита. Влияние финансов предпр. на тер- ную стр-ру обществ. пр-ва происх. путем расширения зоны предприним-ва, инв- ния ср-в в затраты на разв-е городов и др. населенных пунктов. 52. Управление фин-ми в Укр. Управление фин-ми- составная часть управления эк-ки. Объект управления- разнообразные виды фин-х отношений: фин-ы предпр-й, страховые отношения гос фин-ы. Субъекты- те организационные структуры, кот-е осуществл-т управление: фин отделы предпр-й, фин управления, ГНАУ, гос казначейство. Совокупность всех этих органов составляет фин аппарат. В управлении фин-ми выделяют след элементы: планирование, оперативное управление, контроль. В ходе планирования субъект хозяйствования оценивает состояние своих фин-ф, выявляет возможность увеличения фин-х рес-в и направление их на эфф-е use. Содержание оперативного управления состоит в маневренности фин-ми рес-ми. Достижение максимального эфф-та при минимуме затрат. Контроль осуществляется и в процессе планирования, и в процессе оперативного управления. Он позволяет сопоставить фин результаты от use фин рес-в с плановыми. Оперативное управление осуществляется аппаратом фин системы: МФУ, фин-ми управлениями и отделами местных советов, фин-ми службами предпр- й. Основные задачи гос казначейства: организация выполнения ГБ и контроль за этим процессом, управление наличными ср-ми ГБ, финансирование расходов, ведение кассового выполнения ГБ, управление гос-ым внешним и внутренним долглм, распред-е между ГБ и местными бюджетами отчислений от общегос-х налогов и 55.Задачи и содержание ФК. Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов деятельности субъекта хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов организации. ФК - форма реализации контрольной функции финансов. Контрольная форма определяет назначение и содержание ФК. Содержание ФК и его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производственных сил и производственных отношений в обществе. Объект ФК - денежные распределительные процессы при формировании и использовании фин. Ресурсов, в т.ч. в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Непосредственные объекты проверок - показатели: прибыль; НДС; издержки обращения; валютные доходы предприятия; отчисления в различные фонды и на различные цели. Содержание (составляющие) ФК: проверка соблюдения требований экономических законов, оптимальных пропорций, распределения и перераспределения стоимости ВОП и НД; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); фин. Состояния и эффективности использования трудовых, материальных, фин. ресурсов предприятий, организаций, бюджетных учреждений. Задачи ФК: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение полноты и своеврменности выполнения финансовых обязательств перед бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов. Содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятии, правильному ведению бух. Учёта и отчётности; обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов. содействие высокой отдаче ВЭД предприятия, в т.ч. по валютным операциям. ФК содействует соблюдению фин. дисциплины субъектами хозяйствования. 58. Финансы как инструмент эк-го стимулирования. Для решения важнейших эк-ких задач соврем. этапа должны широко исп-ся фин. стимулы, к ним отн-ся такие организац. формы фин. отн-ний, с пом. кот. можно влиять на матер. интересы субъектов хоз-ния. Фин. стимулирование явл- ся 1 из методов регулирования н/х пропорций. Оно тесно связ. с фин. регулированием (1 из способов эк. стимулирования общ-го пр-ва). В составе фин. стимулов разв-я пр-ва и повышения его эфф-ти можно выделить: 1. эфф-ные напр-ния инв-ния фин. рес. 1. поощрительные фонды 1. бюджетные методы интенсификации пр-ва 1. спец. фин. льготы и санкции Можно выделить 3 осн. напр-ния инв-ния фин. рес.: 1) фин-ние технич. перевооруж. предпр., благодаря кот-му созд-ся принципиально новые машины и устр-ва, существенно меняется хар-ная для отрасли стр-ра ср-в труда 2) фин-ние затрат, связ. с воспр-вом р/с, профессион. подготовкой кадров, повышением их квалификации 3) последовательная реализация программ, напр-ных на обеспечение сдвигов в отраслевой и тер-ной стр-рах общ-го пр-ва. Отличие бюджет. стимулов от др. фин. стимулов состоит в том, что субъектом стимулирования явл-ся гос-во. В кач-ве эк. стимулов могут выступать: I. система платежей предпр. в бюджет II. система бюджетного фин-ния III. спец. фин. льготы и санкции Фин. льготы: разрешение на проведение ускор. амортизации, освобождение от н/о прибыли предпр., направляемой на н.-т. разработки, проведение природоохр. мероприятий. Фин. санкции усиливают матер. отв-ть субъектов хоз- ния за конечные рез-ты их д-ти, за нарушение требований договорной, расчетной и фин. дисциплины. 44.Функции финансов. Распределит-я ф-ия фин. Расрпед. ф-ия проявляется в установлении оптимальных стоимостных пропорций, распред-ии фин. рес-в пред-ий, отраслей хоз-ва и формирование на этой основе централиз. и децентрализ. фондов ден. ср-в. Объект действия распред. ф-ии- ст-ть ВНП и НД. Эта ф-ия включает 3 фазы: I распред. ВОП по элементам ст-ти и формирование первичных доходов субъектов распред. отношений. В результате первичного распред. ВОП выделяется часть, идущая на возмещение потребленных ср-в пр-ва, а т.ж. НД и его составные части, кот. не явл-ся самостоят-ми фин. категориями. Эти доходы след. субъектов пр-ва: предпр-я- pf, работники сферы мат. пр-ва- личные доходы, гос-во- НДС, АС, сборы в ФЧ, ФСС,ПФ и др. Однако эти доходы не образуют общественных ден. фондов, при помощи кот-х можно развивать эк-у, удовлет-ть обществ. потребности. II Перераспред. первичных и формирование вторичных доходов. Перераспрд. НД- сложный эк-й процесс, направляемый гос-вом в соот.с задачами эк-го и соц. развития. Перераспред. отражает 2 направления их движения: 1связано с характеристикой движения ден. ср-в в общегос-ый фонд перераспред-я- ГБ, ПФ и др. 2отражает движение ср-в из обществ-х фондов перераспред-я предпр-ям, населению. III Конечный итог распред. и перераспред.- use НД. В результате такого перераспред. НД обтазуются конечные доходы используемые для получения матер. благ, нужд непроиз. хар-ра, накопления и роста гос. матер. рес-в. Фонд непроиз-го потребления- та часть НД, кот-я непосред-о use на личное потребление населения. Фонд накопления- часть НД, use на расширение и совершенствование общ-го пр-ва. Контрольная ф-ия фин. Основу контр. ф-ии сост-ет движение фин. ресурсов как в фондовой, так и не в фондовой части, они выступают универсальным орудием контроля со стороны об-ва за пр-вом распед-ем ВОП, т.е. об-во знает как складываются пропорции в распределении ден. ср-в, насколько своевременно фин рес поступают в распоряжение разных субьектов хозяйст-я, насколько эфф. они use. Объект контроля- фин. показатели деят-ти предпр-я. В зависимости от субъектов, осуществ. фин контроль различают: общегос-й, ведомственный, внутрихоз-й, общественный,независимый (аудит). Степень и глубина реализации контр. ф-ии зависит от фин. дисциплины. Фин. дисциплина- обязательный для всех предпр- й, орган-й и должност-х лиц фин-ов хоз-ва, соблюдение установленных норм и правил выполнения фин. обязательств. Контр. фун-я действует не изолированно, а в единстве с распределительной ф-ией. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |