реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Бюджет и бюджетная система Российской Федерации

Конверсия государственных займов предполагает изменение их

первоначальных условий, например срока, процента и др. Как правило,

правительства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату

задолженности, поэтому чаще всего конверсия сводится к превращению

краткосрочных займов в средне- и долгосрочные обязательства. Существуют

несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная.

При добровольной конверсии владелец государственной ценной бумаги может

выбирать: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить бумагу. При

принудительной конверсии владелец обязан согласиться с новыми условиями

займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо

отказаться от новых условий. Конверсия обычно осуществляется при избытке

ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация государственного долга производится путем продления срока

действия кратко- и среднесрочных займов или путем унификации ранее

выпущенных кратко- и среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так

формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной

задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к

тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старой

государственной задолженности с помощью выпуска новых займов называется

рефинансированием.

Стратегия в области управления государственным долгом в 2002 году и на

среднесрочную перспективу остается важнейшим направлением бюджетной

политики. Она нацелена на смягчение "пиков" платежей, улучшение структуры

долга и снижение стоимости его обслуживания.

Основной целью управления государственным долгом является сокращение объема

государственного долга и процентных платежей по его обслуживанию.

Учитывая значительное влияние долгового бремени на федеральный бюджет и

экономику в целом, управление долгом будет осуществляться в рамках единой

системы. Для повышения эффективности управления государственным долгом

создается единая система управления долгом, предусматривающая не только

наличие системы учета всех обязательств, но и реализацию единой стратегии

управления государственным долгом как внутренним, так и внешним.

Система управления государственным долгом, учитывающая вопросы учета,

методологии, анализа рисков, планирования и подходов к регулированию долга

позволит обеспечить осуществление заимствований и выплат на максимально

выгодных для государства условиях.

Сохранение профицита федерального бюджета в предстоящем году и направление

части доходов на погашение государственного долга создает механизм

регулирования денежного предложения и стерилизации, приводит к сокращению

долгового бремени государства и соответственно повышению его рейтинга как

страны принимающей инвестиции и как страны-заемщика.

Формирование долговой политики на 2002 год осуществлялось с учетом

преодоления последствий кризиса августа 1998 года. На рынке внутреннего

долга восстановлено доверие инвесторов к рынку государственных ценных

бумаг, значительно снизилась доходность всех торгуемых на рынке ценных

бумаг. Государственные заимствования размещаются на внутреннем финансовом

рынке исходя из доходности, приближенной к уровню инфляции.

Политика Правительства Российской Федерации в 2002 году в сфере

внутреннего долга будет направлена на реализацию следующих целей:

- осуществление заимствований исходя из потребностей бюджета, при

одновременном соблюдении основных параметров денежно-кредитной политики;

- размещение на рынке средне- и долгосрочных государственных облигаций;

- внедрение новых финансовых инструментов и технологий, направленных на

оптимизацию сроков и доходности заимствований, а также защиту интересов

различных групп инвесторов.

Политика в области внутренних заимствований сформирована таким образом,

чтобы не изымать ликвидность с рынка для финансирования непроцентных

расходов. Чистый объем внутренних заимствований составит в следующем году

9.8 млрд.руб. при уплате платежей по обслуживанию внутреннего долга - 57.9

млрд.рублей. Такая политика будет оказывать положительное влияние на

уровень банковских процентных ставок и стоимость кредитных ресурсов.

С целью сокращения государственного внешнего долга и, следуя

консервативной политике государственных заимствований в период 2002-2003

годов, общая сумма займов на внешних финансовых рынках будет ограничена 1

млрд. долларов США в год. При этом платежи по государственному внешнему

долгу в предстоящем году предусмотрены в соответствии с оригинальными

графиками без учета реструктуризации. Заимствования от Международного

валютного фонда в 2002 году не предусматриваются. Такой подход, в отличие

от предыдущих лет, позволяет реалистично прогнозировать объемы внешних

заимствований, вне зависимости от результатов переговоров с кредиторами. В

предстоящем году не предусматривается также осуществлять новые

заимствования по связанным иностранным кредитам.

Реализация намеченной бюджетной политики будет способствовать снижению

государственного долга. Начавшееся в 2000 году сокращение государственного

долга продолжится и в 2002 году. На конец 2002 года общий объем

государственного долга составит 158.5 млрд.долларов США, или 48.2% ВВП. В

предстоящие три года доля государственного долга в ВВП будет снижаться и

составит к концу 2004 года около 40% ВВП.

На величину государственного долга в 2002 году и в последующие годы влияние

будет оказывать как профицитная политика бюджета, так и укрепление курса

рубля, и реальный рост ВВП.

Таким образом, основные направления бюджетной и налоговой политики на

2002 год и среднесрочную перспективу подготовлены с учетом целей

экономической политики и направлены на создание условий для продолжения

роста экономики и повышения реальных доходов населения.

Бюджетный дефицит в России

В течение двух с лишним десятилетий - со времени окончания второй

мировой войны до второй половины 60-х годов - экономика СССР находилась в

состоянии относительного макроэкономического равновесия. Консервативная

политика не допускала появления значительного дефицита бюджета даже в

случаях острой нехватки финансовых ресурсов, а относительно высокие темпы

роста обеспечивали властям получение финансовых ресурсов, достаточных для

осуществления приоритетных проектов. Однако существенное замедление темпов

экономического роста во второй половине 60-х годов заметно сузило

финансовую базу советского руководства при заметном возрастании масштабов

его намерений (поддержка “братских” режимов, создание ядерного оружия

нового поколения и т.д.).с начала 70-х годов стали отчетливо проявляться

при- знаки бюджетной несбалансированности. Со временем бюджетный

дефицит стал нарастать. Формой его проявления была, в частности, скрытая

инфляция. Официально государственный бюджет, предусматривающий дефицит, в

СССР впервые был принят в 1988 году. Основными причинами возникновения

бюджетных дефицитов в СССР, по мнению аналитиков, стали [5, с.282]:

. падение темпов роста производства;

. наличие большого числа убыточных предприятий;

. большие расходы на оборону и ВПК;

. огромные масштабы незавершенного строительства и сверхнормативных

запасов;

. неэффективная плановая система управления экономикой;

. сокращение поступлений от экспорта нефти в связи с падением мировых

цен в 1986 году;

. огромные потери доходов в связи с антиалкогольной кампанией (в 1985

г. бюджет потерял 5% доходов, а в 1986 – 10%);

. увеличение расходов связанное с ликвидацией последствий чернобыльской

катастрофы 1986 года и землетрясения в Армении в 1988 году.

С распадом СССР, сменой экономического и политического курса и началом

экономических реформ в начале 90-х годов происходят коренные изменения в

финансовой и бюджетной системе страны. К прежним причинам бюджетного

дефицита присоединились новые, связанные, прежде всего с экономическим

спадом и сокращением объема ВВП, что естественно привело к сокращению

доходной базы. Бюджетный дефицит стал хроническим.

Таблица 5

Бюджетный дефицит в РФ за ряд лет

|Показатели |1993 г |1994 г |1995 г |1996 г |1997 г |1998 г |

|Бюджетный дефицит в|6,9 |9,9 |3 |3,3 |3,6 |6,3 |

|% к ВВП | | | | | | |

Важнейшей причиной дефицитности бюджета стало несовершенство налоговой

системы. Это связано прежде всего с высокими ставками многих налогов, что

привело к значительному сокращению налоговых поступлений. Зависимость

поступлений в бюджет от налоговых ставок находит свое теоретическое

обоснование в положении А. Лаффера, согласно которому чрезмерное повышение

налоговых ставок на доходы предприятий и физических лиц снижает стимулы к

капиталовложениям, замедляет экономический рост и приводит к повсеместному

уклонению от уплаты налогов. Всё это, в конечном счете, отрицательно

сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Графическое

отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой

налоговых ставок получило название кривой Лаффера.

Ставка

налога

100%

К

0 Qk Q

Рис. 7 Кривая Лаффера

При увеличении налоговой ставки, доходы в госбюджет возрастают

Возрастание происходит до тех пор, пока не будет достигнут оптимальный

размер налоговой ставки, обеспечивающий максимальные поступления в бюджет в

размере Qk. Дальнейшее повышение налоговой ставки уменьшает стимулы к

труду, предпринимательской деятельности и при возрастании налоговой ставки

доходы бюджета уменьшаются. Теоретически, при 100%-ном уровне

налогообложения поступления в бюджет могут приблизиться к нулю. Таким

образом, снижение чрезмерно высоких налогов в длительном периоде

обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, и, следовательно,

налоговых поступлений в бюджет.

Ещё одной проблемой, появившейся после перехода страны на рыночную,

экономику стал огромный объем теневой экономики, который составляет 41% ВВП

[14, с.6]. Это намного больше, чем в любой развитой капиталистической

стране и даже чем в странах с переходной экономикой (за исключением

некоторых государств СНГ). Естественно, что никаких доходов в госбюджет от

этого сектора не поступает.

Бюджетный дефицит в России финансировался различными методами. До 1995

года основным внутренним источником финансирования были займы в

Центробанке. В 1993 г. впервые были выпущены государственные краткосрочные

обязательства (ГКО), а затем облигации федерального займа (ОФЗ). За счет

выпуска этих и других государственных ценных бумаг (также использовались

казначейские обязательства, облигации внутреннего валютного

государственного займа, государственные сберегательные займы, золотые

сертификаты) производилось всё внутреннее финансирование бюджетного

дефицита. Ещё одним основным источником финансирования являются зарубежные

кредиты [5, с.282].

Таблица 6

Источники финансирования бюджетного дефицита в России в динамике за ряд

лет (трлн. руб.)

|Показатели |1993г. |1994г. |1995г. |1996г. |1997г. |

|Дефицит |11,7 |68,5 |53,2 |88,5 |93,2 |

|государственного| | | | | |

|бюджета | | | | | |

|Внутреннее |10,2 |66,3 |45,2 |55,8 |39,7 |

|финансирование: | | | | | |

|в т. ч. |10,0 |48,1 |- |- |- |

|- кредиты | | | | | |

|Центробанка | | | | | |

|-ценные бумаги |0,2 |14,1 |30,6 |55,8 |39,7 |

|Внешнее |1,4 |6,0 |42,6 |44,2 |53,5 |

|финансирование | | | | | |

Помимо вышеуказанных методов, с 1990 по 1995 гг. для покрытия дефицита

широко использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным

фактором и привело к гиперинфляции. Эмиссия перестала применяться с 1995 г.

и это значительно снизило инфляцию в стране.

Внутреннее финансирование дефицита с 1995 г. за счет выпуска ГКО и ОФЗ

привело к быстрому росту внутреннего долга. Динамика государственного

внутреннего долга России по ГКО и ОФЗ (в млрд. деноминированных рублей)

выглядит следующим образом.[5.стр. 274]

Таблица 7

Внутренний долг России по ГКО и ОФЗ за ряд лет

|Показатели |1994 г |1995 г |1996 г |1997 г |1998 г |

|Внутренний долг России |10,6 |76,6 |237,1 |384,9 |387,1 |

|по ГКО и ОФЗ | | | | | |

|(млрд.деноминированных | | | | | |

|руб.) | | | | | |

Следствием возрастания государственного долга стало резкое увеличение

расходов по его обслуживанию. Это вынудило Правительство РФ осенью 1998

года отказаться от погашения государственных ценных бумаг, осуществить

реструктуризацию внутреннего долга, отодвинув сроки выполнения своих

обязательств. В результате этого в стране разразился глубокий финансовый

кризис, оказавший влияние на все сферы экономической жизни.

Начиная с 1999 года наметилась явная тенденция к сокращению дефицита В

1999 г. он составлял 1,4% от ВВП, а в 2000 г. – 1,08%. Это связано прежде

всего с начавшимся экономическим ростом, который был отчасти обусловлен

тем, что из-за кризиса 1998г.значительно выросли цены на иностранные товары

и многие импортеры ушли с российского рынка, и это создало стимул для раз-

вития отечественной промышленности. Также положительную роль сыграло

снижение курса рубля, что способствовало увеличению прибыли российских

экспортеров и, следовательно, поступлений в бюджет от этих компаний.

За последние годы сделаны значительные шаги по созданию более

эффективной бюджетной системы. Сокращение нерациональных государственных

затрат привело к позитивным сдвигам в структуре бюджета. Производится

урегулирование отношений, в том числе и бюджетных, между федеральным

центром и регионами, что также оказывает влияние на функционирование

бюджетной системы.

Огромное значение для регулирования госбюджета имеет налоговая ре-

форма, которая призвана снизить налоговое бремя на налогоплательщиков,

упростить налоговую систему и повысить качество налогового

администрирования. Это в конечном итоге должно способствовать улучшению

собираемости налогов и увеличить поступления в бюджет. Важным этапом

налоговой реформы стало введение с 1.01.2001. единого социального налога с

регрессивной ставкой и 13%-ного подоходного налога со всех граждан. Эта

мера положительно сказалась на поступлениях в бюджет. Это объясняется

положением Лаффера о зависимости бюджетных доходов от величины ставки

налога. При снижении ставки до оптимального уровня, объем поступлений

увеличился.

Следствием принятых мер стала возможность формирования бездефицитного

бюджета на 2001 год – первого за весь период экономических реформ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения литературы по интересующей нас проблеме и

проведенного анализа темы на фактических цифровых материалах, можно

сделать следующие выводы:

- Государственный бюджет представляет собой финансовый план

государства на текущий год. Это смета доходов и расходов

государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и

по срокам поступления и использования. Государственному бюджету

принадлежит центральное место в системе государственных финансов;

- Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую

в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные

бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе

принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом

каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он

должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет

являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться

за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы

бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие

потребности государства, и капитальные, обеспечивающие

расширенное воспроизводство и прирост запасов.

В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета

большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение расходов над

доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной

экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой

бюджетной политики. Для разграничения причин бюджетного дефицита используют

понятие структурного бюджетного дефицита – состояние бюджета приданной

налоговой системе и данном уровне государственных расходов и потенциальном

ВНП. Разность между фактическим дефицитом и структурным характеризует

циклический бюджетный дефицит, вызванный спадом производства и наличием

безработицы выше естественного уровня. Финансирование бюджетного дефицита

за счет эмиссии денег приводит к увеличению количества денег в обращении,

росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе

приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска

государственных ценных бумаг;

- Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновению государственного

долга. В зависимости от источников займа государственный долг может быть

внутренним и внешним. Внутренний долг – это задолженность правительства

владельцам государственных ценных бумаг – резидентам дан- ной страны.

Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику:

ведет к усилению поляризации общества, отрицательно сказывается на темпах

экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный

дефицит. Внешний государственный долг (задолженность другим странам,

иностранным компаниям, банкам и международным экономическим организациям)

погашается за счет выручки от экспорта, что также может отрицательно

сказываться на темпах экономического развития.

Позитивные сдвиги в структуре бюджета достигаются сокращением

нерациональных государственных затрат, урегулированием межбюджетных

отношений, а главное - в результате налоговой реформы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.

Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.

2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б.

Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд.,

доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.

4. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О

бюджетной политике на 2002 год и на среднесрочную перспективу»//

Российская газета, 3 июня 2001 г., с.3.

5. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.

6. Закон Ставропольского края от 28.12.2001 № 55-ГД «О краевом бюджете на

2002 год»//Ставропольская правда, 29 декабря 2001 г., с.2.

7. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.- М.: Юристъ, 2000.

8. Кучеренко В. Бюджет 2002: двулик, но бездефицитен.// Российская

газета, 2 июня 2001 г., с.2.

9. Кучеренко В. Сразу не разбогатеем, но и с бедностью сладим//Российская

газета, 3 июня 2001 г., с .3.

10. Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ //

Вопросы экономики, 1998. - №3. – с.18-38.

11. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы

экономики, 2001. - №3. – с.4-23.

12. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2002 год (анализ

концепции) // Экономист, 2001. - №11. – с.59-67.

13. Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и

межбюджетные отношения // Вопросы экономики, 2001. - №1.- с.56-71.

14. Сколько теневиков на свете? // Аргументы и факты, 2001. - №17. – с.6.

15. Федеральные законы от 27.12.2000 №147-ФЗ «О федеральном бюджете на

2001 год» // Российская газета, 28 декабря 2000 г., с.2-4. и «О

федеральном бюджете на 2002 год» // Российская газета, 30 декабря 2001

г., с.2-4.

16. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.:

Финансы, ЮНИТИ, 2002г.

17. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред.

проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

18. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.