![]() |
|
|
Шпора по финансамрост обществ. пр-ва; –более широкое сокращение сферы гос. эк-ки и гос. финансир-я. –снижение военных расходов; – сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ. ДОХОДЫ ГОСБЮДЖЕТА Налоговые доходы в том числе: -НДС -Акцизы –Ввозимые таможенные пошлины –Вывозимые таможенные пошлины –лицензионный сбор за право производства алкогольной продукции –налог на прибыль предприятий и организаций –подоходный налог с физических лиц –платежи за пользование природными ресурсами –отчисления на воспроизводство материально-технической базы Неналоговые доходы в том числе: -Доходы целевых бюджетных фондов -Доходы от федерального имущества, от приватизации, от внешэконом. деятельности РАСХОДЫ ГОСБЮДЖЕТА Гос. управление, Междунар. деятельность, Нац. оборона, Правоохранит. деят. и обеспечение безопасности гос-ва, Фундаментальные исслед-я и содействие НТП, Пром-ность, энергетика, строит-во, С/Х, Охрана окр. среды, Образование, Культура и искусство, ср-ва массовой инф-ции, Здравоохр. и физкультура, Социальная политика, Обслуживание гос-ного долга, Финансовая помощь субъектам РФ в т/ч Федеральный фонд финансовой поддержки регионов, Прочие расходы, Расходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда) Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами к-рого явл.: -целевой характер использования бюджетных средств; -предоставление бюджетных ср-в в соотв. со сметным порядком осуществления расходов; -безвозвратность бюджетных ассигнований. Помимо безвозвратного финансирования практикуется выдача бюджетных ссуд (либо беспроцентных, либо под процент по низким ставкам). Ссуды выдаются по специальным распоряжениям правительства: на формирование продовольственных фондов, на конверсию оборонной промышленности, на обеспечение села техникой и т.д. СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ И РОЛЬ ГОСБЮДЖЕТА Госбюджет — как экономическая категория выражает сис-му экономических отношений м/у гос-вом, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Это основной финансовый план образования и расходования государственного фонда денежных средств. Основное назначение — создание условий для эффективного развития экономики и решения общегос-ных и соц. задач. ГБ характеризуется следующими чертами: -носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. -Формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов. Основные функции бюджета: -перераспределение НД и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деят- ти, соц. группами населения; -гос-венное регулирование и стимулирование экономики; -финансовое обеспечение финансовой политики; -контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и две его палаты - Гос. Думу и Совет Федерации. В их задачи входит: - рассмотрение и утверждение федерального бюджета и утверждение отчета о его исполнении; - рассмотрение з-нов о налогах, сборах и обязат. платежах; - уст. предельного размера гос. внутреннего и внешнего долга. Оперативное управление осуществляет фин. аппарат. Мин. фин. организует и обеспечивает: - разработку и реализацию стратегич. направлений финансовой политики; - составление проекта и исполнение федерального бюджета; - разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой сис-мы, страховой деят-ти, фор-ю и развитию рынка ц/б; - осущ. выпуск гос. внутр. и внеш. займов; - осущ. контроль за бюджетными учреждениями; - разрабатывает методологич. обеспечение фин. отчетности в стране; - финансирует сферы деятельности. Оргструктура Мин. фин. ориентирована на выполнение своих задач: - бюджетный департамент (составляет проект федерального бюджета); -отраслевые департаменты финансирования промыш-ти, строит-ва и стройиндустрии, транспортных сис-м и связи, с/х и т.д.; - департамент ин. кредитов и внешнего долга; - департамент налоговых реформ; - департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; - Гл. упр-е федерального казначейства (кассовое исполнение бюджета). Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет, подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства–Гос. налог. служба и налоговые инспекции. Предупр-е, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно- розыскная деятельность и контроль за выполнением налог. з-дательства, обеспеч-ем безопасности деят-ти налоговых инспекций, защитой их сотрудников, пресечением коррупции в налоговых органах–Федеральная служба налоговой полиции РФ. За соблюдением налог. з-дательства при пересечении товарами границы, правильностью исчисления и уплаты пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ. Каждое звено фин. сис-мы имеет свой аппарат оперативного упр-я. Упр-е финансами отраслей н/х производится фин. департ-ми и отделами соотв. министерств и ведомств. Упр-е финансами на предприятиях осущ. фин. отделы и службы предпр-й. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ Финансовая политика - это совокупность гос. мер по исп-ю фин. отношений для выполнения гос-вом своих функций. Выделяют три осн. вида финансовой политики: -классическая; -регулирующая; -планово-директивная. Классическая - основана на трудах А.Смита и Д. Рикардо. Осн. направление - невмешательство гос-ва в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хоз-ных процессов. Гос. расходы min. Сис-ма налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов. Регулирующая - в основе теория Кейнса, доказ. необходимость вмешательства и регулирования гос-вом циклического развития экономики. Основные инструменты–гос. расходы, за счет к-рых формир. доп. спрос и рост пр-ва, ликвидация безработицы, увеличение нац. дохода. Главный механизмом регулирования–подоход. налог с прогрессивной ставкой; гос. кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета исп. д/регулирования экономики. Из единого органа упр-я выделяются отдельные службы, занимающиеся планир. бюджета и бюджет. расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, упр-ем гос. долгом. Планово-директивная - применяется в странах с административно-командной сис- мой. Основана на гос. собственности на средства производства. Цель–концентрация всех неиспользуемых фин. ресурсов в руках гос-ва и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями гос. плана развития. Регулирование использования денежных доходов населения осущ. при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов. Изъятие ср-в у местных органов власти обеспечивалось путем введения ограничений в самостоятельность финансирования - 10 -15 % за счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов. Основа современной финансовой политики РФ: - признание свободы предпринимательства; - введение разнообразных форм хозяйствования; - приватизация гос. собственности и переход к смешанной экономике; - отказ государства от директивного управления; - переход отношений предпр-й и гос-ва на налоговую основу. Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила распространение сис-ма гос. кредита для покрытия дефицита госбюджета. Используются рыночные формы гос. займов. На смену централизованной бюджетной сис-ме пришла основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Применяется сис-ма трансфертных платежей, увязывающая размер бюджет. средств со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Изменяется практика перераспределения фин. ресурсов. Кроме вертикального исп. горизонтальное перераспред-е ср-в за счет функц-я фин. рынка. Получила развитие система внебюджетных фондов государства. Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок. Изменилась сис- ма упр-я финансами. Готовится налоговая реформа. Осущ. структурная перестройка экономики. Расходование бюджетных денег производится на конкурсной основе. Продолжается совершенствование бюджетного устройства. Укрепляется рынок ЦБ. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ Внутрихоз-венный фин. контроль осущ. на самих предпр-ях и орг-ях фин. отделами. Главбух в первую очередь осуществляет финансовый контроль при помощи других работников бухгалтерии. Преимущ-во внутрихоз. фин. контроля – осуществляется работниками предприятия, к-рые лучше всего знают сост. самого предпр-я, однако интересы проверяющих не всегда нацелены на проявление всех фин. нарушений. Речь идет не только о вопросе уплаты налогов, а и о контроле за деят-ю рук-ва предпр-я в АО, где владельцы не всегда участвуют в управлении. Поэтому параллельно с внутрихоз. сущ-ет и аудиторский контроль. Он появился как ответ на потребность корпораций обеспечить эффективный контроль за администрацией, для чего заключался договор с аудит. фирмой для проверки фин.-хоз. деят-ти предпр-я. Аудит. контроль осущ. конторами, имеющими на это спец. лицензию. Аудит. контроль м.б. внешним (спец. фирмы, аудиторы) и внутренним. Различают 3 вида внешнего аудита: общий(различные стороны ФХД предприятия); банковский, страховой. Внешний аудит проводят банки, страховые компании, АО, инвест. фонды. Внутренний осущ. на крупных предпр-ях с филиалами, для чего создается спец. аудиторская служба. Этот вид аудита находится на стадии формирования. Наиболее серьезные проблемы: -не всегда аудит. проверки проводятся на должном проф. уровне; -не всегда достаточно объективны; -аудиторы не несут мат. ответственности за качество проверки. Обществ. контроль – когда-то самый массовый вид фин. контроля. Он включал Парт. органы и комитет обществ. контроля (>10 млн. человек), работающий на общественных началах без отрыва от производства. Хотя он не будет выполнять решающей роли, но является важным звеном, и в настоящее время его осуществляют профсоюзы (следят за выполнением условий трудового договора) и СМИ. Страховой контроль осуществляют страховые компании : -Контроль при заключении договора страхования. -В ходе действия договора - следят за изменением условий страхования. -Контроль при наступлении страхового случая (учитываются все обстоятельства - отсюда издержки страховой компании). АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИС-МЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ Любое предприятие оснащает каждое рабочее место компьютерами, отсюда изменение характера работы в фин. сфере. Первоначально внедрение автоматизации было связано с созданием АСУ финансами. АСУ финансами - это совокупность админ., экон., матем. методов вычислительной и организационной техники, средств связи, позволяющих эффективно управлять финансовой системой. Идея появилась в 70-е годы, когда подразумевалось АСУ всей страны по упр-ю фин-ми. Необходимость в мощных структурах отпала очень скоро, т.к. директива упр-я не устраивала все предприятия страны. Концепция АСФР(автомат. сис-мы фин.расчетов) – комплексная сис-ма осущ-я фин.расчетов по сост-ю и исп-ю бюджетов в условиях широкого исп-я экон.-мат. методов. Основные перспективы внедрения автоматизированных структур в области финансов : 1. Компьютеризация бухгалтерии и др. экон. служб предпр-я позволяет перейти на бездокументальный бух-фин. учет. 2. Глобальная компьютеризация в виде создания широкой системы АРМов позволит осущ. создание полностью законченной сис-мы АСФР Федер. казначейства => получ-е сводки о структуре расходов к концу каждого рабочего дня, т.е повышается эффективность фин. контроля. 3. Фин. планирование на ПК позволяет широко применять мат. моделирование, качество фин. планов поднимется на порядок выше. Быстро решается с пом. ПК и проблема нехватки работников по проверке налоговых отчетных док-тов, т-же появляется возможность оформления не выходя из дома договоров купли-продажи ц/б, Последствия автоматизации: 1. Сокращ-е штата фин. работников не ожидается. 2. Изменения в обл. кач-ва работы финансистов. 3. Решения в обл. финансов будут более обоснованными. 4. Возможность выполнения финансистами творческой работы не выходя из дома. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ВИДЫ НАЛОГОВ, ИХ СТАВКИ Налоги — обязательные платежи ю/л и ф/л, поступающ. в заранее уст. З-ном размерах и в опр. сроки. Налоги выполняют 2 осн. функции: фискальную, к- рая сост. в мобилизации ср-в в бюджетную сис-му; регулирующую, связ. с вмеш-вом гос-ва в темпы развития экономики; Налоговая система состоит из налогов и сборов. Налоги имеют 2 свойства: обязательность и безэквивалентность, т.е. уплата налогов не сопровождается встречным исп-ем какого-либо обязательства. Различают: косвенные налоги — заложенные в цену товаров и услуг (НДС, акцизы, тамож. пошлины), к-рые оплачивают потребители товаров и услуг; прямые налоги — непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. Прямые налоги подразделяются на налоги на доходы и налоги на имущество. Сбор — целевой платеж за оказанные его плательщику услуги (лицензионный сбор, регистрационный сбор). Осн. эл-ты налога: субъект — лицо, к-рое по з-ну явл. плательщиком налога; объект — предмет, обладание к-рым дает основание обложить владельца налогом. Объекты налогообложения: доход; прибыль; оборот (выручка); доб. стоим.; имущ-во ф/л и ю/л; операции с ц/б; передача имущ-ва (продажа, дарение, завещание); опр. виды деят-ти, уст. Законом; экологические платежи; соц. платежи и налоги с ФОТ. Источник налога — то, за счет чего уплачивается налог (прибыль, зарплата, себестоимость). Единица обложения — ед. измерения объекта налога. Налоговая ставка — размер налога на ед. обложения. Ставки м.б. регрессивными, пропорциональными и прогрессивными. Налогооблагаемая база — доход, по отношению к к-му применяется налоговая ставка. Налоговые льготы — полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога (необлагаемый минимум, изъятие из обложения опр. эл-тов объекта, освобождение от уплаты налога опр. лиц или категорий, понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы. Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая объектом. Налоговая сис-ма представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы их построения. В зависимости от органа, который взимает налоги, различают федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. З-ном РФ №2118-1 от 27.12.97г. “Об основах налоговой системы в РФ (с изменениями, внесенными законами от №3317-1 от 16.07.92г, №4178-1 от 22.12.92г. и №5006-1 от 25.03.93г.) уст. след. налоги: Федеральные налоги НДС, Акцизы, Налог на доходы от страховой деят-ти, Налог с биржевой деят- ти, Налог на операции с ц/б, Таможенная пошлина, Отчисления на воспр-во минерально-сырьевой базы, Платежи за пользование природными ресурсами (в ФБ, в бюджеты субъектов), Налог на прибыль предпр-я, Подох. налог с ф/л, Налоги-источники образования дорожных фондов: на реализацию ГСМ; на пользователей автодорог; с владельцев транспортных средств; на преобр. автотранспортных средств. Гербовый сбор, Гос. пошлина, Налог с имущ-ва, переходящего в порядке наследования и дарения, Сбор за исп-е наименование Россия, РФ и образованных на их основе слов и словосочетаний, Транспортный налог. Налоги субъектов федерации: Налог на имущ-во предпр-ий (в бюджет субъектов, районные и городские бюджеты по месту нахождения налогоплательщика). Лесной налог. Плата за воду. Сбор на нужды образовательных учреждений. Местные налоги: Налог на имущ-во ф/л. Земельный налог. Регистрационный сбор с ф/л, занимающихся предприним. деят-ю. Налог на стр-во объектов производств. назнач-я в курортной зоне. Курортный сбор. Сбор за право торговли. Целевые сборы с граждан и предпр-й на содержание милиции, на благоустройство терр., на образование. Налог на рекламу. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники. Сбор с владельцев собак. Лиценз. сбор за право торговли винно-водоч. изд. Лиценз. сбор за право проведения аукционов и лотерей. Сбор за выдачу ордера на квартиру. Сбор за парковку а/транспорта. Сбор за право исп. местной символики. Сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор за выигрыш на бегах. Сбор за участие в тотализаторе ипподрома. Сбор с бирж.сделок (искл. предусмотрены з-дат-вом о налогообложении операций с ц/б. Сбор за право проведения кино- и телесъемок. Сбор за уборку территорий населенных пунктов. Сбор за открытие игорного бизнеса. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы. И другие по усмотрению местной администрации. В н.в. в России действует около 200 налогов и сборов ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ Для реализации политики в обл. мед. страхования в соотв. с З- ном РСФСР “Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР” от 28.06.93г. созданы: Федеральный фонд ОМС; Территориальный фонд ОМС. А на территории России создаются страховые медицинские компании, заключающие с медицинскими учреждениями договора по оказанию застрахованным в них гражданам гарантированного объема медицинской помощи: “скорая помощь”, лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных, помощь детям, пенсионерам, инвалидам. Всем гражданам выдается страховой полис. Средства фондов формируются за счет: страховых взносов хоз-щих субъектов независимо от форм собственности; ассигнований из федерального бюджета; доходов от использования временно свободных фин. средств фонда и нормированного страхового запаса фин. средств; добровольных взносов юридических и физических лиц и других поступлений; ассигнований органов исполнительной власти, осущ. платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, безработных, пенсионеров). Тариф страховых взносов 3,6% по отношению к начисленной по всем основаниям оплате труда. 90,2% начислений направляется в Федеральный, а 3,4% —в территориальный фонды). Кроме ОМС существует (с 1993г.) и добровольное медицинское страхование за счет части прибыли предприятия, выводимой из под налогообложения. ФОНД СОЦ.СТРАХОВАНИЯ РФ Действует в соответствии с указом Президента РФ от 7 августа 1992г. Положение о ФСС утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г. Основные задачи – обеспечение гарантированных государством пособий: по временной нетрудоспособности (до 5 лет непрерывного стажа — 60%, от 5 до 8 лет — 80%, свыше 8 лет — 100% заработка, вследствие трудового увечья — 100%); по беременности и родам : 70 дней до и 70 дней после часа “Х”, в случае трудных родов после - 86 дней, при рождении 2-х — 110 дней. Выплата в полной сумме до родов и после родов в размере 100%; единовременное пособие к декретному отпуску в случае постановки на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель — 50%); при рождении ребенка (с 1.04.93г. — 5 минимальных размеров оплаты труда); по уходу за ребенком до 1.5 лет; ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет - 70% от минимального размера оплаты труда; на погребение (5 минимальных размеров оплаты труда) Средства фонда образуются из: страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности; доходов от инвестирования части временно свободных средств; ассигнований из Федерального бюджета. Норматив отчислений в ФСС — 5,4% на все виды начисленной оплаты труда. В отличие от Пенсионного фонда плательщик сначала перечисляет в ФСС 15% начисленной за квартал суммы, а 85% — используется на предприятии для выполнения задач фонда. Недоиспользованные средства в конце года подлежат перечислению в ФСС. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ Образован в соотв. с постановлением Верховного совета РСФСР от 22.12.1990г. как самост. финансово-кредитное учреждение, осущ. свою деят-ть по з-ну в целях управления пенсионным обеспечением. Средства ПРФ формируются за счет след. источников: страховых взносов работодателей; страховых взносов работающих; ассигнований из федер. бюджета; доходов от вложений в государственные ценные бумаги. Страховые взносы установлены в % от начисленной оплаты труда по всем основаниям. В 1996г. они действовали в размере: 28% для работодателей (предприятий, учреждений, организаций); 20,6% для колхозов и совхозов; 26% для предприятий, выплачивающих авторские гонорары; 5% для крестьянских (фермерских) хозяйств; 5% для частных предпринимателей Все работающие граждане платят страховые взносы в ПРФ в размере 1% от начисленной оплаты труда. В 1997г произошли некоторые изменения: платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке 1 раз в месяц платежными поручениями одновременно с чеком на получение наличных на зарплату. Плательщиками налога не являются: Обществ. орг-ции инвалидов, а также предприятия, принадлежащие им на правах собственности; воинские формирования РФ — по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних и дел и федеральных органов налоговой полиции. Средства ПРФ используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсаций пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, а также пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |