![]() |
|
|
Государственный бюджет и проблема оптимизации бюджетных расходоворганизаций, финансируемых из федерального бюджета (за исключением доходов, по которым настоящим Федеральным законом установлен иной порядок исполнения); - доходов от продажи земли и нематериальных активов - в соответствии с законодательством Российской Федерации; - доходов от применения мер гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, компенсаций, возмещения ущерба, - в соответствии с законодательством Российской Федерации; - средств исполнительского сбора, взимаемого в процессе исполнительного производства, - в размере 30 процентов поступлений; доходов от внешнеэкономической деятельности - в размере 100 процентов доходов; - доходов от реализации и (или) использования природного сырьевого компонента низкообогащенного урана, являющегося федеральной собственностью, возвращаемой Российской Федерации в результате исполнения международных обязательств по использованию высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия; от поставки являющегося федеральной собственностью высокообогащенного урана в рамках исполнения Российской Федерацией международных договоров о научно - техническом сотрудничестве и поставках высокообогащенного урана; от реализации являющегося федеральной собственностью специального сырья и делящихся материалов; - прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структура расходов фелерального бюджета РФ 2002: 1. Социальная политика - 22,06% 2. Обслуживание государственного и муниципального долга - 14,61% 3. Национальная оборона - 14,57% 4. Финансовая помощб бюджетам других уровней - 13,61% 5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства - 8,91 6. Образование - 4,11% 7. Дорожное хозяйство - 3,51 8. Промышленность, энергетика, строительство - 2,96% 9. Государственное управление - 2,91 10.Международная деятельность - 2,2% 11.Здравоохранение и физическая культура - 1,64 12.Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу - 1,55 13.Сельское хозяйство и рыболовство - 1,38 14.Прочие расходы - 5,98% Проблема зависимости доходов бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры очень остро стоит перед нашей страной. В первую очередь существует зависимость доходов бюджета от мировых цен на энергоресурсы (нефть и газ). Во-первых, Поностью структуру доходов и расходов федерального бюджета РФ на 2002 год см. в приложениях № 1 и 2 соответственно. 2.5. Бюджетный Федерализм в РФ. Бюджетный федерализм – это отношения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по поводу разграничения бюджетных полномочий. В первую очередь речь идет о распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализма, единства общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего в регионах, и входящих в них муниципальных образований. В идеале здесь предполагаются самостоятельность бюджета каждого субъекта РФ, высокая степень автономности местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения строительства и деятельности государства. Базовыми принципами бюджетного федерализма являются (13): - сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы, соответствующих уровням территориально-политического и территориально- административного устройства страны; - законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из указанных уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории; - наличие устойчивых представлений (они могут быть закреплены в нормативах) о величине необходимых и достаточных расходов для самостоятельной реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности; - использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностей для корректировки величины вышеуказанных расходов (или их нормативов); - сложившееся в соответствии с законом и исходящее из критерия достаточности для покрытия нормативно распределяемых расходов закрепление за каждым уровнем бюджетно-налоговой системы (федеральным, региональным, местным) налоговых и неналоговых доходных источников; - установление в классификации расходов федерального и региональных бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений региональной политики федеративного государства, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов (так называемое "горизонтальное бюджетное выравнивание" с помощью дотаций, субсидий, субвенций), реализация программ селективной поддержки развития отдельных регионов, принятие мер по чрезвычайной поддержке депрессивных территорий и т.п. При этом законодательно устанавливаются процедуры обоснования соответствующих расходов, их распределения не только между бюджетами (отдельных регионов и муниципальных образований), но и между конечными получателями - финансируемыми из бюджета предприятиями и организациями, группами населения. Теоретические концепции бюджетного федерализма: 1. Корпоративная (применятеся в ФРГ), суть: есть разпределение налогов на федеральные, региональные и местные. Применяется принцип равенства равенства региональных потребностей. Применяется политика выравнивания через федеральный бюджет. 2. Конкурентная (применятеся в США), суть: нет распределиня налогов, действует принцип – «один налог – один бюджет». Выравнивание регионов производится через гос. программы. 3. Индивидуальная (договорная) межбюджетные отношения строятся на основании договоров между центральными органами власти и субъектами федерации (в РФ в начале 90-ых годов такие договоры были заключены с республиками Татарстан, Башкортостан и Саха-Якутия). В настоящий момент бюджетный федерализм в РФ можно назвать корпоративным. Очевидно, что индивидуальный принцип для РФ на сегодняшний день неприемлем. Помимо коррупции подобная практика межбюджетных отношений ведёт к дальнейшему разрыву в экономическом и социальном развитии между субъектами РФ, а это, в свою очередь, негативно сказывается на политической и экономической ситуации в стране вцелом. Корпоративная модель, является наиболее приемлемой для РФ . Во-первых, сейчас именно на её принципах построены межбюджетные отношения в РФ, во-вторых, уровень социально- экономического развития регионов РФ очень разница, поэтому без бюджетного выравнивая нашей стране не обойтись, в – третьих, традиции федеративных отношений (в том числе и бюджетных) в России ещё не сформированы, поэтому бОльшая централизация в сфере бюджетных отношений является очевидным плюсом. . Рассмотрим структуру доходных и расходных полномочий по разным звеньям бюджетной системы РФ. Таблица 1 Распределение расходных полномочий между бюджетами различного уровня (8) |ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ |БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ |МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ | | |ФЕДЕРАЦИИ | | |ОБЕСПЕчЕНИЕ ДЕяТЕЛЬНОСТИ|обеспечение |содержание органов | |ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ |функционирования органов|местного самоуправления;| |ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И |законодательной | | |ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, |(представительной) и |формирование | |ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО|исполнительной власти |муниципальной | |УПРАВЛЕНИя; |субъектов Российской |собственности и | |функционирование |Федерации; |управление ею; | |федеральной судебной |обслуживание и погашение|организация, содержание | |системы; |государственного долга |и развитие учреждений | |осуществление |субъектов Российской |образования, | |международной |Федерации; |здравоохранения, | |деятельности в |проведение выборов и |культуры, физической | |общефедеральных |референдумов субъектов |культуры и спорта, | |интересах; |Российской Федерации; |средств массовой | |национальная оборона и |обеспечение реализации |информации, других | |обеспечение безопасности|региональных целевых |учреждений, находящихся | |государства; |программ; |в муниципальной | |фундаментальные |формирование |собственности или в | |исследования и |государственной |ведении органов местного| |содействие научно – |собственности субъектов |самоуправления; | |техническому прогрессу; |Российской Федерации; |содержание муниципальных| |государственная |осуществление |органов охраны | |поддержка |международных и |общественного порядка; | |железнодорожного, |внешнеэкономических |организация, содержание | |воздушного и морского |связей субъектов |и развитие | |транспорта; |Российской Федерации; |муниципального | |государственная |содержание и развитие |жилищно-коммунального | |поддержка атомной |предприятий, учреждений |хозяйства; | |энергетики; |и организаций, |муниципальное дорожное | |ликвидация последствий |находящихся в ведении |строительство и | |чрезвычайных ситуаций и |органов государственной |содержание дорог | |стихийных бедствий |власти субъектов |местного значения; | |федерального масштаба; |Российской Федерации; |благоустройство и | |исследование и |обеспечение деятельности|озеленение территорий | |использование |средств массовой |муниципальных | |космического |информации субъектов |образований; | |пространства; |Российской Федерации; |организация утилизации и| |содержание учреждений, |оказание финансовой |переработки бытовых | |находящихся в |помощи местным бюджетам;|отходов (за исключением | |федеральной | |радиоактивных); | |собственности или в |обеспечение |содержание мест | |ведении органов |осуществления отдельных |захоронения, находящихся| |государственной власти |государственных |в ведении муниципальных | |Российской Федерации; |полномочий, передаваемых|органов; | |формирование федеральной|на муниципальный |организация | |собственности; |уровень; |транспортного | |обслуживание и погашение|компенсация |обслуживания населения и| |государственного долга |дополнительных расходов,|учреждений, находящихся | |Российской Федерации; |возникших в результате |в муниципальной | |пополнение |решений, принятых |собственности или в | |государственных запасов |органами государственной|ведении органов местного| |драгоценных металлов и |власти субъектов |самоуправления; | |драгоценных камней, |Российской Федерации, |обеспечение | |государственного |приводящих к увеличению |противопожарной | |материального резерва; |бюджетных расходов или |безопасности; | |проведение выборов и |уменьшению бюджетных |охрана окружающей | |референдумов Российской |доходов местных |природной среды на | |Федерации; |бюджетов; |территориях | |обеспечение реализации |прочие расходы, |муниципальных | |решений федеральных |связанные с |образований; | |органов государственной |осуществлением |реализация целевых | |власти, приведших к |полномочий субъектов |программ, принимаемых | |увеличению бюджетных |Российской Федерации. |органами местного | |расходов или уменьшению | |самоуправления; | |бюджетных доходов | |обслуживание и погашение| |бюджетов других уровней;| |муниципального долга; | | | |целевое дотирование | |обеспечение | |населения; | |осуществления отдельных | |содержание муниципальных| |государственных | |архивов; | |полномочий, передаваемых| |проведение муниципальных| |на другие уровни власти;| |выборов и местных | | | |референдумов; | |финансовая поддержка | |финансирование | |субъектов Российской | |реализации иных решений | |Федерации; | |органов местного | |официальный | |самоуправления и прочие | |статистический учет; | |расходы, отнесенные к | |прочие расходы. | |вопросам местного | | | |значения, определяемые | | | |представительными | | | |органами местного | | | |самоуправления в | | | |соответствии с бюджетной| | | |классификацией | | | |Российской Федерации. | Следующие группы расходов финансируются совместно федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами: . государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; . обеспечение правоохранительной деятельности; . обеспечение противопожарной безопасности; . научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно- изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; . обеспечение социальной защиты населения; . обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; . обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; . развитие рыночной инфраструктуры; . обеспечение развития федеративных и национальных отношений; . обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; . обеспечение деятельности средств массовой информации; . финансовая помощь другим бюджетам; прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Таблица 2. Федеральные, региональные и местные налоги. |ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ |РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ |МЕСТНЫЕ НАЛОГИ | |НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ |налог на имущество |земельный налог | |СТОИМОСТЬ |организаций |налог на имущество | |акцизы |налог на недвижимость |физических лиц | |налог на прибыль |дорожный налог |налог на рекламу | |предприятий и организаций|налог с продаж |налог на наследование или| | |налог на игорный бизнес |дарение | |налог на доходы от |налог на вмененный доход |местные целевые сборы (на| |капитала |сбор на нужды |содержание милиции, на | |подоходный налог с |образовательных |благоустройство | |физических лиц |учреждений |территории и т.д.) | |взносы в государственные |региональные лицензионные|налог на содержание | |внебюджетные и бюджетные |сборы |жилищного фонда и | |фонды | |объектов | |государственная пошлина | |социально-культурной | |таможенные пошлины и | |сферы | |сборы | |местные лицензионные | |налог на пользование | |сборы | |недрами | | | |налог на воспроизводство | | | |минерально-сырьевой базы | | | |налог на дополнительный | | | |доход от добычи | | | |углеводородов | | | |сбор за право пользования| | | |объектов животного мира и| | | |водными биологическими | | | |ресурсами | | | |лесной налог | | | |водный налог | | | |экологический налог | | | |федеральные лицензионные | | | |сборы | | | Источник: Налоговый Кодекс РФ, Закон "Об основах налоговой системы РФ" Таблица 3. Распределение налоговых доходов между бюджетами различного уровня |НАЛОГ |ФЕДЕРАЛЬНЫЙ |БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ | | |БЮДЖЕТ | | |1. НАЛОГ НА |ПО СТАВКЕ 11% |ПО СТАВКЕ НЕ ВЫШЕ 19% | |ПРИБЫЛЬ | | | |ПРЕДПРИяТИЙ И | | | |ОРГАНИЗАЦИЙ | | | |2. НАЛОГ НА |85% * |15% * | |ДОБАВЛЕННУЮ |100% ** |0% ** | |СТОИМОСТЬ | | | |3. Подоходный |16%* |84%* | |налог с |1%** |99%** | |физических лиц | | | |4. Акцизы на |50% |50% | |спирт питьевой,| | | |водку и | | | |ликеро-водочные| | | |изделия | | | |5. Акцизы на |100% |0% | |импорт, | | | |минеральное | | | |сырье, топливо,| | | |автомобили | | | |6. Акцизы на |0% |100% | |остальные виды | | | |подакцизных | | | |товаров | | | |7. Налог на |60% |40% | |покупку | | | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |