реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль

Содержание

Введение 3

Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного

финансового контроля 4

1.1 Сущность и виды финансового контроля 4

1.2 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля 6

1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля 9

1.4 Формы государственного финансового контроля 13

1.5 Принципы государственного финансового контроля 14

Глава 2. Система государственного финансового контроля в Российской

Федерации 16

2.1 Система государственного финансового контроля 16

2.2 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации 18

2.3 Деятельность Счетной палаты Российской Федерации 24

Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля

33

3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля 33

3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации 36

3.3 Совершенствование государственного финансового контроля в Российской

Федерации 41

Заключение 48

Список использованной литературы 50

Введение

В настоящее время в России складывается новый тип государственности.

Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего

предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы

государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных

функций государственного управления — создание и поддержание эффективной

финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового

контроля.

Ни одна из острейших социально-экономических проблем не будет решена,

ни о каком возрождении российской государственности не может быть и речи,

пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока

системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая

стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль

является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором

государственного строительства.

Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственный финансовый

контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления

контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью работы

является выявление путей совершенствования российской системы

государственного финансового контроля.

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические

основы государственного финансового контроля, его виды, формы, методы и

принципы. Вторая глава посвящена системе государственного финансового

контроля в Российской Федерации. Функционирование данной системы

рассмотрено на примере Счетной палаты Российской Федерации. В третьей главе

дана оценка эффективности системы государственного финансового контроля, в

частности, Счетной палаты, и сформулированы предложения по ее

совершенствованию.

Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного

финансового контроля

1.1 Сущность и виды финансового контроля

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально созданных

контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и

финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на

макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности

финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и

субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и

количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на

аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на

той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый

объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении

отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники,

принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной

функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а

взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их

использования. [14]

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной

реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса

формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех

сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку

многократно возрастает.

Финансовый контроль осуществляется путем применения научно

обоснованных методов установления степени соответствия практики управления

финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения

общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового

контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных

органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной

элемент финансовой системы. [25, с. 6]

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль,

выделяются:

1) Государственный финансовый контроль, который подразделяется на

вневедомственный и ведомственный;

2) Негосударственный финансовый контроль:

. внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и

некорпоративного финансового контроля;

. аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в

форме общего и банковского аудита;

. гражданский финансовый контроль;

. общественный финансовый контроль;

. правовой финансовый контроль;

. страховой финансовый контроль, и другие виды.

Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется

следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-счетными

органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ,

Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина России,

Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России,

Центральным банком РФ, Министерством РФ по налогам и сборам,

Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой налоговой

полиции РФ и государственными внебюджетными фондами — Пенсионным фондом РФ

(ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральным и

территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и

ТФОМС).

Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за

деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций руководителями

соответствующих образований и специально созданными в данных системах

контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило,

непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа

исполнительной власти. В МВД РФ, например, финансовый контроль,

осуществляется руководителями МВД России, МВД республик в составе РФ, ГУВД

и других подразделений непосредственно и через соответствующую финансовую

службу. В системе МВД России создана контрольно-ревизионная служба. Общее

руководство контрольно-ревизионной службой в системе Министерства

внутренних дел России осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД

России (КРУ МВД России).

Основными задачами данного контроля являются:

. выявление случаев хищения и недостач денежных средств и

материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений

финансовой дисциплины;

. разработка предложений по устранению условий и причин, их

порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами

причиненного ущерба и др.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую

деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых

вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-

расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых

обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных

аудиторских услуг. Основной целью аудиторской деятельности является

установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности

хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и

хозяйственных операций нормативным актам РФ.

1.2 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль — это установленная

законодательством деятельность органов государственной власти и управления

всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

. ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными

и иными материальными ресурсами (капиталами), а также

используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми

нематериальными объектами государственной собственности,

влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный

ущерб государству;

. несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного,

законодательства;

. недостатков в организации систем управления (в том числе

внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью

государственных органов, организаций с полным или частичным

государственным участием или особо с ним связанных.

В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов

законности, целесообразности и эффективности распорядительных и

исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования,

формирования, распределения и использования — государственными финансовыми

ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их

сохранности и приумножения для выполнения функций государства. [7]

В соответствии с этим основными его задачами являются:

. организация и осуществление контроля за своевременным

исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и

бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и

целевому назначению; определение эффективности и

целесообразности расходования государственных средств и

использования федеральной собственности;

. оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального

бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также

нормативных правовых актов федеральных органов государственной

власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств

федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение

федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

. анализ выявленных отклонений от установленных показателей

федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов

и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также

на совершенствование бюджетного процесса в целом;

. контроль за законностью и своевременностью движения средств

федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в

Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных

учреждениях Российской Федерации;

. обеспечение поступления в доходную часть государственного

бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих

формирование доходной части государственного бюджета;

. оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по

использованию средств государственного бюджета и внебюджетных

средств;

. контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и

отчетности;

. улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

. выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных

уровней и снижения расходной части бюджета;

. контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;

. проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в

банках и других кредитных учреждениях;

. контроль за формированием и распределением целевых бюджетных

фондов финансовой поддержки регионов;

. пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и

таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой

помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

. выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и

межбюджетных отношений;

. проведение профилактической информационной работы с целью

повышения бюджетной дисциплины.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации

финансовой политики государства, создания условий для финансовой

стабилизации.

Большое значение для развития государственного финансового контроля

имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного

финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г.

Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает

в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных

внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием

кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего

долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых

льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным

законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются

конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата

РФ, Центральный Банк РФ, Минфин РФ (Главное управление федерального

Казначейства, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное

управление), Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный

комитет РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов

исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением

и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных

фондов. [2]

1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля

Предметом государственного финансового контроля являются средства

консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования,

так и на этапах распределения и использования.

Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное,

органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности,

целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых

операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой

(нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием

фактического состояния объектов контроля.

Анализ литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из

них две группы: общенаучные методы и специфические контрольные методы.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию,

дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию,

системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Собственные методические приемы государственного финансового контроля

представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой.

Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции контроля. Например,

методические приемы финансового контроля базируются на методиках

бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других

экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового контроля

применяются в исследованиях других экономических наук (управление,

планирование, финансирование, кредитование и т.п.). [12, с. 9]

По информационному обеспечению различают методы документального и

фактического контроля.

Документальный контроль заключается в установлении сущности и

достоверности хозяйственной операции по данным первичной документации,

учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в

бухгалтерском, оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов

производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на

контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной

документации, учете и отчетности.

Фактический контроль состоит в определении действительного, реального

состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера,

лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического

контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства,

материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи,

так как только их совместное применение позволяет установить действительное

состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по

устранению имеющихся недостатков.

Основными методами государственного финансового контроля являются:

. проверки;

. обследования;

. надзор;

. анализ финансового состояния;

. наблюдение (мониторинг);

. ревизии.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной

деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В

процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются

мероприятия по их устранению.

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская,

статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и

расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр

финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта

для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения

работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими

субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой

деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и

нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например,

осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих

банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за

страховыми фирмами.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля

предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-

бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой

деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и

эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных

организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием

предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и

снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования,

требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового

контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-

хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций,

проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального

контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности,

обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных

операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных

бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в

деятельности ревизуемого объекта. [13, с. 4]

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.