реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Место и роль вооруженных сил в израильском обществе

Место и роль вооруженных сил в израильском обществе











Реферат

Место и роль вооруженных сил в израильском обществе



Население Государства Израиль на собственной судьбе осознало тот неоспоримый факт, что без мощной, боеспособной армии невозможно обеспечить не только безопасность страны, но и само ее существование. С годами это убеждение переросло в устойчивый стереотип национального самосознания, национальную идею, что обусловило буквально "семейное", родственное отношение народа к своей армии как к единственной защитнице, не свойственное многим другим странам мира, сделало реальным лозунг "народ и армия едины".

Служба в вооруженных силах действительно считается священным долгом каждого гражданина Израиля, престижным видом общественной деятельности, несмотря на реальную каждодневную опасность для жизни. Лица, не служившие в армии, имеют более ограниченные возможности карьерного роста, чем их коллеги, прошедшие армейскую школу. Соответственно, к ним иное, менее уважительное отношение.

Следует отметить, что в таком небольшом государстве, как Израиль, политические и военные элиты довольно компактны и тесно связаны между собой. В отличие от многих других стран, благодаря особо благожелательному отношению населения к вооруженным силам, армейская карьера в Израиле во многих случаях служит трамплином для доступа на верхние этажи власти, как политической, так и административной. В этой связи число бывших военных в парламенте и правительстве этой страны пропорционально не меньше, чем в руководящих органах государств, где у власти стояли или стоят военные хунты.

В Израиле уровень представительства бывших военнослужащих в административных и деловых кругах весьма высок, особенно в высших эшелонах власти, среди руководителей государства, известных политических и общественных деятелей. Многие премьер-министры Израиля, за исключением Голды Меир, были боевыми генералами израильской армии, имеющими солидный военный опыт, или так или иначе были связаны с воинской службой.

Например, за последние 10 лет из пяти премьер-министров Израиля трое (И.Рабин, Э.Барак, А.Шарон) были вышедшими на пенсию генералами. За тот же период пятеро из семи министров обороны были высшими армейскими офицерами, причем некоторые только что были уволены с воинской службы. В частности, нынешний министр обороны Ш.Мофаз был назначен на эту должность через четыре месяца после увольнения из армии, а его бывший заместитель по службе генерал М.Яалон сменил его на посту начальника Генштаба ЦАХАЛ.

С точки зрения "армейских корней" нынешний состав правительства Израиля выглядит следующим образом.

Члены правительства в звании капитана и выше:

Меир Шитрит – министр без портфеля, капитан медицинской службы.

Беньямин Нетанияху – министр финансов, капитан спецназа Генштаба ЦАХАЛ.

Исраэль Кац – министр сельского хозяйства, капитан мотострелковых войск.

Ицхак Леви – замминистра в министерстве главы правительства, майор танковых войск.

Зеэв Бойм – замминистра обороны, майор танковых войск.

Узи Ландау – министр без портфеля, майор десантных войск.

Эфи Эйтам – министр строительства, бригадный генерал; последняя должность – командующий войсками ЦАХАЛ в Южном Ливане. До этого служба в подразделении коммандос ВМС ЦАХАЛ, а также в должности командира спецназа бригады "Голани".

Шауль Мофаз – министр обороны, генерал-лейтенант. Последняя должность – начальник Генштаба ЦАХАЛ.

Выходцы из спецслужб:

Михаэль Рацон – замминистра промышленности и торговли, спецназ "Эгоз".

Ципи Лавни – министр алии и абсорбции. Сотрудник МОССАД в 1980–1984 гг.

Гидеон Эзра – министр без портфеля. На службе ШАБАК в 1962–1995 гг. Последняя должность – заместитель начальника ШАБАК.

Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) является неотъемлемой частью израильского общества. Поэтому неудивительно, что в ней, как в зеркале, отражаются те политические и социально-экономические процессы, которые ныне имеют место в Израиле. Интифада значительно усугубила и без того сложную экономическую ситуацию в стране, вызванную в значительной степени общим кризисом мировой экономики и экономики США, в частности, что не могло не сказаться на финансировании вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса. Внутриполитическая борьба между представителями различных партий и движений по поводу преодоления этой кризисной ситуации и мер борьбы с палестинским терроризмом, а также поиска путей окончательного мирного разрешения израильско-палестинского конфликта вызвала разногласия в обществе, породила социальное напряжение. Соответствующие настроения проявились и в израильской армии.

За последние годы существенно изменилось отношение израильского общества к вопросам безопасности государства и населения и, соответственно, к вооруженным силам и их роли и месту в общественных отношениях. Раньше армия несла практически всю полноту ответственности за безопасность страны в противостоянии внешней угрозе со стороны армий арабских стран. Сейчас с ослаблением роли внешнего фактора и возрастанием значения внутренней угрозы в виде террористической деятельности палестинцев борьба с палестинским терроризмом становится ведущей функцией вооруженных сил Израиля. Изменение профессиональных задач и функций израильской армии на фоне изменившейся внешне- и внутриполитической обстановки вызывает и соответствующее изменение отношения к ней в израильском обществе.

Военно-стратегическая обстановка на Ближнем Востоке за годы интифады "Аль-Акса" заметно изменилась. В связи со свержением диктаторского режима С. Хусейна в Ираке в результате кампании коалиционных войск, длящейся вот уже более года, исчезла бывшая вполне реальной угроза ракетного удара, в том числе и с использованием неконвенциональных боеголовок, по Израилю со стороны Ирака. Прекратилась также поддержка Ираком палестинского терроризма в отношении Израиля.

Исчезла также и явная внешняя угроза со стороны Ливии, которая (в обмен на отмену экономических санкций ООН против нее за поддержку международного терроризма) отказалась от дальнейшей разработки программ создания ОМП, демонтировала соответствующие научно-исследовательские и производственные мощности и даже уничтожила часть оборудования под наблюдением международных экспертов. Обязательство проводить мирную внешнюю политику на Ближнем Востоке было подтверждено руководителем Ливии полковником М.Каддафи во время визита премьера Великобритании Т.Блэра в Триполи в конце марта 2004 г.

Египет, хотя и остается потенциальной внешней угрозой для Израиля, в связи с изменившейся в результате иракской кампании ситуацией на Ближнем и Среднем Востоке и усилившимися здесь военно-стратегическими позициями США ныне проводит весьма сдержанную военную политику в отношении Израиля. Сирия также не представляет явной военной угрозы для Израиля, хотя ее руководство и поддерживает палестинских террористов, особенно экстремистов организации "Хезболла", базирующихся на юге Ливана. В связи с дипломатическим и экономическим давлением со стороны США и слабостью своего оборонного потенциала Сирия ограничивается лишь воинственной антиизраильской риторикой, но к реальным вооруженным акциям не прибегает даже в ответ на бомбардировку 5 октября 2003 г. израильскими ВВС учебно-тренировочной базы Айн Сахаб боевиков палестинской террористической группировки "Исламский джихад" в 15 км к северу от Дамаска.

В качестве основного фактора внешней угрозы безопасности Израиля на первый план выдвигается Иран. Для нейтрализации этого фактора израильским руководством разработано несколько сценариев. Они предусматривают ряд мер – от прямого уничтожения с воздуха иранских атомных реакторов, производящих оружейный плутоний, и мощностей по изготовлению ядерного оружия (по аналогии с соответствующей акцией в отношении Ирака в 1981 г.) до размещения оснащенных ядерными ракетами подводных лодок класса "Дельфин" у побережья Омана в радиусе досягаемости целей в Иране.

Таким образом, перспектива военного столкновения с регулярными вооруженными силами соседних стран на границах Израиля весьма маловероятна. В связи с изменением соотношения угроз и их роли в обеспечении безопасности Израиля его вооруженные силы в основном ориентируются на борьбу с внутренней угрозой – палестинским терроризмом.

Сравнение вооруженных сил Израиля с армиями других западных демократий позволяет выявить известную уникальность ЦАХАЛ. Она заключается в том, что израильская армия является, по существу, единственной в мире, вот уже десятилетиями находящейся на занятых ею территориях, принадлежащих соседнему народу, и контролирующей проживающее там население в течение всего этого времени. Эта ситуация не вызвана каким-либо произволом или агрессией со стороны вооруженных сил Израиля, а навязана постоянно действующим фактором внутренней угрозы и не может быть преодолена без его устранения.

Уникальность положения израильской армии состоит также в том, что она является частью демократического общества, практически единственного на Ближнем Востоке. Однако в силу внешних, не зависящих от нее обстоятельств пока не удается преодолеть существующее противоречие между ее демократическим характером и необходимостью длительного вооруженного присутствия на занимаемых ею палестинских территориях в качестве инструмента постоянного контроля местного населения.

В то же время войска США и других стран антисаддамовской коалиции, находящиеся в Ираке, не отрицают оккупационного характера своей миссии, но при этом подчеркивают ее временный характер. Перспектива же ухода израильских войск с удерживаемых ими территорий в обозримом будущем пока еще реально не просматривается. Дело в том, что в силу нынешнего изменения роли и характера угроз безопасности Израиля внутренняя угроза – исламский терроризм, исходящий главным образом из палестинских территорий, является ныне основной причиной присутствия ЦАХАЛ в этих районах.

Спецификой роли вооруженных сил в израильском обществе является также и то, что несмотря на известные успехи в борьбе с палестинским терроризмом, они пока не могут подобрать необходимую эффективную тактику контртеррористической борьбы, в связи с чем вопросы обеспечения безопасности в значительной степени становятся непосредственной практикой повседневной жизни самого израильского населения.

По этой причине различные общественные движения все более активно подключаются к проблемам, которые прежде были исключительной прерогативой вооруженных сил, и оказывают тем самым определенное влияние на принятие командованием ЦАХАЛ решений, касающихся дислокации воинских подразделений, их структуры и численности, порядка призыва резервистов и т.п.

В израильском обществе сложилось неоднозначное отношение к оборонной политике правительства. Оно варьируется от полного пацифизма и призывов к отступлению к границам 1967 г. в обмен на мир и до продолжения решительных действий в отношении палестинцев вплоть до полномасштабной войны с ними до победного конца с последующим возобновлением мирных переговоров на условиях победителя.

Довольно существенная часть населения с удовлетворением восприняла опубликованную в январе 2004 г. информацию о том, что вооруженные акции израильской армии в 2003 г. привели к некоторому снижению числа террористических актов со стороны палестинцев: если в 2002 г. их было 5300, то в 2003 г. – 38001. Многие израильтяне поддерживают практику физического уничтожения израильской армией и спецслужбами руководителей палестинских террористических организаций. Всего за 2003 г., по имеющимся сведениям, было уничтожено более 20 видных главарей экстремистских группировок, особенно таких, как ХАМАС, "Исламский джихад", "Бригады мучеников Аль-Аксы". Одним из последних примеров успешной, по мнению большого числа граждан Израиля, антитеррористической деятельности израильской армии является ликвидация 22 марта 2004 г. в секторе Газа ведущего идеолога организации ХАМАС и непримиримого врага Израиля шейха А.Ясина, вдохновителя и организатора многих кровавых терактов против Израиля, автора идеи шахидизма – самоподрыва смертников-шахидов. За эту акцию, вызвавшую гнев и возмущение палестинцев, а также осуждение со стороны определенной части мировой общественности (в том числе и в рамках ООН), премьер Израиля А.Шарон выразил благодарность израильским спецслужбам, что было с одобрением воспринято значительной частью израильского общества.

Другая его часть обвиняет вооруженные силы в излишней жестокости по отношению к палестинцам, неправомерном в целом ряде случаев применении оружия, разрушении жилищ, в неоправданно высоком числе жертв среди мирного населения палестинских территорий. В печати нередко публикуются материалы, утверждающие, что израильская армия превратилась в орудие насилия и агрессии, выполняя ныне в основном карательные функции.

В средствах массовой информации появилась открытая критика вооруженных сил, упрекающая их в неэффективности борьбы с терроризмом, непродуманной организации, выражающейся в дублировании целого ряда должностей и функций других силовых ведомств. Так, существующий в структуре ЦАХАЛ Отдел защиты информации, в штате которого свыше тысячи человек, во многом дублирует работу спецслужб типа МОСАД, ШАБАК, а также полиции. В качестве примера нерационального использования средств, в частности, указывается случай, когда армейское командование экономит средства на закупке бронежилетов для рядового состава, но изыскивает 460 тыс. шекелей на организацию концерта для офицеров-резервистов.

Более половины армейского бюджета расходуется на выплату заработной платы кадровым военным и создание для них улучшенных социальных условий и оплачиваемых государством льгот. В связи с их относительно ранним уходом в отставку сложилась ситуация, при которой при сохраняющемся порядке денежного довольствия к 2008 г. ЦАХАЛ будет финансировать из своего бюджета больше отставников, чем находящихся на действительной службе кадровых военных2.

Армию критикуют также за бедственное финансовое положение рядовых военнослужащих. Все большее число солдат обращается к армейскому командованию с просьбой о предоставлении им финансовой помощи в связи с затруднительным экономическим положением. Только за 1-й квартал 2003 г. о такой помощи запросили 478 военнослужащих, тогда как за весь предыдущий год подобных обращений было 163. Кроме того, еще 500 солдат попросили предоставить им внеочередной отпуск, чтобы иметь возможность заработать дополнительные деньги. С целью разрешить данную ситуацию командование ЦАХАЛ приняло решение увеличить пособие для солдат-одиночек с 600 до 2,4 шекелей.

В качестве одного из существенных недостатков армейской жизни в последние годы общественность отмечает снижение воинской дисциплины, проявляющееся, в частности, в ослаблении охраны военных объектов. Например, военная полиция сообщила о том, что число краж оружия и боеприпасов с войсковых баз ЦАХАЛ в 2002 г. выросло на 50% по сравнению с предыдущим годом. В 2002 г. было похищено 161 единица стрелкового оружия и 400 гранат. В ряде случаев военная полиция подозревает в хищениях солдат ЦАХАЛ из бедных семей, которые во время увольнений якобы торгуют краденым оружием на черном рынке, расходуя вырученные деньги на дополнительное питание и помощь семьям. Армейское руководство не признает наличия краж оружия военнослужащими. Как заявил в одном из своих интервью министр обороны Ш.Мофаз, "мы стараемся помочь нуждающимся солдатам, но в то же время делаем все, от нас зависящее, чтобы не допустить каких-либо криминальных актов".

Критики вооруженных сил обвиняют армию также и в том, что во многих случаях она злоупотребляла своим положением в структурах государственной власти и необоснованно брала на себя функции соответствующих правительственных органов. Так, одно из подобных обвинений утверждало, что высшие офицеры ЦАХАЛ стали напрямую устанавливать контакты с гражданскими политическими деятелями зарубежных стран и даже в ряде случаев возглавлять дипломатические миссии Израиля, узурпируя тем самым полномочия министерства иностранных дел. И.Рабин, например, будучи премьером, поручал вести переговоры с палестинцами генералу А.Шахаку, в тот момент занимавшему пост заместителя начальника Генштаба, а премьер Э.Барак доверил бывшему шефу военной разведки У.Саги вести секретные переговоры с сирийцами.

Критикуется также существующая дорогостоящая система призыва на службу резервистов и качество их боевой подготовки, порядок оплаты их пребывания в армии, а также систематическое нарушение их гражданских и имущественных прав.

В прошлом имели место случаи, когда вернувшиеся со сборов резервисты обнаруживали, что они уволены. Так, в 2002 г. было предъявлено в суд 247 исков в связи с увольнением с рабочих мест по причине призыва на резервистские сборы. 94 из них были признаны необоснованными. В первом полугодии 2003 г. было предъявлено 138 аналогичных исков. 28 из них отклонены, остальные рассматриваются судебными инстанциями. Под давлением общественности законодательство в отношении резервистов было пересмотрено летом 2003 г. Отныне работодатель, уволивший работника, призванного на военные сборы, обязан заплатить штраф в размере 67 тыс. шек. Запрещено также увольнять работника в течение 30 дней после его возвращения со сборов на прежнее место работы. (До этого решения такой срок составлял 21 день.)

Вместе с тем ряд специалистов считает, что подобные меры, хотя и вносят некоторую упорядоченность в систему призыва резервистов, все же не решают ее проблем. Она требует радикальной перестройки. Так, например, бывший глава Совета национальной безопасности генерал запаса У.Даян, внимательно проанализировав функции военнослужащих срочной службы и мобилизованных из резерва, а также экономические показатели действительной и резервной службы, пришел к выводу о целесообразности сокращения резервного корпуса. По его мнению, следует освободить резервистов от выполнения оперативных заданий, заменив соответствующие их подразделения солдатами-сверхсрочниками (контрактниками) и регулярными подразделениями пограничной охраны. Военнослужащие – срочники и сверхсрочники обходятся государству значительно дешевле, чем резервисты.

У. Даян в своем проекте кардинального реформирования резервного корпуса, направленном в межминистерскую комиссию по делам резервистов, привел конкретные расчеты и рекомендации по совершенствованию резервистской службы. Они приводят к сокращению численности резервистов, значительному уменьшению расходов на их содержание, прекращению дискриминации при приеме на работу и в высшие учебные заведения, существенному повышению компенсаций за период прохождения военных сборов. При этом реализация проекта У.Даяна не потребует от государства никаких дополнительных инвестиций.

Это предложение пока не принято, однако, как заявил начальник Отдела планирования Генштаба ЦАХАЛ генерал Г. Айленд, оно находится в русле долгосрочной политики армейского командования по отношению к резервистской службе и в настоящее время внимательно изучается на предмет его возможного практического использования.

Если ранее служба в вооруженных силах Израиля считалась престижной, то теперь в связи с изменившимся отношением к армии среди молодежи призывного возраста стали проявляться "уклонистские" тенденции. Так, по данным опросов, проведенных среди допризывников институтом "Геокартография" в 2000 и 2003 гг., выразили желание служить в армии лишь соответственно 65% и 53%.

Около 40% мужчин призывного возраста по разным причинам уклоняется от службы в армии; уклоняется от военных сборов и большой процент резервистов. В частности, 104 тысячи израильских мужчин в возрасте от 18 до 45 лет освобождены от службы в ЦАХАЛ из-за проблем с психикой. Некоторые из них получили освобождение уже после призыва по распоряжению специальной комиссии. В 2002 г. 9% солдат, начавших службу в ЦАХАЛ, не завершили ее по состоянию психического здоровья. Для сравнения – в 1992 г. таковых было лишь 3%. То есть за 10 лет число "ненормальных" в армейских рядах увеличилось в три раза. Из числа призывников в 2002 г. получили освобождение от армии 3,7%, что почти в два раза больше аналогичного показателя в начале 90-х годов.

В январе 2003 г. эти данные были опубликованы в отчете Государственного контролера, в котором содержались рекомендации разобраться в причинах стольтревожной тенденции и принять надлежащие меры. При отделе кадров Генштаба была создана комиссия в составе ведущих офицеров-сотрудников отдела и медицинских работников с целью сократить масштабы "откоса" из армии. "Нет никакого сомнения, что часть получающих освобождение – это симулянты, – заявил один из высокопоставленных офицеров-членов комиссии. – Масштабы этого явления возросли, среди прочего, еще и потому, что общество более терпимо стало относиться к тем, кто отлынивает от армии"6.

В системе ЦАХАЛ специальная комиссия по делам отказывающихся от службы в армии была создана еще в 1995 году. С тех пор по 2002 г. включительно в нее обратились 137 мужчин призывного возраста. Шесть из них сумели доказать, что они пацифисты, и получили освобождение от воинской службы. В 2002 г. в комиссию поступило 119 заявлений от девушек. Из них 97 получили освобождение от службы. Оставшиеся заявительницы обратились в апелляционную комиссию, и 17 из них получили положительный ответ.

В других странах освобождение получают 60–95% лиц, подавших заявления в подобные комиссии7.

Существенно снижается процент молодежи, идущей в армию, в том числе и по "уклонистским" мотивам. В 2002 г., например, в армию были призваны 79,8% юношей и 63,1% девушек, подлежащих призыву. Для сравнения, в 1992 г. в армию призвали 83,7% юношей и 67,4% девушек8.

По имеющимся прогнозам исследователей проблемы уклонения от воинской службы, в 2005 г. в армии будут служить всего 65% населения, подлежащего призыву. Отмечается также, что с каждым годом уменьшается число военнослужащих запаса9.

Подобные процессы являются в известной степени отражением наличия в израильском обществе определенных политических разногласий и подходов представителей различных групп и слоев населения к актуальным проблемам Израиля. Это, в частности, расхождения по вопросам отношения к палестинцам и созданию независимого палестинского государства вообще, плану "дорожная карта", сооружению заградительного забора вдоль "зеленой линии" на Западном береге Иордана, формам и методам борьбы с террористической деятельностью и нынешнему состоянию и перспективам дальнейшего развития вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса Израиля.

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.