![]() |
|
|
Основы гражданской обороныТерриториальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими органами государственной власти субъектов РФ. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслям экономики. Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС. Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ. Каждый уровень РСЧС имеет: – координирующие органы; – постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС – органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС); – органы повседневного управления; – силы и средства; – системы связи, оповещения, информационного обеспечения; – резервы финансовых и материальных ресурсов. Координирующие органы РСЧС: На федеральном уровне: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти; На региональном, охватывающем территории нескольких субъектов РФ: – региональные центры по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС) На территориальном, охватывающем территорию субъекта РФ: – комиссии по ЧС (КЧС) органов исполнительной власти субъектов РФ; На местном, охватывающем территорию района, города, (района в городе) – комиссии по ЧС органов местного самоуправления; На объектовом, охватывающем территорию организации или объекта – объектовые комиссии по ЧС. Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти организаций. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГО ЧС): – на федеральном уровне – МЧС России; – на региональном – региональные центры; – на территориальном – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ; – на местном – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления; – на объектовом – отделы (сектора, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС. Органы повседневного управления РСЧС: – пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях); – оперативно-дежурные службы ОУ ГО и ЧС всех уровней; – дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти; – дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций. Силы и средства РСЧС: Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют: – силы и средства федеральных органов исполнительной власти; – силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ. – силы и средства органов местного самоуправления; – силы и средства организаций. Все эти силы подразделяются: – на силы и средства наблюдения и контроля; – силы и средства ликвидации ЧС Силы и средства наблюдения и контроля состоят: – из служб(учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, наблюдающих и контролирующих состояние окружающей природной среды, обстановку на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также анализирующих воздействие вредных факторов на здоровье населения; – формирований Государственного комитета санитарно-эпидемического надзора РФ; – ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; – геофизической службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства РФ по атомной энергии; – учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят: – из военизированных и невоенизированных, противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, и органов федеральной исполнительной власти; – формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф; – формирований ветеринарной службы и службы защиты растений; – военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России. – формирований гражданской обороны (ГО) территориального, местного, объектового уровней; – специально подготовленных сил и средств войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС; – аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии; – служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России; – восстановленных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ; – аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота РФ (включая Государственный морской спасательно-координационный центр. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в аварийном режиме в течение не менее 3-х суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ. Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб, и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС. Организация и ведение ГО – одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности. В мирное время ГО своими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области ГО (они же – органы повседневного управления РСЧС), сетью наблюдения и лабораторного контроля, отдельными службами и формированиями ГО участвуют в решении задач РСЧС. Для достижений целей ГО заблаговременно, в мирное время, организуется и осуществляется комплекс различных мероприятий ГО. Общее руководство ГО в стране, возложено на Правительство РФ. Начальником ГО России является Председатель Правительства РФ. Министр РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является на должности первым заместителем начальника ГО РФ. Руководство ГО в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на предприятиях независимо от форм собственности возлагается на руководителей исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Эти руководители являются начальниками ГО субъектов РФ, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, соблюдение сохранности накопленных средств индивидуальных и коллективных средств защиты пи имущества, а также за подготовку на обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах. Непосредственное руководство ГО РФ возложено на Министерство РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных на ГО задач и разрабатывает основное направление ее развития и совершенствования. РСЧС и ГО созданы и функционируют по территориально – производственному принципу. Это значит, что организация и осуществление всех ее мероприятий является обязанностью всех органов власти и управления, от Правительства РФ до органов обязанностью всех органов власти и управления, от Правительства РФ до органов местного самоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образовательной деятельности. Подготовка государств к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при видении боевых действий или вследствие этих действий. Ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и др. неотложных работ. Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными и правовыми актами РФ: – проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; – принимают участие в проведении других мероприятий по ГО; – оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО. Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов. Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы ГО, а также службы ГО организаций. Силы ГО – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска ГО, а также гражданские организации ГО. Для решения задач в области ГО воинские части и подразделения ВС РФ, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ. На вооружении войск ГО находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 лет до 60 лет, женщины в возрасте от 18 лет до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 или 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3-х лет. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ: – планируют и организуют проведение мероприятий по ГО; – проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; – осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий; – создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; – создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Для обеспечения выполнения мероприятий ГО в организации создаются штаб и службы ГО, которые проводят работу на основе решений начальника ГО – руководителя организации. Работу штаба ГО возглавляет начальник штаба, он является заместителем начальника ГО организации и несет полную ответственность за выполнение возлагаемых на штаб задач. Федеральным законом «О гражданской обороне» установлены следующие основные задачи ГО: – обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; – оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; – эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; – предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; – проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; – проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; – первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; – борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; – обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; – обеззараживания населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; – восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; – срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; – срочное захоронение трупов в военное время; – разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; – обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению задач при любых вариантах развертывания и ведения военных действий и в условиях совершения крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание должно уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна принимать участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах. В мирное время гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения положенных мероприятий, созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального и регионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по их предотвращению и ликвидации. В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации главной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса запланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления, сил гражданской обороны, а также организаций – исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций – к переходу на работу в условиях военного времени. В военное время гражданская оборона проводит комплекс мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств вооруженной борьбы, в том числе и оружия массового поражения. Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной МЧС России, которое создает территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации. В федеральных органах исполнительной власти для планирования, организации и контроля выполнения мероприятий гражданской обороны по решению их руководителей создаются за счет установленной численности и фонда заработной платы штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы группы), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. В организациях управление гражданской обороной осуществляют структурные подразделения или работники, специально уполномоченные на решение этих задач. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Их количество в зависимости от численности работников организации указано в таблице №1. В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек назначается один освобожденный работник по гражданской обороне, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по гражданской обороне выполняется одним из сотрудников по совместительству. Таблица №1. Количество освобожденных работников, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне
Силы гражданской обороны включают в себя воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны. Они организационно объединены в войска гражданской обороны. Для решения задач гражданской обороны привлекаются также Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, а также аварийно – спасательные службы и аварийно – спасательные формирования. Войска гражданской обороны организационно состоят из спасательных центров, спасательных и учебных бригад, отдельных механизированных полков, вертолетных отрядов и некоторых других частей и подразделений. Управление войсками осуществляет министр МЧС России. Важной составляющей гражданской обороны являются нештатные аварийно – спасательные формирования (НАСФ), которые создаются в организациях, имеющих и эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. НАСФ оснащены специальной техникой, имуществом для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей и предназначены для выполнения основного объема аварийно – спасательных работ и других мероприятий гражданской обороны. Эти формирования могут иметь разную специализацию: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно – технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и др. В состав формирований входят: – сводные отряды, команды и группы; – спасательные отряды, команды и группы; – отряды и команды механизации работ; команды, группы и звенья разведки и связи; – медицинские отряды, бригады, дружины, группы, звенья, подвижные госпитали, санитарные посты; – аварийно – технические команды и группы; – автомобильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны общественного порядка и др. Большая часть аварийно – спасательных формирований представляет собой спасательные службы гражданской обороны, подготовленные для проведения специальных мероприятий, требующих высокой технической оснащенности и высокопрофессиональной подготовки личного состава. Руководство службами осуществляют начальники, которых назначает своим приказом руководитель объекта. Начальники служб участвуют в разработке плана гражданской обороны объекта и самостоятельно разрабатывают положенные документы. На них возлагается поддержание в постоянной готовности сил и средств и своевременное обеспечение подчиненных формирований специальным имуществом и техникой. Служба оповещения и связи создается на базе узла связи объекта. На нее возлагается организация связи и своевременного оповещения руководящего состава, персонала объекта и населения, проживающего вблизи объекта, об угрозе чрезвычайной ситуации. Медицинская служба организуется на базе медицинского подразделения (здравпункта, поликлиники). Служба обеспечивает комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований, накопление запасов медицинского имущества и медицинских средств индивидуальной защиты, проводит медицинскую разведку и санитарно – эпидемиологическое наблюдение, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения, осуществляет медицинское обслуживание работников объектов экономики и членов их семей в местах рассредоточения и эвакуации. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |