реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Противопожарная защита торфяных болот Харовского района Вологодской области

Для проезда к водоемам через противопожарные канавы в них устанавливают стальные трубы диаметром 0,8 метров и длинной 4 метра.

3.3.3. Противопожарные дороги, разрывы и заслоны

При организации тушения лесных пожаров используются все виды дорог, позволяющие в максимально короткие сроки доставить людей и технику к месту пожара. Однако в ряде случаев, особенно в слабоосвоенных районах, густота дорожной сети не позволяет оперативно маневрировать средствами тушения. Именно в этих случаях дополнительно строятся дороги противопожарного назначения. Их главной целью является обеспечение проезда автотранспорта к пожароопасным участкам и водоемам. Дороги противопожарного значения - наиболее простой тип путей сообщения, строительство которых ограничивается корчевкой пней, расчисткой и выравниванием проезжей части, устройством гатей, переездов через ручьи и т.п. Как правило, эти дороги являются проезжими только в период пожароопасного сезона. Помимо этого, противопожарные дороги выполняют роль простейших противопожарных барьеров (служат преградой на пути низовых пожаров и опорной полосой при их тушении с использованием управляемого огня).

Противопожарные разрывы долгое время считались наиболее эффективным способом остановки верховых пожаров (Серебренников, Матренинский, 1940; Анцышкин, 1956). Как правило, противопожарные разрывы прорубались в наиболее пожароопасных древостоях широкими полосами с проложенными по краям минерализованными полосами. Ширина противопожарных разрывов варьировала от 12-20 до 80-100 м. Однако лесопожарная практика показала, что широкие разрывы усиливают ветер, создают "эффект сквозняка", когда воздушные массы движутся вдоль разрыва или под острым углом к нему. Исследованиями установлено (Валендик, Матвеев, Софронов, 1979), что даже достаточно широкие противопожарные разрывы (100 м и более) не всегда являются эффективной преградой на пути верховых пожаров высокой интенсивности. Кроме того, поддержание противопожарных разрывов в "рабочем" состоянии требует значительных затрат, а занятая ими площадь изымается из активного лесопользования, т.е. не продуцирует древесину. Все вышеизложенное послужило основой для отказа от широких противопожарных разрывов и замены их противопожарными заслонами.

В практике лесоохраны узкие (6-12 м) противопожарные разрывы следует создавать путем уборки древесно-кустарниковой растительности вдоль дорог, а также: в наиболее опасных в пожарном отношении лесных массивов в сочетании с прокладываемыми по их середине дорогами противопожарного назначения. Последнее обстоятельство позволяет оперативно перебрасывать людей и технику к месту пожара, а также служит дополнительным препятствием для низовых и верховых пожаров.

В хвойных молодняках эффективно создание противопожарных разрывов шириной 4-6 м с проложенными посередине минерализованными полосами. Такими раз­рывами формируются замкнутые блоки площадью, как правило, не более 20 га. Разрывы помогают сдерживать огонь в определенном блоке, таким образом, препятствуя распространению огня по лесному массиву и в дальнейшем на торфяные болота.

Как известно, лесные пожары – явление динамичное, и поэтому классификация их на верховые, низовые, подземные весьма условна. Пожар может содержать фрагменты всех видов и многих подвидов, поэтому максимальный эффект при его остановке достигается созданием комплексных барьеров – противопожарных заслонов. Последние сочетают несколько видов частных барьеров, и поэтому в состоянии остановить все виды лесных пожаров. Наиболее распространенными видами противопожарных заслонов являются дороги, с обеих сторон которых созданы защитные лиственные или хвойные полосы с проложенными че­рез каждые 20-30 м параллельно дороге минерализованными полосами. На участках с наличием торфа вместо минерализованных полос прокладываются противопожарные канавы. Защитные противопожарные барьеры создаются также вокруг населенных пунктов, расположенных вблизи хвойных насаждений.

3.3.4. Противопожарные полосы из огнестойких растений

Некоторые растения, обладая очень высокой влажностью листьев и стеблей, являются препятствием для распространения лесного пожара. При низовых пожарах к растениям, препятствующим распространению огня, можно отнести многолетние люпины, картофель и т.п. Учитывая данное обстоятельство, при создании системы противопожарных барьеров посадкам и по­севам данных растений должно отдаваться предпочтение. Особенно эффективна передача под картофельные участки и посадки люпина линий электропередач, противопожарных разрывов, участков, примыкающих к опушкам леса и т.д. Хороший эффект достигается при создании лесных культур хвойных пород в сочетании с посевом люпина, а также создании смешанных культур, в которых в качестве сопут­ствующих участвуют лиственные деревья и кустарники (липа, рябина, акация желтая и облепиха). Исследования показали (Маркина, 1964), что полосы, созданные посевом люпина многолетнего, при температуре пламени 800-900°С, скорости ветра до, 5 м/с и скорости движения огня 2-3 м/мин не горят, а только увядают.

Применение данного способа возможно и при защите торфяных болот от пожаров, многолетние люпины и картофель, можно высаживать на границе лесного массива и торфяных почв, тем самым защищая торф от возгорания [5]

3.4. Тушение торфяных болот

Торфяной пожар – это неконтролируемый процесс дымного горения торфа в местах его образования, добычи и хранения.

Торф представляет собой продукт неполного разложения растительной массы в условиях избыточной влажности и недостаточной аэрации. Он является обводненным конгломератом битумов, гуминовых кислот, их солей, других продуктов разложения растительного материала и не успевших еще разложиться элементов растений. Торф обладает самой высокой из всех твердых топлив влагоемкостью. Основными тепловыми характеристиками торфа являются его теплотворная способность, а также коэффициент теплопроводности. Основными горючими материалами у торфов являются углерод (52-56 % от общей массы) и водород (5-6 % от общей массы), кроме того, в составе торфа имеется от 30 до 40 % атомов кислорода, связанного в молекулах химических веществ, из которых состоит торф. Среднее значение величины теплотворной способности торфа, зависящей от его вида и степени разложения, равно 5500 ккал/кг [16]. Под воздействием температуры, влажности и других причин торф постепенно разлагается. Чем выше степень разложения торфа, тем больше он подвержен возгоранию.

Возгорание торфа возможно в течение всего года, но чаще всего во второй половине лета, когда он высыхает. Происходит самовозгорание торфа в результате саморазогрева, а также возгорание из-за попадания на него искр от источников огня и работающих машин; грозовых разрядов и пр.

Процесс самовозгорания торфа имеет четыре периода изменения температуры, продолжающиеся до года, при которых температура внутри торфяной залежи поднимается до 60°С и выше. Серьезную опасность в пожарном отношении представляет и торф, хранящийся в штабелях по месту добычи [15].

Торфяные пожары охватывают огромные площади. Торф горит медленно, на всю глубину залегания. В выгоревшие места проваливается почва, техника, люди, дома. Особенностью торфяных пожаров является беспламенное горение с накоплением большого количества тепла. Огонь пожара на поверхности почвы, как правило, отсутствует, лишь кое-где пробивается наружу и вскоре исчезает, но зато выделяется стелющийся дым.

Силами, призванными обеспечить своевременное тушение лесных пожаров а территории лесхозов, являются:

• службы лесной охраны, за работниками которой закреплены участки леса временные пожарные сторожа, нанимаемые лесхозами на пожароопасный сезон помощь охране и другие работники лесхозов, находящиеся на работах в лесу

• пожарно-химические станции со специально подготовленными командами, оснащенные специальной лесопожарной техникой и средствами автотранспорта. Существуют лесные пожарно-химические станции типа ПХС-1 (при лесничествах) и типа ПХС-2 (при лесхозах)

• резервные пожарные команды, специально организованные из производственных рабочих и служащих лесхозов с прикрепленными к ним производственной техникой средствами транспорта и мелким пожарным оборудованием и инвентарем (лопаты, метла и т. д.).

• оперативные отделения без авиационной охраны лесов с имеющимися в их составе парашютами авиадесантными пожарными командами и механизированными отрядами [16].

В случае, когда быстрая ликвидация возникающих лесных пожаров указанными выше силами не может быть обеспечена и создается угроза распространения пожара на большие площади для тушения привлекаются население, пожарная техника и транспортные средства местных предприятий, организаций и учреждений, а при необходимости и невоенизированные формирования субъектов Российской Федерации краев и областей.

Работы по тушению лесного пожара можно разделить на следующие этапы: разведка пожара; локализация, т. е. устранение возможностей нового распространения пожара; ликвидация пожара, т. е. дотушивание очагов горения; окарауливание пожарищ.

Разведка пожара включает уточнение его границ, выявление вида и силы горения на кромке и ее отдельных частях в разное время суток. По результатам разведки прогнозируют возможное положение кромки пожара, ее характер и силу горения на требуемое время вперед.

На основании прогноза развития пожара, с учетом лесопирологической характеристики участков, окружающих пожар, а также возможных опорных линий (рек, ручьев, ло­щин, дорог и пр.) составляют план остановки пожара, опре­деляют приемы и способы необходимых для этого действий. Наиболее сложной и трудоемкой является локализация пожара. Локализация торфяных пожаров в зависимости от заглубления горе­ния в торфяной слой почвы может быть обеспечено:

- применением мотопомп, пожарных станций, дающих мощные струи воды;

- применением торфяных стволов, подающих; огнетушащую жид­кость в торфяной слой, по которому распространяется горение;

- прокладкой вокруг очага горения торфяного слоя заградительной канавки или канавы с заполнением ее водой;

- смешиванием горящего слоя торфа с влажным, подстилающим.

Следует иметь в виду, что вода имеет большой коэффициент поверхностного натяжения (при температуре воздуха 200С α=72,3*103 Н/м), и поэтому сухой торф смачивается водой плохо. При тушении горящего торфа водой большая часть ее стекает с поверхности торфа на подстилающую его торфяную залежь. В целях снижения коэффициента поверхностного натяжения воды добавляли ряд поверхностноактивных веществ, наиболее известный из которых – сульфанол НП-1. При его концентрации в пределах 0,5-0,6% коэффициента поверхностного натяжения воды снижается до 26,6-27,4*103 Н/м.

При смачивании водой поверхность торфа покрывается тонкой водяной пленкой, которая препятствует доступу кислорода к горящей поверхности и может также прекратить горение.

Эффективность использования воды для тушения пожара тем больше, чем больше ее превращено в пар, и чем выше ее теплопроводность. Это может быть достигнуто соответственно подачей воды в очаг горения очень тонкими слоями (в распыленном виде) и повышением температуры.

Начавшийся почвенный пожар с заглублением до 7... 10 см может быть остановлен и потушен путем отделения горящего торфа по краям воронки (выгоревшей площади), т.е. прокопки вручную (то­порами и острыми лопатами) или плугом канавки на глубину до влажного слоя торфа. Заглубившийся в торфяной слой огонь может быть локализован и потушен с применением торфяных стволов ТС-1 и ТС-2 и обработкой полосы шириной 0.7...0.8 м, прилегающей к кромке очага. Для создания такой полосы скважины (точки введения ствола в почву) следует располагать в два ряда. Первый ряд прокладывают на расстоянии 0.1...0.2 м от видимой кромки, а второй на 0.3...0.4 м от первого. Скважины в каждом ряду располагаются на расстоянии 0.3...0.4 м друг от друга. При нагнетании в стволы огнетушащей жидкости под давлением 3...4 атм (30...40 м вод. ст.) расход воды со смачивателем составит 35...42 л/мин.

При невозможности тушения с использованием торфяных стволов вокруг пожара прокладывают канаву с помощью механизмов или взрывчатых веществ и заполняют водой.

При тушении торфяных пожаров могут успешно использоваться пожарные насосные станции типа ПНС-110. Станция может подавать воду из открытых водоисточников по магистральным рукавным линиям диаметром 150 мм на расстояние более одного километра и непосредственно питать 2-4 пожарных автомобиля, заполнять искусственные водоемы или канавы, прорытые вокруг торфяных пожаров.

Почвенные пожары на открытых местах при небольшом заглуб­лении и открытом горении (тлении) можно тушить с применением технических средств (например, трактор с бульдозерной навеской) путем смешивания горящего (тлеющего) слоя торфа с более влажным подстилающим слоем по всей площади пожара.

Тушение почвенных пожаров струями воды со смачивателем яв­ляется весьма эффективным при наличии вблизи пожара или возможности доставки к нему необходимого количества воды. Тушение видимой кромки горения обеспечивается за счет мощной струи разрушающей (вымывающей) и смачивающей горящие частицы торфа. При некотором заглублении горения с образованием корки и несгоревшего верхнего слоя почвы мощная водяная струя разрушает их и обеспечивает тушение огня в подпочвенной нише, что весьма важно для безопасности работ на кромке пожара [17].

В случаях многоочаговых почвенных пожаров, возникающих на торфяных почвах, как следствие действия низового пожара, тушение возможно лишь локализацией всей площади, на которой находятся эти очаги. Такая локализация может быть обеспечена путем создания окружной канавы с помощью механизмов канавокопателей. Канаву при этом желательно заполнить водой.

Несмотря на малую скорость распространения огня в почвенном (торфяном) слое (до 1-2 м в сутки), тушение заглубившихся почвенных пожаров весьма трудоемко.

Локализованными считаются только те пожары, вокруг которых проложены заградительные полосы, либо когда имеется полная уверенность, что другие применявшиеся способы локализации не менее надежно исключают возможность их возобновления.

Дотушивание пожара заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации.

Окарауливание пожарища состоит в непрерывном или пе­риодическом осмотре пройденной пожаром площади и, в особенности, кромки пожара с целью предотвратить возобновление его распространения. Окарауливание пожарищ проводят путем систематических обходов по полосе локализации. Продолжительность окарауливания определяют в зависимости от условий погоды [18].

4.     Разработка мероприятий по противопожарной защите торфяных болот     

 На территории Харовского района находится 23 охраняемых болота, ценные как места произрастания дикорастущих ягод: клюквы, морошки, брусники, голубики; места отдыха и кормовая база боровой и водоплавающей дичи, перелетных птиц; а также ценные как месторождения торфа. Общая площадь охраняемых болот приблизительно 19000 га.

Противопожарная защита торфяных болот от пожаров в Харовском районе необходима, для сохранения ценных природных ресурсов, а также для экономии материальных и физических сил, которые затрачиваются при тушении возникшего пожара, пожар лучше предупредить, чем ликвидировать.

В виде примера по разработке противопожарных мероприятий рассмотрим болото Северное, находящиеся в 5 км к югу от города Харовск. Общая площадь 2203 Га, болото сфагновое, средняя мощность торфа 1.5 метра, состав болота неоднородный. Летом 1999 года болото горело, пожар был обнаружен 01.08. в 17:20 в 93 квартале Харовского лесничества. Площадь пожара в момент обнаружения составляла 5 Га. Тушение началось 02.08.99 в 8:00, пожар ликвидирован 20.08.99 в 21:00. Очаг возгорания образовался в лесу на прилегающем к болоту суходоле, в результате неосторожного обращения с огнем. Пожар распространялся из 93 кв, в 92 кв в направлении болота Северное, спровоцировав возгорание торфа. На территории болота пожар распространялся в северном направлении из кварталов 93, 92 в квартал 78. Первоначально пожар был низовой, в дальнейшем - переходящий в торфяной подземный. В 93 кв выгорело 54 га леса, в 92 кв – 79га, состав леса – берёза-спелая, сосна. Площадь выгоревшего болота 41Га (рис. 4.1). Серым цветом показано болото Северное, красной линией показана выгоревшая площадь.




Масштаб 1:250000

 Условные обозначения

Рис. 4.1 – Расположение Северного болота на карте

Применявшиеся способы тушения: обвалование очага возгорания с помощью бульдозера  ДТ-75, поливка поверхности водой. Ущерб от пожара составил 359748 руб., фактические затраты на тушение пожара составили 18919 руб. (в ценах 1999 года).

Для защиты Северного болота от торфяных пожаров, возникших непосредственно на болоте или развившихся в результате перехода низового пожара в торфяной целесообразно применить следующие инженерные и организационно-хозяйственные противопожарные мероприятия: устройство противопожарного водоёма с системой противопожарных каналов, прокладка минерализованных полос,  разъяснительная пропаганда среди населения посещающего леса и болота, организация и обустройство определенных мест для отдыха, строительство и содержание в пригодном состоянии противопожарной дорожной сети, мониторинг и прогнозирование.

Для обеспечения водой пожарных машин и насосных станций, а также для аккумуляции необходимого количества воды в противопожарных канавах в северной части болота на границе 66 и 67 кварталов устраивается противопожарный водоем, объемом воды не менее 100 м3. Наиболее пожароопасные участки на болоте это 92, 93 и 78 кварталы, находящиеся в западной части болота Северного (рис. 4.1). На данных участках вероятность возникновения пожара больше, т.к. по близости находится железнодорожная остановка Аламбаш и в летний период в эти кварталы активно посещаются населением и при неосторожном обращении с огнем возможно возгорание лесной подстилки или торфа. Кроме того, в 66 и 92 кварталах имеются участоки со средней степенью пожарной опасности (рис. 3.7) . Поэтому для остановки возможного пожара вокруг 92, 93 и 78 кварталов следует прокопать противопожарную канаву шириной 1 м и глубиной до минерального грунта. Также для остановки торфяного пожара, возникшего на самом болоте, следует прокопать противопожарную канаву поперек этого участка. Канавы соединяется с противопожарным прудом и закрываются запрудами. Противопожарный водоемом и канавы следует регулярно прочищать, а также убирать свалившиеся на канавы деревья, т.к. по ним возможен переход огня и дальнейшее его распространение.

 На карте (рис. 4.1) синим цветом показаны места прорастания березы, светло-оранжевым светом места прорастания сосны. Береза относится к IV-V, классу пожарной опасности по лесорастительным условиям, сосна же относится к высокому классу пожарной опасности по лесорастительным условия (II-III класс). К самому высокому классу пожарной опасности (I класс) относятся молодняки, но в данном случае сосна среднего возраста. Для защиты болота от пожара, в основном идущего из леса, следует проложить минерализованные полосы вокруг болота, желательно там, где растет сосна, т.к. у неё выше класс пожарной опасности. Нужно помнить, что минерализованные полосы, запрещается прокладывать на торфяных почвах, т.к. это может привести к заглублению низового пожара и переходу его в торфяной, поэтому прокладку минерализованных полос следует производить на безопасном расстоянии от торфяных почв.

На рис. 4.2 показано возможное расположение противопожарных барьеров: противопожарный водоем, противопожарные канавы, минерализованная полоса; а также переезды через противопожарные канавы. Данные инженерные сооружения позволяют защитить торфяное болото от пожара наступающего из леса, а также остановить, распространяющийся огонь, на самом огнеопасном участке болота.

Рис. 4.2 – Схематическое изображение противопожарных барьеров на болоте

Северном: 1 – противопожарный водоём; 2 – система противопожарных канав; 3 – минерализованная полоса; 4 – переезд

           

Немаловажную роль в защите Северного болота, а также других часто посещаемых болот может сыграть противопожарная пропаганда среди населения, а также специально организованные места для отдыха.

На железнодорожной остановке Аламбаш, находящийся в километре от болота Северное, следует установить противопожарный плакат (рис.4.3), призывающий беречь лес от пожаров, около болота организуются места для разведения костра, а также места для отдыха (беседки). Вокруг кострищ и беседок следует прокопать минерализованную полосу шириной 20 – 25 см и поставить противопожарный плакат.

Для пропаганды лесных и торфяных пожаров, в пожароопасный сезон, организуются регулярные выступления по местному радио, на железнодорожном и автовокзалах агитационных обращений по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах и на торфяных болотах, а также публикации в районной газете «Призыв».

Рис. 4.3 – Противопожарные плакаты

 Для доставки людей и техники к месту возможного пожара на болоте Северном следует построить противопожарные дороги, для этого данный маршрут очищается от кустарников и деревьев, выкорчёвываются пни, расчищается и выравниванием проезжая часть, организуются переезды через ручьи и противопожарные канавы.

Возможный маршрут противопожарных дорог показан на карте черным пунктиром (рис. 4.4).

Рис. 4.4 – Возможное расположение противопожарный дороги на карте


Дорога проложена от грунтовой дороги Харовск-Судово. Дорога подведена к противопожарному водоёму, а также к наиболее опасному в пожарном отношении участку болота. Общая протяженность противопожарной дороги составляет 7.2 км. Ежегодно перед началом пожароопасного сезона противопожарные дороги следует ремонтировать. Кроме и вся водоподающая техника находящиеся в Харовском районе должна поддерживаться в работоспособном состоянии для возможной помощи при тушении лесных и торфяных пожаров. Руководители предприятий и организаций имеющих данную технику перед началом пожароопасного сезона должны привести её в рабочее состояние.

Также для предупреждения торфяных и лесных пожаров необходимо регулярное патрулирование. Наземное патрулирование организует Харовский лесхоз, по установленным маршрутам, патрульные группы (не менее 2-х человек) имеют при себе лопаты, топоры, ранцевые лесные огнетушители (РЛО-М), электромегафоны и аптечки первой помощи. Авиапатрулирование осуществляет Вологодское авиаотделение ЦБ "Авиалесоохрны" с помощью самолётов Ан-2. Наблюдением за состоянием торфяных болот и лесов с помощью спутниковых технологий занимается лаборатория космического мониторинга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.