![]() |
|
|
Роль и значение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойч...Роль и значение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойч...ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ кафедра информатики и управления КУРСОВАЯ РАБОТА
курсанта 4-го курса 4-го факультета
курсанта ДВОРСКОГО Станислава Владимировича
ТЕМА: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.
руководитель: кандидат исторических наук капитан 1 ранга Девятериков А.Н.
защищена оценка “___”_________2004года “________”
МОСКВА 2004 СОДЕРЖАНИЕ. 1 Введение………………………………………..…………….……3 2 Вопрос 1 Сущность и значение информационно-воспитательной работы, виды, формы, методы, силы и средства……………………………………..5 3 Вопрос 2 Практическое применение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойчивости (на примере деятельности Сухопутных войск). ………………………………………………..…19 4 Заключение………………………………………………………….31 5 Список использованной литературы……………………………….33 ВВЕДЕНИЕ Исторический опыт и современная войсковая практика убедительно свидетельствуют о зависимости уровня боевой выучки и боевой готовности войск, организованности и дисциплины, побед и поражений на поле боя от целого ряда социально-политических, экономических, военно-технических и морально-психологических факторов. Большое воздействие на боевую готовность войск оказывают оружие и боевая техника. Чем они совершеннее, чем выше их превосходство над техникой и оружием противника, тем больше шансов на достижение победы на поле боя. Однако, как бы ни была велика роль технической оснащённости войск, даже самая совершенная техника и первоклассное оружие не могут сами по себе обеспечить боевую готовность частей и подразделений, их способность отразить нападение врага и разгромить его. Техника и оружие приводятся в движение и управляются человеком. Следовательно, высокая боевая готовность войск в огромной степени зависит от людей, владеющих этой техникой и применяющих её как в мирных условиях, так и в бою, т.е. от человеческого фактора, от морально-психологической закалки, боевой выучки и физической выносливости воинов. Основу морально-психологической устойчивости составляет морально-психологический фактор, через который, в конечном счёте, проявляются и другие факторы, такие как боевая выучка и профессиональное мастерство, физическая закалка и выносливость, дисциплинированность и организованность, оказывающие огромное влияние на боевую готовность войск, поведение человека в бою, готовность воинов переносить испытания войны и добиваться победы над противником. Наряду с материальными и другими факторами морально-психологический фактор определяет боевую готовность Вооружённых Сил, способность противостоять отрицательному воздействию противника на сознание, чувства и волю личного состава и своевременно восстанавливать боеспособность войск. Таким образом, объектом данной работы является информационно-воспитательная работа как фактор морально-психологической устойчивости войск, а предметом роль и значение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойчивости частей и подразделений. На основании вышесказанного целью данной работы ставится: Раскрыть роль и значение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойчивости военнослужащих. Достижение данной цели видится в решении следующих задач: - раскрыть сущность и значение, виды информационно-воспитательной работы. - раскрыть виды, формы, методы, силы и средства информационно-воспитательной работы. - показать конкретный пример информационно-воспитательной работы.
ВОПРОС I . Сущность и значение морально-психологического обеспечения войск. Морально-психологический фактор - важнейшее и неотъемлемое слагаемое боевой готовности и боеспособности Вооружённых Сил, мощи государства. Содержание морально-психологического фактора определяется совокупностью политических, нравственных, правовых, исторических, философских, религиозных и других знаний, идей, взглядов, чувств; силой и направленностью воли; отношением человека к целям и характеру войны. Вся служебно-боевая деятельность в Вооружённых Силах есть суровое испытание моральных, физических и психических возможностей военнослужащих. В условиях современной международной, военно-политической, морально-психологической и информационной обстановки, возрастания физических и психологических нагрузок на личный состав, обострения информационно-психологического противоборства успешное выполнение Вооружёнными Силами задач по обеспечению военной безопасности Российской Федерации во многом будет определяться степенью мобилизованности и направленности моральных и психологических возможностей людей, учётом закономерностей функционирования человеческой психики. Говоря иначе, уровнем морально-психологического состояния людей, позволяющим успешно выполнять служебно-боевые задачи. Морально-психологический фактор играет большую роль в ходе боевых действий. Его состояние определяет морально-психологическую готовность и способность личного состава действовать в условиях высокого динамизма, маневренности, скоротечности, пространственного размаха боевых действий, предельного напряжения сил сторон и массовых потерь. Он обеспечивает психологическую устойчивость войск при применении противником оружия массового поражения, помогает выдержать огромные морально-психологические нагрузки, сохранить ясность мысли, твердую волю и боеспособность. «Современные методики прогнозирования и подсчёта психогенных потерь показывают, что они могут составлять в ходе боевых действий с применением обычных средств поражения до 50%, а в случае применения (угрозы применения) ОМП - до 70-75% от общего объёма физических потерь»[1]. От состояния морального духа во многом зависят величина психогенных потерь, сроки восстановления морально-психологической дееспособности личного состава. Вот почему очень важно при организации боя учитывать, что массовые, непрерывно возрастающие физические потери, заражение местности, пожары, нарушения системы управления и жизнеобеспечения, острый дефицит медицинской помощи, а также другие факторы могут оказать деморализующее воздействие на личный состав, лишить его способности думать, понимать, управлять собой. Морально-психологическое состояние войск. «Морально-психологическое состояние личного состава - это обусловленное влиянием социальных, материально-технических и природных факторов и обстоятельств относительно устойчивое состояние мобилизованности и настроенности морали и психики военнослужащих, психологии воинских подразделений и частей на решение боевых и служебных задач, степень психологической готовности и способности личного состава выполнять эти задачи». Формируемое морально-психологическое состояние обусловливает степень уверенности личного состава в справедливости выполняемых задач, в правильности политики, проводимой военно-политическим руководством государства, что позволяет успешно решать боевые и служебные задачи, поступать в соответствии с требованиями военной присяги и воинских уставов, федеральных и иных законов, приказов командиров и начальников. «Морально-психологическое состояние войск определяется: глубоким осознанием военнослужащими целей войны; духовно-нравственной готовностью к выполнению боевых задач и твердой волей к победе; психологической устойчивостью; высоким профессионализмом и физической подготовленностью; эффективностью системы управления, верой в своих командиров (начальников); постоянной и целенаправленной работой по выработке и наращиванию морально-боевых качеств; своевременным и всесторонним материально-бытовым обеспечением войск, удовлетворением нужд и запросов военнослужащих; качественной организацией восстановления боеспособности войск, включая психологическую реабилитацию и восстановление духовных сил»[2]. Основные усилия государственных органов, командиров, штабов, воспитательных и иных структур военного управления при решении задач формирования и поддержания в войсках высокого морально- психологического состояния направляются: на выработку и реализацию государственной политики по повышению престижа военной службы, её социальной значимости и роли в укреплении российской государственности; воспитание личного состава на отечественных исторических, военных традициях; всестороннюю поддержку героико-патриотической составляющей в культуре и искусстве; формирование и последовательное осуществление государственных мер по поддержанию и наращиванию морального духа войск; укрепление единоначалия, организованности, правопорядка и воинской дисциплины; совершенствование морального и материального стимулирования профессионального роста военнослужащих, активности, инициативы, добросовестного выполнения ими обязанностей военной службы; обеспечение профессиональной адаптации, психологической и социальной реабилитации военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Объективную основу морально-психологического состояния войск составляют сложившиеся в государстве социально-политические, экономические отношения. Чем совершеннее государственное устройство, стабильнее социально-политические и экономические отношений в обществе, тем больше у государственных органов, высшего военного руководства, офицерских кадров армии и флота возможностей для создания эффективной системы поддержания в войсках высокого морального духа и психологической устойчивости личного состава в мирное и военное время. Важную методологическую и практическую функции в поддержании в армии и на флоте высокого морального духа выполняют сложившиеся в государстве правовые отношения. Их значение определяется специфическими особенностями морально-психологического состояния войск, прежде всего такими, как необходимость неукоснительно выполнять требования военной присяги, детальная регламентация нравственных правил поведения военнослужащих, высокая ответственность за выполнение воинского долга, строгость и неотвратимость наказания за нарушение духовно-нравственных норм и т.д. Закрепляя с помощью правовых норм обязательные правила воинской дисциплины, государство регулирует поведение и деятельность военнослужащих, обеспечивает в армии и на флоте необходимый порядок, определяет средства поддержания воинской дисциплины и предупреждения её нарушений. «Следует также иметь в виду, что морально-психологическое состояние войск регулируется не только правовыми, но и духовно-нравственными нормами поведения, личными убеждениями военнослужащих, пониманием необходимости выполнения возложенных на них обязанностей в интересах всего общества, осознанием личной ответственности за безопасность своей Родины».[3] «Воспитание у военнослужащих патриотического сознания, верности воинскому долгу, военной присяге, готовности к защите Отечества, высокой духовности и общей культуры, других духовно-нравственных и боевых качеств является одним из основных направлений деятельности военных кадров по укреплению морально-психологического состояния личного состава армии и флота».[4] В целях формирования у молодых людей духовно-нравственных качеств защитника Отечества многое должно делаться еще до призыва на действительную службу. К сожалению, эти возможности не всегда используются должным образом для воспитания у населения, особенно у молодёжи, осознанного понимания необходимости и полезности ратного труда. Имеется немало фактов, когда усилия государственных и независимых средств массовой информации, образовательных учреждений, произведений литературы и искусства направляются не на воспитание достойных защитников Отечества, а на пропаганду идей пацифизма, на формирование в обществе негативного отношения к Вооружённым Силам к воинской службе, выполнению воинского долга. Этим наносится огромный вред делу укрепления обороны страны. ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СИЛЫ И СРЕДСТВА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК Успешное решение задач морально-психологического обеспечения в мирное и военное время, в значительной степени зависит от умелого применения командирами, штабами, воспитательными структурами, другими органами военного управления и должностными лицами различных видов, форм, методов, сил и средств воздействия на сознание и поведение воинов в целях формирования у них духовно-нравственных, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения задач подготовки и ведения боевых действий. Исторический опыт свидетельствует, что виды, формы, методы, силы и средства морально-психологического обеспечения не являются неизменными. Они меняются в зависимости от конкретных исторических, социально-политических, военно-технических условий, целей и задач подготовки войск. Сущность, значение и основные формы информационно- воспитательной работы. Ведущую роль в системе морально-психологического обеспечения в мирных условиях и в боевой обстановке играет информационно-воспитательная работа. Информационно-воспитательная работа – это система целенаправленных, согласованных мероприятий, осуществляемых в повседневной и боевой деятельности войск государственным и военным руководством страны, командирами, воспитательными и другими органами военного управления и должностными лицами Вооруженных Сил, военными средствами массовой информации. Главная задача информационно-воспитательной работы состоит в формировании у личного состава системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений, в развитии нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга в мирное время и в бою. «В военное время в информационно-воспитательной работе возрастает роль морально-политических аспектов, связанных с мобилизацией личного состава на разгром врага. Основное внимание сосредоточивается на разъяснении военно-политической обстановки, причин, целей, характера развязанной войны, разоблачении её истинных виновников, обосновании необходимости вооруженной защиты Отечества, формировании у воинов убеждённости в справедливости дела, за которое они сражаются с врагом»[5]. Основными формами информационно-воспитательной работы являются: общественно-государственная подготовка офицеров, прапорщиков (мичманов), солдат (матросов), сержантов и старшин, гражданского персонала Вооружённых Сил; различные формы информирования личного состава (военно-политическое, правовое, техническое, медицинское и другие виды информирования). Кроме того, в интересах информационно-воспитательной работы могут активно использоваться: научно-практические и научно-теоретические конференции; прослушивание и просмотр информационных радио- и телепередач, видео- и аудиоматериалов; тематические вечера и собрания военнослужащих; прямое обращение командования к личному составу; встречи личного состава с командованием, ветеранами войны и труда, государственными деятелями; выступления перед личным составом опытных воинов, ранее участвовавших в боевых действиях; работа офицеров воспитательных органов в боевых порядках; лекции и доклады, групповые и индивидуальные беседы, разнообразные формы печати, наглядной агитации и др. Общественно-государственная подготовка - основная форма информационно-воспитательной работы в мирное время, важнейшее средство формирования у личного состава научного мировоззрения, вооружения знаниями в области общественных наук, разъяснения основ государственной и военной политики и национальной безопасности, предназначения Вооружённых Сил, воспитания у воинов высоких духовно-нравственных и боевых качеств, норм и правил поведения в различных ситуациях при выполнении задач защиты Отечества. Общественно-государственная подготовка проводится в соответствии с расписанием занятий по учебно-боевой и гуманитарной подготовке военнослужащих, на основе установок, планов и программ Главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил РФ. «Наиболее распространённой формой информационно-воспитательной работы в мирное и военное время является информирование личного состава, направленное на своевременное предоставление воинам крайне необходимых для успешной повседневной учебной и боевой деятельности сведений социально-политического, боевого, военно-технического и бытового характера».[6] В зависимости от времени, сроков и частоты предоставляемой информации информирование бывает плановым и оперативным (по факту события), а в зависимости от содержания сообщаемых сведений - военно-политическим, боевым, военно-техническим, правовым, медицинским и др. В процессе военно-политического информирования первостепенное внимание уделяется освещению военно-политической обстановки в мире и сопредельных с Россией государствах, доведению до личного состава сведений о социально-политической и психологической ситуации в нашей стране, в районе боевых действий, местах дислокации войск, а также на территории противника. Военно-техническое информирование направлено на повышение уровня военно-технических знаний и боевой выучки личного состава и содержит сведения о новых видах вооружения, его тактических и технических характеристиках, способах и опыте их боевого применения. Значительное место отводится информированию личного состава о вооружении и боевой технике противника. Правовое информирование включает в себя мероприятия, направленные на разъяснив воинам правовых норм воинской деятельности, законодательных и других нормативных актов, касающихся прав, обязанностей и ответственности военнослужащих при выполнении воинского долга. Медицинское информирование предусматривает сообщение личному составу сведений о санитарно-эпидемиологической обстановке в местах дислокации и в районе боевых действий, вооружение воинов знаниями, умениями и навыками сохранения здоровья, медицинского обеспечения и оказания первой помощи раненым и больным в боевой обстановке. Принято различать два вида информирования: а)"сверху-вниз" и б) "снизу-вверх". Информирование "сверху-вниз" осуществляется вышестоящими командирами, штабами, воспитательными структурами и другими органами военного управления в целях предоставления подчинённому личному составу подразделений и частей сведений и информации, направленных на формирование у воинов правильных представлений о внутренней и "внешней политике государства, целях и задачах войны, характере предстоящих боевых действий, то есть данных, побуждающих к эффективному выполнению поставленных боевых задач. «К работе по информированию личного состава привлекаются командиры, офицеры штабов и воспитательных органов. В ряде мест создаются внештатные группы оперативного информирования, в состав которых включаются наиболее подготовленные и опытные офицеры частей и соединений. С информаторами проводятся инструктивные занятия, на которых офицеры вооружаются приёмами и методами информационной работы».[7] В целях информирования вышестоящего командования о положении дел в частях используются различные формы устной и письменной информации, а также личное общение командиров и офицеров-воспитателей с воинами, их участие в выполнении учебных и боевых задач. Кроме того, в интересах информирования используются письменные доклады командиров и офицеров-воспитателей, их участие в работе различных совещаний, собраний боевого актива и др. Источником постоянной информации "снизу-вверх" являются донесения из частей, в которых излагаются ход боевых действий, содержание, формы и методы воспитательной работы, приводятся примеры мужества и отваги воинов, сведения о боевых потерях, определяются меры по укреплению морального духа войск. «Не всегда в качестве основного источника информации о положении дел в частях, выполнении боевых задач и политико-моральном состоянии войск использовалось личное участие командиров, офицеров-воспитателей в боевых действиях».[8] Войсковой опыт убедительно свидетельствует, что хорошо поставленная информация - важная составная часть технологии управления. Она дает положительный эффект тогда, когда является оперативной, правдивой, злободневной, всесторонней, систематической, отвечает на все вопросы, необходимые для оценки морально-психологического состояния и принятия мер по его укреплению. При организации информирования очень важно умело использовать разнообразные источники и способы получения сведений о морально-психологическом состоянии и воинской дисциплине личного состава, боевой выучке, результатах учебной и боевой деятельности. Решающую роль играют непосредственное изучение командирами, штабами, офицерами воспитательных органов положения дел в частях и подразделениях, участие в выполнении учебных и боевых задач, постоянное общение со всеми категориями личного состава. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |