реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Загрязнение атмосферы

лакокрасочного материала за время окраски и сушки (для камер окраски

распылением k2= 0,3, для сушильных установок 0,7); k3 – коэффициент,

учитывающий поступление паров растворителей в рабочую зону (обычно 2…3 %);

k3 = 0,975; (( - эффективность улавливания паров растворителей в системе

очистки вентиляционных выбросов (для гидрофильтров 0,3…0,35).

Масса выбросов аэрозоля от окрасочного оборудования с вентиляционным

воздухом в атмосферу

mа = m1 k4 k5 (1 – (а),

(3)

где k4 – доля лакокрасочных материалов, расходуемых на образование

окрасочного аэрозоля; зависит от способа распыления краски; k5–

коэффициент, учитывающий поступление окрасочного аэрозоля в рабочую зону;

обычно k5 = k3,; (а, – эффективность улавливания окрасочного аэрозоля

гидрофильтрами; обычно 0,92...0,98.

Много загрязняющих веществ поступает в атмосферный воздух от

энергетических установок, работающих на углеводородном топливе (бензине,

керосине, дизельном топливе, мазуте, угле и др.). Количество этих веществ

определяется составом, массой сжигаемого топлива и организацией процесса

сгорания.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются транспортные

средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и тепловые электрические

станции (ТЭС). Доля загрязнений атмосферы от газотурбинных двигательных

установок (ГТДУ) и ракетных двигателей (РД) пока незначительна, поскольку

их применение в городах и крупных промышленных центрах ограничено. В местах

активного использования ГТДУ и РД (аэродромы, испытательные станции,

стартовые площадки) загрязнения, поступающие в атмосферу от этих

источников, сопоставимы с загрязнениями от ДВС и ТЭС, обслуживающих эти

объекты.

Основные компоненты, выбрасываемые в атмосферу при сжигании различных

видов топлива в энергоустановках, – нетоксичные диоксид углерода и водяной

пар. Однако кроме них в атмосферу выбрасываются и вредные вещества, такие

как оксид углерода, оксиды серы, азота, соединения свинца, сажа,

углеводороды, в том числе канцерогенный бенз(а)пирен, несгоревшие частицы

твердого топлива и т. п.

Автомобильный транспорт также является источником загрязнения

атмосферы. Так как число автомобилей непрерывно возрастает (в 1990 г. в

мире эксплуатировали 420 млн. автомобилей, а в 2000 г. их число достигнет

520 млн.), особенно в крупных городах, то растет и валовой выброс вредных

продуктов в атмосферу. Автотранспорт относится к движущимся источникам

загрязнения, широко встречающимся в жилых районах и местах отдыха.

Токсичными выбросами ДВС являются отработавшие и картерные газы,

пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная доля токсичных

примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами ДВС. С картерными

газами и парами топлива в атмосферу поступает приблизительно 45 %

углеводородов от их общего выброса.

Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу в составе

отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и

особенно от двигателя – источника наибольшего загрязнения. Так, при

нарушении регулировки карбюратора выбросы оксида углерода увеличиваются в

4...5 раза. Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе

соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма

токсичными соединениями свинца. Около 70 % свинца, добавленного к бензину с

этиловой жидкостью, попадает в виде соединений в атмосферу с отработавшими

газами, из них 30 % оседает на земле сразу за срезом выпускной трубы

автомобиля, 40 % остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней

грузоподъемности выделяет 2,5...3 кг свинца в год. Концентрация свинца в

воздухе зависит от содержания свинца в бензине.

Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу

можно заменой этилированного бензина неэтилированным.

Выхлопные газы ГТДУ содержат такие токсичные компоненты, как оксид

углерода, оксиды азота, углеводороды, сажу, альдегиды и др. Содержание

токсичных составляющих в продуктах сгорания существенно зависит от режима

работы двигателя. Высокие концентрации оксида углерода и углеводородов

характерны для ГТДУ на пониженных режимах (при холостом ходе, рулении,

приближении к аэропорту, заходе на посадку), тогда как содержание оксидов

азота существенно возрастает при работе на режимах, близких к номинальному

(взлете, наборе высоты, полетном режиме).

Суммарный выброс токсичных веществ в атмосферу самолетами с ГТДУ

непрерывно растет, что обусловлено повышением расхода топлива до 20...30

т/ч и неуклонным ростом числа эксплуатируемых самолетов. Отмечается влияние

ГТДУ на озоновый слой и накопление углекислого газа в атмосфере.

Наибольшее влияние на условия обитания выбросы ГГДУ оказывают в

аэропортах и зонах, примыкающих к испытательным станциям. Сравнительные

данные о выбросах вредных веществ в аэропортах подзывают, что поступления

от ГТДУ в приземной слой атмосферы составляют, %: оксид углерода – 55,

оксиды азота – 77, углеводороды – 93 и аэрозоль – 97. Остальные выбросы

выделяют наземные транспортные средства с ДВС.

Загрязнение воздушной среды транспортом с ракетными двигательными

установками происходит главным образом при их работе перед стартом, при

взлете, при наземных испытаниях в процессе их производства или после

ремонта, при хранении и транспортировании топлива. Состав продуктов

сгорания при работе таких двигателей определяется составом компонентов

топлива, температурой сгорания, процессами диссоциации и рекомбинации

молекул. Количество продуктов сгорания зависит от мощности (тяги)

двигательных установок. При сгорании твердого топлива из камеры сгорания

выбрасываются пары воды, диоксид углерода, хлор, пары соляной кислоты,

оксид углерода, оксид азота, а также твердые частицы Аl2O3 со средним

размером 0,1 мкм (иногда до 10 мкм).

При старте ракетные двигатели неблагоприятно воздействуют не только

на приземной слой атмосферы, но и на космическое пространство, разрушая

озоновый слой Земли. Масштабы разрушения озонового слоя определяются числом

запусков ракетных систем и интенсивностью полетов сверхзвуковых самолетов.

По прогнозам фирмы «Аэроспейс», в ХХI веке для транспортирования грузов на

орбиту будет осуществляться до 10 запусков ракет в сутки, при этом выброс

продуктов сгорания каждой ракеты будет превышать 1,5 т/с.

В связи с развитием авиации и ракетной техники, а также интенсивным

использованием авиационных и ракетных двигателей в других отраслях

народного хозяйства существенно возрос общий выброс вредных примесей в

атмосферу. Однако на долю этих двигателей приходится пока не более 5 %

токсичных веществ, поступающих в атмосферу от транспортных средств всех

типов.

Атмосферный воздух. Трансграничное загрязнение. Озоновый слой Земли.

Важнейшие климатические и экологические особенности Земли в решающей

степени определяются наличием и свойствами ее газовой оболочки – атмосферы.

Благодаря специфическому газовому составу, способности поглощать и отражать

солнечную радиацию, озоновому слою, в котором задерживается основная часть

коротковолнового излучения Солнца, благоприятному температурному режиму и

присутствию водяного пара атмосферу можно назвать одним из главных

источников жизни на Земле.

В современном газовом составе атмосферы, который отличается большим

постоянством, содержится по объему (%): азота – 78,08, кислорода – 20,9,

аргона – 0,93, углекислого газа – 0,031 и небольшое количество инертных

газов. Наиболее важная переменная составляющая атмосферы – водяной пар.

Пространственно-временная изменчивость его концентрации, а также

непостоянство радиационного и светового режимов предопределяют резко

дифференцированные условия функционирования природных экосистем. Несмотря

на то, что климатические контрасты в различных районах Земли сглаживаются

благодаря циркуляции атмосферы и морским течениям, эта дифференциация

весьма заметна.

Атмосфера по сравнению с литосферой и гидросферой характеризуется

наибольшим содержанием свободного кислорода, потребляемого живыми

организмами и способствующего переработке продуктов распада органической

материи, осуществляющегося в условиях достаточно высокой среднегодовой

температуры воздуха (13,6 С0) у поверхности Земли.

Исходя из термической структуры и циркуляции атмосферы ее принято

разделять на сферические слои, именуемые тропосферой, стратосферой,

мезосферой и термосферой, верхние границы которых называются паузами.

Средняя температура в тропосфере убывает по мере удаления от поверхности

Земли к ее верхней границе (на расстоянии 10 – 16 км).

Термическая структура тропосферы обусловлена нагреванием земной

поверхности солнечной радиацией с последующим переносом тепла вверх путем

турбулентного перемешивания и конвекции. Господствующие в тропосфере

процессы (испарение водяного пара и его конденсация) приводят к образованию

облаков и осадков, поскольку в тропосфере содержится преобладающая часть

водяного пара атмосферы. Выше тропосферы в диапазоне высот от 10 – 16 км

примерно до 50 км располагается стратосфера. В отличие от тропосферы, в

которой важную роль играет турбулентный обмен, стратосфера весьма

устойчива, содержит мало влаги, и в ней отсутствуют погодные явления в

обычном смысле слова, а единственным видом облачности являются серебристые

облака.

Из всех газов, содержащихся в атмосфере, наибольшее значение для

деятельности живых организмов имеют кислород, углекислый газ, озон и

водяной пар. Кислород используется в процессах дыхания, окисления

органического вещества либо неорганических элементов. Углекислый газ

расходуется в ходе фотосинтеза автотрофными растениями и выделяется при

разложении органического детрита.

Если содержание азота, кислорода и аргона в тропосфере весьма

постоянно, то распределение озона и водяного пара меняется в зависимости от

времени года, географической широты и других факторов. Нестабильность

атмосферы как природной системы объясняется колебаниями температуры,

давления, плотности, имеющими место в тропосфере, а также гравитационным

воздействием Луны и Солнца, вызывающим атмосферные приливы в стратосфере.

Выше стратосферы располагаются мезосфера, в которой температура убывает с

высотой, и термосфера, где наблюдается обратное явление.

В настоящее время к естественным факторам изменчивости атмосферы

добавился антропогенный фактор, связанный с прогрессирующим ее

загрязнением.

Под загрязнением атмосферы следует понимать изменение ее состава при

поступлении примесей естественного или антропогенного происхождения.

Вещества-загрязнители бывают трех видов: газы, пыль и аэрозоли. К последним

относятся диспергированные твердые частицы, выбрасываемые в атмосферу и

находящиеся в ней длительное время во взвешенном состоянии.

К основным загрязнителям атмосферы относятся углекислый газ, оксид

углерода, диоксиды серы и азота, а также малые газовые составляющие,

способные оказывать влияние на температурный режим тропосферы: диоксид

азота, галогенуглероды (фреоны), метан и тропосферный озон. Объем выбросов

загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на территории

России составляет около 22 – 25 млн. т. в год. Объем этих выбросов за

последние 10 лет ежегодно сокращается на 300 – 600 тыс. т. Сокращение

выбросов обусловлено главным образом повсеместным спадом промышленного

производства, особенно в добывающих и ресурсоперерабатывающих отраслях.

Позитивную роль в этих условиях сыграла относительная стабильность добычи и

использования газа – экологически чистого топлива.

Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха свидетельствуют о

снижении средних концентраций взвешенных веществ, растворимых сульфатов,

аммиака, бенз(а)пирена, сажи, сероводорода, формальдегида, вследствие спада

производства и закрытия предприятий. При этом возросли средние концентрации

диоксида азота, оксида углерода, сероуглерода, фенола, фторида водорода,

что связано с неритмичностью работы предприятий. Отмечен также рост

концентраций оксида углерода, диоксида азота и формальдегида на

автомагистралях крупных городов и прилегающих к ним территориях.

Так, по данным наблюдений, за ряд лет в 254 городах России уровень

загрязнения воздуха изменялся незначительно.

Среднегодовые концентрации взвешенных веществ (пыли), диоксида азота,

фенола и фторида водорода достигали одного ПДК, сероуглерода превышали 2

ПДК, формальдегида – 3 ПДК, бенз(а)пирена – 1 ПДК и стандарт Всемирной

организации здравоохранения – в 2,6 раза. Все загрязнители среды имеют

конкретные источники выбросов. Большинство из них под воздействием

природных факторов с течением времени, нейтрализуется или разрушается. В

качестве примера на рис. 3.5 приведена схема загрязнения среды

канцерогенным углеводородом (бенз(а)пиреном) и ее самоочищения.

Ежегодно при анализе информации о загрязнении атмосферного воздуха в

приоритетный список городов вносятся города с наибольшим уровнем

загрязнения атмосферы. Например, при составлении такого списка за 1995 г. в

связи с суровой зимой возросли концентрации бенз(а)пирена, вызванные

выбросами от котельных и печного отопления. По сравнению с предыдущим годом

отмечен рост средних концентраций бенз(а)пирена на 22%.

За счет загрязнения атмосферного воздуха этим веществом приоритетный

список расширился, в него были включены 45 городов (в 1994 г. список

содержал 38 городов). В Ангарске, Каменске-Уральском, Норильске, Омске,

Ставрополе, Усолье-Сибирском уровень загрязнения воздуха продолжал расти.

Для загрязнений воздуха в городах, вошедших в список, характерны

высокие концентрации специфических загрязняющих веществ. Почти в каждом

городе наибольший вклад в загрязнение воздуха определяется концентрациями

бенз(а)пирена, формальдегида, метилмеркаптана, сероуглерода, бензола и

других веществ.

Основной вклад в высокий уровень загрязнения воздуха вносят

предприятия черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии,

стройиндустрии, энергетики, целлюлозно-бумажной промышленности, а в

некоторых городах и котельные. Из года в год возрастает загрязнение

атмосферного воздуха веществами, характерными для автомобильного

транспорта.

Основной причиной высокого загрязнения воздуха являются выбросы

специфических веществ. Для принятия эффективных мер по улучшению качества

атмосферного воздуха и выбросов промышленных предприятий и автотранспорта в

городах, в первую очередь, бенз(а)пирена, формальдегида, аммиака,

сероуглерода и других загрязняющих веществ, определяющих высокое

загрязнение воздуха в городах и промышленных центрах, особое внимание

следует уделять городам, которые впервые внесены в список городов с

максимальными разовыми концентрациями загрязняющих веществ, превышающими 10

ПДК, и с наибольшим уровнем загрязнения воздуха.

Одним из основных загрязнителей атмосферы по массе является

углекислый газ СО2. Вместе с кислородом он является биогеном атмосферы,

который в основном контролируется биотой. В ХХ веке наблюдается рост

концентрации углекислого газа в атмосфере, доля которого с начала века

увеличилась почти на 25%, а за последние 40 лет – на 13%.

.Кроме того, около 2% общей массы выбросов в атмосферу составили

вредные вещества с высокой токсичностью (сероуглерод, фтористые соединения,

бенз(а)пирен, сероводород и др.). Особенно велики промышленные выбросы от

стационарных источников – предприятий черной и цветной металлургии в

городах. Например, выбросы диоксида серы (млн. т./год): в Норильске – 2,4,

Мончегорске – 0,2, Никеле – 0,19, Орске – 0,17; выбросы оксида углерода

(млн. т/год): в Новокузнецке – 0,44, Магнитогорске – 0,43, Липецке – 0,41,

Череповце – 0,4, Нижнем Тагиле – 0,3 и т.д.

Из естественных и антропогенных источников в атмосферу ежегодно

поступают сотни миллионов тонн аэрозолей. К естественным источникам относят

пыльные бури, вулканические извержения и лесные пожары. Газообразные

выбросы (например, SO2) приводят к образованию в атмосфере аэрозолей.

Несмотря на то, что время пребывания в тропосфере аэрозолей исчисляется

несколькими сутками, они могут вызвать снижение средней температуры воздуха

у земной поверхности на 0,1 – 0,3С0. Не меньшую опасность для атмосферы и

биосферы представляют аэрозоли антропогенного происхождения, образующиеся

при сжигании топлива либо содержащиеся в промышленных выбросах. Минеральный

состав аэрозолей антропогенного происхождения многообразен: оксиды железа и

свинца, силикаты, сажа. Они содержатся в выбросах предприятий

теплоэнергетики, черной и цветной металлургии, стройматериалов, а также

автомобильного транспорта. Пыль, осаждающаяся в индустриальных районах,

содержит до 20% оксида железа, 15% силикатов и 5% сажи, а также примеси

различных металлов (свинец, ванадий, молибден, мышьяк, сурьма и т.д.). В

выбрасываемых в атмосферу аэрозолях присутствуют также хлор, бром, ртуть,

фтор и другие элементы и соединения, опасные для здоровья человека.

Концентрация аэрозолей меняется в весьма широких пределах: от 10

мг/м3 в чистой атмосфере до 2.10 мг/м3 в индустриальных районах.

Концентрация аэрозолей в индустриальных районах и крупных городах с

интенсивным автомобильным движением в сотни раз выше, чем в сельской

местности. Среди аэрозолей антропогенного происхождения особую опасность

для биосферы представляет свинец, концентрация которого изменяется от

0,000001 мг/м3 для незаселенных районов до 0,0001 мг/м3 для селитебных

территорий. В городах концентрация свинца значительно выше – от 0,001 до

0,03 мг/м3.

Аэрозоли загрязняют не только атмосферу, но и стратосферу, оказывая

влияние на ее спектральные характеристики и вызывая опасность повреждения

озонового слоя. Непосредственно в стратосферу аэрозоли поступают с

выбросами сверхзвуковых самолетов, однако имеются аэрозоли и газы,

диффундирующие в стратосфере.

Основной аэрозоль атмосферы – сернистый ангидрид (SO2), несмотря на

большие масштабы его выбросов в атмосферу, является короткоживущим газом (4

– 5 суток). По современным оценкам, на больших высотах выхлопные газы

авиационных двигателей могут увеличить естественный фон SO2 на 20%. Хотя

эта цифра невелика, повышение интенсивности полетов уже в ХХ веке может

сказаться на альбедо земной поверхности в сторону его увеличения. Выбросы

SO2 в приземном слое могут увеличить оптическую толщину атмосферы в

видимых частях спектра, что приведет к некоторому уменьшению поступления

солнечной радиации в приземном слое воздуха. Таким образом, климатический

эффект выбросов SO2 противоположен эффекту выбросов СО2, однако быстрое

вымывание сернистого ангидрида атмосферными осадками значительно ослабляет

в целом его воздействие на атмосферу и климат. Ежегодное поступление

сернистого газа в атмосферу только вследствие промышленных выбросов

оценивается почти в 150 млн. т. В отличие от углекислого газа сернистый

ангидрид является весьма нестойким химическим соединением. Под воздействием

коротковолновой солнечной радиации он быстро превращается в серный ангидрид

и в контакте с водяным паром переводится в сернистую кислоту. В

загрязненной атмосфере, содержащей диоксид азота, сернистый ангидрид быстро

переводится в серную кислоту, которая, соединяясь с капельками воды,

образует так называемые кислотные дожди.

На практике для определения степени загрязнения атмосферного воздуха

используют два норматива: предельно допустимая концентрация среднесуточная

(ПДКсс) – для оценки осредненных за продолжительный период (от суток до

года) концентраций и ПДКмр – для оценки непосредственно измеренных

максимальных разовых концентраций химического вещества в воздухе населенных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.