реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Загрязнение нефтью. Экологические аспекты.

выдерживают загрязнения атмосферы, чахнут и увядают. Чтобы сохранить флору,

ее время от времени вывозят на свежий воздух в загородные районы. Все чаще

и чаще для „озеленения" промышленность выпускает синтетические пальмы,

бамбук, цветы, траву и целые искусственные газоны.

Чтобы вовремя принять защитные меры от смога, в Кентском университете

(США) сконструирован специальный мини-противогаз. Если загрязнение воздуха

принимает угрожающие размеры, то на приборе вспыхивает миниатюрная

лампочка. Одним движением руки можно достать портативную маску и защитить

свои легкие от ядовитых веществ. В Японии выведен специальный сорт бегонии

„зимняя королевская гамма-3", которая служит индикатором особого

фотохимического смога, образующегося в результате разложения выхлопных

газов автомобилей под воздействием солнечных лучей. При повышении

концентрации смога на листьях растений уже через 6 ч. появляются белые

пятна.

Безрассудно загрязняет человек и водные бассейны планеты. Ежегодно в

Мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. т.

нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30%

поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды

Средиземного моря. Атлантического океана и их берега.

Литр нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тыс. л.

морской воды. Тонна нефти загрязняет 12 км2 поверхности океана. Икринки

многих рыб развиваются в приповерхностном слое, где опасность встречи с

нефтью весьма велика. При концентрации ее в морской воде в количестве 0,1-

0,01 мл/л икринки погибают за несколько суток. На 1 га морской поверхности

может погибнуть более 100 млн. личинок рыб, если имеется нефтяная пленка.

Чтобы ее получить, достаточно вылить 1 л нефти.

Источников поступления нефти в моря и океаны довольно много. Это

аварии танкеров и буровых платформ, сброс балластных и очистных вод, принос

загрязняющих компонентов реками.

В настоящее время 7-8 т нефти из каждых 10 т, добываемых в море,

доставляется к местам потребления морским транспортом. На некоторых

участках Мирового океана происходит буквально столпотворение. Например,

через пролив Ла-Манш, ширина которого 29 км, ежесуточно проходит более 1000

судов. Немудрено, что количество танкерных катастроф здесь велико. Особенно

они возросли в 70-80-х гг. Только в 1975 г. погибло 10 танкеров общим

водоизмещением в 815 тыс. т. Почти каждый год случаются крупные катастрофы.

Пожалуй, первая, которая всколыхнула мир, произошла в 1967 г. У берегов

Западной Европы потерпел аварию супертанкер „Торри Каньон", в море попало

120 тыс. т. нефти. Огромное нефтяное пятно обезобразило прибрежные воды и

берега Франции и Англии. Погибло 50 тыс. водоплавающих птиц, т.е. 90 %

морских птиц этих районов.

В дальнейшем катастрофы крупных танкеров выплескивали в моря и океаны

все новые и новые порции нефти. 1974 г. - авария американского танкера

„Трансхерон", имевшего на борту 25 000 т нефти. Из пробоин только за первую

неделю вытекло 3500 т нефти! Огромное нефтяное пятно площадью в несколько

десятков квадратных километров медленно двинулось к побережью южно-

индийского штата Керала, уничтожая морских обитателей.

В январе 1976 г. в залив Бантри (Ирландия) по вине компании „Галф ойл"

(США) из танкера „Афран зодиак" водоизмещением 210 тыс. т. вылилось 450 т

нефти. Под ее слоем оказалась вся северная часть залива, а под угрозой и

побережье на протяжении 35 км.

В феврале 1976 г. на танкере „Сан-Петер", совершавшем под либерийским

флагом плавание из Перу в Колумбию с 33 тыс. т. нефти на борту, вспыхнул

пожар. Судно затонуло, нефть вылилась в море. Десять дней моряки

колумбийских ВМС вели безуспешную борьбу по очистке вод в районе бедствия,

охватившего прибрежную полосу протяженностью около 30км.

В январе 1977 г. танкер „Арго Мерчент" длиной 182 м сел на мель у

берегов американского штата Массачусетс. Волны раскололи махину и 29 млн.

л. темной маслянистой жидкости вылилось в океан, образовав пятно размером

240х60 км.

В 1977 г. - катастрофа с танкером „Айринз Челленджер" и 20 млн. л.

нефти попало в акваторию Гавайских островов. В этом же году в результате

пожара на борту танкера „Хэвайан патриот" в северной части Тихого океана

„потеряно" 90 тыс. т нефти.

1978 г. знаменуется самой крупной танкерной катастрофой у берегов

Бретани. Американский супертанкер „Амоко Кадис" наскочил на рифы, вылив в

море 230 тыс. т. нефти.

Наиболее крупной аварией в 1979 г. явилось столкновение танкеров

„Этлэнтик эмпресс" и „Иджен Кэптэн" в Карибском заливе недалеко от

Тринидада. В море вылилось 300 тыс. т нефти.

Ноябрьский шторм 1981 г выбросил на волнорез порта Клайпеда греческий

танкер „Глобус Асини". Из образовавшейся пробоины в море вытекло 10 тыс. т.

нефти.

В августе 1983 г. недалеко от европейского побережья Атлантики

загорелся танкер „Кастилло де Бельвер". Судно затонуло, выпустив в воды

океана 250 тыс. т. нефти.

В конце марта 1989 г. голландский речной танкер сел на мель в районе

Бад-Хоннефа. В реку вылилось около 1 тыс. т. нефти. Нефтяная пленка покрыла

реку на протяжении 7 км. Под угрозой оказалась жизнь речных обитателей в

районе 50 км ниже западногерманской столицы.

В апреле 1989 г. индийский танкер „Канченджунга" налетел на рифы в

Красном море в территориальных водах Саудовской Аравии- в 5 км от порта

Джида. Из пробоин вытекло более 10 тыс. т. нефти.

Печальный список танкерных аварий можно было бы продолжить, но их доля

в нефтяном загрязнении моря сравнительно невелика. В 3 раза больше

поступает нефти в акватории за счет промывки цистерн танкеров и сброса этой

воды; в 4 раза интенсивнее загрязняют моря и океаны отбросы нефтехимических

заводов, почти столько же нефти поставляют и аварии морских буровых.

Печальный рекорд по загрязнению морских вод принадлежит нефтяной скважине

„Иксток-1" (Мексика), пробуренной у берегов п-ова Юкатан в Мексиканском

заливе. Авария случилась в июне 1979 г. и ежедневно в акваторию выливалось

более 4 тыс. т. нефти. Скважина фонтанировала более месяца, выплеснув из

недр почти 0,3 млн. л. „черного золота". Ликвидация фонтана обошлась в

131,6 млн. дол.

Встает угрожающий вопрос: что делать с этими „черными океанами"? Как

спасти их обитателей от гибели?

Строятся различные планы. Во Франции создана специальная центрифуга

марки „Циклонет". Она устанавливается на самоходной портовой барже вместе с

группой насосов, которые собирают с поверхности воду вместе с пленкой

нефти. Попадая затем во вращающиеся барабаны устройства, смесь быстро

разделяется, производительность 200 М/ч.

Шведские и английские специалисты для очистки морских вод от нефти

предлагают использовать старые газеты, куски обертки, обрезки с бумажных

фабрик. Все это измельчается на тонкие полосы длиной 3 мм. Брошенные на

воду, они способны впитать в себя 28-кратное количество нефти по сравнению

с собственной массой. Затем топливо из них легко извлекается прессованием.

Такие полоски бумаги, помещенные в большие нейлоновые „авоськи",

предлагается использовать для сбора нефти в море на месте катастрофы

танкеров. Имеются и другие планы. Хорошие результаты дает применение

диспергаторов - особых веществ, связывающих нефть; обработка нефтяных

пленок железным порошком с последующим собиранием „опилок" магнитом.

Большие надежды возлагаются на биологическую защиту: в лабораториях фирмы

„Дженерал электрик" (США) создан супермикроб, способный расщеплять молекулы

УВ. Русские ученые установили, что некоторые жители морей вовсе не страдают

от нефтяного загрязнения. В Каспии, например, живет моллюск - кардиум. Это

крошечное существо, получившее свое название за сердцевидную форму

раковинки, играет важную роль в очистке морской воды, добывая себе таким

образом и пищу, и кислород для дыхания. Если подобными способностями мог бы

обладать человек, то в сутки он должен был бы пропускать сквозь себя более

200 т воды! Природа „планировала" необходимость очистки морей и океанов,

ведь известно и естественное поступление нефти в эти водоемы. Проникновение

ее из-под земли зафиксировано, например, у берегов Калифорнии, Австралии,

Канады, Мексики, Венесуэлы, в Персидском заливе. На одном из участков дна

Калифорнийского залива, в проливе Санта-Барбара, зафиксирована естественная

утечка нефти из недр с дебитом от 350 до 500 м в сутки. Предполагается, что

этот процесс протекает здесь уже десятки тысяч лет, а впервые был

зарегистрирован в 1793 г. английским мореплавателем Д. Ванкувером. По

оценкам ученых США, годовое поступление нефти в Мировой океан при

естественном просачивании составляет от 200 тыс. т до 2 млн. т . Первый

предел наиболее вероятен, он составит всего около 6 % от общего объема

нефти, поступающей в моря и океаны планеты из антропогенных источников.

Достаточно сказать, что при упоминавшейся уже аварии танкера „Торри Каньон"

в океан вылилось столько же нефти, сколько просачивается в воду из

калифорнийских месторождений за 28 лет. Такие количества не под силу живым

санитарам моря, человек же пока существенной помощи им оказать, к

сожалению, не в состоянии.

Кроме нефти, в моря и океаны выносится много других продуктов

жизнедеятельности человека, загрязняющих эти водоемы. По данным Ж.И.Кусто,

в верхнем слое океанов до глубины 300 м содержится свинец, ртуть, кадмий,

которые убивают рыбу и даже самих людей. По сведениям ученых

Калифорнийского университета, только в северной акватории Тихого океана на

начало 80-х гг. плавало около 5 млн. старой резиновой обуви, 35 млн. пустых

пластмассовых бутылок и около 70 млн. стеклянных. Ж.-И.Кусто пишет: „Море

стало сточной ямой, куда стекаются все загрязняющие вещества, выносимые

отравленными реками; все загрязняющие вещества, которые ветер и дождь

собирают в нашей отравленной атмосфере; все те загрязняющие вещества,

которые сбрасывают такие отравители, как танкеры. Поэтому не следует

удивляться, если мало-помалу из этой сточной ямы уходит жизнь".

Такая же ситуация складывается с гидросферой и на континенте: реки и

озера делаются непригодными не только для их законных обитателей, но и для

людей. В Германии, например, ежегодно сливается в реки 14 млрд.м3 сточных

вод, из которых очистке подвергается в лучшем случае одна треть. Рейн -

река, снабжающая водой многие города Западной Европы, несет в своих водах

каждые сутки столько ядовитых химических веществ, сколько могут перевезти

1000 железнодорожных составов. Голландские химики считают, что в районе

Роттердама опасная концентрация веществ в воде Рейна настолько велика, что

ею нельзя даже чистить зубы, так как можно отравиться. Десять лет назад был

совершен вопиющий акт вандализма: несколько тысяч литров отработанного

мазута было слито в Рейн близ Дюссельдорфа (Германия). Поверхность воды на

протяжении 7 км оказалась покрыта ядовитой пленкой, несущей гибель речным

обитателям. Под угрозу поставлено снабжение водой жителей Дюссельдорфа и

других прирейнских городов. Не лучше обстоит дело с крупнейшей рекой США -

Миссисипи. В биологическом смысле едва не погибли Великие Озера Северной

Америки.

Лишь титанические усилия, обошедшиеся США в 17 млрд. дол., спасли эти

уникальные водоемы. Варварское отношение к природе при освоении нефтяных

месторождений проявляется и в нашей стране. По различным причинам при

добыче и транспорте „черного золота" часть сырья выливается на земную

поверхность и в водоемы. Достаточно сказать, что только за 1988 г. при

порывах нефтепроводов на Самотлорском месторождении в одноименное озеро

попало около 110 тыс. т. нефти. Известны случаи слива мазута и сырой нефти

в реку Обь (нерестилище ценных пород рыб) и другие водные артерии страны.

В то же самое время реки - эти естественные резервуары проточной

пресной воды - часто используют как транспорт для промышленных отходов.

Ежегодно реки выбрасывают в моря и океаны 2,3 млн. т. свинца, 1,6 млн. т.

марганца, 6,5 млн. т. фосфора. Количество железа, которое выносится реками

в моря, равно половине мировой продукции стали. Один только Рейн

выбрасывает в Северное море за год около 60 млн. т. растворенных в воде

отбросов. Всего же в течение года люди сбрасывают в водоемы, атмосферу и на

сушу более 500 млн. т. всевозможных отходов.

3. Методы решения проблемы загрязнения окружающий среды нефтью.

Одним из наиболее перспективных путей ограждения среды от загрязнения

является создание комплексной автоматизации процессов добычи, транспорта и

хранения нефти. В нашей стране такая система впервые была создана в 70-х

гг. и применена в районах Западной Сибири. Потребовалось создать новую

унифицированную технологию добычи нефти. Раньше, например, на промыслах не

умели транспортировать нефть и попутный газ совместно по одной системе

трубопроводов. С этой целью сооружались специальные нефтяные и газовые

коммуникации с большим количеством объектов, рассредоточенных на обширных

территориях. Промыслы состояли из сотен объектов, причем в каждом нефтяном

районе их строили по-своему, это не позволяло связать их единой системой

телеуправления. Естественно, что при такой технологии добычи и транспорта

много продукта терялось за счет испарения и утечки. Специалистам удалось,

используя энергию недр и глубинных насосов, обеспечить подачу нефти от

скважины к центральным нефтесборным пунктам без промежуточных

технологических операций. Число промысловых объектов сократилось в 12-15

раз.

По пути герметизации систем сбора, транспорта и подготовки нефти идут

и другие крупные нефтедобывающие страны земного шара. В США, например,

некоторые промыслы, расположенные в густонаселенных районах, искусно скрыты

в домах. В прибрежной зоне курортного городах Лонг-Бич (Калифорния)

построено четыре искусственных острова, где производится разработка морских

площадей. С материком эти своеобразные промыслы связаны сетью трубопроводов

длиной свыше 40 км и электрокабелем протяженностью 16,5 км. Площадь каждого

острова 40 тыс. м2, здесь можно разместить до 200 эксплуатационных скважин

с комплектом необходимого оборудования. Все технологические объекты

декорированы - они спрятаны в башни из цветного материала, вокруг которых

размещены искусственные пальмы, скалы и водопады. Вечером и ночью вся эта

бутафория подсвечивается цветными прожекторами, что создает весьма

красочное экзотическое зрелище, поражающее воображение многочисленных

отдыхающих и туристов.

Итак, можно сказать, что нефть - это друг, с которым надо держать ухо

востро. Небрежное обращение с „черным золотом" может обернуться большой

бедой. Вот еще один пример того, как излишняя любовь к нему привела к

неприятным последствиям. Речь пойдет об уже упоминавшемся заводе по

производству белково-витаминного концентрата (БВК) в г. Кириши. Как

выяснилось, производство этого продукта и его применение чревато серьезными

последствиями. Первые опыты были обнадеживающими. Однако в дальнейшем

оказалось, что у животных при использовании БВК происходит глубокая

патология в крови и в некоторых органах, во втором поколении снижается

плодовитость и иммунологическая реакция. Вредные соединения (паприн) через

мясо животных попадают к человеку и также оказывают на него неблагоприятное

влияние. Производство БВК сопряжено с загрязнением окружающей среды. В

частности в г. Кириши завод не был снабжен необходимой очистительной

системой, что привело к систематическому выбросу в атмосферу белковых

веществ, вызывающих аллергию и астму. Учитывая это, ряд зарубежных стран

(Италия, Франция, Япония) приостановили у себя производство БВК.

Все это говорит о том, что использование нефти и нефтепродуктов должно

быть весьма аккуратным, продуманным и дозированным. Нефть требует к себе

внимательного отношения. Это необходимо помнить не только каждому

нефтянику, но и всем, кто имеет дело с продуктами нефтехимии.

Заключение.

В настоящее время человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная

отрасль является главной для мировой экономики. В нашей стране эта

зависимость особенно высока. К сожалению, российская нефтяная

промышленность находиться сейчас в состоянии глубокого кризиса. Было

перечислено немало ее проблем. Каковы же перспективы развития отрасли? Если

продолжать хищническую эксплуатацию месторождений вкупе с большими потерями

при транспортировке и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтяной

промышленности представляется весьма мрачным. Уже сегодня сокращение темпов

производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полным

развалом стратегически важной для державы отрасли. Дальнейшее экстенсивное

развитие нефтяной промышленности уже невозможно. Например, большие объемы

нефти Восточной Сибири труднодоступны из-за сложного геологического

строения, требуют огромных инвестиций в добычу. Следовательно, будут

прирастать слабо. Эффект от геологоразведки выше в Западной Сибири, однако

в этом регионе высокопродуктивные месторождения уже значительно истощены.

По этим и другим причинам России необходимо реформировать нефтяную

промышленность. Для этого в первую очередь нужно:

1. Пересмотреть систему налогообложения, существенно снизив налоги на

нефтепроизводителей, однако установить высокие штрафы за нерациональное

использование природных богатств и нарушение экологии.

2. Менее жестко регулировать цены внутри страны, поддерживая их

несколько ниже мирового уровня. Экспорт же нефти за рубеж вести только по

мировым ценам.

3. Частично восстановить централизованное управление отраслью,

вытекающее из самой структуры нефтяной промышленности и имеющее много

положительных моментов (рациональная система нефтепроводов). Это, однако,

не означает полного возврата к старой модели управления.

4. Сохранение единого экономического пространства - условия выживания

топливно-энергетического комплекса.

5. Найти четкую и продуманную программу инвестиций в нефтяную

промышленность.

6. Организовать единый Российский банк нефти и газа, государственная

внешнеторговая фирма, включающая представителей предприятий, добывающих,

перерабатывающих и транспортирующих нефть и газ. Это позволит приостановить

хаотичные бартерные сделки, подрывающие интересы государства.

7. Создать необходимую систему нормативных актов, обеспечивающую

твердую законодательную базу для работы с иностранными компаниями по

совместной разработке наиболее сложных месторождений.

8. Стабилизировать объемы геологоразведочных работ с целью восполнения

запасов нефти и газа.

Реализация предлагаемых мер в комплексе с другими означала бы

приостановку инфляции и укрепление курса рубля (например, стоимость

сельскохозяйственной продукции на 40% определяется ценой горюче-смазочных

материалов).

Появился бы интерес к приобретению нефтеперерабатывающего

оборудования. Стимул к развитию получила бы не только нефтяная

промышленность, но и машиностроительные предприятия, нефтехимическая,

химическая, металлургическая и другие отрасли.

Таким образом, положение в нефтяной промышленности достаточно сложное,

но выход существует - реформирование отрасли. После чего она, конечно, не

станет "локомотивом", который потянет всю экономику, однако сможет внести

весьма значительный вклад в возрождение России.

В погоне за нефтью человек безжалостно теснит природу: вырубает леса,

захватывает пастбища и пашни," загрязняет окружающую среду. „Прежде природа

угрожала человеку, - пишет Ж.-И.Кусто, - а сейчас человек угрожает

природе". Эти слова известного французского ученого-естествоиспытателя

определяют нынешнее соотношение сил в органическом мире. Своей неразумной

деятельностью человек может поставить природу на грань биологической

катастрофы, которая отзовется, прежде всего, на нем самом. Оправдываются

слова французского поэта Ф.Р. де Шатобриана: „Леса предшествуют человеку,

пустыни следуют за ним". Уже сейчас, по выражению Дж. Марша, „Земля близка

к тому, чтобы сделаться непригодной для лучших своих обитателей". Под

„лучшими обитателями" американский ученый подразумевал людей.

Сплошь и рядом загрязнение окружающей среды осуществляется

непроизвольно, без определенного умысла. Большой вред природе наносится,

например, от потери нефтепродуктов при их транспортировке. До последнего

времени считалось допустимым, что до 5 % от добытой нефти естественным

путем теряется при ее хранении и перевозке. Это означает, что в среднем в

год попадает в окружающую среду до 150 млн.т нефти, не считая различных

катастроф с танкерами или нефтепроводами. Все это не могло не сказаться

отрицательно на природе.

Тяга человека к природе растет. Ежегодно в нашей стране около 30 млн.

человек отдыхают на лоне природы, а к 2000 г., как утверждают ученые, уже

100 млн. человек будут стремиться провести свои отдых на живописных

просторах нашей Родины. Однако наша любовь к природе не должна носить

потребительского характера. Слово „любить" должно у нас отождествляться со

словом „беречь".

Наш дом - планета Земля - это всего лишь маленький голубой кораблик,

летящий в суровом и недоброжелательном космосе. Ю.А. Гагарин записал в

своем дневнике: „Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна

наша планета- Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать

ее!". От каждого из нас зависит судьба живой и неживой природы. Проблема

охраны окружающей среды должна стать государственной проблемой в каждой

стране. Рациональное использование ресурсов биосферы, минеральных ресурсов

Земли, бережное отношение к природе - единственно возможный путь спасения

живой среды и самого человечества.

Список использованной литературы.

1. Природа и человек. Ю.В. Новиков, 1991г.

2. Охрана окружающей среды. А.С. Степановских.

3. Экология здоровья и природопользования в России. А.В. Молчанов,

4. В.Ф. Протасов

5. Миланова Е. В., Рябчиков А. М. Использование природных ресурсов.

6. Охрана природы. М.: Высш. шк., 1986. 280 с.

7. Львович М. И. Вода и жизнь. М.: Наука, 1986. 254 с.

8. Дорст Ш. До того как умрет природа. М.: Прогресс, 1968. 415с.

9. Безуглая Э. Ю., Расторгуева Г. П., Смирнова И. В. Чем дышим.

10. Промышленный город. Л.: Гидрометеоиздатт, 1991. 255 с.

11. А.П. Нестеров Экономика природопользования.

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.