реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История экологического права

защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе в области экологии,

обеспечение законности и правопорядка; вопросы владения, пользования и

распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической

безопасности; особо охраняемые природные территории; административное,

земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об

охране окружающей среды; координация международных связей субъектов РФ;

выполнение международных договоров РФ (ст. 72 Конституции РФ).

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются

федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные

нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституция РФ).

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить

федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ. В случае

противоречия между ними действует федеральный закон (чч.1,2 и 3 ст. 76

Конституции РФ).

К источникам экологического права относится конституционная норма, на

основании которой ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться

на территории РФ в соответствии с федеральным законом, если это необходимо

для обеспечения охраны природы (ст. 74 . Конституции РФ).

В конституционных нормах закреплена экологическая функция российского

государства и права.

Основной закон России - органически цельный нормативный правовой акт.

Поэтому его нормы экологического характера тесно связаны и находятся в

единстве с нормами о собственности, суверенитете, международном

сотрудничестве.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской

Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на

соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,

государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную

информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью

или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к

природным богатствам.

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных

законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство

в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных

меньшинств;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в

области государственного, экономического, экологического, социального,

культурного и национального развития Российской Федерации;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды

регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся

материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;

деятельность в космосе;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального

моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и

континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и

уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование;

гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное

законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и

исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических

объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации находятся:

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и

другими природными ресурсами;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической

безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников

истории и культуры;

8. Нормативно- правовые акты Президента, Правительства,

министерств и ведомств, органов местного самоуправления в системе

источников экологического права.

КОМПЕТЕНЦИя ПРЕЗИДЕНТА, ПРАВИТЕЛЬСТВА - ЗАКРЕПЛЕНА В КОНСТИТУЦИИ РФ.

Наличие отдельных источников права всегда рассматривалось в качестве

обязательного принципа самостоятельности отрасли права.

Под источником права в материальном виде понимается воля народа,

выраженная путем опроса, референдума по поводу того или иного документа.

(Конституция РФ 12 дек. 1993г.)

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты,

в которых содержатся нормы регулирующие экологические отношения. К

источникам экологического права относятся: законы, указы, постановления и

распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-

правовые акты субъектов федерации.

Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряжения

Президента РФ, практически неограничен. В числе указов следует назвать указ

от 4 февраля 1994 года "О государственной стратегии РФ по охране окружающей

природной среды и обеспечению устойчивого развития" и указ от 27 декабря

1993 года, "О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с

Конституцией РФ" Указы и распоряжения Президента не должны противоречить

Конституции. Но иногда возникают противоречия указов Президента с законами

высшего представительного органа. (ГД РФ) В таком случае Федеральное

Собрание приостанавливает действие указа Президента и направляет на

заключение Конституционного Суда, решение которого должно быть

окончательным.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов РФ,

нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и

распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановление Правительства - нормативно-правовой акт принятый

Правительством в силу его компетенции. Постановления правительства по

вопросам экологии можно разделить на три группы:

1. Те, которые принимаются во исполнение закона, для конкретизации его

отдельных положений. (Постановление Правительства от 20 июня 1993г. Об

утверждении Положения о государственной экологической экспертизе.)

2. 0пределение компетенции органов управления и контроля (Положение о

министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов РФ, 22

февраля 1993г.)

З. Нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования

экологических отношений.

Нормативно-правовые акты министерств и ведомств. Природоохранительные

министерства и ведомства наделены правом издавать в рамках утвержденной для

них компетенции нормативные акты, обладающие признаком обязательности для

других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. Так,

Минприроды издает нормативные приказы, инструкции, положения и другие

правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды и использования

природных ресурсов. Госкомсанэпиднадзор наделен правом утверждения

санитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей природной среды -

воздуха, водных источников, почв от загрязнения. Роскомрыболовства издает

нормативные акты по вопросам охраны и использования рыбных запасов.. Также,

немаловажную роль играют нормативные правила- санитарные, технические,

строительные, технологические. Эти нормативы выражают технические правила и

не рассматриваются как источники. Закон "Об охране" (ст. 25,26,27)

устанавливает юридическую обязанность их исполнения. Эта обязанность

придает им юридических характер и дает возможность оценивать их как

источники права. Указом Президента был установлен строгий порядок в

разработке и принятии ведомственных актов:

1.Сокращено количество принимаемых актов.

2.Предусмотрена обязательная регистрация актов в министерстве юстиции.

З. Ведомственные акты, касающиеся прав и интересов граждан, организаций

подлежат обязательной публикации в газете "Российские вести".

Противоречащие закону акты подлежат отмене Правительством РФ, они

также могут быть опротестованы прокурором.

Согласно Федеративному договору и Конституции субъекты РФ вправе

принимать законы и иные нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к

их ведению.

Круг ведения Субъектов определяется отраслевым законодательством: по

землепользованию - Земельным кодексом, по недрам - О недрах и т.д. В основе

подразделения лежит отношение к природным ресурсам. Законы и иные акты,

принимаемые Субъектом РФ не должны противоречить Конституции РФ. В случае

противоречия такой акт считается недействительным. Ущерб подлежит

возмещению через суд.

9. Международные правоохранительные организации,

международные конференции по охране окружающею среды

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде 1972 г.

Она стала поворотным пунктом в экологической политике государств и

международного сообщества. Она состоялась в г. Стокгольме 5 -16 июня 1972

г. Приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий.

Декларация принципов включает 26 принципов, выражающих отношение

мирового сообщества к проблеме окружающей среды в настоящее время и на

перспективу. Среди этих принципов следует отметить главные:

–право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество

которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь,

–сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;

экономическое и социальное развитие имеющее решающее значение для улучшения

окружающей среды (в отличие от теории ограничения роста, требующей

остановить развитие для сохранения качества среды);

–суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов

и ответственность государств за ущерб окружающей среде;

–необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе

сотрудничества;

–избавление человека и окружающей его среды от последствий применения

ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

План мероприятий содержит 109 пунктов. В них решаются организационные,

экономические, политические вопросы охраны окружающей среды и

взаимоотношений государств и международных организаций.

По решению конференции был организован постоянно действующий орган ООН

по охране окружающей среды - ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде),

образован Фонд окружающей среды; 5 июня провозглашено Всемирным днем

окружающей Среды.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Проходившее в г. Хельсинки в августе 1975 г. с участием всех

европейских стран, США и Канады (за исключением Албании) Совещание приняло

Заключительный акт, в котором наряду с политическими вопросами обеспечения

безопасности были вопросы экологической безопасности.

Окружающей среде посвящен пятый раздел Заключительного акта, В нем

определяются цели, области, формы и методы экологического сотрудничества

государств. В частности, международное экологическое сотрудничество имеет

такие области сотрудничества, как борьба с загрязнением атмосферы, охрана

вод от загрязнения, охрана морской среды, охрана почвы, заповедников,

окружающей среды в городах, намечены фундаментальные исследования по

экологии.

В числе форм и методов такого сотрудничества предлагались: обмен

информацией, организация конференций, обмен научными работниками,

совместные разработки проблем охраны окружающей среды.

В плане реализации хельсинских решений странами-участниками

впоследствии было принято несколько документов по предотвращению

загрязнения окружающей среды. В частности. Конвенция о трансграничном

загрязнении атмосферного воздуха (1979 г.) и Конвенция о трансграничном

воздействии промышленных аварий (1992 г.). Организация

выполнения обязательств России, вытекающих из решений этих конвенций,

возлагается на Минприроды России. Функции по оповещению об аварии и

действия по ликвидации последствий промышленных аварий возлагаются на ГКЧС

Российской Федерации.

Венская встреча представителя государств - участников СБСЕ (ноябрь

1986 г.).

Наряду с политическими вопросами выполнения Заключительного акта СБСЕ

на этой встрече было уделено внимание состоянию окружающей среды и степени

выполнения хельсинских договоренностей в части ее охраны. В Итоговом

документе Венской встречи по разделу окружающей среды содержатся следующие

рекомендации:

–сокращение выбросов серы до 1995 г. на 30%, снижение выбросов

углеводородов и других загрязнителей;

–разработка соответствующих методов альтернативных захоронению опасных

отходов в море;

–обмен информацией по потенциально опасным химическим веществам, включая

оценку риска для здоровья и окружающей среды;

–укрепление и развитие совместной программы наблюдения и оценки

распространения загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП);

–поощрение мер по сокращению производства озоноразрушающих веществ;

–исследование явлений глобального потепления климата и роли при этом

выбросов двуокиси углерода и газов.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3 -14 июня 1992 г Рио-

де-Жанейро).

Организованная для подведения итогов двадцатилетней охраны окружающей

среды после Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г.,

Конференция собрала около15 тысяч делегатов из 178 стран мира. Основные

решения ее:

–Декларация, где сформулированы принципы политики охраны окружающей среды и

развития;

–Повестка дня - XXI век, представляющая собой обширную программу действий

на предстоящее столетие;

–Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех

климатических зон;

– Конвенция по климату;

–Конвенция об охране биологического разнообразия.

Решено было образовать Комиссию ООН по окружающей среде и развитию для

разработки проекта Конвенции по пустыням и засушливым зонам.

Международные природоохранительные организации.

Охраной окружающей среды занимаются все известные виды международных

организаций - специализированные учреждения и органы ООН,

межправительственные организации, международные неправительственные

организации универсального типа, региональные и субрегиональные органы.

По содержанию охватываемых экологических проблем все международные

организации можно разделить на три группы: природоохранительного

направления (ЮНЕП, МСОП), комплексного природоохранительного профиля (ФАО,

ВОЗ, ВМО), специального природоохранительного профиля (охрана перелетных

птиц, рыбных запасов, международных рек и т.п.).

Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит

Организации Объединенных Наций, ее специализированным учреждениям. Защита

окружающей человека среды непосредственно вытекает из Устава ООН. Ее цель и

задача - в оказании содействия разрешению международных проблем в области

экономической, социальной жизни, здравоохранения, повышения уровня жизни

населения, соблюдения прав человека.

Генеральная Ассамблея ООН определяет основные направления

экологической политики международного сообщества, разрабатывает принципы

взаимоотношений государств по охране окружающей среды, принимает решения о

проведении международных конференций ООН по важнейшим проблемам окружающей

среды, разрабатывает проекты международных конвенций, рекомендации по

охране окружающей среды, создает новые природоохранительные органы,

способствует развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества

государств с целью защиты окружающей среды.

Природоохранительная деятельность ООН осуществляется непосредственно

либо через ее главные и вспомогательные органы или систему

специализированных учреждений. Одним из главных органов ООН является

Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют

функциональные и региональные комиссии и комитеты.

Все эти органы наряду с другими политическими, экономическими и

социальными вопросами занимаются экологическими проблемами. Вместе с тем

система ООН имеет специальный центральный орган, который занимается

исключительно охраной окружающей среды.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана резолюцией

Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 г. в соответствии с

рекомендациями Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972).

ЮНЕП имеет Совет управляющих, куда входят представители государств, Совет

по координации охраны окружающей среды. Фонд

окружающей среды.

Основные направления деятельности ЮНЕП определяются на Совете

управляющих. В качестве первоочередных на ближайшую перспективу названы 7

направлений:

1) населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды;

2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;

3) океаны;

4) охрана природы, диких животных,

генетических ресурсов;

5) энергия;

6) образование, профессиональная подготовка;

7) торговля, экономика, технология.

По мере развития деятельности организации число приоритетных

направлений может возрастать. В частности, в число приоритетных направлений

уже выдвигаются проблемы кодификации и унификации международного и

внутреннего экологического законодательства.

В решении этих проблем ЮНЕП выступает, как правило, совместно с

другими международными природоохранительными организациями. Например, при

подготовке и проведении двух международных конференций по образованию в

области окружающей среды в Тбилиси в 1977 и1987 гг. ЮНЕП активно

сотрудничал с ЮНЕСКО.

По степени экологической близости к ЮНЕП как центральному органу

охраны окружающей среды стоит еще одна организация ООН (ЮНЕСКО).

Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию

(ЮНЕСКО) образована в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже.

Природоохранительную деятельность она осуществляет по нескольким

направлениям:

а) руководство экологическими программами, в которых занято свыше ЮО

государств. Среди программ долгосрочная, межправительственная и

междисциплинарная программа (МАБ), Международная

программа по образованию в области окружающей среды, Международная

гидрологическая программа и т. д.;

б) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к всемирному

наследию;

в) оказание помощи развивающимся и другим странам в развитии экологического

образования и подготовке специалистов-экологов.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов - (МСОП) -

учрежден в 1948 г. Это неправительственная международная организация,

представляет свыше 100 стран, неправительственных организаций и

международных правительственных организаций (всего свыше 500 членов). От

России членами МСОП являются Министерство сельского хозяйства и

продовольствия (Минсельхозпрод) и Всероссийское общество охраны природы.

Основная задача в деятельности МСОП состоит в развитии международного

сотрудничества государств, национальных и международных организаций,

отдельных граждан:

а) сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира;

б) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников

природы;

в) организация заповедников, резерватов, национальных природных парков;

г) экологическое просвещение.

При содействии МСОП проводятся международные конференции по охране

природы, разрабатываются проекты международных конвенций по охране

памятников природы, отдельных природных объектов и комплексов. По

инициативе МСОП ведется Красная книга редких и исчезающих видов растений и

животных, разработана программа <Всемирная стратегия охраны природы.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) образована в1946 г. Она

занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте взаимодействия его

с окружающей средой. ВОЗ осуществляет санитарно-эпидемиологический

мониторинг окружающей среды, обобщает данные о заболеваемости людей в связи

с состоянием окружающей среды, проводит санитарно-гигиеническую экспертизу

окружающей среды и дает оценку ее качества. В связи с этим ВОЗ изучает

проблемы оздоровления городов, организации отдыха и санаторно-курортного

лечения граждан, участвует в международных программах по улучшению

санитарно-гигиенических условий жизни человека. В своей деятельности

консолидируется с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и др.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) образовано в 1957

г. для выполнения программы обеспечения ядерной безопасности и охраны

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.