реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Как организовать общественную экологическую экспертизу

воздействие и обосновать его приемлемость.

Тем не менее, следует иметь в виду, что заключение общественной

экологической экспертизы само по себе носит рекомендательный

характер. Для того, чтобы сделать его более убедительным для

государственной экспертной комиссии, а также для других

заинтересованных лиц, чтобы избежать обвинений в огульном

отрицании, может оказаться оправданным провести какие-то оценки

и исследования ограниченного масштаба. Небольшие тестовые

исследования могут быть проведены, если существует необходимость

убедиться в справедливости данных, приводимых инициатором

деятельности.

Мы бы обозначили ту размытую черту, которую не следует переходить в

независимых исследованиях во время экспертизы, следующим образом.

Задача общественной экспертизы — скорее показать наличие проблемы, чем

провести ее детальный анализ. Например, показать, что существует

реальная озабоченность населения, или что порядок величины воздействия

таков, что можно предполагать серьезные масштабы ущерба, наносимого

окружающей среде.

Необходимые исследования могут быть сделаны в дальнейшем, в

соответствии с рекомендациями экспертизы, либо заказчиком, либо

заинтересованным общественным объединением. Заметим, что, исходя из

принципа презумпции потенциальной экологической опасности, проведение

таких исследований должно быть возложено на заказчика. Это важно, т.к.

точные расчеты (так же как полномасштабные исследования общественного

мнения), нередко оказываются процедурами трудоемкими, длительными и

дорогостоящими.

Организация взаимодействия между экспертами

Важной задачей руководителя экспертизы является организация

взаимодействия — как во время заседаний экспертной комиссии, так и в

промежутках между ними. Качество всей экспертизы напрямую зависит от

того, как организовано такое взаимодействие. Например, для оценки

только одного из аспектов допустимости осуществления проекта может

потребоваться:

. оценить, исходя из параметров проекта, масштабы того или иного

воздействия (например, цифры выбросов вредных веществ в

атмосферу);

. оценить возможные последствия таких выбросов для природного

комплекса;

. соотнести эти последствия с ценностью данного природного

комплекса, причем эта ценность может рассматриваться с разных

точек зрения, как научных, так и социальных (наличие редких

видов, значение для рекреации местного населения и т.п.).

Скорее всего, один человек не сможет квалифицированно провести всю

цепь необходимых оценок. Поэтому организация диалога между экспертами-

специалистами, понимание того, как и какие результаты работы одного

эксперта могут быть полезны для работы другого, является одним из

основных требований к руководителю комиссии.

Постановка заданий перед экспертами

Как показывает опыт, обычной проблемой мероприятий, проводимых

общественными организациями с привлечением сторонних специалистов,

является совершенно разное понимание целей и задач участниками

процесса. В результате приглашенный эксперт может добросовестно

проделать большой объем работы, результаты которой будут иметь научную

ценность, но окажутся практически бесполезными в контексте

общественной экспертизы. Поэтому необходима специальная процедура

постановки задач перед экспертами. С нашей точки зрения, эту процедуру

полезно несколько формализовать путем выдачи экспертам технических

заданий. Такая практика применяется при проведении государственной

экспертизы. Для государственной экологической экспертизы разработана и

утверждена форма типового технического задания (Приложение 4).

Обсуждая техническое задание, эксперту общественной экологической

экспертизы. можно воспользоваться утвержденной формой, либо

отклониться от нее — это зависит от вас. Глубина проработки

технического задания может быть самой разной — главное, чтобы это

способствовало достижению единого понимания целей и задач экспертизы,

и, в этом контексте, целей и задач конкретного эксперта. Таким

заданием может быть, например, краткое описание предполагаемых работ

эксперта или список вопросов, на которые ему предлагается ответить.

Полезным является предварительное обсуждение задания с экспертом или

даже совместное его формирование. Естественно, что в ходе экспертизы

техническое задание может быть скорректировано или дополнено.

Исходя из практики проведения общественных экологических экспертиз, мы

рекомендуем заключать договора между всеми участниками процесса

экспертизы, фиксируя таким образом взаимные обязательства. Так,

организация, проводящая экспертизу, должна заключить договора

(трудовые соглашения) со всеми экспертами. Если в проведении

экспертизы участвуют несколько организаций, целесообразно заключение

договора (или соглашения о сотрудничестве) между ними. Даже в случае

отсутствия финансирования и проведения экспертизы на добровольной

основе полезно оформить соответствующие соглашения, отражающие эту

ситуацию. В противном случае возможно возникновение взаимного

непонимания и конфликтных ситуаций между участниками процесса

экспертизы.

Подготовка сводного заключения

Отдельным этапом работы комиссии является подготовка сводного

заключения на основе частных заключений. Речь идет как о “формальном”

объединении нескольких заключений в один связный документ, так и о

“содержательном” объединении, когда сводное заключение содержит

выводы, которые прямо не содержатся ни в одном из частных. Это

последнее может подразумевать интерпретацию того, что означают те или

иные технические результаты в нетехническом (например, социальном)

контексте, формулировку выводов, которые можно сделать на основе

совместного рассмотрения нескольких частных заключений и т.п. Если

первую задачу может выполнить любой член комиссии или организации,

проводящий экспертизу, обладающий навыками технического писателя, то

“содержательным” объединением должен заниматься, главным образом,

руководитель комиссии. Заметим, что подобное объединение выполнить тем

легче, чем лучше было организовано взаимодействие экспертов в процессе

экспертизы. Кроме того, в сводное заключение могут и должны войти

выводы и разумные предложения, не вошедшие в частные заключения, но

прозвучавшие на заседаниях комиссии, в процессе работы с

общественностью и т.п. Важно проследить за тем, чтобы ни одно из таких

предложений не было потеряно.

Отметим, что как по характеру аргументов, так и по стилю изложения,

заключение должно быть достаточно сухим документом. Сильные

эмоциональные высказывания в тексте заключения, как правило, снижают

эффективность воздействия документа на государственные органы. Даже

отдельные недостаточно обоснованные суждения дадут оппонентам

общественности повод поставить под сомнение заключение в целом. Более

подробно содержание заключения обсуждается в разделе “Результат

общественной экологической экспертизы”.

Общественная экологическая экспертиза и общественность

Информационные аспекты взаимодействия с общественностью

Отдельным направлением деятельности, которому обязательно должно быть

уделено внимание в ходе общественной экспертизы является организация

взаимодействия с широкой общественностью. При этом исключительно

важным является организация двустороннего потока информации.

1. Федеральный закон “Об экологической экспертизе” обязывает известить

население о начале общественной экологической экспертизы, а затем о

результатах ее проведения . Лучше всего сделать это через средства

массовой информации. Но это, конечно, является только необходимым

минимумом. Открытость процесса соответствует духу общественной

экспертизы. В конечном счете, общественная экспертиза является

единственным закрепленным в законе механизмом доступа общественности к

информации о ходе государственной экспертизы. Следует стремиться к

тому, чтобы этот доступ носил действительно общественный характер, не

замыкаясь в рамках одной организации. Поэтому мы настоятельно

рекомендуем, объявляя о начале общественной экспертизы, указать

контактный телефон или адрес, по которому представители общественности

на протяжении всего процесса общественной экспертизы смогут связаться

с проводящей ее организацией. Чем шире население оповещается о

проведении экспертизы, тем больше вероятность получить от него

реальную поддержку. Например, в зоне воздействия намечаемого объекта

может проживать квалифицированный специалист, который добровольно

примет участие в работе экспертной комиссии. Известен случай, когда в

финансировании общественной экологической экспертизы принимал участие

владелец сети магазинов, попадавших в такую зону.

2. Как показывает наш опыт, общественность, в том числе и не

структурированная в экологические организации, часто служит источником

информации, получить которую другими способами бывает не всегда

просто. Эта информация может относиться к самым разным аспектам

состояния окружающей среды, например, информация об имевших место

экологических нарушениях, об исследованиях, проведенных ранее, о

неучтенных факторах воздействия на окружающую среду, и особенно о

различных социальных проблемах, возникающих в связи со сложившейся

экологической ситуацией или с намечаемой деятельностью. Так, нормально

организованная процедура консультаций с общественностью может дать

экспертной комиссии исключительно важный материал, добыть который

другим способом зачастую затруднительно.

Конкретные формы взаимодействия с общественностью могут быть

различными. Это может быть присутствие представителей населения,

других организаций на заседаниях экспертной комиссии; разного

рода консультации с общественностью; общественные слушания.

Здесь следует отметить, что общественные слушания не являются

необходимой компонентой общественной экологической экспертизы, и

не следует слишком сильно отождествлять два процесса —

общественные слушания и общественную экологическую экспертизу.

Более того, общественные слушания являются необходимой

составляющей процесса ОВОС, обязательной для крупных и опасных

объектов (см. выше). Этот процесс проводится заказчиком до

представления проектной документации на экологическую

экспертизу, в процессе ее подготовки. Если же на экологическую

экспертизу в составе материалов ОВОС не представлены материалы

обсуждения проекта с общественностью, это является достаточным

основанием для возвращения проекта на доработку и требования

проведения общественных слушаний за счет заказчика. Точно так же

сбор, детальный анализ и обработка предложений общественных

организаций и населения по экологическим аспектам реализации

проекта, возможным альтернативам не входит в задачи общественной

экспертизы.

Приступая к организации общественных слушаний в рамках

общественной экологической экспертизы, следует четко

сформулировать цель этих слушаний. Такой целью может служить

информирование местного населения, широкой общественности, всех

заинтересованных лиц о намечаемой деятельности, сбор

дополнительной информации для экспертной комиссии,

информирование о результатах общественной экологической

экспертизы.

Как организовать взаимодействие

Нам представляется, что наиболее рациональным способом организации

взаимодействия с общественностью в процессе общественной экологической

экспертизы является формирование специальной группы поддержки

(комиссии, координационного центра), созданной на время проведения

общественной экологической экспертизы специально с целью обеспечения

информационного обмена между экспертной комиссией и населением. Эта

группа, состоящая из нескольких добровольцев (представителей населения

и общественных организаций региона), должна работать между заседаниями

общественной экологической экспертизы, отвечать на вопросы населения,

протоколировать их предложения и доводить их до сведения экспертов.

Безусловно, такая группа поддержки должна формироваться из людей,

пользующихся доверием как среди населения региона, так и экспертов,

входящих в состав комиссии.

Формирование такой группы поддержки, на наш взгляд, может

способствовать решению сразу двух задач — более эффективному

вовлечению местной общественности в процесс общественной экологической

экспертизы и обеспечению независимости экспертной комиссии от внешнего

давления. Даже в случае общественной экспертизы небольшого масштаба,

когда нет необходимости или возможности организовать специальный

координационный центр, порядок взаимодействия с общественностью в ходе

экспертизы должен быть спланирован тем или иным образом.

Как показывает наш опыт, во время проведения экспертизы “конфликтных”

проектов, экспертная комиссия может испытывать сильное давление со

стороны населения или общественных организаций. Если взаимодействие с

ними не организовано специальным образом, это давление в ряде случаев

может сильно затруднить или даже парализовать работу экспертной

комиссии. В других случаях экспертная комиссия может попасть под

влияние общих настроений и занять позицию, близкую к позиции “адвоката

от общественности”, трактующего любое обстоятельство в пользу

подзащитного. Следует заметить, что такая позиция, несмотря на ее

человеческую понятность, в конечном счете может сыграть против

интересов той же общественности.

В одной из общественных экологических экспертиз, проводившихся в

г. М., экспертная комиссия составила заключение, в котором все

доводы общественности были рассмотрены с особой тщательностью, в

то время как все аргументы, приводившиеся заказчиком, вообще не

были приняты во внимание. Такой подход создал основу для весьма

ощутимой тенденциозности в общем тоне заключения общественной

экологической экспертизы. Более того, несмотря на многократные

настоятельные попытки заказчика выступить с докладом на

заседании общественной экологической экспертизы (что не

противоречит устоявшимся правилам проведения экологической

экспертизы и согласуется с регламентом проведения,

государственной экологической экспертизы), им в этом было

отказано. Абсолютная категоричность общего вывода (не допустить

строительства!) завершила общую картину. В результате при

рассмотрении материалов общественной экологической экспертизы на

заседании государственной экологической экспертизы

государственные эксперты не смогли всерьез опереться на

общественное заключение и не утвердили его. Другими словами,

подобный “адвокатский” стиль в конечном итоге сыграл против

общественности, отстаивавшей через общественную экологическую

экспертизу свои интересы. Усилия инициативной группы,

потраченные время и деньги оказались напрасными.

Полезным может оказаться разделение функций между экспертной комиссией

и общественной организацией, организующей общественную экологическую

экспертизу. Важной функцией общественной организации, проводящей

общественную экологическую экспертизу, должно стать взаимодействие с

населением и другими общественными организациями, а при необходимости

— оказание им содействия в формулировании своих взглядов в отношении

экологических последствий намечаемой деятельности.

Общественная экологическая экспертиза и другие действия общественности

Хорошо организованное взаимодействие, широкое и регулярное

информирование населения о ходе общественной экологической экспертизы

будет всегда способствовать повышению активности заинтересованных

слоев населения, в том числе и не попавших в поле деятельности

общественных организаций. При этом следует быть готовым к тому, что не

все формы этой активности будут укладываться в рамки общественной

экологической экспертизы. Тем не менее, такая активность, безусловно,

является полезной не только с точки зрения общих перспектив

общественного участия, но и в связи с конкретным объектом.

Напомним, например, что, независимо от проведения общественной

экспертизы, Закон предоставляет гражданам и общественным организациям

право направлять в письменной форме специально уполномоченным

государственным органам в области экологической экспертизы

аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой

хозяйственной и иной деятельности. При этом уполномоченный орган

обязан направлять гражданам (организациям) материалы о рассмотрении

этих предложений в процессе государственной экологической экспертизы .

Мы полагаем, что даже в случае проведения общественной экспертизы

может оказаться целесообразным использовать этот канал общественного

участия независимо от нее. Подобные предложения могут также

вырабатываться на общественных слушаниях, связанных с общественной

экспертизой. Мнения, позиции и предложения могут формулироваться в

процессе работы с общественной организацией, проводящей экспертизу, и

затем использоваться помимо процедуры общественной экспертизы.

Вообще, опыт проведения общественной экологической экспертизы

показывает, что экспертиза оказывается успешной только тогда, когда

она проводится в комплексе с другими действиями общественности.

Общественная экспертиза редко достигает результата “прямым” образом,

когда заключение представляется в органы госэкспертизы и оказывает

влияние на окончательное решение государственной экспертной комиссии,

хотя и такие случаи имеют место.

В Читинской области общественность организовала общественную

экологическую экспертизу проекта золоторудного месторождения

Алханай. Геологоразведка была начата в месте, представлявшем

религиозную ценность. Общественная экологическая экспертиза

показала экологическую и социально-культурную недопустимость

реализации проекта в этом месте, а также ее экономическую

нецелесообразность. Государственная экологическая экспертиза.

рассмотрев материалы общественной экологической экспертизы,

утвердила ее заключение и признала выводы полностью

обоснованными.

В других случаях эффект может не быть столь явным. И тем не менее,

проведение общественной экспертизы позволяет собрать и

систематизировать информацию о проекте, установить, на каких решениях

и разрешениях основана возможность осуществления проекта. Качественно

выполненный независимый анализ проекта позволяет сформулировать

квалифицированные рекомендации или же аргументы против осуществления

проекта. Независимо от судьбы заключения в органах госэкспертизы, это

позволяет сделать более точными, направленными и обоснованными

дальнейшие действия общественности. Добротное заключение,

представленное в органы, выдавшим необходимые разрешения, может

заставить их пересмотреть свою позицию.

Например, Дума г. Троицка, учитывая мнение общественности и

представленное заключение общественной экологической экспертизы,

отменила ряд прежних решений, делавших возможным строительство

мусороперерабатывающего завода (высокотемпературная переработка

ТБО). Отметим, что в ходе этой экспертизы для городских

депутатов были организованы слушания, в которых приняли участие

члены экспертной комиссии. Параллельно с этим Минздрав РФ, куда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.