реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Нефтяная промышленность

нефтехранилища. Скорость движения нефти - 10-12 км/ч. Стандартный диаметр -

12 тыс.мм. Производительность в год - 90 млн. тонн нефти. По эффективности

с нефтепроводами могут соперничать только морские перевозки танкерами.

Кроме того, они менее опасны в пожарном отношении и резко снижают потери

при транспортировке (доставке).

Стоимость строительства магистрального нефтепровода обычно окупается за

2-3 года.

Развитие и размещение основных нефтепроводов.

Первый нефтепровод длиной в 6 км был сооружен в США в 1865 году.

Нефтепроводы большей длины начали строить в 1875 году. Первый нефтепровод в

России проложен в 1878 году в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего

завода, а в 1897 - 1907 году был построен самый большой в то время в мире

по протяженности магистральный трубопровод Баку - Батуми диаметром 200 мм и

длиной 835 км, который продолжает эксплуатироваться и по сей день. [3. Стр.

175]

Развитие нефтепроводного транспорта в Союзе было связано с освоением

нефтяных месторождений в Башкирии, Татарии и Куйбышевской области. К 1941

году в эксплуатации находилось 4100 км магистральных трубопроводов для

перекачки нефти и нефтепродуктов с сумарной годовой производительностью 7,9

млн. тонн. Максимальный диаметр составлял 300 мм. Общая протяженность

магистральных нефтепроводов к 1956 году возросла до 11,5 тыс. км, а через

10 лет достигла уже 29 тыс. км. А в 1992 году в СНГ - 275 тысяч км. Сеть

магистральных нефтепроводов развивалась в трех основных направлениях: урало-

сибирское (Альметьевск - Уфа - Омск - Новосибирск - Иркутск) длиной 8527

км; северо-западное (Альметьевск - Горький - Ярославль - Кириши с

ответвлениями на Рязань и Москву) длиной более 17700 км; юго-западное от

Альметьевска до Куйбышева и далее нефтепроводом "Дружба" с ответвлением на

Полоцк и Вентспилс) протяженностью более 3500 км. Таким образом, наибольшей

длиной обладали нефтепроводы урало-сибирского направления, т.к. связывали

основного добытчика (Сибирь) с главным потребителем (западными районами

Российской Федерации. Важность этого направления сохраняется и в настоящее

время.

С открытием новых нефтяных месторождений на Южном Мангышлаке и в

Тюменской области сооружены слудующие нефтепроводы: Узень - Гурьев -

Куйбышев диаметром 1020 мм, длиной около 1000 км; Шаим - Тюмень,

Александровское - Анжеро - Суджинск диаметром 1220 мм и протяженностью 840

км; Усть - Балык - Курган - Уфа - Альметьевск диаметром 1220 мм и

протяженностью 1844 км, второй нефтепровод "Дружба". Общая протяженность

нефтепроводов в СССР в 1973 году составила 42,9 тысяч км, а к 1987 году уже

превысила 82 тыс. км.

Характерной особенностью развития нефтепроводного транспорта России

является увеличение удельного веса трубопроводов большого диаметра, что

объясняется их высокой рентабельностью. [3. Стр. 176-177]

Развитие нефтепроводного транспорта определяется общим состоянием дел в

нефтяной промышленности, т.к. между ними существует неразрывная связь.

Например, во время благоприятной ситуации в отрасли с 1940 по 1980 годы

протяженность нефтепроводов увеличилась с 4 до 69,7 тыс. км, а грузооборот

- с 4 до 1197 млрд. ткм, т.е. на 29825%.

Так, в прошлом формирование нефтяной базы между Волгой и Уралом,

намного улучшив снабжение нефтью центральных и восточных районов страны,

обусловило появление целой системы магистральных нефтепроводов:

1) на запад - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Куйбышев -

Брянск до Мозыря (Белорусия), откуда в Полшу, Венгрию и Чехословакию с

ответвлением в Белорусию, Латвию и Литву; Куйбышев - Пенза - Брянск

(нефтепродукты); Альметьевск - Горький - Рязань - Москва с ответвлением

Горький - Ярославль - Кириши;

2) на юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.

3) на восток - Туймазы - Омск - Новосибирск - Красноярск - Ангарск;

Туймазы - Омск; Уфа - Омск - Новосибирск (нефтепродукты).

Формирование Западно-Сибирской нефтяной базы изменило ориентацию

основных потоков нефти: Волго-Уральский район целиком переориентировался на

западное направление.

Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов

перешли к Западной Сибири, откуда трубопроводы идут: [6. Стр. 9-10]

1) на запад - Усть - Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск -

Куйбышев; Куйбышев - Лисичанск - Кременчук - Херсон - Одесса; Сургут -

Новополоцк;

2) на юг - Шаим - Тюмень; Усть - Балык - Омск; Омск - Павлодар -

Чимкент;

3) на восток - Александровское - Анжеро - Судженск.

Для транспортировки нефти на запад используются, кроме того,

трубопроводы Волго - Уральского района восточного направления.

Из трубопроводов выделяются: Гурьев - Орск; Мангышлак - Самара; Ухта -

Ярославль (Тимано - Печерская нефтегазоносная область); Огса - Комсомольск-

на-Амуре (Сахалин). [3. Стр. 180-182]

За границу нефть экспортируется также при помощи трубопроводов

(например, "Дружба"). Экспорт нефти сегодня составляет 105-110 млн. т,

нефтепродуктов - 35 млн. тонн. Средняя цена нефти на мировом рынке -

приблизительно 107 долларов за тонну, а мазута - 86 долларов. Треть

экспорта сырой нефти приходиться на страны СНГ (на Украину, Белоруссию и

Казахстан вместе более 90%).

Остальная часть нефти направляется в дальнее зарубежье, т.е. в Западную

Европу, где Германия, Италия, Великобритания и Ирландия вкупе потребляют

60% этого объема. Сегодня экспорт за границу в основном выгоден, однако

есть уже указанные проблемы с оплатой при поставке нефти в страны ближнего

зарубежья.

В самой же России в будущем предусмотрено создание региональных систем

магистральных нефтепродуктопроводов с разводящей сетью к нефтебазам, однако

сейчас трубопроводный транспорт периживает тяжелые времена в связи с общим

спадом в нефтяной промышленности. [3. Стр. 182-183]

Часть 3. Другие источники нефти.

1. “Небесная” нефть.

Впервые в мире решение проблемы получения синтетической нефти в большом

колличестве было осуществлено в Германии. В годы первой мировой войны

кайзеровская Германия оказалась полностью отрезанной от природных

источников нефти. Армии нужен был бензин. Немецкие ученые обратили свои

взоры „к небесам". Еще в 1908 г. русский изобретатель И.И. Орлов доказал

возможность синтеза нефтяных УВ из оксида углерода и водорода (эта смесь

получила название водяного газа). А где как не на „небе", т.е. в атмосфере,

можно найти практически неограниченные количества этого газа? Немецкие

ученые Фишер и Тропш создали технологию получения синтетической нефти.

Правда, водяной газ они решили получать не из воздуха, тогда это было

слишком сложно, а из бурых углей. Синтез нефти осуществляется путем

контакта этого газа при температуре 180-200 °С и атмосферном давлении с

оксидными железно-цинковыми катализаторами. Были построены целые заводы по

производству искусственного топлива, которые успешно эксплуатировались

многие годы. Но вот кончилась война, возросла добыча естественной нефти,

цены на нее упали. Синтетическая нефть Фишера - Тропша уже не могла

конкурировать с ней, и производство было свернуто.

Сейчас идея искусственной нефти вновь приобретает актуальность.

Нефть можно получить уже непосредственно из воздуха. Более того, ученые

полагают, что это будет способствовать удалению из атмосферы избыточной

углекислоты, которая вредно влияет на окружающую среду. Огромное количество

сжигаемого топлива ежегодно поставляет в атмосферу миллиарды тонн

углекислого газа (диоксида углерода). В настоящее время лишь 10% его

поглощается растениями. Многие ученые видят в таком катастрофическом

увеличении концентрации углекислого газа в земной атмосфере определенную

опасность. Как же от него избавиться?

Доктор технических наук В. Цысковский предлагает следующий путь. Прежде

всего необходимо из атмосферы воздуха получить углекислый газ. Для этого

воздух можно вымораживать, разделять с помощью пористых мембран или

соединять при определенных условиях с газообразным аммиаком. В последнем

случае образуется углекислый аммоний, который легко разлагается на аммиак и

диоксид углерода под действием тепла. Полученная чистая углекислота и

является продуктом для дальнейшего синтеза нефти. Ее разлагают на оксид

углерода (угарный газ) и кислород. Для этой реакции требуются большие

затраты энергии. Предполагают, что ее можно проводить в атомных реакторах

при температуре 5000 °С в присутствии катализаторов. А дальше оксид

углерода синтезируют с водородом, и „небесная" нефть готова (рис. 1). [13.

Стр. 126]

Рис. 1. Схема получения синтетической нефти из воздуха (по В.

Цысковскому)

2. Нефть из камня.

Получение нефти из воздуха - дело будущего. Сейчас же искусственную

нефть получают из камня. Конечно, это не совсем обычные камни, а так

называемые горючие сланцы - породы, содержащие в большом количестве

органическое вещество, т.е. тот природный материал, из которого получаются

УВ. Для этих же целей подходят и пески, насыщенные густой, вязкой нефтью.

По данным геологической службы США, мировые запасы горючих сланцев и

нефтеносных песков оцениваются в 700-800 млрд.т, что в 7-8 раз больше всех

выявленных запасов нефти в мире. Только в районе Скалистых гор (США) в

подобных породах концентрируется 270 млрд.т нефти, что в 2-3 раза превышает

мировые запасы нефти и в 67 раз - оставшиеся запасы нефти Соединенных

Штатов. Американские геологи подсчитали, что при коэффициенте извлечения 50

% и современном уровне потребления нефти этих ресурсов хватило бы, чтобы

удовлетворять запросы США в течение 140 лет. Казалось бы, выход из

топливного тупика найден, однако опять-таки высокая стоимость работ

препятствует интенсивной переработке горючих сланцев и нефтеносных песков.

По оценке Национального совета США, разработка битуминозных пород

рентабельна при цене на нефть не менее 100-120 дол./т. До топливного

кризиса о промышленной разработке сланцев не могло быть и речи. Тем не

менее в ряде стран мира несколько лет тому назад приступили уже к

практическому осуществлению этой проблемы. Например, в Бразилии в 1971 г.

запущена опытная установка по разработке и переработке сланцев

производительностью 159 м3 сланцевой смолы, 17т серы и 36,5 тыс.м3 горючего

газа в сутки. Капиталовложения в установку составят около 18 млн.дол. В

Канаде в том же 1971 г. из битуминозных песков Атабаски получали до б

тыс.т/сут легкой нефти. Всего же в год в этой стране добывают до 9 млн.м3

синтетической нефти.

В 1973 г., когда цены на нефть резко подскочили, взоры многих

нефтепромышленников обратились к битуминозным сланцам и нефтеносным пескам.

В США шесть объединенных компаний уже в 1974 г. получили право на

разработку сланцев в штатах Колорадо, Юта и Вайоминг. Стоимость первых трех

участков 403,6 млн.дол. По расчетам, США могут получать в сутки от 135 до

405 тыс.т такой нефти.

Однако крупномасштабная переработка тяжелых нефтей и горючих сланцев -

дело относительно далекого будущего. По оценке компании „Шеврон", она

начнется в третьем тысячелетии. Причем, стоимость добычи тяжелых нефтей и

битумов прогнозируется в размере 220-314 дол /м3, а получение синтетической

нефти из горючих сланцев -346 дол /м3.

По мере развития технологического прогресса добыча УВ из горючих

сланцев и нефтеносных песков станет обычным делом. Перспективны в этом

отношении ядерные методы переработки битуминозных пород, над которыми в

настоящее время в США работают группы ученых из 25 нефтяных компаний.

Согласно приближенным расчетам, при взрыве ядерного устройства

мощностью 100 кт из битуминозных сланцев при содержании в них нефти до 100

л/т может быть добыто до 320 тыс. т нефти.

В России проблема извлечения нефти из нефтенасыщенных песков решается

по-иному, а именно путем шахтной добычи. Впервые нефтяная шахта была

сооружена в районе г. Ухта в 1939 г. Глубина ее не превышает 500 м.

Разработка вязких нефтей производится следующим образом. Шахта проходит

продуктивный пласт, который дренируется несколькими скважинами. Нефть под

действием силы тяжести идет самотеком и попадает в специальные канавки,

расположенные на дне шахты и имеющие небольшой уклон для стока в

нефтехранилище. Если продуктивный пласт находится ниже шахты, то нефть

извлекается насосами через специальные скважины. Из подземного

нефтехранилища на поверхность нефть подается также насосами.

Сейчас предлагается воздействовать на нефть в шахте горячей водой или

паром. По расчетам, таким образом можно получить дополнительно в нашей

стране не менее 50 млн.т/год нефти, причем глубина шахт не будет превышать

500-1000 м.

В том случае, когда сланцы или нефтеносные пески находятся близко от

поверхности (не более 150-200 м), разработка ведется карьерным способом.

Примером такой необычной добычи нефти может служить карьер около горы

Кирмаки под г. Баку. Отсюда порода доставляется в специальную емкость, где

с помощью реактивов (некондиционный керосин, щелочная вода или каустическая

сода) из нее вымывают нефть. Таким способом извлекается до 80 % нефти.

Один кубометр нефтеносного песка в Азербайджане содержит до 150 кг

нефти. Такая же картина характерна и для многих других нефтеносных районов

нашей страны. Поэтому проблема извлечения вязкой и остаточной нефти из

неглубоко залегающих пород приобретает общенародное значение. Нефтяники

Азербайджана, в частности, начали сооружение первой в республике нефтяной

шахты на заброшенном участке месторождения Балаханы (в пригороде г. Баку).

Глубина шахты будет равна 400 м, разработку предполагают осуществлять

гравитационным способом. Шахта оборудуется современной техникой,

предусматривается сооружение буровых камер, насосных установок,

вентиляционных устройств. Почти полная автоматизация производственных

процессов сведет к минимуму количество обслуживающего персонала.

Становится очевидным, что эра „дешевой нефти" подходит к концу. То, что

сейчас мы считаем дороговизной, через некоторое время покажется нам

необычайно дешевым продуктом. Даже современная стоимость нефти в 100-150

дол/м3 через 30-35 лет будет выглядеть мелочью по сравнению с 300-350

дол/мз. Дети, рожденные в 1990 г., когда станут взрослыми, будут иметь дело

с нефтью как с ограниченным для использования и чрезвычайно дорогостоящим

топливом. Единственный путь из этого тупика - поиск альтернативных и

экологически чистых источников энергии, которые позволят „вырвать" нефть и

газ из топок заводов, фабрик и электростанций.[13. Стр. 128-131]

3. Дрова? Это неплохо.

Пока одни ученые ломают голову над проблемой увеличения коэффициента

нефтеотдачи продуктивных пластов, а другие ищут пути наиболее рентабельного

получения нефти из горючих сланцев, третьи пришли к выводу, что

удовлетворить потребность в топливе можно обычным дедовским методом. Речь

идет о дровах. Так считают специалисты Стэнфордского университета в США, к

ним присоединяются и ученые университета штата Джорджия. Конечно, здесь

нужны особые быстрорастущие сорта деревьев типа ольхи или платанов, которые

дают до 40 т древесины с 1 га в год. После вырубки этих деревьев на земле

остается листва, пригодная для удобрения. Древесина же измельчается и

подается в топку электростанций. Участок в 125км2 может обеспечить энергией

город с населением 80 тыс. человек. На вырубленных участках уже через 2-4

года из побегов вновь вырастут деревья, пригодные для топлива. Ученые

прикинули, что если 3 % территории России отвести под „энергетические

плантации", то страна могла бы полностью удовлетворить свои потребности в

топливе за счет дров.

Американским поборникам „дровенизации" бытовой теплоэнергетики вторят

их сторонники из Европы. В Бельгии, например, в 1988 г. газета „Суар"

опубликовала статью, где назвала дрова топливом будущего. Для этих же целей

предлагается использовать и макулатуру. В магазинах этой страны уже

продается ручной пресс, с помощью которого можно из газет и оберток делать

топливные брикеты, не уступающие по своей калорийности буроугольным.

Выпускаются специальные печи, работающие по принципу газогенератора и

препятствующие уходу тепла через трубу. Дрова и брикеты горят в этой печи

очень медленно: вязанка - за 8 ч. При этом дрова сгорают полностью, что

практически сводит к нулю выделение в атмосферу золы и сажи. Такое

отапливание помещений очень выгодно, ведь килограмм дров при сравнимой

калорийности стоит в 10 раз меньше литра жидкого топлива.

Внимание другой группы американских ученых остановилось на

быстрорастущих бурых водорослях. Предлагается перерабатывать их в

газообразный метан с помощью бактерий или в нефтеподобные вещества путем

нагревания. По расчетам этих специалистов, ферма в океане площадью 40 тыс.

га сможет снабжать энергией город с населением 50 тыс. человек. Для этих же

целей ученые из Франции предлагают использовать одноклеточные водоросли

ботриококк. Оказывается, эти микроскопические создания выделяют

углеводороды в своем жизненном цикле. Выращивая ботриококки в банках и

подкармливая их углекислым газом и минеральными солями, можно регулярно

„собирать урожай УВ".

Естественные „бензоколонки" обнаружены и в тропиках Южной Америки, на

Филиппинах. Некоторые сорта лиан и тропических деревьев (ханга) содержат

маслянистую жидкость, которую даже не надо подвергать перегонке. Она

прекрасно горит в автомобильных моторах, давая менее токсичный выхлоп, чем

бензин. Подходит для этих целей и пальмовое масло, из которого сравнительно

легко можно получать „солярку".

Но пока это все в области научной фантазии. Более реален проект

получения синтетической нефти из угля. Довольно простой метод разработан в

США. Уголь распыляется, обрабатывается растворителем, и в полученную смесь

добавляется водород. Из тонны угля с высоким содержанием серы получается

почти 650 л похожей на нефть жидкости, из которой можно вырабатывать

бензин.

Корпорация известного американского мультимиллионера А. Хаммера

„Оксидентл петролеум" всерьез занялась подземной газификацией угля. Методом

пиролиза из него получают 40 % метанового газа, 45 % кокса и 3 % жидкого

топлива. Этой же корпорацией разработан совсем неожиданный способ получения

топлива... из мусора. Из него предварительно извлекают магнитные и

немагнитные металлы и отправляют в переплавку. Секретная технология

переработки стекла позволяет получить из осколков стекло более дешевое и

более высокого качества, чем исходное сырье. Остальное перерабатывается в

кокс, метановый газ и жидкое топливо. „Мусорную" нефть испытывали на

опытных установках - горит прекрасно. Из тонны мусора таким способом

„добывают" от 6 до 20 дол. В 1976 - 1977 гг. в Сан-Диего вступил в строй

специальный завод для переработки мусора.

Над подобной проблемой успешно работают и в Великобритании. Здесь

разработана и проходит испытания лабораторная установка, в которой под

действием высоких температур и вдуваемого кислорода из органической части

мусора (пластмассовые упаковки, пищевые отбросы, обрывки газет, тряпки и

т.д.) получают синтетическую нефть и метановый газ с водородом. Жидкое

топливо и газ предполагают использовать частично для работы дизеля, а

частично для переплавки битого стекла, из которого можно получать

строительные блоки. Сейчас изучается возможность переработки мусора в

старых доменных печах. Это даст высокую производительность и экономию

времени. Как показали эксперименты, в дело пойдет и остающийся шлак - он

пригоден для замены гравия при строительстве дорог.

А вот еще два способа получения синтетической нефти. Французский

инженер А. Ротлисберже получил бензин из сухих стеблей кукурузы. Автор

утверждает, что подобное топливо с октановым числом 98 вполне можно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.