реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Энергоресурсы морей и рек

выплачена текущая заработная плата и снизилась задолженность по ней от

135,9 млн. грн., по состоянию на 01.03.99 г., до 113,4 млн. грн. Это

помогло снизить социальную напряженность в трудовых коллективах,

существовавшую в начале 1999 г. и выразившуюся в акциях протеста, в

основном работников АЭС.

Говоря о перспективах развития энергетики целесообразно разделить более

отдаленные перспективы и ближайшие.

Основные направления развития электроэнергетики Украины до 2010 г.

определены Национальной энергетической программой Украины, принятой

Верховной Радой Украины в мае 1996 г.

Предусматривается переориентировать энергетику на максимальное

использование собственных топливных ресурсов, снизить зависимость Украины

от импорта энергоносителей и расширить количество стран, из которых

импортируется топливо, ведь сегодня энергетика Украины вынуждена ежегодно

закупать импортное органическое (прежде всего природный газ, нефть, и

частично, каменный уголь) и ядерное топливо на сумму до полутора миллиардов

долларов. Необходимо повысить качество и эффективность использования

энергоносителей и, в первую очередь, собственного угля за счет модернизации

теплотехнического оборудования с внедрением новых угольных экологически

"чистых" технологий.

Для приведения Национальной энергетической программы в соответствие с

современными требованиями Минэнерго разработало предложения по внесению

изменений и дополнений, по уточнению этапов развития электроэнергетической

отрасли, объемов производства электроэнергии, объемов и сроков

реконструкции тепловых электростанций, основных и распределительных

электрических сетей, путей и задач развития атомной энергетики.

Дальнейшая эксплуатация оборудования ТЭС без проведения реконструкции и

технического перевооружения, без внедрения новых технологий может привести

к необратимому процессу снижения имеющегося потенциала энергетики Украины.

Одним из путей решения этой проблемы является внедрение новых угольных

энерготехнологий - прежде всего строительство котлов с циркулирующим

кипящим слоем (ЦКС), а затем и ЦКС под давлением. Эти технологии позволяют

увеличить КПД энергоблоков до 40-41 %, использовать низкокачественный уголь

и шлам без подсветки мазутом и газом, довести выбросы вредных веществ в

атмосферу до европейских норм, повысить маневренность тепломеханического

оборудования, резко уменьшить использование природного газа, повысить

надежность котельного оборудования.

Учитывая исключительную важность надежного функционирования АЭС, их

значительный вклад в общее производство электроэнергии предлагается

выполнить комплекс мер по:

- повышению безопасности функционирования действующих энергоблоков;

- завершению строительства энергоблоков № 4 Ривненской и № 2 Хмельницкой

АЭС с реакторами ВВЭР-1000;

- решению вопросов надежного и экономического обеспечения атомной

энергетики ядерным топливом путем создания ядерно-топливного цикла (ЯТЦ).

Кроме этого, необходимо создание собственной инфраструктуры обращения с

отработанным ядерным топливом (ОЯТ). Основные задачи в сфере обращения с

ОЯТ АЭС Украины на период до 2010 г. заключаются в создании пристанционных

хранилищ для долгосрочного (до 5 лет) "сухого" хранения ОЯТ на всех АЭС

Украины, налаживании в Украине производства контейнеров ОЯТ, создании

центрального хранилища для долгосрочного "сухого" хранения ОЯТ. Требуется

также решение проблемы надежного и безопасного хранения радиоактивных

отходов.

К 2010 г. подойдут сроки снятия с эксплуатации ныне действующих

энергоблоков АЭС с выводом их сначала по одному в год, а затем по 2-3

блока. Если уже сегодня не финансировать работы по продлению сроков

эксплуатации, освоению новых площадок и строительству замещающих мощностей,

то уже в 2020 г. мы потеряем только на АЭС 11 млн. кВт.

Процедуры по снятию с эксплуатации Чернобыльской АЭС будут начаты в 2000 г.

При проведении работ будет учтена возможность повторного использования

площадки, объектов, строительных конструкций и технологического

оборудования, в частности, возможность включения промышленных мощностей и

кадровых ресурсов Чернобыльской АЭС в единую структуру предприятий по

снятию с эксплуатации и обращению с радиоактивными отходами.

Предстоит выполнить работы по превращению объекта "Укрытие" в экологически

безопасную систему, в том числе: по стабилизации состояния объекта

"Укрытие", повышению эксплуатационной надежности и долговечности

конструкций и систем, разработке технологий, средств изъятия и частичному

изъятию топливосодержащих масс и их переработке с дальнейшим долгосрочным

сохранением (захоронением) в хранилищах радиоактивных отходов и многое

другое.

Необходимо обеспечить развитие основной сети 330-750 кВ. С учетом ввода в

эксплуатацию двух энергоблоков на Ривненской и Хмельницкой АЭС, на первый

план выходит проблема транзита электроэнергии в центральные и восточные

регионы по сечению Запад - Винница, Винница - Южно-Украинская АЭС и Южно-

Украинская АЭС - Днепр. Необходим срочный ввод в эксплуатацию электросетей

330-750 кВ Запад-Восток.

На первом этапе, до 2003 г. планируется: окончание строительства и

реконструкции объектов высокой и средней степени готовности, в том числе:

окончание строительства энергоблоков № 2 Хмельницкой и № 4 Ривненской АЭС,

первой очереди Ташлыкской и Днестровской ГАЭС.

Однако практическая реализация программы развития электроэнергетики

сдерживается крайне неудовлетворительным финансовым состоянием отрасли.

Главными причинами такого состояния являются обострение финансово-

платежного кризиса в экономике Украины, следствием которого явилось

снижение уровня оплаты за электрическую и тепловую энергию, в первую

очередь денежными средствами, недооценка особенностей работы отрасли в

действующем законодательстве, а также ошибки, допущенные и накопленные в

процессе реорганизации и приватизации отрасли в условиях ограниченного

опыта рыночных преобразований.

Вместе с тем неудовлетворительная организация в отрасли работы предприятий,

особенно по вопросам реализации электрической и тепловой энергии, привела к

многочисленным нарушениям. Особенно возмущает недобросовестное отношение

облэнерго к своим обязанностям по перечислению собранных банковских средств

в энергорынок в полном объеме. Работа специальной следственной комиссии

Генеральной прокуратуры показала глубину и масштабность негативных

процессов. По результатам работы комиссии мы должны сделать серьезные

выводы, разработать комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений

и не допускать их впредь.

Тем более, что и сегодня можно привести примеры невыполнения

приватизированными облэнерго даже решений правительства. Так, не

выполняется постановление № 623 и № 975 о проведении централизованных

расчетов за уголь, газ и железнодорожные перевозки органического топлива.

Отказалось провести такие расчеты Львовоблэнерго - на 19 млн. грн. при

наличии долга за электроэнергию перед Укрэнерго 166 млн.грн.,

Одессаоблэнерго - на 10,9 млн.грн. при наличии долга 277 млн.грн.,

Сумыоблэнерго - на 7,2 млн.грн. при долге 56,9 млн.грн., Луганскоблэнерго -

на 2,2 млн.грн. при долге 72,3 млн.грн., Кировоградоблэнерго - на 2,5

млн.грн. при долге 82 млн.грн. Это привело к приостановке перевозки угля от

шахт Луганской и Львовской областей. Не обеспечиваются также расчеты с НАК

"Нефтегаз Украины" за использованный электростанциями газ и при этом

упомянутыми облэнерго отключаются нефтедобывающие и газоперекачивающие

станции.

Этим облэнерго не следует забывать, что они сегодня работают и будут

работать и дальше в единой энергосистеме страны. И никто не позволит в

угоду местным коммерческим интересам ставить под угрозу ее целостность.

В 1999 г. в Украине резко увеличились центробежные силы, направленные на

преодоление кризисных явлений на региональном уровне. Опасность этого

явления для энергетики заключается в том, что, за счет более-менее

стабильно работающих и экономичных предприятий отрасли, делаются попытки

поправить дела в областях. В большинстве случаев эти схемы недостаточно

проработаны, не учитывают общегосударственные интересы и могут привести к

разрушению единого электроэнергетического комплекса страны.

Мы считаем, что функционирование электроэнергетики Украины на условиях и

принципах Оптового рынка электрической энергии, в рамках действующего

Закона об электроэнергетике, в настоящий момент является безальтернативным.

И строить взаимоотношения участников энергорынка необходимо в условиях

ясного и прозрачного тарифообразования, безусловного исполнения взаимных

обязательств при энергообеспечении как поставщиков, так и потребителей.

Только наличие Оптового рынка электрической энергии в сочетании с

диспетчерским управлением позволит сохранить единую энергетическую систему

Украины и обеспечить энергетическую безопасность государства. О негативных

моментах функционирования энергорынка можно говорить много, но связаны они

в первую очередь не с самими его принципами, а прежде всего с отсутствием

необходимого опыта, очень короткими сроками внедрения новой системы и

соответствующей законодательной базы.

Разработка и обеспечение правовой базы финансово-экономических отношений

между участниками энергорынка позволит повысить ответственность в расчетах

за отпущенную и купленную электрическую энергию. В обязательном порядке

следует предусмотреть имущественную ответственность за неплатежи.

Ведь сегодня договор Оптового рынка, на основании которого построены

отношения на нем, не отвечает действующему законодательству, что позволяет

брать электрическую энергию на Оптовом рынке и не рассчитываться за нее.

При этом действующий договор рынка не позволяет применять в полном объеме

механизмы ответственности за невыполнение обязательства по оплате за

полученный товар. Для урегулирования порядка оплаты за электроэнергию на

Оптовом рынке было принято соответствующее постановление Кабинета Министров

и Национального банка, однако для установления такого порядка необходимо

принятие законодательного акта. Минэнерго внесло на рассмотрение Верховной

Рады Украины проект Закона об установлении порядка расчетов с применением

распределительных счетов, однако он был отклонен Верховной Радой.

С участием Минэнерго, Национальной комиссии по вопросам регулирования

электроэнергетики Украины разработан проект Закона "Об основных принципах

функционирования Оптового рынка", который законодательно закрепляет

концепцию Оптового рынка и регулирует правовые, организационные и

экономические основы его функционирования. Однако народными депутатами

поданы альтернативные проекты, которые кардинально меняют саму концепцию

Оптового рынка. Верховная Рада Украины приняла решение о создании

совместной рабочей группы для подготовки согласованного закона и Минэнерго

принимает активное участие в ее работе.

Вопрос о расчетах на энергорынке настолько важен сегодня, что по инициативе

группы народных депутатов, при участии Минэнерго, разработан и уже

поддержан Комитетом по вопросам топливно-энергетического комплекса проект

Закона "Об урегулировании расчетов на Оптовом рынке электроэнергии

Украины", направленный на защиту интересов генерирующих компаний.

До принятия упомянутых законов, для упорядочения деятельности Оптового

рынка электрической энергии в части повышения взаимной ответственности его

субъектов за выполнение обязательств по расчетам за использованную

электрическую энергию, Минэнерго разработало проекты Правил

функционирования Оптового рынка электрической энергии и типовые

двухсторонние договора на ее покупку-продажу, которые были одобрены на

заседании правительственной комиссии по вопросам расчетов за

энергоносители. Принятие соответствующего постановления Кабинета Министров

Украины, как мы надеемся, сразу нормализует ситуацию на Оптовом рынке.

Приватизационные процессы в украинской энергетике - это часть

реформирования общегосударственной экономики. К сожалению, и здесь были

допущены существенные просчеты.

В отрасли была проведена структурная перестройка - разделена генерация

электрической энергии, ее транспорт, распределение и поставка, что

позволило создать единый в Украине энергорынок.

27 энергоснабжающих компаний были подготовлены к основному этапу

приватизации - продаже больших пакетов акций, которые предусматривалось

продать на конкурсных основах стратегическим инвесторам для привлечения

значительных инвестиций, новых технологий и передовых методов управления.

Однако надежды на получение инвестиций не оправдались. Из-за несовершенства

законодательства и позиции Фонда государственного имущества (ФГИ)

значительную часть акций скупили офшорные компании, которые не были

заинтересованы в инвестициях в энергетику, а стратегический инвестор,

действительно необходимый для отрасли, так и не появился.

Минэнерго неоднократно обращалось в ФГИ и Кабинет Министров Украины,

высказывая крайнюю озабоченность сложившейся ситуацией и призывая

прекратить неконтролируемую приватизацию. Предложения Минэнерго

обосновывали необходимость проведения в электроэнергетической отрасли

некоммерческих конкурсов под инвестиционные обязательства, поcкольку

отрасль является стратегически важной для государства, технологически очень

сложной и необходимо четко представлять, кто и с какими намерениями

собирается покупать ее объекты, совпадает ли стратегия инвестора с

интересами государства, и прежде всего с интересами потребителей, имеет ли

инвестор опыт работы с объектами электроэнергетики. Предлагая ориентацию на

стратегического инвестора, Минэнерго исходило из позитивного опыта уже

проведенной приватизации энергетики в ряде стран. Главными проявлениями

нового подхода являются переход к проведению некоммерческих конкурсов,

более жесткие требования к претендентам на участие в конкурсе, более

профессиональные составы конкурсных комиссий, ограничение одновременного

проведения конкурсов - не более двух компаний в месяц и так далее. Однако

вовремя ситуацию переломить не удалось.

Только после того, как контрольные пакеты акций по семи энергоснабжающим

компаниям перешли от государства к частным структурам, было приостановлено

проведение конкурсов по продаже пакетов акций энергетических компаний.

Сегодня при полной ответственности за состояние отрасли Минэнерго

практически не имеет рычагов влияния на большинство генерирующих и

энергоснабжающих компаний, управление которыми осуществляется частично

Минэнерго, частично Национальным агентством по управлению государственными

корпоративными правами, местными органами исполнительной власти, частными

структурами, а в полной мере - никем.

Для такой отрасли как электроэнергетика это недопустимо и Минэнерго

прилагает все усилия для исправления ситуации.

Необходимо в кратчайшие сроки внести изменения в тактику и механизм

проведения приватизации объектов электроэнергетического комплекса с учетом

негативного опыта. Приватизацию объектов электроэнергетического комплекса

следует проводить только после усиления регулирующих и контролирующих

функций государства, учитывающих особенности работы с объектами, которые

имеют разные формы собственности, с позиций сохранения целостности единой

энергетической системы страны.

В настоящее время разработана новая редакция программы приватизации

энергетики, которая была согласована Кабинетом Министров Украины вместе с

мероприятиями по ее реализации. В соответствии с утвержденной программой

разработан Закон Украины и Указ Президента "Об особенностях приватизации в

топливно-энергетическом комплексе", который готовится Кабинетом Министров

Украины для представления Президенту Украины на утверждение.

Кабинет Министров Украины постановлением от 06.06.99 № 951 передал в

управление Минэнерго пакеты акций энергетических компаний, которые на

сегодня еще остались в государственной собственности. Однако, схема

управления по действующему законодательству, когда юридически акционером

(государственных пакетов акций) является Национальное агентство Украины по

управлению государственными корпоративными правами, не позволяет Минэнерго

в полной мере использовать права, предоставленные Кабинетом Министров

Украины. Основные вопросы повседневной и перспективной деятельности

компаний (утверждение технико-экономических показателей, формирование

кадровой политики в отношении руководящего состава компании, контроль за

компаниями в части поддержания функционирования единой энергетической

системы страны при наличии различных форм собственности и тому подобное)

Минэнерго должно предварительно согласовывать с работниками Национального

агентства. При этом часто возникают различные сугубо профессиональные

недоразумения, поскольку в Национальном агентстве отсутствуют

квалифицированные специалисты в области энергетики.

Для исправления ситуации, сложившейся в отрасли, Минэнерго предлагает через

корпоратизацию Государственного предприятия "Национальная энергетическая

компания "Укрэнерго" создать акционерную энергетическую компанию, в

уставный фонд которой передать пакеты акций, которые закреплены за

государством, всех акционированных энергогенерирующих и энергоснабжающих

компаний. Проект соответствующего Указа Президента Украины "Об управлении

электроэнергетическим комплексом Украины" подготовлен Минэнерго и направлен

на согласование причастным министерствам и ведомствам.

Одним из источников поступления средств для отрасли могут быть внешние

инвестиции.

Начато внедрение пяти проектов с привлечением средств международных

финансовых организаций, возвращение которых гарантировано на

государственном уровне, а именно:

- развития рынка электроэнергии (заем Мирового банка 317 млн.дол. США);

- реабилитации ГЭС и управления в системе (заем Мирового банка 114

млн.дол.США);

- реконструкции четвертого энергоблока Старобешевской ТЭС ( заем ЕБРР 113,2

млн.дол. США);

- реконструкции блока № 8 Змиевской ТЭС (заем немецких коммерческих банков

126,6 млн. ДМ);

- реабилитации и расширение централизованного теплоснабжения г. Киева (заем

Мирового банка 200 млн.дол. США).

Договоры с МБРР и ЕБРР ратифицированы Верховной Радой Украины; возвращение

кредита немецких коммерческих банков гарантировано Кабинетом Министров

Украины.

Следует отметить, что проекты реализуются в нестабильной и противоречивой

законодательной среде, что в определенной мере препятствует притоку

иностранных инвестиций.

С целью улучшения инвестиционного климата необходимо устранить противоречия

в действующих законодательных актах. В частности, возобновить

налогообложение по нулевой ставке товаров и услуг, поставка которых

осуществляется за счет иностранных кредитов под гарантии Кабинета Министров

Украины, а также принять новый закон о специальном порядке начисления

налогов и сборов для субъектов предпринимательской деятельности, которые

осуществляют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях Украины.

Начало инвестиционного процесса в Украине характеризовалось привлечением к

финансированию проектов кредитных ресурсов финансовых учреждений. Однако,

как показала практика, финансирование проектов таким путем не является

наиболее выгодным. Поэтому Минэнерго ведет поиск новых форм привлечения

инвестиционных ресурсов за счет создания совместных предприятий и продажи

пакета акций под инвестиционные обязательства стратегических инвесторов на

некоммерческих конкурсах. Примером таких проектов является завершение

строительства Днестровской ГАЭС, строительство энергоблока № 9

Добротворской ТЭС.

Продолжается работа по поиску инвесторов для участия в финансировании ряда

других проектов.

Отдельным и исключительно важным направлением деятельности Министерства в

первом полугодии оставалась международная деятельность, связанная с

реализацией положений Меморандума о взаимопонимании по вопросу закрытия

Чернобыльской АЭС. Можно констатировать, как бесспорный успех, наполнение и

начало реального функционирования фондов поддержки вывода ЧАЭС из

эксплуатации. Основные усилия в этой сфере должны быть направлены на

обеспечение необходимой технической и финансовой помощи стран Запада в

решении всего комплекса вопросов, связанных с закрытием ЧАЭС. Это касается

введения компенсирующих мощностей, создания инфраструктуры, необходимой для

вывода, смягчения социальных последствий закрытия для персонала ЧАЭС.

Отдельно необходимо сказать о проектах по завершению строительства

энергоблоков № 2 Хмельницкой и № 4 Ривненской АЭС. Украиной было принято

решение о досрочном закрытии ЧАЭС при условии получения международной

финансовой поддержки на ввод компенсирующих мощностей. Миновало почти

четыре года со дня подписания Меморандума о взаимопонимании, но и до сих

пор не определены четкие гарантированные сроки предоставления конкретной

международной финансовой помощи. А в последнее время речь вообще зашла о

переориентации на парогазовые установки. Минэнерго категорически не

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.