реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Глобальные проблемы современности и комплексный подход к их решению

нужны научные исследования.

Когда проблема достигает планетарных масштабов, она становиться

глобальной, и для её разрешения необходим уже целый комплекс научных

исследований.

Начавшееся во второй половине ХХ века резкое потепление климата

является достоверным фактом. Мы его чувствуем по более мягким, чем раньше,

зимам. Средняя температура приземного слоя воздуха по сравнению с 1956-

1957гг, когда проводился Первый международный геофизический год, возросла

на 0,7 С. На экваторе потепления нет, но чем ближе к полюсам, тем оно

заметнее. За Полярным кругом оно достигает 2 С. На Северном полюсе

подледная вода потеплела на 1 С и ледяной покров начал подтаивать снизу.

В чем причина этого явления? Одни ученые считают, что это –

результат сжигания огромной массы органического топлива и выделение в

атмосферу больших количеств углекислого газа, который является парниковым,

то есть затрудняет отдачу тепла от поверхности Земли. Как в парнике

стеклянная крыша и стены пропускают солнечную радиацию, но не дают уходить

теплу, так и углекислый газ и другие «парниковые газы» практически

прозрачны для солнечных лучей, но задерживают длинноволновое тепловое

излучение Земли, не дают ему уходить в космос.

Другие ученые, ссылаясь на изменение климата в историческое время,

считают антропогенный фактор потепления климата ничтожным и связывают это

явление с усилением солнечной активности.

Прогноз на будущее (2030-2050 годы) предполагает возможное повышение

температуры на 1,5 – 4,5 С. К таким выводам пришла Международная

конференция климатологов в Австрии в 1988 году.

В связи с потеплением климата возникает ряд сопутствующих вопросов.

Каковы перспективы его дальнейшего развития? Как потепление повлияет на

увеличение испарения с поверхности Мирового океана и как это отразится на

количестве осадков? Как будут распределяться эти осадки по площади? На все

эти вопросы можно дать точный ответ, но для этого должны быть проведены

различные научные исследования.

Не менее сложна в научном отношении экологическая проблема озонового

слоя. Как известно, жизнь на Земле появилась только после того, как

образовался охранный озоновый слой планеты, прикрывший её от жестокого

ультрафиолетового излучения. Многие века ничто не предвещало беды. Однако в

последние десятилетия было замечено интенсивное разрушение этого слоя.

Проблема озонового слоя возникла в 1982 году, когда зонд, запущенный

с британской станции в Антарктиде, на высоте 25-30 километров обнаружил

резкое снижение содержания озона. С тех пор над Антарктидой все время

регистрируется озоновая «дыра» меняющихся форм и размеров. По данным на

1992г она равна 23 миллионам квадратных километров, то есть площади, равной

всей Северной Америке. Позднее такая же «дыра» была обнаружена над

Канадским арктическим архипелагом, над Шпицбергеном, а затем и в разных

местах Евразии, в частности над Воронежем.

Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную

реальность для всего живого на Земле, чем падение какого-либо сверхкрупного

метеорита, ведь озон не допускает опасное излучение до поверхности Земли. В

случае уменьшения озона человечеству грозит, как минимум, вспышка рака кожи

и глазных заболеваний. Вообще увеличение дозы ультрафиолетовых лучей может

ослабить иммунную систему человека, а заодно уменьшить урожай полей,

сократить и без того узкую базу продовольственного снабжения Земли. «Вполне

допустимо, что к 2100 году защитное озоновое покрывало исчезнет,

ультрафиолетовые лучи иссушат Землю, животные и растения погибнут. Человек

будет искать спасения под гигантскими куполами искусственного стекла, и

кормиться пищей космонавтов».[2] Картинка, нарисованная корреспондентом

одного из западных журналов, может показаться слишком мрачной. Но и по

мнению специалистов изменившаяся обстановка скажется на растительном и

животном мире. Урожайность некоторых сельхозкультур может снизиться на 30%.

Истощение озонового слоя взволновало не только ученых, но и

правительства многих стран. Начались поиски причин. Сначала подозрение пало

на хлор - и фторуглеводороды, употребляемые в холодильных установках, так

называемые фреоны. Они действительно легко окисляются озоном, тем самым

уничтожая его. Были выделены крупные суммы на поиски заменителей. Однако

холодильные установки применяются преимущественно в странах с теплым и

жарким климатом, а озоновые дыры почему-то наиболее ярко проявляются в

полярных областях. Потом было установлено, что много озона уничтожается

ракетными двигателями современных самолетов, летающих на больших высотах, а

также при запусках космических кораблей

Для решения вопроса о причинах истощения озонового слоя, выработки

способов искусственного восстановления прежнего содержания озона в

стратосфере, необходимы детальные исследования. Работы в этом направлении

уже начаты.

Ещё один грозный, глобальный и быстротечный процесс современности –

расширение опустынивания: падение и, в самых крайних случаях, полное

уничтожение биологического потенциала Земли, что приводит к условиям,

аналогичным условиям естественной пустыни.

Под воздействием живых организмов, воды и воздуха на поверхностных

слоях литосферы постепенно образуется важнейшая экосистема – почва, которую

называют «кожей Земли». Это хранительница плодородия и жизни. Чтобы

образовался слой почвы толщиной 1 см, требуется столетие, а потерян он

может быть за один полевой сезон. По оценкам геологов, до того как люди

начали заниматься сельскохозяйственной деятельностью, пасти скот и

распахивать земли, реки ежегодно уносили в Мировой океан около 9 млрд тн

почвы. Ныне это количество оценивают примерно в 25 млрд. тн.[3]

Почвенная эрозия – сугубо местное явление – ныне приобрела всеобщий

характер. В США, например, около 44% обрабатываемых земель подвержено

эрозии. В России исчезли уникальные богатые черноземы с содержанием гумуса

(органического вещества, определяющего плодородие почвы) в 14-16%, которые

называли цитаделью русского земледелия.

Особенно тяжелая ситуация возникает, когда сносится не только

почвенный слой, но и материнская порода, на которой он развивается. Тогда

наступает порог необратимого разрушения, возникает антропогенная, то есть

созданная человеком, пустыня.

Естественные пустыни и полупустыни занимают более 1/3 земной

поверхности. В результате деятельности человека к концу ХХ века появилось

ещё свыше 9 млн.кв. км пустынь, и всего они охватили уже 43% общей площади

суши. Около 1/6 части населения мира страдает от этого процесса.

Как считают эксперты ООН, современные потери продуктивных земель

приведут к тому, что мир может лишиться почти 1/3 своих пахотных земель.

Такая потеря в период беспрецедентного роста населения и увеличения

потребности в продовольствии может стать поистине гибельной.

За многие тысячелетия все свыклись с загрязнением воды, но все же

есть что-то кощунственное и противоестественное в том, что человек

сбрасывает все нечистоты и грязь в те источники, откуда он берет воду для

питья. Наверное, одним из первых крупных загрязнителей водоемов стал

легендарный греческий герой Геракл, который с помощью отведенной в новое

русло реки очистил Авгиевы конюшни.

Как это ни парадоксально, но и вредные выбросы в атмосферу, в конце

концов, оказываются в воде, а территории городских свалок твердых отходов

после каждого дождя и снеготаяния вкладывают свою лепту в загрязнение

поверхностных и подземных вод. Итак, чистая вода становится дефицитом,

причем водный дефицит может сказаться быстрее, чем последствия

«парникового эффекта».

Вода может стать и предметом междоусобных конфликтов, так как 200

крупнейших рек мира протекают через территорию двух или более стран. Водой

Нигера, например, пользуются 10 стран, Нила – 9, Амазонки – 7.

Нашу цивилизацию уже называют «цивилизацией отходов» или Эрой

одноразовых вещей. Расточительность индустриальных стран проявляется в

огромном и растущем количестве сырьевых отходов; горы мусора – характерная

черта всех промышленных стран мира. Мусороперерабатывающие заводы не

являются радикальным решением проблемы отходов – в атмосферу выбрасываются

окислы серы и азота, окись углерода, а в золе содержатся токсичные

вещества.

Такая обычная субстанция, как вода, не часто привлекает наше

внимание, хотя сталкиваемся мы с ней повседневно, и даже ежечасно: во время

утреннего туалета, за завтраком, когда пьем чай или кофе, при выходе из

дома в дождь или снег, во время приготовления обеда и мытья посуды, во

время стирки и купания. А давайте представим на минуту, что воды вдруг не

стало, со всей очевидностью становится ясно, что «без воды и ни туды, и ни

сюды».

2.2. Проблемы мирового океана и освоения космоса

Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности, - это огромный

водный резервуар, масса воды в котором составляет 1,4 миллиарда кубических

километра. Вода океана – это 97% всей воды на планете. Океану и особенного

его прибрежной зоне принадлежит ведущая роль поддержания жизни на Земле.

Ведь около 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается

в процессе фотосинтеза планктоном. Сине-зеленые водоросли, обитающие в

мировом океане, служат гигантским фильтром, очищающим воду в процессе её

кругооборота.

Мировой океан является одним из важнейших объектов экологической

защиты. Особенность этого объекта состоит в том, что течение в морях и

океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от мест

их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный

международный характер.

Источники и вещества, загрязняющие мировой океан, многочисленны: от

ртути до неподдающихся разложению синтетических моющих средств, часто

образующих в реках толстый слой пены. Интенсивная деятельность человека

привела к тому, что Балтийское, Северное и Норвежское моря сильно

загрязнены стоками моющих средств. Воды Балтийского и Северного морей таят

в себе и иную опасность. В 1945-1947гг английским, американским и советским

командованием в них было затоплено около 300 тысяч тонн трофейных и

собственных боеприпасов с отравляющими веществами (ипритом, фосгеном,

адамситом). Операции по затоплению проводились в спешке с серьезными

нарушениями норм экологической безопасности. Корпусы химических боеприпасов

к сегодняшнему дню сильно разрушились, что чревато тяжелыми последствиями.

Наиболее массовыми веществами, загрязняющими водоемы, являются нефть

и производные от неё продукты. Нефтяное загрязнение океана опасно из-за

того, что на поверхности воды образуется тонкая нефтяная гидрофобная

пленка, препятствующая свободному газообмену с атмосферой, что резко

сказывается на океанской флоре и фауне.

Судоходство – древнейшая отрасль транспорта, связывавшая континенты и

культуры в самом далеком прошлом. Но только во второй половине прошлого

века оно приняло современные грандиозные масштабы. Научно-техническая

революция стремительно изменила тоннаж судов, особенно танкеров: если в

1970г средний тоннаж танкера составлял 42 тысячи тонн, то уже в 1980г – 96

тысяч тонн, при этом половина тоннажа танкерного флота мира уже приходилась

на супертанкеры (более 200 тысяч тонн). Эпоха супертанкеров и рудовозов

выдвинула на первый план порты с большими глубинами подходов, вызвала

концентрацию грузопотоков нефти и руды.

Экологические проблемы мирового океана обусловливаются и «нагрузкой»

на прибрежные районы. «Сдвигом к морю» называют глобальный процесс

притяжения к морским берегам самой разнообразной экономической

деятельности, а значит – и населения. В прибрежных районах сложились мощные

портово-промышленные комплексы. За последние 45 лет доля приморских районов

населения Земли увеличилась с 30-35 до 40-45%.

Большую опасность для открытого океана представляют катастрофы

танкеров и ещё большую – атомных подводных лодок, захоронения радиоактивных

отходов. Особо опасным стало Средиземное море, через которое проходит

грузопоток в 250 миллионов тонн нефти, хотя площадь всего бассейна этого

моря – только 1% мирового океана. Опасно воздействие на мировой океан и

военных конфликтов. Война в Персидском заливе привела к тому, что 2/3

западного побережья Персидского залива было покрыто слоем нефти, и погибло

огромное количество морских животных и птиц. Окружающая среда подверглась

беспрецедентному за всю историю человечества загрязнению.

Все это говорит о нарастающей конфликтности использования мирового

океана – развитие добывающей промышленности на шельфе и широкий сброс

промышленных отходов в океан подрывают условия для традиционных отраслей

рыболовства, туризма и отдыха. К тому же сами отдыхающие на побережье

ухудшают экологическую обстановку.

Успешное восстановление водных ресурсов при одновременном вовлечении

их в хозяйственный оборот, то есть воспроизводство водных ресурсов,

предотвращение новых загрязнений возможно лишь при проведении комплекса

мероприятий, включающих очистку сточных вод и водоемов, внедрение

оборотного водоснабжения и малоотходных технологий. За последние годы был

принят ряд важных международных соглашений по охране морей и океанов от

загрязнений. В соответствии с этими соглашениями промывка танкеров и сброс

отработанных судовых вод должны осуществляться в специальных портовых

устройствах. Каждая страна, подписавшая соглашение, несет юридическую и

материальную ответственность за загрязнение вод океанов и морей.

До недавнего времени ученые полагали, что освоение ближнего космоса

(околоземного пространства) не оказывает почти никакого влияния на погоду,

климат и другие жизненные условия на Земле. Поэтому не удивительно, что

освоение космоса велось без оглядки на экологию. Ученых заставило

задуматься появление озоновых дыр. Но, как показывают исследования,

проблема сохранения озонового слоя составляет лишь малую часть гораздо

более общей проблемы охраны и рационального использования околоземного

космического пространства, и, прежде всего той его части, которую образуют

верхняя атмосфера и для которой озон является лишь одним из её

компонентов.

Космос – среда для человека новая, пока еще не обжитая. Но и здесь

возникла извечная проблема засорения околоземного пространства обломками

космических аппаратов. Причем различают наблюдаемый и ненаблюдаемый

космический мусор, количество которого неизвестно. Космический мусор

появляется в процессе работы орбитальных станций и космических аппаратов, и

в результате их последующей преднамеренной ликвидации. Он включает в себя

также отработавшие отделяемые элементы конструкций космических аппаратов.

По современным данным в ближнем космосе находится порядка 3000 тонн

космического мусора, что составляет около 1% от массы всей верхней

атмосферы выше 200 км.[4] Растущее засорение космоса представляет

серьезную опасность для космических станций и пилотируемых полетов. Уже

сегодня создатели космической техники вынуждены учитывать неприятности,

которые сами и создали. Космический мусор опасен не только для космонавтов

и космической техники, но и для землян. Специалисты подсчитали, что из 150

достигших поверхности планеты обломков космических аппаратов один с большой

вероятностью может серьезно ранить или даже убить человека.

Таким образом, если человечеством в самое ближайшее время не будут

приняты эффективные меры для борьбы с космическим мусором, то космическая

эпоха в истории человечества может в ближайшее время бесславно закончиться.

Космическое пространство не находится под юрисдикцией какого-либо

государства. Это в чистом виде международный объект охраны. Таким образом,

одна из важнейших проблем, возникающих в процессе индустриального освоения

космоса, состоит в определении специфических факторов допустимых границ

антропогенного воздействия на окружающую среду и околоземное пространство.

Нельзя не признать, что сегодня имеет место отрицательное воздействие

космической техники на окружающую среду (разрушение озонового слоя,

засорение атмосферы окислами металлов, углерода, азота, а ближнего космоса

– частями отработанных космических летательных аппаратов). Поэтому очень

важно вести изучение последствий её влияния с точки зрения экологии.

II. 3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

3.1. Демографическая проблема.

Людям всегда было тесно на планете. Перенаселенностью Земли были

обеспокоены ещё Аристотель и другие философы античности. Но эта теснота

служила и стимулом для того, чтобы люди стремились к освоению новых земных

пространств. Это было стимулом Великих географических открытий, технических

изобретений, научного прогресса. Если бы это было не так, люди не осваивали

бы новых земель, не стремились бы переселиться на новые континенты, не

совершали бы географических открытий.

Растущее население планеты требует все большего наращивания темпов

экономического развития, чтобы сохранить равновесие. Однако если принять во

внимание нынешнее состояние технологий, то такой рост будет вызывать все

большее загрязнение окружающей среды и даже может привести к безвозвратной

гибели природы, которая всем нам дает пищу и поддерживает любую жизнь.

О явлении демографического взрыва трудно судить по России, где

население, начиная с 1993г, начало убывать, и даже по Западной Европе, где

оно растет очень медленно, но его хорошо иллюстрируют данные

демографической статистики Китая, стран Африки, Латинской Америки, юга

Азии, где население растет гигантскими темпами. В начале ХХ века на Земле

жили 1,5 миллиарда человек. В 1950 г, несмотря на потери в двух мировых

войнах, численность населения возросла до 2,5 миллиардов, а затем стала

ежегодно увеличиваться на 70-100 миллионов человек. В 1993г численность

населения Земли достигла 5,5 миллиарда человек, то есть удвоилась по

сравнению с 1950г, а в 2000г превысила 6 миллиардов.

В конечном пространстве рост не может быть бесконечным. Стабилизация

численности населения в мире – одно из важнейших условий перехода к

устойчивому экологическому развитию. По всей вероятности современная

численность людей на Земле удвоится. Возможно, она стабилизируется на

уровне 10-12, может быть 14 миллиардов человек к концу ХХI столетия. Отсюда

следует вывод: надо спешить сегодня, чтобы остановить сползание к

необратимым ситуациям в будущем.

Существенная особенность современной демографической картины мира

состоит в том, что 90% прироста населения приходится на развивающиеся

страны. Чтобы представлять реальную картину мира, надо знать, как живет

большинство человечества.

Прямая связь между нищетой и демографическим взрывом видна в

глобальных, континентальных и региональных масштабах. Африка – континент,

находящийся в самом тяжелом, кризисном эколого-экономическом состоянии, -

имеет наибольшие в мире темпы роста населения, и в отличие от других

континентов они там пока не снижаются. Так замыкается порочный круг: нищета

– быстрый рост населения – деградация природных систем жизнеобеспечения.

Разрыв между ускоренным ростом населения и недостаточными темпами

развития промышленности еще более усиливается повсеместным спадом

производства, что затрудняет решение громадной проблемы безработицы в

развивающихся странах. Почти треть их трудоспособного населения относится к

числу полностью или частично безработных. Нищета не уменьшает, а усиливает

стимулы иметь больше детей. Дети – важная часть семейной рабочей силы. Они

с малолетства заготавливают топливо для приготовления пищи, пасут скот,

нянчат младших детей, делают множество другой домашней работы.

Мнение, что быстро растущее население развивающихся стран есть

главная причина возрастающих глобальных сырьевых и экологических дефицитов,

также просто, как и неверно. Шведский ученый-эколог Рольф Эдберг писал:

«Две трети населения земного шара вынуждены довольствоваться жизненным

уровнем, составляющем 5-10% от уровня в наиболее богатых странах. Швед,

швейцарец, американец потребляют в 40 раз больше ресурсов Земли, чем

сомалиец, едят в 75 раз больше мясных продуктов, чем индиец. Один

английский журналист высчитал, что английская кошка съедает в 2 раза больше

белков мяса, чем средний африканец, еда этой кошки стоит больше среднего

дохода 1 миллиарда людей в бедных странах. Более справедливое распределение

земных ресурсов могло бы, прежде всего, выразиться в том, что обеспеченная

четвертая часть населения планеты – хотя бы из инстинкта самосохранения –

отказалась бы от прямых излишеств, чтобы бедные страны могли получить то,

без чего жить нельзя». [5]

3.2. Предотвращение распространения СПИДа, наркомании, алкоголизма.

При слове «наркотики» у большинства родителей сжимается сердце. Как

уберечь своего ребенка от этой беды – вот вопрос, который требует ответа.

Люди, начавшие прием наркотиков в 30-летнем и более старшем возрасте,

- большая редкость в практике врачей-наркологов. Наркотики – атрибут

молодости. Почему? Утверждения типа – молодость «дура», а взрослые «умнее»

– здесь не годятся. Часто это не так. Многие пороки, в частности

алкоголизм, развиваются скорее во взрослом возрасте. Значит, что-то есть в

молодежной среде, что способствует распространению наркотиков.

Что такое молодость? Это танцы до утра, когда даже время

останавливается, и забываешь, где находишься. Это бешеные гонки на

мотоциклах, когда дух захватывает, и кажется, что у тебя выросли крылья.

Это создание кумиров. Это романтика, это опьяняет, как наркотик...

Так может попробовать этот наркотик и совсем освободиться от суеты

жизни, улететь туда, где все ярко и беззаботно. В сотворенном для себя

параллельном мире юному социально незрелому подростку комфортнее, чем в

мире реальности. Достичь же его легче, если человек находится в так

называемом «измененном сознании». Но чем взрослее и развитее человек, тем

он комфортнее чувствует себя в настоящей жизни, а не в выдуманной. У него

меньше побуждений к иллюзиям и соответственно к изменению своего сознания.

Вот почему так мало людей становится наркоманами во взрослом

возрасте. Им это просто не нужно. Зачем менять свое сознание, если уже не

хочется покидать реальность? Взрослея, мы легко отказываемся от всех

атрибутов молодости, от всего, кроме наркотиков. Организм уже попал в

зависимость от них, внутренние процессы обмена веществ настолько изменены,

что для поддержания нормального самочувствия требуется постоянный прием

наркотических препаратов.

Еще одной причиной распространения наркомании в молодежной среде

является присущее подросткам стремление «быть как все» или «быть своим в

компании». Простое любопытство также может быть причиной употребления

наркотиков. Молодость – время интенсивного познания окружающего мира.

Познание идет путем проб и ошибок. Открываются не только положительные

стороны жизни, но часто и отрицательные.

Однако не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Далеко не

каждый подросток пробует наркотик, несмотря на предложения. На вопрос:

«Почему?» молодые люди отвечают наличием у них внутреннего морального

запрета и отсутствием необходимости «быть как все». Процент таких людей

сильно варьируется, причем наблюдается зависимость от общего культурного

уровня семьи, в которой растет молодой человек. Кроме того, из всех людей,

которые пробовали или периодически употребляли наркотики, наркоманами в

медицинском понимании этого слова становятся достаточно незначительный

процент (~ 3-5%). Судя по опросам, большинство людей не нашло в наркотиках

того, что искало или ожидало от них, зависимости от наркотиков не

образовалось, интерес к ним угас сам собой.

Итак, мощными факторами, толкающими к наркотикам или наоборот,

удерживающими от них, являются социальная среда и семья. С одной стороны,

среда может напрямую принуждать к приему наркотиков, как это происходит в

различных преступных группировках, с другой стороны, среда, семья формируют

внутренний мир растущего человека, и это косвенное влияние, как правило,

бывает значительно сильнее и важнее, чем прямое. Чем богаче внутренний мир

подростка, тем выше уровень его самодостаточности и соответственно меньше

риска «сесть на иглу».

Что сделано и что делается в борьбе с наркоманией в России?

Позитивным нужно признать то, что с 1999г наметился определенный перелом в

отношении проблем борьбы с наркоманией со стороны высших эшелонов власти.

Выступая на встрече «шанхайской пятерки» в августе 1999г Б.Н.Ельцин призвал

лидеров этих государств (откуда идет основной поток наркозелья в Россию)

активизировать усилия в борьбе с наркобизнесом и незаконным оборотом

наркотиков.

В 2000г зафиксирован рост числа различного рода центров и клиник

частного характера по излечению больных наркоманией. Однако следует

отметить, что этот процесс сопровождается появлением откровенно

непрофессиональных структур, которые не в состоянии оказать наркоманам

реальную помощь.

За последние годы значительно активизировались средства массовой

информации. Позитивную роль сыграло появление рекламных роликов против

наркотиков на ведущих телеканалах страны.

Алкоголизм также является не только проблемой взрослых, но уже и

подростковой проблемой. Развитию алкоголизма у подростков способствует

целый комплекс социально-бытовых условий и, прежде всего отношение к

алкоголю родителей. В семьях, где алкоголизм родителей отсутствует, средний

возраст первого знакомства со спиртными напитками составляет 12-15 лет, а в

неблагополучных семьях – с 9-12 лет.

Чем более выражено пристрастие к алкоголю родителей, тем раньше

знакомство ребенка со спиртным. Когда для родителей употребление спиртного

– явление привычное, ставшее своеобразной нормой их поведения, алкогольные

установки передаются и их детям. Свои первые стереотипы поведения ребенок

получает от родителей, копируя их, при этом дети не сомневаются, что

поведение родителей не подлежит осуждению.

Установлено, что подростка влечет не вкус напитка, а его действие –

опьянение. Степень достигаемого опьянения у 90% легкая, с ощущением прилива

сил, чувства довольства, комфорта, улучшения настроения, но постепенно

может развиться и алкоголизм. Развитие алкоголизма характеризуется

следующими этапами:

I. Начальная адаптация к алкоголю: выпивки носят случайный, эпизодический

характер, не имеют тенденции к частому повторению;

II. Усвоение стереотипов алкогольного поведения: проявляется активное

стремление к употреблению алкоголя, осознается возбуждающее действие

алкоголя, но все еще не выявляется зависимость от алкоголя;

III. Психическая зависимость от алкоголя: алкогольное опьянение становится

наиболее желанным психическим состоянием;

IV. Физическая зависимость от алкоголя: основные мотивации личности

оказываются прямо или косвенно связанными с приемом алкоголя.

Юноши и девушки, употребляющие спиртные напитки, легко приобщаются к

компании пьющих подростков, нередко связываются с асоциальными элементами,

наркоманами и часть оказывается на пути к правонарушениям и преступлениям.

Еще одна из важнейших и трагических проблем, возникших перед

человечеством в конце ХХ века – СПИД (синдром приобретенного

иммунодефицита). Сейчас очевидно, что СПИД представляет собой

беспрецедентную угрозу для существования человечества. Пока не известно ни

одного официально зарегистрированного случая исцеления, а дестабилизация

обстановки в мире и нерешенность других глобальных проблем делают ситуацию

поистине катастрофической.

СПИД – проблема не только медицинская, но и экономическая, и

социальная. Согласно отчету ООН, во всем мире более 50 млн. человек

инфицированы СПИДом. Лечение больных и инфицированных, разработка и

производство диагностических и лечебных препаратов, проведение

фундаментальных научных исследований требуют огромных затрат. Как

социальный феномен СПИД во многом изменил философию современной жизни,

заставив пересмотреть современные модели сексуального поведения.

Консервативные круги используют проблему СПИДа для развертывания

антисексуальных лозунгов и призывов вернуться к полумифическому

«целомудренному прошлому». Реалистически мыслящие ученые говорят о

социальных мерах предотвращения СПИДа, подразумевая:

. изменение рискованного сексуального поведения индивидов;

. изменение моральных норм, поощряющих подобное поведение;

. создание правового поля, регулирующего сексуальное поведение

индивидов.

Таким образом, ситуация с эпидемией СПИДа, распространением

наркомании и алкоголизма ставит человечество перед лицом новых

мировоззренческих и морально-этических проблем. Как и следовало ожидать,

труднее всего изменить природу человека, поколебать вековые предрассудки

его сознания и поведения.

3.3. Кризис культуры и нравственности.

Любое сложное явление общественной жизни не может быть оценено

однозначно «хорошо» или «плохо», поскольку в нем может быть и то и другое.

Многое зависит от критериев оценки. Так, в духовной культуре любого

общества различаются два одинаково реальных облика: облик устойчивости,

гармонии, единодушия, и облик перемен, конфликтов, напряженности и

нерешенных проблем. Это следует иметь в виду при анализе и оценке состояния

культуры любого общества, в том числе и нашего.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется

в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества

оценивается как крайне тяжелое. При неисчерпаемом культурном потенциале,

накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось

духовное обнищание народа. Массовое бескультурье – причина многих бед.

Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия – злая поросль

на почве бездуховности.

По данным ЮНЕСКО, по международным стандартам интеллектуализации

молодежи СССР в 50-х годах занимал 3 место, в 1985 г – 42-е, в 1990г – 50-

е.

Сегодня на культуру расходуется мизерная часть государственного

бюджета. Многие очаги культуры закрываются, не имея возможности справиться

с финансовыми трудностями. Большинство оставшихся, чтобы не угаснуть

совсем, вместо того, чтобы нести людям искусство и творчество, вынуждены

заниматься коммерцией.

Возрождение и дальнейшее развитие культуры и нравственности является

важнейшим условием обновления нашего общества. Но культура не стоит на

месте, она постоянно изменяется. Отсюда возникает вопрос: какую культуру

нам следует возрождать?

Академик Д.Лихачев считает, что речь должна идти прежде всего, о

классической культуре. Существует и другое мнение, согласно которому

необходимо возрождать народную культуру, но при этом имеется в виду лишь

старая, крестьянско-патриархальная культура. Однако у сторонников этой

точки зрения есть оппоненты, справедливо задающиеся вопросом: а разве,

например, в культуре купечества, мещанства, дворянства, других слоев

российского общества прежних эпох не было ничего достойного сохранения и

возрождения?

Ответить на вопрос не так просто, как может показаться на первый

взгляд. Ведь ни в одном обществе не существует единой «истинной»,

«правильной», «идеальной» культуры. Нельзя из культурного наследия,

складывающегося веками, что-то вычеркнуть, что-то оставить только по

идеологическим соображениям. Как правило, жизнь сама отбирает наиболее

ценные в нравственном и эстетическом смысле произведения. Чаще всего

идеализация прошлого имеет место тогда, когда не хотят или не умеют по-

настоящему оценить современные достижения.

В наше время новый, гуманный уклад жизни, основанный на лучших

национальных традициях прошлого и настоящего, пока ещё робко, но

прокладывает себе дорогу, отбрасывая все то, что мешало людям развивать их

духовный мир, облагораживать повседневную жизнь, творить по законам красоты

и нравственной чистоты.

Проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого,

вобравшего в себя общечеловеческие ценности, - проблема общепланетарная,

имеющая в каждой стране свои особенности. Для нашей страны эта проблема

стоит наиболее остро. Борьба с религией, принявшая в 30-е годы прошлого

столетия характер стихийного бедствия, вылилась в массовое уничтожение

церквей, в последующие годы заодно были снесены часть Китайской городской

стены, Красные ворота и т.д. Д.Лихачев заметил, что до известных пределов

утраты в природе восстановимы. Иначе дело обстоит с памятниками культуры.

Их утраты, как правило, невосполнимы, ибо памятники культуры всегда

индивидуальны, каждый памятник разрушается навсегда.

С помощью новейших достижений НТР, средств массовой информации

духовные ценности, накопленные человечеством, становятся более доступными,

но каждому человеку еще нужно «прикоснуться» к ним, чтобы стать духовно

богаче. Все дело в том, что тот, кто ищет в культуре только

развлекательность, не найдя её, легко находит заменитель. Культура

организует человеческую жизнь, культура общества состоит из того, что

необходимо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы действовать

взаимоприемлемым способом и исполнять социально значимые роли. Культура,

нравственность создаются людьми, культуре обучаются, поскольку она не

передается генетически, каждое поколение воспроизводит её и передает

следующему поколению. В результате усвоения культурных ценностей,

верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и

регулирование её поведения. Поэтому возрождение культурных и нравственных

ценностей – одна из значимых задач любого общества, народа, государства.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму. Уйти от них

невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолеть усилиями каждого

человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели

сохранения возможности жить на Земле.

История эволюции жизни на Земле – это история гибели огромного

количества видов животных и растений, которая происходит в результате того,

что возникает несоответствие между выработанными организмами формами

приспособления к окружающей среде и самой этой средой. Именно специфика

развертывания истории, её закономерности приводят к тем или иным

результатам воздействия человека на природу. Можно с достаточным основанием

утверждать, что человеческая деятельность, а также её продукты, сегодня,

как никогда, с одной стороны стали позитивной силой, меняющей лик Земли, с

другой – повлекли возникновение глобальных проблем, угрожающих

существованию человечества. Все эти проблемы взаимосвязаны, одна проблема

порождает другую, и необходим комплексный подход к их решению на основе

международного сотрудничества. Так, решение экологических проблем

невозможно без решения экономических; экономическое отставание стран

«третьего мира» тесно связано с резким ростом народонаселения в них; не

менее очевидно и то, что на обострение экономических и экологических

проблем повлияла гонка вооружений. Очевидно, что любую глобальную проблему

должна решать не одна страна, а весь мир в целом и во взаимосвязи с другими

проблемами.

Земля подобна библиотеке. Она должна оставаться в том же состоянии и

после того, как мы напитали свой разум, прочитав все её книги и

обогатившись идеями новых авторов. Жизнь – самая ценная книга. Мы должны

относиться к ней с любовью, но стараться не вырывать из неё ни одной

страницы, чтобы передать её – с новыми замечаниями – в руки тех, кто сумеет

расшифровать язык праотцов, надеясь оказать честь тому миру, который они

оставят своим сыновьям и дочерям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия, - М, 1993г

2. Ерофеев Б.В. Экологическое право. Учебник для вузов, - М, 1999г

3. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник, - М, 1996г

4. Кохановский С.Н. Философия. Учебное пособие для вузов. М, 2001г

5. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1, -СПб,

1993г

6. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 2, -СПб,

1995г

7. Лосев К.С. Вода, - Л, 1989г

8. Обществознание. Учебное пособие для абитуриентов. Под ред.

Сербиновского Б.Ю., Ростов н/Д, 2000г

9.Энциклопедия для детей: т.3 (География), - М, Аванта +, 1994г

10. Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии, - ж.

Экология и жизнь. 1999г, № 3

-----------------------

[1] Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть1, СПб., СПбГУМП,

1993г, стр.72

[2] Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии. /Экология и

жизнь. 1999г, № 3

[3] Энциклопедия для детей. Т.3(География).Сост. С.И. Исмаилова./ М.:

Аванта+, 1994, с.640

[4] Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов. М. Юриспруденция.

1999, с.448

[5] Энциклопедия для детей. Т.3(География). - Сост.С.И.Исмаилова. М. Аванта

+, 1994, с.640

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.