реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Миграция

Ланка, Судан, Турция). В Иордании, Лесото, Йемене переводы достигают 10-50%

ВНП.

С теоретической точки зрения доходы страны-экспортера рабочей силы

далеко не ограничиваются переводами эмигрантов из-за рубежа, хотя они и

составляют их основную долю. В числе прочих доходов, которые увеличивают

совокупный ВНП и благоприятно сказываются на платежном балансе, - налоги,

накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые и портфельные

инвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов на

обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые

покрываются для эмигрантов другими странами. Возвращаясь на родину,

мигранты, по оценкам, привозят с собой столько же накоплений, сколько ими

было переведено через банки. Более того, приобретя опыт работы за рубежом и

повысив свою квалификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результате

чего страна бесплатно получает дополнительные квалификационные кадры.

Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие на

экономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж

сокращает масштабы безработицы. Так, в 70-е годы египетское правительство,

принимая программы борьбы с безработицей, специально закладывало в них

стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон о

минимальной зарплате исходил из того, что, по меньшей мере, треть рабочей

силы переедет в США.

«Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства

развивающихся стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия).

Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда

экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые,

вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в

высокотехнологических американских корпорациях в районе Силиконовой долины,

стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых

компьютерных программ.

Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описывают как

отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают

количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного

населения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако

отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада

и Австралия – страны, возникшие в результате иммиграции. В других странах

иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей.

Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и

Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские

бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих

странах Персидского залива. Более того, иммигранты во многих странах

заполняют вакансии, на которые все равно нет претендентов среди местного

населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки

составляют 60-80% иммиграции в ФРГ, Францию. На тяжелую работу охотно

нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в

Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие, в том числе

экспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров

– горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в

Доминиканской Республике, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая

промышленность Малайзии.

Нельзя, разумеется, отрицать и негативные последствия иммиграции,

которые в развитых странах связаны, прежде всего, с понижением, в

результате притока иммигрантов, реальных зарплат неквалифицированной

рабочей силы. Например, в США один из каждых четырех занятых с образованием

менее 12 классов – иммигранты. Иммигранты занимают места в секторах,

производящих не торгуемые товары, которые в противном случае могли бы

перейти к местным рабочим, в результате торговли оказавшимся вытесненными

из секторов, производящих торгуемые товары.

Приблизительные представления о масштабах международной миграции

рабочей дают данные о количестве населения стран мира родившегося за

границей (табл. 2.2.).

Таблица 2.2. Население, родившееся за границей.

| |В млн. чел. |В % от всего населения|

| |1965 г.|1985 г.|1965 г. |1985 г. |

|Мир в целом |75,9 |105,5 |2,3 |2,2 |

|Развитые страны и страны с | | | | |

|переходной экономикой |31,0 |47,4 |3,5 |4,5 |

|В том числе | | | | |

|Европа |15,6 |23,0 |3,5 |4,7 |

|Северная Америка |12,7 |20,4 |6,0 |7,8 |

|Развивающиеся страны |45,0 |58,1 |1,9 |1,5 |

| | | | | |

|В том числе |7,6 |7,5 |1,9 |1,2 |

|Юго-Восточная Азия |5,6 |13,4 |4,0 |5,7 |

|Северная Африка и Западная Азия |18,7 |19,2 |2,8 |1,8 |

|Южная Азия |5,4 |5,6 |2,4 |1,5 |

|Южная Америка |7,1 |11,3 |3,0 |2,7 |

|Африка к югу от Сахары | | | | |

4. Основные международные центры притяжения рабочей силы.

Куда конкретно направлялись эмигранты? Прежде всего, в США, где бурно

развивался капитализм, которому требовались рабочие руки. Ехали также в

Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину и другие страны. Иммиграция

явилась важнейшим источником роста их населения. Уезжали же из европейских

стран – из Ирландии и Англии, Франции и Германии. Но ехали и из России –

молокане, старообрядцы.

В последние десятилетия сложились новые мировые рынки рабочей силы

вследствие не только межконтинентального, но и внутриконтинентальной

миграции населения.

Первый центр притяжения мигрантов сложился в Западной Европе. Здесь

только в странах ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей.

Основную часть иммигрантов принимают такие западноевропейские страны, как

Германия, Франция, Англия, а также Бельгия, Нидерланды, Швеция и Швейцария.

Так, в ФРГ насчитывается 4630 тыс. иностранцев, во Франции – около 4 млн.

преимущественно выходцев из Северной Африки, в Бельгии – около 1 млн.

испанцев и итальянцев, в Швеции – 1 млн. преимущественно финнов(.

По прогнозам европейских экспертов, в связи с созданием единого

мирового рынка в миграционных потоках произойдут некоторые изменения. Плохо

организованная массовая иммиграция работников низкой квалификации уступит

место коллективным договорам по целевому назначению. Не смотря на то, что

преобладающую часть будут составлять низко- и полуквалифицированные

работники, приоритетное право получают высококвалифицированные

профессионалы, число которых в перспективе возрастет.

Второй центр притяжения трудящихся-мигрантов в 70-е годы

сформировался в регионе Ближнего Востока. Нефтедобывающие страны

притягивают на промыслы огромное число людей из Индии, Бангладеш, Пакистан,

Иордания, Йемене, а также из Греции, Турции, Италии. К началу 90-х гг.

здесь работали более 4,5 млн. иностранцев, в то время как число местных

рабочих составило только 2 млн. человек. Доля иммигрантов в общей

численности рабочей силы отдельных стран весьма значительна. Так, в

Объединенных Арабских Эмиратах она составляет 97%, Кувейте – 86,5%,

Саудовской Аравии – 40%, т.е. подавляющую или большую часть всей

промышленной рабочей силы.

Особую группу эмигрантов на Ближнем Востоке составляют евреи. За

период с 1989 по 1994 г. из стран СНГ в Израиль выехали свыше 500 тыс.

человек. Причины бегства евреев из стран бывшего коммунистического региона

являются следующие: возвращение на этническую родину, уход от политической

неопределенности и экономических трудностей, желание воссоединиться с

родственниками и по религиозным мотивам.

Третий центр современной иммиграции рабочей силы находится в США.

Трудовые ресурсы этой страны исторически сложились в значительной мере за

счет иммигрантов. Иностранцы и сейчас составляют около 5% рабочей силы

страны. Послевоенная иммиграция в Соединенные Штаты состояла из нескольких

этапов. Первый представлял мощный европейский поток, когда в США из стран

Западной Европы въехали 6,6 млн. человек. Второй начался в 1965 г., когда

был принят закон, создавший благоприятные условия для выходцев из Азии и

Латинской Америки. С 1993 г. ведет свой отсчет третий этап, когда отдается

предпочтение эмигрантам из Европы – Ирландии, Италии, Польши, а также

Аргентины. Означенная переориентация приведет к тому, что к началу

третьего тысячелетия США может стать страной, где белые окажутся в

меньшинстве в результате прогнозируемой высокой рождаемости цветного

населения.

Четвертый международный регион миграции сформировался в Австралии. В

этой стране трудятся 200 тыс. иностранных рабочих. Австралия, как и США,

ориентирована на ассимиляцию иммигрантов. Кроме того, с 1982 г. Австралия

стала проводить миграционную политику, стимулирующая развитие бизнеса в

стране. В соответствие с ней в страну в первую очередь принимались

иммигранты, делавшие инвестиции в ее экономику.

Пятым центром трудовой миграции являются страны Азиатско-

Тихоокеанского региона (АТР) – Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур,

Республика Корея, Тайвань, Пакистан. Например, Япония начинает ввозить

рабочую силу. Традиционно это были корейцы, но в последние время появились

и иранцы, выполняющие черную работу. В тоже время Япония может вывозить

рабочую силу высокой квалификации, сопровождающую прямыми инвестициями в

страны АТР. Этот тип миграции называют профессиональной транзитной

миграцией.

В Латинской Америке складывается шестой центр притяжения рабочей

силы, где иммигрантов принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Общее

число мигрантов достигает 3 млн. человек, большинство которых составляют

латиноамериканцы. Но Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и

Парагвай субсидируют специальные программы по привлечению

восточноевропейцев, в том числе выходцев из бывшего СССР. Они остро

нуждаются в нефтяниках, инженерах-химиках, фермерах.

Существует и африканский центр. По приблизительным оценкам

межстрановая миграция в Африке составляет 2 млн. человек. В основном более

богатые африканские страны берут неквалифицированных работников из соседних

стран. ЮАР заинтересована в притоке специалистов из бывших стран СССР, но

на постоянное место жительства.

Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками

притяжения мигрантов из других стран (см. приложение рис. 2.1):

. США, Канада и Австралия. Будучи наиболее экономически развитой

страной современного мира, США, являются основным направлением

миграции как низко квалифицированной, так и

высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает

больше мигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые.

Основные потоки низко квалифицированной рабочей силы направляются

в США из ближайших латиноамериканских стран – Мексики, стран

Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют

в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу,

Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и

Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек в год.

В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160

тыс. человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет

580 тыс.

. Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и,

прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают

рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран

(Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Америки и

Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары,

восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграция

работников из африканских стран – бывших колоний

западноевропейских государств способствуют общность языка,

исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи.

Притоки иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов

оценивались на уровне 180 тыс. человек в год. Более того, в рамках

западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок

рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между

странами Европейского союза и унификацию трудового

законодательства.

. Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают

дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые

работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а

также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более

половины рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских

Эмиратов, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные

рабочие.

. Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов –

интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран.

Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее

продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской

Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия

направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на

Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины

притока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в

1991 году около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев

уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских и

иорданских рабочих покинули Кувейт, куда на их место приехали

рабочие из Индии и Египта.

. Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих

государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток

иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это

заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.

Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс. человек в

год, - высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения.

Источник эмиграции – развивающиеся страны (рис. 2.1), главные из которых –

Мексика и страны Азии.

Итак, количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы,

являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям

трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов,

которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества,

перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих

посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного

экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в

форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на

родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих

денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением

иммиграции, а развивающиеся – источником эмиграции.

5. Государственное регулирование миграции.

По мере того как развивалось международное движение рабочей силы,

создавались и совершенствовались методы государственного управления

миграционными потоками. Городничий – местная государственная власть, - как

видно, решал проблему размещения солдат, мигрирующих с одного места службы

на другое, просто: приказывал купцам принять их на постой, и все. В наше

время государственное регулирование миграции, разумеется, обзавелось более

изощренными механизмами, но главный из них остается прежним – закон, т.е.

государственный приказ.

Механизм контроля миграции

В то время как большинство стран мира продвигаются по пути

либерализации своей внешней торговли, практически все они применяют меры,

ограничивающие международную миграцию. Как было показано выше, миграция

приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение

экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные

экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами,

которые тоже имеют место. Один из них – финансовое бремя, которое

иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это

проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с

менее развитыми государствами. Типичным примером являются, с одной стороны,

США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны – Франция и

страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к

наплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требуют

финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации.

По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе –

около 3 млн. нелегальных иммигрантов.

Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции

населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для

своей экономики нужных работников. С этой целью во всех промышленно

развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение

вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через

национальные границы.

Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многие

федеральные органы. Государственный департамент имеет специальное Бюро по

консульским вопросам, которое устанавливает порядок предоставления въездных

виз, контролирует их выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существует

Служба иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль за

соблюдением правового режима въезда и пребывание иностранцев на

американской территории, а также их задержание и депортация, если они

нарушают действующее законодательство США. Министерство труда определяет,

не окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли он

какого-либо американца рабочего места. Взвесив все обстоятельства, Служба

иммиграции и натурализации может предоставить иммигранту разрешение на

проживание в США.

Примерно аналогичные органы регулирования трудовой миграции

существуют в Германии и Норвегии, Турции и Греции, Ирландии и Зимбабве,

Польше и Словакии и других странах.

Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы,

привела к созданию широкой системы государственного и межгосударственного

регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей

силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании

международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты

законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течении

XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивавшие въезд

нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двухсторонние конвенции,

регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время.

Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев,

прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми,

переезжающими в страну на постоянное место жительства, и не иммигрантами –

людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими там, на

постоянное место жительства (см. приложение табл. 2.3). Несмотря на то, что

не иммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в

течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической

точки зрения является регулирование трудовой миграции.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.