![]() |
|
|
Международный кредит в экономике Узбекистананациональных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. К настоящему времени Узбекистан пока выступает чистым должником. В республике Узбекистан создан и действует определенный механизм привлечения и использования иностранных кредитов, формирующих внешнюю задолженность Узбекистана, сформирована инфраструктура обслуживания иностранных кредитов, совершенствуется нормативно-правовая база для функционирования этого механизма. Однако остаются резервы для улучшения сложившейся ситуации. В республике не создана пока соответствующая аналитическая структура, проводящая исследования и располагающая информацией об эффективности исследуемых проектов. Речь идет об отработке формальных процедур оформления документации без внесения изменений в требования к качеству разработки проектов: полного соответствия затрат реальной ситуации, рассмотрения различных вариантов проектов и выбора наилучшего, оценки рисков и механизма их снижения, поскольку проектная документация должна не только соответствовать формальным требованиям, но и быть руководством к действию на стадии реализации проекта. 3.Международные кредиты в экономику Узбекистана МБРР В целях дальнейшего углубления экономических реформ в сельском хозяйстве, повышения эффективности сельскохозяйственного производства и развития инфраструктуры села Международный банк реконструкции и развития (МБРР) выразил готовность В 2001 году предоставитьзайм на реализацию проекта \"Поддержка сельскохозяйственных предприятий\" и определены общие параметры проекта, в соответствии с которыми: - реализация проекта будет осуществляться в пяти районах республики - Элликкалинском (Республика Каракалпакстан), Мархаматском (Андижанская область), Нишанском (Кашкадарьинская область), Шерабадском (Сурхандарьинская область), Ахангаранском (Ташкентская область); - общая стоимость проекта в размере 43,46 млн. долларов США и участие сторон в его финансировании, включая кредит МБРР в размере 36,1 млн. долларов США, предоставляемый сроком на 20 лет, включая 5-летний льготный период (приложение N 1); - период реализации проекта определен в течение пяти лет; - объемы работ по реконструкции и строительству межхозяйственных и внутрихозяйственных ирригационных сетей, револьверных кредитных линий, предназначенных для оснащения альтернативных машинно-тракторных парков и агросервисных центров, а также пополнения оборотных средств и приобретения техники и оборудования хозяйствами районов, участвующих в проекте; - предусмотрена апробация новых методов организации производства и маркетинга сельскохозяйственной продукции в участвующих в проекте районах. В порядке эксперимента в районах, участвующих в проекте: - начиная с урожая 2002 года вместо заданий по закупкам для государственных нужд хлопка-сырца и зерновых колосовых культур устанавливаются фиксированные закупочные квоты на них согласно; - хлопок-сырец и зерновые колосовые культуры, произведенные сверх установленных закупочных квот, реализовались сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими хозяйствами по договорным ценам; - сельскохозяйственные производители, выполнившие закупочные квоты по хлопку-сырцу, по своему усмотрению распоряжались побочными продуктами от переработки хлопка-сырца после возмещения затрат по переработке перерабатывающим предприятиям. Закупочные квоты распределялись между сельскохозяйственными производителями, участвующими в проекте районов с учетом размера и качества обрабатываемых ими сельскохозяйственных земель; Каждое отдельное хозяйство самостоятельно отвечало за выполнение установленных ему закупочных квот по хлопку-сырцу и зерновым колосовым культурам. В.2003 г. Международный банк реконструкции и развития выделил Узбекистану на институциональное развитие предприятий кредит, который был продлен на окончательный срок освоения средств займа МБРР на институциональное развитие предприятий до 31 декабря 2004 года и уменьшена общей суммы указанного займа с 28 000 тыс. долларов США до 10327 тыс. долларов США посредством аннулирования неиспользуемых средств в размере 17 673 тыс. долларов США. В целях реализации мер по ресурсосбережению, обеспечения населения качественной питьевой водой, модернизации и совершенствования питьевого водоснабжения городов Бухара и Самарканд и реализации проекта \"Водоснабжение городов Бухара и Самарканд\" общей стоимостью 62,33 млн. долларов США: - между Правительством Республики Узбекистан и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) в 2002 году подписано Соглашение о займе на сумму 20,0 млн. долларов США сроком на 20 лет, включая пятилетний льготный период; - между Правительством Республики Узбекистан и Международной ассоциацией развития (МАР) подписано Кредитное соглашение на сумму 15,9 млн. специальных прав заимствования (СПЗ), эквивалентную 20 млн. долларов США, сроком на 35 лет, включая десятилетний льготный период; - правительством Швейцарии предусматривается предоставление гранта в сумме, эквивалентной 9,0 млн. долларов США. АБР и МАР По реализации проекта \"Здоровье-2\" с участием Международной ассоциации развития в 2005 г В рамках сотрудничества с Международным банком реконструкции и развития в 1999-2004 годах в целом завершен проект \"Здоровье-1\", направленный на реформирование первичного звена здравоохранения в Ферганской, Сырдарьинской, Навоийской, Хорезмской областях и в Республике Каракалпакстан; Совет директоров Всемирного банка одобрил предоставление Республике Узбекистан кредита и гранта из средств Международной ассоциации развития на реализацию проекта \"Здоровье-2\"; в рамках проекта \"Здоровье-2\" предусмотрено укрепление и реформирование системы первичного звена здравоохранения и внедрение общей врачебной практики по всей республике, а также апробирование городской модели первичной медицинской помощи в городах Ташкенте, Самарканде, Гулистане и Маргилане; определена общая стоимость проекта в сумме 118,1 млн. долларов США и схема участия сторон в его финансировании, в том числе кредит МАР в сумме, эквивалентной 39,5 млн. долларов США, со сроком погашения 35 лет, включая десятилетний льготный период, в соответствии с планом финансирования согласно приложению N 1; между Республикой Узбекистан и МАР подписано кредитное соглашение \"О финансировании в целях развития\" от 3 октября 2004 года; Министерством юстиции Республики Узбекистане выдано юридическое заключение от 30 ноября 2004 г. за N 16-13170/1; период реализации проекта определен в течение 5 лет. Учитывая общие цели и направленность проектов \"Здоровье-2\" (МАР) и \"Укрепление здоровья женщин и детей\" (АБР), а также рекомендации МАР и АБР о создании единого механизма координации и управления этими проектами общее руководство указанными проектами было возложено на Правительственную комиссию по вопросам здорового поколения, укрепления здоровья женщин и повышения уровня медицинской культуры семьи (Р.С. Азимов). Создано совместное бюро по реализации проектов \"Здоровье-2\" (МАР) и \"Укрепление здоровья женщин и детей\" (АБР) с организационной структурой . Министерству здравоохранения Республики Узбекистан отнесло финансирование расходов на содержание совместного бюро по реализации проектов \"Здоровье-2\" и \"Укрепление здоровья женщин и детей\" (СБРП) за счет долевого использования кредитных средств МАР и АБР; в двухмесячный срок обеспечило разработку и внесение для утверждения в установленном порядке ТЭР проекта \"Здоровье-2\". Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан, совместным бюро заключило многостороннее соглашение с: Республиканским внешнеэкономическим предприятием \"Узмедэкспорт\" - о закупке; Акционерной компанией \"Узтибтехника\" - о приеме, складировании и доставке; Главным управлением по контролю качества лекарственных средств и медицинской техники - об экспертизе и сертификации товаров, закупаемых в рамках данного проекта. Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан и совместным бюро по реализации проекта возложилди ответственность за координацию и организацию систематического контроля за ходом реализации и экономической эффективностью использования средств, выделяемых в рамках проектов \"Здоровье-2\" (МАР) и \"Укрепление здоровья женщин и детей\" (АБР), на региональные комиссии по вопросам здорового поколения, укрепления здоровья женщин и повышения уровня медицинской культуры семьи; возложить ответственность за своевременную реализацию проектов \"Здоровье-2\" (МАР) и \"Укрепление здоровья женщин и детей\" (АБР) на территориальное уровне на Министерство здравоохранения Республики Каракалпакстан, управление здравоохранения областей и г. Ташкента, обеспечили своевременное выполнение ремонтно-строительных работ в сельских врачебных пунктах, лабораториях центральных районных больниц, городских поликлиниках, учебных и информационных центрах до начала осуществления закупки необходимого оборудования в рамках данных проектов. В целях дальнейшего развития малого и среднего бизнеса в Республике Узбекистан Азиатский банк развития предоставил Республике Узбекистан кредит для финансирования проектов малых и средних предприятий на общую сумму 50 млн. долларов США. Кредит предоставлялся Правительству Республики Узбекистан на основании заемного соглашения между АБР и Правительством Республики Узбекистан. Национальному банку внешнеэкономической деятельности перекредитовано 20 млн долларов США, 15 млн долларов США - банку \"Асака\" и 15 млн долларов США - Пахта-банку в соответствии с соглашениями о перекредитовании и на основе проектных соглашений между АБР и указанными банками. Министерство экономики, Министерству финансов Республики Узбекистан ежегодно, начиная с 2005 года, предусматривало выделение необходимых средств из государственного бюджета для финансирования вклада Республики Узбекистан в реализацию проекта \"Здоровье-2\". В период с декабря 1996г. по 31 декабря 2005г. АБР выделил Узбекистану 58 грантов на общую сумму 34 млн.долл. США и 914,7 млн. долл. для реализации 21 проекта, направленных на развитие сфер: социальной инфраструктуры - 399,5 млн.долл. (43,7%), количество проектов - 11; транспорта и коммуникаций - 190,0 млн.долл. (20,8%), кол. проектов - 3; сельского хозяйства и природных ресурсов - 185,2 млн.долл. (20,2%), кол. проектов - 4; энергетики - 70,0 млн.долл. (7,7%), кол. проектов - 1; финансов - 70,0 млн.долл. (7,7%), кол. проектов - 2. В октябре и декабре 2005г. Совет директоров АБР одобрил предоставление Узбекистану 2 кредитов на реализацию проектов «Развитие информационных и коммуникационных технологий в системе общего образования» (30 млн.долл.) и «Водоснабжение и санитария сельских населенных пунктов Кашкадарьинской и Навоийской областей» (25 млн.долл.). Кредиты являются льготными займами, выделенными АБР со сроком погашения 32 года, включая восьмилетний льготный период. В 2006-2009гг. планируется реализовать проект развития школьного образования за счет кредита МАР в размере 40 млн. долл. США. МФИ Посредством своих инвестиций и кредитов МФИ оказывают практическую помощь в структурном обновлении и реформировании отраслей экономики, углубления приватизационных процессов и развитии частного сектора, и что особенно важно - становлении нового класса - класса предпринимателей. И такая принципиальная направленность сотрудничества с МФИ в полной мере должна отвечать тем важнейшим текущим и стратегическим задачам, которые Узбекистан ставит перед собой по ускорению и углублению демократических и рыночных реформ, развитию и укреплению гражданских институтов. Однако, имеются существенные недостатки в системе взаимоотношений в Республике Узбекистан с международными финансовыми организациями. В частности, не в полной мере используются возможности привлечения кредитов международных финансовых институтов. ИБР Государственная акционерная железнодорожная компания (ГАЖК) «Узбекистон темир йуллари» планировала в 2006 году привлечь от Исламского банка развития (ИБР) и японского банка международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation, JBIC) кредиты на общую сумму $88,6 млн. для реализации трех проектов по развитию железной дороги, сообщил источник в ГАЖК. По его словам, за счет кредитных линий ИБР в размере $6 млн. и JBIC в размере $10 млн. предполагается реализовать проект по развитию и обустройству железнодорожных сетей, связывающих территорию Узбекистана и Афганистана. В рамках проекта, в частности, намечена реконструкция железнодорожных станций Термез и Галаба, совмещенного мостового перехода через реку Амударья, приобретение путеукладчиков и другой дорожно-строительной техники. Кредит ИБР в размере $18,2 млн. планируется использовать для приобретения оборудования для развития ремонтной базы ГАЖК. Кредитные средства JBIC в размере $54,4 млн. предполагается направить на развитие собственной базы вагоностроения. За счет этих средств на базе литейно-механического завода планируется создать предприятие по строительству грузовых вагонов. В настоящее время идет разработка технико-экономических обоснований проектов. Ожидается, что первые кредиты по этим проектам могут быть получены в конце 2007-начале 2008 года. СПРАВКА:ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» образована в 1994 году после выхода из Среднеазиатской железной дороги. Уставный капитал, составляющий 197,6 млрд сумов, сформирован за счет активов семи подразделений компании и полностью принадлежит государству. Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана (НБУ ВЭД РУз) планирует привлечь кредитную линию Исламского банка развития (ИБР) в размере $20 млн. для реализации инвестиционных проектов в сфере малого частного предпринимательства, сообщается в пресс-релизе узбекского банка. Возможность предоставления кредитной линии руководство банка обсудило на прошлой неделе с миссией ИБР во главе с директором первого департамента страновых операций Анваром Ханани. Целью визита находящейся в Ташкенте миссии является оценка проектов, предлагаемых узбекской стороной для совместного финансирования, а также рассмотрение текущего состояния реализуемых совместных проектов. Это вторая кредитная линия, которую банк планирует привлечь со стороны ИБР. В 2004 году ИБР предоставил Нацбанку ВЭД кредитную линию в размере $15 млн. без гарантии правительства республики на срок 15 лет под 7,6% годовых. В настоящее время кредитная линия, средства которой были направлены на финансирование проектов в текстильной и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, полностью освоена. Всего в 2004-2007 годах Узбекистан, ставший членом Исламского банка развития в сентябре 2003 года, планирует привлечь от ИБР $456,5 млн. на реализацию 16 инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры, энергетики, коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, развития малого и среднего бизнеса общей стоимостью $853,8 млн. Нацбанк ВЭД, крупнейший коммерческий банк Узбекистана, создан в 1991 году в качестве агента правительства на международных финансовых рынках, в настоящее время работает как универсальный коммерческий банк. Нацбанк ВЭД в 2005 году увеличил активы по МСФО на 13,1% - до 3,495 трлн сумов. Кредитный портфель вырос на 2,2% - до 2,399 трлн сумов, собственный капитал снизился на 8,4% - до 470 млрд. сумов. ЕБРР В Республике Узбекистан ЕБРР начал реализацию первого проекта 23 ноября 1993г. (первая кредитная линия на поддержку малого и среднего бизнеса на сумму 60 млн.долл.). В 1997 году АК \"Узнефтепереработка\" подписала заемное соглашение с Европейским банком реконструкции и развития и Экспортно-импортным банком Японии на реконструкции ФНПЗ на 180 млн. долл. Средства были направлены на покупку и инсталляцию гидродисульфуризационной установки, позволяющей сократить содержание серы в нефтепродуктах На основании кредитного соглашения между Банком и Заемщиком (Кредитное соглашение) и Гарантийного соглашения Банк предоставляет Заемщику - государственному предприятию - международному аэропорту \"Ташкент\" кредит в сумме 48 млн. (срок восемь миллионов) долларов США (Кредит) на условиях, изложенных в Кредитном соглашении, на срок 15 лет, с отсрочкой платежа основной суммы на 3 года. Процентная ставка на кредит начисляется по плавающей процентной ставке Либор, соответствующей рыночной процентной ставке. Ставка комиссии за обязательство составляет половину процента (0,5%) годовых. Последняя дата использования кредита является 31 января 2001 года. Кредит погашается по следующему графику каждые 6 месяцев по 2 млн. долл. США, начиная с 20 марта 2001 года по 20 сентября 2012 года В целях обеспечения эффективного использования кредита в размере 48 млн. долларов США, предоставляемого ЕБРР для финансирования проекта реконструкции международного аэропорта \"Ташкент\", Кабинет Министров принял Постановление от 23.01.1998 г. N 41 \"О мерах по обслуживанию кредита Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для реконструкции международного аэропорта \"Ташкент\", в котором говорилось, что: затраты, связанные с обслуживанием и погашением кредита и процентов за его использование, осуществляются за счет средств международного аэропорта \"Ташкент\" Китайский банк развития В 2006 году Узбекский Алокабанк привлекал от Китайского банка развития кредитную линию в размере $18 млн. для оказания лизинговых услуг предприятиям АК «Узбектелеком», сообщили в руководстве банка. По словам представителя банка, акционеры на внеочередном собрании добрили это решение руководства. Согласно уставу банка, намерение руководства привлечь кредитные средства в размере, превышающем 25% объема активов, необходимо согласовать с акционерами. Подписать кредитное соглашение с Китайским банком развития предполагалось в конце января - начале февраля 2007 года. АК «Узбектелеком» является доминирующим провайдером услуг местной и международной фиксированной связи в Узбекистане. Доля компании на рынке телекоммуникаций составляет 98% и 96%, соответственно. СПРАВКА:Алокабанк создан в 1995 году. Основным направлением его деятельности является кредитование предприятий комплекса связи и телекоммуникаций. Крупнейшие акционеры банка - Узбекское агентство связи и информатизации и АК «Узбектелеком», владеющие по 10% акций. В 2005 году аудированные активы Алокабанка по международным стандартам финансовой отчетности увеличились на 20,4% - до 33,62 млрд. сумов. МВФ Общий объем кредитов, предоставленных Республике Узбекистан МВФ, составил 165,2 млн. СДР (около 225,2 млн. долл. США), из них 99,75 млн. СДР (около 135,9 млн. долл. США) предоставлено в рамках механизма системных преобразований (СТФ) и кредит \"Стенд-бай\" в размере 65,45 млн. СДР (около 89,2 млн. долл. США). Начиная с 1999 года осуществляется погашение полученных кредитов. В настоящее время в соответствии с установленными сроками всего погашено 123,6 млн. СДР (около 168,5 млн. долл. США) и по состоянию на 1 апреля 2003 года задолженность составляла 41,6 млн. СДР (около 56,7 млн. долл. США). 25 сентября 2001 года был осуществлен последний платеж по погашению кредита \"Стенд-бай\", в результате чего обязательства республики по данному кредиту полностью выполнены. Проблемы в области привлечения кредитов в экономику Республики Узбекистан Для улучшения сотрудничества: 1. Необходимо совершенствовать правовую базу через внесение дополнений и изменений. 2. Необходимо разработать стабилизационную программу по развитию |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |