![]() |
|
|
Национальная экономикаНациональное счетоводство основывается на модели народнохозяйственного кругооборота, отражающей функционирование национальной экономики в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами. Представим, что существуют только два рынка (товаров и услуг и ресурсов (факторов) и три группы субъектов (домашние хозяйства, предпринимательские фирмы, государство). Эти субъекты совершают следующие виды экономических процессов . Домашние хозяйства являются обладателями всех ресурсов, находящихся в их частной собственности. Они предлагают эти ресурсы — землю, денежный капитал, рабочую силу — на рынок ресурсов и потребляют (покупают) товары и услуги. Предпринимательские фирмы покупают необходимые для своей деятельности ресурсы, продают произведенные ими товары и услуги. Государственный сектор производит общественные блага: науку, культуру, обеспечивает оборону страны, производственную инфраструктуру — дороги, служебную связь, транспорт и многое другое. Для этого он закупает ресурсы, товары и услуги, произведенные предпринимательским сектором. Предпринимательские фирмы получают доходы от реализации товаров и услуг и несут расходы в виде платежей за ресурсы, инвестиций (закупка оборудования). Государственный сектор несет расходы на оплату труда государственных служащих, закупку товаров и услуг, выплаты домашним хозяйствам в виде пенсий и пособий, дотации предпринимательскому сектору. Источником доходов государства являются налоги, взимаемые с домашних хозяйств и предпринимательского сектора. Кроме того, государство в лице своего центрального банка создает предложение денег путем их эмиссии, а каждый субъект взаимодействует с другими путем кредитования и заимствования денежных средств. Т.о., поток денег включает в себя два потока: доходов и расходов, каждый из них равен суммарной стоимости товаров и услуг, произведенных в обществе. Поэтому, измерив поток денежных расходов или доходов, мы определим весь объем этих товаров и услуг в денежном выражении, т. е. НП. НП в денежной форме есть общая стоимость товаров и услуг, произведенных нацией за определенный период. Основные макроэкономические показатели здесь — совокупный общественный продукт (СОП), валовой общественный продукт,НД. Весь продукт, созданный в материальном производстве за определенный период (обычно за год), называется совокупным общественным продуктом. Он создается в первичных производственных звеньях национальной экономики: на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах. Выделяют натуральную и стоимостную формы совокупного общественного продукта. В натуральной форме он представляет собой средства производства и предметы потребления. По стоимости совокупный общественный продукт делится на стоимость средств производства, перенесенную на готовый продукт (амортизационные отчисления и материалы), и вновь созданную стоимость, или НД. Стоимостное выражение совокупного общественного продукта может быть рассчитано по формуле СОП = СП + НД, где СП — перенесенная стоимость средств производства; НД — национальный доход. Совокупный общественный продукт выступает в форме валового общественного и конечного продуктов. Валовой общественный продукт представляет собой совокупность продуктов отдельных предприятий, поступающих через экономический оборот в сферу потребления. Поскольку валовой общественный продукт состоит из продукции отдельных предприятий, связанных между собой разделением труда, он неизбежно включает в себя повторный счет. Одна и та же продукция, например сырье, заготовки, комплектующие детали и узлы и другие изделия, передается другим предприятиям для производства их продукции и поэтому ее стоимость учитывается неоднократно в стоимости валового общественного продукта. Чтобы получить достоверную величину НП, надо избавиться от повторного счета, а для этого нужно подсчитать все материальные затраты в производстве один раз. Валовой общественный продукт, очищенный от повторного счета, называется конечным продуктом. Конечный продукт — это часть стоимости валового общественного продукта, используемая на цели потребления населения, восстановление потребленных в течение года средств производства и накопление. По натурально-вещественному составу конечный продукт включает созданные в течение года предметы потребления, средства труда и ту часть предметов труда, которая используется для резервных, страховых и переходящих запасов, а также продукцию на экспорт. В марксистской теории используется понятие "промежуточный продукт" — часть валового очищенного продукта, который расходуется в течение года на текущие материальные затраты: сырье, топливо, энергию, комплектующие детали и узлы, полуфабрикаты и др. В соответствии с марксистской методологией вся вновь созданная стоимость в материальном производстве представляет собой НД. НД имеет две формы: натуральную и стоимостную. В натуральной форме он представляет собой предметы потребления для удовлетворения личных потребностей населения и средства производства для расширения производства. В стоимостной форме НД выступает как сумма необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт обеспечивает воспроизводство рабочей силы и существует в форме оплаты по труду, выплат и льгот из общественных фондов потребления. Прибавочный продукт предназначен для расширения производства, т.е. для закупки средств производства и найма дополнительной рабочей силы, а также на содержание непроизводственной сферы, создание страховых резервов и запасов и другие цели. В ходе осуществляемых в Беларуси экономических преобразований по формированию социально ориентированной рыночной экономики правительственным органам следует определять эффективность своей деятельности мерой реального роста уровня жизни населения, ибо «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» (ст. 2 Конституции Республики Беларусь). О государственной же и частной формах собственности в ст. 13 Основного закона говорится, что «государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности». Государство гарантирует всем равные возможности использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности, а также право участвовать в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и своего благосостояния. Анализ отдельных законодательных актов, принятых в последние годы органами власти нашей страны, свидетельствует о том, что экономическая политика правительства все больше ориентируется на ограничение со стороны государства рыночных механизмов развития экономики. Так, почти свернута программа разгосударствления и приватизации; предприятия негосударственных форм собственности посредством глобального лицензирования, перманентной перерегистрации и труднопереносимых методов фискальной, денежно-кредитной, ценовой политики всячески вытесняются из легального коммерческого оборота. Три обстоятельства, которые недостаточно учитываются в трансформационный период управляющими органами республики при принятии решений, сводятся к тому, что, во-первых, экономическая система страны - это не замкнутая, а открытая система, рано или поздно интегрирующаяся в мировое рыночное хозяйство. во-вторых, нельзя менять складывающиеся «правила игры» (хозяйственное законодательство) так часто. Хорош тот закон, который всеми выполняется, а не тот, который постоянно изменяется и дополняется. Так мы не создадим правового государства и законопослушных граждан, включая хозяйствующих субъектов. в-третьих, законодатели не всегда принимают во внимание, что чем лучше тот или иной закон учитывает материальные интересы населения страны, тем богаче становится государство. Например, либерализация цен в Беларуси (в отличие от других стран СНГ и государств Балтии) сочеталась и сочетается с сохранением регулируемых цен на значительное количество продовольственных и многих непродовольственных товаров. В результате происходит увеличение вывоза этих товаров в соседние страны, обостряется дефицит и растут цены на внутреннем рынке. Структурные изменения на микроэкономическом уровне приводят к приспособлению, постепенным переменам и переходу к рыночному хозяйству. Однако реструктуризация - многоаспектный процесс, охватывающий структуру собственности, организационную, финансовую, структуры административного управления, занятости, структуру производства, - без содействия государственных органов власти превратится в длительный процесс. Рыночная экономика будет расширяться по мере увеличения доли предприятий с частной формой собственности, укрепления финансово-хозяйственной автономии предприятий, легализации их целевой установки на получение максимальной прибыли на вложенный капитал, развития и расширения конкуренции с другими предприятиями с целью привлечения покупателей. Сознательно или интуитивно, но управление экономикой в период всевозрастающего включения в нее элементов рыночного механизма осуществляется хотя и не всегда достаточно успешно, но все же с применением экономических рычагов. Залогом эффективного государственного управления на макроэкономическом уровне являются стабилизация цен, достижение полной занятости населения, рациональные внешнеторговый и платежный балансы, экономический рост. Это означает, что объектами государственного управления (анализа, прогноза, контроля и регулирования) выступают: во-первых, уровень, соотношения и динамика цен на товары, работы и услуги; во-вторых, уровень безработицы, создание новых рабочих мест, государственная поддержка подготовки и переподготовки кадров в соответствии с требованиями индустриального развития города и села в Республике Беларусь; в-третьих,, рациональное государственное регулирование внешней торговли с помощью финансовых рычагов (налогов, субсидий, таможенной политики), международных перевозок, займов, туризма, других форм внешнеэкономических связей; в-четвертых, обеспечение мотивации к экономическому росту, основными показателями которого являются динамика валового внутреннего продукта и национального дохода, рост накопления национального богатства. Не надо быть особенно компетентным в этих вопросах, чтобы понять, что основную роль в решении всех указанных экономических функций государства играют деньги, выступающие и как средство обращения, и как средство измерения стоимости, и как средство накопления. Прочность всего фундамента экономики зависит от эффективности государственного управления: чем эффективнее управление экономикой, тем прочнее национальная валюта, ее конвертируемость, превращение в самый желанный товар, движущий экономический мотив в трудовой деятельности, независимо от собственника средств производства и факторов производства. Не вызывает сомнения тот факт, что роль денег в механизме функционирования рыночной экономики как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях сегодня становится преобладающей. В национальном хозяйстве происходит процесс кругооборота доходов и продуктов: потоки денежных доходов движутся навстречу потоку продуктов, обеспечивая обращение на рынках продуктов и ресурсов. Результатом обращения является конечное потребление и накопление в фирмах и на предприятиях, а также в домашних хозяйствах (см. рис.). Анализ и измерение денежных потоков домашних хозяйств для реализации готовых товаров и услуг, денежная оценка потоков ресурсов и промежуточных товаров, входящих в рынки продуктов и ресурсов, для измерения валового внутреннего продукта и составления баланса национального богатства и являются объектами национальной системы счетоводства. Под ресурсами понимаются факторы производства, а денежные платежи принимают форму заработной платы, процентного дохода, ренты, налога и т.п. В СНС ресурсы представлены в правой их части в денежном выражении, а их использование - в левой части. Под готовыми товарами и услугами подразумеваются товары и услуги для продажи потребителям, которые их используют для конечного потребления, частных инвестиций, государственных закупок или на экспорт. В отличие от готовых товаров и услуг, существуют промежуточные товары, услуги и работы, которые покупаются на рынке с целью последующего их использования в форме ресурсов производства других товаров. В нашей терминологии близким понятием промежуточных товаров являются материальные затраты в процессе хозяйственной деятельности, представляющие собой перенесенную на готовый продукт стоимость. Совокупность промежуточных товаров, рабочей силы, производственных услуг (материальных и нематериальных) и основного капитала, включая землю, выступает в форме ресурсов для предпринимательской деятельности, реального сектора экономики - сектора нефинансовых предприятий. Поток расходов на ресурсы осуществляется через рынок ресурсов, возвращаясь в сектор домашних хозяйств в виде НД, т.е. всей суммы заработной платы, рентных платежей (доходов от собственности), процентных выплат и прибыли. Часть НД в виде прибыли возвращается домашним хозяйствам потому, что владельцами корпораций и фирм являются частные лица, а там, где этим занимается государство, очень трудно ожидать эффективности производства и высокой скорости денежного оборота. Правительство осуществляет анализ, контроль и регулирование процессов кругооборота материальных и денежных ресурсов в секторах экономики, используя фискальную политику - урезая с помощью налогов потребление или сбережения в секторе домашних хозяйств. Оно регулирует расходы на частные инвестиции через государственные займы и ограничения коммерческих и банковских кредитов. С помощью государственных расходов на содержание армии, судов, органов охраны общественного порядка, на «бесплатное» лечение, образование, культуру, строительство и содержание дорог и прочее правительство урезает и конечное потребление в домашних хозяйствах. Посредством так называемых трансфертных платежей (пенсий, пособий по безработице, пособий на детей и т.п.) оно осуществляет социальную поддержку домашних хозяйств. Только правительство с помощью денежно-кредитной политики регулирует эмиссию и воздействует на количество денег в обращении. В практику управления национальной экономикой сегодня прочно вошел термин «субъект хозяйствования». Однако в реальной жизни имеют место отношения со многими экономическими субъектами, не подпадающими под определение самостоятельного субъекта хозяйствования. Таковы, например, филиалы предприятия, профсоюзные органы, бюджетные учреждения и т.д. Более широким понятием, которое используется в СНС, является «институциональная единица». В экономике это юридическое или физическое лицо, которое может от своего имени владеть активами (имуществом), принимать на себя обязательства, осуществлять экономическую деятельность и хозяйственные операции с другими институциональными единицами. Т.о., товарно-денежные потоки осуществляются институциональными единицами на микроэкономическом уровне. Денежная масса в стране зависит от скорости обращения денег, уровня цен и величины реального НП. Это выражено в классическом уравнении обмена: МV = РУ, где М - денежная масса в обращении; V - скорость обращения денег; Р - индекс цен на готовые товары и услуги; У - реальный национальный продукт. Преобразованное данное уравнение: М = РY/V. Количество денег в обращении прямо пропорционально росту номинального НП и обратно пропорционально скорости обращения денег. На основе уравнения обмена можно сделать многие важные выводы относительно анализа макроэкономики на правительственном уровне, в том числе по управлению инфляцией, уровнем цен и экономическим ростом. Особенно важно учитывать структурные изменения в производстве и распределении НП. Здесь главенствуют деньги в качестве сбережений - той части доходов домашних хозяйств, которая не используется для потребления и уплаты чистых налогов (налоги за вычетом трансфертных платежей правительства). В рыночном хозяйстве равновесие между сбережениями и инвестициями регулируется с помощью финансовых рынков или рынков денег. Чтобы превратить потоки сбережений в потоки инвестиций, существуют каналы прямого и косвенного финансирования. Прямой способ финансирования - это перемещения сбережений от их собственников к заемщикам путем выпуска ценных бумаг: акций, префакций, облигаций и т.п. При этом собственники сбережений довольно часто получают право долевого участия в собственности на капитал корпорации (фирмы). Такое финансирование еще называют капитальным. Вторая группа каналов связана с косвенным финансированием, осуществляемым через особый сектор экономики - сектор финансовых организаций, в который входят финансовые посредники: коммерческие банки, инвестиционные компании, чековые фонды, валютные и фондовые биржи, страховые компании, ссудосберегательные компании, ипотечные банки. Через финансовых посредников перекачивается существенная часть всех денежных потоков сбережений домашних хозяйств. Финансовые корпорации представляют собой важнейший сектор экономики в условиях рынка. Кроме секторов нефинансовых предприятий, финансовых организаций, домашних хозяйств и сектора правительственных учреждений, в национальной экономике функционирует сектор некоммерческих организаций (НКО), в который входят не субъекты хозяйствования, а институциональные единицы, призванные обслуживать домашние хозяйства, в том числе профессиональные, творческие и другие союзы, партии, религиозные учреждения, общества, ассоциации, фонды и пр., т.е. институциональные единицы, целью деятельности которых не является извлечение прибыли. Этот сектор существует за счет членских взносов, пожертвований, субсидий и других целевых средств, получаемых из других секторов экономики. По всем указанным секторам в СНС составляется как минимум 10 счетов: производства, образования доходов, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, операций с капиталом, финансовый, прочих изменений в активах, переоценки материальных ценностей, текущих операций по ВЭД, балансовый счет. До сих пор были охарактеризованы денежные потоки в замкнутой экономической системе. Однако Беларусь представляет собой открытую экономическую систему, связанную с иностранными экономическими системами («остальной мир») посредством экспорта и импорта товаров и услуг, а также мировых финансовых рынков. Механизм экспорта, импорта и финансовых операций с «остальным миром» может способствовать притоку иностранного капитала, если экспорт товаров и услуг превышает их импорт, и наоборот - оттоку денежного капитала в валюте, если импорт товаров и услуг превышает их экспорт. Кроме того, через финансовые операции в форме займов и кредитов, покупок и продаж ценных бумаг приводятся в движение потоки доходов от собственности внутри страны и за рубежом. Операции с «остальным миром» получают отражение в СНС как по текущим, так и капитальным затратам в национальную экономику. НП выступает в виде расходов реального сектора на производство и инвестиции. Правительство образует дополнительные потоки товаров и услуг для общественного потребления, пуская на эти цели чистые налоги и госзаймы. Финансовые рынки, рынки продуктов и ресурсов обслуживаются через финансовых посредников, т.е. через финансовые корпорации. Следует также подчеркнуть существование трех видов денежных средств, которые не идут на покупку товаров и услуг, произведенных для внутреннего рынка. Это чистые налоги, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |