реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности развития малых предприятий в России

решены не только многие экономические, но и социальные задачи.

Широкое развитие малого бизнеса позволит создать дополнительные рабочие

места, что весьма важно при существующей в настоящее время возможности

значительного увеличения безработицы. В настоящее время инфляция и нехватка

заемного капитала являются для малых предприятий еще более серьезными

проблемами, чем для крупных, поэтому такая поддержка особенно важна.

При разработке мер государственного регулирования малого бизнеса

необходимо учитывать также и зарубежный опыт, но его не следует

механически использовать без учета специфики экономических условий в

России. Структура производства у нас крайне утяжеленная, а ее

преобразование требует огромных затрат. Высока степень монополизации

производства, что позволяет производителям постоянно повышать цены,

недобросовестно относиться к выполнению договорных обязательств, снижает

стимулы к совершенствованию производства, улучшению качества продукции и

уменьшению издержек производства. Из-за отсталости технологической базы

большинства отраслей высокой энергоемкости и ресурсоемкости плохого

качества продукции и высоких издержек невысока и конкурентоспособность

отечественного производства. Неполностъю сформирована и правовая база для

новых экономических отношений, не разработана действенная система контроля

за ходом реформирования.

Главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное

сокращение административно-директивного регулирования малого бизнеса и

создание преимущественно экономических и правовых условий нормального

ведения рыночного хозяйствования. Она должна формировать стимулы для

саморазвития и улучшения конкурентоспособности малого предпринимательства с

учетом отраслевых, географических национальных, исторических особенностей и

традиций, а также зарубежного опыта. Следует создать равные хозяйственные

возможности для малых и более крупных предприятий, равные условия

предпринимательской деятельности при свободе выбора ее форм и методов

проявления самостоятельности и предприимчивости. Очень важно, чтобы эта

поддержка содействовала добросовестной конкуренции, формированию широкого

слоя собственников и предпринимателей, созданию развитой инфраструктуры

малого предпринимательства на федеральном, региональном и местных уровнях,

развитию приоритетных видов деятельности малого предпринимательства

накоплению инвестиционных ресурсов и использованию их в приоритетных

направлениях, участию малых предприятий в реализации важнейших

народнохозяйственных программ и проектов, а также в поставках продукции и

выполнении работ для государственных нужд, модернизации производственных

фондов малых предприятий внедрению прогрессивных технологий и новой

техники, устойчивому функционированию малого предпринимательства за счет

уменьшения коммерческих и финансовых рисков, связанных с малым

предпринимательством.

Для привлечения ресурсов крупных предприятий с целью развития

малого предпринимательства можно было бы использовать получившую широкое

распространение на Западе и дающую значительный экономический эффект

систему контрактных отношении крупных и мелких фирм ("фрэнчаиз"), особенно

в торговле и сфере услуг. Крупная головная фирма предоставляет малой фирме

за плату исключительное право использовать свою технологическую схему и

торговую марку, при необходимости выделяет кредиг на льготных условиях,

оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду

оборудование и т п. Подобная система сотрудничества оказывается выгодной

обеим сторонам.

.

В развитых странах разработаны специальные программы поддержки

нововведений через малые венчурные предприятия. В них определяются

направления, размеры и источники финансирования. Например, в США все

федеральные ведомства и 12 агентств по развитию малого бизнеса с бюджетом

более 100 млн. долл. обязаны передавать 1,25% своих финансовых ресурсов для

обеспечения деятельности мелких научно-исследовательских компаний. Из

федеральных фондов финансируется 35%о всех расходов мелких компаний на

НИОКР. Эти средства распределяются в конкурсном порядке в виде

безвозмездных целевых субсидий-грантов. Государство создает благоприятные

условия для деятельности венчурных фондов, объем операций которых в сфере

малого бизнеса достигает 4-4,5 млрд. долл. в год. 1

1. Шамхалов Ф. «Государственная поддержка малого предпринимательства»

Экономист – 1997, №10

В последние годы разрабатываются и наднациональные мероприятия по

поддержке малого бизнеса на уровне ЕС. Программы помощи малому

исследовательскому бизнесу дополняют систему государственного

финансирования научно-технического прогресса, позволяют существенно

расширить деятельность малых фирм, использующих эти средства, способствуют

оживлению рискового финансирования на стадиях коммерческого освоения

продукции, значительно уменьшают инвестиционный риск вкладчиков.

Деятельность малого предпринимательства ориентирована главным

образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Малый бизнес

должен стать основной базой формирования рациональной структуры местного

хозяйства и его финансирования с учетом особенностей развития каждого

конкретного региона. Поэтому и поддержка малого предпринимательства должна

осуществляться прежде всего на региональном уровне. Регулирование его из

единого центра возможно только по отдельным приоритетным направлениям или

комплексам народного хозяйства. Местные власти лучше знают свои финансовые

и материальные возможности, реальные общественные потребности, наиболее

эффективные направления использования имеющихся ресурсов по сферам

деятельности и формам собственности располагают административными и

экономическими рычагами для регулирования предпринимательской деятельности.

Практически все органы исполнительной власти на уровне республик,

краев, областей и городов имеют подразделения по экономическому развитию,

которые должны способствовать развитию предпринимательства. В настоящее

время в большинстве регионов образованы также фонды и центры поддержки

предпринимательства. В Москве, Санкт Петербурге, Воронежской,

Волгоградской, Иркутской, Нижегородской, Новгородской, Тюменской и

некоторых других областях разработаны и осуществляются целевые программы

поддержки малого бизнеса при целевом участии средств местного бюджета.

Например, в Туле на поддержку малого бизнеса в 1995 г. по различным каналам

выделено 6 млрд. руб. на Сахалине - 3,5 млрд. рублей.1

Государственная поддержка предпринимательства на региональном

уровне может включать прямое финансовое субсидирование, льготное

кредитование и селективное гарантирование кредитов, предоставление льгот

по местному налогообложению передачу малым предприятиям части

государственного имущества, а также ноу-хау, технических лицензий из

подведомственного региону госсектора; обеспечение на льготных условиях

совместного с подведомственными организациями госсектора проведения НИОКР

на льготных условиях; участие государства в соучредительстве по организации

новых предприятий; ограниченное регулирование ценообразования; частичное

обеспечение дефицитными сырьем и материалами; предоставление выгодных

региональных госзаказов; упрощенную регистрацию и лицензирование

деятельности, в том числе в сфере внешнеэкономических операций;

юридический и экономический льготный консалтинг; содействие в подготовке

кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для

работы в условиях рыночной экономики; обеспечение правовых льгот

1. Шамхалов Ф. «Государственная поддержка малого предпринимательства»

Экономист – 1997, №10

предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах

свободного предпринимательства и т. п.; содействие и координацию

деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.

Для решения широкого круга проблем становления малого бизнеса

принята государственная программа поддержки малого предпринимательства в

Российской Федерации на 1998-1999 годы. Она утверждена Постановлением

Правительства РФ № 697 3 июля 1998 г.

Целью данной программы является решение стратегической задачи

повышения политической, экономической и социальной стабильности в

российском обществе. Решение этой задачи требует создания

благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного

развития малого предпринимательства. Малое предпринимательство

способствует формированию рыночной структуры экономики и

конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех

уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое

предпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает

рынок разнообразными товарами и услугами.

Основными направлениями Федеральной программы являются:

- Первое направление включает подготовку законодательных и иных

нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный

(заявительный) порядок регистрации, лицензирования

предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и

бухгалтерского учета, порядок допуска малых предприятий к

реализации на конкурсной основе государственных и муниципальных

заказов на поставку (закупку) продукции и услуг; поддержку

отечественных производителей; обеспечение качества и

конкурентоспособности товаров (услуг), производимых малыми

предприятиями; предоставление малым предприятиям жилых и нежилых

помещений в результате реструктуризации крупных предприятий;

защиту от рэкета и других посягательств на безопасность

функционирования малых предприятий; преодоление административных

барьеров при создании и функционировании малых предприятий.

- Второе направление включает формирование региональных центров

поддержки предпринимательства на базе существующих структур для

обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере

безопасности, финансов, информации, консалтинга, стандартизации и

иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей

предпринимателям получать сведения юридического и делового

характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах,

состоянии рынка). Намечено проведение круглых столов "Бизнес и

бюрократия", информационных кампаний.

- Третье направление включает создание действенных финансово -

кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального

сочетания средств государственной поддержки, привлечения

инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений

малых предприятий, прежде всего для самоинвестирования.

Предусматривается проектное финансирование, предоставление

гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций,

взаимного кредитования и венчурного финансирования, разработка

документов нормативного и методического характера на федеральном

уровне, а также организация в регионах сети специализированных

финансово - кредитных и инвестиционных институтов для поддержки

малого предпринимательства.

На финансирование Программы в 1998 году предусматривались

ассигнования из федерального бюджета в сумме 100 млн. рублей. Из средств

Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической

сфере предусматривалось выделить на поддержку развития инновационной

инфраструктуры и инвестирование научно - технических проектов 20 млн.

рублей в 1998 году и 25 млн. рублей в 1999 году.

По экспертным оценкам данная программа должна увеличить

численность работников, занятых в малом

предпринимательстве, до 13,5 - 14,5 млн. человек, число малых

предприятий до 900 - 950 тыс., создать новые рабочие места (прежде

всего в производственной и инновационной сферах); расширить

налогооблагаемую базу, повысить собираемость налогов с малых

предприятий в бюджеты всех уровней, снизить уровень теневого

оборота в сфере малого предпринимательства; увеличить вклад малого

предпринимательства в валовой внутренний продукт до 13 - 14

процентов.

Принятие государственных программ свидетельствует о том значении,

которое придает государство сегодня развитию малого бизнеса в России.

3. Источники финансирования малых предприятий

Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной

экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников.

Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников

финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции,

технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности.

Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые

ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть

прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и

сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные

суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку

ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег

у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 1/3 предпринимателей

в нашей стране.

Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства на 1998-

1999 годы финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса должны

осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития

конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и

поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании -

долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности

средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по

обязательствам предприятий.

Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале

производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе

главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным

экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по

кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом

совместно с Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах.

Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие:

предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов

в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого бизнеса

за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки

предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал.

Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с

перечнем проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в

пределах средств кредитной линии, открытой Межэкономсбербанком. Размер

маржи, взимаемой банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с

Межэкономсбербанком и не может превышать 5%.

Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные

требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на

получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в

общей сумме финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но

не более 70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет

других источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора

в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту.

Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для

отдельных проектов - до 2 лет).

Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных

ресурсов, Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата

кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом

кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления

операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой

валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные

договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства

предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в

месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о

целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется

региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию

Фонда.

Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее

громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-

рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых

предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур,

заинтересованных министерств и ведомств.

Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит

государственного бюджета, единственным реальным внешним источником

финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит.

Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с

предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо

залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг. Нужно более широко использовать

и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема

финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита

заключается в следующем: предприятие хочет приобрести новое оборудование;

банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования;

предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый

кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6

лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и

сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При

факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они

переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный

в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае

происходит переуступка просроченной задолженности.

Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной

экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев

платежеспособности заемщика, а с другой -проведения анализа условий

предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение

должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для

расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На

основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна

деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие

показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент

финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность

предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам;

коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в

расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам;

коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия

к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и

привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость

предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств

к итогу баланса.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.