![]() |
|
|
Проблема дефицита государственного бюджета в Украинеколебалась в диапазоне от 32,8 до 49,1 %. Самое большое сокращение реальных доходов (на 26,4 %) приходится именно на период, когда налоговая ставка достигла своего максимального значения. Исходя из приведенных данных можно допустить, что целесообразной границей агрегированной налоговой ставки является показатель примерно в 40 %, превышение которого ведет к значительному сокращению поступлений в бюджет. Соотношение разных видов налогов и дефицит бюджета. Вопрос о зависимости изъятия налогов (прямых или косвенных) и наполнения бюджета довольно дискуссионен. Определенное время в отечественной литературе господствовало мнение о том, что чем менее развита страна, тем большую долю в поступлениях в ее бюджет занимают косвенные налоги. Динамику прямых и косвенных налогов в Украине раскрывает приложения 9. Данные приложения 9 свидетельствуют о том, что по формальному признаку (доле прямых налогов в структуре доходов бюджета) Украина имела показатели не хуже, чем у двадцати развитых странах мира [9]. Отсюда вытекает, что связь между долей прямых налогов и развитостью экономики не существенна. Сравнив реальные поступления в бюджет с изменением соотношения долей прямых и косвенных налогов, можно попытаться сделать вывод о влиянии этого соотношения на доходы бюджета (см. приложение 10). Вывод, по данным таблицы, может быть следующий: в экономике легче формировать поступления в бюджет за счет косвенных налогов, чем за счет прямых. Ведь именно в те годы, когда доля прямых налогов увеличивалась, имело место самое большое падение реальных доходов бюджета. В 1994 г. при росте доли прямых налогов на 5,5 процентного пункта произошло сокращение реальных поступлений на 26,4 %; в 1995 г., соответственно на 1,4 процентного пункта и на 24,0 %. А в 1997 г., когда один раз за исследуемый период было достигнуто повышение реальных доходов бюджета, этот рост произошел на фоне увеличения доли прямых налогов. Динамика денежной массы, цен и дефицит бюджета. Общепризнанно положение о том, что дефицит бюджета является причиной инфляции. Важно выяснить и обратную связь: как влияет инфляция на дефицит бюджета. Дефицит служит причиной инфляции лишь при определенных условиях, а именно тогда, когда исчерпаны другие возможности. Среди них - использование внутреннего займа и валютных резервов Национального банка. В результате увеличения предложения денег формируется новый источник финансирования дефицита. Это может быть отражено формулой: [pic] где [pic]— темп инфляции; [pic] — реальные денежные остатки. Экономическое содержание этой формулы следующее: а) дефицит бюджета может финансироваться посредством инфляционного налога; б) базой налогообложения становятся реальные денежные остатки у населения — [pic], а налоговая ставка равняется [pic] ; в) при определенном объеме реального дефицита, чем меньше денежные остатки, тем больший темп инфляции ([pic]) необходим для финансирования дефицита. Допуская определенный темп инфляции путем увеличения предложения денег, правительство изымает инфляционный налог [pic] благодаря которому и финансируется дефицит. Однако связь между темпом инфляции и дефицитом, опосредованная инфляционным налогом ([pic]), может существовать лишь до того времени, пока рост темпа инфляции опережает сокращение денежных запасов у населения. Ведь известно, что в период инфляции население стремится избавиться от денежных запасов. Когда темп сокращения денежных запасов начинает опережать темп инфляции, происходит уменьшение инфляционного налога и увеличение дефицита. Следовательно, если: [pic], то [pic] а если: [pic], то [pic] Еще одно влияние инфляции на дефицит бюджета через налоги отражено в эффекте Оливера-Тагзи. Замечено, что в том случае, когда страна не имеет системы корректирования налоговых ставок, инфляция приводит к уменьшению поступлений в бюджет по причине существования лазов в изъятии налогов. При росте цен и неизменных налоговых ставках реальные налоговые поступления уменьшаются. Действие эффекта может быть отражено схемой: [pic] Таким образом, инфляционный налог - это прибыль, которую может иметь государство при определенных темпах инфляции и которая равняется потере капитала собственниками денежных средств. Эта потеря происходит при увеличении предложения денег. Наряду с инфляционным налогом государство может изымать доход, порожденный монопольным правом печатать деньги. Этот дополнительный доход (сеньораж) измеряется покупательной способностью напечатанных в конкретном периоде денег. Дополнительное предложение денег непосредственно (без участия инфляции) может стать источником бюджетных поступлений, если оно вызывает падение покупательной способности этих денег. Сеньораж может быть представлен так: [pic] Связи бюджетного дефицита, темпов инфляции и денежной базы характеризуются данными приложение 11. Как видно из приложения 11, устойчивых зависимостей между величиной бюджетного дефицита, темпом инфляций и денежной базой не наблюдается. Правда, на самое большее сокращение реального дефицита в 1993 г. (63,9 %) приходится наибольше повышение индекса потребительских цен (47,1 %) и наибольший рост денежного предложения (в 17,2 раза). Можно допустить, что именно в этот период правительство воспользовалось инфляционным налогом для финансирования дефицита. В то же время, в 1997 г. рост и номинального, и реального дефицита бюджета происходил при почти полной стабилизации цен. В 1994 г. рост денежной базы и цен происходил на фоне роста дефицита. В дальнейшем (1995 и 1996 гг.) при значительно меньшем росте, чем в 1993 г., денежной базы (соответственно - в 2,2 и 1,38 раза) происходили относительно незначительный рост цен и сокращение реального дефицита. В отношении последнего вполне естественным является предположение об активном использовании в 1995 и 1996 гг. других (кроме эмиссии и инфляции) источников финансирования дефицита бюджета. Анализ зависимостей между дефицитом бюджета и многочисленными макроэкономическими факторами подтверждает существование многофакторных воздействий, Обосновывая показатели дефицита бюджета необходимо учитывать наибольшее количество факторов. Возможности выхода из создавшейся ситуации. Проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного долга чрезвычайно важны для сегодняшней Украины. Что же можно сделать, и можно ли вообще как-то изменить такое положение? В настоящее время сложилось две основные теории по преодолению бюджетного кризиса и кризиса государственной задолженности. Первая из них основывается на нехватке в экономике наличных денежных средств. Она была высказана недавно известным российским экономистом Николаем Шмелевым, автором нашумевшей в свое время статьи “Авансы и долги” десятилетней давности. В интервью, озаглавленном “Опять авансы, опять долги” [11] в качестве действенного метода преодоления кризиса называется эмиссия, печать новых денег. На вопрос о том, где взять не хватающие средства, Шмелев отвечает так: “Поменять всю налоговую систему - нужны годы. А их нет. ... Все деньги с внутреннего рынка государство уже высосало. А с внешнего рынка много не соберешь. Остается неестественный метод: напечатать деньги. ... Да, это немного инфляция, но это замкнутый круг, из которого иначе не выбраться. ... При том искусственно созданном денежном голоде, в котором живет страна, какие-то точечные контролируемые инъекции достаточно безопасны. Другого способа я не вижу” Такой подход аргументируется недостатком в украинской экономики наличных денег. По словам Шмелева, “в экономике должно быть наличных и безналичных денег примерно 80 % стоимости ВВП. У американцев - более 100%. У нас же - всего лишь около 10 %”. Другая же точка зрения, напрочь отрицает возможность эмиссии как средства преодоления бюджетного дефицита. “Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг”. Политика устранения бюджетного дефицита не должна быть направлена на скорейшее уравнивание доходов и расходов государства, это процесс постепенный, требующий конкретных мер в самых разных областях государственной экономической политики. Это и стимулирование бюджетных поступлений, и сокращение государственных расходов (в разумных, конечно, пределах и не за счет наиболее социально и экономически значимых статей). Это, несомненно, и привлечение в страну иностранного капитала. Выводы. В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит и государственный долг - сами по себе не являются катастрофичными явлениями, их увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах. Очевидно, исходя из приведенных выше математических зависимостей и экономических моделей бюджетного дефицита, что на данном этапе развития экономики Украины его [бюджетного дефицита] наличие. Это вытекает и из так называемого «основного бюджетного тождества», уже упоминавшегося и приведенного в приложении 3. Перечень ссылок Макконнелл К., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика В 2-х т. (Пер. с англ. - М.: Республика, 1992. - Т.1. - 365 с. Тенденції української економіки. Грудень 1997. Украинско- Европейский консультативный центр по вопросам законодательства, с. 52. 1] Постановление Верховного Совета Украины “О структуре бюджетной классификации Украины” от 12 июля 1996 г. 2] Рассчитано по: Тенденції української економіки. Червень 1999 та квартальний додаток, с. 6, 18 3] Рассчитано на основе данных Министерства статистики Украины. “Посредник” от 23 октября 1996 г., с. 39. 4] Україна. Соціальна сфера у перехідній економiці. Аналiз Світового банку. К., “Основи”, 1994. 5] Тенденціі української економіки. Грудень 1999, с. 54. 6] Тенденції української економіки. Грудень 1997, с. 18, 40, 41. Пример такой методики есть в книге: Су воров А. В, Методы построения социально-экономических сценариев. “Проблемы прогнозирования” #4, 1996. 7] Сакс Джеффри. Макроэкономика, Глобальный подход. М,, “Дело”. 1996. с. 223. 8] Рассчитано по: Тенденції української економіки. Червень 1997, с. 22. 9] Московский комсомолец. Октябрь 1999, № 43, с. 5 Приложения Приложение 1. Динамика дефицита государственного бюджета в Украине [pic] Приложение 2 Размер и источники погашения дефицита бюджета в Украине |Год |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 | |Размер |26.718,9 |983.298,1 |117 259 |331 566 |461745,4 |5.751.22 |3.380.723 |1.240.000 | |дефицита |млн.Карб |млн. каpб |млрд.карб |мрд.Карб |мрд.карб |тис.Грн. |тис. Грн |тис. Грн. | |бюджета | | | | | |(5,7% ВВП) |(3,3% ВВП) | | |Источники | |Кредит |--//-- |--//-- |--//-- |Емиссия |--//-- |--//-- | |покрытия | |НацБанка | |+ внешние |+ ОВГЗ |гос. | | | | | |Минфину | |источники |+ кредиты: |Ценнных | | | | | | | |финансирова|Мирового |бумаг+ | | | | | | | |ния |банка; |Внешние | | | | | | | | |Ексимбана |займы | | | | | | | | |Японии; | | | | | | | | | |Мирового | | | | | | | | | |сообщества | | | | Приложение 3 Рисунок 1. Основное бюджетное тождество [pic] Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то дефициты, которые, как правило, автоматически появляются во время спадов, помогают преодолеть спад. Напротив, бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции. Приложение 5 Динамика объема закупок и цен |Показатели |1992 г. |1993 г. |1994 г. |1995 г. |1996 г. |1997 г. |1998 г. |1999 г. |2000 г. | | | | | | | | | | |План | |Объем закупок |15,6 |390,9 |4745,5 |15073,2 |20552,3 |23182,2 |24814,5 |22739,5 |25800 | |млн. грн. | | | | | | | | | | |Индекс закупок|- |25,0 |12,1 |3,18 |1,36 |1,13 |1,07 |1,01 |1,12 | |Индекс |- |54,7 |9,9 |4,76 |1,8 |1,16 |1,23 |1,12 |1,2 | |потребительски| | | | | | | | | | |х цен | | | | | | | | | | Приложение 6 Динамика реального ВВП Украины и дефицита бюджета | |1992 г. |1993г |1994г |1995г |1996г |1997г | |Показатели | | | | | | | |Реальный ВВП (в млрд. |137,4 |100,5 |60,3 |55,9 |52,6 |52,3 | |Постоянных руб. 1990 г. | | | | | | | |Изменение ВВП (в % к |- |–26,9 |-40,0 |- 7,3 |- 5.9 |- 0,6 | |предыдущему году) . | | | | | | | |Реальный баланс бюджета |17.4 |6,29 |7,62 |4,15 |2.35 |3,5 | |(разница расходов | | | | | | | |и доходов в млрд. | | | | | | | |Постоянных руб. 1990 г.) | | | | | | | |Изменение баланса бюджета|- |- 63,9 |+21,1 |- 45,5 |- 43,4 |+48,9 | |(в % к предыдущему году) | | | | | | | |Реальные расходы бюджета |64,1 |44,8 |43,1 |25,06 |22,0 |24,4 | |(в млрд. Постоянных руб. | | | | | | | |1990 г.)* | | | | | | | |Изменение расходов (в % к |- |- 30,1 |- 3,8 |–41,9 |- 12.2 |+10,8 | |предыдущему году) | | | | | | | |Баланс бюджета (в % к ВВП)|12,2 |6.5 |10,5 |7,9 |4,6 |7,1 | *Реальный баланс бюджета и реальные расходы бюджета получены путем перерасчета на так называемый “поправочный коэффициент”. Он получен так: (Номинальный ВВП по данным Госкомстата)/(Реальный ВВП по данным ТУЕ). См.: Тенденції української економікн. Грудень 1997. с, 12, 52, 54. Приложение 7 Расчет скрытого бюджетного излишка | Показатели |Величина показателей | |1. Бюджетный дефицит |6196,4 млн. грн. | |2. Сумма налогов на 1 |27148,6млн.грн./13797тыс.чел.= | |работающего* |1,97тыс. грн. | |3. Безработные** |17740 - 13797=3943 тыс. чел. | |4, Дополнительная сумма |1,97тыс. грн. х 3943 тыс. чел.= | |налогов, соответствующая полной|7767,7 млн. грн. | |занятости (4=2хЗ) | | |5. Скрытый бюджетный |7767,7 - 6196,4=1571,3 млн. грн.| |излишек (5=4— 1) | | * Для расчёта взяты все поступления в бюджет (фактически - агрегированная налоговая ставка). Количество работающих рассчитано как средняя величина занятости четырех -кварталов 1997г. ** Количество безработных рассчитано как разность между количеством работавших в конце 1992 - начале 1993 г. и количеством работающих в 1997 г. Приложение 8 Налоговые ставки и поступления в бюджет |Год |Реальный ВВП |Доходы |Изменение |Реальные |Изменение | | |(в млрд. |бюджета (в|доли |доходы |реальных | | |Постоянных |% к ВВП) |доходов |бюджета (в|доходов (в | | |рублей 1990 | |бюджета (к|млрд. |% к | | |г.) | |предыдущем|Постоянных|предыдущему| | | | |у году) |рублей |году) | | | | | |1990 г.) | | |1992 |137.4 |32.8 |- |45.1 |- | |1993 |100.5 |40.0 |+7.2 |40.2 |-10.9 | |1994 |60.3 |49.1 |+9.1 |29.6 |-26.4 | |1995 |55.9 |40.1 |-9.0 |22.5 |-24.0 | |1996 |52.6 |38.6 |-10.5 |20.2 |-6.4 | |1997 |52.3 |42.4 |+3.8 |15.6 |-22.8 | Приложение 9 Прямые и косвенные налоги в структуре поступлений в бюджет | |Доля в общих доходах | |Год |Прямые налоги|Косвенные |Неналоговые | | | |налоги |поступления | |1992 |52,7 |32,3 |15,0 | |1993 |45,0 |34,2 |20,8 | |1994 |50,5 |27,7 |21,8 | |1995 |51,9 |24,2 |23,9 | |1996 |50,0 |23,1 |26,9 | |1997 |55,9 |23,6 |20,5 | |В среднем |51,0 |27,5 |21,5 | |за 5 лет | | | | Приложение 10 Изменения прямых и косвенных налогов и реальных поступлений |Год |Реальный общий |% изменения |Изменение |Изменение | | |доход (в млрд. |реального |доли прямых |доли | | |Постоянных |дохода |налогов (на |косвенных | | |рублей, 1990г.) | |количество |налогов (на | | | | |процентных |количество | | | | |пунктов) |процентных | | | | | |пунктов) | |1992 |45,1 |- | | | |1993 |40,2 |-10,3 |-7,7 |+2,1 | |1994 |19,6 |-26,4 |+5,5 |-6,5 | |1995 |22,5 |-24,0 |+1,4 |-3,5 | |1996 |20,2 |-10,2 |-1,9 |-1,1 | |1997 |20,9 |+3,5 |+5,9 |+0,5 | Приложение 11 Зависимость между дефицитом бюджета, денежной базой и инфляцией [10] | |Номинальный |Реальный баланс|% |М2 в | | |баланс бюджета |бюджета |изменен|национальной | | |(дефицит) |(дефицит) |ия ИПЦ |валюте | |Год |Млн. |Индекс |Млн. |% | |млн. |Индекс | | |грн. |по |Постоян|изменен| |грн. |по | | | |отношен|ных |ия | | |отношен| | | |ию к |рублей | | | |ию к | | | |предыду|1990 г.| | | |предыду| | | |щему | | | | |щему | | | |году | | | | |году | |1992 |6,3 | |17,4 | |33,5 |23 | | |1993 |92,8 |14,7 |6,29 |-63,9 |47,1 |396 |17,2 | |1994 |1139,7 |12,2 |7,62 |+21,1 |14,4 |2163 |5,46 | |1995 |4043,3 |3,55 |4,15 |-45,5 |9 |5269 |2,44 | |1996 |3617,0 |0,89 |2,35 |-43,4 |2,8 |7306 |1,39 | |1997 |6196,4 |1,71 |3,5 |+48,9 |0,8 |12242 |1,67 | |1998 |7485,6 |1,2 |3,15 |-10,3 |2,3 |15678 |1,28 | |1999 |7986,1 |1,06 |3,2 |+2,03 |1,6 |19842 |1,26 | ----------------------- [pic] |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |