![]() |
|
|
Проблемы нефтяной промышленности Россииуправления, которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа- Альметьевск; Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин; Самара - Тихорецкая; система нефтепроводов "Дружба" и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам. В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям: на восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа -Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск (нефтепродукты);на запад- нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару- Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк – Вентспилс; Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород Ярославль - Кириши (Северо - Запад);на юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск. Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь "повернут" целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям: На запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск -Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;на юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент-Чарджоу. На восток - Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспортировки нефти на запад, так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления. Из других магистральных направлений, возникших под влиянием добычи нефти в разных районах, выделяются Волгоград - Новороссийск; Грозный - Армавир -Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс (нефтепродукты); Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре. В настоящее время нефтяная промышленность России находится в состоянии глубокого кризиса, что обусловило резкое падение добычи нефти. Только в 1992г. она уменьшилась по сравнению с предыдущим годом более чем на 60 млн. т и в 1993г. еще на 40-45 млн. т. Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной промышленности Правительство Российской Федерации и Минтопэнерго связывают не только с дополнительными государственными инвестициями, но и с последовательным развитием рыночных отношений. Предприятия отрасли должны самостоятельно зарабатывать необходимые для их отрасли средства, а Правительство - создавать им для этого необходимые экономические условия. Поставки нефти для государственных нужд сокращены до 20 % ее добычи, остальные 80 % предприятия имеют право реализовать самостоятельно. Ограничивается лишь вывоз ее из России, чтобы не оставить российский рынок без нефтепродуктов в условиях существующего несоответствия внутренних и мировых цен на нефть. Практически снят контроль за уровнем внутренних цен на нефть. Государство регулирует лишь предельно допустимый уровень рентабельности в цене. Важное значение для повышения эффективности функционирования нефтяного комплекса России имеет работа по акционированию и приватизации. В процессе акционирования принципиальные изменения происходят в организационных формах. Государственные предприятия по добыче и транспорту нефти, ее переработке и нефтепродуктообеспечению преобразуются в акционерные общества открытого типа. При этом 38% акций указанных обществ остается в государственной собственности. Для коммерческого управления пакетами акций, находящихся в государственной собственности. Для управления акционерными обществами по транспорту нефти и нефтепродуктов созданы акционерные компании "Транснефть" и "Транснефтепродукт", которым передается 51% акций акционерных обществ. В связи с особенностями функционирования предприятий по транспорту нефти и нефтепродуктов их приватизация в настоящее время запрещена. Образуются вертикально-интегрированные компании(ВИК)- это объединение компаний геологоразведки, и нефтедобычи с компаниями нефтепереработки и сбыта. Среди таких компаний выделяют: « ЛУКойл» - 40 % акций у государства, около 100 дочерних компаний и предприятий. В том числе 40 сервисных компаний, 24 совместных предприятия, 7 нефтедобывающих ( Когалымнефтегаз, Лангеппаснефтегаз, Урайнефтегаз, Пермьнефть, Нижневолжскнефть, Калининградморнефтегаз, астраханьнефть) и 2 нефтеперерабатывающих ( Волгограднефтепереработка и Перпмьнефтеоргсинтез ), 3 финансовоинвестиционные компании ( 1о % российского рынка нефтепродуктов). «Сиданко» - 51% акций у группы "ОНЭКСИМ - МКФ" (компания "Интеррос- ойл", входящая в "Интеррос", в сентябре 1996 г. стала победителем инвестиционного конкурса по продаже 34% уставного капитала "Сиданко"^), свыше 100 тыс. работающих. Третье место среди нефтяных ВИК после "Юкос" и "ЛУКойл". Средняя глубина нефтепеработки - 59%, самая высокая в России. При 460 тыс. барр. / сутки добычи нефти дает 7% всей российской добычи. Владеет широкой распределительной сетью: 766 АЗС, 159 нефтебаз, на которых сосредоточено 21,4 млн. барр. В составе "Сиданко" нефтедобывающие "Варьеганнефтегаз", "Кондпетролеум", "Удмуртнефть", "Черногорнефть", "Саратовнефтегаз"; нефтеперерабатывающие АО "Ангарская нефтехимическая компания", Саратовский НПЗ, Хабаровский НПЗ, 14 компаний по нефтепродуктообеспечению; 3 производящих оборудование, одно в сфере НИОКР АО "Крекинг". «Сургутнефтегаз» образована в марте 1993 г. Нефтедобычу ведет "Сургутнефтегаз", переработку - "Киришинефтеоргсинтез", продуктообеспечением занимаются 9 предприятий, имеет морской терминал - "Ручьи". Объем добычи - 670 тыс. барр./сутки. «Юкос» - 78% акций компании получил "Менатеп" в результате залогового аукциона в 1995 г. Добычу ведут "Юганскнефтегаз", "Самаранефтегаз", переработка нефти осуществляется на Новокуйбышевском НПЗ и "Куйбышевнефтеоргеинтезе". На 8 предприятиях сосредоточено нефтепродуктообеспечение. В структуре "Юкос" имеются два предприятия по производству автоматизированного оборудования и 2 НИИ в сфере НИОКР; одна организация занята строительством, экспортом и ремонтом оборудования. Финансовые услуги предоставляют "Токобанк", "ЗапСибкомбанк", "Юганскнефтебанк", "Промрадтех-банк", Тюменская фондовая биржа. Товарная биржа. "Юкос" занимает 3-е место среди ВИК по объему нефтепереработки - 334 тыс. барр./сутки. НК "Роснефть" (70 тыс. человек персонала, акции 89 предприятий, не вошедших ни в одну ВИК, в 1995 г. были переданы в доверительное управление "Роснефти"). Нефтедобывающие компании - "Пурнефтегаз", "Сахалинморнефтегаз", "Краснодарнефтегаз", "Ставропольнефтегаз", "Термнефть", "Дагнефть", "Архангельскнефтедобыча", "Калм-нефть". Нефтеперерабатывающие - Комсомольский НПЗ, "Краснодарнефтеоргсинтез", Туапсинский НПЗ, Московский экспериментальный завод нефтепродуктов. 16 предприятий нефтепродуктообеспечения, 8 совместных предприятий, 5 вспомогательных сервисных компаний - "Удмуртгеология", ГИВЦ "Нефтегаз", "Нефтегазснаб", "Роснефтеимпекс", "Роснефтекомплект", АСУ "Нефтепродукт". «Сибнефть" дает 7% добычи нефти России (407 тыс. барр./сутки). В ее состав нефтеперерабатывающая компания "Ноябрьскнефтегаз", нефтеперерабатывающая АО "Омский НПЗ", нефтепродуктообеспечивающая - "Омскнефтепродукт", сервисное предприятие "НоябрьскНГгеофизика". "Славнефть" образована 27 июня 1994 г., входит в состав первой транснациональной российско-белорусской нефтяной ВИК. Нефтедобычей занимаются "Мегионнефтегаз" и "Мегионнефтегазгеология", нефтепереработкой - Мозырский НПЗ, "Ярославнефтеоргсин-тез", Ярославский НПЗ им. Менделеева, нефтепродуктообеспечением - "Ярославнефте-продукт", "Костромнефтепродукт", Ивановонефтепродукт". Среди финансово-торговых структур - "Славбанк", "Международный торговый дом Славойл". " Тюменская нефтяная компания" образована 9 августа 1995 г. Объем добычи -454 тыс. барр./сутки, переработки - 172 тыс. Ее нефтедобывающие компании -"Нижневартовскнефтегаз", "Тюменьнефтегаз", "Обьнефтегазгеология", Рязанский нефтеперерабатывающий завод, 5 нефтепродуктообеспечивающих предприятий и по одному в строительстве и геологоразведке.[5] Переход к рынку влечет за собой многие проблемы, в том числе и сложности перестройки на рыночные отношения целых регионов, специализирующихся на добыче нефти .Положения усугубляется в условиях падения нефтедобычи и уменьшения рыночных цен на жидкое топливо. Примером такого региона может быть Тюменская область. .Хозяйство Тюменской области после более чем 25-летнего периода интенсивного развития нефтяной и газовой промышленности характеризуют следующие черты: исключительная ориентация на добычу нефти и газа и отсюда повышенная чувствительность ко всем изменениям конъюнктуры рынка энергоносителей, которая может стать пагубной в условиях рыночной экономики; истощение основы экономического потенциала — падение добычи нефти уже началось (причем темпами, ранее казавшимися невозможными); 3. "широтная" специализация районов Тюменской (как, кстати, и Томской) области: южные районы специализированы на производстве сельскохозяйственной продукции, примыкающие к ним районы — на глубокой переработке углеводородного сырья, далее к северу — нефте- и газодобывающие районы. Если на первых этапах освоения "широтные" связи были весьма слабыми, то по мере увеличения добычи на севере они значительно окрепли (особенно со строительством меридиональной железной дороги); На эти особенности наложил отпечаток действовавший хозяйственный механизм, и в печальном итоге: — отсутствие долгосрочной экономической перспективы у северных районов — к настоящему времени неизвестно как дальше развивать их хозяйство (и стоит ли вообще его развивать) и что делать с возникшими на севере городами (которые строились во многом стихийно, исходя только из задачи увеличить добычу нефти и газа); — острота нерешенных социальных и экологических проблем; — стихийный характер формирования территориальных пропорций в хозяйстве области — "широтная" специализация не полностью учитывает возможности и преимущества каждой зоны. Проблемы развития экономики региона как системы сбалансированных и взаимосвязанных видов хозяйственной деятельности решались в централизованной экономике лишь в той степени, в какой это соответствовало приоритетам и интересам Центра. В первую очередь решались проблемы, связанные с функционированием нефтегазового сектора — геологоразведкой, строительством, добычей и транспортировкой углеводородного сырья. В соответствии с требованиями развития этого сектора решались проблемы строительства жилья и объектов региональной инфраструктуры (дорог, портов, причалов, систем связи). Отличительной особенностью являлся также ярко выраженный ведомственный подход к решению региональных проблем — каждое министерство бывшего СССР было заинтересовано в решении только тех проблем, которые соответствовали его интересам. Попытки координации — увы, безрезультатные — предпринимались и на региональном уровне, и на уровне бывшего Госплана СССР. Ярким примером является строительство Тобольского нефтехимического комбината — единственного крупного предприятия по переработке легких углеводородов, ориентированного на получение химической продукции (каучуков). Начатое в 1974 г. строительство комбината не закончено и до настоящего времени на предприятии получают только маномеры, которые транспортируют для дальнейшей переработки в другие районы. Как показывают наши' исследования, данный комбинат мог бы стать полюсом интенсивного экономического роста в южной части Тюменской области. Однако сам регион не располагал средствами для его сооружения, а центральные ведомства не были заинтересованы в своевременном завершении строительства. Фактически Тюменской области отводилась (и пока еще отводится) роль насоса, обеспечивающего переток чистого дохода в централизованную копилку (сначала союзную, а затем российскую) и одновременно резко ограничивающего поток в обратном направлении, на нужды развития региона. Заниженные цены на нефть приводили, например, к следующему: валовой доход объединения "Нижневартовскнефтегаз" (разрабатывающего все еще эффективное Самотлорское месторождение) составил в 1989 г. 1 млрд. 850 млн. руб. Из этой суммы почти миллиард был изъят в госбюджет, а оставшейся суммы не хватило, чтобы обеспечить финансирование производственных и социальных программ. Поэтому объединение вынуждено было "просить" у государства недостающие 300 млн. руб. Думается, можно сделать однозначный вывод — административно-командное планирование и управление, основанное на отраслевом принципе и остаточном финансировании региональных программ, не в состоянии создать условия для устойчивого экономического развития территории в долгосрочной перспективе.[6] Перспективы развития нефтяной промышленности России на предстоящий период в определяющей мере зависят от состояния ее сырьевой базы. Россия обладает крупными ресурсами нефти. Ожидается открытие новых крупных месторождений на шельфах северных и восточных морей, в Восточной Сибири. Не исключена вероятность открытия крупных месторождений в Западной Сибири. РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ НЕФТИ Внедрение новых методов и технологий добычи нефти сдерживается необходимостью высоких капитальных вложений. Сотрудничество с иностранными фирмами в области нефтегазодобывающей отрасли приобретает все большие масштабы. Это вызывается как необходимостью привлечения в создавшихся экономических условиях иностранного капитала, так и стремлением использования применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных технологий и техники разработки нефтегазовых месторождений, которые не получили должного развития в отечественной промышленности. Практически с самого начала проявления нефтяного фактора в международных отношениях изменились и основы формирования внешней политики заинтересованных государств. В качестве действующих лиц стали выступать два компонента: правительства и крупнейшие нефтяные компании. При этом последние выступали в качестве инициатора большинства внешнеполитических шагов на международной арене. Исполнительная власть не выступает в отношении нефтяного рынка как однородная сторона. Такая ситуация характерна и для России. На практике между оказывающими воздействие на нефтяной рынок министерствами существуют различия в подходе к большинству актуальных для нефтяников проблем. Например, в начале 1995 г. Минтопэнерго пыталось снизить пошлину на экспорт нефти с 23 ЭКЮ до 15. Поддержанное министерством внешних экономических связей Минтопэнерго, однако, натолкнулось на резкое сопротивление министерства финансов, защищавшее интересы бюджета. Вопрос решался на уровне главы правительства, и министерство финансов сумело настоять на своем. Практически все вопросы, затрагивающие нефтяной рынок, решаются между различными министерствами и ведомствами путем длительных согласований и ждущий решения должен набраться терпения. Другое дело, что нефтяные компании, как правило, активно лоббируют свои интересы в правительственных коридорах и пользуются при необходимости разногласиями между различными министерствами, Известны также случаи, когда исполнительные власти в России на разных уровнях требовали от нефтяных компаний принять то или иное решение, причем зачастую себе в убыток. Этот вид протекционизма абсолютно нехарактерен для мировой практики. Обычно такого рода ситуации оказываются связаны с государственными обязательствами правительства Российской Федерации по поставке нефтепродуктов одной из постсоветских стран. После распада СССР большинство республик оказалось не в состоянии закупать у России, самого крупного экспортера нефти и газа, энергоресурсы по мировым ценам. По сути дела, сложилась ситуация энергетической зависимости подавляющего большинства постсоветских государств от России. Чтобы избежать экономической катастрофы у своих соседей, Москва принимала по межгосударственным соглашениям обязательства по поставке странам СНГ энергоресурсов, в том числе и нефтепродуктов, по льготным ценам. Каждый раз в таких случаях правительство возлагало на одну из нефтяных компаний, находящихся под государственным контролем, обязанности поставки в конкретную постсоветскую страну сырой нефти или нефтепродуктов. Например, в 1992 г. правительство настоятельно потребовало от "Когалымнефте-газа", входящего сейчас в компанию "ЛУКойл", поставить нефть в Казахстан. Компания была категорически против, однако власти использовали силовое давление и свой контроль над магистральными нефтепроводами. В результате "Когалымнефтегаз" все-таки поставил нефть на Чимкентский НПЗ, но казахстанская сторона оплатила не всю сделку. (В практике отношений между постсоветскими государствами такие случаи происходят весьма часто.) В результате российская компания оказалась в убытке в 14,5 млрд. руб. Более того, государство потребовало от "Когалымнефтегаза" уплатить 42 млрд. руб. таможенной пошлины за поставленную в Казахстан нефть. В аналогичной ситуации побывали и некоторые другие компании. В частности, были арестованы счета "Роснефти" за неуплату таможенной пошлины за поставки нефти на Украину, к которым компанию принудило опять же государство и которые были не оплачены украинской стороной. "Нефтяная геополитика" строится на основе либо пятизвенной "цепочки" (добыча — транспортировка — переработка - транспортировка - сбыт), что характерно главным образом для развитых государств, либо ее усеченных модификаций (добыча - транспортировка — сбыт). С точки зрения российской внешней политики реалиями сегодняшнего и, видимо, завтрашнего дня является "усеченный" вариант цепочки. Несмотря на высказывания некоторых политических лидеров и правительственных чиновников в пользу переориентации российской нефтяной отрасли от продажи сырой нефти к широкому сбыту на западных рынках нефтепродуктов, эта перспектива выглядит по крайней мере в ближайшие годы малоправдоподобной. Уровень нефтепереработки на российских НПЗ остается низким, а западноевропейские рынки бензина - чрезвычайно насыщенными, чтобы отечественные производители могли в ближайшее время надеяться на масштабное присутствие на Западе.После распада СССР постсоветские элиты надеялись, что западные державы выполнят свои прежние обещания и окажут масштабную материальную помощь становлению демократии в бывших советских республиках. Однако очень быстро выяснилось, что в обозримом будущем развитые страны будут ориентироваться преимущественно на сырьевые богатства бывшего СССР. Речь идет о имеющихся и потенциальных возможностях постсоветских государств как поставщиков энергоресурсов: газа, сырой нефти и электроэнергии. Прибалтийские государства занимаются перепродажей российской нефти на внешний рынок. Основными внешнеполитическими "узлами", которые определяют в настоящее время "нефтяную политику" Российской Федерации, являются "каспийский", "казахстанский", "восточнославянский", "ближневосточный" и "американский". Все они, кроме "американского", связаны с добычей нефти за |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |