![]() |
|
|
Рынок ценных бумаг и первичный и вторичный рыноксовершение сделок купли – продажи ценных бумаг. В Мордовии, как и по всей России, в результате массовой приватизации возникло множество возможностей и проблем, которые будут занимать банкиров и брокеров, предприятия, государственных деятелей, законодательные органы в ближайшее время. Наиболее характерной чертой для рынка ценных бумаг Мордовии является то, что в сфере деятельности по передаче акций преобладал и преобладает пост приватизационный «контролируемый рынок», который характеризуется односторонней передачей акций от мелких акционеров, прибредших свои акции в ходе приватизации. Покупателями чаще всего являются руководители предприятий, использующие различные приемы, чтобы завладеть пакетами акций мелких инвесторов. В иных случаях предприятие создает дочернюю инвестиционную компанию для приобретения таких акций путем использования средств самого предприятия. Примером может служить созданные на базе АО «Лисма» инвестиционные институты «Лисма-Инвест» и «Инвест-Свет». Контролируемый рынок не является особенно благоприятной средой для быстрого развития коллективных институтов, создающих активный вторичный рынок. Основные клиенты брокеров, а часто и сами брокеры не особенно заинтересованы в открытости и ликвидности рынка. Это происходит потому, что в условиях контролируемого рынка эмитенты не заинтересованы в активном рынке для своих акций. Клиенты брокеров, как управляющие, так и внешние инвесторы, в основном заинтересованы поглощении небольших пакетов акций по наиболее выгодной цене. К тому же брокер, приобретающий пакеты акций от имени клиента, обычно предпочитает не разглашать информацию о цене и объем сделки. Отсутствие открытости также позволяет брокеру добиться более значительной разницы между ценами, и он может легко манипулировать ими. Большинство акционерных обществ Мордовии избрали такой вариант приватизации, при котором 51% акций остался за работниками предприятий. Кроме того, организаторами аукционов приватизации крупных предприятий и продавцами акций приватизируемых предприятий выступали Комитет по управлению имуществом и Фонд имущества Мордовии. Хотя некоторые компании прошли через систему межрегиональных и национальных аукционов, большинство предприятий Мордовии были проданы с аукциона только через местный центр чековых аукционов. Некоторые инвесторы, в особенности из чековых фондов, участвовали в аукционах по всей стране. Однако очевидно, что подавляющее большинство непосредственных акционеров приватизированных предприятий Мордовии – жители республики. В этом есть и положительный момент, так как в ситуации при отсутствии необходимых данных о финансовом положении и перспективах предприятий, именно участники рынка ценных бумаг Мордовии обладают надежной информацией, как о новых эмиссиях, так и о торговых операциях, они лучше разбираются в том, что происходило с притоком наличных средств в акционерное общество; в проблемах, связанных с крупными заказчиками и поставщиками; в том, каким образом осуществлялись планы реформатизации и т.д. Активными участниками рынка ценных бумаг республики являются коммерческие банки, для которых фондовый рынок играет значительную роль. Это и сфера инвестирования, и источник финансовых ресурсов, и один из видов бизнеса. Он дает банкам диверсификацию рисков, дополнительную устойчивость в непростой экономической ситуации, дополнительный источник доходов. Всего в республике действует девять самостоятельных коммерческих банков с восемью филиалами, в том числе шесть паевых и три акционерных, действующих в форме открытого акционерного общества. Коммерческие банки имеют в своих портфелях различные ценные бумаги, но по объему вложений наибольший удельный вес занимают государственные ценные бумаги. Следует отметить, банкам Мордовии осуществление операций на рынке ГКО/ОФЗ в качестве дилеров не представляется возможным из-за территориальной удаленности от брокерских площадок и необходимых денежных средств для необходимого обеспечения данных операций. Некоторые из них не имеют лицензии на осуществление профессиональной деятельности в качестве брокера, а также достаточного размера собственных средств. Не имея возможности стать дилерами, ком.банки республики в 1997 году осуществляли операции на открытом рынке ГКО/ОФЗ в качестве инвесторов через дилеров Москвы, согласно с заключенным с ними договором об оказании услуг по приобретению и продаже государственных облигаций, в частности: с московским коммерческим банком «Межбанковское объединение «Оргбанк», «Инкомбанк» и др. Поддерживая реальный сектор экономики региона ком.банки выступают стратегическими инвесторами ОАО «Биохимик», ОАО «Связьинформ», ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Саранский приборостроительный завод». Работая как комиссионеры, они проводили операции по покупке акций Инвест-Бонда, Сбербанка, Лисма и других эмитентов. Банки республики выступают также портфельными инвесторами через Российскую торговую систему, вкладывая средства в акции наиболее перспективных компаний - РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», АО «Сургут нефть» и др. Наряду с привлечением государственных и корпоративных ценных бумаг ком.банки Республики Мордовия осуществляют и собственную эмиссию. По состоянию на 01.01.98 г. было выпущено акций на 24,6 млрд.руб., в количестве 321,6 тыс. штук. В основном эмитировались обыкновенные именные акции – 307,6 тыс. штук на 24,5 млрд. руб., а привилегированные акции составили незначительную долю как по количеству (14 тыс. штук), так и по объему выпуска – 140 млн. штук. Распространением акций банки занимаются самостоятельно и услугами посредников не пользуются. Ком.банки также активно работают на рынке ценных бумаг как эмитенты депозитных сертификатов и простых векселей, максимально гарантируя своим клиентам доходность и возвратность вложенных ими средств и создавая наиболее благоприятные условия для проведения операций с этими бумагами. В перспективе ком. банки Мордовии планируют расширение операций на фондовом рынке, включая увеличение объемов вложений в векселя надежных эмитентов, выход на рынок облигаций субъектов РФ и развитие операций с ценными корпоративными бумагами. Таким образом, на рынке ценных бумаг республики Мордовия формируется группа участников, активно работающих с финансовыми инструментами. 3. Инфраструктура фондового рынка Республики Мордовия Под инфраструктурой фондового рынка обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок, материализованная в разных технических средствах, институтах (организациях), нормах и правилах. [ 1.14 ] Развитие инфраструктуры в Республике Мордовия идет параллельно с развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. Но пока число сделок невелико и обороты ранка малы, поэтому содержание инфраструктуры обходится дорого, и она остается на примитивном уровне. Главенствующую роль на рынке ценных бумаг играют торговая система, система регистрации сделок с ценными бумагами, система денежных расчетов между участниками. Большую популярность в отечественной практике приобрела внебиржевая торговая система, которая получила название «Российская торговая система». Она позволяет фиксировать все происходящие сделки, накапливать статистический материал по спросу и предложению. Система существует на средства участников и является независимой. Эта система прошла успешную апробацию и доказала свою жизненность в российских условиях. Элементами инфраструктуры фондового рынка являются регистраторы, депозитарии, биржи. Развитию инфраструктуры рынка Мордовии способствовало создание регистраторов, ведущих реестры местных предприятий, акционерных обществ с числом лицевых счетов более 500. Это “Лисма-Инвест” и ЗАО “Регистратор”. Закрытое акционерное общество «Мордовская регистрационная компания «Регистратор» (лицензия №01207 от 25 декабря 1996 г.) работает на фондовом рынке сравнительно недавно - с 1996 года. Все работники ЗАО «Регистратор» имеют высшее образование и три специалиста - аттестаты Министерства финансов России I категории на право работы на рынке ценных бумаг. Средний возраст сотрудников – 36 лет. Учредители ЗАО «Регистратор»: ТОО “Торгмонтаж” (г.Саранск), ЗАО “Консультативно-аудиторская финансовая компания “ЭКФИ” (г.Москва). ЗАО «Регистратор» ведет реестры около 30 акционерных обществ с числом счетов акционеров более 500. Среди обслуживаемых акционерных обществ - Завод Сарансккабель, Станкостроитель, Биохимик, Электровыпрямитель, Центролит, Завод Медоборудования и др. ЗАО «Регистратор» активно занимается открытием филиала в республике Татарстан, что стало возможным с изменением законодательства. В 18-м постановлении (п.2) ФКЦБ от 17 сентября 1996 г. не разрешалось открывать филиалы региональным регистраторам кроме нескольких перечисленных. [ 2.12 ] Это противоречило Федеральному Закону «Об акционерных обществах» и ставило региональные и центральные регистраторы в неравные условия. [ 2.1 ] Устанавливалось, что обязательными условиями для получения лицензии на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев ценных именных бумаг являются: наличие в Уставе юридического лица, претендующего на получение лицензии, положений об осуществлении деятельности по ведению реестра владельцев ценных именных бумаг как исключительной (за исключением случаев, когда возможность совмещения с другими видами деятельности установлена Федеральным законом, актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, далее по тексту - Федеральной комиссией); наличие у заявителя, осуществляющего ведение реестров на момент подачи заявки, не менее 25 реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг каждого эмитента более 500, при этом местом нахождения эмитентов и заявителя должна являться территория одного субъекта Российской Федерации (данное положение не распространяется на регистраторов, находящихся в Москве, Московской области, Омске, Ростове, Самаре, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Нижнем Новгороде, Новосибирске ,Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Челябинске, Хабаровске), или наличие, как правило, не менее 100 тыс. счетов, включая количество лицевых счетов в реестрах, ведение которых осуществляется заявителем, и количество счетов клиентов, ведение которых осуществляется номинальными держателями для учета ценных бумаг эмитентов, реестры которых ведутся заявителем, подтвержденное справкой заявителя; наличие у заявителя, не осуществлявшего ведение реестров на момент подачи заявки, не менее 15 договоров, заключенных с эмитентами на ведение их реестров на момент подачи заявки (в том числе и договоров, возникновение прав и обязанностей, по которым было поставлено в зависимость от получения заявителем лицензии); размер собственного капитала - не менее чем 5 000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации, а для заявителей, осуществляющих ведение реестров акционеров акционерных обществ, контрольный пакет акций которых закреплен в федеральной собственности, - не менее чем 10 000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации, на момент подачи заявки; остаток денежных средств на счетах заявителя, а также средств в Государственных краткосрочных бескупонных облигациях (ГКО), облигациях Государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациях Федерального займа (ОФЗ) и облигациях внутреннего государственного валютного облигационного займа на момент подачи заявки должен быть не менее 50 процентов от величины его собственного капитала; членство заявителя в одной из саморегулируемых организаций, объединяющей профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг; уставный капитал специализированного регистратора не может быть оплачен ценными бумагами, эмитентами которых являются его акционеры, учредители, а также ценными бумагами эмитентов, ведение реестров которых осуществляет заявитель (регистратор). Такое расхождение в законодательстве было устранено постановлением ФКЦБ от 27 ноября 1997г. №41, пункт 2 приложения 1 к настоящему постановлению изложен в новой редакции, где уже были сняты ограничения для региональных регистраторов. [ 2.13 ] С момента действия постановления в новой редакции ЗАО «Регистратор» активно занялось открытием филиала в республике Татарстан и планирует открыть сеть филиалов в других регионах. Установили, что обязательными условиями для получения (продления) лицензии на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг являются: Наличие в уставе юридического лица, подавшего заявку на получение (продление) лицензии (далее - заявитель), положений об осуществлении деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг как исключительной (за исключением случаев, когда возможность совмещения с другими видами деятельности установлена законами Российской Федерации, актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг). Вклад любого акционера (участника) в уставный капитал заявителя не должен превышать 20 процентов от уставного капитала заявителя (вступило в силу с 1 апреля 1998 года). Наличие у заявителя, осуществляющего ведение реестров на момент подачи заявки на продление лицензии, не менее 25 реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг каждого эмитента более 500, а у заявителей, местом нахождения которых является Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская, Нижегородская, Самарская и Свердловская области, - не менее 50 реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг по каждому эмитенту более 500. От действия настоящего требования регистратор может быть освобожден при наличии в перечне ведущихся реестров эмитентов федеральной группы ( вступило в силу с 1 апреля 1998 года). Наличие у заявителя, не осуществляющего ведение реестров на момент подачи заявки на получение лицензии, не менее 15 договоров на ведение реестров, заключенных с эмитентами, с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 у каждого, возникновение прав и обязанностей, по которым поставлено в зависимость от получения заявителем лицензии. Собственный капитал заявителя на момент подачи заявки на получение (продление) лицензии и в течение всего периода его деятельности должен быть не менее суммы, эквивалентной 200 000 ЭКЮ (в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату составления расчета размера собственного капитала в соответствии с требованиями настоящего приложения), а для заявителей, осуществляющих ведение реестров владельцев именных ценных бумаг эмитентов, контрольный пакет акций которых закреплен в федеральной собственности, - не менее 400 000 ЭКЮ (настоящий пункт вступает в силу с 1 апреля 1998 года). Неснижаемый остаток денежных средств на счетах заявителя, а также средств в государственных краткосрочных бескупонных облигациях (ГКО), облигациях государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациях федерального займа (ОФЗ), облигациях государственного валютного облигационного займа и государственных ценных бумагах субъекта Российской Федерации (по месту нахождения заявителя) на момент подачи заявки и в течение всего срока деятельности регистратора должен составлять не менее 20 процентов от величины, установленной в подпункте 2.5 настоящего приложения. В случае, если заявитель имеет договор страхования своей ответственности по возмещению имущественного вреда третьим лицам в результате осуществления им деятельности в качестве регистратора, зарегистрированный саморегулируемой организацией, имеющей лицензию Федеральной комиссии и объединяющей профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг, - не менее 10 процентов от величины. Данное требование является обязательным для регистратора в течение всего периода его деятельности (вступило в силу с 1 апреля 1998 года). Наличие не менее двух специалистов в штате юридического лица - заявителя, удовлетворяющих квалификационным требованиям по данному виду профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в соответствии с нормативными актами Федеральной комиссии (вступило в силу с 1 апреля 1998 года). Членство заявителя в саморегулируемой организации, объединяющей профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг. Наличие ходатайства саморегулируемой организации на выдачу (продление) лицензии в лицензирующих органах. Уставный капитал юридического лица - заявителя не может быть оплачен ценными бумагами, эмитентами которых являются его акционеры, учредители, а также ценными бумагами эмитентов, ведение реестров которых осуществляет или предполагает осуществлять заявитель. ЗАО «Регистратор» строит свои отношения с отдаленными предприятиями, используя трансфер-агентские услуги, взаимодействует с организациями из других регионов и участниками центрального фондового рынка (в Рязани - ЗАО «Депозит-Навигатор», в Москве - Московская фондовая биржа, в Казани - «Регистратор»). Таким образом, происходит выход региональных эмитентов и инвесторов на фондовые рынки других регионов, и создается распределенный реестр с возможностью удаленного доступа. С недавнего времени функционирует ЗАО «Депозит», которое оказывает услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и ведет учет прав собственности на ценные бумаги, т.е. ведет счета, на которых учитываются ценные бумаги, переданные ему клиентами на хранение, а также непосредственно хранит сертификаты этих ценных бумаг. Так, с принятием Закона Республики Мордовия «Об инвестиционном займе» [ 2.5 ] ЗАО «Депозит» предложило свои услуги по размещению и |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |