реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реформирование трудовых отношений и социальное партнерство

создаваемых) и других общественных организаций, защищающих трудовые права

граждан в деле формирования в России новых трудовых отношений и развития

современной рыночной экономики.

Такую позицию следует подкрепить регулярными консультациями между

правительством и основными социально-защитными и правозащитными

организациями. Предмет консультаций: содержание, эффективность и

взаимодействие институтов и мер государственной и негосударственной защиты

прав и законных интересов работника. Целесообразно проводить консультации

по следующим вопросам: современные тенденции в трудовых отношениях и на

рынке труда, эффективность государственных и гражданских институтов защиты

трудовых прав, координация усилий по преодолению очагов социальной

напряженности, общественная экспертиза государственных мер по

реформированию трудовых отношений, обсуждение гражданских инициатив в

социально-трудовой сфере и т.д.

Могут осуществляться и иные формы государственной поддержки и

сотрудничества с общественными организациями, защищающими права и законные

интересы работника: в частности, размещение государственных социальных

заказов; делегирование прав контроля (общественные инспекторы).

Информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и

занятости.

Проведение реформы трудовых отношений требует упорной разъяснительной и

просветительской работы. Ее предметом должны быть реальная ситуация на

рынке труда, международный опыт регулирования трудовых отношений и

проведения реформ в этой сфере, общее повышение правовой грамотности

населения в области трудового права.

Государственные программы информационно-методической поддержки гражданской

самозащиты несут в себе две функции:

. просветительская функция: передача населению социальных и правовых

знаний, помогающих адаптироваться к новым условиям в сфере труда и

занятости, получить необходимые навыки для эффективного отстаивания

своих прав и законных интересов;

. политическая функция: такого рода государственные программы являются и

средством политической поддержки работников, проявления солидарности

государства с широкими слоями населения, способствуют позитивному

отношению населения к проводимым преобразованиям.

• Программы информационно-методической поддержки призваны обеспечить

работника знаниями и навыками необходимыми: для самостоятельного

трудоустройства и максимально эффективного использования возможностей

службы занятости;

• для защиты своих прав и законных интересов при заключении трудового

договора, разрешении трудовых споров в судебном и досудебном порядке;

• для эффективного использования при защите своих прав и интересов

возможностей профсоюзов, правозащитных организаций, адвокатов, инспекций по

труду, других государственных органов.

Подобные программы должны включать как информационный материал (необходимый

минимум знаний о правах и обязанностях, о нормативных актах, их

закрепляющих, и о государственных и гражданских институтах, обеспечивающих

их соблюдение), так и социально-правовые рекомендации, предлагающие

гражданину последовательные алгоритмы действий, необходимые для решения

социально-трудовых проблем.

Передача знаний в области защиты трудовых прав и интересов будет

осуществляться в самых разнообразных и удобных для населения формах:

. массовые печатные издания;

. социальная реклама в средствах массовой информации;

. специализированные передачи в электронных средствах массовой

информации, рубрики в газетах;

. государственные бесплатные курсы правовой самозащиты, организуемые на

местах совместно администрацией, профсоюзами и правозащитными

организациями.

Исполнение части программ может быть передано некоммерческим организациям

на условиях государственного социального заказа при сохранении

государственного статуса этих программ.

Реформа трудовых отношений и преобразования в смежных областях

Реформа трудовых отношений может быть успешной лишь при параллельном

проведении необходимых преобразований в смежных отраслях.

Необходимо осуществить налоговую реформу. Общее снижение налогового бремени

должно стимулировать рост регистрируемых экономических отношений, что

положительно скажется и на трудовых отношениях. Особой задачей является

выравнивание налогообложения капитала и труда. Современное предельное

обложение труда (подоходный налог плюс отчисления в социальные фонды) почти

вдвое выше налогообложения капитала (прибыли), что стимулирует развитие

неформальных трудовых отношений и экономически неоправданное вытеснение

живого труда из производства.

Тесно связана с реформой трудовых отношений пенсионная реформа. Создание

пенсионной системы, непосредственно увязывающей размеры трудовой пенсии и

элементы накопительного финансирования (через персонифицированный учет) и

трудового дохода работника, будет стимулировать последнего к официальному

оформлению своих трудовых отношений и к максимально полной регистрации

оплаты труда. Постепенный перевод финансирования досрочных пенсий,

назначаемых в связи с вредными условиями труда, в профессиональные

пенсионные системы, действующие на основе дополнительных страховых взносов

работодателей, создает дополнительные экономические стимулы для

работодателей по улучшению условий труда и сокращению числа вредных

производств.

Что касается работников, прежде всего, с относительно высоким уровнем

оплаты, действующая пенсионная система с минимальной дифференциацией

размеров пенсий и слабой их привязкой к размеру заработков, особенно

высоких, не создает у работников стимула добиваться легализации трудовых

отношений и максимально полного учета размеров заработка.

Повышение межрегиональной мобильности рабочей силы во многом зависит от

проведения жилищно-коммунальной реформы. Создание реального, доступного и

широкого рынка жилья требует как решительного отказа от реликтов прописки

(разного рода местные поборы за регистрацию и иные противозаконные

ограничения на выбор места жительства), так и развития рыночной системы

аренды жилья. Необходимы выравнивание экономических условий эксплуатации

собственного и арендуемого, муниципального и частного жилья, развитие

ипотеки, целенаправленная политика, поощряющая как муниципальное, так и

частное строительство жилья с целью сдачи в краткосрочную и долгосрочную

аренду, прежде всего в регионах, привлекающих миграционные потоки.

Реформа бюджетного финансирования отраслей социальной сферы общественного

обслуживания (прежде всего образования и здравоохранения, где занято около

80% работников бюджетного сектора), заключающаяся в переходе от сметного

финансирования к финансированию реально оказываемых услуг по принципу

"деньги следуют за учеником, пациентом", позволит решить проблему разрывов

в уровнях оплаты работников бюджетного и внебюджетного секторов и задержек

с выплатами заработной платы. Внедрение данных механизмов позволит

существенно расширить самостоятельность организаций образования и

здравоохранения в вопросах кадровой политики и оплаты труда.

Реформы в сфере трудовых отношений тесно связаны с реформами в сфере

профессионального образования. Главной проблемой в этой области является

возросшее несоответствие между профессиональной структурой подготовки

кадров и структурой спроса, предъявляемого на рынке труда. При этом

государственное финансирование в сфере образования по-прежнему

ориентировано на сложившееся предложение образовательных услуг, а не на

рыночный спрос на них и тем самым закрепляет существующий разрыв между

структурой подготовки кадров и спросом на них на рынке труда. Это ведет к

усилению диспропорций на рынке труда и снижению общего уровня занятости в

стране.

Преодоление возникших диспропорций предполагает, наряду с административными

мерами, направленными на осуществление необходимых структурных сдвигов в

сфере профессионального образования, изменение организационно-финансовых

механизмов в целях усиления их ориентации на спрос, предъявляемый со

стороны рынка труда. Это предполагает, в частности, развитие механизмов

нормативного подушевого финансирования по принципу "деньги следуют за

учеником", а также расширение доступа образовательных учреждений к

негосударственным источникам финансирования.

Важная роль должна принадлежать реформе государственной службы, не только

потому, что это существенный сегмент рынка труда, но и потому, что от

эффективности государственной службы во многом зависит судьба любых реформ.

В настоящее время госслужба практически исключена из нормального

функционирования рынка труда, низкоэффективна и развивается по

экстенсивному типу. Это связано с низким уровнем оплаты, затрудняющим

необходимый отбор кадров и создающим постоянный соблазн коррумпирования,

закрытостью и негибкостью отношений найма. Повышение уровня оплаты

государственных служащих без увеличения удельного веса расходов на

содержание госаппарата (при сокращении его численности) требует изменения

условий финансирования и организационных принципов (внедрение балансового

метода учета, постепенный переход от сметного финансирования

государственных учреждений к финансированию в зависимости от объема работ

(услуг), переход к открытому конкурсному механизму найма и должностного

продвижения с обязательной публикацией информации о конкурсах на должности

в открытой печати и др.).

Повышение действенности механизмов корпоративного управления также будет

способствовать нормализации ситуации в трудовой сфере. В отсутствие

эффективного собственника невыплаты заработной платы и другие

злоупотребления интересами работников используются директорами многих

предприятий в качестве средства личного обогащения. Появление у таких

предприятий эффективных собственников, в том числе и в результате

реализации процедуры банкротства, способно существенно ограничить

возможности для произвола директоров предприятий, поскольку он наносит

ущерб не только интересам работников, но и интересам собственников

предприятий.

Улучшение положения работников бюджетной сферы и акционерных обществ с

долей государства в значительной степени зависит от реформирования системы

управления государственной собственностью. Необходимо укрепление механизма

управления казенными и другими государственными предприятиями,

государственными пакетами акций на предприятиях любых организационно-

правовых форм. Должны быть приняты меры по усилению регулирующего

воздействия государства на оплату труда руководителей государственных и

муниципальных предприятий, через систему контрактов должна быть обеспечена

жесткая связь размеров оплаты их труда с результатами финансово-

хозяйственной деятельности предприятия. Необходимо в кратчайший срок

закончить разработку эффективных юридических и организационных процедур

представления интересов государства в акционерных обществах, где имеется

доля государства, чтобы обеспечить общегосударственные приоритеты, в том

числе в части соблюдения и защиты трудовых прав граждан.

Концепция основных законодательных актов

Летом 1999 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений и

дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской

Федерации"", который вводит ряд ограничений на размеры выплат безработным,

а также вносит уточнения в порядок их привлечения к общественным работам.

Этим законом предусмотрена также возможность введения особого порядка

регистрации безработных, условий назначений и выплаты пособий по

безработице, а также поведения мер активной политики занятости на

территориях, отнесенных к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке

труда.

Реализация этого закона позволит обеспечить более эффективное расходование

средств Фонда занятости. Однако меры, заложенные в данный закон, явно

недостаточны для преодоления дефицита средств в наиболее кризисных регионах

и существенного увеличения охвата безработных мерами в области политики

занятости. Для обеспечения дальнейшего сокращения дефицита средств Фонда

занятости и повышения эффективности его работы, по-видимому, будет

необходим переход к единому размеру пособия по безработице, ограничению

сроков и условий его предоставления, а также существенное повышение

фактического уровня централизации средств Фонда занятости с целью более

активного влияния на ситуацию в регионах с повышенной напряженностью на

рынке труда.

Трудовое законодательство с достаточно высоким формальным уровнем защиты

прав работников также пришло в противоречие с новыми социально-

экономическими условиями. Его особенностями являются негибкая система найма

и увольнения, перегруженность работодателей социальными обязательствами,

большинство из которых в новых условиях невыполнимы, приниженная и во

многом формальная роль договорных отношений.

Сохранение многочисленных элементов старой системы трудовых отношений на

региональном и отраслевом уровнях, административных и корпоративных

"перегородок", недостаточная мобильность трудовых ресурсов, связанная в том

числе и с неразвитостью рынка жилья, привели к формированию чрезвычайно

сегментированного рынка труда. Это явилось одним из решающих факторов,

способствовавших развитию латентных процессов на рынке труда и связанному с

этим массовому неисполнению трудового законодательства.

В общем процессе социально-экономических реформ сфера труда по ряду причин

оказалась в запущенном состоянии. Это вовсе не означает, что здесь не

происходило изменений, они как раз очень значительны, но происходили

большей частью стихийно и в направлении, которое вряд ли можно признать

удовлетворительным с точки зрения задач перехода к современной рыночной

экономике.

Социальное партнерство: реалии и перспективы

Радикальные преобразования российского общества сопровождаются сложными

процессами конституирования демократического политико-правового механизма

управления социальными явлениями. В государственной жизни со значительным

противоборством утверждается разделение властей: законодательной,

исполнительной, судебной. Социально-политическая сфера власти импульсивно

наполняется различными формами непосредственного взаимодействия народа,

общественных организаций и движений с государством и его структурами. В

социально-экономическом пространстве с участием государства формируется

неординарная система трипартизма и социального партнерства. Возникшие в

мировой истории идеи приоритета права, солидаризма, договорного

регулирования становятся актуальными в практической политике России.

Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием форм

экономической деятельности объективно привел к конституционному выводу о

необходимости социального государства, которое основано на социальном

партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем,

производителем и потребителем.

Центральным звеном социального партнерства являются взаимоотношения

работников и работодателей. Они осуществляются при трехстороннем

представительстве, т.е. такой системе трудовых отношений, при которой

государство, предприниматели и трудящиеся выступают как независимые

стороны, каждая из которых выполняет свои особые функции.

Благодаря методу трехстороннего представительства (трипартизма) демократия

пустила глубокие корни в странах, избравших эту форму политической

организации и социальных отношений. В современном мире все большее число

стран приходит к выводу, что для выхода из захлестнувшего их кризиса

требуется, чтобы разработка и осуществление приемлемой в социальном плане

экономической политики проходили в обязательном порядке через диалог,

консультации и переговоры предпринимателей, органов исполнительной власти,

профсоюзов.

Главное значение в становлении системы социального партнерства имеет

определение его целей, основных задач, принципов и сфер трехстороннего

представительства. В настоящее время в Российской Федерации к таким целям

официально относятся: установление общих принципов согласованного

проведения социально-экономической политики, регулирование условий труда,

занятости и социальных гарантий; согласование социально-экономических

интересов работников, работодателей и всего населения; содействие

договорному регулированию трудовых отношений; развитие системы социального

партнерств; содействие урегулированию трудовых споров (конфликтов).

Приоритетными определены задачи: предотвращение спада производства;

усиление государственного регулирования процессов стабилизации социально-

экономической обстановки; формирование рыночных отношений; развитие

трудовой и предпринимательской активности; проведение активной политики

занятости; сокращение разрыва между стоимостью жизни и доходами населения;

обеспечение мотивации производительного труда; обеспечение охраны труда и

здоровья работников на производстве и экологической безопасности населения.

Для развития социального партнерства образованы и продолжают формироваться

органы трехстороннего и двухстороннего представительства на федеральном,

территориальном и локальном уровнях. Появляется механизм консультаций по

вопросам принятия нормативных актов, создания и деятельности

государственных, общественных и смешанных организационных структур,

ведающих социально-экономическими вопросами. Накапливается опыт процедур

социального партнерства, ведения переговоров, разрешения разногласий и

конфликтов. Развивается система правовых актов, созданных на договорной

основе и гарантируемых сторонами социального партнерства (международные

конвенции, рекомендации, резолюции; генеральные, отраслевые (тарифные) и

территориальные соглашения, коллективные договоры). Создано и одновременно

нуждается в дальнейшем развитии законодательство о социальном партнерстве и

трехстороннем представительстве.

С появлением механизма социального партнерства принципиально по-новому

должен быть определен подход к правовому регулированию социальных и прежде

всего трудовых отношений. Изменяется не только система правовых актов - в

нее уже включены соглашения и коллективные договоры. Принятие новых

законодательных актов, указов Президента, постановлений Правительства по

социально-экономическим, трудовым вопросам целесообразно осуществлять на

основе предварительных соглашений, заключаемых в органах трехстороннего

представительства. Промежуточной стадией мог бы стать государственный

механизм повышения юридической силы и расширения сферы действия соглашений.

Более правовой характер должно приобрести содержание коллективных договоров

и соглашений. Требуется выработка концепции механизма обеспечения

договорного регулирования трудовых отношений и создание оптимальных

структур примирения, посредничества, арбитража, трудового судопроизводства,

инспекций труда.

Путь, ведущий к трехстороннему представительству и социальному партнерству,

проходит через преодоление препятствий, существующих в практике договорного

регулирования трудовых отношений. Не решены политико-правовые вопросы по

разграничению компетенции в принятии актов в области трудового права между

Федерацией и субъектами Федерации, различными государственными структурами,

организациями предпринимателей и трудящихся. Не завершился процесс

формирования организаций предпринимателей и трудящихся как действительно

независимых, представительных организаций, имеющих достаточно правовых

средств для выполнения своих функций. Ни одна из сторон не имеет пока

достаточного опыта, кадрового и учебно-научного обеспечения ведения

коллективных переговоров и урегулирования конфликтов. Главные трудности -

это незначительные экономические возможности в маневрах при ведении

коллективных переговоров и продолжающаяся государственная регламентация

большой части социально-трудовых вопросов.

Основные меры по развитию системы социального партнерства определяются в

ежегодных генеральных соглашениях между общероссийскими объединениями

профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством

Российской Федерации. Реализация согласованных позиций сторон,

подписывающих генеральное соглашение, требует объединения практических

действий с научными рекомендациями по проведению социально-экономической

политики, регулированию трудовых отношений, обеспечению социальных

гарантий, гражданского мира и согласия в обществе. Углубленные исследования

практики договорного регулирования социально-экономических отношений могли

бы содействовать выработке новых политических и правовых идей будущих

соглашений в российской системе социального партнерства.

Почему социальное партнерство в России не развито?

Идеализированное социальное партнерство понимается как конструктивное

взаимодействие организаций трех секторов для решения социальных проблем,

выгодное каждой из сторон в отдельности и всем в целом. Жизненные реалии

нынешней России таковы, что достичь подобного благоденствия не всегда

удается. Чаще на практике реализуются краткосрочные «социальные альянсы»,

когда усилия и ресурсы организаций двух секторов объединяются для

достижения некой конкретной цели. Локальный характер социального

партнерства обусловлен, прежде всего, кризисным состоянием экономики и

отсутствием ясных, понятных и реалистичных стратегических ориентиров

преобразований в стране. Не менее значимы и другие препятствия:

. отсутствие представлений об устройстве социальной сферы, о направлениях

и моделях ее реформы;

. неравные возможности организаций трех секторов;

. недостаточная информированность организаций одного сектора о

возможностях, сильных сторонах и проблемах других;

. взаимное недоверие, предвзятость оценок (у каждого сектора есть своя

ахиллесова пята: закрытость механизмов принятия решений и распределения

ресурсов в первом секторе, коммерческая тайна - во втором секторе,

недостаточно высокий уровень профессионализма у третьего сектора), что

препятствует партнерству;

. низкий уровень проектной культуры, особенно в государственном секторе;

. очень слабо развитая законодательная база для регулирования

взаимоотношений сторон в социальном партнерстве, общий низкий уровень

правосознания.

История свидетельствует, что альтернативой социальному партнерству является

социальная революция. Если не удастся своевременно устранить препятствия на

пути к социальному партнерству, то при неуправляемом росте рыночной

экономики произойдет окончательный распад общества на спекулянтов,

вымирающее население и ничем не управляющих чиновников - ситуация, когда

любой авантюрист, намекнувший, что знает, как "сбросить пар" социальной

напряженности, может ввергнуть страну в катастрофу.

Именно поэтому так важно, чтобы общественные инициативы третьего сектора,

осознав свою гражданскую ответственность, имели четкие и конкретные планы

организации социального партнерства со своей стороны.

Информационные источники

1. Либоракина М.И., Флямер М.Г., Якимец В.Н. Социальное партнерство, Школа

культурной политики, М.,1996.

2. Еженедельник «Эксперт», № 10, 15, 21, 22, 26, 27, 30, 2001г.

3. Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на

рынке труда» 2001г., стр.102-113.

4. Чернина Н. «О новой модели занятости», «Российский экономический

журнал», №11-12, 1996г., стр.50-59.

5. Гаузнер Н. Современная ситуация на российском рынке труда и политика

занятости. // МЭИМО № 4, 2001.

6. Краснова В., Матвеева А., Сюганов Ю. Работа есть работа, работа есть

всегда... // Коммерсантъ, № 21, 2000.

7. Маслова И.,Бараненкова Т.,Кубишин Е. Рынок труда, занятость и

заработная плата.// Экономист № 11, 2000.

8. Филип Котлер, Основы маркетинга. "Прогресс", М., 1991.

9. Служба социальных новостей при Правительстве Российской Федерации.

10. Группа оперативной информации пресс-службы Государственной Думы РФ.

11. Информационно-аналитический отдел "АКДИ Экономика и жизнь".

12. Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

13. Правовой департамент Министерства труда и социального развития РФ.

14. Кудюкин Павел Михайлович, президент экспертного Фонда трудовых

исследований.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.