![]() |
|
|
Региональная занятость населенияТяжелым физическим трудом в начале 1996 г. в области было занято 4,4 % от общей численности работников, в том числе в Агинском Бурятском автономном округе 3,6 % . В целом по России эта доля составляла 2,7 %, т.е. была на 62 % ниже, чем в области, а в Восточно-Сибирском районе в целом 4,5 %, т.е. почти столько же, как и в Читинской области. В промышленности тяжелым физическим трудом с 1991 г. по 1997 г. было занято от 4,4 % до 6,1 %, в то время как по России в целом эта доля составляла 2,7 – 2,9 %, т.е. была почти в 2 раза ниже. Такая же картина наблюдается и в строительстве, где, несмотря на снижение доли занятых тяжелым физическим трудом с 7,4 % в 1991 г. до 4,3 % в 1997 г., эта доля по сравнению со средним по России – 2,8 % в 1991 г. и 3,8 % в 1996 г., была значительно выше. На транспорте доля занятых тяжелым физическим трудом за последние годы колебалась от 0,1 % до 0,9 %. В то же время по России в целом доля занятых тяжелым физическим трудом составляла 1,0 – 1,5 %, т.е. была существенно выше. В связи эти показатели в 1995 – 1997 гг. составляли 0,1 – 0,3 %, что было на среднероссийском уровне. На оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, в начале 1996 г. работало 0,3 % от общей численности занятых, т.е. значительно меньше, чем по России в целом, где эта доля составляла 0,7 %, и в Восточно- Сибирском районе – 1,1 % . Аномальными по этому показателю в области были 1992 – 1994 гг., когда в промышленности на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, работало 0,4 – 0,9 %, а на транспорте – 0,8 - 1,2 %. В начале 1997 г. на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, во всех отраслях, кроме промышленности, работало менее 0,05 %, а по промышленности эта доля составляла 0,1 %. Но в целом круг лиц, работающих в неблагоприятных условиях труда, по области заметно выше круга занятых. Так, в начале 1997 г. удельный вес работников, которым установлены льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда составлял (в процентах от общей численности работников соответствующей отрасли) в промышленности 43,6 %, в строительстве 32,7 %, на транспорте 39,1 %, в связи 6,9 %. В предыдущих 1992 – 1994 гг. эти показатели были существенно выше – до 63,4 % в промышленности, 53,3 % в строительстве, 58,4 % на транспорте и 20,4 % в связи. Отметим, что эти показатели были существенно выше среднероссийских, которые в 1992 – 1996 гг. составляли по промышленности 42,3 – 45,3%, строительству 27,0 – 38,2 %, транспорту 37,9 – 45,6 %, связи 12,8 – 24,4 %. / / 3.3. Занятое население Общая численность занятого населения читинской области в дореформенные годы постоянно росла. С 1960 г. по 1991 г. среднегодовой прирост занятого населения составлял 10,2 %. Это были годы активного вовлечения жителей области в экономический процесс, поэтому рост численности занятого населения на 10 % опережал прирост общей численности трудовых ресурсов. Но, тем не менее, в прошлые десятилетия использование общего трудового потенциала области было недостаточно эффективным. В 1960 г. в экономике области было занято 352,3 тыс. чел., что составляло только 66% от численности населения в трудоспособном возрасте. По России в целом доля занятого населения в общей численности трудовых ресурсов в этом же году составила 81 %, т.е. была намного выше, чем по области. Столь значительная разница объясняется, прежде всего, большей долей в Читинской области незанятого населения, в число которых входят домохозяйки, инвалиды и т.д. К 1990 г. численность трудовых ресурсов области достигла 794,3 тыс. чел., а занятых в экономике – 541,7 тыс. чел. или 68 % от населения в трудоспособном возрасте. В Российской Федерации численность занятых в экономике в 1990 г. насчитывала 75,3 млн. чел., а их доля в общей численности трудовых ресурсов составляла уже 90 %, т.е. еще больше опережала показатели области. В 1991 г. в области была отмечена максимальная численность занятого населения – 564,7 тыс. чел. Со следующего года она начала падать, сократившись до 483,3 тыс. чел. в 1995 г., т.е. на 17 %. Процесс сокращения численности занятых продолжается в Читинской области по сей день (занятость трудовых ресурсов области в 1998 г. иллюстрирует табл. 2). / / Число занятых в экономике за 9 месяцев уменьшилось на 18,3 тыс. чел. Сократилась численность работающих на предприятиях и в организациях промышленности – на 11,4 %, сельского хозяйства – на 11,5 %, строительства – на 18,6 %, информационного обслуживания – на 18,7 %, авиационного транспорта – на 20,6 %, материально-технического снабжения и заготовок – на 15,5 %. Увеличение численности работающих имеет место в жилищно- коммунальном хозяйстве на 3 %, в троллейбусном транспорте – на 5,6 %, а также имеется незначительное увеличение численности в некоторых предприятиях других отраслей экономики. / / Аналогичные негативные тенденции происходят и в других регионах России. Так, только с 1992 г. по 1997 г. по России в целом за счет резкого роста безработицы численность занятого населения упала почти на 5 млн. чел., хотя экономически активное население уменьшилось только на 2 млн. чел. Сокращение численности занятого населения отмечалось практически во всех регионах страны, в том числе Восточно-Сибирском районе, где Читинская область уступает по этому показателю только Красноярскому краю и Иркутской области. В них с 1993 г. по 1997 г. численность занятого населения сократилась соответственно на 123,3 и 104,0 тыс. чел. Исключением из правила за эти годы в Восточно-Сибирском районе была Республика Тыва, где численность занятого населения возросла на 12,9 тыс. чел. / / 3.4. Безработица Одним из главных негативных явлений 1990-х годов в стране и области стала безработица. Ее оценки в статистических материалах существенно разнятся. Это объясняется тем, что кроме оценки общей численности безработных приводятся материалы по лицам, официально зарегистрированных в органах службы занятости. Если в 1991 году было зарегистрировано только 85 безработных граждан, то в 1996 году их число возросло до 36,4 тыс. чел., т.е. в 428 раз (табл. 3). / / В 1998 году отмечается резкое сокращение численности безработных зарегистрированных в органах службы занятости. Это объясняется: . задержкой до 14 – 16 месяцев выплаты пособий по безработице; . изменением порядка регистрации и снятия с учета безработных граждан, а также назначения пособий по безработице в связи с утверждением постановлением Правительства российской Федерации от 22 апреля 1997 года № 458 «Порядка регистрации безработных граждан»; . снижением числа обращений в органы службы занятости; . отсутствием междугороднего транспортного сообщения и низким уровнем жизни населения сельских районов, ограничившим возможность посещения гражданами центров занятости в сельской местности. В целом по Читинской области по состоянию на 01.10.1998 года, по сравнению с соответствующим периодом 1997 года: 1. Численность безработных, зарегистрированных органами службы занятости уменьшилась с 32021 до 19622 человек, т.е. на 38,7%. 2. Потребность в работниках заявленная предприятиями в органы службы занятости, снизилась с 774 до 531 человек или на 31,4 %. 3. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в расчете на одно свободное рабочее место, вакансию) снизился с 43,1 до 42,7 человек. 4. Средняя продолжительность регистрируемой безработицы увеличилась с 9 до – 9,4 месяцев. 5. Доля безработных, состоящих на учете более года, в общей численности зарегистрированных безработных увеличилась с 33,0 до 40,5 %. 6. Уровень регистрируемой безработицы (рассчитанный как отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения) снизился с 5,8 % до 2,8 %. / / Анализируя территориальную структуру безработицы, или распределение безработицы по районам области, можно отметить, что средняя интенсивность территориальных сдвигов в них незначительная и составляет 0,79 п.п. (абсолютное значение процентного прироста). Территориальное перераспределение безработицы по районам области происходило довольно спокойно. / / Наиболее заметно изменилась доля общего числа безработных по области в сторону увеличения в Чернышевском (2,90 п.п.), Краснокаменском (1,26 п.п.), Кыринском (1,30 п.п.), Оловяннинском (1,13 п.п.) районах, а в сторону уменьшения – в Ононском (2,16 п.п.), Шелопугинском (1,48 п.п.), Красночикойском (1,44 п.п.) районах. Уровень безработицы по области снизился. Только в Краснокаменском районе отмечается некоторый рост уровня безработицы. Наиболее высокий уровень безработицы в Кыринском (28,4 %), Тунгокоченском (16,9 %), Оловяннинском (16,5 %) районах. Еще в 4 районах уровень безработицы превысил критическое его значение (10 %), принятое в нашей области Трехсторонним соглашением. / / 3.5. Рынок труда в 1999 – 2001 гг. В оценке развития рынка труда прогнозируемый период может быть довольно напряженным. Будет усугубляться положение на рынке труда группы малоквалифицированных рабочих и лиц, не имеющих профессии или специальности. Усилением социальной напряженности чревато растущее недоиспользование трудового потенциала молодежи и женщин. Уровень экономической активности молодежи систематически снижается, что не связано с учебой. Молодые люди либо переходят либо в число не обучающихся иждивенцев, либо заняты в неформальной экономике. Это приводит к замедлению процесса обновления рабочей силы и ротации кадров, особенно в отраслях, не престижных по разным причинам среди молодежи. Положение женщин на рынке труда не улучшается. Наиболее сложной является проблема трудоустройства женщин с высшим и средним специальным образованием, имеющих инженерно-техническое и экономическое образование, а также массовые «женские» профессии в отраслях с глубоким спадом производства. / / Социально-экономическая нестабильность области обуславливает вариантный прогноз будущего развития, при котором может быть: . Продолжение в перспективе ситуации в экономике, характерной для области в текущем году (продолжение спада производства, стагнации или слабых положительных сдвигов в виде незначительного роста производства в отдельных отраслях и т.п.). . Определенные целенаправленные сдвиги в сторону структурной перестройки экономики. Вариантность социально-экономического развития дает возможность вариантного прогнозирования рынка труда, для которого будет характерно: . преобладание тенденций, наблюдаемых во втором полугодии текущего года; . усиление динамики по сравнению с текущим годом; . некоторые сдвиги в сторону усиления напряженности. Прогнозирование рынка труда производим по трем блокам: . предложение рабочей силы; . спрос на рабочую силу в рамках первичной занятости; . трудоустройство незанятых в течении года и безработица на конец года. Все три варианта прогноза рынка труда выполнены по единой схеме. 3.5.1. Предложение рабочей силы Общее предложение рабочей силы на рынке труда формируется за счет следующих категорий и групп: 1. ищущие работу на начало года; 2. высвобожденные работники; 3. уволенные в течении года по причинам текучести кадров; 4. молодежь, окончившая дневные учебные заведения или прекратившая обучение в них; 5. длительно неработающие граждане; 6. другие категории граждан. 1. Численность ищущего работу населения на начало прогнозируемого периода определена на базе отчетности по форме № 1 – Т (трудоустройство) и прогнозных оценок на 4 квартал текущего года и составляет для всех вариантов прогноза рынка труда на 1999 год 20206 человек, из них около 19367 человек будут иметь статус безработного. 2. Ожидаемая численность высвобожденных в текущем году и прогноз высвобождения на 1999 – 2001 гг. представлены в таблице 4. Продолжающийся спад производства не дает оснований для оптимистических прогнозов экономического развития в ближайшую перспективу. Итоги выполнения показателей социально-экономического развития области в январе – сентябре текущего года дают основание предполагать возможность дальнейшего спада производства, что приведет к высвобождению работников в основных отраслях экономики (таблица № 5). 3. Движение рабочей силы в области характеризуется следующими данными: Тыс. человек | |1995 г. |1996 г. |1997 г. |1998 г. |1999 г. | | | | | |оценка |прогноз | |Принято |91,4 |68,9 |56,8 |56,3 |54,8 | |Уволено |110,5 |87,6 |76,4 |75,9 |71,3 | |В т.ч. по |75,4 |61,3 |60,4 |59,3 |56,1 | |причинам | | | | | | |текучести | | | | | | Предполагая, что коэффициент текучести кадров в прогнозируемом периоде, по крайней мере, не увеличится, а текучесть в количественном отношении несколько уменьшится, расчетным путем получается численность лиц, которые могут попасть на рынок труда по причинам текучести (таблица № 6). 4. Рынок труда молодежи будет сформирован за счет выпускников высших и средних специальных учебных заведений, испытывающих сложности и не имеющих необходимых гарантий для трудоустройства, профессионально- технических училищ, средних общеобразовательных школ, отсева учащихся из учебных заведений, а также части нигде не работающей и не обучающейся молодежи. По оперативным данным городских и районных служб занятости, нигде не работающие и не обучающиеся подростки в возрасте 14 – 15 леи составляют 3,0 тыс. человек. В 2000 – 2001 годах они будут пополнять рынок труда. часть молодежи вовлечена в коммерческие структуры, видя в этом один из источников обогащения. При наступлении нормальных рыночных отношений эта группа может быть реальным источником пополнения рядов нигде не занятой молодежи, причем без необходимого образования и профессиональной подготовленности к жизни и работе (таблица № 7). 5. Численность женщин, выходящих на работу после отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, ежегодно составляет порядка 14 тыс. человек. Из них около 37 % были заняты в общественном производстве. Это составляет более 5 тыс. человек ежегодно. При расчетном проценте высвобождения по области в пределах 1,95 – 2,12 %, учитывается, что разговор идет об одной из наиболее слабо социально - защищенных групп населения. Поэтому процент высвобождения этой группы населения, с учетом социально-экономической обстановки и крайне слабой защищенности женщин, корректируется с подстраховкой до 15 – 16 %. Следовательно на рынок труда после отпуска по уходу за детьми до 3-х лет выйдет около 0,8 и более тыс. человек ежегодно. (табл. № 8) 6. Другие категории граждан попадающих на рынок труда. По данным органов внутренних дел, районных и городских комиссариатов, миграционной службы области и других компетентных органов определяются возможные объемы различных категорий населения, которые могут пополнить рынок труда. Численность попадающих на рынок труда категорий населения, формирующих рынок труда, представлена в сводной таблице прогноза областного рынка труда (Таблица № 9). Таким образом, положение рабочей силы на рынке труда, в зависимости от различных ситуаций, включая учащихся учебных заведений в возрасте 14 – 17 лет, которых предполагается трудоустроить на временные работы в свободное от учебы время, по оптимальному варианту может составить: в 1999 г. – 55604 чел., в 2000 г. – 61270 чел., в 2001 г. – 62160 чел. 3.5.2. Спрос на рабочую силу в рамках первичной занятости Потребность народного хозяйства области в рабочей силе будет оцениваться на основе данных о: . наличии рабочих мест (их потребности на замену выбывающих работников по причинам, предусмотренным законом, текучести, естественной убыли); . наличии числа новых рабочих мест, предполагаемых к вводу в прогнозируемом периоде. Потребность по действующим предприятиям определяется на базе данных о движении рабочей силы в предыдущем году, оценочных показателей по текущему году и вариантному прогнозу на 1999 – 2001 годы. В целом спрос рабочей силы, сопоставимый с предложением ищущих работу, показан в таблице № 10. 3.5.3. Трудоустройство в течении года и безработица на конец года Все категории граждан, формирующих областной рынок труда делятся на две большие группы: . трудоустраиваемые самостоятельно, то есть минуя службы занятости; . обращающиеся за содействием в трудоустройстве в службу занятости. Исходя из сложившейся практики, возможных изменений в социально- экономической обстановке и с учетом всевозможных факторов, удельный вес самостоятельно трудоустраиваемых от общей численности попадающих на рынок труда в прогнозируемом периоде может составить: . высвобожденные работники – 14 –19 %; . молодежь – до 10 %; . уволенные по собственному желанию – 16 – 18 %; . уволенные из рядов ВС – 3 – 8 %; . освобожденные из мест лишения свободы – 7 – 10 %; . длительно неработающие граждане – 12 – 15 %; . женщины после декретного отпуска – 2 – 4 %. Остальные граждане, попадающие на рынок труда, обратятся за содействием в трудоустройстве в службу занятости. При содействии службы занятости на основе показателя спроса на рабочую силу часть обратившихся будет трудоустроена. На основе фактических данных о трудоустройстве через службу занятости различных категории населения, составляющих рынок труда, с учетом прогнозных оценок социально-экономического развития и возможного влияния его на рынок труда, в расчете прогноза на 1999 – 2001 года принимается доля трудоустроенных в пределах: - высвобожденные работники – 4 – 5 %; - молодежь – 9 – 10 %; - уволенные по собственному желанию – 24 – 25 %; - уволенные из рядов ВС – 14 – 15 %; - освобожденные из мест лишения свободы – 11 – 12 %; - длительно неработающие граждане – 13 – 14 %; - женщины после декретного отпуска – 9 – 10 %. В прогнозируемом периоде численность безработных, включая переходящих на начало года, по оптимальному варианту, может составить в 1999 г. – 41000 человек, в 2000 г. – 45398 человек, в 2001 г. – 46244 человек. Из этой численности 92 – 96 % будут иметь право получать пособие по безработице. Уровень безработицы в оптимальном варианте на конец года составит (в %): | |1999 г. |2000 г. |2001 г. | |· к занятым в экономике |5,7 |5,8 |5,9 | |· к экономически активному |4,5 |4,5 |4,6 | |населению | | | | Заключение На российском рынке труда не работают многие рыночные регуляторы, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |