реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Структура и функции центральных банков. Пример развитых стран

Структура и функции центральных банков. Пример развитых стран

кафедра “Банковский менеджмент”

курсовой проект

по теме:

“Структура и функции центральных банков. Пример развитых стран.”

выполнил: Лаврищев А. П. ____________

проверил:

Содержание

1. Введение

......................................................................…..…..

….....…................................. 3

2. Статус, формы организации и функции центральных банков

……....................................3

2.1. Статус центральных банков

...........................…..........…..…..…...............................

…. 3

2.2. Формы организации центральных банков

.…................................…………….............. 7

2.3. Функции центральных банков

.......….....................................................…………….. 18

3. Организация денежного обращения

…......................................................................…….

21

3.1. Денежно-кредитная эмиссия

...…........................................................................

...……. 21

3.2. Качественная и количественная

характеристики совокупного денежного оборота

...........................................………. 22

3.3. Регулирование денежного оборота

.....................................................................……….

24

4. Денежно кредитное регулирование

.......................................................................………..

25

4.1. Регулирование официальной учетной ставки

...................................................……….. 26

4.2. Минимальные резервные требования

...............................................................……….. 28

4.3. Операции на открытом рынке

.................................................................…….....…...

..... 31

5. Рефинансирование кредитно-банковских институтов

........................................…..…….. 33

5.1. Учетные кредиты …………………………………………………………………….……. 34

5.2. Ломбардные кредиты ……………………………………………………………………... 36

5.3. Краткосрочные (корректирующие) и среднесрочные кредиты ……………….…..…...

36

6. Выполнение функции финансового агента правительства

..................................…….….. 38

6.1. Кредитование государства

............................................................................

.....…..…… 38

6.2. Кассовое исполнение бюджета

...........................................................................…

….… 39

7. Проведение валютной политики

..........................................................................……

…... 40

8. Регулирование банковской деятельности и контроль

..........................................……….. 41

8.1. Организация банковского надзора в США и Великобритании

........................……..… 41

9. Заключение

............................................................................

...............................………… 43

10. Список литературы

............................................................................

................………..... 47

1. Введение.

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие

развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую

роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск

действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики

предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с

рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная

политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет

сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой

регулирующих мероприятий, оказывая им

оперативнуюРоссииРРоРРРРРвлууалуHHHHHH и гибкую поддержку. В связи с этим

большой интерес вызывают различные аспекты деятельности центральных банков,

являющихся основными проводниками официальной денежно - кредитной политики.

Отсюда вытекает актуальность рассмотрения зарубежных центральных банков в

качестве примеров успешного функционирования банковской системы. По сути

дела, двухуровневая банковская система начала свое существование в России в

1991 году. Тогда как в зарубежных развитых странах развитие банковских

систем насчитывает десятки, а в некоторых и сотни лет. Примеры успешной

деятельности очень полезны для рассмотрения в условиях российской

действительности. Целью этой работы является выяснение причин кризисов

1995, 1998 годов. И выяснение необходимости реформирования российской

банковской системы и центрального банка в частности.

2. Статус, формы организации и функции центральных банков.

Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно

недавно. На ранних стадиях развития капитализма четкое разграничение между

центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало.

Коммерческие банки активно прибегали к выпуску банкнот для накопления

капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс

централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках.

Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольного

права на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался эмиссионным или

национальным, а в дальнейшем - центральным, что соответствовало его

главенствующему положению в кредитной системе.

Первый национальный банк - шведский “Риксбанк” - был создан в 1668 г.

на рубеже перехода от феодализма к капитализму; в 1694 г. был учрежден Банк

Англии. Однако они не обладали исключительным правом на эмиссию денежных

знаков и их функции отличались от функций современных центральных банков -

например, Банк Англии поначалу должен был финансировать торговлю и

промышленность, а Банк Нидерландов - внутреннюю и внешнюю торговлю.

Центральные банки в их современном виде возникли в XIX веке. В настоящее

время практически во всех странах мира имеются центральные банки, однако,

между ними есть существенные различия, обусловленные особенностями

политического и финансово-экономического развития стран базирования.

2.1. Статус центральных банков.

Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый

статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка от

имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило,

в государственной собственности, центральный банк наделен правом

распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от

государственного банка, имущество которого контролируется государством.

Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в

правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о

банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как

правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального

банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его

организационно правовой статус, функции, процедура назначения высшего

руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной

банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального

банка как эмиссионного института страны.

Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого

банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми

властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.

Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как

правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания,

Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частью

капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются

коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения

(Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании

органов управления центрального банка.

Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами

государственной власти существенно различаются в развитых странах.

Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух

моделей:

- ЦБ выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-

кредитной политики;

- ЦБ независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в

проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны

правительственных органов.

Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В

большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой

используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным

банком при определенной степени его независимости.

В законодательстве лишь 5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и

Голландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам.

В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или

министерству финансов.

В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых

странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным

банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило,

консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей

и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства

финансов и центрального банка совместных заявлений.

При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен

только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или

решения правительства. В странах, в которых центральные банки

непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных

процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы

оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели

денежно-кредитной политики.

Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных

банков перед парламентами. Так, Федеральная резервная система США

представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а

центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих

стран ежегодно.

Независимость центральных банков от исполнительной власти. Выполнение

юридически возложенной на центробанк главной цели его деятельности -

обеспечение стабильности цен - предполагает наличие определенной степени

его независимости от исполнительной власти. Причем независимость

центрального банка от правительства подразумевает две ее формы:

политическую и экономическую.

Политическая независимость - это автономия (самостоятельность)

центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы;

экономическая независимость - самостоятельность центрального банка являются

определение порядка назначения членов его руководящего органа или

управляющего (президента), одобрение принятого банком решения со стороны

правительства и (или) парламента. Экономическая независимость выражается в

том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные

средства правительству для финансирования государственных расходов и

оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для

экономической независимости центрального банка имеет значение характер

осуществляемого им контроля за кредитной системой: применение

административных (прямых) нерыночных способов контроля, предполагающее

вмешательство правительства в принятии решений банком, ущемляет автономию

последнего. Конечно, на практике весьма трудно определить степень

политической независимости данного центрального банка. Однако с помощью

некоторых объективных показателей независимости, таких, например, как

наличие формальных организационных связей между центральным банком и

правительством (правил, обязывающих центральный банк поддерживать

фискальную политику), можно попытаться это сделать. Результаты одного из

проведенных исследований степени независимости центральных банков с

использованием этих показателей свидетельствуют о наличии сильной

взаимосвязи между политической независимостью центрального банка и низким

уровнем инфляции.

Результаты исследований подобного рода позволяют считать, что

независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами:

- независимость от правительственных органов. Это условие является

обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания

правительственных органов, то он не сможет поддерживать стабильность цен,

поскольку будет испытывать давление со стороны правительства;

- личная независимость членов органов управления центрального банка.

Независимость органов управления центрального банка будет обеспечиваться в

том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В случае их

повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их личной

независимости;

- юридический статус банка, который определяется, в частности,

возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка. Чем

сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается независимость

центрального банка.

Важным фактором, определяющим возможности центробанка поддерживать

стабильность цен, являются сложившиеся взаимоотношения с государственными

органами власти которые повышают степень доверия последних к действиям

центрального банка и способствуют достижению им главной цели - обеспечения

стабильности цен. Таким образом, выполнению данной задачи может

содействовать периодически представляемая парламенту отчетность

центрального банка о своей деятельности.

Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в

различных странах неодинакова. Считается, что наибольшей независимостью в

проведении денежно-кредитной политики обладает центральный банк Германии

Бундесбанк, чья независимость предусмотрена в законе о Бундесбанке (1957

г.). При реализации стоящих перед ним задач Бундесбанк обязан поддерживать

экономическую политику правительства, однако не зависит от его указаний.

Бундесбанк обязан выступать в качестве советника правительства по важнейшим

вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять ему необходимую

информацию. В то же время члены правительства имеют право участвовать в

работе Центрального совета Бундесбанка - его коллективного руководящего

органа. Они не имеют права голоса, однако могут предлагать вопросы для

обсуждения на Совете и вносить предложения; по их требованию решение Совета

может быть отложено на 2 недели. Президент Бундесбанка в случае

необходимости может быть вызван на заседания федерального правительства.

При принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики

Бундесбанк обладает полной автономией, что возможно до тех пор, пока его

действия не будут идти вразрез с направлениями кредитно-финансовой политики

правительства.

Довольно высокой степенью независимости от исполнительной власти

располагает ФРС США - ее решения не подлежат ратификации со стороны

президента или правительственных структур. Вместе с тем ФРС несет

ответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитную

политику. Все назначения в Совет управляющих ФРС, включая назначения

председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются

президентом с согласия сената. С учетом этого, а также с учетом координации

проводимой ФРС и правительством политики данная система может быть

охарактеризована как “независимая внутри правительства”.

Одним из наименее независимых центральных банков является Банк

Англии. Взаимоотношения между ним и государством регулируются Законом о

Банке Англии (1946 г.), на основании которого Банк стал государственным. В

соответствии с этим Законом Казначейство имеет право существенно влиять на

деятельность банка Англии. В области денежно-кредитной политики Банк Англии

наделен только консультативной функцией. В задачу руководящего органа -

Правления Банка Англии - входит координация вопросов денежно-кредитной

политики с министерством финансов (Казначейством), глава которого формально

ответственен за принятие решений в этой сфере и подотчетен парламенту.

Таким образом, Банк Англии находится под контролем Казначейства, которое

уполномочено давать центральному банку рекомендации после предварительных

консультаций с ним. В этом заключается своеобразие взаимоотношений

Казначейства и центрального банка.

Подобно Банку Англии Банк Италии испытывает довольно большую

зависимость от правительства при проведении денежно-кредитной политики.

Административно он подчинен Казначейству и должен следовать рекомендациям

созданного при последнем Межминистерского комитета по кредитам и

сбережениям. Банк Италии выступает как правительственный консультант.

Таким образом, в странах, для которых традиционно характерны

централизм и сильная политическая власть, центральный банк обычно

юридически более зависим от правительства.

В федеративных же государствах центробанк пользуется гораздо большей

самостоятельностью. Кроме того, в федеративных государствах четко

прослеживается стремление должным образом представить интересы регионов в

руководящих органах центрального банка.

Различная степень независимости центральных банков Германии, США,

Великобритании, Италии от правительств коррелирует с темпами инфляции в

этих странах. В исследовании профессора А. Алесина (США) указано, что за

1973 - 1986 гг. самые низкие среднегодовые темпы инфляции в группе из 17

государств отмечались в Германии и США, а самые высокие - в Италии и

Великобритании.

Разумеется, в идеале центральный банк должен быть достаточно

независимым и влиятельным учреждением, которое, с одной стороны,

осуществляет денежно-кредитное регулирование на основе закрепленных законом

его полномочий, а с другой стороны, осуществляет денежно-кредитное

регулирование на основе закрепленных законом его полномочий, а с другой

стороны, обеспечивает надежность и стабильное функционирование кредитно-

банковской системы. Однако в реальных условиях независимость многих

центральных банков оказывается ограниченной - в частности, в результате

конфликтов, возникающих из-за противоречий между декларируемыми

правительством задачами экономической политики и необходимостью поддержания

стабильности национальной денежной единицы, которую призван обеспечивать

центральный банк. Практика показывает, что конфликт подобного рода удается

урегулировать путем довольно формальных переговоров между правительством и

центральным банком без применения “силовых” методов.

2.2. Формы организации центральных банков.

Существуют две модели организационного строения ЦБ развитых стран,

которые определяются многообразием выполняемых ими функций.

В соответствии с первой моделью центральный банк проводит денежно-

кредитную политику, рассматриваемую как часть инструментария, которым

располагают органы власти для регулирования экономики (модель используется

во Франции, Великобритании, Японии).

Согласно второй модели перед ЦБ ставится конкретная цель –

поддерживать стабильность цен с помощью специально предназначенных для

этого инструментов денежно-кредитной политики, на которую не оказывают

давления политические власти (Германия, Нидерланды). Эту организационную

модель помимо государств с федеративным устройством, в которых ЦБ, как

правило, уже давно являются независимыми, в настоящее время используют

многие страны мира.

Банк Франции был основан в 1800 г. по инициативе Наполеона I и

первоначально функционировал как частное акционерное общество. Постепенно

он начал выполнять функции центрального банка, в частности эмиссионную, а в

1948 г. превратился в единый эмиссионный центр страны. Лишь в 1936 году был

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.