![]() |
|
|
Свободные экономические зоны в миренасыщению внутреннего рынка СССР современными ви- дами промышленной продукции, служить своего рода для отработки новых методов хозяйствова- ния в целях их последующего использования в экономи- ке Советского Союза. Создавая зоны совместного предпринимательства, мы должны понимать, что привлечение западного капита- ла требует определенных льготных условий хозяйствова- ния. Значимость и качество льгот являются определяю- щими в вопросе об объемах привлекаемых инвестиций. Вот почему в свободных зонах, как правило уста- навливается льготный режим экономической деятель- ности для национальных, совместных, кооперативных и иностранных предприятий, формируется - специфичный для каждой такой зоны валютный механизм. По сравнению с совместными предприятиями эконо- мические зоны являются более перспективным вариан- том эффективного привлечения иностранного капитала и поиска форм взаимодействия советской и мировой эко- номики. Огромный рынок сбыта в СССР - главный притя- гательный фактор для иностранного капитала. Сдержи- вающим же фактором выступает неконвертируемость рубля. При решении этой проблемы рынок СССР будет весь- ма притягательным для деловых кругов Запада. Пока же основное направление капиталовложений можно ожи- дать не столько в производство конечной продукции, сколько в совершенствование соответствующей техники и технологий. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ Иностранный капитал в экономике Китая Создание специальных экономических зон в Китай- ской Народной Республике является важной частью ее политики по осуществлению структурных экономиче- ских реформ и способствует притоку в страну иностран- ного капитала,' активному использованию передовой за- рубежной техники, технологий и управленческого опы- та. Решение о проведении с 1979 г. открытой внешне- >кономической политики было принято на 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва. Затем эта политика получила юридическое отражение в Конституции КНР 1982 г. В статье 18 Конституции говорится: . Первым шагом Китая в области открытой внешней политики было учреждение в 1980 г. четырех специаль- ных экономических зон - Шэньчжэнь, Чжухай, Шань- тоу и Сямэнь - в Южных приморских провинциях Гуан- дун и Фуцзянь. Вслед за этим в 1984 г. было решено открыть для иностранного капитала 14 портовых городов вдоль все- го китайского побережья, а также остров Хайнянь. Го- лом позже были объявлены открытые экономические районы в дельтах рек Яицзы и Чжуцзян и на юге про- винции Фуцзянь. Многие из этих городов и ра~онов яв- ляются важнейшими портами и традиционными цент- рами экономической. деятельности страны. Уже с первых шагов специальные экономические зо ны рассматривалис~. как средство не только стимулир~ вания внешнеакономйческой деятельности, но и разви- тня промышленности в тех районах, которые географи- чески и эконемически тяготеют к зарубежным промыш- ненным й торговым центрам Юго-Восточной Азии. Так, специальнйе экыоми~еские зоны 'Шэньчжэнь и Чжухай имеют прямое морское и железнодорожное со- общение с Гонконгом и Макао. Особый режим их фуик- цнонирования позватл упростить таможенные и погра- ничные формальности, связанные с передвижением тран- спортных средств и перевозкой грузов. Зкономические зоны Шаньтоу и Сямэнь сложились как крупные торговые центры. Эти территории истори- чески теснее связаны с внешним рынком, чем с внутрен- ними райенами Китая. Статус специальных экономиче- дких зон лишь расширил и углубил их внешнеэкономи- ческив связи. Как считают в Китае, .невозможно привлечь иност- ранный капитал, передовую технологию и квалифи.циро- ванный аппарат управления зарубежных фирм без при- нятия в стуане или в ее отдельных частях специаль- ных мер стимулирования. Вот почему центральные правительственные органы ' КНР предеставляю1 местным властям автономные пра- ва в ведении дел в специальных экономических зонах. В частности, в формулировании местного законодатель- ства или правил, которые могут распространяться лишь на определенную кат.егорию инвесторов или же на от- дельную отрасль производства. Что касается зарубежных вкладчиков капитала, то принятые специальнйе меры способствуют формирова- нию в таких звнах благоприятных для них условий, и прежде в.сеге для хозяйственной деятельности и упраь- ления проиавЩством, 3десь действуют льготный нало- говый (практически вдвое более низкий, чем на осталь- ной террювуик страны) и таможенный режимы для ино- страннога капитала, особенко в случае экспортной ори- ентации пумюводства.. Более мюрокие полиомочия иностранные вкладчики капитала имеют и при найме рабочей силы, определе- нии уровия оплаты труда, органиэации пройзводства и т. п. Сам термин Го- ворит о том, что специальным в них является как раз экономнческий аспект. Иностранный капйтал - гл4в- ный источник финансирования создания и развития'спе- циальных экономических зон. По замыслу, экономические зоны должны стать свое- образными во внешний мир, через которые бу- дут поступать капиталы, современиая технология, зна- ния, уирааленческий опыт для последующего их исполь- зования на предприятиях всех отраслей народного хо- зяйства страны. Кроме того, специальные эйономические зоны дол- жны быть ориентированы на развитие экспортных про- изводств и превратиться в постоянный источник иност- ранной валюты. Как нодчеркивается в китаГ~ской печати, 'одного объ- явления открытой политики во внешнеэкономической об- ласти еще недостаточно. Иностранные инвесторы не 5у- дут вкладывать свои капиталы в те сферы экономики Китая, где не созданы условия для его эффективного использования, где не будет обеспечена норма прибы- ли более высокая, чем банковский процент по вкладаМ, и где нет гарантии безопасности их прибылям и их собственности. И в этом плане в КНР прадприняты меры, чтобы максимально усилить заинтересованность иностранных инвесторов. Прежде всего это ускоренное развитие основной инфраструктуры (транспорта,'энергетики, дальней свя- зи). Огромное внимание было уделено развитию тран- спорта и транспортным перевозкам, расширению и мо- дернизации уже существующих портов и строительству новых. В Шанхае, например, для обслуживания контейнеро- возов было усовершенствовано 5 причалов. В Даляне расширен международный аэропорт, который получил воэможность принимать . Самолетам гражданской авиации было разрешено пользоваться тремя военными аэродромами, что дало возможность открыть новые авиатрассы. Планируется строительство ноэых аэропортов. Можно выделить комплекс задач, которые будут ре- шать специальные экономические зоны Китая. Г~авная из них - максимально возможное привле- чение иностранного капитала, передовой зарубежной тв~ники, технологии и управленческого опыта в целях технической реконструкции ныне действующих пред- приятий, модернизации имеющейся промышленной ба- зы, ускорения научно-технического прогресса. Важным аспектом функционирования специальных экономических зон.в Китае является необхадимость уве- личения лоступлений иностранной валюты, что находит- ся в прямой зависимости от экспортного потенциала страны. Имея это в виду, перед специальными зонами поставлена задача повышения качества выпускаемой продукции, расширения номенклатуры традиционных и освоение выпуска новых товаров, увеличения про'извод- ства экспортной конкурентоспособной продукции, все- мерного освоения мирового рйнка. Любая экспортируемая продукция должна обладать конкурентоспособностью не только по цене, но и по ка- честву, сортности, красочности упаковки и срокам до- ставки. Причем, и вто подчеркивается в китайских до- кументах, нужно производить то, что имеет спрос на мировом рынке, а не вкспортнровать, как раньше, то, что произвели. Ставится также задача, используя потенциал специ- альных экономических зон, оживить экономику внутрен- них районов Китая. Пр признаниям китайской печати, после образования КНР и вплоть до настоящего време- ни практически не существует достаточно устойчивых хозяйственных связей между наиболее развитыми во- сточными и слаборазвитыми западными районами стра- ны. ф, ф. Специальные экономические зоны должны стать свое- образными испытательными полигонами для внутрен- них районов Китая, определять для них пути осуществ- ления реформы хозяйственной системы, осваивать и за- тем лередавать им наиболее прогрессивную - технику, выбирать лучшее из зарубежного опыта управления. Восточные и южные районы страны, где расположе- ны специальные экономичмкие зоны, а также откры- тые порты, кроме того, должны оказывать внутренним районам кадровуж, информационыую, финансовую и ма- териальную помощь. Такая роль этих зон, по мнению китайских руководителей, будет способствовать реали- зации курса . Китай постепенно распространяет практику предо- ставления льгот и формирования особого режима хо- зяйствования на другие районы и провинции, раскрывая тем самым их потенциальные возможности в развитии внешнеэкономических связей. Такую политику Китай, судя по всему, намерен проводить и впредь. Например, планируется, что вся приморская часть страны, где проживает около 200 млн. человек, со вре- менем будет в большей степени ориентирована на внеш- неэкономические связи, Напомним, что на приморские райоиы приходится почти 52% продукции отраслей ма- шиностроения и электроники, 41% общего числа заня- тых и свыше 60% экспорта страны. Как считают в Китае, с точки зрения подготовлен- ности инфраструктуры' и экономического потенциала портовые города являются для иностранных инвесторов более привлекательными, чем специальные экономиче- ские зоны. В частности, 14 упомянутых городов, срели которых крупнейшие в стране Шанхай, 7яньцзинь, Гуан- чжоу, Далянь, производят около 20% всей промышлен- ной продукции Китая. Учитывая это, китайское руководство распростраии- ло льготы, предоставляемые иностраиному капиталу в пределах специальных экономических зон, на открытые порты и остров Хайнань. Кроме того, они были также наделены большими пра- вами в решении вопросов об учреждении предприятий с иностранным инвестиционным участием, была увели- чена и стоимость проектов, которые городские власти могут утверждать без согласования с центральными ор- ганами. Так, максимальный объем капиталовложений, само- стоятельно утверждаемый отраслевыми министерствами и провинциями Китая на всей территории страны, равен 5 млн. долл. В городах Шанхай и Тяньцзинь он увеличен до 30 млн., а в специальных экономических зонах - до 50 млн. долл. Властям же южных провинций Гуандун и Фуцзянь, пользующимся особыми полномочиями в осуществлении , предоставлена возможность ут- верждать проекты с любым объемом капитальнык в~ жений. Для более концентрированного расположения объек- тов, привлекающих иностранныФ капитал, 1:1' из 14 от- крытым портам дано право.с.ожщвать специальные ерай- оны вкономического развития> или. . Таким районам предоставлявт- ея еще большие лъготы в отношеник ино~анних инве- сторов, что приблииает: их по преференциальным усле- виям к специальним эконожическим. зонам. Например, с предприятий проивведстввннего харак- тера, создаваемых в этих районах, подоходный налог взимается: в размере 15~~ (иными еловами, как: в спе- циальных зонах), плата за аренду земли здесь ниже. Однако эти льготы распростраияются только на произ- водственные предприятия, разрабатывающие новую тех- нологию и новые виды продукции, а также исследова- тельские центры. Остров Хайнань недавно был выделен в новую про- винцию Китая и превращен в пятую по счету крупней- шую из всех ныне имеющихся специальную экономи- ческую зону. Ее ведущее положение по отношению к иругим специальным зонам и портовым городам заклю- чается в том, что главенствующую роль в ькономике здесь играет рыночное регулирование, а в структуре собственности основное место займут совмеатные пред- приятия; т. а использующие иностранный капитал, ко- оперативные, а также предприятия, полноатью принад- лежащие иностранным компаниям. В остальных специ- альных экономических зонах различные фермы собст- венности соеуществуют при ведущей роли государствен- ной собственности. Как отмечается в китайской печати, рыночная эко- номика, которую планщуется сформировать на острове, , Поскольиу остров Хайвань рЬсположен- в субтропи- ках, предполагается превратить его в ведущий центр Ки- тая по производству тропических сельскоховяйственных культур, Для этого там создаются значительные про- мышленныв мощности по переработке каучука, пальмо- вого волокна, кокосов, сахарного тростника и чая. Предусматривается также развитие лесного хозяйст- ва, животноводства, рыболовства и выращивание раз- личных мооских культур, Это должно заложить проч- ную базу для проивводства лесоматериалов, иродуктов жюотного происхождения.и даров моря. Кроме того, на .острове планируется всемернае раз- витие угальной и совдание нефтехимической промыш- ленности. В Чанпо с 1984 г. ведутся работы по сраданию карьера площадью,почти 60 км' для добычи буроге угля открытым апособом. Заключаются контракты с зарубеж- ными компаниями на разработку иеточннков нефти и гааа.ка~ва суше, так и на морском шельфе. . -Совмесзные предприятия и предприятин, полностью принадлежащие иностранному капиталу, являются ос- новными в специальных зкономинеских звнах и в от- крытых партах Китая. Хотя они сосуществуют с госу- дарственными предпривтиями, с предприятиями, нахо- дящимися в коллективном и частном владении, на их долю прихадится ббльшая часть валового национально- го продукта, производимого в экономических зонах, а также и основная часть стоимости экспорта. Оборудование, сырье и материалы для производст- ва, как правило, приобретаются за границей. Вся про- дукция специальных экономических зон и прибрежных районов Китая предназначена в основном для экспорта. Выживание предприятий, созданных при участии ино- странного капитала в таких зонах, завусит от того, на- сколько успешно они конкурируют на мировом рынке. На внутренний рынок страны эти предприятия выходят в очень редких случаях по специальному разрешению правительства. В экономике китайских специальных зон главную роль играет не плановый, а рыночный механизм. Их хо- зяйственная деятельность регулируется рыночными си- лами в рамках общего государственного макропланиро- вания, приводя в действие такие экономические .факто- ры, как цены, заработная плата, издержки производст- ва, прибыли, налоги, валютные курсы и процентные стайки. Рынечный механизм - основное отличительное свойство экономики специальных зон от экономики остальной части страны. Следует отметить, что в Китае среди многочислен- ных вопресов, связаннмх с созданием специальных эко- номических Эон, особое место занимают проблемы орга- низации и управления. В КНР особый внешнеэкономический режим вводит- ся либо в существующих административно-тсрритори- альных единицах разного уровня (городах и городскиМ районах, уездах, провинциях), либо такие единицы соз- даются специалъно. Они управляются местными орга- нами власти, имеющими для этого соответствующие пол- номочия. В стране. одновременно функционируют , , , , в провинции Хайнань. Они различаются между собой по степени открытости для взаимодействия с заграницей, но одновременно имеют большие полномочия по ведению внешнеэкономической деятельности, чем осталъные районы страны. Характерная особенность практики Китая - осуще- ствление широкого круга зкономических и организаци- онно-правовых мер по созданию благоприятного инве- стиционного климата не только в специальных экономи- ческих зонах, но и по всей стране. К началу 90-х годов в КНР утверж4ено в общей сложности около 15 тыс. соглашений о создании объектов с участием иностран- ных партнеров на сумму свыше 25 млрд. долл. В результате к настоящему времени Китай вошел в число ведущих получателей частных иностранных инве- стиций в мире. Иностранным инвесторам разрещено как в слециаль- ных зонах, так и на всей территории Китая создавать сорм~стные предприятия сроком обычно до 50 лет. При этом они обеспечивают не менее 25~Д акционерного ка- питала, вкладывают средствд путем предоставления ли- цензий, ноу-хау и прочих видов нетрадиционных техно- логий и даже учреждают компании, где иностранцам принадлежит весь капитал предприятия. С середины 80-х годов Китай легалиаовал создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу, которые ранее могли действовать только в слециальных экономических зонах, Налоговое регулирование предусматривает ряд льгот, вилючай полнов или частичное освобождение зональных предприяти6 От подоходного налога в теченив первым трех - пяти лет Деятельности, а также различные нало- говые скидки. В специальных экономических зонах осуществляется минимальное налогообложение, поощрительное кредито- вание, гарантированное, в том числе и по льготному та- рифу, обеспечение энергией, сырьем, материалами, ква- лифицированной рабочей силой. Практика использования в КНР иностранного капи- тала подтверждает ряд признаков его реальной стиму- лирующей роли. Наиболее явно она проявляется в тех отраслях китайской экономики и в тех районах страны, где в наибольшей степени сконцентрированы такие объ- екты сотрудничества. Например, ироизводительность труда на этих объек- тах в специальной экономической зоне Шэньчжэнь в 6,5 раза выше средних локазателей государственной про- мышленности Китая. Эффективность капиталовложений выше по меньшей мере вдвое. Именно на зональных предприятиях наиболее актив- но осваивается выпуск конкурентослособной на мировом рынке продукции прогрессивных отраслей промышлен- ности. Концепция специальных ~кономических зон в КНР постоянно пересматривается и модернизируется. Так, в 80-е годы в стране было лринято более 100 норматив- ных актов по регулированию иностранного предприни- мательства. Тем не менее комплексная система регули- рования иностранного капитала, по оценке китайских спвциалистов, еще далека от завершения. Опыт показывает, что создание инвестиционного кли- мата является не единичной акцией, а сложным и дли- тельным процессом, требующим периодического возвра- та к уже, казалось бы, решенным вопросам, их пере- смотра с учетом накопленного опыта и изменившихся обстоятельств. ПРОЕКТЫ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ экономических зон в польшк Организация свободных экономических зои в Поль- ше началась еще в середине 30-х годов, когда в Гдань- ском морском порту впервые была создана'беспошлин- |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |