реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Трансфертные платежи в республике Молдова

- ПОСТУПЛЕНИЯ ИЗ БЮДЖЕТА

РИС.5

финансирование которых должно было осуществляться за счет бюджетных

средств. Между тем в 1995 г. отчисле-ния из бюджета на эти цели не только

не увеличилось, но и уменьшились по сравнению с 1994 г. на 2,3 млн лей, а в

1996 г. сократились относитель-но 1995 г. на 21,1 млн лей. Это не могло не

сказаться на финансовом положе-нии Социального фонда, стабильности его

работы.

В деятельности Социального фонда центральное место занимает целевой фонд

пенсий. На выполнение постав-ленных перед ним задач сосредотачивалось от

88,7% всех доходов Социального фонда в 1993 г. и до 87,5% - в 1996 г. Об

использовании бюджета Социального фонда по видам фондов свидетельствует

рис.6.

- ЦЕЛЕВОЙ ФОНД ПЕНСИЙ

- ЦЕЛЕВОЙ ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

- ЦЕЛЕВОЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ

РИС. 6

Современная ситуация в области пенсионного обеспече-ния в Молдове

характеризуется отсутствием накоплений пенсионного характера. В результате

общество тратит на пенсионеров исключительно свои текущие доходы. Более

того, ежемесячные отчисления Социальным фондом тут же направляются на

выплату пенсий (за исключением собственных расходов на содержание

исполнительной ди-рекции Социального фонда, составляющих около 2% всех

расходов). Подобное положение отличает Молдову (как, впрочем, и другие

страны СНГ) от развитых стран, где пенсионные фонды располагают крупными

денежны-ми резервами, накопленными в течение многих лет.

В настоящее время Социальный Фонд переживает глубо-кий финансовый кризис,

основные причины которого но-сят экономический характер, финансовая система

госу-дарственного социального страхования, хотя и является внебюджетной

структурой, входит составной частью в финансовую систему республики и

вынуждено разделяет все проблемы, связанные с трудностями переходного

периода.

Как известно, после реформы пенсионной системы в 1991 г. средства на

выплату пенсий поступают в виде страховых платежей, начисляемых в

зависимости от раз-мера фонда оплаты труда. Понятно, что, чем больше бу-дет

зарплата трудоспособных граждан, тем больше будет доходов Социального фонда

и, соответственно, средств на выплату пенсий. В этом заключается формула

устой-чивого функционирования пенсионной системы, которая начинает давать

сбои, когда на этот базовый механизм накладываются другие, зачастую

взаимоисключающиеся факторы. Первый из них - пенсия начинает повышаться не

в связи с ростом доходов пенсионной системы, а в соответствии с ростом

стоимости жизни. Одновременно с этим действует и второй фактор - сужение

базы пенсион-ного обеспечения. Доля заработной платы, с которой взи-маются

взносы на финансирование пенсий, в общих дене-жных доходах населения

снизилась с 70,4% в 1993 г. до 53,3% - в 1994 г. и 42,1% - в 1995 г.

Одновременно повысился удельный вес средств, предоставляемых ра-ботникам в

виде выплат социального характера, с кото-рых взносы на пенсионное

обеспечение не взимались. В 1995 г. в сфере материального производства эти

выпла-ты составили по отношению к фонду заработной платы 10.3%. Наряду с

этим постоянно уменьшалась числен-ность занятых в народном хозяйстве,

охваченных обяза-тельным социальным страхованием. Положение ослож-няется

еще и тем, что на многих неплатежных предприя-тиях работники, хотя и не

получают заработной платы, не увольняются и не регистрируются как

безработные. Многие из них, переквалифицировавшись в челноков,

реализаторов стали получать относительно высокие до-ходы, из которых взносы

в Социальный фонд, как прави-ло, не производились. В свою очередь

предприятия, в штате которых они формально числились, перечисляли в

Социальный фонд страховые платежи лишь за работ-ников, получающих

заработную плату. Таким образом, образовался значительный контингент лиц,

которые, с одной стороны, считались охваченными социальным страхованием и

получающими право на пенсионное обеспечение на общих основаниях, а с другой

– фак-тически не участвовали в финансировании пенсионной системы.

Одновременно резко ухудшилась финансовая дисциплина плательщиков

страховых взносов: они не только перестали бояться нарушать свои

обязательства перед Социальным фондом, но и стали открыто укло-няться от

них. На 1 января 1996 г. насчитывалось более 88.9 тыс. экономических

агентов, являющихся платель-щиками страховых отчислений в Социальный фонд.

Ими была допущена задолженность по отчислениям в Соци-альный фонд в объеме

465,5 млн лей. В результате при-нятых государственной налоговой селекцией

мер по улу-чшения сбора средств эта задолженность несколько уме-ньшилась и

составила на 1 января 1997 г. 324,1 млн лей. Вследствие вышеупомянутых

негативных явлений в 1993-1996 гг. изменилось соотношение численности пен-

сионеров и работников, охваченных обязательным социа-льным страхованием.

Оно было обусловлено ростом чис-ленности пенсионеров на 1,5% и

одновременным сокра-щением на 6,2% среднесписочной численности работ-ников,

состоящих в штате предприятий, осуществляющих страховые платежи в

Социальный фонд. В результате, если в 1993 г.на каждые 100 работников ,

числящихся в штате предприятий-плательщиков взносов, приходилось 50

пенсионеров , то в 1996 г. - 55.

Как крайне негативное явление, влияющее на несвоевре-менную выплату пенсий,

следует указать на имеющееся в ряде случаев нецелевое использование

пенсионных средств со стороны учреждений банков, предприятий свя-зи и др.

По мнению Счетной палаты, имелись случаи не-эффективного использования

денежных средств и руко-водством Социального фонда. Так, в 1995 г. не по

назна-чению были использованы 634 тыс. лей. Не были приня-ты меры по

реализации гуманитарной помощи - 100 тыс. т. ржи, предоставленной

Европейским сообществом, с тем, чтобы полученные средства были направлены

на выплату пенсий. В 1995 г. Независимой федерацией про-фсоюзов, в

управлении которой находится фонд соци-ального страхования, на нужды, не

предусмотренные за-коном, было потрачено 950 тыс. лей. Этой организацией из

средств фонда социального страхования в коммерчес-кий банк было внесено 400

тыс.лей, а доход от этого вклада был незаконно переведен на ее счет.

Счетная палата на основании анализа результатов проверок при-шла, к выводу,

что Социальный фонд не принял необхо-димых мер для своевременной выплаты

пенсий, многие ресурсы использовал не по назначению. Таким образом,

организационно-финансовая система пенсионного –обеспечения переживает

глубокий кризис, причины воз-никновения кото-рого носят многоплановый

характер. В этой ситуации повышение страховых тарифов не сможет решить

проблемы стабильного финансирования пенсион-ного обеспечения, поскольку оно

тяжелым бременем ля-жет на плечи законопослушных работодателей и заст-

рахованных лиц, численность которых неуклонно снижае-тся. По мнению

специалистов, для того, чтобы повысить размер пенсии до уров-ня 70% от

средней заработной платы по стране, размер отчислений на социальное

страхование должен быть увеличен до 46% от фонда оп-латы труда. Поэтому

целесообразно отдать предпоч-тение коренному реформированию системы

пенсиони-рования, которое предполагает оптимизацию условий и норм

пенсионного обеспечения, повышение уровня пен-сий за счет

перераспределения имеющихся ресурсов и улучшения их использования. В этой

связи большое зна-чение приобретает зарубежный опыт реформирования

пенсионного обеспечения,в результате чего многие стра-ны стали располагать

весьма рациональными пенсион-ными системами.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В последние годы в Западной Европе проблеме социаль-ной защищенности лиц

пожилого возраста уделяется особое внимание, поскольку стоимость жизни

растет, а число лиц пожилого возраста увеличивается более быстрыми темпами,

чем численность остальных возрастных категорий.

Принципы выплаты пенсии по старости в странах Европейского Союза в общих

чертах совпадают:

. существует обязательное и добровольное страхование;

. финансирование обязательного страхования осуществляется за счет взносов

наемных работников и работодателей;

. пенсии назначаются по достижении определенного возраста (в последние годы

наметилась тенденция к его повышению), допускается досрочный выход на

пенсию;

. размер пенсии зависит от уровня средней заработной платы и

продолжительности страхового стажа, сущес-твуют верхний и нижний пределы

размера пенсий;

. при минимальной пенсии возникает право на дополнительную социальную

помощь;

. пенсии могут назначаться и без учета страховых взносов;

. размер пенсии увеличивается, если получатель содержит иждивенцев ;

. помимо государственных, действуют частные пенсионные программы, важную

роль играют государ-ственные субсидии из общих налогов;

. право граждан на социальную защищенность в старости законодательно

закреплено.

Таким образом, как по источникам финансирования, так и по другим

компонентам пенсионных систем западно-европейских стран имеются

существенные различия. Это в основном объясняется неодинаковыми

историческими условиями развития этих стран и разной степенью актив-ности

борьбы трудящихся и профсоюзов за формирова-ние справедливых систем

социальной защиты. Имеет значение и такой объективный фактор, как состав

насе-ления, определяющий «бремя содержания иждивенцев», различающееся для

трудящихся в каждой стране: если работа-ющий в Гермаии содержит, кроме

себя, еще в среднем 0,44 иждивенца, то в Ирландии - 0,62. В боль-шинстве

развитых стран аккумулирование средств стра-ховых фондов базируется на

принципе распределения, в соответствии с которым поступившие в данном году

отчи-сления (как и государственные субсидии) расходуются в этом же году на

выплату пенсий и пособий всем нуждаю-щимся в них, тем самым они также

защищаются от инф-ляции. Однако при таком принципе финансирования, осо-

бенно в странах, где удельный вес обязательных отчис-лений от заработной

платы преобладает в поступлениях средств в страховые фонды, объем имеющихся

в их рас-поряжении ресурсов непосредственно зависит от уровней занятости и

заработной платы, их темпов, а также соот-ношения между работающим

населением и пенсионера-ми.

С середины 70-х годов замедление темпов экономически-ми развития и роста

заработков, высокий уровень безра-ботицы (безработные не платят взносов в

страховые фонды, как и предприниматели за них) привели к умень-шению

поступлений в фонды социального страхования, тогда как их расходы быстро

увеличивались не только в силу улучшения социального законодательства, но и

вследствие роста численности безработных и пенсио-неров. Существенные

изменения в соотношении между пенсионерами и работающим населением в

сторону уве-личения доли первых усугубляют дефицит ресурсов пен-сионных

фондов, поскольку они должны выплачивать пенсии растущему числу пенсионеров

в течение более продолжительного времени при неизменном или незна-чительно

возрастающем количестве работающих. Прогнозы относительно ухудшения этого

соотношения в конце нынешнего и особенно в первые десятилетия XXI в.

вызывают глубокую озабоченность исполнительной власти, ученых и

специалистов западных стран. И хотя в наибольшей мере давление пенсионных

расходов на пенсионное обеспечение будет ощущаться в первой чет-верти

следующего столетия, многие страны в 80-90-е го-ды начали проводить

реформирование своих пенсионных систем. Например, в Австрии, Испании, чтобы

понизить пенсионные расходы, установили жесткую связь между размерами

взносов и пенсий, в Австралии уменьшили размер пенсий для лиц с

относительно высокими дохо-дами. В Японии в результате реформы пенсионной

сис-темы максимальный размер пенсии понижен с 70 до 68 процентов заработной

платы (за вычетом премий).

Во второй половине 70-х-первой половине 80-х гг. ряд стран в целях экономии

на пенсионных расходах прибе-гли к таким мерам, как временная отсрочка

надбавок к пенсиям в связи с ростом стоимости жизни или уменьше-ние сумм

этих выплат, что отражается на покупательной спо-собности пенсий и поэтому

встречает энергичное противодействие со стороны организаций пенсионеров и

трудящихя. Тем не менее, некоторые страны (Австрия, Франция) в способах

адаптации пенсий к росту стоимости жиз-ни стали учитывать уровень

безработицы.

Во Франции в 1987 г. был разработан план накоплений для пенсий с целью

привлечения семейных сбережений и средств предприятий для финансирования

пенсионного фонда. С середины 80-х годов во многих странах широко

обсуждаются вопросы повышения устанавливаемого за-коном возраста выхода на

пенсию, меры по стимулиро-ванию повышения занятости лиц пенсионного и

особенно предпенсионного возрастов, что могло бы внести зна-чительный вклад

в решение финансовых проблем всего социального обеспечения. МОТ также

считает их выпол-нение оправданным, учитывая увеличение продолжи-тельности

жизни и улучшение состояния здоровья пожи-лого населения. Так, повышение

возраста выхода на пен-сию на один год сокращает расходы на пенсионное обес-

печение на 5-10%.

В США в 1963 г. принят Закон о постепенном увеличении пенсионного возраста

с начала следующего столетия с 65 до 67 лет.

В 1989 г. правительство ФРГ одобрило основные направ-ления пенсионной

реформы, предусматривающей посте-пенное повышение пенсионного возраста.

В Швеции с начала XXI в. пенсионный возраст будет постепенно увеличиваться

с 65 до 67 лет.

В Швейцарии предусматривается введение подвижной шкалы выхода на пенсию.

По данным правительственных органов Франции, увели-чение пенсионного

возраста на 3 года позволило бы лик-видировать к 2000 г. сушествующий в

настоящее время дефицит пенсионных фондов, даже если сохранится ны-нешний

уровень безработицы. Таким образом, в боль-шинстве развитых стран право на

пенсионное обеспече-ние увязывается с достаточно высоким возрастным пото-

лком, а в ряде стран речь идет о постепенном его повы-шении.

Данный подход разделяется многими специалистами в области пенсионного

обеспечения, что, по мнению французских экспертов, позволит ликвидировать

сущест-вующий в настоящее время дефицит бюджетов пенсион-ных фондов.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Реформирование системы пенсионного обеспечения в Молдове может быть

осуществлено двумя путями.

Первый - это дальнейшее последовательное развитие государственного

обязательного социального страхования как основы пенсионной системы.

Второй путь – ликвидация государственной пенсионной системы и передача

всего пенсионного обеспечения в ведение негосударственных пенсионных фондов

(НПФ).

Учитывая тот факт, что до последнего времени государственная система

пенсионного обеспечения в основном справлялась с возложенными на нее функ-

циями, а принципы ее построения в достаточной степени соответствуют

устоявшимся традициям нашего обще-ства, определяющим тезисом при создании

модели буду-щей системы пенсионного обеспечения должно стать не разрушение,

а сохранение и укрепление государствен-ного пенсионирования. Вместе с тем

резко изменившаяся социально-экономическая ситуация в Республике обус-

лавливает необходимость, с одной стороны, проведения принципиальных

изменений в самой государственной пенсионной системе и, с другой - развития

новых форм пенсионирования, дополняющих государственные гаран-тии.

Известно, что пенсия нигде в мире не возмещает полностью утраченный

заработок и составляет не более 50-60% заработной пла-ты, поэтому

высокооплачивае-мый гражданин должен иметь возможность делать взно-сы в

НПФ, чтобы в определенной степени компен-сировать снижение своего дохода,

когда он уйдет на пенсию.

Таким образом идеология создания модели будущей системы пенсионного

обеспечения заключается в опоре на государственную пенсионную систему,

реализующую государственные гарантии в сфере пенсионного обеспе-чения

граждан, с внесением в ее функционирование оп-ределенных корректировок,

диктуемых условиями пере-хода экономики нашей страны к рыночным отношениям.

Новые формы пенсионирования и, в частности, НПФ, мо-гут развиваться только

в качестве дополнения к государс-твенной пенсионной системе.

Основными целями пенсионной реформы являются:

. реализация в полном объеме конституционных прав граждан на пенсионное

обеспечение в установленных законодательством случаях;

. предоставление пенсионным обеспечением достато-чных материальных средств,

гарантирующих достой-ный уровень жизни получателей пенсий;

. адаптация системы пенсионного обеспечения к разви-вающимся в Молдове

рыночным отношениям;

. обеспечение устойчивого финансового положения пен-сионной системы на

основе государственного пенсион-ного страхования, бюджетного

финансирования и соз-дания НПФ.

Этим целям подчинены и долговременные задачи, реша-емые в процессе реформы:

. совершенствование условий предоставления и поряд-ка исчисления размеров

пенсий;

. сокращение разрыва между размерами средней заработной платы и пенсии;

. определение минимального размера пенсии на основе его соотношения с

прожиточным минимумом пенсионера, осуществление поэтапного соответствия

количественных величин этих показателей;

. уменьшение степени обременительности финансиро-вания пенсионной системы и

обеспечение на этой

основе снижения издержек производства и, как следс-

твие, повышение конкурентоспособности продукции отечественных

товаропроизводителей;

. снижение экономической нагрузки на трудоспособное население за счет более

четкого определеник круга лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по

пенсионному обеспечению, и оптимизации размеров тарифов взносов на

обязательное государственное

социальное страхование;

. изменение форм пенсионного обеспечения и более тесная увязка уровня

пенсий различных категорий пенсионеров с их прошлым трудовым вкладом;

. повышение эффективности функционирования пенси-онного обеспечения путем

совершенствования системы его управления.

Исходя из вышеуказанного, реформа должна основы-ваться на следующих

принципах:

каждый гражданин имеет право на государственное пенсионное обеспечение в

случаях, установленных законом;

А при иных обстоятельствах;

. все работающие по найму подлежат обязательному государственному

пенсионному страхованию;

. каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному

страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продол-

жительностью страхования и заработком , c которого уплачивались взносы;

. финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на

принципе солидарности, включая солидарность поколений, регионов и отрас-

лей народного хозяйства Молдовы;

. средства обязательного государственного пенсионного страхования

используются исключительно на пенсион-ное обеспечение застрахованных по

правилам и нор-мам, установленным законом.

Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения

пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории

Молдовы;

. расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участво-вавших в

государственном пенсионном страховании или не охваченных им, покрываются

за счет бюджет-ных средств;

. негосударственное пенсионное обеспечение функци-онирует на строго

добровольной основе как дополне-ние к государственной.

НПФ осуществляют целевой сбор, учет и аккумулирова-ние пенсионных взносов,

обеспечивают их приращение и производят пенсионные выплаты.

Реформирование государственной пенсионной системы предусматривает

задействование в полном объеме стра-хового принципа. Строгое следование ему

предполагает, что никто не имеет необоснованных льгот и привилегий в

пенсионной системе. Все должно определяться вкладом в Социальный фонд: кто

больше внес, тот и имеет право на больший размер пенсии. Именно такой

подход являет-ся определяющим, а никак не количество воспитанных детей, не

участие в войне или ликвидации аварии на Чер-нобыльской АЭС, не статус

незаконно репрессированного лица и никакие другие виды деятельности. Это не

значит, что все, кто имеет сейчас эти льготы, их лишатся. Речь идет о том,

что необходимо четко определить: если госу-дарство вводит определенную

пенсионную льготу, то зат-раты на ее оплату должны быть профинансированы из

бюджета. Что касается трудовой пенсии, то ее размер оп-ределяют только два

фактора: величина заработка, с которого осуществлялись страховые взносы в

Социаль-ный Фонд, и продолжительность страхового стажа, т.е. времени, в

течение которого эти взносы вносились.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ УЧЕТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Одним из существенных недостатков нынешней системы пенсионного обеспечения

является то, что граждане, за которых сегодня уплачиваются страховые взносы

(заст-рахованные лица), не заинтересованы ни в размерах платежей, ни в

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.