![]() |
|
|
Факторы и пути повышения производительности труда3. Пути повышения производительности труда 3.1. Резервы роста производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах по добыче песка ОАО «Ульяновский речной порт» При анализе и планировании производительности труда важнейшей задачей является выявление и использование резервов ее роста, то есть конкретных возможностей повышения производительности труда. Резервы роста производительности труда - это такие возможности экономии общественного труда, которые хотя и выявлены, но по разным причинам еще не использованы. Речь идет о неиспользованных возможностях совершенствования технологии и организации труда, то есть возможностях более полной реализации производительной силы труда за счет улучшения использования всех факторов ее роста. Резервы используются и вновь возникают под влиянием научно- технического прогресса. Количественно резервы можно определить как разницу между достигнутым и максимально возможным уровнем производительности труда в конкретный период времени. Взаимодействие факторов и резервов состоит в том, что если факторы представляют собой движущие силы, или причины изменения ее уровня, то использование резервов - это непосредственно процесс реализации действия тех или иных факторов. Степень использования резервов определяет уровень производительности труда на данном предприятии. При анализе производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах прежде всего выявляются резервы роста производительности труда, обусловленные снижением трудоемкости, то есть уменьшением затрат рабочего времени на производство единицы продукции. Далее определяются резервы, связанные с улучшением использования рабочего времени и структуры кадров предприятия. Снижение трудоемкости обеспечивается внедрением новых технологий, модернизацией существующего оборудования, рационализацией производства и т.д. Резервы улучшения использования рабочего времени определяются, исходя из возможного сокращения его потерь. В ходе выявления резервов улучшения использования рабочего времени количественно определяют потери времени, устанавливают их причины и разрабатывают мероприятия по их уменьшению или полной ликвидации. Суть резервов совершенствования структуры кадров состоит в следующем. Показатель производительности труда исчисляемый в расчете на одного среднесписочного работника, зависит главным образом от роста выработки основных рабочих и изменения их удельного веса в общей численности работающих. Следовательно (при данной численности промышленно- производственного персонала), чем выше удельный вес основных рабочих, тем, при прочих равных условиях, выше производительности труда на предприятии. Количественная оценка резервов является необходимым условием их выявления и использования. Без количественной определенности резервы существуют как тенденция развития, а не как реальные возможности повышения эффективности производства. Резервы могут оцениваться в абсолютных и относительных величинах. В каждом отдельном случае их величина определяется сопоставлением фактического использования данного вида ресурсов с возможным. Таким образом, основным вопросом измерения резервов является определение их возможной величины. Определим резервы роста производительности труда 2-гоГР, так как именно он специализируется на добыче песка. Добыча песка является собственным выпуском порта. Добычу нерудных строительных материалов (песчаный грунт) порт производит ежегодно на карьере остров Банный, расположенный между 1560-1570 км у левого берега Волги на Куйбышевском водохранилище в Черемшанском районе Ульяновской области. Для русловой добычи и погрузки в суда песка, а также для выгрузки его из судов на берег, порт применяет гидромеханизированные установки и плавкраны. Принцип работы гидромеханизированных установок основан на перемещении навалочных грузов по трубам или желобам в составе пульпы (смесь груза с водой). При добыче песка со дна реки порт использует плавучий несамоходный добывающий земляной снаряд «Портовый-26» (см. рис. 3.1.) производительностью 1000 т/ч, оборудованный грунтовым центробежным насосом с дизельным приводом. Насос установлен между всасывающим и напорным участком трубопровода. При работе землесосного снаряда пульпа в насос засасывается через сопло, (наконечник всасывающего трубопровода), проходит через него, а затем поступает по напорному трубопроводу в трюм загружаемого судна. Рис.3.1. Технологическая схема земляного снаряда «Портовый - 26» Гидромеханизированную выгрузку песка из судов бункерного типа на берег выполняет гидроперегружатель «ГП-18» (см. рис. 3.2.) – плавучая установка с грунтовым насосом. В трюме понтона гидроперегружателя наряду с грунтовым насосом установлен водяной насос. К грунтовому насосу подсоединен всасывающий трубопровод, заканчивающийся заборным сосуном, опускаемым на разгружаемое судно. Водяные насосы по специальному трубопроводу подают в трюм судна под напором забортную воду, которая, выходя из насадки, размывает груз, образуя пульпу, засасываемую через заборный сосун грунтовым насосом и перемещаемую затем по напорному трубопроводу на специальную площадку (карту намыва). Рис. 3.2. Технологическая схема гидроперегружателя ГП-18: 1 – всасывающий трубопровод; 2 – трубопровод размывочной трубы; 3 – напорный трубопровод; 4 – грунтовой насос; 5 – размывочный насос; 6 – корпус гидроперегружателя; 7 – разгружаемое судно; 8 – сосун; 9 – насадок размывателя. В 2000 году план по переработке песка был выполнен полностью. С о. Банный было погружено ПЗС «Портовый-26» – 724,8 тыс. тонн песка. Этот объем был распределен следующим образом: на строительство моста через реку Волга – 607,2 тыс. т.; на строительство контрбанкета в районе железнодорожной станции «Ульяновск-2» – 67,2 тыс. т.; на реконструкцию дамбы машиностроительного завода имени Володарского – 50,4 тыс. т. Разгрузка песка на мост производилась гидроперегружателем ГП-18, на контрбанкет и дамбу Володарского – плавкраном «Ганц-2». Норма времени на погрузку ПЗС «Портовый-26» и разгрузку ГП-18 1тыс. тонны песка составляет 1,25ч., а на разгрузку 1 тыс. тонны песка плавкраном «Ганц-2» - 5,54ч. (см. Приложение 2). Фактическое время работы ПЗС «Портовый-26» – 984ч., ГП-18 – 796,5ч., ПК «Ганц-2» – 913,7ч. Нормативное время на погрузку фактического объема песка ПЗС «Портовый- 26» – 906ч. (724,8 х 1,25), на разгрузку ГП-18 – 759ч. (607,2 х 1,25), ПК «Ганц-2» – 651,5ч. (117,6 х 5,54). Следовательно, потери рабочего времени составляют: ПЗС «Портовый-26» – 78 ч., ГП-18 – 37,5ч., ПК «Ганц-2» – 262,2ч. В результате ликвидации потерь рабочего времени объем переработки песка может увеличиться на 139,8 тыс. тонн. Расчет приведен в таблице 3.1. Таблица 3.1. Расчет увеличения переработки за счет ликвидации потерь рабочего времени | |Объем |Время работы, |Отклон|Объем |Прирост | |Плавмеханизация |переработки|час |ение, |переработки |переработк| | |, тыс. тонн| |(+,–) |расчет., |и, тыс. | | | | | |тыс. тонн |тонн | | | |факт. |расчет.| | | | |ПЗС - 26» |724,8 |984,0 |906,0 |-78,0 |787,2 |62,4 | |ГП -18 |607,2 |796,5 |759,0 |-37,5 |637,2 |30 | |ПК «Ганц-2» |117,6 |913,7 |651,5 |-262,6|165,0 |47,4 | |Итого |1449,6 |2694,5|2316,5 |-378 |1589,4 |139,8 | 3.2. Оценка эффективности мероприятий по росту производительности труда По материалам анализа разрабатываются мероприятия для дальнейшего роста производительности труда. В общем, объеме перегрузочных работ, выполняемых средствами порта и пристаней, преобладающее место занимают погрузка в суда и выгрузка из судов песка и песчано-гравийной смеси. Погрузка в суда производиться преимущественно из русел рек и водохранилищ с применением землеснарядов, а также плавучих установок: гидроперегружателя и крана. Гидромеханизация перегрузки песка обеспечивает наиболее комплексную механизацию всего перегрузочного процесса, устраняет затраты живого труда портовых рабочих, не требует строительства капитальных вертикальных набережных. В связи с увеличившими объемами заказов на песчаную смесь, целесообразно применение только гидромеханизированного комплекса: ПЗС «Портовый-26» и Гидроперегружателя ГП-18, так как, время выгрузки одой тысячи тонны песка ПК «Ганц-2» в 4,4 раза больше, чем ГП-18, а себестоимость переработки одной тонны песка как ПК «Ганц-2» так и ГП-18 – 6,20 руб. В результате высвобождения плавкрана, плановый объем переработки будет выполнен с наименьшими затратами: уменьшится число отработанных часов, высвободится численность рабочих, это в свою очередь отразится на росте производительности труда, сокращении фонда заработной платы и в увеличении прибыли порта. Расчет увеличения производительности труда представлен в таблице 3.2. Таблица 3.2. |Показатели |Факт |Расчет. |Отклонение|Темп | | |2000г. |2000г. |, (+,–) |роста, % | |1. Стоимость переработки 1 тонны | | | | |песка, руб. |6,20 | | | |2.Объем переработки, тыс.т. |1449,6 |1574,4 |+124,8 |108,61 | |3.Объем переработки, тыс.руб. |8987,52 |9761,28 |+773,76 |108,61 | |4.Средняя списочная численность | | | | | |работающих, чел. |47 |37 |–10 |78,72 | |5.Средняя списочная численность | | | | | |рабочих, чел. |42 |32 |–10 |76,19 | |6. Фонд заработной платы, тыс. руб. |41540 |33195 |–8345 |79,91 | |7. Удельный вес (коэффициент) | | | | | |рабочих в составе работающих |0,8936 |0,8649 |–0,0287 |96,79 | |8. Средняя выработка одного | | | | | |работающего, тыс. тонн |30,8426 |42,5514 |+11,7088 |137,96 | |9. Средняя выработка одного | | | | | |работающего, тыс. руб. |191,2238 |263,8184 |+72,5946 |137,96 | |10. Средняя выработка одного | | | | | |рабочего, тыс. тонн |34,5143 |49,2000 |+14,6957 |142,55 | |11. Средняя выработка одного | | | | | |рабочего, тыс. руб. |213,9886 |305,0400 |+91,0514 |142,55 | Из таблицы видно, что в связи с высвобождением плавкрана объем переработки песка увеличится на 124,8 тыс. тонн (78 : 3 х 2,4 х2); численность рабочих уменьшилась на 10 чел.; (численность рабочих закрепленная за ПК «Ганц-2» –10 чел. (см. Приложение 5); фонд заработной платы сократился на 8345 тыс. руб. или на 3,21%; производительность труда одного работающего увеличилась на 11,7088 тыс. тонн или 72,5946 тыс. руб. (на 37,96%). Высвобожденный ПК «Ганц-2» рекомендуется сдавать в аренду с целью получения дополнительного дохода. Заключение Проанализировав производительность труда ОАО «Ульяновский речной порт» можно сделать вывод о том, что на внутреннем водном транспорте по вопросам повышения производительности труда можно выявить следующие пути: комплексная механизация и автоматизация трудовых процессов; совершенствование управления, улучшение использования рабочего времени; изменение объемов и среднего расстояния перевозок грузов, распределение их по направлениям движения, а также изменение структуры грузооборота по видам перевозок и родам грузов. В данной дипломной работе внимание уделяется повышению производительности труда за счет устранения потерь рабочего времени и рациональной эксплуатации плавмеханизации. На основе проведенных расчетов по предложенным мероприятиям можно сделать следующие выводы. Для переработки планового, а также фактического объема песка были задействованы производственные мощности лишь на 25%. Высвобождение плавкрана «Ганц-2» не повлекло за собой снижения объема переработки. За счет ужесточения контроля за выполнением норм времени обработки погрузки и выгрузке судов можно ликвидировать потери рабочего времени. В результате соблюдения норм времени обработки судов и высвобождения плавкрана «Ганц-2», возможно дополнительно, за фактически отработанное время, увеличить объем переработки на 124,8 тыс. тонн. В свою очередь увеличение объема переработки, высвобождение численности в количестве 10 человек, позволяет сократить фонд заработной платы на 8345 тыс. руб. или на 3,21%; производительность труда одного работающего увеличить на 11,7088 тыс. тонн или 72,5946 тыс. руб. (на 37,96%). Проведение этих мероприятий позволит порту увеличить доходы от переработки грузов на 773,76 тыс. руб. или 8,61%, а, следовательно, повысить рентабельность и эффективность погрузочно-разгрузочных работ. Список используемой литературы 1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997. – 246 с. 2. Анализ хозяйственной деятельности речного транспорта. Цветков Э.С. Учебник. М., Транспорт, 1977. – 176 с. 1. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник/ Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – 2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 1996. – 363 с. 1. Бондарь И.К. Производительность труда: вопросы теории и практики: Наук. думка, 1991 – 152 с. 1. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 392 с. 1. Ворст И., Ревентлау П. Экономика фирмы.- М.: Высшая школа, 1994. 1. Горемыкин В.А. и др. Планирование на предприятии: Учебник./В.А. Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов. – М.: Вилинъ, 1999. 1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Банки и биржи, 1998. 1. Гурьянов С.Х., Поляков И. А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду: (Методика расчетов по экономике труда на промышленных предприятиях). - М: 1988. 1. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА – М., 1998. 1. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. В 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/Под общей ред. А.И. Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 416 с. 2. Комплексная механизация и автоматизация перегрузочных работ на речном транспорте. Казаков А.П., «Транспорт», 1979. – 222 с. 1. Корогодин И. Т. Качество труда: содержание, проблемы роста – Воронеж, 1990. 1. Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд – М.: Наука, 1993. 1. Куксов А. Планирование деятельности предприятия. //Экономист. – 1996 - № 6. 1. Любушин Н.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов. /Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова; Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ИНИТИ, 1999. 2. Маталин В.П., Артамонычев А.Н. Погрузочно-разгрузочные работы в речных портах: Учебник. – М.: Транспорт, 1979. 3. Организация и механизация перегрузочных работ в речных портах. Шерле З.П., Гнояной А.А. Учебник. М., Транспорт, 1976. 1. Ремизов К.С. Основы экономики труда: М.- 1990. 1. Рофе А.И. Экономика и социология труда – М.: МИК, 1996. 1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. – 668 с. 1. Савруков Н.Т. и др. Экономика предприятия: Курс лекций. /Н.Т. Савруков, А.И. Егоров, Л.П. Егорова. /СПб. гос. тех. ун-т, 1998. 1. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение, - М: 1989. 1. Статистика: Курс лекций/ Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др., ИНФРА - М. 1997. 1. Управление трудовыми ресурсами: Справоч. пособие / Под общ. ред. Л.А. Костина М: 1987. 1. Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебн. Пособие для вузов.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 496 с. 2. Экономика внутреннего водного транспорта: Учебник для вузов вод. трансп./Ш.П.Бланк, А.А.Митаишвили, В.А.Легостаев. – М.: Транспорт, 1983. – 463 с. 1. Экономика и статистика фирм: Учеб. пособие./В.В. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др. – М.: Финансы и статистика, 1996. 1. Экономика, организация и планирование промышленного производства/В.И. Выборнов, Ф.П. Висюлин, Н.А. Лисицин и др.; Под общей ред. Н.А. Лисицына. – Мн.: Выш. шк., 1990. – 446 с. 1. Экономика, организация, планирование, управление./ Под ред. Г.А.Егиазаряна, А.Д.Шеремета. М: - 1985. 1. Экономика предприятия: Учебник для экономических вузов: 2-е изд., пераб. и доп./Под ред. А.И.Руденко. – Мн.: БГЭУ, 1995. – 475с. 1. Экономика предприятия. /Под ред. В.Л. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи, 1998. 1. Экономика предприятия: Учебник, - М: Инфра - 1999. 1. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. О.И. Волкова. М. 1999. 1. Экономика предприятия: Учебник / Семенов В.М., Баев И.А. 1998. 1. Экономика труда и социально-трудовые отношения/Под ред. Г.Г. Мелькьяна, Р.П. Колосовой – М.: МГУ, 1996. 1. Экономика предприятия: Учебно-метод. пособие. /Л.Ф.Катаев, Н.Ф. Бердичевская, И.А. Кашкирова, М.В. Попова. – Ульяновск, 1998. 1. Экономика: Учебник. /Под ред. А. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Бек, 1997. 1. Экономика труда/Под ред. Г.Р. Погосяна, Л.И. Жукова – М.: Экономика, 1991. – 304 с. 2. А.Семенов: Производительность труда и перспективы экономического роста // Экономист – 1995 – № 2. Стр. 24-34. 3. В.Фильев: Управление ростом производительности труда //Экономист – 1997 – № 3. Стр. 60-66. 1. А.Семенов, С.Кузнецов: Факторы производительности труда // Экономист - 1998 - № 4. Стр. 46 - 55. 2. В. Кардашевский, А.Бондаренко: Повышение производительности: европейский подход // Экономист – 2000 - № 11. Стр. 35-40. 1. Т.Куприянова Управление производительностью: путь к росту. // Человек и труд - 1996 - № 9. Стр. 67 - 69. 1. Трофимова Л. Экономические показатели, используемые для оценки эффективности деятельности предприятия. //Аудитор. – 1996 - № 9. 2. Нормативы времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в речных портах и на пристанях. Утв. Мин.реч. флота РСФСР 07.12.88.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Транспорт, 1990.- 112с. 2. Судо-часовые нормы загрузки-разгрузки судов. Департамент речного транспорта. Министерство речного транспорта РФ. Н. Новгород 1994. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |