![]() |
|
|
Финансирование и кредитование капитальных вложенийгается на инвесторов, что обусловливает особенности финансирова- ния таких капитальных вложений. Все средства на капитальные вложения аккумулируются на рас- четном счете инвесторов. По их просьбе учреждения банков могут открывать отдельные счета для учета собственных средств на капи- тальные вложения за отдельную плату. Учреждения банков не оформляют финансирование строек, а @ они должны предоставлять им для этого документы. Финансирова- ние капитальных вложений производится с расчетного счета инвес- тора путем оплаты расчетных документов на выполненные проект- ные, строительно-монтажные и другие работы, поставленное обору- дование и другие расходы, связанные со строительствам. Состав за- трат и порядок их оплаты зависят от характера капитальных вло- жений, способа производства строительно-монтажных работ, а так- же метода финансирования затрат при хозяйственном способе стро- ительства. Учреждения банков не контролируют целевое и эффективное использование собственных средств инвестора на капитальные вло- жения. Только по просьбе инвестора, на договорных началах за от- дельную плату они могут осуществлять такой контроль, например, проверять качество проектно-сметной документации, проводить контрольные обмеры оплаченных (представленных к оплате работ), оказывать другие виды услуг по финансированию капитальных вло- жений. Плата за такие услуги должна устанавливаться на уровне, обеспечивающем полное покрытие затрат банка на их оказание и по- лучение соответствующей прибыли. Долгосрочное кредитование предприятий и организаций на капитальные вложения В условиях перехода к рыночным отношениям возрастает роль долгосрочного кредита как источника денежных средств в форми- ровании и совершенствовании основных фондов народного хозяйст- ва. Он используется на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения. Перечень объектов долгосрочно- то кредитования очень разнообразный. Так, у предприятий и хозяй- ственных организаций, независимо от форм собственности, это за- траты на техническое перевооружение, реконструкцию и расшире- ние производства, на строительство объектов непроизводственного назначения и на приобретение оборудования, не входящего в сметы строек. Долгосрочный кредит используется также при строитель- стве новых предприятий и сооружений, имеющих важное народно- хозяйственное значение. Долгосрочный кредит предоставляется предприятиям и хозяй- ственным организациям на указанные выше цели на принципах воз- вратности, срочности, платности и обеспеченности. Преимущества при долгосрочном кредитовании имеют проекты, которые обеспечивают нароцнохозяйственную эффективность, ре- шают экономические и социальные проблемы страны, расширяют экспортные возможности, увеличивают производство товаров на- родного потребления. Обязательными условиями долгосрочного кредитования явля- ются: статус заемщика как юридического лица, экологическая без- опасность объекта кредитования, обеспеченность своевременного и полного возврата кредита и уплаты процентов за пользование им, соблюдение норм продолжительности строительства. Долгосрочный кредит можно разделить на такие его виды: кре- дит, который предоставляется коммерческими банками на договор- ных началах за счет их собственных и привлеченных средств; госу- дарственный кредит, источником которого являются средства рес- публиканского бюджета, и кредит под целевые производственные программы за счет централизованных кредитных средств Нацио- нального банка. Кредитование в каждом из этих случаев сущест- венно различается. Коммерческие банки предоставляют долгосроч- ные кредиты инвесторам за счет собственных и привлеченных средств на договорных началах. Основными принципами формиро- вания кредитных отношений являются: свободный выбор партнеров этих отношений, формирование условий их выполнения, оснований и объемов, ответственности при полном невмешательстве государ- ственных органов в выбор и реализацию этих условий. Основные источники ресурсов для долгосрочного кредитования в этом случае - это собственные средства банков (различные фон- ды, нераспределенная прибыль), средства централизованного ссуд- ного фонда, предприятий и организаций, а также средства бюдже- тов, которые находятся на счетах банков, вклады граждан и займы у других банков. Кредитные отношения банка и заемщиков регулируются кре- дитным договором, которым предусматриваются размер разрешен- ного кредита, сроки и порядок его использования и возврата, про- центные ставки за пользование кредитом, обязанности и имущест- венная ответственность сторон и формы обеспечения обязанностей. Оформление долгосрочного кредитования производится банком на основании предоставляемых заемщиком документов, перечень кото- рых определяется кредитным договором. Кредитный договор дейст- вует в течение всего периода пользования кредитом. Потребность в долгосрочном кредите определяется либо полной стоимостью затрат по объекту (мероприятию), если кредит являет- @ ся единственным источником финансирования, либо как разность между стоимостью этих затрат и собственными средствами заемщи- ка, направляемыми на эту цель. Возможность учреждения банка выдать кредит заемщику в требуемом им размере зависит от уровня этого учреждения (отделение, региональное управление и дирек- ция, банк) и предоставленного ему права (крб.) выдавать кредит од- ному заемщику той или иной категории (предприятия, организации, кооперативы, малые предприятия), а также наличия кредитных ре- сурсов. Общий срок пользования кредитом складывается из норматив- ного времени осуществления затрат и времени, в течение которого кредит возвращается банку. Сроки погашения кредита устанавли- ваются в пределах окупаемости затрат по проекту. Банк предоставляет долгосрочный кредит только кредитоспо- собным заемщикам, которые могут возвратить его в установленные сроки и уплатить проценты за пользование кредитом. Определение кредитоспособностн предприятий и организаций является одной из важнейших сторон хозяйственной деятельности банков в условиях перехода к рынку. Оценка кредитоспособности заемщика производится банком до заключения кредитного договора на основе анализа его финансово- го состояния и эффективности кредитуемого мероприятия. Базой для такого анализа служат бухгалтерские балансы, другие отчет- ные и плановые документы о финансово-хозяйственной деятельнос- ти, проектно-сметная документация, планы технического перево- оружения производства, прогнозные и статистические материалы, характеризующие как современное экономическое состояние заем- шика, так и перспективы его развития. Анализ финансового состояния заемщика позволяет определить показатели, отражающие разные его стороны, например, ликвид- ность его баланса, покрытие баланса, привлечение средств и др. При долгосрочном кредитовании важно оценить стабильность этих показателей в период пользования кредитом. Такая оценка требует разнообразных экономических знаний, умения прогнозировать изме- иення факторов, влияющих на доходность заемщика в условиях пе- рехода к рынку. К таким факторам следует отнести прежде всего динамичность цен и тарифов, рентабельность производства, энерго-, нюернало- и фондоемкость продукции, обеспечение сырьем, кадра- ми и основными фондами, внедрение новых техники и технологий, рынок сбыта продукции и др. Эффективность кредитуемого мероприятия банки определяют путем проведения инженерно-экономической экспертизы,его проек- та. При этом проверяются наличие и качество проектно-сметной документации и заключений экспертизы, соответствие проектных технико-экономических показателей прогрессивным, оценивается технико-экономический уровень проекта. Важными вопросами при проведении такой экспертизы являются: наличиесырьевой базы, конкурентоспособность продукции, возможность ее сбыта, прогноз уровня цен на будущую продукцию. В процессе инженерно-эконо- мической экспертизы необходимо изучить реальность намечаемых сроков строительства с учетом мощностей, нагрузки и материально- технического обеспечения подрядных строительно-монтажных ор- ганизаций, надежность поставщиков оборудования и других парт- неров. В настоящее время процесс установления процентной ставки за кредиты не регулируется нормативными актами. Плата за пользо- . ванне долгосрочным кредитом определяется банками с учетом про- должительности срока кредитования, предоставленных заемщиками гарантий своевременного возврата кредита, спроса и предложений кредитных ресурсов и их цены, а также наличия кредитного риска. Устанавливаемые банками процентные ставки должны обеспечивать полное покрытие их расходов и получение прибыли от осуществле- ния хозрасчетной деятельности. - ' Повышенные размеры процентной ставки предусматриваются кредитным договором в случае нарушения нормативных сроков строительства, получения дополнительных кредитов и переуступки банков сроков возврата ссуды. Процент за пользование кредитом начисляется в размерах и сро- ки, предусмотренные кредитным договором. Ответственность за невыполнение заемщиками своих обяза- тельств предусматривается в виде неустойки (штрафа, пени), зало- та, гарантии, страхования кредитного риска. Долгосрочный кредит используется на оплату поставленных на стройку машин и оборудования, строительных конструкций, дета- лей, блоков и материалов, а также выполненных строительн0-мон- тажных, проектных и других работ. Банки должны возмещать за- емщику расходы по уплате пени поставщикам, за несвоевременные расчеты с ними, если это вызвано неполным и несвоевременным пре- доставлением кредита. После завершения кредитуемого объекта (мероприятия) заем- щик оформляет в установленном порядке задолженность по креди- ту срочным обязательством. Погашение кредита обычно начинвется со следующего квартала после принятия ответственного решения о вводе объекта в эксплуатацию и производится за счет собственных средств заемщика. Нестабильность экономической ситуации в Украине, высокий уровень инфляции обуславливают сокращение доли долгосрочных кредитных вложений коммерческих банков в развитие экономики. В настоящее время эта доля составляет всего лишь 1 - 2% в общем объеме кредитных вложений. Высокие процентные ставки за поль- зование кредитом (в сентябре 1993 г. максимальная ставка состави- ла 600% годовых) и галопирующие темпы инфляции делают прак- тически невозможными долгосрочные инвестиции. Коммерческие банки в этих условиях не заинтересованы в выдаче ссуд на срок бо- лее 2-4 мес., поскольку уровень инфляции значительно превышает высокие процентные ставки. Предприятия-заемщики, испытываю- щие острый дефицит финансовых ресурсов, не могут возвратить банку полученную ссуду и уплатить проценты за пользование ею. Коммерческие банки используют собственные и привлеченные кредитные ресурсы не на инвестиции в техническое развитие пред- приятий, а главным образом на выдачу им краткосрочных ссуд для производства расчетов и выплаты заработной платы. Такое состоя- ние сказывается на материально-технической базе народного хозяй- ства страны, вызывая спад производства продукции и углубление других кризисных явлений в экономике страны. В целях активизации инвестиционной деятельности в Украине с нвгуста 1992 г. введено государственное долгосрочное кредитование строек и объектов производственного назначения, а также кредито- ванне целевых производственных программ за счет централизован- ных ресурсов Национального банка. Государственный кредит пре- доставляется на капитальные вложения только производственного назначения. Заказчиками государственного кредита являются ми- нистерства, ведомства и другие хозяйственные органы. На основе предложений этих органов Министерство экономики по согласова- нию с Министерством финансов определяет перечень строек и объект0в, которые будут финансироваться за счет государственного кредита, и представляет его на утверждение Кабинету Министров Украины. Министерство финансов определяет коммерческие банки, кото- рые будут осуществлять такое кредитование, и заключает с ними договоры. После утверждения плана-прогноза экономического и социаль- ного развития страны Министерство экономики доводит до мини- 195 @ стерств, ведомств и других органов хозяйственного управления и финансирующих банков объемы государственного кредита на пла- нируемый год. Министерство финансов сообщает банкам, учрежде- ния которых будут осуществлять государственное кредитование, планы финансирования капитальных вложений по органам хозяйст- венного управления - заемщикам в поквартальном разрезе. Этим банкам оно перечисляет средства для кредитования, имеющие стро- го целевое назначение. Учреждения финансирующих банков заключают с инвесторамн кредитные соглашения, где предусматривают: цель предоставления государственного кредита; его объем и сроки возврата. Общий срок польозвания госудорствен- ным кредитом не должен превышать семи лет, в том числе: срок выборки ссуды - не более 3-к лет (в отдельных случаях 5 лет), льготный срок до начала погашения кредита - 1 год и срок пога- шения - не должен превышать 3-к лет; процентные ставки за пользование кредитом, которые устанавли- ваются в 20 % годовых в целом по органу хозяйственного управле- ния заемщику. Эти органы могут дифференцировать процентные ставки по стройкам и объектам, которые входят в сферу их фунх- ционалыюго управления. Эта дифференциация может произво- диться в пределах от 10 до 30 % годовых, однако без изменения ус- новленной для органов хозяйственного управления в целом про центной ставки; вид строительства и сроки его окончания. Объектами государст- венного кредитования могут быть только стройки, нормативный срок строительства которых не превышает 3-к лет; экономические санкции и особые условия кредитования; обязательства банка и инвестора по другим вопросам предоставле- ния, использования и возврата государственного кредита. Копии кредитных соглашений органы хозяйственного управле- ния должны представить в Министерство финансов в десятиднев- ный срок после их заключения. Кредитные соглашения должны за- ключаться в месячный срок после получения органами хозяйствен- него управления сведений об утвержденных им объемах государст- венного кредита. При нарушении этого срока финансирующие банки вносят Министерству экономики предложения об нзменении объемов кредита соответствующему органу хозяйственного управ- ления. Государственный кредит используется инвесторами для оплаты расходов, связанных со строительством, реконструкцией и техни- ческим перевооружением предприятий, строек и объектов. Погаше- ние государственного кредита начинается через год после оконча- ния нормативного срока строительства (реконструкции, техничес- кого перевооружения) объекта кредитования и производится за счет собственных средств инвестора или заемных средств. Кредит на при- обретение оборудования, которое не входит в сметы строек, погаша- ется, начиная со следующего за годом его выдачи в течение не более двух лет. Гарантом погашения государственного кредита выступает мини- стерство, ведомство или другой орган хозяйственного управления. Средства, поступающие от инвесторов в погашение долга по кре- диту, а также значительная часть платы за пользование этим креди- том перечисляются финансирующими банками в доход государст- венного бюджета. На покрытие расходов по обслуживанию госу- дарственного кредита эти банки оставляют О,4 нaчисленных про- центов за пользование кредитом и О,3 так называемых "штрафных" процентов. При нарушении сроков строительства более чем на 3 мес. и при консервации или прекращении строительства на такой же срок по инициативе инвестора процентная ставка повышается на 100 %. Ин- весторы, не соблюдающие сроки платежей, должны уплачивать до- полнительно 25 % годовых от сумм, которые не уплачены в установ- ленные сроки. Контролъ за целевым использовонием инвесторами государст- венного кредита, а также за своевременным его возвратом в государст- ственный бюджет осуществляют финансирующие банхн и Мини- стерство финансов Украины. Долгосрочные кредиты за счет централизованных кредитных ре- сурсов Национального банка предоставляется только государствен- ным предприятиям на затраты, связанные с реализацией целевых программ на конверсии и модернизации производства, внедрению пе- редовых технологий, увеличение производства товаров народного потребления. Срок кредитования должен обеспечивать реализацию производ- ственной программы, но не может превышать 5 лет. Каждое предприятие составляет такую программу, утверждает ее в министерстве, разрабатывает календарный план работ по этой программе, составляет смету затрат и представляет обслуживающе- му его коммерческому банку заявку на долгосрочный кредит с обо- @ снованием его потребности и эффективности намеченной про- граммы. Коммерческие банки дают экспертную оценку предложенной за- явки. При необходимости получения централизованных ресурсов Национального банка коммерческие банки подают заявки областно- му управлению Национального банка. Региональные управления Национального банка анализируют за- явки коммерческих банков и свои предложения относительно целе- сообразности кредитования целевых производственных программ и экономических возможностей этих банков направляют в управление кредитного регулирования Национального банка. Укринвестпромбанк, Укрсоцбанк и Агропромбанк "Украина" также рассматривают заявки предприятий на получение долгосроч- ного кредита и свои предложения по кредитованию целевых про- грамм направляют непосредственно в Национальный банк. Целесообразность предоставления долгосрочного кредита ком- мерческим банком предварительно рассматривается в кредитном ко- митете и утверждается правлением Национального банка Украины. Национальный банк заключает с коммерческими банками, кре- дитующими целевые программы, договор, где определяет размеры платы за кредит и маржи. Национальный банк открывает комиерческому банку кредитную линию, что должно обеспечить оперативное целевое и эффективное использование централизованных ресурсов для кредитования произ- водственных программ. Коммерческие банки предоставляют заемщикам кредит только на цели, предусмотренные их кредитными заявками, и в пределах средств, перечисленных им Национальным банком для целевого кредитования. Каждый заемщик должен заблаговременно сообщать коммер- ческоиу банку о необходимой ему сумме кредита для оплаты рас- четных документов по кредитуемому объекту. Только при соблю- дении этого условия Национальный банк сможет своевременно пре- доставлять коммерческому банку средства в пределах открытой ему кредитной линии. Использование, погашение кредита и уплата процентов за поль- зование им производятся в установленном порядке. Контроль за целевым использованием кредита коммерческими банками осуществляет Национальный банк и его региональные уп- равления, а за целевым использованием кредита заемщиками - коммерческие банки. При выявлении фактов нецелевого использо- 198 @ вания кредита Национальный банк (региональные управления Наци- онального банка) взыскивает с коммерческого банка штраф в раз- мере 5 % суммы кредита, использованной не по назначению. Опыт свидетельствует, что долгосрочный кредит, предоставляе- мый на капитальные вложения, способствует сокращению сроков строительства, снижению его себестоимости и ускорению окупае- мости затрат, если строительный объект своевременно обеспечен качественной проектно-сметной документацией, оборудованием, строительными материалами, конструкциями и деталями, а капи- тальные вложения и средства выделяются соответственно нормам продолжительности строительства. Стройка также должна быть обеспечена достаточными мощнос- тями строительной индустрии, которые следует эффективно ис- пользовать. Долгосрочное кредитование населения на потребительские цели Долгосрочные кредиты населению на потребительские нужды предоставляют в основном учреждения Сбербанка Украины. Объ- ектами кредитования являются затраты на строительство, покупку, капитальный ремонт и реконструкцию индивидуальных жилых до- мов с надворными постройками, садовых домиков, дач, благоустрой- |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |