реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 год

В целях исключения спекулятивных операций с иностранной валютой в

связи с принятым курсовым механизмом Центральный банк России ужесточил

позицию по отношению к ведущим банкам при проведении ими операций по купле-

продаже иностранной валюты на межбанковском валютном рынке. В соответствии

с принятой им Инструкцией ( май 1996 года ) "О порядке отчетности по

конверсионным операциям уполномоченных банков Российской Федерации,

являющихся ведущими операторами межбанковского валютного рынка" эти банки

обязаны ежедневно представлять отчет об объемах операций с иностранными

валютами по всем видам сделок.

Положительным применительно к банкам в новой ситуации следует

признать автоматическое получение последними разрешения на открытие

валютной позиции, которое они приобретают одновременно с получением

валютной лицензии.*

В связи с переходом к установлению официального обменного курса рубля

и с целью правильного исчисления таможенных платежей Государственный

таможенный комитет Российской Федерации издал Указания от 21 мая 1996 года

№ 01-14/525 "О порядке доведения курсов иностранных валют к рублю". В них

приведены меры, необходимые для обеспечения своевременного доведения

котировок до таможенных органов.

Обобщение опыта организации порядка проведения валютных операций в

переходный период к рыночной экономике вызвало необходимость корректировки

некоторых из этих видов операций. В соответствии с решением Совета

директоров Банка России ( протокол от 1 марта 1996 года № 11 ) было принято

"Положение об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых

видов валютных операций" (утверждено приказом Центрального банка России от

24 апреля 1996 года № 02-94 ).

Данное "Положение..." разработано на основании пункта 2 статьи 6,

пункта 2 статьи 9 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле",

пункта 10 статьи 14 Федерального Закона "О центральном банке Российской

Федерации (Банке России)" и распространяется на некоторые виды валютных

операций, по которым не требуется разрешения Банка России.

----------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------

* Инструкция Банка России "Об установлении лимитов открытой валютной

позициии и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской

Федерации" от 22 мая 1996 года № 41.

В перечень таких валютных операций включены переводы иностранной

валюты федеральными органами исполнительной власти и другими резидентами с

их валютных счетов, открытых в уполномоченных банках России, в оплату

вступительных и членских взносов Российской Федерации в пользу

международных организаций, членами которых она является, в счет оплаты

страховых взносов страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого

интереса.

Принципиально новым в регулировнии валютных операций является пункт

1.10 Положения, предусматривающий "возможность приобретения резидентами от

нерезидентов платежных документов, выраженных в иностранной валюте при

экспорте, импорте товаров ( работ, услуг ) в случае отсутствия отсрочки (

рассрочки ) платежа на срок свыше 180 дней".*

Препятствием к введению в действие указанных норм является отсутствие

четкого порядка по пресечению незаконной утечки валюты за границу при

проведении экспортно-импортных операций. Имеет место и несогласованность в

действующей нормативной базе, в соответствии с которой данные операции

рассматриваются как валютные операции, относящиеся к движению капитала, а

следовательно, и нуждаются в получении лицензии Банка России.

Что касается валютного контроля, то хотелось бы отметить,что в конце

1995 года функции валютного и экспортного контроля, помимо Центрального

банка, осуществлялись Государственным таможенным комитетом, Министерством

финансов, Госналогслужбой, Госкомимуществом, Департаментом налоговой

полиции, Министерством иностранных дел Российской Федерации ( в части

координации действий по пресечению отмывания преступных денег ), судебными,

правоохранительными органами и Министерством Российской Федерации по

сотрудничеству со странами-участниками СНГ. Координирующим органом

деятельности указанных министерств и ведомств в данной сфере

внешнеэкономической деятельности является Федеральная служба России по

валютному и экспертному контролю ( ФСВК ), образованная, как указывалось

выше, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24

сентября 1993 года № 1444.

Множественность различных органов, для большинства из которых данная

задача не является определяющей, не могла не сказаться на уровне их решений

по реализации мер Правительства России в области пресечения "бегства

капитала", хотя в ней и достигнуты некоторые положительные итоги.

Центральный банк России оценивает вывоз валюты из страны за рубеж за

последние годы в сумме 50 миллиардов долларов США.** В преобладающей своей

основе эта сумма сокрытой выручки относится к операциям по импорту,

учитывая, что в этом направлении валютный контроль недостаточно отработан

по сравнению с контролем за экспортными операциями.

В системе мер усиления валютного контроля важное значение отводится

Инструкции Центрального банка России от 27 февраля 1995 года № 27 "О

порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской

Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными

банками". Впервые, пожалуй, в данном документе ответственности банков, а

также резидентов и нерезидентов посвящен самостоятельный раздел за

нарушения требований настоящей Инструкции.

----------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------

* Положение Банка России "Об изменении порядка проведения в

Российской Федерации некоторых видов валютных операций" от 24 апреля 1996

года № 02-94.

** Из интервью с руководителем ФСВК О. Павловым // Экономика и

жизнь. 1995. №49.

Со стороны Главных территориальных управлений Банка России при

выявлении органами и агентами валютного контроля нарушений банками

требований этой Инструкции к ним применяются следующие меры:

- "отказ в регистрации заявленных банками обменных пунктов;

- направление в их адрес предписаний об устранении в определенный

срок выявленных впервые нарушений в обменных пунктах;

- аннулирование свидетельства о регистрации обменного пункта;

- постановка перед Банком России вопроса о приостановлении лицензии

уполномоченного банка на проведение валютных операций в части

предоставленного ему права на совершение валютно-обменных операций, либо

вообще лишение права на проведение им валютных операций".*

С выходом Постановления Правительства России № 206 от 28 февраля 1996

года "О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской

Федерации" право принимать решение о предоставлении юридическим лицам

Российской Федерации рассрочки до шести месяцев по уплате ими штрафов за

нарушение валютного законодательства предоставлено Федеральной службе по

валютному и экспортному контролю.

На укрепление валютной стабилизации положительное влияние оказала

также заключенное 20 марта 1996 года между Госналогслужбой России и ФСВК

Соглашение о сотрудничестве в целях осуществления взаимодействия по

контролю за соблюдением порядка зачисления валютной выручки на счета в

уполномоченные банки. Эти Соглашением предусматривается также контроль по

выявлению сокрытых доходов в иностранной валюте, предотвращению легализации

доходов от незаконной деятельности в России.

Действующее законодательство, вытекающее из содержания Закона "О

валютном регулировании и валютном контроле", определяет полное и

своевременное предоставление резидентами и нерезидентами органам валютного

контроля всей информации о валютных операциях. Согласно пункту 2 "г" статьи

13 раздела 3 данного Закона, они обязаны "вести учет и составлять

отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность

не менее пяти лет".

----------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------

* Инструкция Банка России "О порядке организации работы обменных

пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-

обменных операций уполномоченными банками" от 27 февраля 1995 года № 27.

Наиболее распространенными нарушениями в области валютных операций

является незачисление или неполное зачисление валютной выручки участниками

внешнеэкономической деятельности на счета в уполномоченные банки.

Уголовный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1

января 1997 года, предусматривает ( статья 193 ), что невозвращение в

крупном размере из-за границы руководителем организации средств в

иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством

Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный

банк Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.*

С 1 июля 1996 года в систему валютного контроля введен институт

уполномоченных экспертных организаций, решение о котором принято

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 года №

1267 "О введении единой системы обязательной экспертной оценки количества,

качества и цены экспортируемых товаров" Ее функция - экспертная оценка

количества, качества и цены экспортируемых товаров. При недополучении

валютной выручки по установленному перечню товаров, прежде всего

составляющих основу российского экспорта ( нефть, газ ), данная процедура

является обязательной. После ее проведения таможенные органы пропускают

товары через границу, не требуя сертификата установленного образца,

подтверждающего физические и стоимостные параметры грузы.

Таким образом, меры валютного контроля, предпринятые в последнее

время с учетом сбалансированности интересов всех участников валютных

операций, будут способствовать упорядочению внешнеэкономической

деятельности и более стабильному формированию доходной части

государственного бюджета.

В целом же новшества, введенные в валютное законодательство в

последнее время лишь дополняют и конкретизируют положения ранее принятых

нормативных актов.

----------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------

* По данной статье деяние признается совершенным в крупном размере,

если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 10 000

минимальных размеров оплаты труда.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать несколько общих выводов.

Во-первых, деятельность в сфере валютных отношений в России

осуществляется в целом на правовой основе. С принятием в 1992 году Закона

Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" наше

государство пошло по пути большинства развитых стран в области валютного

регулирования. Ярким примером этому служит отказ от валютной монополии как

основополагающего принципа регулирования внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, созданная достаточно разветвленная система валютного

регулирования и валютного контроля в стране, как показало время, оказалась

громоздкой, малоуправляемой и как следствие этого недостаточно эффективной.

Как показывают данные, в сфере валютного обращения в 1994 году

выявлено 9 тысяч 400 незаконных сделок, что на 60% превышает уровень 1993

года, а за 9 месяцев 1995 года - 11 тысяч 300 (55%). Причем, если

ежемесячный отток валютных средств за рубеж в этот период оценивался в 0,5

- 1 миллиард долларов США*, то спустя год, по данным МВД России, сумма

переводимой за рубеж валюты составляла уже 2 миллиарда долларов**.

Положение на валютном рынке усугубляется наличием в стране общей проблемой

неплатежей.

Таким образом, видно, что недостаточно предоставить свободу действий

участникам российского валютного рынка, провозгласив либерализацию

внешнеэкономической деятельности. Необходимо ввести эту свободу в

определенные законодательством рамки. Причем важно, чтобы нормативные акты

различных министерств и ведомств дополняли и конкретизировали друг друга, а

не были бы противоречивыми, как это у нас "принято".

Валютный рынок всегда находится на перекрестке противоречивых

интересов и трудносовместимых целей различных участников экономической

деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков,

иностранных инвесторов, населения и так далее. Поэтому несложно обратить

внимание на то, что политика Центрального банка Российской Федерации

постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических

интересов.

О недостаточной эффективности и в известном смысле неупорядоченности

мер государственных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями

свидетельствует целый ряд негативных процессов. К числу их можно отнести

гипертрофированно высокую степень долларизации денежно-кредитной системы,

неэффективное с позиций общеэкономических интересов страны движение

капиталов, трудности с поиском оптимальных границ курсообразования.

Объяснение этих явлений кризисом экономики, безусловно, верно. Однако

одним указанием на плохое состояние дел в национальном хозяйстве не

исчерпываются причины трудностей валютного регулирования в России.

Для выяснения возможностей совершенствования регулирования валютного

рынка в России требуется прежде всего определиться с приоритетностью задач

воздействия на финансовые рынки, посредством которых государство добивается

достижения целей экономической политики. Традиционными ориентирами действий

государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и

динамика курса национальной денежной единицы; состояние основных сегментов

финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием

денег, неуплатой налогов и так далее.

----------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------

* Закалюжный В. "Остановить сползание в "тень" // Экономика и жизнь.

1995. №44

** Тенденции экономического развития России (по материалам ЭКО-ТАСС)

// Экономика и жизнь. 1996. № 31.

Каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как

самоцель. Основные задачи экономической политики находятся в сфере

управления уровнями и динамикой инфляции, национального продукта, доходов и

занятости. Поэтому показатели валютного рынка необходимо рассматривать как

подчиненные данным задачам.

Безусловно, валютный курс способен оказывать определенное влияние на

товарные и финансовые потоки. Благодаря целенаправленной экономической

политике, которая затрагивает валютный рынок, возможно "нейтрализующее"

влияние валютного курса на внешнюю торговлю. В целом в практике

используемых странами рыночной экономики систем валютного регулирования

можно найти самые разноообразные сочетания различных инструментов и целей

воздействия на рынок. Можно выделить несколько характерных принципов

построения систем валютного регулирования.

Во-первых, схемы действий государственных органов находятся в

диапазоне между двумя крайними режимами, котрые условно можно назвать

контролирующим и дирижистским.

Основная идея контролирующего режима регулирования заключается в

проведении политики курсообразования, не допускающей отклонение от заранее

выбранных параметров ( вариант - фиксация ), которая обеспечивается

ограничениями по операциям физических и юридических лиц. Для резидентов

часто создается более жесткий порядок расходования валютных средств. Такой

режим решает две основные задачи: сдерживание инфляции стабильностью курса

и аккумулирование валюты для финансового обеспечения государственных

приоритетов ( например, инвестиции в экономику, выплата внешнего долга,

формирование официальных золото-валютных резервов ).

При дирижистском режиме государство полагается на эффективность

рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые

ограничения, прежде всего, по текущим операциям. Центральные банки

управляют в основном конъюнктурными колебаниями спроса и предложения,

полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный

уровень, а также поддерживают желаемые объемы и структуру золото-валютных

резервов. Кроме того, совместно с органами регулирования внешней торговли и

движения капиталов создаются валютно-финансовые условия эффективного

участия национальных производителей товаров и услуг в международном

разделении труда.

Во-вторых, применение конкретной схемы регулирования связано с

состоянием внутриэкономического развития. Основной причиной использования

контролирующего режима является кризис экономики. Свобода рыночных сил на

валютных рынках, связанная с использованием дирижистского режима, оказывает

благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне

сильных конкурентных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой

доле в мировом экспорте и большом разнообразии источников поступления

валюты на внутренний рынок.

Либерализация внешнеэкономических связей России, переход к рыночной

экономике изменили роль валютного курса в экономической политике. В

командно-административной экономике курс использовался в чисто расчетных

целях и не оказывал серьезного влияния на хозяйство страны. В условиях

перехода к рынку он уже непосредственно воздействует на эффективнойсть

экспорта, импорта, уровень цен в стране, ее финансовое положение, уровень

жизни населения. Все это повысило роль курсовой политики в хозяйственном

развитии страны и осуществляемых в ней реформах.

При нынешнем низком курсе рубля эффективность экспортных поставок

существенно выше эффективности поставок на внутренний рынок, что побуждает

производителя увеличивать вывоз продукции за рубеж. Особенно активны в этом

поставщики сырья и топлива.

В свою очередь в условиях свободных внутренних цен низкий курс рубля

удорожает импорт как потребительских товаров, так и продукции

производственного назначения.

Курс рубля и его динамика определяются, в конечном счете, состоянием

национальной экономики. Однако на его формирование большое влияние

оказывает валютная политика государства.

Таким образом, политика государственных органов на валютном рынке во

многом обусловлена текущим состоянием экономики и перспективными интересами

ее развития. Анализ специфики обращения денежных средств на отечественном

валютном рынке позволяет предположить, что совершенствование политики

государственных органов целесообразно строить по следующим основным

направлениям:

- жесткое поддержание желаемого курса;

- расширение инструментов регулирования валютного рынка;

- упорядочение механизмов перераспределения валютных средств;

- оптимизация движения капиталов;

- совершенствование методики определения официального курса Банка

России;

- изменение порядка использования официальных резервов Центрального

банка Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации при создании эффективной

системы валютного регулирования должен исходить из следующих принципов:

- валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики

государства, насколько это возможно должно способствовать экономической

стабилизации всеми своими методами и механизмами;

- валютная политика государства должна быть последовательной,

логичной, стабильной, взвешенной. Из этой сферы должны быть исключены любые

непродуманные, неосторожные действия;

- валютное законодательство в Российской Федерации, находящееся в

самом начале своего становления и в силу этого объективно ограниченное,

должно быть в срочном порядке систематизировано, упрощено. Из него

необходимо убрать многочисленные противоречия, заполнить пробелы;

- валютное законодательство не должно содержать изъятий и исключений

из единых правил и норм, многочисленных льгот, которые в последние годы

часто делались в пользу регионов, отраслей и даже отдельных предприятий,

что, как показала практика, не только существенно усложняло работу

банковской системы, запутывало законодательство, делало его сложным даже

для специалистов, но и создавало необоснованные преимущества одних

участников рынка перед другими;

- валютное регулирование требует введения четких мер контроля за

выполнением установленных правил совершения валютных операций, применение

универсальных санкций за нарушение единых норм, то есть необходима

комплексная система государственного валютного контроля за соблюдением

валютного законодательства.*

Если российское руководство хочет всерьез добиться успеха реформ и

стабилизации экономики. требуются новые подходы и новые взгляды на валютное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.