![]() |
|
|
вЛИЯНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯтранспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме тех случаев когда они возмещаются покупателями сверх цены за продукцию ) оплатой услуг банков, предприятий, организаций по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово- комисионных (факторинговых) операций; рекламой, включая участие в выставках, ярмарках, выставках-продажах, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям в целях рекламы и не подлежащих возврату. Затраты на рекламу и маркетинговые услуги включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах установленных норм. новая редакция: затраты, связанные со сбытом (реализацией) продукции (работ, услуг): упаковкой, хранением, транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены за продукцию); оплатой услуг банков, иных кредитных организаций по осуществлению в соответствии с заключенными договорами факторинговых операций, рекламой, включая участие в выставках, ярмарках, выставках-продажах, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям в целях рекламы и не подлежащих возврату. Затраты на рекламу и маркетинговые услуги включаются в себестоимость продукции ( работ, услуг) в пределах установленных норм.( расходы на рекламу относятся на себестоимость а размерах, предусмотренных постановлением Совета Министров РБ N 1275 от 25.09.1997 г. с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением СМ РБ N 984 от 10.06.1998г. суть изменений: в состав затрат включаются только платежи по факторинговым операциям, а вознаграждения уплаченные посредникам по договорам комиссии, консигнации, связанным со сбытом (реализацией) продукции (работ, услуг) и товаров осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций. изменениями внесенными в Основные положения, ущемлены права предприятий, заключавших торгово-комиссионные договоры (договоры комиссии, поручения) с профессиональными организациями по сбыту продукции. Следует отметить, что различные предприятия, производящие продукцию, поставлены в неравные условия: те из них, которые имеют службы сбыта, расходы по их содержанию относят на себестоимость, а не имеющие и вынужденные заключать торгово-комисионные договоры, - за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Удивительно, что разработчики изменений не учли этот фактор. Нельзя согласится и с тем, что расходы по торгово-комисионным договорам следовало с первого мая 1999 года осуществлять за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. В Беларуси отсутствуют нормативные документы, на основании которых можно отождествлять торгово-комисионные операции с факторинговыми. 4. старая редакция п. 2.6.11 Положения: стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу "Материальные затраты" , формируется из цен их приобретения (включая налог на добавленную стоимость, акцизы), наценок (надбавок) комисионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранения и доставку, осуществляемые сторонними организациями. новая редакция: стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу "Материальные затраты" , формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость, в соответствии с законодательством), акцизов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями. суть изменений: в связи с введением с первого января 2001 года зачетного метода по налогу на добавленную стоимость, налог на добавленную стоимость исчисляется с выручки от реализации продукции (работ, услуг). 5. старая редакция п. 2.7.1.7 Положения: оплата в соответствии с действующим законодательством ежегодных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных часов подростков, оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных обязанностей. новая редакция: оплата в соответствии с действующим законодательством трудовых отпусков, социальных отпусков с охранением заработной платы, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных часов подростков, оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных обязанностей. суть изменений: формулировка отпусков приведена в соответствие с Гражданским кодексом. 6. старая редакция п. 2.10.18 Положения уточнена: после слов " износ нематериальных активов ", дополнено " используемых в процессе уставной деятельности". Рассмотрим состав себестоимости продукции на примере ОАО "Полоцкий комбинат хлебопродуктов". Предприятие производит муку пшеничную высшего , первого, второго сорта, манную крупу, муку ржаную обдирную, сеяную, комбикорм для откорма свиней, для поросят, для свиноматок, для откармливаемого молодняка свиней, телят, молочных коров, молодняка кур, кур несушек. В 1996 году освоен выпуск белково-витаминных минеральных добавок для поросят, откорма свиней, свиноматок, молочных коров, ремонтных телок. Освоен выпуск комбикормов. Производится расфасовка муки и крупы в мелкую тару а также затарка комбикормов и отрубей для продажи населению. Предприятие оказывает услуги по хранению и переработке давальческого сырья. Количество работающих на предприятии в среднем 503 человека. Предприятие не является задолжником по платежам в бюджет. |Показатели |1999 |2000 |2001 | |Себестоимость вся |5517,8 |16303,2 |24684,5 | |(млн. руб.),в т.ч | | | | |-материальные затраты|4866,1 |14184,1 |20355,3 | |- расходы на оплату |77,3 |397,0 |579,4 | |труда | | | | |- отчисления на |32,6 |158,9 |213,2 | |социальные нужды | | | | |- амортизация |16,4 |141,0 |391,8 | |основных фондов | | | | | - прочие расходы, |525,4 |1422,2 |3144,8 | |из них налоги, |17,5 |22,5 |103,8 | |включаемые в | | | | |себестоимость | | | | Как видно из таблицы, в себестоимости продукции наибольший удельный вес занимают материальные затраты и по годам они составляют: 1999 год-88,2%, 2000 год-87,0%, 2001 год-82,0%. Значительный удельный вес в себестоимости продукции занимают прочие затраты, в т.ч. по годам:1999 год-9,5%, 2000 год-8,7%, 2001 год-12,7%. Также значительный удельный вес в себестоимости занимают расходы на оплату труда, так в 1999 году он составляет 1,4%, в 2000 году-2,4%, в 2001 году-2,4%. Отчисления на социальные нужды занимают соответственно в 1999 году-0,6%, в 2000 году-1,0%, в 2001 году-0,9%. Амортизация основных фондов занимают в 1999 году-0,3%, 2000 году-0,9%, 2001 году-1,6%. Из приведенных выше цифр видно, что в абсолютных суммах размер себестоимости по годам увеличивается. Если рассматривать себестоимость продукции по элементам затрат, то можно заметить, что материальные затраты занимают в среднем 86,0%, прочие затраты- 10,3%, расходы на оплату труда-2,1%, отчисления на социальные нужды-0,9%, амортизация основных фондов-0,9%. Налоги и платежи, включаемые в себестоимость продукции, относятся к элементу " Прочие затраты". В прочих затратах удельный вес налогов по предприятию таков: в 1999 году-3,3%, 2000 году-0,1%, 2001 году- 0,4%. В целом создается впечатление, что налоги не играют существенной роли в формировании себестоимости продукции, т.е. не занимают большой удельный вес. Но следует рассмотреть отдельно начисление налогов, включаемых в себестоимость, т.к. чтобы проанализировать изменение себестоимости продукции, необходимо выявить факторы, оказавшие влияние на динамику различных элементов налоговой нагрузки. Так, изменение действующего законодательства ( изменение количества налогов, размер их ставок, порядок исчисления, перечень льгот и т.д.) на прямую влияют и на увеличение себестоимости, и на налоги и отчисления уплачиваемые из выручки. Необходимо заметить, что изменение величины налогооблагаемой базы также влияет на налоговую нагрузку. Налог на землю. Предприятие на территории Полоцкого района имеет в течении 1999-2001 году неизменное количество земли, в.ч. 1,878 га земель промышленности и 0,5 га пашень. В 1999 году начислено земельного налога в сумме 14,9 тыс. руб.(с учетом деноминации), в 2000 году-43,6 тыс .руб., в 2001 году-119,3 тыс. руб. Совет Министров Республики Беларусь ежегодно Постановлениями устанавливает коэффициенты к ставкам земельного налога, действующим в 1991 году. Так, на 1999 год на земли сельскохозяйственного назначения коэффициент установлен в размере 2865, на 2000 год-10062, на 2001 год- 22941. Наблюдается рост коэффициентов: в 2000 году по сравнению с 1999 годом- на 3,51, в 2001 году по сравнению с 2000 годом- на 2,280 На земли промышленности на 1999 год установлен коэффициент в размере 16434, на 2000 год-57716, на 2001 год-131592. Коэффициенты возросли соответственно на 3,51 и 2,280. Кроме того, решениями сессии Полоцкого райсовета ежегодно ставки на земли промышленности увеличиваются в два раза. Все вышеуказанное приводит к повышению налога на землю, что в результате увеличивает себестоимость продукции и в свою очередь сказывается на уменьшении балансовой прибыли. Экологический налог. ОАО "Полоцкий комбинат хлебопродуктов" уплачивает налог за выбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, за 1999 год начислено налога в сумме 260,8 тыс. руб.( с учетом деноминации), в 2000 году-817,4 тыс. руб., в 2001 году-4014,7 тыс. руб. Также предприятие является плательщиком налога за размещение отходов. В 1999 году начислено налога в сумме 76,7 тыс. руб.(с учетом деноминации),в 2000 году-249,0 тыс. руб., в 2001 году-617,6 тыс. руб. Если сравнить размеры ставок по годам , то можно увидеть, что ставки увеличиваются в 2 раза. Например, при сжигании 1 тонны бензина этилированного в 2001 году размер ставки-16838 рублей, в 2002 году-33675 рублей; дизтопливо-1 тонна в 2001 году -10569 рублей, в 2002 году-21139 рублей. Единый платеж от фонда заработной платы. В 1999-2000 годах предприятие уплачивало Чрезвычайный налог в размере 4% и отчисления в фонд содействия занятости населения в размере 1% от фонда оплаты труда. С 2001 года эти два налога объединены в единый платеж в размере 5% от фонда оплаты труда., т.е. размер отчислений не изменился. В состав фонда заработной платы , как объекта обложения значительных изменений не претерпел и по многим положениям, излагающим порядок исчисления и уплаты единого платежа не изменился. Все льготы, которые были предусмотрены по различным налогам сохранились и при их объединении. Однако, неоспоримым является факт чрезмерно высокой налоговой нагрузки на фонд заработной платы ( 40% без подоходного налога). За 2000 год начисленная сумма фонда заработной платы составляет 486626,0 тыс. руб., необлагаемая сумма за 2000 год-15089,0 тыс. руб., облагаемая сумма фонда заработной платы, принимаемая для исчисления единого платежа-471537,0 тыс. руб.. За 2001 год соответственно: 1296818,5 тыс. руб. и 40211,0 тыс. руб., облагаемая сумма- 1256607,5 тыс. руб. Облагаемая база по сравнению с 2000 годом значительно увеличилась, т.к. имеется рост заработной платы. По рассматриваемому предприятию необлагаемая сумма включает в себя материальную помощь на погребение, компенсацию за неиспользованный отпуск, премии к юбилейным датам. Следует отметить, что с 2002 года льгота в части премий к юбилейным датам отменена ( по предприятию за 2001 год прольготировано 579,9 тыс. руб.). При оценке фискального потенциала действующей налоговой системы используется ряд показателей. Они рассчитываются как доля налогов и платежей в бюджетные фонды в общем объеме выручки .Тем самым они отражают степень налоговых изъятий из выручки предприятия и в усредненном виде (без учета каскадности некоторых налогов) показывают, какова доля налоговых и неналоговых платежей в цене производимых товаров и оказываемых услуг. Номинальная налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике, в значительной степени определяемая особенностями действующей системы налогообложения, в 1993 году составила 22,8% и постепенно возрастала до 24,1% в 1996 году. В последующие годы этот показатель снизился до уровня 20,0-19,6%, и только в 2000 году произошло его увеличение, что обусловлено отдельными изменениями в налоговой системе республики, в частности увеличением количества и ставок оборотных налогов ( платежей из выручки без НДС). Реальная налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике, характеризующая фактические возможности предприятий своевременно и в полном объеме погашать свои налоговые обязательства, в наибольшей степени отклонялась от ее номинального уровня в 1993-1994 г.г. В последующие годы этот разрыв, характеризующий уровень задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом, постепенно сокращался с 7,2% в 1994 г. до 0,2-0,4% в 1998- 2001 г.г. Необходимо иметь ввиду, что налоговая нагрузка конкретного предприятия может существенно отличаться не только от средне республиканского уровня налоговой нагрузки, но и среднеотраслевого. Такое неравномерное распределение налогового бремени между предприятиями внутри одной отрасли объясняется структурой производственных затрат и в конечном итоге финансово- экономическим положением предприятия. Рассмотрим уровень налоговой нагрузки конкретно по ОАО "Полоцкий комбинат хлебопродуктов". Реальная налоговая нагрузка предприятия (ННр) определяется по формуле Ун ННр= -------- 100% , Вн где Ун-уплаченные налоги и сборы в бюджет, млн. руб.; Вн- выручка предприятия (с учетом всех налогов), млн. руб. В 1999 году реальная нагрузка составила 3,3% (201,5/6054,7х100%), в 2000 году-9,3% (1913,3/20486,5х100%), в 2001 году-10,6% (3448,1/32594,3х100%). Реальная налоговая нагрузка свидетельствует о фактическом участии предприятия в формировании бюджета Т.е. видно, что реальная нагрузка в 2000 году по сравнению с 1999 годом значительно возросла на 6,0%., в 2001 году по сравнению с 2000 годом -на 1,3%. Финансовое состояние предприятия в целом удовлетворительное, задолженности по платежам в бюджет не имеет. Всего в консолидируемый бюджет Полоцкого района за 2001 год поступило 10125,0 млн. руб., уплачено предприятием налогов- 3448,1млн.руб., что составляет 34,0 % от общих поступлений, т.е. для района предприятие является бюджетообразующим. Номинальная нагрузка предприятия ( ННн) характеризует фискальный потенциал действующей налоговой системы по отношению к данному субъекту предпринимательства и рассчитывается по формуле Нн ННн = -------100%, Вн где ННн - начисленные налоги и сборы в бюджет, млн. руб.; Вн - выручка предприятия, млн. руб. В 1999 году номинальная нагрузка составила 3,0% (182,9/6054,7х100%), 9,1% (1860,1/20486,5х100%), в 2001 году-9,1% (2972,1/32594,3х100%) Основным фактором, определяющим динамику данного показателя, является изменение действующего налогового законодательства. Т.е. по вышеуказанным процентам можно судить о том, что законодательство для предприятия изменяется не в лучшую сторону. Так номинальная нагрузка в 2000 году возросла по сравнению с 1999 годом на 6,1%. Как следует из приведенных схем, в общую сумму налогов и сборов в бюджет не включаются экономические санкции, отчисления в инновационные фонды, налог на доходы и подоходный налог. Экономические санкции, хотя и уплачиваются в бюджет как и налоговые платежи, но имеют отличную от них экономическую природу и иные основания для начисления. Что касается отчислений в ведомственные инновационные фонды, то они не направляются в бюджет, а аккумулируются во внебюджетных инновационных фондах министерств, других республиканских органов государственного управления и государственных объединений. При этом четко обозначена цель такой централизации средств- финансирование инвестиционных проектов и мероприятий по развитию производства, включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и освоение новых видов наукоемкой, конкурентноспособной продукции, новое производственное строительство, техническое перевооружение производства и т.д. В налоговую нагрузку на юридические лица не включается также налог на доходы и подоходный налог с физических лиц, поскольку в соответствии с действующим законодательством предприятия лишь выступают налоговыми агентами по удержанию и перечислению в бюджет налогов, но не плательщиками этих налогов. Для более детального анализа динамики налоговой нагрузки и выявления факторов, ее определяющих, целесообразно более детальное изучение структуры налоговой нагрузки и изменения ее основных элементов. В качестве основных элементов налоговой нагрузки рассматриваются следующие укрупненные группы налоговых платежей: млн. руб. наименование налогов 1999 2000 2001 ---------------------------------------------------------------------------- ------------------------------- Местные налоги и сборы из выручки 0,6 0,4 0,7 НДС - 631,9 1249,0 Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей с/х прод. (с 2001 г.- объединенный с дорожным фондом) 100,5 402,5 566,0 Местный целевой бюджетный жилищно инвестиционный фонд (с 2001 г. -объеди ненный с местным целевым фондом) 91,8 400,2 605,9 ---------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------- Итого налоги из выручки 192,9 1435,0 2427,9 Отчисления в Фонд социальной защиты населения 50,0 178,9 268,1 Чрезвычайный налог (с 2001 г. объедине нный с отчислениями в фонд занятости) 5,7 23,6 50,3 ---------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------- Итого налоги и отчисления из фонда заработной платы 55,7 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |