реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государство и рыночная экономика

изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный

цикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашивания

машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках

производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала

на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного

списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой

прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в

издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для

финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

При проверки правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы

соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг только если

амортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами,

разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовой

прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного

капитала широко используется во всех развитых странах как средство

государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для

стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для

финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм

амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. в

периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики

ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньше

возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы,

предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами

для частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию

равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный

бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост

государственной задолжности.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени

в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в

государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом

и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных

объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным

государственным органам. Государственный сектор существовал во многих

странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично

транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы

государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у

частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере

инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было

всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с

точки зрения частного капитала.

В одних странах государственный сектор возник в основном в результате

национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии,

Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало

разоряющиеся хозяйственные объекты (в США, Швеции, Японии). В первой группе

стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во

второй.

Значительная часть государственного сектора - это объекты

инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть -

государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где

требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная.

Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть

государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-

государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей

деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от

принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для

решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности

частного хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является

первостепенной целью деятельности государственного сектора в

инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и

переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких

прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета.

Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности,

транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким

образом, издержки в частном секторе.

Активно используется государственный сектор как средство

государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения

конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения

сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут.

Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду

производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную

роль в государственной структурной политике. Государство создает новые

объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности,

отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так,

государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и

переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней

торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во

внедрении национального капитала в какую-либо страну (например, участие

германского концерна “Volkswagen”, частично находившегося в собственности

федерального и земельного правительств, в автомобильной промышленности

Чехии).

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства

там и такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала

оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит

повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из

инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовый

внутренний продукт - это совокупная стоимость продукции сферы материального

производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности

предприятий, расположенных на территории данной страны).

Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике,

изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и

как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных

объектов государственного сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годах

эта тенденция заметно усилилась.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования

экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал

средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри

страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи:

изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на

инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия

на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры

стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и

административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных

кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных

ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или

ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение

условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения

отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы

капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в

международных экономических организациях, интеграционных государственных

объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут

употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной

интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того

или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования

экономики в конкретный период.

Высшей формой государственного регулирования экономики является

государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное

использование в глобальных целях всех элементов государственного

регулирования экономики.

По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали

формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи,

определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих

решений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.

Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли (в частности,

сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (например, социально-

экономическая адаптация переселенцев, обеспечение их работой и жильем);

различные направления научных исследований.

Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные

программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой

и продлением на один год (скользящее программирование). Чрезвычайные

программы разрабатываются в критических ситуациях, например, в условиях

кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило,

краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают

средства административного регулирования.

Уровень развития государственного программирования в отдельных странах

различен. Практически во всех странах рыночной экономики осуществляются

целевые программы. Одна из самых старых - регионально-энергетическая

целевая программа по освоению бассейна реки Теннесси в США, программа

развития ядерной энергетики во Франции, хозяйственного развития юга Италии.

Известны общенациональные чрезвычайные программы по восстановлению

экономики Южной Кореи после войны, по структурной перестройке и

приватизации новых земель (Восточной Германии) после присоединения ГДР к

ФРГ.

В цитадели рыночного хозяйства - США - общенационального

программирования нет, но широко применяются целевые и чрезвычайные

программы. Очевидно, различия в степени развития программирования в

отдельных странах зависят от характера и масштабов задач, которые

экономическая и социальная ситуация ставят перед государством.

Субъекты экономического программирования - государственные учреждения,

ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и

контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным

органом (например, Комиссариатом по планированию во Франции), а если его

нет, то министерствами экономики и финансов или специальным межминистерским

органом. При этом министерство экономики, как правило готовит проект самой

программы, формулирует иерархию целей, сроки и последовательность

осуществления отдельных мероприятий, называет инстанции, несущие

ответственность за исполнение.

Министерство финансов разрабатывает план финансирования программы. К

разработке программ широко привлекаются представители центрального банка,

союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов, создаются

различные комиссии и советы экспертов.

Программа и финансовый план ежегодно (в связи со скользящим принципом

продления) утверждаются парламентом, также раз в год заслушиваются отчеты

об их исполнении.

Государственного экономическое программирование оказалось достаточно

эффективным при решении ряда хозяйственных и социальных задач, однако у

этой эффективности есть объективные границы. В условиях рыночной экономики

программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой

рекомендательно-стимулирующий характер. Тем не менее оно оказалось

достаточно эффективным средством решения задач разного уровня; если

государственные программы часто и не реализовались полностью, они все-таки

обеспечивали социально-экономическое развитие в желательном направлении. Не

менее важно и то обстоятельство, что программирование позволяет

синтетически использовать все средства государственного регулирования

экономики, избежать противоречивости и несогласованности регулирующих

мероприятий отдельных государственных учреждений.

Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках

экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на

конкурентоспособность отдельных компаний, положение отраслей, регионов,

социальных групп и вызывают сопротивление тех, чьи интересы оказались

ущемленными. На государственные программирующие органы поэтому постоянно

оказывается разностороннее влияние, отражающее противоречивые интересы

отдельных групп, общественных сил , политических парий.

Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере политики

цен.

Вопреки распространенному у многих мнению, что в странах рыночной

экономики ценообразование происходит стихийно, в действительности цены

являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны

государства. Цены являются одной из критических точек экономической и

социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы

производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и

союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают

интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и

парламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на

международных совещаниях.

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного

регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе

с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках

и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной

экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь,

отражается на процессах формирования цен.

Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже

экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с

другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели

государственного регулирования - оптимизации темпов и пропорций

экономического развития и стабилизации социальной системы

Классическая политическая экономия рассматривала свободно

складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания

равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности

идеальной всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Весь

вопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если

абстрагироваться от возможностей сговора производителей и продавцов, на

протяжении всей истории капитализма можно проследить воздействие

государства на цены.

Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа,

продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы,

таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом

воздействующие на внутренние цены, - вот далеко не полный перечень мер

государственного регулирования цен за последние 100 - 150 лет.

Первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия и кризис

послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен.

Х.Мюллер писал по этому поводу, что политические и экономические потрясения

в государстве и обществе вызвали осознание того, что в интересах лучшего

функционирования хозяйства, более равномерного распределения и избежания

опасности революционного переворота было бы целесообразно, чтобы

государство взяло на себя заботу по регулированию хозяйственного процесса и

поддержанию справедливых цен.

Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем

внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов

во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы,

предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их

замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали

составным элементом государственного регулирования экономики.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить

законодательный, административный и судебный характер. Принятые

парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными

субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования.

Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной

частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные

государственные органы осуществляют административную деятельность по

регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть

привлечены к судебной ответственности.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам,

вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или

правительством, непосредственно мероприятия по регулированию цен

осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде

стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также

оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60 - в 70-х

годах были созданы межминистерские советы по ценам, они имеют наблюдательно-

совещательные функции.

В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют

экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых

заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев,

предпринимателей и представители государственных органов; комитеты призваны

консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое

мнение по поводу ценовых законопроектов.

Рассмотрим государственное регулирование цен в исторической и

логической последовательности.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной

активности в этой области. Дело не только в том, что с него началось

государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами

служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой

области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические

управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-

исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям

руководства партий, международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и

социальных партнеров - изменение роста стоимости жизни для определения

индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а

также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и

национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие

на цены, вводя ил отменяя количественные и таможенные ограничения во

внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку,

варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены

оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы

цели они не служили.

Государственное вмешательство в процесс ценообразования осуществляется

путем санкционированного правительственными органами завышения издержек

производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных

списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях

возникает ситуация, когда “издержки подпирают цену”, т.е. расчетные (а не

действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях

отрасли в результате объявленных правительством льгот настолько высоки, что

повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы

распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.