![]() |
|
|
Доходы населения1) в форме денежных выплат, которые используются в основном в индивидуальном порядке. Сюда относятся расходы на материальное обеспечение детей и учащихся, престарелых и инвалидов, выплаты по временной нетрудоспособности, оплата отпусков; 2) в форме бесплатного или льготного обслуживания, средства которого используются в основном в коллективном порядке. Сюда относятся расходы на образование, на медицинское обслуживание и физическую культуру, культурно- просветительные расходы, дотации на жилье. За счет общественных (социальных) фондов потребления финансируются бесплатное обучение и образование, включая высшее, выплата стипендий аспирантам, студентам и учащимся средних специальных учебных заведений, бесплатная медицинская помощь и льготное санаторно-курортное обслуживание, выплачиваются государственные пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, организуется отдых, обеспечивается массовость физической культуры и спорта, оплачиваются ежегодные отпуска, дотируются квартирная плата, детские дошкольные учреждения и школы-интернаты. Такие фонды существуют во многих странах. За счет социальных фондов в этих странах выплачиваются тринадцатые оклады, наградные, семейные пособия. При этом основная часть социальных фондов формируется за счет заработной платы работников. Например, для получения пенсии работники платят в фонд социального обеспечения: в Германии 13% заработной платы; в Бельгии — 10; в Италии, Франции, Японии — 6—7; в США — 4%. Потребительские блага и услуги, предоставляемые из общественных фондов потребления, делятся на три группы: 1) продукты и услуги, направляемые на удовлетворение ряда интеллектуальных потребностей. Так общество и фирма могут стимулировать развитие наиболее важных областей человеческой личности. Сюда относятся бесплатное обучение, культурно-просветительные мероприятия, библиотечное обслуживание; 2) блага, связанные с охраной здоровья, с обеспечением длительной трудоспособности и формированием физически совершенного человека. Сюда относятся расходы на здравоохранение, развитие физической культуры и спорта; 3) блага, которые не могут потребляться по своему характеру индивидуально. Таковы, например, некоторые услуги коммунального хозяйства — озеленение и благоустройство населенных пунктов, работа общественного транспорта, освещение улиц. Общественные фонды потребления не являются непосредственным стимулом к труду, поскольку они распределяются независимо от его производственной результативности. В связи с этим общественные фонды потребления ослабляют материальную заинтересованность в труде, порождают иждивенчество, которые могут перерасти в элементы социального паразитизма и загнивания. В экономической действительности существует противоречие между двумя формами распределения материальных благ: заработной платой и общественными фондами потребления. Могут возникнуть такие ситуации, когда вполне здоровым людям окажется значительно выгоднее болеть или находиться в санатории, нежели работать. Поэтому общество и фирма осуществляют расширение общественных фондов потребления лишь в рамках сохранения и укрепления принципа личной экономической заинтересованности в результатах труда. Заработная плата остается основной формой распределения материальных благ и услуг. Различия в уровне потребления работников все более увеличиваются в зависимости от величины получаемой заработной платы. И одновременно различия в уровне жизни все более уменьшаются в зависимости от состава семьи, числа иждивенцев, нетрудоспособных лиц и пенсионеров. Отсюда нетрудно сделать вывод, что общественные фонды потребления должны уменьшать различия в уровне доходов как раз в этом направлении, не подрывая принципа материальной заинтересованности в форме заработной платы. При формировании структуры совокупного фонда потребления материальных благ и услуг необходимо прежде всего соблюдать обоснованную пропорцию между заработной платой и общественными фондами потребления. Наилучшим является такое соотношение, при котором увеличение дифференциации в заработках сочетается с улучшением образования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, с развитием культуры и спорта. Действительность такова, что общественные фонды потребления растут быстрее, чем заработная плата. Это объясняется следующими причинами: 1) численность иждивенцев и нетрудоспособных, особенно детей и престарелых, растет быстрее, чем число работающих. К тому же улучшается и удорожается их обслуживание в детских учреждениях, в санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и поликлиниках; 2) трудоспособные пользуются все большими выплатами из общественных фондов потребления. С ростом заработной платы увеличивается объем социального страхования. В результате в период общественного иждивения обеспечивается уровень потребления, близкий к заработку. Достигается это за счет роста оплаты отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, единовременных выплат. Важно отметить, что не все члены общества пользуются общественными фондами потребления в равной мере. Существует различный уровень пенсий, пособий, различные больницы, санатории и пансионаты. Не все бывают в библиотеках, больницах и домах отдыха, далеко не все учатся в вузах. Значительно меньше доходов из общественных фондов потребления получают сельские жители в связи с неразвитостью на селе объектов социальной инфраструктуры. Поэтому и распределение через общественные фонды потребления вносит дифференциацию в уровень жизни населения, правда, на другой экономической основе по сравнению с заработной платой. Социальная политика государства. Её влияние на распределение доходов. Трансфертные выплаты. Социальная политика государства. Итак, рассмотрим дополнительные факторы, воздействующие на доходы. В частности социальные выплаты и непосредственно саму социальную политику государства[5]. В настоящее время наше государство оказазывается неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности. Причин этому более чем достаточно – тут и внутренние и внешние долги, спад производства и попытки «бросать всё новые средства под колёса паровоза инфляции”. Это обусловливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объеме, предусмотренном законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования существующей системы социальной зашиты. Недостаточное ее финансирование сопряжено с «непрозрачностью» схемы движения прямых и обратных денежных потоков на уровне «бюджет области - бюджет государства». Я не хочу останавливаться на недостатках непосредственно государственного бюджета, но существующая ситуация, когда некоторые регионы (в том числе свободные экономические зоны) являются более прибыльными (менее убыточными), а другие соответственно наоборот. Ведь аналогичная ситуация происходит и на межотраслевом уровне. То есть превосходство отдельных отраслей (и даже предприятий) над другими приводит к оттоку капитала из большинства отраслей. В результате, мы видим полное отсутствие функциональных связей между государственным и областными бюджетами, что приводит к дефициту информации о бюджетных возможностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие[6]. Названные проблемы, безусловно, важны, но нельзя забывать и об отсутствии четких социальных приоритетов в рассматриваемой сфере. В нашей стране в настоящее время существует более 100 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций за счет бюджетных средств, охватывающих более чем 200 различных категорий населения (ветераны, дети, инвалиды, ликвидаторы, учащаяся молодежь и т.д.). Следует также отметить, что подавляющее число льгот предоставляется но категориальному принципу. Разветвленная система социальных выплат и льгот, сложившаяся в рамках прежнего строя, в ходе реформ была дополнена новыми категориальными льготами, а также льготами, предоставляемыми в отдельных регионах различным категориям населения. Если доля населения, живущего за чертой бедности, составляет около 20%, и в то же время социальная помощь оказывается почти 70% населения, то это означает, что значительная часть социальных трансфертов используется на поддержку тех групп населения, доходы которых превышают прожиточный минимум. В существенной степени неэффективность системы социальных выплат и льгот связана с категориальным принципом оказания помощи: только один вид социальных льгот - жилищные субсидии - предоставляется при проверке нуждаемости. В результате бюджетные средства перераспределяются не в пользу тех, кто в них действительно нуждается. На местах уже сейчас предпринимаются попытки ввести проверку нуждаемости при назначении пособий на ребенка и даже выделить из числа семей с доходом ниже прожиточного минимума тех, кто наиболее нуждается. Но эти усилия блокируются отсутствием законодательной базы. Говоря о неэффективности системы распределения социальных выплат и льгот, нельзя не упомянуть и дотации на жилье и коммунальные услуги, которые «привязаны» к количеству и качеству квадратных метров жилья и нормативам потребления коммунальных услуг. Однако практика функционирования системы социальных выплат и льгот показывает, что единственно возможный путь повышения ее эффективности - безотлагательное введение принципа адресности Конечно, полностью отказаться от категориальных социальных льгот нельзя. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы должны пользоваться льготами, но оплате лекарств и приобретению транспортных средств (в случае необходимости). Нельзя отменять льготы на оплату лекарств и медицинское обслуживание при некоторых заболеваниях и т.п. В то же время сохранение значительной части системы социальных выплат и льгот в существующем виде, без перехода к адресному принципу их предоставления, как было показано выше, означает перераспределение бюджетных средств в пользу более обеспеченных слоев населения. В качестве примера хочу привести, что в соответствии с Бюджетом-2000 был отменён бесплатный проезд в общественном транспорте для целого ряда льготных категорий (СБУ, налоговая инспекция\полиция, и др.) так как в местные бюджеты не поступали средства для возмещения этих льготных категорий. Таким образом, в настоящее время одна из важнейших задач реформирования системы социальных выплат и льгот заключается в принятии действенных мер по борьбе с бедностью путем упрощения системы социальной поддержки, а также ее строгой адресности, что повысит ее эффективность и способность адаптироваться к быстро меняющейся экономической и социальной ситуации. Социальные пособия должны направляться преимущественно тем, чьи доходы ниже прожиточного минимума, тем, кто действительно нуждается в социальной помощи. Итак, мы рассмотрели различные факторы, влияющие на расслоение общества по доходам. Теперь рассмотрим непосредственно существующее расслоение[7] и методы по его ограничению. За годы реформ произошли кардинальные изменения в распределении доходов и национального богатства страны между различными слоями населения. До начала реформ оно было сравнительно равномерным, но с 1992 г. началась постоянно усиливающаяся дифференциация населения по уровню доходов как в разрезе социальных групп, так и территорий. Коэффициент концентрации доходов населения (Джини)[8] вырос с 0,256 в 1991 г. до 0,379 в первом полугодии 1996 г. С середины 1995 г.. по данным Госкомстата РФ, распределение доходов относительно стабилизировалось. В 1996 г. существенных изменений в распределении доходов не произошло (табл. 1). Распределение денежных доходов населения[9] в РФ Таблица 1. | |1995 г |1996 г |1998 г |1999 г. | |Денежные доходы |100.0 |100.0 |100.0 |100.0 | |В том числе по 20%-ым | | | | | |группам: первая (с |5,54 |6,1 |7,78 |6,98 | |наименьшими доходами). | | | | | |Вторая |10,1 |10,5 |10,8 |11 | |Третья |15,5 |15,5 |16,1 |15,7 | |Четвертая |22,3 |22,4 |22,4 |21,9 | |Пятая |47,1 |45,5 |42,92 |44,42 | |Коэффициент концентрации |0,382 |0,379 |0,369 |0,371 | |доходов (Джини) . . . | | | | | |Соотношение доходов 10% |13,4 |13,1 |12,8 |12,9 | |наиболее и наименее | | | | | |обеспеченного населения, | | | | | |раз | | | | | Практически аналогичная ситуация наблюдается и в Украине (табл. 2) Распределение доходов имеет явно асимметричный характер. С учетом низкого среднего уровня доходов это свидетельствует о почти полном отсутствии так называемого среднего слоя, являющегося основой стабильности и экономического процветания. Общее снижение в 1995 г. на 13% учитываемых реальных денежных доходов еще более обострило проблему низкого уровня жизни средне- и малообеспеченных слоев населения, его несоответствия рациональным нормам и сложившимся стереотипам потребления и образа жизни. В первом полугодии 1996 г. эти доходы не увеличились. Распределение денежных доходов населения Украины Таблица 2. | |1995 г |1996 г |1998 г |1999 г. | |Денежные доходы |100.0 |100.0 |100.0 |100.0 | |В том числе по 20%-ым | | | | | |группам: первая (с |6,2 |6,56 |7,9 |7,87 | |наименьшими доходами). | | | | | |Вторая |9,6 |9,2 |9,7 |10,3 | |Третья |14,5 |15,3 |15,9 |16,5 | |Четвертая |23,4 |23,1 |22,6 |22,1 | |Пятая |46,3 |45,84 |43,9 |40,53 | |Коэффициент концентрации |0,391 |0,386 |0,357 |0,358 | |доходов (Джини) . . . | | | | | |Соотношение доходов 10% |14,5 |14,1 |13,6 |13,9 | |наиболее и наименее | | | | | |обеспеченного населения, | | | | | |раз | | | | | Процесс расслоения общества как результат дифференциации доходов. Анализ источников получения доходов и их соотношения свидетельствует о продолжении процесса социального расслоения общества в 1995 г. В общей сумме доходов возросла доля доходов от предпринимательской деятельности и от собственности - их в основном получают наиболее богатая прослойка населения и жители крупных городов. При этом уменьшилась доля оплаты труда с 43.1% - в 1994 г. до 35,7 - в 1995 г. и 44,3% - в первом полугодии 1996 г.. и социальных трансфертов с 17,7% до 17,1 и 14,1% соответственно, а эти выплаты получает основная часть населения. О том же свидетельствует и анализ изменения оплаты труда в различных сферах занятости. В отраслях с высокой оплатой труда за 1995 г. среднемесячная заработная плата по сравнению со средней несколько выросла, а в находящихся в наиболее «ущемленном» положении отраслях социальной сферы и сельском хозяйстве еще более уменьшилась. В 1995 г. почти во всех регионах увеличилась численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума. В первом полугодии 1996 г. их число несколько уменьшилось, но все-таки за чертой бедности проживала почти четвертая часть населения. Помимо традиционно малообеспеченных групп населения - неработающих пенсионеров. многодетных и неполных семей, учащихся, инвалидов, эту группу все в большей мере формировали работники с заработной платой ниже прожиточного минимума (более 1/3 работающих в конце 1995 г. ) и безработные. Средняя пенсия в течении 1995 г. в реальном выражении постепенно уменьшалась (если не считать месяцев ее индексации) и составила в среднем за год лишь 94,1% прожиточного минимума, что определило нищенское существование большинства пенсионеров. Проведенное в середине 1996 г. повышение пенсий несколько изменило эту ситуацию. Но поскольку оно реально не обеспечено источниками финансирования (из-за сокращения производства в пенсионном фонде нарастает дефицит финансовых ресурсов), следует ожидать, что во второй половине года ситуация с доходами этой группы населения опять начнет ухудшаться. Официальная статистика не показывает действительной картины распределения доходов. По общему мнению экспертов, прежде всего нет точных данных о реальных доходах наиболее богатых и наиболее бедных доходных групп. Часть лиц, относящихся к категории получающих низкие доходы, имеет дополнительные нерегистрируемые заработки. В первую очередь это относится к неработающим женщинам и «молодым» пенсионерам, проживающим в крупных городах. В сельской местности и малых городах такие возможности намного меньше, и существенные дополнительные доходы могут быть получены лишь за счет приусадебных участков. По данным социологических обследований, в целом в 1995 г. дополнительную работу имело 18% работающих граждан, но лишь 4,5% прирабатывало регулярно. Уровень дополнительных заработков в целом невысок. Наиболее значительна их доля у молодежи до 30 лет. Таким образом, для основной массы работающего населения дополнительные заработки не меняют принципиально картину распределения доходов. С учетом «теневых» доходов богатой прослойки общества дифференциация населения по их уровню еще более возрастает. «Теневая экономика», в отличие от легальной, развивалась в 1992-1999 гг. чрезвычайно динамично. Ее доля составила в 1995 г., по оценкам экспертов, около 45% ВВП Украины, причём с тенденцией к значительному росту (по неофициальным данным в 1998 году она составила 54,4% ВВП), при этом опережающими темпами увеличивался ее оборот в сфере услуг, преимущественно в области финансово-кредитных операций (имеется в виду операции «чёрным налом”, ”обналичке” счетов и.т.п). Значительная часть доходов, получаемых в «теневой экономике», концентрируется среди крайне узкого круга лиц, материальное благополучие которых быстро возрастает за счет основной массы населения, а уровень потребления намного превосходит средний уровень потребления даже 10%-й высокодоходной группы, становясь сопоставимым с эталонами потребления высших, доходных групп наиболее богатых стран, что создает острую социальную обстановку в стране[10]. В сферу «теневой экономики» вовлечены в той или иной мере широкие слои населения. Такая дополнительная занятость существенно меняет уровень доходов и расходную часть бюджета многих семей. Однако этот способ роста благосостояния хотя и повышает уровень жизни части населения, но приводит к моральной деградации общества и развалу легальной экономики. Соотношение учтенных доходов 10% наиболее обеспеченных и наименее обеспеченных доходных групп у нас в настоящее время находится на уровне США. А соотношение доходов наиболее богатой части (без учета «теневых» доходов) с доходами основной массы населения, в том числе определяемое через коэффициент Джини, в Украине намного хуже, не говоря уже о том. что в развитых странах, в отличии от Украины, даже низкий уровень доходов обеспечивает сравнительно нормальное, с точки зрения основных человеческих потребностей, существование. Все это на фоне бросающейся в глаза роскоши |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |