![]() |
|
|
Движение капитала в России 1997-1998 ггДвижение капитала в России 1997-1998 ггСодержание Введение 2 I. Бегство Российского капитала в 1997-1998 годах 3 1. Специфика «бегства» капитала из России в 1997-1998 годах 3 Масштабы и последствия утечки капитала 5 II. Кризис 1998 года: причины, следствие, влияние на движение капитала. 6 1. Общеэкономические тенденции 1997-1998гг и причины промышленного кризиса. 6 2. Экономические проблемы финансового кризиса и их влияние на движение капитала. 9 3. Занижение стоимости экспорта 11 III. Инвестиции в России 1997-1998 года. 13 IV. Движение капитала в 1997-1998 годах с точки зрения анализа экономических реформ. 15 Заключение. 21 Список используемой литературы. 24 Введение Интересные события с точки зрения анализа экономических ситуаций происходили в конце 90-х годов. За время реформ в российской экономике произошли глубокие изменения. Экономические отношения были поставлены на совершенно новую основу. События, произошедшие в 1998 году кардинальным образом повлияли, на дальнейшее развитие экономики. И для того чтобы проследить причины и последствия кризиса 1998 года, необходимо рассмотреть этот вопрос с нового фокуса зрения. Данная работа посвящена изучению процесса движения государственного капитала в 1997-1998 годах и его отражению в развитии экономики страны в целом. Целью работы является изучение основных тенденций движения государственного капитала в период с 1997 по 1998 годы, их причин, особенностей и последствиям. Бесспорна актуальность рассматриваемой темы, так как анализ движения государственного капитала в сложной экономической ситуации, позволяют выявить новые экономические закономерности и дать подробный анализ причин сложившейся ситуации. Кроме того, данная тема представляет для нас интерес ввиду зависимости социально-политических явлений от курса экономических реформ и преобразований. Работа состоит из нескольких глав. В первой главе мы вводим понятие бегство капитала, характерное для разбираемого периода и разбираем специфику бегства капитала в России в 1997-1998 годах. Вторая глава посвящена масштабам и последствиям бегства капитала в России. Далее мы разбираем общеэкономические тенденции развития экономики второй половины 90-х годов и причины и последствия кризиса 1998 года. И, наконец, рассматриваем движение капитала в 1997-1998 годах с точки зрения экономических реформ 90-х годов. При написании работы мною было использовано большое количество российской периодической литературы, в том числе такие журналы, как «ЭКО», «Экономика и жизнь», «Вопросы экономики» , «Рынок ценных бумаг» и другие, а так же использовались материалы официального байта министерства финансов РФ (www.govminfin.ru) I. Бегство Российского капитала в 1997-1998 годах 1. Специфика «бегства» капитала из России в 1997-1998 годах Говорить о движении капитала в 1997-1998 годах трудно, так как в предкризисный и кризисный период оно было представлено таким явлением, как бегство капитала. Специфика заключается в уродливом сочетании нелегальной распродажи экономических активов, утечки капитала в результате ценовых манипуляции при заключении экспортно-импортных контрактов с легальными каналами перемещения капитала через структуры финансового рынка. 1997-1998 гг. при сокращении ряда нелегальных каналов преобладающей формой становится легальная распродажа иностранными инвесторами ГКО и акций, которые они приобрели в результате принятия решения об открытости российского фондового рынка для нерезидентов. Дестабилизация финансовой системы России в конце 1997 г. и неустойчивость мировой системы породили в последние два года массовый отток иностранного капитала с российского фондового рынка. Другой характерной особенностью является внутреннее «бегство» капитала от рубля к иностранной валюте. Оно вызвано устойчивым недоверием инвесторов к отечественной валюте, обусловленным отсутствием продуманной экономической политики Правительства и слабостью банковской системы страны. Большинство граждан России предпочитают не вкладывать свои сбережения в российские банки, а тратить их на покупку иностранной валюты. В 1997 г. на эти цели население израсходовало 349,4 трлн руб., а сбережения в виде вкладов в отечественные банки и приобретения ценных бумаг составили 37,9 трлн руб., на уплату налоговых взносов пошло 88,5 трлн руб. С учетом сложности и неоднозначности природы «бегства» капитала и суммируя важнейшие признаки этого явления, дадим следующее определение. «Бегство» капитала из России есть устойчивый и в больших масштабах отток экономических и финансовых активов, происходящий в легальной и нелегальной формах и сокращающий финансово-инвестиционные ресурсы страны. «Бегство» капитала есть часть вывоза капитала, включающего целенаправленный экспорт частного и государственного капитала путем легальных и официально зарегистрированных операций резидентов, осуществляющих прямые и портфельные инвестиции, и другие инвестиционные вложения в виде приобретения недвижимости, предоставления государственных кредитов, лицензирования финансовых кредитов нерезидентам, торговых кредитов на отсрочку платежа, накопления наличной иностранной валюты у резидентов, изменения остатков на открытых за рубежом с разрешения ЦБ РФ счетах. Одним из главных признаков экспорта капитала в отличие от его «бегства» является то, что операции резидентов по вывозу финансовых ресурсов приводят к увеличению их финансовых активов. «Бегство» капитала, напротив, увеличивает финансовый потенциал страны, в которую происходит утечка. Возрастающая взаимозависимость фондовых рынков отдельных стран и глобального мирового фондового рынка повышает риск «бегства» капитала, осложняет прогнозирование последствий влияния единовременного оттока капитала на финансовое положение ряда стран и в целом на мировую финансовую систему. Перелив - капитала - нормальное явление рыночной экономики. Он способствует расширению выпуска новой конкурентоспособной продукции, развитию регионов мировой экономики, испытывающих недостаток экономических и финансовых активов. Если масштабы «бегства» капитала сокращают финансово-инвестиционные ресурсы страны, то это свидетельствует о том, что механизм перелива капитала действует в направлении оттока, а не притока капитала, как это было в нашем случае. Масштабы и последствия утечки капитала Оценки масштабов «бегства» капитала варьируют от 50 до 300 млрд дол. В Центре финансово-банковских исследовании Института экономики РАН разработана методологическая база для определения объемов «бегства капитала. Авторы методики, учитывая недостаточную прозрачность информационной базы, предлагают определять его минимальную и максимальную границы. Минимальную границу можно установить, используя данные платежного баланса страны. Основой для расчета объема «сбежавшего» капитала является баланс текущих торговых расчетов, сальдо притока и оттока вложений в ценные бумаги (портфельные инвестиции и сальдо прямых инвестиций). Учитываются также изменения в величине официальных золотовалютных резервов и в объеме внешнего долга. «Бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны. 1. Сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса (денежный агрегат М2). Рубли поступают на валютный рынок, конвертируются и вывозятся, или вообще не поступают в страну, если в результате ценовых манипуляций скрывается валютная выручка или совершается нелегальный вывоз экономических активов. 2. Сокращается объем предложения валюты, продаваемой на Московской межбанковской валютной бирже, валютное поле резко сужается и курс рубля становится неустойчивым. Сокращаются инвестиционные ресурсы и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты. 3. Уменьшается налогооблагаемая база. При государственном регулировании вывоза капитала сделки регистрируются, а потому уплачиваются и налоги. В страну не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала. II. Кризис 1998 года: причины, следствие, влияние на движение капитала. 1. Общеэкономические тенденции 1997-1998 гг и причины промышленного кризиса. Накопление кризисного потенциала в российской экономике происходило постепенно и параллельно кажущейся стабилизации, давшейся, однако, большой ценой. Борьба с инфляцией путем ограничения роста денежной массы привела к недостатку наличных денежных средств для обслуживания товарооборота: монетизация экономики составила всего 10% против 70-75% ВВП, как во всех развитых странах. Снижение текущей инфляции компенсировалось за счет сокращения социальных расходов и роста "отсроченной инфляции" (девальвации, неплатежей, внутреннего и внешнего государственного долга и т.д.). В России рост "отсроченной инфляции" происходил на фоне постоянного повышения реальных ставок налогов и снижения объемов их собираемости. Вследствие непродуманной фискальной политики все большее количество предприятий уходило в теневую экономику. Активно работали "обналичивающие фирмы", и только в 1997 г. они вынуждены были перейти на нелегальное положение, хотя это их, по-видимому, мало смутило, поскольку стоимость данных услуг практически не возросла. До 40% экономики функционировало в теневом секторе. Вывоз капитала за границу достигал 10-12 млрд. долл. ежегодно. Все это время баланс бюджетных расходов поддерживался за счет роста "отсроченной инфляции". Общий объем неплатежей в 1998 г. составил более 1,4 трлн. руб. Государственный внешний долг, несмотря на относительно небольшую его величину и неплохую структуру, вследствие накопления краткосрочных валютных обязательств коммерческих банков (19 млрд. долл.), внешних займов субъектов Федерации, падения цен на нефть и газ, неблагоприятных внутренних условий стал представлять серьезную угрозу для финансовой системы страны. Искусственно поддерживаемый курс рубля способствовал установлению неадекватного соотношения цен на экспортные и импортные товары. Цены на экспорт оказались завышены, что сокращало поступление валюты в страну, а цены на импорт, наоборот, занижены, что подрывало конкурентоспособность отечественных товаров. В результате до 60% продовольственного рынка обеспечивается за счет импорта: большинство видов промышленной и сельскохозяйственной продукции просто невыгодно стало производить. По-видимому, в 1995-1996 гг. "отсроченная инфляция" вышла из-под государственного контроля и стала развиваться самопроизвольно. В подобных условиях могли развиваться лишь экспортоориентированные сырьевые отрасли промышленности и теневые предприятия малого и среднего бизнеса, тогда как российская индустрия в целом, особенно наукоемкие отрасли промышленности, была обречена на вымирание. Финансовые средства оказались оторванными от реального сектора экономики и вращались либо в рамках рынка ГКО-ОФЗ, либо в замкнутых цепочках сырьевых экспортеров. Объемы инвестиций продолжали снижаться опережающими темпами даже несмотря на некоторую стабилизацию промышленного производства. За восемь лет капиталовложения в экономику страны сократились почти в пять раз. Все это свидетельствует с том, что у государства не было сколько-нибудь продуманной политики экономического роста. Нынешний экономический кризис был фактически подготовлен: . накоплением "отсроченной инфляции" в таких масштабах, которые экономика страны оказалась неспособна обслужить; . неоправданно низкой долей накопления, то есть государство жило не по средствам, "проедая" доходы будущих поколений; . чисто спекулятивным характером фондового рынка, не отражающим реального состояния экономики; . полным отсутствием какой-либо государственной программы экономического роста и развития промышленного производства; . непродуманной фискальной политикой. Внешние факторы (восточно-азиатский и мировой экономические кризисы, падение цен на нефть и т.д.) лишь ускорили наступление кризиса в России и увеличили его тяжесть. Однако начало кризиса было спровоцировано непосредственно правительством. Оно попыталось одним махом девальвировать рубль, повысить налоговые поступления в казну, облегчить положение крупнейших банков путем замораживания расчетов с их зарубежными кредиторами, объявить войну неплатежам. Экономические причины кризиса 1998 г. коренным образом отличают его от кризиса начала 90-х, который был следствием шоковой терапии, но при этом и определенной степени сохранялся потенциал дальнейшего экономического роста. Кризис 1998 г. связан в первую очередь с истощением резервов экономического развития - основы существования самого государства, В результате его последствия сказались значительно тяжелее. 2. Экономические проблемы финансового кризиса и их влияние на движение капитала. Среди важнейших экономических последствий финансового кризиса в России, особенно обострившегося к августу 1998 года, можно выделить следующие: . Снижение доверия как внешних, так и внутренних инвесторов к Правительству, Центральному банку и Министерству финансов России означает утрату возможностей занимать деньги как на внешних, так и на внутренних рынках, а также отток зарубежных инвестиций и, как следствие, дальнейшее отдаление перспектив экономического роста. . Закрытие как внешних, так и внутренних источников финансирования дефицита государственного бюджета означают в сложившееся ситуации переход к инфляционному характеру финансирования и возвращение к практике кредитование Центробанком Правительства России. Это, в свою очередь, повысит темпы роста денежной массы и неизбежно скажется на росте потребительских цен и общем ослаблении жесткости денежно-кредитной политики. . Кризис отечественного банковского сектора, происходящий не только из-за потерь на финансовых рынках, но и из-за самого факта ликвидации основного источника и взаимосвязанных источников получения доходов - рынка ГКО-ОФЗ, приведет к обострению кризиса неплатежей. . Обвал на российском рынке акций, отразивший реальную привлекательность портфельных инвестиций в российский корпоративный сектор (индекс РТС-1 с начала октября 1997 года до начала сентября 1998 года упал на 90%) приведет к дальнейшему снижению возможностей российских предприятий по привлечению финансирования. Ожидаемого усиления деловой активности в нефтегазовом и других экспортоориентрованных секторах экономики, благодаря изменению соотношения "затраты в рублях/выручка в валюте", может не произойти, поскольку в условиях обострения бюджетного кризиса государство постарается выбирать все дополнительные прибыли из сектора даже без введения дополнительных налогов в счет просроченной задолженности в бюджет. Точно так же трудно прогнозировать способность ряда отечественных импортозамещающих отраслей быстро нарастить выпуск продукции, воспользовавшись резким падением реального курса рубля и соответствующим снижением конкурентоспособности импортных товаров. Эти перспективы зависят также от уровня инфляции. По отношению к первому кварталу в ходе кризиса произошла почти 160- процентная девальвация рубля. В то же время наблюдался интенсивный рост индекса потребительских цен. Кроме того, наблюдается резкое снижение уровня жизни населения что приводило к снижению вкладов не только как следствию снижения политического доверия, но и просто из-за недостаточности экономического положения. Реальная заработная плата и доходы населения в марте 1999г, по данным Госкомстата РФ составили 58 и 75% от показателей годичной давности. И, хотя падение уровня жизни в последнее время несколько замедлилось, это является слабым утешением для большинства людей, чье благосостояние было существенно подорвано финансовым кризисом. По сравнению с первым кварталом 1998г. минимальный потребительский набор подорожал почти вдвое. И, хотя денежные доходы населения увеличились в марте 1999г. на 54,1% по сравнению с тем же периодом 1998г, инфляционный скачок полностью «ликвидировал» эту прибавку. Таким образом, сейчас в среднем по РФ месячные доходы населения лишь в 1,5 раза превышают прожиточный минимум. Аналогичная ситуация складывается и с реальной средней заработной платой. Начисленная номинальная заработная плата, по данным Госкомстата РФ, составила в марте 1999г. 1295 руб. и возросла по сравнению с мартом 1998г. на 20,4%. Тем не менее, в долларовом эквиваленте она снизилась более чем в 3 раза. Еще летом 1998г. средняя зарплата по России составляла 180 долл. США, то в марте 1999г. она опустилась в среднем по всем отраслям экономики до 54 долл. США. Однако, и столь низкая заработная плата далеко не всегда выдается в срок по состоянию на 1 апреля 1999г. суммарная задолженность по зарплате составила 67686 млн. рублей. 3. Занижение стоимости экспорта Необоснованное не поступление экспортной выручки Непогашение импортных авансов Невыделенный контрабандный экспорт Торговые кредиты сверх выданных Б лицензий и разрешений на отсрочку платежа и предварительную оплату импорта Превышение отраженных в платежном балансе финансовых кредитов сверх выданных Б лицензий и разрешений Вывоз капитала по статье «Чистые ошибки и пропуски» платежного баланса Капитальные трансферты эмигрантов Средства, затраченные россиянами на- приобретение недвижимости за границей Контрабандный вывоз наличной валюты Так, в 1997 г. значительный чистый приток валюты по линии госсектор? (+12,8 млрд долл.) был связан с финансированием бюджетного дефицита за счет портфельных инвестиций нерезидентов в государственные долговые ценные бумаги (ГКО/ОФЗ, а также еврооблигации). I ., , . Общая сумма обязательств государства по портфельным инвестициям нерезидентов составляла 44 млрд долл. В 1998 г. чистый приток госсектора был достигнут за счет значительной просроченной задолженности после августовского дефолта по ГКО/ОФЗ. При этом в 1997—'1998 гг. сальдо торгового баланса и баланса услуг находилось на очень низком уровне (12—13 млрд долл.) в связи с неблагоприятной конъюнктурой на рынке энергоносителей и высоким объемом импорта (1997 г. — 89,04 млрд, в 1998 г. — 74,7 млрд долл.). Растет спрос со стороны нерезидентов на российские активы, в том числе на акции предприятий, ориентированных на внутренний рынок (региональные предприятия связи, энергетики). В то же время не вполне понятно, как будет развиваться ситуация при условии затяжной мировой рецессии и продолжительного снижения цен на энергоносители. На примере российского кризиса 1997—1998 гг. и азиатского кризиса очевидно, что краткосрочные портфельные инвестиции очень мобильны и их отток при ухудшении внешнеторгового баланса и повышении инвестиционных рисков способен привести к коллапсу слабых финансовых рынков, относящихся к развивающимся. Косвенная оценка нелегального вывоза капитала складывается из нёвозвращенной экспортной выручки, непогашенных импортных авансов, а также чистых ошибок и пропусков. На протяжении рассматриваемого периода его значение снижалось с 19,3 млрд. долл. в 1997 г. до 11,7 млрд. долл. в'1999 г. (резкое ужесточение валютного контроля, введение 75%-ного норматива обязательной продажи экспортной выручки, требование 100%-но-го депонирования предоплаты по импортным контрактам). Таким образом, вывоз капитала по государственным и частным каналам остается значительным (в последние 3 года — не менее 30 млрд долл.). Однако в 2001 г. при наиболее значительном оттоке валютных средств со стороны государства (погашение основной суммы долга и процентные расходы) отток Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |