![]() |
|
|
Деньги и денежная системаВВП, сократилась с 0,67 руб. в 1991 г. до 0,12 руб. в 1995 г. Процентные ставки финансовых активов и их влияние на денежную массу. Значительное место в системе процентных ставок финансовых активов принадлежит ставке рефинансирования, которая выполняет функцию учетной единицы. Банк России, опираясь на анализ денежного рынка, в том числе изменение функции ставок межбанковского рынка, регулирует ставку рефинансирования. В 1996 г. он изменял ее 5 раз, снизив со 160 до 48%, а в 1997 г. - также 5 раз (с 48 до 42% и с 24 и 21%). Если по динамике ставки рефинансирования 1991-1997 гг. в известной мере можно судить об удешевлении денег, то это должно было повысить спрос на деньги и расширить их предложение. Между тем объем денежной массы в 1996 г. увеличился на 30%, кредитные вложения - соответственно на 21,6%. В 1996 г. денежная эмиссия больше зависела от политических факторов, чем от процентной политики. Так, в июне 1996 г., накануне выборов президента России, денежная эмиссия составила 10,5 трлн. руб. - больше, чем в течение всего I квартала (7,2 трлн. руб.). В 1998 г. ЦБ для предотвращения кризиса поднимал ее в июне до 150%, однако такой ее рост не стабилизировал фондовый рынок. Сопоставление динамики кредитных и депозитных ставок с изменением денежной массы (Ml) Великобритании, Германии, США, Японии, а также Китая (см. табл. 2.3.) показало что однозначной (обратной) зависимости между этими макроэкономическими параметрами в 1985-1994 гг. не наблюдалось. В 1985-1990 гг. кредитная и депозитная ставки увеличивались, причем наблюдались высокие темпы роста денежной массы, особенно в Великобритании (379%) и в Китае (232%). В 1991- 1994 гг. произошло резкое снижение процентных ставок, кроме Китая и Германии (кредитная ставка осталась почти без изменений, а депозитная существенно сократилась), вместе с тем темпы роста денежной массы в большинстве стран не только не возросли, но даже снизились. В Китае же при увеличении процентных ставок темп роста денежной массы оказался выше, чем в 1986-1990 гг. Эти данные подтверждают довольно тривиальную мысль, что фактор изменения процентных ставок влияет на денежную массу в системе других факторов, действие которых в определенной экономической и финансовой ситуации гораздо сильнее и противостоит фактору процентных ставок. Для определения чистого влияния этого фактора нужен более широкий массив экономической информации. Обращает на себя внимание обратная зависимость между изменением ставки рефинансирования в течение года и изменением эмиссии: в январе 1996 г. изъятие денег составило 4,7 трлн. руб., а в декабре 1996 г. эмиссия равнялась 10,2 трлн. руб., причем учетная ставка снизилась со 160 до 48%. Доходность государственных ценных бумаг (шестимесячных) сократилась с 78,87% в январе 1996 г. до 32,59% в декабре 1996 г., объем эмиссии ГКО увеличился со 157,0 трлн. до 432,5 трлн. руб., или почти в 3 раза. В этом сегменте рынка в краткосрочном плане четко прослеживается обратная зависимость между уровнем доходности и объемом квазиденег. Депозитные ставки по вкладам до востребования Сбербанка РФ снизились до 2%. Однако это существенно не повлияло на процесс сбережении: в декабре 1996 г. увеличились как вклады в Сбербанке России (на 166%), так и средний размер вкладов - с 223 тыс. до 381 тыс. руб. Несоответствие между динамикой депозитной ставки и процессом нарастания сбережений, вероятно, объясняется тем, что население большее предпочтение отдает сохранности вкладов, чем уровню процентного дохода. Об этом можно судить по росту доли вкладов в Сбербанке России с 51,1% в январе 1996 г. до 85,0% в декабре 1996 г. Тем не менее часть населения, несмотря на горький опыт финансовых пирамид, предпочитает рисковать, держа свои вклады в коммерческих банках. В целом спрос на финансовые активы сильно колеблется по сегментам финансового рынка. Хотя к концу 1996 г. различия в доходности сократились, но они еще довольно значительны, особенно между ставками ГКО, кредитными и депозитными ставками. Если ставка по депозитам до востребования составляет лишь 2%, то по ГКО - 32,6%, а ставка межбанковского кредита - 36,2%. По данным международной статистики, в большинстве стран превышение процента за кредит над депозитными ставками составляет 2-3 пункта. В России в 1994 г. (по данным МВФ) это различие достигает 217,5 процентных пункта (см. табл. 7.4). В 1996 г. оно несколько сократилось, но оставалось на уровне более 90 процентных пунктов, а в 1997 г. - около 30 процентных пунктов (кредитная ставка - 46,1, депозитная - 16,4). Ставки по государственным ценным бумагам в большинстве стран ниже кредитных ставок и составили в 1995-1996 гг., например, в Великобритании 2,9-3,5%, в Германии - 2,4-2,6, в США - 2,3- 2,7%, в Японии - 2,4-2,6%' (соответственно ставки кредита, по данным 1994 г., - 5,48; 11,48; 7,14; 4,13%). Таблица 2.4. Процентные ставки и денежная масса | |Процентные ставки по кредитам и|Денежная масса (М1 )*, | | |депозитам |миллиардов национальной валюты | | | | | | |1985|1990|1994|1990 |1994 |1985 |1990 |1994 |1990 |1994 | | |г. |г. |г. |г. |г. к |г. |г. |г. |г. |г. | | | | | |к 1985|1990 г| | | |к |к | | | | | |г | | | | |1985 |1990 | | | | | |(%) |(%) | | | |г |г. | | | | | | | | | | |(%) |(%) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Россия| | | | | | | | | | | |: | | |319,| | | | | | | | |кредит| | |5 | | | | | | | | | | | |102,| | | | | | | | |депози| | |0 | | | | | | | | |т | | | | | | | | | | | |Велико| | | | | | | | | | | |-брита| | | | | | | | | | | |-ния: | | | | | | | | | | | |кредит|12,3|14,7|5,48|120 |37 |56,7 |214,9|252,3|379 |117 | | | |5 | | | | | | | | | | | | | |104 |28 | | |** | | | |депози|11,7|12,2|3,44| | | | | | | | |т |9 |5 | | | | | | | | | | |Процентные ставки по кредитам и|Денежная массa (Ml)*, миллиардов| | |депозитам |национальной валюты | | |1985|1990|1994|1990 |1994 |1985 |1990 |1994 |1990 |1994 | | |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. | | | | | |к 1985|к 1990| | | |к |к | | | | | |г. |г. | | | |1985 |1990 | | | | | |(%) |(%) | | | |г. |г. | | | | | | | | | | |(%) |(%) | |Герма-| | | | | | | | | | | |ния | | | | | | | | | | | |кредит|9,53|11,5|11,4|122 |99 |314,5|551,9|732 |175,0|133 | | | |9 |8 |159 |63 | | | | | | |депози|4,44|7,07|4,47| | | | | | | | |т | | | | | | | | | | | |Китай:| | | | | | | | | | | | |7,74|9,36|10,9|121 |117 |301,7|700,9|215,4|232,0|307 | |кредит| | |8 |120 |127 | | | | | | | |7,20|8,64|10,9| | | | | | | | |депози| | |8 | | | | | | | | |т | | | | | | | | | | | |США: | | | | | | | | | | | |кредит|9,93|10,0|7,14|101 |71 |655 |925 |1232 |141 |133 | | | |1 | |101 |56 | | | | | | |депози|8,05|8,16|4,63| | | | | | | | |т | | | | | | | | | | | |Япония| | | | | | | | | | | |: |6,60|6,95|4,13|105 |59 |98,2 |119,6|151,7|122 |127 | |кредит| | | |102 |48 | | | | | | | |3,50|3,56|1,70| | | | | | | | |депози| | | | | | | | | | | |т | | | | | | | | | | | * Ml (деньги в узком понимании) - наличные деньги и вклады до востребования в депозитных учреждениях. ** Данные 1993 г. Другой важный вывод состоит в том, что спрос на финансовые активы и их предложение по своему объему превосходят денежную массу. Эмиссия ГКО и ОФЗ в 1996 г. составила 479,8 трлн. руб., денежная эмиссия - 29,6 трлн. руб., денежная масса (М2) - 278,8 трлн. руб. Такой перекос спроса связан с многократным превышением нормы доходности части финансовых активов по сравнению с рентабельностью реального сектора экономики. Проводимая в 1996- 1998 гг. политика Банка России по понижению учетной ставки и ставок ГКО недостаточна для создания условий для перетока средств в реальный сектор. Эту политику нужно скоординировать с политикой кредитования, точнее, с политикой удешевления кредита для реального сектора. Такую задачу ЦБ очень трудно решить, поскольку ставки рефинансирования пока еще слабо синхронизированы со ставками кредитования, находящимися в юрисдикции коммерческих банков Но ЦБ может проводить более взвешенную политику денежной массы, ее взаимоувязки с другими макроэкономическими параметрами (ВВП, цены, инвестиции). Наконец, ЦБ может прямо регулировать депозитные и кредитные ставки, устанавливая определенные пределы. Предложение денег. В условиях денежного обращения, основанного на золотом стандарте, от которого США отошли в 1973 г., предложение денег определялось в жестком соответствии с производством золота, уровнем и динамикой цен на этот металл. С отказом от "золотого правила" денежного обращения главная роль в формировании денежного предложения принадлежит политике правительства и Центральному банку. Исходной основой определения объема денежной массы является ранее рассмотренный нами принцип соответствия денежной массы объему валового внутреннего продукта и уровню цен, естественно, с учетом скорости оборота денег. Сложность определения денежной массы состоит в том, что денежные власти (Центральный банк) в условиях рынка должны иметь надежную информацию о прогнозе динамики ВВП и цен. Например, М. Фридмен для краткосрочных целей признавал приемлемым среднегодовой прирост денежной массы на 4-5% при среднегодовом приросте реального ВНП на 3% и незначительном снижении скорости обращения денег . Деньги настолько конкретный товар, что они не любят ориентировочных расчетов. Поэтому прогноз ВВП на макроуровне и прогноз производства любой продукции — это недостаточное условие формирования денежной массы. Необходимо, чтобы продукт был продан и выручка поступила на счета продавца. Так что основной категорией, определяющей формирование денежной массы в наличной и безналичной формах, служит выручка, которая и есть финансово-денежное измерение ВВП и других стоимостных измерителей результатов экономической деятельности. Политика правительства и Центрального банка зажата в жесткие рамки формирования выручки. Оно не может прибегнуть к простому способу увеличения денежного предложения "разброса денег с вертолета", как это считали некоторые западные экономисты. Вспомним идеи и тех наших экономистов, которые в 60-90- е годы полагали, что "деньги всегда найдутся, были бы материальные ресурсы". Конечно, деньги можно разбросать с вертолета, но сколько потребуется таких вертолетов при больших денежных аппетитах? Поэтому главная задача денежных властей состоит в создании условий и механизмов слаженного действия на открытом рынке субъектов рынка, самого Центрального банка, с тем чтобы реализация продукции и всего объема ВВП заканчивалась поступлением денег на счета. Самое лучшее, когда их поступает больше, чем авансируется в момент начала производства. Обычно подчеркивается значение выручки как базовой категории для организации налично-денежного обращения. Но, на наш взгляд, бесперебойность безналичного оборота не в меньшей мере зависит от формирования и использования выручки на счетах фирм и организаций. Например, выручка ОАО "Газпром" лишь на 61% состоит из денежных поступлений, 39% составляют прочие виды расчетов неденежного характера. Естественно, такая структура выручки не может не сказаться на структуре платежей в бюджет, на формировании различных денежных фондов компаний. Поскольку бюджет расплачивается с бюджетными организациями не просто "живыми" деньгами, а в значительной мере наличными, то становится понятным, что оздоровление выручки, увеличение денежной компоненты в ее структуре - основа укрепления не только безналичного денежного оборота, но и налично-денежного оборота. Назовем основные факторы, определяющие предложение денег: 1) розничный товарооборот. От его объема и структуры зависят выручка торговых организаций, поступление выручки от пассажирского транспорта; 2) поступление налогов и сборов с населения; 3) поступления на счета по вкладам в Сбербанк и коммерческие банки; 4) поступление наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг; 5) золотовалютные резервы. Их увеличение создает условия для проведения активной денежно-кредитной политики на открытом рынке, при определении объема кредитных ресурсов и позволяет увеличивать предложение денег; 6) общин дефицит финансового баланса и его важнейшей части - бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит показывает недостаток средств на выплату заработной платы и финансирование других государственных расходов. Дефицит носит относительный характер, он должен иметь финансовые источники покрытия либо путем прямого кредита правительству от Центрального банка, либо путем приобретения Центральным банком государственных ценных бумаг. В любом случае бюджетный дефицит влияет на денежное предложение и на эмиссию денег; 7) экспортно-импортное сальдо торгового баланса. Экспорт способствует увеличению предложения денег, а импорт сокращает их предложение. Активное сальдо торгового баланса - важный элемент денежно-кредитной политики, способствующий увеличению предложения денег; 8) кроме торгового баланса предложение национальной валюты зависит от других статей платежного баланса (см. гл. 24). Так, отрицательный баланс операций с капиталом и финансовыми инструментами в 1994-1997 гг. (-60,2 млрд. долл.) даже при увеличении внешнего финансирования за этот период (46,7 млрд. долл.) и использованных кредитов и займов МВФ (11,8 млрд. долл.) показывает, что вывоз капитала из страны превышает его ввоз, что создает дополнительную нагрузку на денежное обращение и увеличение предложения денег; 9) состояние баланса Центрального банка. Например, в 1997 г. Центральный банк активы в виде кредитов Минфину заменил активами в виде операций с ценными бумагами. Их доля увеличилась с 26,6% на 1 января 1997 г. до 44,2% на 1 декабря 1997 г. Такая операция поставила баланс Центрального банка в зависимость от состояния фондового рынка, кроме того, увеличились затраты Минфина на обслуживание госдолга. Последовавший в 1998 г. (август) финансовый кризис потребовал от ЦБ дополнительных ресурсов на реструктуризацию долга, что и осложнило формирование в 1999 г. денежной массы (М2). Одним из инструментов определения предложения денег служит прогноз кассовых оборотов, который разрабатывается Центральным банком и его территориальными учреждениями по специальной методике. На основании ожидаемых поступлений денег в кассы банков и их целевого использования определяется достаточность или избыток денег, т.е. эмиссионный результат. Эмиссия денег (по международной терминологии - сеньораж) - это самостоятельная категория, тесно связанная с агрегатом М0 и отражающая прирост этого агрегата. Эмиссия - результат спроса и предложения денег. Если в прогнозируемых кассовых оборотах ожидается превышение выплат денег над их поступлением в кассы банков, то в случае невозможности сокращения денежных выплат предусматривается эмиссия денег. Представление о масштабах денежной эмиссии дают данные табл. 2.5. Таблица 7.5 Денежная эмиссия (трлн. руб.) | |1994 г. |1995 г. |1996 г. | |I квартал |2,7 |-0,9 |7,2 | |1-е полугодие |10,5 |19,2 |25,1 | |9 месяцев |16,7 |30,6 |18,6 | |Год |23,2 |45,6 |29,6 | Эти данные в сопоставлении с данными, приведенными в табл. 2.1, о сумме наличных денег (М0) показывают, что эмиссия оказывает влияние на количество наличных денег (М0) с некоторым лагом. Так, эмиссия в 1994, 1995 гг. была больше суммы наличных денег в эти годы, но меньше их суммы в последующем году: в 1994 г. М0 составил 13,3 трлн. рублей, а эмиссия - 23,2 трлн., в 1995 г. М0 - 36,5 трлн., а эмиссия -45,6 трлн. руб. В 1996 г. произошло такое насыщение денежного оборота, что эмиссия существенно сократилась до 29,6 трлн. руб., а масса наличных денег составила 80,8 трлн. руб. Для прогнозирования предложения денег некоторые экономисты предлагают использовать денежный мультипликатор: М = n x В, где М - денежная масса; n - мультипликатор; В - денежная база (чистые денежные обязательства Центрального банка). В свою очередь: В=К + А + К1 + А1, где К - кредиты Центрального банка правительству (размещенные в Центральном банке государственные ценные бумаги); А - чистые иностранные активы Центрального банка; К1 - кредиты Центрального банка коммерческим банкам; А1 - прочие чистые активы. Денежный мультипликатор зависит от следующих коэффициентов: отношение резервов коммерческих банков к общей сумме депозитов (срочных и до востребования); отношение суммы наличных денег в обращении к депозитам до востребования (зависит от уровня процентных ставок и распределения доходов); соотношение срочных депозитов и депозитов до востребования (зависит от уровня процентных ставок по срочным депозитам). Подводя итог, следует выделить элементы формирования денежного предложения. Предложение денег не искусственная, не волюнтаристская категория. Предложение денег связано с достигнутым уровнем развития экономики, номинальным объемом ВВП, а также с возможностями его роста. Формирование предложения денег - это важная сфера денежно-кредитной политики ЦБ. Определяя объемы роста денежной массы М2, ЦБ необходимо принимать во внимание перечисленные выше факторы. Недостаточность денежной массы для экономического оборота определяется слабыми стимулами инвесторов к сбережениям, именно по этой причине медленно развивается безналичный денежный оборот и денег не хватает на обслуживание важнейших циклов воспроизводства. Одной из главных категорий денежного предложения является выручка, т.е. поступление денег на счета в банках. От умелого управления и регулирования процессов формирования и использования выручки как на макроуровне, так и на микро- и мезоуровне зависит устойчивость денежного обращения. 3. Денежная система и ее элементы. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |