реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Деньги и денежная система

ВВП, сократилась с 0,67 руб. в 1991 г. до 0,12 руб. в 1995 г. Процентные

ставки финансовых активов и их влияние на денежную массу. Значительное

место в системе процентных ставок финансовых активов принадлежит ставке

рефинансирования, которая выполняет функцию учетной единицы. Банк России,

опираясь на анализ денежного рынка, в том числе изменение функции ставок

межбанковского рынка, регулирует ставку рефинансирования. В 1996 г. он

изменял ее 5 раз, снизив со 160 до 48%, а в 1997 г. - также 5 раз (с 48 до

42% и с 24 и 21%). Если по динамике ставки рефинансирования 1991-1997 гг. в

известной мере можно судить об удешевлении денег, то это должно было

повысить спрос на деньги и расширить их предложение. Между тем объем

денежной массы в 1996 г. увеличился на 30%, кредитные вложения -

соответственно на 21,6%. В 1996 г. денежная эмиссия больше зависела от

политических факторов, чем от процентной политики. Так, в июне 1996 г.,

накануне выборов президента России, денежная эмиссия составила 10,5 трлн.

руб. - больше, чем в течение всего I квартала (7,2 трлн. руб.). В 1998 г.

ЦБ для предотвращения кризиса поднимал ее в июне до 150%, однако такой ее

рост не стабилизировал фондовый рынок. Сопоставление динамики кредитных и

депозитных ставок с изменением денежной массы (Ml) Великобритании,

Германии, США, Японии, а также Китая (см. табл. 2.3.) показало что

однозначной (обратной) зависимости между этими макроэкономическими

параметрами в 1985-1994 гг. не наблюдалось. В 1985-1990 гг. кредитная и

депозитная ставки увеличивались, причем наблюдались высокие темпы роста

денежной массы, особенно в Великобритании (379%) и в Китае (232%). В 1991-

1994 гг. произошло резкое снижение процентных ставок, кроме Китая и

Германии (кредитная ставка осталась почти без изменений, а депозитная

существенно сократилась), вместе с тем темпы роста денежной массы в

большинстве стран не только не возросли, но даже снизились. В Китае же при

увеличении процентных ставок темп роста денежной массы оказался выше, чем в

1986-1990 гг. Эти данные подтверждают довольно тривиальную мысль, что

фактор изменения процентных ставок влияет на денежную массу в системе

других факторов, действие которых в определенной экономической и финансовой

ситуации гораздо сильнее и противостоит фактору процентных ставок. Для

определения чистого влияния этого фактора нужен более широкий массив

экономической информации. Обращает на себя внимание обратная зависимость

между изменением ставки рефинансирования в течение года и изменением

эмиссии: в январе 1996 г. изъятие денег составило 4,7 трлн. руб., а в

декабре 1996 г. эмиссия равнялась 10,2 трлн. руб., причем учетная ставка

снизилась со 160 до 48%. Доходность государственных ценных бумаг

(шестимесячных) сократилась с 78,87% в январе 1996 г. до 32,59% в декабре

1996 г., объем эмиссии ГКО увеличился со 157,0 трлн. до 432,5 трлн. руб.,

или почти в 3 раза. В этом сегменте рынка в краткосрочном плане четко

прослеживается обратная зависимость между уровнем доходности и объемом

квазиденег.

Депозитные ставки по вкладам до востребования Сбербанка РФ снизились до 2%.

Однако это существенно не повлияло на процесс сбережении: в декабре 1996 г.

увеличились как вклады в Сбербанке России (на 166%), так и средний размер

вкладов - с 223 тыс. до 381 тыс. руб. Несоответствие между динамикой

депозитной ставки и процессом нарастания сбережений, вероятно, объясняется

тем, что население большее предпочтение отдает сохранности вкладов, чем

уровню процентного дохода. Об этом можно судить по росту доли вкладов в

Сбербанке России с 51,1% в январе 1996 г. до 85,0% в декабре 1996 г. Тем не

менее часть населения, несмотря на горький опыт финансовых пирамид,

предпочитает рисковать, держа свои вклады в коммерческих банках. В целом

спрос на финансовые активы сильно колеблется по сегментам финансового

рынка. Хотя к концу 1996 г. различия в доходности сократились, но они еще

довольно значительны, особенно между ставками ГКО, кредитными и депозитными

ставками. Если ставка по депозитам до востребования составляет лишь 2%, то

по ГКО - 32,6%, а ставка межбанковского кредита - 36,2%. По данным

международной статистики, в большинстве стран превышение процента за кредит

над депозитными ставками составляет 2-3 пункта. В России в 1994 г. (по

данным МВФ) это различие достигает 217,5 процентных пункта (см. табл. 7.4).

В 1996 г. оно несколько сократилось, но оставалось на уровне более 90

процентных пунктов, а в 1997 г. - около 30 процентных пунктов (кредитная

ставка - 46,1, депозитная - 16,4). Ставки по государственным ценным бумагам

в большинстве стран ниже кредитных ставок и составили в 1995-1996 гг.,

например, в Великобритании 2,9-3,5%, в Германии - 2,4-2,6, в США - 2,3-

2,7%, в Японии - 2,4-2,6%' (соответственно ставки кредита, по данным 1994

г., - 5,48; 11,48; 7,14; 4,13%).

Таблица 2.4.

Процентные ставки и денежная масса

| |Процентные ставки по кредитам и|Денежная масса (М1 )*, |

| |депозитам |миллиардов национальной валюты |

| | | |

| |1985|1990|1994|1990 |1994 |1985 |1990 |1994 |1990 |1994 |

| |г. |г. |г. |г. |г. к |г. |г. |г. |г. |г. |

| | | | |к 1985|1990 г| | | |к |к |

| | | | |г | | | | |1985 |1990 |

| | | | |(%) |(%) | | | |г |г. |

| | | | | | | | | |(%) |(%) |

| | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | |

|Россия| | | | | | | | | | |

|: | | |319,| | | | | | | |

|кредит| | |5 | | | | | | | |

| | | |102,| | | | | | | |

|депози| | |0 | | | | | | | |

|т | | | | | | | | | | |

|Велико| | | | | | | | | | |

|-брита| | | | | | | | | | |

|-ния: | | | | | | | | | | |

|кредит|12,3|14,7|5,48|120 |37 |56,7 |214,9|252,3|379 |117 |

| | |5 | | | | | | | | |

| | | | |104 |28 | | |** | | |

|депози|11,7|12,2|3,44| | | | | | | |

|т |9 |5 | | | | | | | | |

| |Процентные ставки по кредитам и|Денежная массa (Ml)*, миллиардов|

| |депозитам |национальной валюты |

| |1985|1990|1994|1990 |1994 |1985 |1990 |1994 |1990 |1994 |

| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |

| | | | |к 1985|к 1990| | | |к |к |

| | | | |г. |г. | | | |1985 |1990 |

| | | | |(%) |(%) | | | |г. |г. |

| | | | | | | | | |(%) |(%) |

|Герма-| | | | | | | | | | |

|ния | | | | | | | | | | |

|кредит|9,53|11,5|11,4|122 |99 |314,5|551,9|732 |175,0|133 |

| | |9 |8 |159 |63 | | | | | |

|депози|4,44|7,07|4,47| | | | | | | |

|т | | | | | | | | | | |

|Китай:| | | | | | | | | | |

| |7,74|9,36|10,9|121 |117 |301,7|700,9|215,4|232,0|307 |

|кредит| | |8 |120 |127 | | | | | |

| |7,20|8,64|10,9| | | | | | | |

|депози| | |8 | | | | | | | |

|т | | | | | | | | | | |

|США: | | | | | | | | | | |

|кредит|9,93|10,0|7,14|101 |71 |655 |925 |1232 |141 |133 |

| | |1 | |101 |56 | | | | | |

|депози|8,05|8,16|4,63| | | | | | | |

|т | | | | | | | | | | |

|Япония| | | | | | | | | | |

|: |6,60|6,95|4,13|105 |59 |98,2 |119,6|151,7|122 |127 |

|кредит| | | |102 |48 | | | | | |

| |3,50|3,56|1,70| | | | | | | |

|депози| | | | | | | | | | |

|т | | | | | | | | | | |

* Ml (деньги в узком понимании) - наличные деньги и вклады до востребования

в депозитных учреждениях.

** Данные 1993 г.

Другой важный вывод состоит в том, что спрос на финансовые активы и их

предложение по своему объему превосходят денежную массу. Эмиссия ГКО и ОФЗ

в 1996 г. составила 479,8 трлн. руб., денежная эмиссия - 29,6 трлн. руб.,

денежная масса (М2) - 278,8 трлн. руб. Такой перекос спроса связан с

многократным превышением нормы доходности части финансовых активов по

сравнению с рентабельностью реального сектора экономики. Проводимая в 1996-

1998 гг. политика Банка России по понижению учетной ставки и ставок ГКО

недостаточна для создания условий для перетока средств в реальный сектор.

Эту политику нужно скоординировать с политикой кредитования, точнее, с

политикой удешевления кредита для реального сектора. Такую задачу ЦБ очень

трудно решить, поскольку ставки рефинансирования пока еще слабо

синхронизированы со ставками кредитования, находящимися в юрисдикции

коммерческих банков Но ЦБ может проводить более взвешенную политику

денежной массы, ее взаимоувязки с другими макроэкономическими параметрами

(ВВП, цены, инвестиции). Наконец, ЦБ может прямо регулировать депозитные и

кредитные ставки, устанавливая определенные пределы. Предложение денег. В

условиях денежного обращения, основанного на золотом стандарте, от которого

США отошли в 1973 г., предложение денег определялось в жестком соответствии

с производством золота, уровнем и динамикой цен на этот металл. С отказом

от "золотого правила" денежного обращения главная роль в формировании

денежного предложения принадлежит политике правительства и Центральному

банку. Исходной основой определения объема денежной массы является ранее

рассмотренный нами принцип соответствия денежной массы объему валового

внутреннего продукта и уровню цен, естественно, с учетом скорости оборота

денег.

Сложность определения денежной массы состоит в том, что денежные власти

(Центральный банк) в условиях рынка должны иметь надежную информацию о

прогнозе динамики ВВП и цен. Например, М. Фридмен для краткосрочных целей

признавал приемлемым среднегодовой прирост денежной массы на 4-5% при

среднегодовом приросте реального ВНП на 3% и незначительном снижении

скорости обращения денег . Деньги настолько конкретный товар, что они не

любят ориентировочных расчетов. Поэтому прогноз ВВП на макроуровне и

прогноз производства любой продукции — это недостаточное условие

формирования денежной массы. Необходимо, чтобы продукт был продан и выручка

поступила на счета продавца. Так что основной категорией, определяющей

формирование денежной массы в наличной и безналичной формах, служит

выручка, которая и есть финансово-денежное измерение ВВП и других

стоимостных измерителей результатов экономической деятельности. Политика

правительства и Центрального банка зажата в жесткие рамки формирования

выручки. Оно не может прибегнуть к простому способу увеличения денежного

предложения "разброса денег с вертолета", как это считали некоторые

западные экономисты. Вспомним идеи и тех наших экономистов, которые в 60-90-

е годы полагали, что "деньги всегда найдутся, были бы материальные

ресурсы". Конечно, деньги можно разбросать с вертолета, но сколько

потребуется таких вертолетов при больших денежных аппетитах? Поэтому

главная задача денежных властей состоит в создании условий и механизмов

слаженного действия на открытом рынке субъектов рынка, самого Центрального

банка, с тем чтобы реализация продукции и всего объема ВВП заканчивалась

поступлением денег на счета. Самое лучшее, когда их поступает больше, чем

авансируется в момент начала производства. Обычно подчеркивается значение

выручки как базовой категории для организации налично-денежного обращения.

Но, на наш взгляд, бесперебойность безналичного оборота не в меньшей мере

зависит от формирования и использования выручки на счетах фирм и

организаций. Например, выручка ОАО "Газпром" лишь на 61% состоит из

денежных поступлений, 39% составляют прочие виды расчетов неденежного

характера. Естественно, такая структура выручки не может не сказаться на

структуре платежей в бюджет, на формировании различных денежных фондов

компаний. Поскольку бюджет расплачивается с бюджетными организациями не

просто "живыми" деньгами, а в значительной мере наличными, то становится

понятным, что оздоровление выручки, увеличение денежной компоненты в ее

структуре - основа укрепления не только безналичного денежного оборота, но

и налично-денежного оборота.

Назовем основные факторы, определяющие предложение денег:

1) розничный товарооборот. От его объема и структуры зависят выручка

торговых организаций, поступление выручки от пассажирского транспорта;

2) поступление налогов и сборов с населения;

3) поступления на счета по вкладам в Сбербанк и коммерческие банки;

4) поступление наличных денег от реализации государственных и других ценных

бумаг;

5) золотовалютные резервы. Их увеличение создает условия для проведения

активной денежно-кредитной политики на открытом рынке, при определении

объема кредитных ресурсов и позволяет увеличивать предложение денег;

6) общин дефицит финансового баланса и его важнейшей части - бюджетного

дефицита. Бюджетный дефицит показывает недостаток средств на выплату

заработной платы и финансирование других государственных расходов. Дефицит

носит относительный характер, он должен иметь финансовые источники покрытия

либо путем прямого кредита правительству от Центрального банка, либо путем

приобретения Центральным банком государственных ценных бумаг. В любом

случае бюджетный дефицит влияет на денежное предложение и на эмиссию денег;

7) экспортно-импортное сальдо торгового баланса. Экспорт способствует

увеличению предложения денег, а импорт сокращает их предложение. Активное

сальдо торгового баланса - важный элемент денежно-кредитной политики,

способствующий увеличению предложения денег;

8) кроме торгового баланса предложение национальной валюты зависит от

других статей платежного баланса (см. гл. 24). Так, отрицательный баланс

операций с капиталом и финансовыми инструментами в 1994-1997 гг. (-60,2

млрд. долл.) даже при увеличении внешнего финансирования за этот период

(46,7 млрд. долл.) и использованных кредитов и займов МВФ (11,8 млрд.

долл.) показывает, что вывоз капитала из страны превышает его ввоз, что

создает дополнительную нагрузку на денежное обращение и увеличение

предложения денег;

9) состояние баланса Центрального банка. Например, в 1997 г. Центральный

банк активы в виде кредитов Минфину заменил активами в виде операций с

ценными бумагами. Их доля увеличилась с 26,6% на 1 января 1997 г. до 44,2%

на 1 декабря 1997 г. Такая операция поставила баланс Центрального банка в

зависимость от состояния фондового рынка, кроме того, увеличились затраты

Минфина на обслуживание госдолга. Последовавший в 1998 г. (август)

финансовый кризис потребовал от ЦБ дополнительных ресурсов на

реструктуризацию долга, что и осложнило формирование в 1999 г. денежной

массы (М2).

Одним из инструментов определения предложения денег служит прогноз кассовых

оборотов, который разрабатывается Центральным банком и его территориальными

учреждениями по специальной методике. На основании ожидаемых поступлений

денег в кассы банков и их целевого использования определяется достаточность

или избыток денег, т.е. эмиссионный результат. Эмиссия денег (по

международной терминологии - сеньораж) - это самостоятельная категория,

тесно связанная с агрегатом М0 и отражающая прирост этого агрегата. Эмиссия

- результат спроса и предложения денег. Если в прогнозируемых кассовых

оборотах ожидается превышение выплат денег над их поступлением в кассы

банков, то в случае невозможности сокращения денежных выплат

предусматривается эмиссия денег. Представление о масштабах денежной эмиссии

дают данные табл. 2.5.

Таблица 7.5

Денежная эмиссия

(трлн. руб.)

| |1994 г. |1995 г. |1996 г. |

|I квартал |2,7 |-0,9 |7,2 |

|1-е полугодие |10,5 |19,2 |25,1 |

|9 месяцев |16,7 |30,6 |18,6 |

|Год |23,2 |45,6 |29,6 |

Эти данные в сопоставлении с данными, приведенными в табл. 2.1, о сумме

наличных денег (М0) показывают, что эмиссия оказывает влияние на количество

наличных денег (М0) с некоторым лагом. Так, эмиссия в 1994, 1995 гг. была

больше суммы наличных денег в эти годы, но меньше их суммы в последующем

году: в 1994 г. М0 составил 13,3 трлн. рублей, а эмиссия - 23,2 трлн., в

1995 г. М0 - 36,5 трлн., а эмиссия -45,6 трлн. руб. В 1996 г. произошло

такое насыщение денежного оборота, что эмиссия существенно сократилась до

29,6 трлн. руб., а масса наличных денег составила 80,8 трлн. руб.

Для прогнозирования предложения денег некоторые экономисты предлагают

использовать денежный мультипликатор:

М = n x В,

где М - денежная масса;

n - мультипликатор;

В - денежная база (чистые денежные обязательства Центрального банка).

В свою очередь:

В=К + А + К1 + А1,

где К - кредиты Центрального банка правительству (размещенные в Центральном

банке государственные ценные бумаги);

А - чистые иностранные активы Центрального банка;

К1 - кредиты Центрального банка коммерческим банкам;

А1 - прочие чистые активы.

Денежный мультипликатор зависит от следующих коэффициентов: отношение

резервов коммерческих банков к общей сумме депозитов (срочных и до

востребования); отношение суммы наличных денег в обращении к депозитам до

востребования (зависит от уровня процентных ставок и распределения

доходов); соотношение срочных депозитов и депозитов до востребования

(зависит от уровня процентных ставок по срочным депозитам). Подводя итог,

следует выделить элементы формирования денежного предложения. Предложение

денег не искусственная, не волюнтаристская категория. Предложение денег

связано с достигнутым уровнем развития экономики, номинальным объемом ВВП,

а также с возможностями его роста. Формирование предложения денег - это

важная сфера денежно-кредитной политики ЦБ. Определяя объемы роста денежной

массы М2, ЦБ необходимо принимать во внимание перечисленные выше факторы.

Недостаточность денежной массы для экономического оборота определяется

слабыми стимулами инвесторов к сбережениям, именно по этой причине медленно

развивается безналичный денежный оборот и денег не хватает на обслуживание

важнейших циклов воспроизводства. Одной из главных категорий денежного

предложения является выручка, т.е. поступление денег на счета в банках. От

умелого управления и регулирования процессов формирования и использования

выручки как на макроуровне, так и на микро- и мезоуровне зависит

устойчивость денежного обращения.

3. Денежная система и ее элементы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.