реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста

экономической деятельности и развития с участием иностранного капитала (в

общероссийском и региональном аспектах), а также методов управления этими

процессами и инструментария воздействия на участников этих процессов -

предприятия и организации.

Можно выделить несколько уровней угрозы инвестиционной безопасности

России.

Прежде всего, это государственный уровень. В условиях прекращения

противостояния двух различных общественно-политических систем и смягчения

форм воздействия государств друг на друга, среди сфер межгосударственной

борьбы и межстранового соперничества центральное место занимает

экономическая сфера и, соответственно, экономические методы воздействия

стран друг на друга для достижения политических и экономических интересов.

Поэтому динамика экономического развития под влиянием международных

инвестиционных потоков испытывает серьезное воздействие со стороны стран -

источников или участников этих потоков. При этом воздействие зарубежных

стран на экономическую систему России может протекать через их

государственное воздействие на компании, инвестирующие в Россию. Таким

образом. практически каждая - и маленькая, и большая - иностранная компания

испытывает воздействие со стороны своего государства при инвестициях за

рубеж вообще и в Россию в частности. Даже негосударственная инвестиция из

какой- либо страны несет в себе ряд общих черт, заданных ее государством,

естественно, что эти черты могут и часто негативно ориентированы

относительно национальных интересов России как в глобальных, так и в

местных масштабах. Следовательно, уже страновая принадлежность иностранного

инвестора несет в себе потенциальную угрозу российским национальным

интересам и должна рассматриваться на предмет предотвращения при

рассмотрении конкретных форм деятельности иностранного капитала в отраслях

российской экономики.

Второй уровень - это уровень крупных корпорации, часто являющихся

международными или, учитывая глобализацию и взаимопроникновение экономик

различных стран и их компании, имеющих представителей своих интересов в

разных странах. При этом прямое влияние какого-то конкретного государства

на политику такой корпорации часто проявляется не явно. Однако практика

развития мирового хозяйства показала, что, действуя даже в чисто своих

корпоративных интересах, такие корпорации тем не менее не переходят

определенных невидимых барьеров, не нарушают неписаных законов бизнеса

западных стран. По отношению к России позиция таких монополий даже в

условиях их жест- кой конкуренции между собой такова, что конкретные

осуществляемые инвестиционные проекты в экономике России все равно заданы

позицией крупнейших западных государств, реализуемых через государственные

и международные финансовые и политические институты. Поэтому, рассматривая

экономическую политику такой корпорации или дочерней контролируемой ею

структуры в России, следует заранее исходить из необходимости нейтрализации

такого влияния и преодоления навязываемых (пусть даже мягко) условий

ограничения реализации российских интересов, понимаемых с государственной

точки зрения.

Третий уровень - это проявление корпоративных интересов небольших

зарубежных компаний и отдельных частных инвесторов. При этом влияние

зарубежных государств через них в большинстве своем проявляется слабо, но

зато превалирует часто беспринципное желание получить прибыль любыми

способами. В этом случае необходимо рассматривать возможные проявления

именно корыстных интересов этих фирм в конкретных проявлениях. Целью

обеспечения инвестиционной безопасности является ограждение российских

производителей от негативных проявлений деятельности иностранного капитала,

инвестированного в российскую экономику, наносящего ущерб интересам самих

российских предприятий, регионов и российского государства в целом, а также

причин и условий их порождающих.

Система обеспечения инвестиционной безопасности - это комплекс мер,

инфраструктуры, инструментов и процедур, направленных на контроль

экономической деятельности и развития в общероссийском и региональном

масштабе, а также на выявление. нейтрализацию и предотвращение проявлений

негативного влияния деятельности иностранного капитала в отраслях

российской экономики.

Задачи системы инвестиционной безопасности:

21. защита законных прав и интересов российских предприятий;

сбор, обработка и анализ информации, необходимой для оценки экономической

деятельности и развития под влиянием иностранных инвестиций;

изучение конкретных иностранных фирм и кампаний, желающих инвестировать

средства в российскую экономику, а также их партнеров и контрагентов,

которые будут принимать участие в осуществлении инвестиционных проектов

выполнении условий контрактов;

выявление различных проявлений негативного влияния иностранных инвестиций

на разные стороны экономической деятельности и развития региона,

соответствия их российским интересам;

принятие необходимых решений и осуществление мер для предотвращения или

нейтрализации негативных тенденций экономической деятельности и развития

под влиянием иностранных инвестиций;

формирование среди всех субъектов экономического комплекса и инфраструктуры

региона отношения к иностранным инвестициям, исключающего содействие

иностранным инвесторам в реализации их корыстных намерений в ущерб

российским интересам.

Ослабление внимания и широкие возможности для деятельности иностранного

капитала в отраслях экономики России на фоне усиливающейся внутристрановой

и межгосударственной конкурентной борьбы привели к возрастанию активности и

агрессивности действий иностранных инвесторов. При этом многим иностранным

инвесторам свойственно нарушение законодательных и этических норм в случае

уверенности в своей безнаказанности. Эти факторы в условиях ослабления всех

звеньев российской экономики и уязвимость положения отдельных российских

предприятий в условиях тяжелейшего финансового и производственного кризиса

перед финансовой мощью (при сложившемся соотношении) крупных западных

корпораций делают остро необходима защиту интересов российских

производителей пумам контроля за экономической деятельностью и развитием с

участием иностранного капитала.

Отсутствие четкой стратегии в области экономической деятельности и

развития с участи- ем иностранных инвестиций, а также процессов привлечения

и оборота иностранного капитала делает экономику России уязвимой и требует

самого пристального изучения и безотлагательного совершенствования методов

и механизмов управления на общероссийском и региональном уровне.

Глава 6.

Развитие региональной экономики и иностранные инвестиции.

6.1 Региональный аспект привлечения иностранных инвестиций

Создаваемый механизм организации внешнеэкономической деятельности как

части целостной системы организации и управления народнохозяйственным

комплексом России призван расширить хозяйственную самостоятельность всех

участников внешнеэкономических связей. Повышение роли региональных органов

в хозяйственной деятельности предполагает их участие во внешнеэкономической

деятельности как важнейшего звена, регулирующего, координирующего и

стимулирующего внешнеэкономическую деятельность на подведомственной

территории. До настоящего времени мало внимания уделялось этой функции

региональных органов, что явилось одной из причин негативных тенденций во

внешнеэкономической сфере, в том числе слабого развития совместного

предпринимательства, низкого уровня использования сложных форм научно-

технического сотрудничества с зарубежными партнерами.

В современных условиях, когда народное хозяйство страны

переориентируется на рыночную экономику, коренным образом меняются

требования и к методам регулирования внешнеэкономической деятельности на

уровне краев, областей и бывших автономных образований.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях раз витой рыночной

экономики органы управления вынуждены брать на себя многие хозяйственные

функции, в первую очередь связанные с созданием инвестиционного капитала.

Так или иначе им приходится заниматься инфраструктурой, мобилизацией

ресурсов , определением приоритетов хозяйственного развития, обеспечением

пропорций и взаимосвязей в экономике, отстаивать свои интересы в мировом

хозяйстве. Регулирование на региональном уровне способствует достижению

баланса взаимных интересов, т о есть обеспечивает эффективное

распределение доходов и ресурсов в интересах всех участников хозяйственной

деятельности. Поэтому не случайно в последнее время резко обострилась

проблема увязки методов государственного регулирования с формирующимся

механизмом хозяйствования на уровне субъектов Федерации. Субъекты

Федерации выступают за повышение их роли в организационно-правовом

оформлении регионального рыночного механизма, в разработке и проведении

программы приватизации на подведомственной территории, в определении

механизма стимулирования развития территории через фонд имущества,

инвестиционные фонды и холдинговые компании, в установлении системы льгот в

налогообложении, платы за сырье и материалы, коммунальные услуги , аренду

помещений и территорий, что обеспечивает стимулирование и регулирование

деятельности предприятий с иностранными инвестициями в наиболее важных для

социального и экономического развития региона отраслях.

Но во всех законодательных актах роль субъектов Федерации в привлечении

иностранных инвестиций достаточно четко не определена. Бесконечная

перестройка в правительстве и в других центральных органах практически

свела на нет все попытки координации и регулирования в области привлечения

иностранных инвестиций в российскую экономику н а федеральном уровне. Все

увеличивающееся число законодательных и нормативных актов, особенно

исполнительной власти, привело к почти полной ликвидации всех льгот, данных

иностранным инвесторам ранее принятым законодательством.

В результате иностранное предпринимательство так и не стало фактором

ускорения социально-экономического развития России и отдельных ее регионов.

Учитывая все возрастающий дефицит финансовых и материальных ресурсов в

условиях огромной потребности в них, структурную перестройку экономики и

необходимость обновления большей части производственных фондов во всех

отраслях экономики, игнорирование такого источника инвестиций не

оправданно. Расчет на зарубежные кредиты не заменит прямых вложений

капитала, так как, во-первых, крайне сложно получить эти кредиты, во-

вторых, их явно недостаточно для покрытия потребности в инвестициях, в-

третьих, из-за сложившейся в стране обстановки нет уверенности, что эти

кредиты будут направлены на решение действительно первоочередных проблем:

учитывая централизованный порядок их использования, нельзя быть уверенным,

что будут учтены потребности отдельных регионов.

Помимо нестабильной политической обстановки, экономического спада и

отсутствия гарантий для предпринимательской деятельности, иностранных

инвесторов сдерживают слабое развитие инфраструктуры, отсутствие опыта

работы в условиях рыночной экономики у российских руководителей и многие

другие причины, которые характерны для всех регионов страны. Но эти общие

для страны в целом проблемы имеют и региональные особенности. Так, если

развитие инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах

приближается к международному уровню, то в большинстве других регионов

этот уровень крайне низок. Существенные различия в условиях подготовки и

компетентности кадров, информационном обеспечении, структуре производства и

др. не могут не сказаться на уровне развития совместной предпринимательской

деятельности в отдельных регионах.

Именно поэтому на начальном этапе развития совместного

предпринимательства наиболее характерной была концентрация СП в крупных

промышленных центрах России - Москве и Санкт-Петербурге, а также в

регионах, в экспортном потенциале которых преобладают сырьевые ресурсы

и/или расположенных вблизи границы, а также имеющих выход к морю

(Приморский и Хабаровский края, Мурманская, Саратовская, Сахалинская и

Самарская области, а также республики Карелия и Татарстан). Весьма

характерен был рост числа СП, расположенных в районе Дальнего Востока,

который стимулировался наиболее благоприятным режимом налогообложения в

рамках России. По мере роста численности СП происходило и их некоторое

рассредоточение по территории России: если в 1990 году СП были созданы

только в 47 регионах, то в 1991 году - в 67, а к настоящему времени они

имеются практически повсеместно.

В настоящее время в региональном размещении иностранных инвестиций

происходят существенные сдвиги. Наибольший объем иностранных инвестиций по-

прежнему приходится на Москву (30,2% от общего объема прямых иностранных

инвестиций). Однако в связи с увеличением иностранных вложений в добывающие

отрасли существенно возросли вложения в Северный район Росси и (Республику

Коми и Архангельскую область), на который приходится 22,4%, и Западно-

Сибирский район (Тюменская область и Ханты-Мансийский округ) - 14,7% . Из

других районов России относительно высокий уровень вложений в

Дальневосточном регионе и Санкт-Петербурге. Из вложений в Волго-Вятский

район основная часть приходится на Республику Марий Эл (211,4 млн. долл.),

из вложений в Поволжский район существенная доля приходится на Татарстан

(85,5 млн. долл.). Пока крайне низкий уровень вложений в Центрально-

Черноземном районе, незначительны вложения на Урале, в Восточной Сибири и

на Северном Кавказе. Правда, в 1994 году относительно крупные вложения были

произведены в Иркутской области и Краснодарском крае. Приводятся данные по

регионам России (см. табл. 9).

Таблица 9.

Прямые иностранные капиталовложения

по регионам России

(нарастающим итогом на 1 января 1995 г., в тыс. долл.)

|Всего |4250951,4 |

|Северный район |952109,2 |

|В том числе | |

|Республика Коми |490,266,2 |

|Архангельская область |440593,7 |

|Северо-западный район |228589,9 |

|в том числе г. Санкт-Петербург |224611,4 |

|Центральный район |1426712,5 |

|в том числе г. Москва |1283194,0 |

|Волго-Вятский район |234534,7 |

|Центрально-Черноземный район |17126,5 |

|Поволжский район |143341,9 |

|Северо-Кавказский район |85455,5 |

|Уральский район |82386,6 |

|Западно-Сибирский район |625409,1 |

|В том числе | |

|Тюменская область |484817,2 |

|Ханты-Мансийский округ |244603,9 |

|Восточно-Сибирский район |64886,6 |

|Дальневосточный регион |374535,9 |

|Калининградская область |15863,0 |

Размещение совместных предприятий, а также объемов иностранных

инвестиций предопределило неравнозначное участие СП в объеме

производственной деятельности.

В первом полугодии 1992 года и за девять месяцев 1994 года совместными

предприятиями, размещенными в десяти регионах, было произведено около 75%

объема производства продукции СП России. В их число как в 1992 году, так и

в 1994 году вошли Москва (в первом полугодии 1992 г. - 40,3%, за девять

месяцев 1994 г. - 31,7% от общего производства), Тюменская область

(соответственно 11,1 и 15,7%), Краснодарский край (1,7 и 3,2%), Пермская (5

и 1,9%) и Иркутская (1,7 и 2,2%) области. По итогам девяти месяцев 1994

года в первую десятку вошли также Санкт-Петербург (9,7%), Республика

Татарстан (3,2%), Томская область (2,7%), Республика Коми (2,3%) и

Приморский край (2,3%). Около 1% продукции было произведено СП Сахалинской,

Мурманской и Кемеровской областей. Республики Карелии и Хабаровского края.

Отсутствие льготного режима по стимулированию иностранных

предпринимателей вкладывать свои капиталы в регионы и отдельные отрасли, в

ускоренном развитии которых заинтересована российская сторона, приводит к

тому, что при инвестировании средств зарубежные партнеры учитывают только

свои интересы.

Размещение объемов иностранных инвестиций по регионам обусловлено

значительным интересом иностранных предпринимателей к сырьевым отраслям,

прежде всего топливно-энергетического комплекса, что отражается на

региональном размещении иностранных инвестиций.

Структуру экспорта СП также трудно назвать прогрессивной. В основном она

отражает потребности западных стран в сырье, а также в продукции

производств, вредных в экологическом отношении. В 1993 году нефть и

продукты ее переработки в общем объеме экспорта СП составили около 42%,

лесоматериалы - 8,2, удобрения - 4,4, рыба мороженая -3,4%.

Эта продукция помимо значительного спроса на нее на мировом рынке имеет

достаточно высокую экспортную эффективность за счет сохраняющегося разрыва

цен на мировом и внутреннем рынках. В структуре импорта СП преобладающее

место также занимают товары, имеющие высокую импортную эффективность. В то

же время современное оборудование и новейшие технологии составляют весьма

незначительный процент.

Наиболее активную роль в экспортно-импортных операциях в 1994 году играли

крупнейшие в России города - Москва и Московская область (52% от общего

объема экспорта СП), Санкт-Петербург (6,8%), а также регионы с сырьевой

ориентацией (Тюменская область - 13,1%, Томская область - 2,4, Республика

Коми - 2,8, Республика Татарстан - 2,0%). Отличительно особенностью,

отражающей региональную специфику деятельности СП в крупных промышленных

центрах России, является отрицательное сальдо их внешнеэкономической

деятельности, а в регион ах, экспортирующих сырье и морепродукты, они

имеют, как правило, значительное превыше- ние экспорта над импортом.

Существующее территориальное размещение СП в России свидетельствует о том,

что интересы зарубежных инвесторов не совпадают с усилиями российской

политики в области привлечения иностранных инвестиций.

Все это обусловливает необходимость коренного пере- смотра отношения к

проблемам привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь,

значительного повышения роли субъектов Федерации в регулировании

привлечения иностранного капитала с учетом задач социально-экономического

развития региона.

С учетом потребностей РФ в инвестициях к регионам приоритетного

стимулирования следует отнести края, области и республики:

в структуре народного хозяйства которых значительную долю составляли

оборонные отрасли, подлежащие свертыванию или резкому перепрофилированию

согласно программе конверсии (Уральский, Центральный и Волго-Вятский

экономические районы);

в которых сосредоточены базовые отрасли народного хозяйства, требующие

значительной модернизации (Северный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский

экономические районы. Дальний Восток, Урал, Татарстан);

со значительным падением сельскохозяйственного производства, разрушением

традиционных систем расселения и, как следствие, постоянным оттоком

трудоспособного населения (отдельные районы Нечерноземья);

с экстремальными природно-хозяйственными условиями, снабжение населения

которых осуществляется главным образом за счет централизованных поставок из

других регионов России;

находящиеся в зоне экологических бедствий (некоторые районы Урала, Нижнего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.