![]() |
|
|
История Российского предпринимательстваоп- тимального режима работы печи, значительно улучшает состав шихты, регулирует дутье. Но главный его успех заключался в том, что впервые в России в железном производстве использовал минеральное топливо — кокс. Вторично домна была задута 24 января 1872 г. и с этого времени завод безостановочно во все возрастаю- щих размерах плавил чугун. Попутно заметим, что на Сулинском заводе Пастухо- ва, основанного одновременно с Юзовским, правильная выплавка была достигну- та только в 1887 году. Хронология становления и расширения предприятия говорит о том, что Россия в лице Джона Юза приобрела не только талантливого инженера, но и энергичного предпринимателя, успешно и в сжатые сроки организовавшего производственный процесс многопрофильного металлургического комбината. Он приобрел извест- ность в нашей стране и вошел в ее историю тем, что первым установил выплавку в обширных размерах чугуна из местных руд, на местном минеральном топливе и переработку его в железо и сталь. Одновременно со строительством домны возводился железоделательный и рельсопрокатный завод с подсобными цехами: механическими мастерскими, куз- нями, водокачкой, водонапорной сетью. Рельсовый завод был пущен в 1873 г., с этого же года начата разработка камня, извести, глины и производства огнеупор- ного кирпича. В 1874 г. Юзовский завод начинает выделку сортового железа, в 1876 г. — задувается вторая домна, в 1879 г. — начинает производить марганце- вый чугун. В том же году была получена первая плавка мартеновской стали, а с 1880 г. Дж.Юз переходит на производство стальных рельсов, которые не уступа- ли по качеству рельсам английских заводов. Россия стала для Джона Юза второй родиной, его семья (а у него 6ыло четверо сыновей) покинула родные места Южного Уэльса и переселилась в новый городок на юге России, возникший буквально на пустом месте. Окружающие знали английского инженера как энергичного, предприимчивого, целеустремлен- ного человека с трезвым расчетом и умением угадывать перспективу, а в глубине души он был мечтателем. Джон Юз желал, чтобы русский каменный уголь успешно бы конкурировал в Средиземноморье с английским, а русский чугун пользовался таким же успехом в Петербурге, как и английский. Он строил далеко идущие, но вполне реальные планы, если посмотреть на динамику роста произ- водства (см. табл. № 1)8. Дж. Юз мечтал довести добычу каменного угля до 45 млн. пуд в год, а выплавку чугуна —до 15 млн. Для осуществления своих планов он в июне 1889 г. прибыл в Петербург, но внезапно заболел и скончался 17 июня 1889 г. (ст.ст) в гостинице «Англетер». Итогом и своеобразным памятником его двад- цатилетней деятельности стал хорошо устроенный завод, вокруг которого вырос многотысячный город. Таблица № 1 (в пудах) |Виды продукции | 1873 | 1883 | 1893 | 1895 | |Уголь |2,959,198 |10,513,069 |28,222,681|34,122,913 | |Руда железная |690,587 |2,798,290 |12,759,355|15,361,694 | |Чугун |388,647 |1,590,453 |7,322,435 |10,154,145 | |Чугун марганц | - |35,453 |150,741 |266,648 | |Сталь мартен | - |1,119,163 |4,817,157 |5,349,533 | |Рельсы |816,447 |3,522,648 |3,994,453 |145,328 | |Железо пудлинг |212,722 |583,645 |615,787 |759,690 | К концу XIX в. за очень короткий срок малороссийская голая степь, выжжен- ная знойным южным солнцем преобразилась: в некогда безлюдном месте был построен завод, дающий работу нескольким тысячам человек, и возник оживлен- ный город, названный именем английского предпринимателя «Юзовка». Жители окрестных деревень еще в 60-е годы XIX в. не употребляли железных шин на колесах телег. А спустя всего 30 лет в этой местности было построено 10 угольных шахт, 6 из которых были действующими. При шахтах работали подъемные и водоотливные машины мощностью соответственно 1.056 л.с. и 1.306 л. с. Возглав- лял это огромное предприятие Юзов металлургический завод. Его доменные цеха насчитывали 6 печей объемом от 3.288 до 13.440 куб. футов. При них было установлено 14 кауперовских воздухонагревателей, которые отапливались колош- никовыми газами, и 10 воздуходувных машин. В начале XX в. производитель- ность доменных печей достигала 70 тыс. пудов в сутки. Чугун освобождался от серы при помощи 2 коллекторов емкостью 8.000 пудов каждый. Местная желез- ная руда, исключительно в первое время употреблявшаяся для выплавки чугуна, не потеряла своего значения и впоследствии. Она шла в дело вместе с более богатой криворожской рудой в пропорции 1/3 первой на 2/3 последней. Такая примесь только улучшила качество чугуна. Пудлинговое железо производилось в 20 обыкновенных пудлинговых печах, сталь отливалась в II мартеновских печах на кислом поду, причем при каждом было по 4 генератора. А в начале XX в. сталь начали плавить на Юзовском заводе и бессемеровским способом. Общая производительность железопрокатного отдела в это время достигала 10 млн. пудов в год, а листопрокатного и кровельно- го — до 2.750 тыс. На заводе действовало 494 коксовальные печи с возможной выработкой до 25 млн. пудов в год. Прокатный стан рельсопрокатного отдела, мощностью в 1.400 л.с., был осна- щен приборами для автоматического подавания рельсов. В начале XX в. он мог перекатывать в сутки до 75 тыс. пудов рельс. Юзовский завод владел собственно выстроенными железнодорожными путями нормальной колеи, которые были со- единены с новой Екатерининской дорогой, построенной в 1881-1884 годы. Его подвижной состав насчитывал 15 паровозов и 35 вагонов. Особо подчеркнем, что завод, все его мастерские и главные железнодорожные переезды освещались электричеством. Новороссийское общество разрабатывало карьеры, в которых добывали извест- ковый и бутовый камень, щебень, песок, глину. В 1909 г. выпуск кирпича составил 2.450 тыс. штук, а негашеной извести — 67 тыс. пудов. По соседству с Юзовским возникло несколько мелких литейных и механичес- ких заводов, получавших уголь, чугун, железо и сталь от главного предприятия Новороссийского Общества. В различных городах империи — Петербурге, Москве, Харькове, Варшаве, Киеве, Ростове-на-Дону, Вильно, Баку, Александровске, Мариуполе и в При- волжском районе — Новороссийское Общество имело свои представительства. Санкт-Петербургский комитет, а его открытие предусматривалось уставом Обще- ства, был учрежден Правлением. Комитет, обосновавшийся на ПочтамскоИ улице, являлся представителем по заказам и делам Новороссийского Общества, но не обладал распорядительными функциями по управлению заводом. Для руководст- ва делами на предприятиях в Юзовке было создано Главное управление. В конце XIX в. на Юзовском заводе и в его мастерских трудилось 5.689 че- ловек, в кирпичном отделении — 62 работницы, 35 вдов рабочих были заняты на уборке контор, машинных зданий и пр. На угольных шахтах работало 3.160 че- ловек, а летом штат увеличивался еще примерно на 500 человек, которые в основном были заняты на постройках и других вспомогательных работах. А в начале XX в. на заводе и рудниках трудилось уже свыше 15 тыс. человек. Общие ежегодные суммы заработной платы в конце XIX в. 1913 г. составили 7.075.684 руб- лей. Плата сдельных работ колебалась в пределах от 20 до 150 рублей в месяц в зависимости от сложности операций и квалификации рабочего, ежемесячная зара- ботная плата — от 15 до 60 руб., а поденная — от 60 коп. до 2.500. Вдовам рабочих, умерших от несчастных случаев, назначались пенсии от 5 до 25 рублей в месяц. Отметим, что на Юзовском заводе практиковали выдачу единовременных пособий. Так, например, в 1897 г. было выдано пособий на сумму свыше 5.000 руб- лей. Более того, рабочие завода обычно страховались на случай смерти и инва- лидности в I Российском Страховом Обществе. При этом необходимо подчерк- нуть, что Юзы широко практиковали экстенсивные формы ручного малооплачива- емого труда, что приносило им дополнительную прибыль. Заводоуправление предоставляло рабочим бесплатные квартиры с даровым отоплением и водою. Для желающих имелись платные квартиры, но также с даровым отоплением от 1 до 4 рублей в месяц. Все отбросы и нечистоты от квартир и с улиц поселка ежедневно увозились к деструктору, в котором сжига- лись. Летом же заводские улицы и территория, прилегающая к домам, поливалась водою с добавлением обеззараживающей дикости. Комиссия по исследованию положения горнорабочих юга России, работавшая на заводах и рудниках Ново- российского Общества весной 1905 г., оставила подробные описания жилищ рабочих. Помимо частных домов имелись отдельные благоустроенные 2-х и 4-х квартирные домики, квартиры в 1,5—2 комнаты с кухней (с цементным или земляным полом) и казармы. По мнению комиссии, все типы жилищ были в той или иной степени благоустроенны, но казармы, как подчеркивалось, отличались теснотой. Более того, бесплатные квартиры и казармы предоставлялись далеко не всем рабочим. Владельцы Новороссийского Общества уделяли достаточное по тем временам внимание, как бы мы сейчас сказали, социально-культурным вопросам жизни рабочего. Современники нередко с восторгом отмечали эту сторону деятельности Общества. Надо сказать, что у них были достаточные основания. Но, как уж повелось, наряду с хорошим соседствует непременно и плохое. Особо подчеркива- лось, что по благоустройству Юзовка была выше многих больших губернских городов центральной России. Она четко делилась на две части: хорошо отстроен- ную «английскую колонию» и, по сравнению с ней, менее благоустроенные русские кварталы, один из которых получил печально знаменитое название «Со- бачевка». Правда, об этом современники предпочитали умалчивать. Город очень быстро рос: если в конце XIX в. в нем проживало вместе с рабочими 25 тыс. человек, то уже в 1911 г. он насчитывал 50 тыс. жителей. В Юзовке обосновалось несколько банков, было открыто отделение Государственного банка, имелась почтово-телеграфная станция с международным сообщением, были выстроены гостиницы, в том числе и по типу английских, располагалось множество русских лавок, но в тоже время и французских буфетных, и немецких пивных баров. А наравне с ними трактиры, в которых бойко торговали русской водкой. Заметим, что пили не только российские рабочие, но и иностранные инженеры, которых нередко за эту провинность отправляли домой. В конце XIX в. г. Мертир- Тидвил, откуда набирался главным образом инженерный персонал Юзовского завода, [pic] ЮЗОВКА. прославился именно по этой части. Более того, как отмечают английские истори- ки, пьянство стало одной из причин высокой смертности населения в городе. Магазины Юзовки продавали хорошие и свежие продовольственные товары, за доброкачественностью которых наблюдал ветеринарный врач. Новороссийское Общество располагало собственным Александровским имением, которое удовле- творяло нужды рабочих и служащих, а также сбывало свои продукты на рынок. Базар, работавший по воскресеньям, был доступен для многих. Там можно было приобрести товары по ценам не выше, чем в Харькове. На ферме «Пески» — Общество разводило племенной скот, оно имело конный и пивоваренный заводы, паровую мукомольную мельницу. Заводоуправление выстроило на безопасном для завода расстоянии бойню, отбросы от которой ежедневно сжигались в де- структоре. В городе было учреждено Общество потребителей, располагавшее двумя магазинами с отделениями на окраинах. Все товары в магазинах Общества продавались по умеренным ценам. Его пайщиками состояли большей частью заводские рабочие. Более того, заводоуправление, учитывая климатические усло- вия региона, в летний период бесплатно выдавало рабочим чай, который готовил- ся круглосуточно, а также холодную газированную воду, прокипяченную в осо- бых котлах, а затем освеженную впусканием воздуха под давлением. Но главным достижением Новороссийского Общества, как нам представляется, была постройка заводской больницы, которая располагалась в четырех зданиях и была рассчитана на 100 кроватей. Юзовская больница считалась одной из лучших в округе, она имела прекрасное хирургическое отделение. На содержание боль- ницы уходило от 60.000 до 75.000 руб. в год. В ней работало 6 врачей, 2 про- визора и 33 служащих. На зарплату врачам в совокупности тратилось 16.000 руб. в год. В 1895 г. число стационарных больных равнялось 728 человек, амбулатор- ных — 26.250 человек. Все виды медицинской помощи (лечение в больнице, прием больных и посещение их на дому), равно как и выдача медикаментов, проводились бесплатно. Заводоуправление выстроило хорошо благоустроенные платные (вход — 5 коп.) общественные бани с мужским и женским отделениями. На их постройку было истрачено 20.000 рублей. Другим не менее важным достижением Новороссийского Общества стала орга- низация начального образования для рабочих. При заводе имелось 1 главная и 3 филиальные школы, расположенные на окраинах города. Здание главной школы, как писали современники, располагало большим актовым залом, высокими, про- сторными и светлыми классами. Курс главной школы был 4-х летним с двумя параллельными классами (всего 6), филиальные насчитывали по 2 класса каж- дая. Стоимость всех училищных зданий оставила около 75.000 рублей., а расход на их содержание, исключая расходы на отопление, освещение и содержание зданий, требовал суммы примерно в 13.000 рублей. В 1897 г. 18 учителей обучали в заводских школах 387 мальчиков и 250 девочек. Плата за обучение равнялась 5 рублям в год, причем дети вдов и сирот от нее освобождались. В Юзовке имелись также одна английская и несколько частных школ. Благоустройство территории завода и города также находилось в центре вни- мания заводоуправления. Новороссийское Общество разбило общественный парк общей площадью 6 десятин, одну его сторону омывал большой искусственный пруд (поверхность воды около 20 десятин), в котором рабочие и жители города могли удить рыбу, купаться в специально выстроенных плавучих купальнях и кататься на лодках. Владельцы Общества по мере своих сил заботились и о досуге рабочих, при этом не надо забывать, что речь идет о рубеже веков. Летом в парке постоянно играл любительский оркестр из рабочих и служащих завода. В конце XIX в. заводоуправлением возводилось два здания, предназначавшихся для чайных. По завершении строительства эти отлично оборудованные чайные посту- пили в ведение Общества трезвости. Но, как отмечала Комиссия по исследованию положения горнорабочих, в начале XX в. эти заведения, к сожалению, посеща- лись мало. Большая церковь, расположенная в центре Юзовки, плод совмест- ных усилий рабочих и владельцев завода. На ее постройку было затрачено 100.000 рублей, причем 3/7 части суммы собрали сами рабочие, 1/7 часть поступила от жителей города и 3/7 пожертвовали хозяева. Помимо нее имелось еще две церкви при школах. И, наконец в магазинах Новороссийского Общества существовал книжный склад и библиотека. Вся история завода свидетельствует о том, что предприятие, основанное Дж.Юзом, постоянно расширялось. В известной степени это было обусловлено тем фактом, что российское правительство, крайне заинтересованное в развитии собственного металлургического и рельсового производства на юге России, посто- янно оказывало всемерную помощь Юзовскому заводу. Советский историк И.Ф.Гиндин подчеркивал, что первенец южной металлургии был одним из самых ранних объектов правительственной поддержки. В этих целях в 70-80-е годы прошлого века правительство широко использовало ссуды и проявляло немалую изобретательность в нахождении способов казначейского финансирования. Так, например, в 1873 г. Дж.Юзу дополнительно была выдана долгосрочная ссуда под залог акций сроком на 7 лет. Как отмечал И.Ф.Гиндин, «это был один из первых случаев выдачи неуставных ссуд, предшествовавший началу широкой их практи- ки». Весьма характерен и другой случай, относящийся к 1876-1883 годам, когда Юзовский завод получил правительственный заказ на изготовление рельсов на 2.700 тыс. пудов по высшей цене 2 руб. 30 коп. за пуд. В данном случае речь шла уже об авансировании по казенным заказам, которые обычно обеспечивались залогом заводов. К такой форме часто прибегали и другие предприятия тяжелой промышленности. Именно в эти годы рельсопрокатный цех Новороссийского Общества работал главным образом по казенным заказам, доля которых примерно равнялась 78% от всей произведенной продукции. Но при этом следует заметить, что сравнению со старыми уральскими заводами, которые в 1880-1882 годах лишь на15 % недоиспользовали своей производственной мощности, Юзовский завод, по заявлениям своих владельцев, готов был удвоить свою продукцию. Практика поддержки предприятия путем обеспечения гарантированными зака- зами сохранилась и в последующие годы, но это было связано уже с новыми явлениями в российской экономической истории, когда правительство перешло к открытой поддержке первых монополистических объединений. При этом заметим что симпатии царской администрации все-таки были на стороне старых уральских заводов. Красноречиво об этом говорят предпринятые правительством меры в отношений впервые организованного в 1882 г. Союза рельсовых фабрикантов, в состав которого вошли передельные заводы. Несмотря на декларативные заявле- ния о том, что необходимо оберегать самостоятельные заводы, к числу которых относился Юзовский, правительство в 1884 г., гарантируя казенные заказы на 400 тыс. пудов в год каждому, тем не менее двум уральским заводам обеспечивало 67% загрузки против 1880-1882 гг., а Новороссийскому — менее 50 %. В 80-е годы Юзовский завод становился все более сильным конкурентом и его доля в правительственных заказах быстро росла: с 7% в 1882-1884 гг. до 23% в 1885-1887 годы. Юзовский завод, не принявший участия в соглашении 1882 г., вошел в состав Союза рельсовых заводов в декабре 1890 года. Как считал И.Ф.Гиндин, этот факт объяснялся тем, что в 80-е годы предельные заводы являлись основным производителями рельсов. Но к 90-м годам ситуация изменилась коренным обра зом: на вставшую на ноги южную металлургию, работавшую на местном сырье, в целях ускорения ее роста правительство обращает всю систему поддержки казен- ными заказами на рельсы. В то же время старые передельные заводы стали перестраиваться на производство другой продукции. И в свете этого, как писал И.Ф.Гиндин, совершенно естественно, что старейший южный металлургический завод вошел в состав нового синдиката, срок действия которого истекал в январе 1895 года. В начале XX в. ситуация постепенно выправляется, частный спрос на продук- цию тяжелой промышленности начинает играть все большую роль по сравнению с государственным. Не было в стороне от этих процессов и предприятие Юзов. В XX в. правительство продолжало размещать на заводах и рудниках Новороссий- ского Общества казенные заказы. Мы располагаем сравнительными данными на период войны, когда казенный спрос на металл резко возрос., а его производство в целом по России падало20а. Из таблицы видно, что только в добыче угля доля государственных заказов была значительной, а в остальных видах продукции, имевшей оборонное значение, их доля была ниже. Таблица № 2. Казенные заказы, размещенные на заводах и рудниках Ново- российского Общества в 1916 г. (в пудах) |Виды |Морскому |Военному |Казне |Всего каз.|Всего | |продукции |ведомству |ведомству | | |произвед. | | | | | |заказов | | |Уголь |7.240.287 |2.760.000 |27.283.771|37.284.058|82.858.283| |Кокс |170.000 |4.480.000 |550.000 |5.520.000 |15.815.971| |Чугун |200.000 |3.850.000 |134.000 |4.181.000 |8.215.065 | |Сталь шрапнел.|- |1.924.736 |- |- |- | Источники: РГИА. Ф. 23. Оп. 28. Д. 1498. Л. 5; Там же. Ф. 1498. Оп. 1. Д. 14. Л. 10, 20, 22. Таким образом, правительственная политика поддержки сыграла важную роль в становлении и развитии Юзовского предприятия. Но, как нам представляется, успешная деловая активность Новороссийского Общества объяснялась также и рационально организованным производством, и умелым управлением. Кстати, этот факт отмечали и сами рабочие. Юзовский завод строился сразу как пред- приятие с полным металлургическим циклом, его владельцы с самого начала уделяли большое внимание совершенствованию технологического процесса, забо- тились о качестве своей продукции. Так, например, на Всемирной выставке в |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |