реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Австрийская (Венская) школа школа экономических учений

Австрийская (Венская) школа школа экономических учений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

МОСКВА-2003

Содержание:

1 Методологические особенности австрийской школы

3

2 Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка

6

3 Теория альтернативных издержек и вменения Визера

11

4 Теория капитала и процента Бём-Баверка

15

5 Спор о методах

19

6 Заключение

21

7 Список литературы.

22

Австрийская (Венская) школа, пожалуй, больше всех направлений

маржинализма заслуживает название «школа». Она возникла вокруг кафедры

Венского университета, которую долгие годы возглавлял Карл Менгер.

Основными представителям и австрийской школы помимо Менгера являются его

последователи Ф. Визер и Е. Бём-Баверк.

1. Методологические особенности австрийской школы

Главные методологические особенности австрийской школы можно сформулировать

следующим образом.

Последовательный и бескомпромиссный субъективизм. Австрийская теория

ценности подчеркивала чисто субъективный характер этого феномена. Меновая

ценность, т.е. меновое соотношение благ, лежащее в основе цен, выводилась

представителями австрийской школы исключительно из субъективной важности

или ценности, приписываемой им обменивающимися лицами. Даже категорию

издержек австрийцы трактовали чисто субъективно: как ценность наилучшей

упущенной альтернативной возможности, от которой пришлось отказаться в

процессе выбора. (В то время как Джевонс трактовал издержки как меру тягот

труда, а Маршалл использовал в своем анализе «реальные» издержки

производства.) Последовательный субъективизм проявился также в том, как

австрийская школа решала вопрос о ценности производительных благ, которая

полностью выводилась из субъективных оценок потребительских благ,

произведенных с их помощью. Этот тезис историки считают большим достижением

австрийской школы. Напомним, что классическая школа, напротив,

«объективизировала» ценность потребительских благ, выведя ее из издержек

производства.

Строгий методологический индивидуализм — напомним, что речь идет об

объяснении экономических явлений через целенаправленные действия индивидов.

При этом австрийская теория в отличие от Госсена и Джевонса не использует

предпосылку гедонизма, т.е. не исходит из того, что все действия людей

движимы желанием получить удовольствие или избежать страданий. Австрийская

школа последовательно выступала против любого агрегирования (даже того,

которое заложено в концепцию кривой спроса, не говоря уже о каком-либо

макроэкономическом подходе). То, что происходит в экономике, с их точки

зрения, следует объяснять только как равнодействующую индивидуальных

предпочтений и решений. На макроуровне, с точки зрения австрийцев (особенно

представителей так называемой новой австрийской школы Мизеса и Хайека), нет

никаких субъектов, которые могли бы вести себя целенаправленно и

рационально. Здесь проявилась методологическая установка Менгера и его

учеников на раскрытие сущности явлений, причинно-следственных связей, что

хорошо сочетается с использованием предпосылки рационального индивида, и их

недоверие к функциональному анализу агрегатных величин, характерному для

макроэкономического подхода.

Дискретность анализа. В отличие от других направлений маржинализма

,«австрийцы» обращают внимание на то, что блага не могут быть бесконечно

делимыми (не случайно в качестве примера обмениваемого блага у них

фигурируют кони — благо явно неделимое, тогда как Маршалл, например, в

своем анализе спроса предпочитал использовать такое практически бесконечно

делимое благо, поэтому в австрийской теории не может быть непрерывных

функций спроса и предложения. Возможна только дискретная шкала спроса и

предложения, а следовательно, нет и однозначно определяемой точки

равновесной цены — определить можно только интервал, в котором эта цена

будет находиться.

Отсюда, в свою очередь, вытекает невозможность применить в австрийской

теории математические методы. Австрийский маржинализм — чисто словесный,

без формул и диаграмм, и дело тут не в том, что представители австрийской

школы не получили достаточного математического образования, а прежде всего

в их желании отразить некоторые аспекты экономической действительности в

теории как можно более реалистично.

Для того чтобы обосновать непрерывную кривую спроса, Маршаллу, в частности,

пришлось перейти от отдельных индивидов к их большим совокупностям

(например, к жителям Ливерпуля или Манчестера), что означало фактический

отказ от методологического индивидуализма в пользу среднестатистического

индивида.

Тот же Менгер при желании вполне мог бы приобрести нужные навыки у своего

брата — выдающегося математика.

Рассмотрение экономики как процесса, происходящего в реальном времени. Эта

черта, в которой также можно заметить стремление к большей реалистичности

анализа, отделяет австрийскую школу от других направлений маржинализма.

Австрийцы рассматривали не только и не столько итоговое оптимальное

состояние равновесия, сколько ведущий к нему процесс. Но такой подход

неминуемо ведет к тому, что приходится учитывать фактор времени,

неопределенность, знания, ожидания и даже ошибки экономических субъектов. В

дальнейшем исследования в области экономики информации, неопределенности и

риска во многом опирались на австрийскую традицию. Повышенное внимание

австрийцев к фактору времени сказалось и в теории процента и капитала,

разработанной Бём-Баверком. С другой стороны, этот подход явился еще одним

препятствием на пути обобщения и формализации экономического анализа, что

повредило репутации австрийской школы в мировом сообществе экономистов.

2. Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка

Австрийская школа имела ярко выраженного основателя-учителя.

У К. Менгера практически не было предшественников в немецкоязычной

экономической литературе (труд Г. Госсена был ему неизвестен). В то же

время его идеи практически предопределили развитие австрийской школы

маржинализма (хотя широкую известность они получили в обработке Бём-Баверка

и Визера), так что основное идейное содержание теорий австрийской школы

заключается, хотя и не всегда в достаточно развитом виде, в книге Менгера

«Основания учения о народном хозяйстве».

Карл Менгер (1840—1921) изучал юриспруденцию в Пражском и Венском

университетах и лишь в 1867 г. приступил к занятиям экономической теорией.

Его ставшая классической работа «Основания учения о народном хозяйстве»

(1871) была представлена в Венский университет как обоснование для того,

чтобы быть принятым на должность приват-доцента. В течение 30 последующих

лет (до 1903 г.) деятельность Менгера была связана с Венским университетом,

где он стал первым в истории заведующим отдельной кафедры экономической

теории. «Основания...» были задуманы как первый том исследований Менгера в

области экономической теории, но, увлекшись методологической полемикой с

представителями немецкой исторической школы, Менгер посвятил свою вторую

книгу «Исследование о методе общественных наук и политической экономии в

особенности» (1883) исключительно методологическим проблемам. Широкую

известность получила также статья Менгера «Деньги», опубликованная в

«Словаре-справочнике государственных наук» в 1909 г.

Учение о благах.

Главная тема «Оснований...» Менгера — изложение его субъективной теории

ценности. Начинается оно с развернутого учения о благах. Менгер определяет

благо как предмет, удовлетворяющий определенную человеческую потребность в

силу некоторых своих свойств, причем:

I) человеку известна эта его способность и

2) он может ею воспользоваться. Здесь автор особенно подчеркивает

субъективный характер благ. Например, человек может ошибочно приписывать

предмету способность удовлетворять его потребности и поэтому признавать его

за благо (воображаемое благо).

Важным моментом теории Менгера и всей австрийской школы является разделение

благ на блага первого порядка, непосредственно удовлетворяющие человеческие

потребности, и блага высших порядков (второго, третьего и т.д.), которые

служат для производства благ первого порядка и удовлетворяют человеческие

потребности через них, т.е. косвенно. Средство производства является для

нас благом и может обладать ценностью только в том случае, если у нас есть

полная комбинация комплементарных (взаимодополняющих) благ данного порядка,

достаточная для производства полезного продукта – блага низшего порядка.

Если потребность в благе первого порядка (например, в табаке) почему-либо

исчезает, все плантации, станки, рабочие руки, необходимые для

производства, перестают быть благами. То же самое происходит, если

утрачивается одно из комплементарных производственных благ. Ценность

передается от потребительских благ производительным, а не наоборот, как это

было у классиков.

Потребительские блага сами наделяют ценностью те производственные ресурсы,

или факторы, которые участвуют в их изготовлении. Блага первого порядка

сообщают ценность благам более высоких порядков, которые нужны, чтобы могли

появиться на свет те первоочередные блага. В этой идее заключается

знаменитая теория вменения Австрийской школы. Ценность вменяется

производственным благам в силу их нужности для существования

потребительских благ (сегодня экономисты называют последние предметами

конечного потребления).

В специальном параграфе «Время – заблуждение» Менгер подчеркивает

также, что процесс преобразования благ высшего порядка в блага,

непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, требует времени и

поэтому связан с неопределенностью, «неуверенностью относительно количества

и качества конечного продукта». Отсюда берут начало исследования феноменов

неопределенности, ошибок и ожиданий в рамках австрийской и шведской школ.

Чтобы превратить руду в дверную ручку, зерно – в батон хлеба, а плотину –

в сигнал на экране телевизора, требуется известный промежуток времени,

который Менгер называет производственным периодом. Такой промежуток

становится все больше и больше по мере того, как нарастает число этапов

переработки между благами самого высокого и первого порядков. А удлинение

производственных периодов означает, что возможны ошибки и неточности.

Меняются численность и состав населения, его запросы, предпочтения, мода и

пр. Со всем этим изменяется не только размер совокупного спроса, но и

интенсивность различных потребностей.

В конечном счете получается, что преобладающее большинство благ

предлагается на рынке в меньшем количестве, чем требуется по потребностям

населения. Такие блага Менгер называет экономическими. Те же, которые

имеются в большем количестве. Чем потребность в них, называются

неэкономическими. Твердой границы между обеими категориями нет,

экономические блага могут переходить в неэкономические и обратно. А

соотношение между потребностью и данным предложением блага определяет

ценность этого блага.

Учение о ценности.

Все экономические блага обладают ценностью, которую Менгер определяет как

«значение, которое для нас имеют конкретные блага или количества благ

вследствие того, что в удовлетворении своих потребностей мы сознаем

зависимость от наличия их в нашем распоряжении». Таким образом, ценность

придает благам их субъективно осознаваемая относительная редкость.

Ценность – это то, что люди приписывают благам в зависимости от

соотношения между объемом предложения и степенью удовлетворения

потребностей. Каждая дополнительная единица данного блага получает поэтому

все меньшую и меньшую ценность.

Неэкономические блага, по Менгеру, не имеют ценности, причем не только

меновой, но и потребительной. Величина этой субъективной ценности

определяется значением, которое имеет для человека конкретный акт

удовлетворения потребностей, а оно в свою очередь зависит от двух факторов:

субъективного – какое место в иерархии занимает данная потребность, и

объективного – сколько единиц блага, удовлетворяющего данную потребность, у

нас есть.

Например, если мы располагаем 28 единицами средств, мы приобретем две

единицы блага для удовлетворения первой потребности и одну для

удовлетворения второй.

Учение об обмене.

Менгер отвергает восходящую к Аристотелю концепцию обмена объективных

эквивалентов и указывает, что обмен обязательно должен быть выгоден для

обеих сторон, иначе стороны с той же легкостью согласились бы обратно

поменяться теми же благами. Различия в относительной субъективной ценности

одних и техже благ для разных людей являются, согласно Менгеру, причиной

обмена. Обмен блага X на благо У произойдет только тогда, когда индивид А

оценивает X выше, чем Y, а индивид В – наоборот. Он будет продолжаться,

пока относительные ценности благ для обоих индивидов не выравняются и у них

не будет стимулов продолжать обмен, т.е. наступит равновесие. Таким

образом, субъективные ценности определяют меновое соотношение благ.

Далее Менгер последовательно рассматривает образование (отметим, что он

анализирует на данном этапе только натуральный обмен без участия денег) при

изолированном обмене, при односторонней конкуренции и, наконец, при

двусторонней конкуренции. В отличие от хорошо знакомой современному

читателю по учебникам микроэкономики неоклассической теории цены Маршалла,

„. которой простейшим случаем является двусторонняя конкуренци Менгер

начинает с изолированного обмена, потому что в данном случае количество

субъективных оценок, которые надо учитывать, на меньшее. Здесь меновое

соотношение установится между оценкам обменивающихся сторон. При одинаковых

условиях, в которых находятся обменивающиеся индивиды, и их одинаковой

опытности новое соотношение установится примерно посередине между их

оценками (если А оценивает 40 мер вина в 100 мер хлеба, а Б - в 80, то п

равенстве контрагентов А приобретет у Сданное количество вина: 90 мер

хлеба).

Случай односторонней конкуренции Менгер подразделяет на два вида. Если

монопольное благо является неделимым (в пример, естественно, приводится

лошадь), цена устанавливается между оценками его продавца и сильнейшего

покупателя, готового отдать за лошадь самое большое количество хлеба. Если

же монопольное благо является делимым (на продажу выставляется несколько

лошадей), его распределение между покупателями подчиняется более сложной

закономерности.

Согласно Менгеру, случай двусторонней конкуренции отличается от

рассмотренного выше только тем, что предлагаемые лошади принадлежат разным

продавцам. Цена же определяется по тому же самому правилу. Но Менгер неявно

предполагает при этом, что все продавцы оценивают своих лошадей одинаково.

Более сложный случай, когда продавцы оценивают лошадей по-разному,

рассматривает Е. Бём-Баверк в работе «Основы теории ценности хозяйственных

благ» (табл. 1).

| |Таблица 1 |

|Покупатели в порядке убывания |Продавцы в порядке |

|обменоспособности |убывания обменоспособности |

|А1 оценивает лошадь в 300 |В1 оценивает лошадь в |

|флоринов А2 |100флоринов В2 |

|--------------------------280 |-------------------------110-|

|-------------А3----------------|------------ |

|----------260 ------------- |В3 |

|А4--------------------------240|-------------------------150-|

|-------------- А5 |------------ |

|------------------------ 220 |В4 |

|-------------- А6 |-------------------------170-|

|-------------------------210 |------------ |

|-------------- А7 |В5 |

|-------------------------180 |-------------------------200-|

|------------- |----------- |

|А8 -------------------------170|В6 |

|-------------- |-------------------------215-|

|А9 |----------- |

|-------------------------150---|В7 |

|----------- |-------------------------250-|

| |----------- |

| |В8 |

| |-------------------------260-|

| |----------- |

В табл. 1 продавцы, как и покупатели, расположены в порядке убывания

своей обменоспособности, только для продавцов она, естественно, тем выше,

чем дешевле они готовы отдать свой товар. (Бем-Баверк предполагает, что

каждый покупатель готов купить, а каждый продавец – продать только по одной

лошади). Цена будет устойчивой если при этой цене вступить в сделку захотят

равные числа продавцов и покупателей. Ведь если обменоспособных покупателей

при данной цене будет больше, чем продавцов, они начнут конкурировать между

собой и повысят цену. То же самое произойдет, если продавцов будет больше,

чем покупателей, только цена в результате понизится.

В примере Бем-Баверка готовы вступить в сделку пять пар наиболее

обменоспособных продавцов и покупателей, для которых покупатель оценивает

лошадь дешевле, чем продавец.

3.Теория альтернативных издержек и вменения Визера.

Барон Фридрих фон Визер (1851 – 1926) более других представителей

австрийской школы способствовал ее «организационному» оформлению. Изучив

право в Вене, он приступил на государственную службу и примерно в то же

время, вместе со своим другом и шурином Бем-Баверком познакомился с

«Основаниями…» К. Менгера. 42 года он посвятил изложению идей австрийской

школы с профессорских кафедр Пражского (1884-1902) и Венского университетов

( в Вене он унаследовал кафедру Менгера). К его крупнейшим работам

относятся монографии: «О происхождении и основных законах экономической

ценности» (1884), «Естественная ценность»(1889), «Теория общественного

хозяйства»(1914) – наиболее всеобъемлющее изложение теорий австрийской

школы, «Социология и закон власти»(1926). Помимо чистой теории Визер

занимался и практической деятельностью, в 1917 г. был недолгое время

министром торговли и был назначен членом верхней палаты австрийского

парламента. Он прославился тем, что дал яркие запоминающиеся названия и

формулировки многим идеям маржинализма.

Визер сделал две принципиально новые вещи. Он ввел термин, который

закрепился и остался в науке навсегда: предельная полезность. И он

разработал такое понятие, которое стало одним из краеугольных в

неоклассической экономической науке. По-английски это называется

opportunity cost. По-русски в разных переводных книгах можно встретить

четыре варианта этого термина:

1) издержки альтернативных возможностей;

2) издержки упущенных возможностей;

3) альтернативная стоимость;

4) альтернативные издержки.

Свою версию новой экономической теории Визер изложил в двух книгах. Одна

называется «Происхождение и основные законы хозяйственной ценности»(1884).

Другая – «Естественная ценность»(1889). В последующих работах Визер уточнял

и развивал свои идеи в контексте более широких задач социальной науки.

Вот одна из возможных формулировок закона издержек (закона Визера):

действительная ценность какой-либо вещи есть недополученные полезности

других вещей, которые могли быть произведены (приобретены) с помощью

русурсов, потраченных на производство (приобретение) данной вещи.

Ясно, что понятие альтернативных издержек не может существовать без

предпосылок о наличии множества продавцов, покупателей, потребителей. Оно

может проявляться, правда, для какого-то отдельного индивида, но это

общественное понятие. И оно получено Визером потому, что он сместил угол

зрения с индивида на общество.

Другое условие, предполагаемое понятием альтернативных издержек, - это

наличие конкуренции. Конкурирующие способы употребления производственных

ресурсов, конкурирующие способы расходования запаса – все это предполагает

конкурирующих производителей или потребителей, продавцов или покупателей.

Только в условиях конкуренции издержки отражают ценность альтернативного

употребления ресурсов.

И наконец, третье. То, что имеется в избытке, не ценится людьми. Если

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.