реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Конспект лекций по микроэкономике

[pic] - издержки производства.

На норму прибыли влияет ряд положительных и отрицательных факторов

рыночного механизма хозяйствования: размер цены, размер издержек.

Одномоментный показатель нормы прибыли не даёт понятия о ходе

деятельности. Поэтому используют сопоставление показателей нормы прибыли на

долгосрочном временном интервале, т.е. за ряд лет.

Вопрос №2

В практике предпринимательской деятельности короткие отрезки времени

сразу осуществляется множество видов издержек.

Для анализа совершенствования эффективности издержек (в момент

совершенствования) необходим пофакторный, поэлементный анализ осуществления

издержек производства.

В качестве примера рассмотрим анализ издержек, начиная с важнейшего

фактора – количество рабочих и зарплата.

В момент совершения издержек их целью является выпуск продукции, т.е.

производство совокупного физического продукта.

Совокупный физический продукт – это совокупный выпуск продукции фирмы,

выраженный в физических единицах.

В процессе анализа следующим шагом является исчисление предельной

физического продукта.

Предельный физический продукт – это выраженный в физических единицах

прирост выпуска продукции, произведённой каждой дополнительной единицей

переменных затрат данного вида при неизменности всех других видов затрат.

В графике ПФП видим, что переход от трёх к четырём рабочим даёт

максимальный выпуск. При 7-8 рабочих ПФП падает до нуля (закон убывающей

доходности)

Лекция №12 (продолжение лекции № 11)

Закон убывающей доходности гласит – при увеличении одного и неизменности

всех других видов затрат, будет достигнута точка, за которой предельный

физический продукт начнет сокращаться.

Этот закон действует и проявляется по всем переменным затратам во всех

производственных процессах.

Продолжая анализ издержек производства от рассматривания категорий

совокупного физического продукта и предельного физического продукта,

перейдем к рассматриванию категорий суммарных издержек производства и

предельных издержек производства.

Суммарные издержки производства характеризуют изменение затрат в

соответствии с изменением количественных характеристик переменной издержек

производства.

Предельные издержки производства – это дополнительные издержки, требуемые

для прироста выпуска некоторого товара или оказания услуг на одну их

единицу.

График предельных издержек производства.

Таким образом, в табличной и графической форме мы провели анализ,

характеризующий поведение одной переменной (рабочей силы), но точно такой

же анализ мы можем сделать и по другим переменным.

В результате этого будет осуществлен всесторонний анализ всех переменных

составляющих издержки производства, выраженный некоторым семейством кривых.

Их изучение и позволит сделать вывод о характеристике издержек

производства, о наиболее эффективных масштабах производства, о ситуации

позволяющей получить максимально высокую прибыль.

Вопрос 3.

Переменные издержки, относятся к издержкам на краткосрочных временных

интервалах, т.е. речь шла о краткосрочных изменениях объемов выпуска

продукции при использовании заданного (неменяющихся) количества и

постоянных затратах.

В реальной экономической действительности ан долгосрочном временном

интервале меняются не только переменные, но и постоянные издержки. В этой

связи возникает необходимость прогнозировать и планировать развитие фирмы

на длительный срок.

Для этого необходимо:

1) построить график постоянных издержек в расчет на ежегодный объем выпуска

продукции в зависимости от величины этого выпуска, т.е. в зависимости от

величины масштабов фирмы. Одновременно с этим строится семейство кривых

характеризующие предельные издержки на краткосрочном временном интервале.

Это семейство кривых является детальной расшифровкой издержек

производства фирмы на долгосрочных временных интервалах.

Кривая долгосрочного развития проецирует будущее фирмы в зависимости от

масштабов ее производства.

Характеристика графика долгосрочной кривой (ДСК) развития позволяет сделать

выводы:

1) долговременные средние издержки производства сокращаются с увеличением

объемов выпуска продукции, т.е. наблюдается экономия обусловленная ростом

масштабов производства (отрезок ОА);

2) на определенном исследуемом пределе (точка А.) долговременные средние

издержки и предельные издержки начинают расти, т.е. наблюдается ущерб от

роста масштабов производства;

3) если в каком-то диапазоне выпуска продукции долгосрочные предельные

издержки не меняются с изменение объемов выпуска продукции, то фирма

имеет постоянный эффект от изменения масштабов производства;

4) в исследуемой проблеме, руководствуясь графиком долгосрочной кривой

развития, мы можем обнаружить наименьший эффективный масштаб фирмы, т.е.

тот уровень или объем выпускаемой продукции, начиная с которого,

прекращается действительный эффект экономии, обусловленный ростом

масштабов производства.

Масштаб фирмы зависит от очень многих слагаемых:

- какая это отрасль;

- какое производство;

- какие задачи стоят.

В определении масштабов фирмы важным критерием является пределы

управляемости (оптимальный, когда семь объектов)

КОММЕРЧЕСКИЙ РАСЧЁТ

В1. Категория и функции коммерческого расчёта.

В2. Принципы организации коммерческого расчёта.

В3. Социально-экономическая и коммерческая эффективность производства.

Вопрос 1.

В общественном производстве все его структурные подразделения и

микросубъекты ведут хозяйственную деятельность.

Эта хозяйственная деятельность ведётся на различной экономической основе,

зависящей от характера субъекта хозяйственной деятельности.

Ряд микросубъектов ведут свою хозяйственную деятельность на бюджетной

основе (школа, ВУЗ, налоговая правоохранительная службы и т.д.).

Формула хозяйствования бюджетных структур:

1. доход (бюджетные ассигнования)

2. затраты

3. результат (оказание определённых услуг)

В командно-административной системе основным методом хозяйствования

является хозяйственный расчёт. Он ведётся по принципу: издержки - доход -

результат. Целью хозрасчёта является получение некоего результата,

предусмотренного централизованным плановым управлением национальной

экономики. Хозрасчёт зарождается с введением НЭПа.

В условиях рыночной экономики основным методом хозяйствования является

коммерческий расчёт.

Схема коммерческого расчёта

1. Издержки (ресурсные затраты)

2. доход (выручка от реализации продукции или услуг)

3. прибыль (цель производства)

В условиях рыночной экономики коммерческий расчёт осуществляется на новых

принципах хозяйствования, кардинально отличающихся от принципов бюджетного

хозяйствования и хозрасчёта.

Новые принципы:

1. самообеспечение

2. полная самоуправляемость (включает и плату за воду, землю и т.д.)

3. самофинансирование (собственные средства или кредит)

4. самоуправление

Именно эти основополагающие принципы хозяйствования детерминируют

содержание категории коммерческий расчёт.

Как экономическая категория коммерческий расчёт - это совокупность

экономических отношений между государством и предприятиями, между самими

предприятиями, их структурными подразделениями и работниками по поводу

оборота ресурсов фирмы (издержек), эффективности производства и

эффективного распределения и использования вновь созданной стоимости (V+M).

ВСС= V+M

где V - НП - зарплата и M - ПП - прибыль.

Как экономическая категория коммерческий расчёт возникает со становлением

капитализма, развивается, усложняется в условиях рыночной экономики и

становится важнейшей стороной процесса общественного производства и важной

отраслью экономических знаний.

Коммерческий расчёт при переходе к рынку в Украине устраняет недостатки,

которые были присущи хозрасчёту:

> ограничение свободы экономической деятельности

> централизированное распоряжение ресурсами, готовой продукцией, доходами,

прибылью

> невозможность стать банкротом

Сильнейшие стороны коммерческого расчёта:

1. стремление получить максимальную прибыль

2. жёсткая материальная ответственность, вплоть до банкротства, за плохую

организацию производства и управления, отставание в НТП, поражения в

конкурентной борьбе

Функции коммерческого расчёта:

1. Наибольшим эффектная реализация формулы: издержки - доход - прибыль

2. Наиболее эффективная реализация социальных и экономических интересов

собственников ресурсных факторов производства

3. Обеспечение конкурентоспособности на основе эффективной, полной

самоокупаемости и прибыльности.

4. Стимулирование развития общественного производства

5. Формирование нового качественного состояния экономического сознания,

мировоззрения

6. Вовлечения в активную экономическую деятельность широких слоёв населения

Вопрос 2.

1. Соединение коммерческой самостоятельности фирм с косвенным

государственным регулированием

2. Принцип полной коммерческой материальной заинтересованности и

ответственности

3. Принцип всеохватывающего денежного контроля коммерческой деятельности

фирмы

Что получают собственники ресурсных факторов (социальная эффективность).

Норма прибыли - коммерческая эффективность.

Лекция №13,

а тема как и полагается №10 (кажется, крестится не буду).

Конкуренция.

Современную рыночную экономику, современное предпринимательство невозможно

представить без изучения и прогнозирования рынка т.е. без маркетинга.

В рамках маркетинга предприниматель:

1. определяет свою нишу в рыночной системе;

2. определяет действительную и потенциальную возможность сбыта своей

продукции;

3. максимально полно и точно определяет действующих и потенциальных

конкурентов.

4. Определяет стратегию и тактику борьбы с ними.

Конкуренция – деятельность в рамках соперничества нескольких субъектов

рынка в целях достижения одной и той же цели (независимое усиление каждого

из ряда предпринимателей с целью добиться приверженности к своей продукции

со стороны одних и тех же групп потребителей).

При характеристике конкуренции необходимо выделить основные ее типы:

1. чистая – очень совершенная конкуренция, она имеет место и роль в

общественном производстве. При ней конкурирует великое множество

предпринимателей, в тоже время каждый из них может перепрофилироваться на

выпуск другой продукции, поэтому чистая конкуренция способствует

заполнению всех ниш рынка, более полному удовлетворению потребностей

общества. Этот тип конкуренции не грозит банкротством, т.к. для каждого

из участников предпринимателей есть свое поле деятельности.

2. Соперничество – более жестокий тип конкуренции. Имеет место когда в

производстве некоего продукта имеется малое число субъектов рынка.

Действие одного из субъектов обязательно затрагивает экономические

интересы других. Резкое поведение одного из них может привести к полному

банкротству всех остальных.

3. Хаотическая конкуренция – она характерна особенно в период

первоначального накопления капитала. Она означает, что конкуренция

ведется хаотически, без жесткого законодательного регламентирования, без

всяких правил предпринимательской этики диапазон от ценовой войны

направлен на измор и очернение конкурента, до найма боевиков, убийств.

Цель этого – предельно обгаженная хаотическая конкуренция приводит к

тому, что только наиболее беспринципные и криминализированные субъекты

рынка формируют накопления капитала.

4. Корректирующая или внутриотраслевая – она приходит на смену хаотической

в условиях насыщения рынка, утверждения правовых, цивилизованных,

этических норм конкурентной борьбы в этих условиях на первое место

выдвигается качество товаров, внедрением его лучших моделей, лучшего

дизайна, существенно расширяется сфера предпродажного и послепродажного

обслуживания. Особую роль приобретает изобретательность рекламы.

5. Бухгалтерская или внутрифирменная конкуренция – эта конкуренция между

разными подразделениями одной фирмы, с целью снижения производства,

повышения качества промежуточных операций, нового стиля работы, что ведет

к возрастанию качества конечного продукта. Особенно бурно это протекает

где? – не правильно не в Украине, а в Японии.

6. Функциональная конкуренция – конкуренция между различными видами

товариществ, занимающихся удовлетворением какого-либо одного вида

потребностей.

7. Видовая конкуренция – конкуренция производителей товаров одного вида,

одного целевого назначения, но отличающихся какими-либо эксплуатационными

характеристиками.

8. Предметная конкуренция – конкуренция производителей идентичных товаров,

отличающихся незначительными, но привлекающими внимание потребителя

отличиями. Marlboro country.

9. Монополистическая конкуренция – характеризуется разделом рынка между

крупными монополиями посредством (крупных синдикатов), письмен (устных

секретных соглашений).

10.Межотраслевая конкуренция – характерна для развитой рыночной экономики и

преследует цель более выгодного вложения капитала.

Второй вопрос.

Основные методы конкуренции:

1. Ценовые – характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя

используются приемы снижения цен, предприниматель полагает, что низкой

ценой на свой товар, ему удастся победить конкурента и затем захватить

господствующее положение на рынке последующим ростом и компенсировать

временные потери доходов. Эти методы нееэффективны.

2. Неценовые – являются основополагающими методами конкуренции в

современных условиях. Борьба качеством товара, предложение

послепродажного обслуживания, надежность, экономичность, удобство в

эксплуатации и обслуживании, лучшие экологические характеристики,

срочность выполнения заказа.

3. Недобросовестные – промышленный шпионаж, подделка продукции, воровство

товарного знака, обман потребителя, сманивание специалистов, обладание

технологическими секретами, подкуп должностных лиц.

Вопрос три.

Нормы поведения, правила:

1. не ввязывайся в конкурентную борьбу без изучения рынка.

2. Не рассчитывай на легкую победу.

3. Не делай резких движений, не раздражай чрезмерными движениями

конкурента.

4. Не акцентируй свое внимание на «больных» проблемах конкурента.

5. Не взвинчивай цену в условиях полного отсутствия конкуренции.

6. Незначительно повышай цены.

7. В случае распродажи товаров резко снижай цены (для поддержания).

Лекция №15 15.04.99

Монополистическая конкуренция и олигополия.

В1. Монополия в р.э.

В2. Олигополия в условиях рынка

В3. Монополистическая конкуренция

Вопрос 1.

Монополия – ситуация, когда на рынке имеется один продавец какого-то товара

или услуги не имеющих близких субститутов.

Целью любой монополии является максимизация прибыли, но это и цель других

участников р.э., что неизбежно приведет к конкуренции, но уже в условиях

монополий. С микроэкономических позиций существуют следующие виды

монополий:

- закрытая, т.е. защищаемая юридическими запретами, наложенными на

конкуренцию (авторское право)

- естественная – базируется на владении уникальными ресурсами. Одна фирма

обслуживает весь рынок данного товара.

- Открытая – одна фирма на какое-то время является единственным поставщиком

некого товара или услуги, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

- Простая – в каждый момент времени продает свою продукцию по одной цене

всем своим покупателям и в силу определенных причин занимается на

краткосрочном временном интервале господствующее положение в производстве

данного товара.

Максимизация прибыли (как цель монополии) сталкивается со следующими

ограничениями:

1. уровень издержек производства

2. платежеспособный спрос на продукцию монополии

3. недопустимость ценовой дискриминации

4. эластичность спроса

В некоторых исключительных случаях монополии могут иметь убыток. Ситуация

убыточности возможна лишь на краткосрочном временном интервале, ибо на

долгосрочном – банкротство. В условиях убыточности, целью монополии

является минимизация убытка на краткосрочном временном интервале.

Прибыльность и убыточность характеризует действие закрытой и естественной

монополии. Мах прибыли в условиях открытой монополии связана с действием 2-

х важнейших факторов:

А) предпринимательство

Б) лимитирующее ценообразование

Предпринимательство – открытая монополия получает мах прибыль в

долгосрочном временном интервале неизбежно привлекает внимание

предпринимателей конкурентов.

Здесь существует 2 варианта развития событий:

1) Взвинчивание цены до мах возможного уровня с целью получения

краткосрочного мах прибыли до момента, когда вторжение предпринимателей

конкурентов, приведет к падению цены.

2) Устанавливать на свою продукцию приемлемо низкую цену, для того чтобы

поставить барьер для других предпринимателей конкурентов в их стремлении

проникнуть на данный рынок. В этом случае монополия будет получать

умеренную прибыль на гарантированном долгосрочном временном интервале.

Такая стратегия в области цен монополистического рынка называется

стратегией лимитирующего ценообразования, суть этой стратегии:

господствующая на рынке фирма устанавливает цену на уровне который не

позволяет на краткосрочном временном интервале получить мах прибыль, но

зато обеспечивает получение умеренной прибыли на долгосрочном временном

интервале. Эта стратегия резко понижает вероятность появления на рынке

монополий конкурентов.

Закрытые монополии также уязвимы в области мах прибыли ибо:

1) возможно появление субститутов

2) возможно опротестование юридическими ограничениями

Вопрос 2.

Олигополия – рыночная структура состоящая из небольшого числа фирм. Причем

некоторые из них имеют существенно большие объемы выпуска и продажи товаров

относительно размеров емкости рынка этих товаров.

В отличии от монополии, олигополия строится на некоторых аспектах

конкуренции производителей.

Олигополия преодолевает чистую(совершенную) конкуренцию и выступает в поле

соперничества или соперничающей конкуренцией.

Олигополистическая конкуренция характеризуется тем, что рынок поделен между

несколькими фирмами и действие каждой из них затрагивает и интересы и

действия всех остальных.

Каждая монополия выступает и в виде монопсонии (одного покупателя).

Наличие на рынке монополий и олигополий характеризует концентрацию рынка.

Сам уровень концентрации рынка – степень преобладания на рынке одной или

несколько больших фирм. Показателем измерения концентрации рынка

исчисляемый как процентное отношения продаж 4-х крупнейших фирм к общему

отраслевому объему продаж.

В США коэффициент концентрации в автомобилестроении – 90%, в выпуске газет

и журналов – 15%.

Недостаток показателя коэффициента концентрации – он не дифференцирует

каждую из этих фирм. В экономической практике для характеристики рыночной

концентрации в условиях олигополистического рынка используется индекс

Герфиндаля:

Этот индекс выступает, как индекс рыночной концентрации олигополистического

рынка исчисляемый как сумма квадратов долей рынка выраженный в %-ах всех

фирм продающих свою продукцию на этом рынке. Чем выше концентрация, тем

выше индекс Герфиндаля.

Для абсолютной монополии индекс имеет предельное значение – 10000 баллов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.