![]() |
|
|
Маркетинг и рыночное предпринимательствоМаркетинг и рыночное предпринимательствоМосковский Государственный Университет Природообустройства Кафедра экономической теории. Курсовая работа. «Маркетинг и российское предпринимательство» Выполнил: Санько Евгений 242 группа Москва 2000. План 1. Введение. 2. Понятие и сущность маркетинга, его цели и функции. 3. Маркетинг как инструмент рыночных преобразований российской экономики. 4. Комплекс маркетинга. 5. Стратегия маркетинга. 6. Тактика маркетинга. 7. Система маркетинга. 8. Особенности системы маркетинга в России. 9. Контроллинг в системе маркетинга. 10. Маркетинговая коммуникация. 11. Деятельность маркетинговой службы предприятия. 12. Социальный маркетинг. 13. Заключение. 14. Список использованной литературы. Введение. В нынешнем веке Россия достигла высокого общего уровня образованности (по числу лауреатов Нобелевской премии в различных областях науки и культуры мы пока удерживаем 6-е место в мире). На этом фоне резко бросается в глаза низкий уровень экономического образования в стране, особенно по сравнению с развитыми странами мира. Эксперты утверждают, что по степени распространенности и престижности в обществе экономического образования Россия не поднялась выше 42-го места в мире. Между тем россиянам сегодня приходится решать куда более сложные экономические проблемы, чем гражданам стабильно развивающихся стран. И недостаток экономического образования становится все более ощутимой бедой. Наша страна перешла на новый для нее рыночный путь развития экономики сравнительно недавно. В числе новых терминов характеризующих рыночную экономику, особое место принадлежит слову «маркетинг». Оно всего за несколько лет из «буржуазного пасынка» у нас превратилось в престижную и необходимую реальность. Книги по маркетингу в России стали почти бестселлерами. Широкое распространение маркетинга породило и множество его различных определений. Но во всех определениях обязательно присутствуют слова «потребитель», «обмен», «деятельность». Именно они составляют фундамент маркетинга, главная формула которого –«Производить то, что продается, а не продавать то, что производится». Маркетинг является многообразной деятельностью, где переплетаются психологические, социальные, нравственные, финансовые и экономические процессы. Понятие и сущность маркетинга, его цели и функции. Появление маркетинга как определенной системы хозяйствования, метода решения производственно-рыночных проблем- это ни что иное, как ответная реакция хозяйственной единицы на процессы, происходящие в мире - как усложнение процессов производства и реализации товаров, жесткой конкурентной борьбы, частых сдвигов в характере и структуре рыночного спроса, его конъюнктурных колебаний. Маркетинг- явление сложное, многоплановое и динамичное. Этим объясняется невозможность в одном универсальном определении дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику. Ныне выдвинуто около 2000 определений, каждое из которых рассматривает ту или иную сторону маркетинга либо дает попытку его комплексной характеристики. Слово «marketing» образовано от английского «market»- рынок и в переводе означает «рыночный». По определению института маркетинга США: маркетинг – это функция управления, которая организует и направляет коммерческую деятельность, связанную с оценкой и превращением покупательской потребности в эффективный спрос на специфический товар или услуги с тем, чтобы достичь намеченных прибылей или других целей, намеченных фирмой. По определению Американской Ассоциации маркетинга: маркетинг – это процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателям и сбытом, чтобы достигнутое таким образом разнообразие благ приводило к удовлетворению потребностей, как отдельных личностей, так и организаций. Видный американский ученый –маркетолог Филипп Котлер дает следующее определение: маркетинг- вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. По определению Лиги немецких ученых: маркетинг – это система товарно-денежных отношений. Маркетинг – комплекс организационно-технических функций предприятия, связанных с реализацией товаров и услуг. Маркетинг – система мероприятий по изучению рынка и активного воздействия на потребительский спрос. По определению Академии Управления РФ: маркетинг – система мероприятий по изучению рынка, управлению производством конкурентоспособных товаров и услуг и их эффективным сбытом с целью получения прибыли или другого коммерческого эффекта. Современная концепция маркетинга. Успешная деятельность на рынках требует, с одной стороны, повышения конкурентоспособности продукции на базе достижений науки и техники, а с другой – систематического совершенствования форм и методов коммерческой работы. Эти два взаимосвязанных фактора, в конечном счете, и определяют уровень экономической эффективности деятельности. Содержание маркетинга составляет совершенствование форм и методов коммерческой работы. В отличие от господствовавшего ранее подхода, когда перед сбытовыми звеньями ставилась задача реализовать уже произведенную продукцию, концепция маркетинга предполагает, что в основе хозяйственных решений должны лежать не столько возможности производства, сколько требования рынка. Поэтому процесс управления начинается с тщательного анализа рынка, его конъюнктуры, текущей и перспективной потребности, деятельности фирм – конкурентов. На этой основе разрабатывается программа маркетинга, определяются перспективные направления инвестиционной и сбытовой деятельности. Иными словами, маркетинг означает тесное взаимодействие между сферами производства и обращения, способствующее эффективности коммерческих операций. Сущность маркетинга заключается в том, что деятельность фирмы на рынке должна обеспечивать: - надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы; - создание такого товара, ассортимента товаров, который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов; - необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации. Главное в маркетинге – его целевая ориентация и комплексность, то есть слияние воедино всех отдельных составляющих этой деятельности. Цель маркетинга предприятия – обеспечение рентабельности. Функции маркетинга предприятия: - определение целей и стратегий предприятия; - изучение и прогноз рынка; - оценка собственных возможностей и ресурсов, их связь с целями и стратегиями на текущую и далекую перспективу; - разработка тактики и ее связь со стратегиями; - разработка программы маркетинга деловой активности; - анализ и контроль выполнения маркетинговой программы; - разработка структуры управления маркетинговой деятельностью. Маркетинг как инструмент рыночных преобразований российской экономики История экономического развития России в период с 1917 по 1991 год в составе СССР характеризуется командно – административным или централизованным типом экономической системы. Сущность командной экономики заключалась в жесткой регламентации центра внутренней и внешней экономической жизни, которая сводилась к следующему: государственное планирование развития всех отраслей народного хозяйства осуществлялось без учета экономических особенностей и потребностей регионов. Финансирование по остаточному принципу привело к дисбалансу, так как производственно – технический потенциал отраслей машиностроения, черной и цветной металлургии был гораздо выше потенциала отраслей, производивших товары народного потребления. Это и обусловило в 1990 году тотальный дефицит этой группы товаров и введение талонно – карточной системы их распределения; взятый курс на строительство крупных предприятий, в большинстве случаев, вдали от источников сырья предусматривал его доставку различными видами транспорта. Это отражалось на высокой себестоимости продукции, которая в свою очередь, реализовалась по фиксированным государственным ценам. Государственная система ценообразования базировалась на жестких критериях и показателях, которые не могли учесть нюансы подобного рода, поэтому уровень фиксированных цен был ниже уровня производственных затрат, что и приводило к убыточности таких предприятий, а следовательно отраслей и промышленности в целом; обязательства СССР в рамках СЭВ (совета экономической взаимопомощи) предусматривали налаживание производственных и торговых связей сначала со странами – членами СЭВ, а затем и с капиталистическими странами. Взаимоотношения стран социализма и стран капитализма характеризовались неустойчивостью и неоднократно переходили в открытую конфронтацию. В годы «холодной войны» западные страны проводили политику «сдерживания социализма», включавшую эмбарго и экономическую блокаду. С другой стороны социалистические страны далеко не всегда учитывали происходящие изменения в мировых экономических процессах, догматизм и субъективизм мешали осуществлению внешнеэкономической деятельности в полной мере. В годы застоя зарубежные хозяйственные связи в значительной степени использовались как средства сведения текущих и хронических народнохозяйственных дефицитов, а советский экспорт все больше рассматривался как средство оплаты зарубежных закупок. Проведенный анализ показал, что одной из основных причин, обусловивших начавшуюся в1986-1987 годах коренную перестройку внешнеэкономических связей СССР, было несоответствие удельного веса СССР в мировой торговле достигнутому уровню и потребностям экономического развития страны. Так, если доля СССР в мировом промышленном производстве составляла 20%, то его удельный вес в мировой торговле только 4%. Основу советского экспорта в капиталистические страны составляли энергоносители, доля которых в 1981-1990 годах равнялась 78,8%. Высокий удельный вес энергоносителей, в первую очередь нефти и нефтепродуктов, экспортируемых зарубеж, обуславливал большую зависимость от динамики мировых цен на нефть и конъюнктуры мирового рынка. Масштабы торговых связей вступили в противоречие с потребностями интенсификации народного хозяйства, ускорения научно – технического прогресса. В середине 90-х годов стоимость экспорта по отношению к национальному доходу СССР составляла лишь 8%. Это самый низкий уровень данного показателя в сравнении с величинами аналогичных показателей промышленно развитых зарубежных стран. Также неудовлетворительно использовался экспортный потенциал обрабатывающей промышленности, а прежде всего машиностроения. СССР являлся одним из крупнейших в мире производителей машинно-технической продукции, однако экспортная квота машиностроительного комплекса была на уровне 3% и в результате он выступал импортером машин и оборудования. обязательства СССР в рамках Варшавского Договора (военно-политического союза стран – членов СЭВ) предусматривали ассигнование больших финансовых средств на развитие военно-промышленного комплекса. Гонка вооружений привела к производству такого количества военной техники, которое значительно превышало потребности армии. Наращивание объемов производства, а также моральное и физическое старение военной техники предполагало перераспределение государственных финансов из социальной сферы в сферу военную. Все эти факты деформировали народно – хозяйственный комплекс СССР, обострили противоречия между сложившейся системой торговых связей, производством военной техники и потребностями социально-экономического развития СССР, привели к глубокому дисбалансу в экономике. Остаточный принцип финансирования, «крен» в сторону военной промышленности, несоответствие системы государственных цен производственным затратам усугубили положение рядовых налогоплательщиков. Так как в последнее время карман налогоплательщика стал единственным источником пополнения финансовых ресурсов СССР. Нерентабельная промышленность, невозможность государственного финансирования из-за отсутствия реальных источников его пополнения привели к тотальному дефициту товаров и реальной стоимости рубля. Такое положение экономики, оцениваемое термином «стагнация», обеспечило в 1991 году смену командно-административного типа экономической системы на смешанный. «Беловежские Соглашения», подписанные в 1991 году, символизировали распад СССР и появление на карте мира независимого государства России. Наша страна столкнулась с необходимостью реформирования планово- убыточной экономики, полученной в наследство от СССР. Вывод российской экономики из состояния экономического спада возможен с помощью многовариантности форм собственности и организации на этой основе предприятий малого и среднего бизнеса, ориентированных на различные сферы экономики с целью удовлетворения потребностей людей. Именно в этом и заключается сущность смешанного типа экономической системы, сочетающего, с одной стороны, развитие предпринимательской деятельности, а с другой – государственное регулирование и управление этой деятельностью посредством правовой, финансовой и социальной систем. Иначе говоря, смешанная экономика предусматривает рыночные преобразования народно-хозяйственного комплекса России. Анализируя период времени с 1991 по 1996, отечественные и зарубежные экономисты едины во мнении о том, что логика проявления закономерностей перехода к рыночной экономике, постепенное вызревание условий для улучшения экономического в стране обусловят переход предприятий к реальной самостоятельности во внутри- и внешнеэкономической деятельности. Именно в такой ситуации использование маркетинга в хозяйственной деятельности в целях повышения ее эффективности становится не только желате6льным и целесообразным, но и объективно необходимым. Пока в условиях переходного периода, характеризующегося разбалансированностью национальной экономики и дефицитом внутреннего рынка, предприятия не испытывают острой нужды в маркетинге. Но 1997 год, по мнению специалистов, явился началом истинных рыночных преобразований. Этот важный рубикон означает работу предприятий в условиях удовлетворения спроса, жесткой конкуренции и не использовать приемы маркетинга означает признать свою неполноценность на рынке. Маркетинг представляет собой обобщение огромного мирового опыта хозяйственной деятельности предприятий или фирм в условиях развитого рынка, который при острой конкуренции строго и беспристрастно проверяет ее эффективность, умение руководителей принимать правильные и обоснованные с точки зрения возможностей фирмы и требований рынка решения и добиваться их выполнения. Согласно имеющимся определениям, маркетинг – система организации и управления всеми сторонами деловой активности хозяйственной единицы – от идеи создания нового товара и использования соответствующей технологии производства до доставки товара покупателю и обслуживания, беря в качестве исходного момента этой деятельности и завершения ее цикла рынок потребителя и его требования. Благодаря маркетингу производитель выявляет текущие и перспективные потребности, формирует превращение покупательной способности в конкретный спрос именно на данный товар или услугу, добивается того, чтобы связи покупателя с ним были устойчивыми и долговременными. Вот именно поэтому маркетинг считают инструментом рыночных преобразований российской экономики. Комплекс маркетинга Любая фирма функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информацией (потребительские свойства, места продажи, гарантии и т. д.). С рынка фирма получает деньги и опять же информацию (объемы и темпы продаж, мнения покупателей о качестве, данные о товарах конкурентов и т. д.). Таким образом, возникает замкнутый цикл, функционирующий как единое целое. Данный цикл получил название «внутренние элементы» маркетинга, а иначе просто внутренняя среда. К внутренним элементам относят функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, серийное производство, продвижение товара к покупателю, сбыт, обслуживание и обеспечение запасными частями, взаимоотношения с поставщиками сырья и материалов, квалификация кадров, их правильное использование, системы передачи информации от верхних уровней управления к нижним и обратно. Существует и другой замкнутый цикл, в котором фирма выступает как принимающее звено по отношению к поставщикам сырья, комплектующих изделий с одной стороны, и разного рода указаниям директивных, правительственных и других государственных органов, контрольным акциям банков – с другой. В ответ на этот поток материальных, финансовых и информационных «посланий» фирма также направляет информацию и деньги. В итоге фирма оказывается тесно связанной с тем, что принято называть внешней средой или «внешними элементами» маркетинга. Тесная взаимосвязь между внутренними и внешними элементами маркетинга получила название комплекса маркетинга. Комплекс маркетинга Внутренняя среда Внешняя среда Финансовые, технологические, Экономическая, политическая, организационно- структурные социальная сфера и и кадровые факторы международные отношения, деятельности фирмы, составляющие для фирмы: направленные на: товар, цены, окружение, конкуренцию, продвижение товаров на рынке, институционные факторы, распределение товаров на рынке, правовую систему. продажу товаров на рынке. Такое деление элементов внешней и внутренней среды чрезвычайно важно с точки зрения прогнозирования и конъюнктурных исследований, а также стратегического и иного планирования, выдвижения целей. Для маркетинга характерен системный подход, который заключается в том, что при анализе деятельности фирмы рассматривают внутреннюю и внешнюю среду в тесной совокупности и взаимосвязи, во всей их полноте. Следует отметить, что невнимание к какому-либо из элементов внутренней или внешней среды способно привести к серьезной неудаче на рынке. Статистика показывает, что в 70-е годы до 80% новых товаров, выпущенных американскими компаниями, очень быстро изымались из продажи и производства, как не соответствующие требованиям рынка; доля удачных разработок не превышает 4% тематики начальных исследований, причем провал обнаруживается после начала торговли. Во избежание неудачного исхода деятельности фирмы, связанного с комплексом маркетинга, необходимо иметь в виду следующие структурные компоненты максимизации маркетинга: - активизация потребителя (с этой целью необходимо наладить «диалог» с ним, для чего больше информировать его, направлять образцы, делать скидки); - информирование покупателя (это требование надо применять к любому посланию – от 30-ти секундного объявления до стенда на выставке и пресс-конференции); - убеждение покупателя (убеждать – значит рассказывать о том, как с помощью данного товара решаются проблемы потребителя); - движение вперед (для этого надо иметь базы данных по потребителям, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |