реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Монополия: сущность и виды. Антимонопольное регулирование

продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими

товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности

населения или других отраслей промышленности. К таким товарам

относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на

автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения

собственной машины, и они будут пользоваться общественным

транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию

вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее

эквивалентным энергоносителем сложно.

4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной

системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых

производится оказание определенной услуги, в том числе наличие

организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль

из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за

барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например,

монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение

уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок,

где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение

использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он

оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства

государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть

монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо

экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально)

создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в

квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и

том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им

все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда

клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические

и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению

размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров.

Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной

крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к

увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен.

А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если

производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем

его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является

естественной монополией.

Административная монополия

Административная монополия возникает вследствие действий

государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным

фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности.

С другой стороны, это организационные структуры для государственных

предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам,

министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия

одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и

между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза

принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была

именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных

министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия

государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на

господствующей государственной собственности на средства производства.

В другой литературе выделяют государственную монополию.

Государственные монополии

Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и

услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных

предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными

ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области

экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как

данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема

рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как

правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким

рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во

всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую

политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и

поощрения сил конкуренции на рынке.

Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями

Другой причиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного

положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные

природные ресурсы (например, нефть). Контроль за добычей и реализацией

данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на

рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.

Контроль фирмы над знаниями в виде собственности на патент

предоставляет ей исключительное право на производство и продажу вновь

изобретенного продукта в течение определенного периода времени.

Классическим примером монополии данного вида была компания «Дженерал

Электрик», которая безраздельно господствовала на рынке электрических

лампочек, изобретенных Эдисоном, с 1892 по 1930 г.

Экономическая монополия

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее

появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе

закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях,

которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два

пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном

увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более

быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на

добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или

иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов,

когда начинает доминировать на рынке.

Что является причиной появления и развития монополистических

тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки

зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный

рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические

образования определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают

такие взгляды ( английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что

“монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим

завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение,

можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А.

Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать

возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее

притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного

положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические

тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении

является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие

этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его

движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе,

получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику,

увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых

предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у

крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между

собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно

масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают

второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что

является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким

образом, напрашивается вывод, что, появление предприятий-монополистов

обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ

крупного предприятия над малым.

Типы монополий

Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем

свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого,

этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он

предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения

преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких

крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы

(производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на

"нет" конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в

безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии

монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно

производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации

сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений (

картели и синдикаты.

Картель ( это объединение нескольких предприятий одной сферы

производства, участники которого сохраняют собственность на средства

производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую

самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме

производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут

оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж

покупателям.

Синдикат ( это объединение ряда предприятий одной отрасли

промышленности, участники которого сохраняют средства на средства

производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит,

сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У

синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Хотя необходимо сказать пару слов о таком способе монополизации, как

корнер.

Корнер – способ, придуманный еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост:

купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке о временном

изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит

и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и

участники «ринга» получают повышенный доход.

Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля

организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и

создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост

цен. Добившись этого, участники корнера спустя год распродали свои запасы

металла с огромной прибылью.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда,

когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного

производства. На этой основе появляется такая более высокая форма

монополистических объединений как трест.

Трест ( это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей

промышленности, участники которого теряют собственность на средства

производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую

самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт,

финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных

предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие

в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки

пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними

экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики

продаж и цен.

Многоотраслевой концерн ( это объединение десятков и даже сотен

предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли,

участники которого теряют собственность на средства производства и

произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками

объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали

развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения,

образованные путем поглощения прибылей разно отраслевых предприятий, не

имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль

и, захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику

развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного

производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности

только до определенных пор.

За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с

монополиями и убедилось, что монополия – это экономическое зло. Появление

монополий нарушает нормальную работу рыночных механизмов, а это вредно

для интересов нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно

пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией.

Антимонопольное регулирование

История развития монополий является одновременно и историей борьбы с

ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно

ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры

приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет

использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий

формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной

защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности

других. Ведь одной из важнейших функции государства является создание

условий для нормального функционирования рынка.

Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все

“плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную

политику, которая получила название монопольной. Монопольную политику

разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной

экономикой существует антимонопольное законодательство. Оно впервые

возникло в Канаде (в 1889 году) и США (в 1890 году).

Под антимонопольной политикой понимается система государственных мер

правового, экономического, финансового, налогового, психологического

характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и

способствующая эффективному функционированию рыночной экономики.

Антимонопольная политика — это основные направления деятельности

государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена

на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение,

ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной

конкуренции, на защиту прав потребителей.

Отношение государства, общества к проблемам монополизма и конкуренции

двояко. Эта двойственность исходит из того, что в условиях концентрации

производства и обращения объективна тенденция сокращения производства,

роста цен, злоупотреблений монопольным положением.

С другой стороны, концентрация ведет к массовому производству

продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к

экономии основных видов ресурсов.

Исходя из этих двух тенденций, государство строит антимонопольную

политику.

Можно выделить три направления антимонопольной политики.

Во-первых, борьба с монополизацией. В США рынок отрасли считается

монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и выше. При этом

американское законодательство направлено не против крупных размеров

корпораций как таковых, а против последствий захвата рынка монополистами,

так как в ряде случаев минимальные средние издержки могут быть достигнуты

лишь при значительных выпусках продукции, которые могут составлять

достаточно большую долю отраслевого объема производства. Поэтому

дополнительными критериями для отнесения компаний к монополистам служат

подавление партнеров путем снижения цен ниже издержек производства,

заключение контрактов с другими фирмами, направленных против конкурентов.

Компания не преследуется, если она производит «необычные» товары или

услуги, является новатором, и при многих других обстоятельствах.

Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.

В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей.

Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других

фирм, манипулирование ставками на аукционах.

К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с

монополизацией рынков относятся:

1) предельное упрощение процедуры создания новых фирм;

2) снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних

рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных

монополистов;

3) принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько

более мелких и независимых друг от друга (как это было проделано некогда со

«Стандарт Ойл»);

4) введение государственного контроля за процедурами слияния и

поглощения фирм, а в некоторых случаях — установление порядка, при котором

поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;

5) введение в особо сложных случаях (чаще всего это относится к

естественным монополиям) прямого государственного контроля за ценами и

заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях

профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как монопольные

продавцы на рынке труда;

6) наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.

Осуществление антимонопольных действий со стороны государства в

тактическом плане возможно двумя путями.

Во-первых, антимонополистические мероприятия должны в значительной

части предшествовать переходу к рыночным отношениям. Предварительно

необходимо создание системы мер противодействия монополиям (создание

антимонопольного законодательства, расформирование крупных объединений,

первичная демонополизация). Но этому варианту присущи недостатки. Они

связаны с тем, что вместо одной формы монополизма возникают другие, что не

ведет к развитию конкуренции.

Во-вторых, антимонополистические действия должны осуществляться

одновременно с переходом к рыночным отношениям и в рамках этих отношений.

Синхронность этих процессов в большей мере способствует демонополизации

экономики, развитию конкуренции. В этой связи всей совокупности мероприятий

по экономической реформе необходимо придавать антимонопольную

направленность. Необходима антимонопольная экспертиза принимаемых решений.

Антимонопольная политика во времени видоизменяется. На каком-то этапе

развития приоритетными являются одни направления антимонопольной политики,

а с изменением ситуации акценты меняются.

Однако некоторые формы монополии современная экономическая наука и

законодательство все же считают нормальным явлением и потому не преследуют.

Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела схватить

значительную долю рынка за счет:

. создания уникального товара;

. эффективного маркетинга;

. разработки и освоение новой технологии, позволившей существенно

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.