![]() |
|
|
Модели рыночной экономикисамая значительная доля от общего числа вложений направлена в промышленный сектор Венгрии, а точнее, в машиностроение, электротехнику, электронику — до 30%. В настоящее время этот сектор дает более 40% всего промышленного производства Венгрии и 60% экспорта в страны ЕС.1 На втором месте по объему находятся инвестиции в предприятия связи, на третьем - вложения в недвижимость. В последнее время растут инвестиции в строительство (в 1999 г. возросли на 88,5%), однако их доля в сумме всех инвестиций в венгерскую экономику составляет только 3%. После экономического кризиса 1998 г. отмечено снижение до 14% инвестиций в финансовый сектор. 1 Важным показателем инвестиционной деятельности считается реинвестирование доходов от капиталовложений в той же стране. В Венгрии с 1998 г. доходы не реинвестируются. ПИИ могут приходить в страну в различной форме: это могут быть вклады в строительство нового предприятия, основание совместного предприятия, инвестирование расширения корпоративной сети предприятий или приватизация. Именно приватизация оказала значительное влияние на всю производственную структуру страны, став также источником крупных поступлений в бюджет. За счет притока иностранного капитала правительству Венгрии удается покрывать постоянно существующий дефицит текущих статей платежного баланса. Так, согласно данным ОЭСР, в 1995 г. объем только прямых иностранных инвестиций в Венгрии составил 180% дефицита платежного баланса, в 1996 г. — 118%, в 1997 г. - 213%. По информации Венгерского национального банка, в 1999 г. совокупный объем иностранного капитала, поступившего в страну, соответствовал 2.631 млрд. долл., что в значительной степени превосходит годовой дефицит платежного баланса, который составил 2.076 млрд. долл. 1 Из обшей суммы иностранных инвестиций около 75% получено государством в форме доходов от приватизации. На сегодняшний день около 40% индустрии Венгрии находится в руках иностранных инвесторов. 1 Анализ структуры иностранных капиталовложений в Венгрии после 1990 г. показывает, что после транснациональных корпораций (30,26%) самая высокая доля в общем объеме таких вложений принадлежит немецким компаниям (25.48%), что отвечает историческим традициям венгерской экономики. Важную роль играют также американские (13,33%) и французские (8,99%) инвесторы. 1 Наибольший объем приходится на крупные американские компании, такие как Ameritech International, General Electric, General Motors, US West, Alkoa. На сегодняшний день в Венгрии количество компаний, владельцем или совладельцем которых являются немецкие фирмы, насчитывает несколько тысяч, в то время как компании США, сконцентрировавшись на крупном бизнесе, являются совладельцами 400 предприятий. Согласно последнему исследованию, проведенному в начале 2000 г. Немецко- венгерской торгово-промышленной палатой (DUIHK), которая в течение семи лет отслеживает ситуацию среди германских компаний, действующих в Венгрии, одной из острых проблем для их развития впервые был назван недостаток квалифицированных кадров. Немецкие компании в 1999 г. добились в Венгрии заметных успехов. За год доходы от продаж увеличились в среднем на 24,4% , прибыль возросла в среднем на 43%. При этом рост обеспечивался в большей степени за счет реинвестирования собственных доходов, а не внешних вливаний.1 Расходы также возросли на 22%. Последнее является причиной того, что многие немецкие компании ищут возможность перенести наиболее, затратные производства на восток и юг страны. Более 1/3 общего объема промышленного производства Венгрии приходится на машиностроение, при этом почти 40% общего объема машиностроительного производства составляет продукция автомобилестроения (двигатели, комплектующие детали и электронное оборудование для автомобилей). Именно в эту отрасль был направлен основной объем иностранных инвестиций. В Венгрии почти одновременно появились филиалы таких гигантов автомобильной промышленности, как Ford, General Motors, Opel, Suzuki. В 1994 г. объем акционерного капитала в производстве автотранспортных средств равнялся 22.1 млрд. форинтов, на долю иностранного капитала при этом приходилось всего 4 млрд. форинтов. К 1998 г. объем акционерного капитала вырос до 48,6 млрд. форинтов, а иностранный капитал в нем составляет 34 млрд. форинтов или 69,7%, что соответствует 217% от уровня 1994 г.1 Однако, несмотря на весь этот ошеломляющий успех, все чаше хочется задать вопрос — а что на сегодняшний день представляет собой собственно венгерская экономика? Все чаще высказываются предположения о том, что Венгрия стала придатком транснациональных монополий. На фоне интенсивного роста последних лет венгерского промышленного экспорта и постоянного увеличения объема промышленного производства, которые обеспечиваются исключительно деятельностью ТНК, на внутреннем промышленном, как собственно и потребительском, рынке рост очень незначителен. Приватизация в стране была проведена решительно и быстро. Результатом открытости процесса для иностранцев стало то, что зарубежный капитал избрал именно Венгрию в качестве своего плацдарма в регионе ЦВЕ, и на сегодняшний день из 50 крупнейших ТНК в стране обосновались 35. Более того, именно они, а также компании с тем или. иным участием иностранного капитала и обеспечивают жизнеспособность венгерской экономики. Характерным является также тот факт, что сегодня наиболее последовательными сторонниками дальнейшей либерализации торговли в ЦВЕ являются именно транснациональные корпорации, для которых открытие рынков региона стало составной частью инвестиционной стратегии. Венгрия, как и регион ЦВЕ в целом, стала своего рода ареной партнерства и конкуренции между США и Германией. В арсенале Германии имеются по преимуществу экономические механизмы, которые она и использует для установления собственного доминирования в регионе. Всегда активно выступая за продвижение западных институтов на восток, Германия сконцентрировала свои усилия на создании на своих границах группы государств (к их числу относится и Венгрия), которые будут следовать в фарватере ее экономической политики. В силу исторически сложившейся реальности Германия имеет более тесные связи с Венгрией, поэтому приход немецкого капитала в страну был естественным процессом. В ходе политико-экономических преобразований за последние 10-12 лет произошла кардинальная переориентация внешнеэкономических связей Венгрии, прежде всего на Германию. Последняя на сегодняшний день прочно занимает положение ведущего торгового партнера Венгрии и лидирует по объему капиталовложений. В настоящее время германский капитал присутствует практически во всех стратегически важных и жизнеобеспечивающих отраслях экономики Венгрии. Экономическая конъюнктура в Германии в настоящее время является определяющим фактором для финансово- экономического развития Венгрии. Помимо этого, Германия рассматривает Венгрию как плацдарм для выхода на рынки Юго-Восточной Европы. На сегодняшний день США по-прежнему заинтересованы в своем присутствии и лидерстве в Европе и закреплении такой модели на континенте на достаточно длительный срок. Это одна из главных причин их интереса к региону Центральной Европы, и Венгрии в частности. При этом приоритетными являются военно-политические рычаги воздействия. Тем не менее, не желая допустить абсолютного лидерства Германии в экономической сфере, Соединенные Штаты закрепляют и свои экономические позиции на рынке Центральной Европы. Перенос производства в Венгрию позволил американским компаниям удешевить стоимость выпускаемой продукции и расширить ее рынок сбыта. А вступление Венгрии и других стран-претендентов в ЕС (активными сторонниками которого выступают американцы) приведет к ослаблению механизмов экономической зашиты, общей либерализации рынка Евросоюза, а следовательно, обеспечит свободное передвижение американских товаров и услуг на территории региона. Активизация деятельности американских компаний на востоке Венгрии, где расположен один из крупнейших транспортных узлов континента (г. Захонь), имеет целью выход на рынки Восточной Европы, а в перспективе и России. Вместе с тем на сегодняшний день не все экономические требования Евросоюза достижимы для Венгрии. Существуют проблемы, связанные с развитием экологически чистых производств и проведением пенсионной реформы, остается открытым вопрос о развитии инфраструктуры и транспортной сети. Одной из наиболее острых и трудноразрешимых проблем остается сельскохозяйственное производство и производство продуктов питания — сферы, в которой Венгрия традиционно играла одну из ведущих ролей на мировом рынке. Рынок стран- членов ЕС до сих пор остается закрытым для этих венгерских товаров. 5. Российская модель переходной экономики Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как бы ''промежуточное'' состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от ''обычной'' экономики той или другой ступени. Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период. Отсюда первая черта – характерная неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние. Переходная экономика характерна изменениями иного порядка. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, с тем чтобы через другие изменения система вернулась в равновесное устойчивое состояние. Изменения развития в переходной экономики, можно сказать, носят ''безвозвратный'' характер. Они призваны усиливать неустойчивость существующей системы, с тем чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе. Вторая черта, вытекающая из первой, - альтернативный характер развития переходной экономики. Конечно, альтернативность эта имеет определенные границы, но означает, что итоги развития переходной экономики могут быть варианты. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой перемешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия факторов, воздействующих на процесс развития в этот период. Третья черта – появление и функционирование особых переходных экономических форм. В этом также проявляетя ''смешанность'' старого и нового в этот период. Переходная форма, неся в себе ''смешанное'' содержание, уже выражает противоречие с традиционными системными формами, служит своеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы. Четвертая черта - особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, то есть нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими. Пятая черта – историчность переходной экономики. Эта историчность связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историческим характером условий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит от традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое – современные переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его экономический строй, и социальная структура, и т. д. Во-вторых, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают в условиях восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного уровня развития каждой страны. Экономические реформы постсоциалистического периода как в России, так и в Восточной Европе обнаруживают известную цикличность. Ранний период активных преобразований сменяется, чаще всего под влиянием нарастания социально- экономической напряженности, замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление проблем, порожденных недостаточной реформированностью экономики, вызывает к жизни новый этап энергичной трансформации. Так произошло и в России. Активные реформы 1992-1996гг уступили место эволюционному развитию рыночных институтов в 1994-1996гг. Однако с 1997г правительство приступило к подготовке нового цикла реформ - в социальной, военной, жилищно- коммунальной и других сферах. Представить полную периодизацию пока невозможно, поскольку Россия, как и другие страны, прошла пока лишь часть пути к рыночной экономике. Однако теоретический анализ позволяет предположить, что постсоциалистическая трансформация должна пройти через три этапа. Первый этап – это макроэкономическая стабилизация и либерализация экономики. Основное содержание этого этапа – подавление инфляции, устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной сфере и укрепление рубля. В России первый этап начался в январе 1992г с либерализации цен и завершился в 1996-1997гг, когда удалось победить инфляцию, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики и завершить первый (ваучерный) этап приватизации. Второй этап – это переход к экономическому росту. Первые признаки оживления в нашей стране возникли в первом полугодии 1997г, но они еще слабы и неустойчивы. Третий этап – это будет этап завершения постсоциалистических реформ, когда сложится современная структура экономики с преобладанием наукоемких производств и информационных услуг, возникнет саморазвивающаяся рыночная система и начнут формироваться институты социального партнерства. Этот этап переходного периода продлится, видимо до конца первого десятилетия XXI в. Среди многочисленных изменений, происходящих в переходной период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Их пять: . изменение роли государства; . макроэкономическая стабилизация; . приватизация; . трансформационный спад; . интеграция в мировое хозяйство. Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными конечной целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что постсоциалистической трансформации для России является смешанная либерально- регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства. Сущность административно-командной системы составляло всевластие государства. В рыночной экономике оно занимает совсем иное положение и выполняет совсем иные функции. Этот процесс протекает во взаимодействии с формированием рынка. В переходный период рынок не сложился в целостную и эффективную систему, поэтому проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но и организующей силы государства. Наиболее видимым проявлением изменения роли государства в экономике в первые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту (либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции (либерализация внешней торговли). Всем памятен Указ президента о свободе торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью – от уличной торговли до образования торговых компаний – любым физическим и юридическим лицам. Воздействие государства на формирование институциональной среды выражается прежде всего в законотворчестве и контроле за соблюдением законов. Корпус рыночного хозяйственного права должен включать как минимум четыре основные части: 1)права собственности; 2)контрактные отношения (договоры между экономическими агентами); 3)порядок начала и окончания хозяйственной деятельности; 4)поддержание конкурентной среды. В переходный период к корпусу рыночного права следует добавить особые экономико-правовые процедуры, регулирующие переход к рынку (например, приватизация). Наша страна вступила в период трансформации при отсутствии или крайней слабости формальных (и неформальных) основ для экономической деятельности в условиях рынка. В результате приватизации основная часть государственной собственности перешла к новым владельцам. Чаще всего это акционерные общества, в которых контрольный пакет акций принадлежит администрации и работникам предприятия или другим юридическим лицам. Отношения между новыми владельцами обычно бывают неустойчивыми и запутанными. Права собственности неспецифицированны, то есть не определены границы правомочий каждого владельца. Это называется размытостью прав собственности. Поэтому предстоит пройти еще долгий путь урегулирования противоречий, взаимной ''притирки'' новых собственников и юридического оформления четко определенных прав собственности, прежде чем появятся настоящие частные собственники. Тем не менее уже сегодня изменение характера собственности привело к важным изменениям в функционировании российских предприятий, компаний и других экономических организаций. В их экономической деятельности явственно проявляются черты субъектов рынка. Это выражается в том, что большинство экономических организаций: . руководствуются рыночным принципом максимизации прибыли; . свободны и независимы в принятии экономических решений. В отличие от развитого рыночного хозяйства переходная экономика характеризуется высоким монополизмом и соответственно слабым развитием конкурентной среды. Это прямое наследие административно- командной системы, когда монополии создавались целенаправленно под флагом борьбы с ''параллелизмом'' и ''дублированием''. Поэтому производство однородной продукции, особенно сложных технических изделий, обычно концентрировалось на одном-двух предприятиях, которые снабжали своей продукцией всю страну. В переходный период эти монополии сохранились и даже укрепили свои позиции. Дело в том, что в отличие от периода административно-командной экономики в переходный период монополии испытывают гораздо меньшую степень контроля и регулирования государства. Антимонопольная политика – наиболее слабое звено экономической политики во всех постсоциалистических государствах, что в огромной степени связано с объективными трудностями контроля над монополиями. Ведь почти все крупные и средние российские предприятия – монополисты. Институциональная неполнота –это отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка. В России это отсутствие рынка земли. Эта черта специфична для переходного периода именно в нашей стране и связана с особо сложной и противоречивой историей аграрных отношений в России. В большинстве других постсоциалистических стран такой проблемы нет. Однако другое проявление институциональной полноты характерно для всех постсоциалистических государств – это отсутствие рыночной селекции в форме закрытия несостоятельных предприятий (банкротств). В России и в других странах с переходной экономикой в самом начале рыночных реформ были приняты законы о несостоятельности и банкротстве и |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |