![]() |
|
|
Основные позиции к сдаче предмета экономической теорииОсновные позиции к сдаче предмета экономической теорииМОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ нежная_кайф ЭС01-61 Москва 2001 Предмет экономической теории Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества. Существует реальная и теневая экономика (уход от налогов). Существует три наиболее важных экономических вопроса: что производить, как производить, для кого производить. Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают. В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ является в первую очередь экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления. ЭТ изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения ЭТ является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов. ЭТ изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-экономические отношения. Экономические отношения подразделяются на 2 блока: 1.организационно-экономические 2. отношения собственности и соответствующие им социально-экономические отношения. 1)Формы О/Э отношений: . Разделение труда, специализация производителя; . Кооперация труда - такая форма организации труда, при которой несколько лиц участвуют в одном или разных процессах, связанных м. собой. Кооперация труда порождает новую производственную силу. . Концентрация производства и его централизация. К - это увеличение масштаба предприятия за счет собственных ресурсов. Ц - объединение предприятий. . Организация общественного хозяйства - это натуральное и товарное хозяйство. . Управление. Формы управления экономикой: стихийно-рыночная плановая. 2) С/Э отношения - отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления. Определяется формами собственности на СП. ЭТ изучает закономерности развития экономики, Э законы и их использование. СЭО - это отношения между людьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их распределения и потребления между классами и социальными группами, между странами, предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими и крупными собственниками в городе и деревне; вся система экономических отношений рассматривается во взаимосвязи, в их единстве. Система экономических отношений должна соответствовать состоянию производства, чтобы обеспечивать его развитие и эффективное функционирование. Материальное производство является материальной основой экономических отношений. Предмет труда - это то, на что человек воздействует своим трудом и изменяет его Средства производства - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, и чем воздействует на предмет труда. Экономические законы, их система и использование. ЭЗ выражают существенные и необходимые связи в общественном производстве, постоянно повторяющиеся взаимоотношения, взаимодействия между людьми. Они отражают наиболее устойчивые внутренние и внешние связи объекта. ЭЗ возникают и действуют в результате производственной деятельности людей. Действуют объективно(независимо от воли и сознания людей). Необходимо различать: экономические законы, законы природы, юридические законы. В обществе действует система ЭЗ. Они взаимосвязаны м собой. Различают след. ЭЗ: 1. Всеобщие - законы, которые действуют на всех ступенях развития человеческого общества, во всех общественно-экономических формациях: а) З. Возвышающихся потребностей; б)З общественного разделения труда; в)З повышения производительности труда и др. 2. Общие ЭЗ - действуют при наличии общих социально-экономических условий(товарно-денежные отношения): а)З стоимости; б)З спроса и предложения; в)З денежного обращения и тд. 3. Особые (специфические) ЭЗ - выражают внутреннюю природу каждого общественного способа производства. Определяются собственностью на СП и свойственные ей социально-экономические отношения. ЭЗ познаваемы. Их необходимо использовать в практике хозяйствования. Методика экономической теории. Научные способы, приемы познания экономической теории, истинного понимания и освещения экономического развития. Метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного. движение от абстрактного к конкретному; метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы; метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов. единство исторического и логического, т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи; экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той или иной экономической теории. Существуют несколько функций экономической теории: познавательная функция; практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику; прогностическая; методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках. идеологическая. Общественное производство и его факторы Общественное производство представляет собой целесообразную деятельность людей, направленную на удовлетворение их потребностей. Процесс производства является результатом двух видов взаимодействий и связей: 1.Человек и природа; 2.Отношения между людьми в процессе их хозяйственной деятельности. Материальное производство является основой существования и развития человеческого общества. Общественное производство включает: материальное производство и нематериальное производство. В материальном производстве: пр-во продуктов и пр-во услуг. Нематериальное пр-во: пр-во нематериальных услуг, создание нематериальных благ. Инфраструктура - совокупность отраслей, видов хозяйств, в результате функционирования которых создаются общие условия производства и жизнедеятельности людей. ФП в обобщенном виде можно подразделить: личный фактор (раб. сила, труд), вещественный фактор (средства производства), предпринимательский фактор - личный фактор, обеспечивает соединение факторов производства. Средства производства - предметы труда и средства труда. Предмет труда - то, из чего производим, на что воздействуем. Сырье - предмет труда на который затрачен человеческий труд. Средства труда - с помощью чего мы производим. Орудия труда - с помощью которых человек непосредственно воздействует на предмет труда. Социально-экономические системы - это способ организации общественного производства. Современные системы: 1.Традиционная экономика - базируется на ручном труде (слаборазвитые страны); 2.Командно-административная система (СССР, КНДР). Присутствует во всех странах (когда управляемая экономика): а) государственный тип (собственность на средства производства); б) всеобщая (роль государства); 3.Рыночная экономика: а) частная собственность на средства производства; б) роль государства минимальная. В рыночной экономике решаются 3 основные проблемы: что производить, как производить, для кого производить. Регулирование распределения ресурсов осуществляются на основе взаимодействия производителей и потребителей, продавцов и покупателей в соответствии со спросом и предложением. 4.Смешанная экономика: а) собственность - государственная и частная; б) рыночная экономика + плановая экономика. Рыночный механизм регулирования с государственным регулированием. 5.Социальная экономика. Защита человека, сближение жизненного уровня, снижение дифференциации в доходах. Социально-экономическая сущность собственности Стержневым в системе экономических отношений является собственность на средства производства. Она определяет социально-экономический строй общества. Собственность- это присвоение, обретение чего-то в свою власть, в свою принадлежность. Власть находится у того, кто является собственником. Собственность характеризуется с точки зрения социально-экономического содержания: 1.Присвоение факторов производства. 2.Способ соединения работников со средствами производства (продажа/наём рабочей силы). 3.Хозяйственное использование материальных средств: собственник сдает в аренду, лизинг (передает). 4.Экономический механизм реализации собственности - получение дохода и его использование. Юридическое содержание собственности (относится ко всем видам собственности): 1.Владение. 2.Пользование. 3.Распоряжение. Формы собственности: С развитием общества формы собственности меняются, они становятся более разнообразными. С развитием орудий труда, технологий изменяются и формы их использования, связанные с теми или иными видами собственности. Ручные орудия труда - частная собственность, индивидуальное использование. Машинное производство - крупная частная собственность. 1.Государственная собственность - имеет место практически во всех странах. 2.Коллективная собственность. Приватизация означает превращение гос. собственности в иные формы собственности. В 1995 г. приватизация проводилась в 150 странах. Приватизация - древнее понятие. Опыт показывает, что эффективность приватизации зависит от методов и сроков, этапов её проведения. Этапы: . Подготовительный - довольно продолжительный; . Непосредственно процесс приватизации - самый короткий период; . Налаживание эффективной работы приватизированных предприятий - наиболее продолжительный. Основные исторические и общеэкономические формы организации общественного производства. Натуральное хозяйство. Товарное производство. Натуральное производство - производство для внутреннего потребления производителя, его семьи (не для продажи). Характеризуется универсальностью и изолированностью хозяйства. Формы: 1.Патриархальное хозяйство. 2.Общинное хозяйство. Автаркия - государство, изолированное от других государств, без внешних связей. Товарное хозяйство - производство продукции/услуг для рынка, для продажи. Общей основой возникновения и развития товарного производства является общественное разделение труда, специализация производителей, затем обособление производителей и появление частной собственности. Различают простое и капиталистическое товарное производство. Простое базируется на частной собственности и личном труде товаропроизводителя. Капиталистическое - на частной собственности и использовании наемной рабочей силы. Товарное хозяйство имеет множество преимуществ перед натуральным. Движущие силы его развития: 1. разделение и специализация труда; 2. кооперация труда и производства; 3. заинтересованность в повышении производительности труда; 4. состязательность, конкуренция; 5. использование достижений НТП. Товар и его свойства. Величина стоимости товара. Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке. Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью. Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющими его способность удовлетворять потребности человека. ПС относится ко всем продуктам (сырьё и т.д.) ПС составляет вещественное содержание богатства. Потребительская стоимость товара: 1. должна быть создана трудом; 2. должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей; 3. должна обмениваться на другой товар (механизм купли-продажи). Товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары. Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один товар на другой. Один товар имеет множество меновых стоимостей. Деньги. Их сущность и функции в системе товарного хозяйства. Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства. Они стихийно выделились из массы товаров в результате развития товарообмена На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность - качества, сделавшие их наиболее пригодными к выполнению функции денег. Монета - определенной формы, веса и достоинства металл. Бумажные деньги: банкнота - выпускается центральным банком страны; казначейский билет - государственным казначейством. Существуют наличные, безналичные деньги, денежные чеки, дорожные чеки, электронные деньги. Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Функции денег: мера стоимости; средство обращения; средство накопления; средство платежа; мировые деньги. Цена - денежное выражение стоимости товара. Масштаб цен - денежная единица с её делениями, в основу которой положено определенное количество денежного металла. Мировые деньги могут выполнять функции: международного платежного средства; международного покупательного средства; всеобщего воплощения общественного богатства. К = (сумма цен товаров - продажа в кредит - взаимопогашаемые платежи + возврат кредита)/скорость оборота денежной единицы. Сущность рынка и его функции. Р - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения. Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг Функции рынка: . Ценообразующая; . Посредническая; . Информационная; . Регулирующая; . Санитарная (очистка рынка от неконкурентоспособных производителей). Рынок - совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег. В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса: что производить; как производить; для кого производить. В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений. Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов: закон стоимости; спроса и предложения; закон о денежном обращении. Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство. Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями. Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период. Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма. Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара. Предприятие и его функции. Самостоятельно хозяйствующий субъект называется предприятием, если он создан в порядке, установленном действующим законодательством и осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие образует юридическое лицо, имеет название и печать, р/счет в банке. Юридическим лицом принято считать организацию, представляющую в едином лице входящих в нее отдельных субъектов, имеющую в распоряжении к-л. имущество, несущую самостоятельную за него ответственность, выступающую в кач-ве самостоятельного субъекта в роли истца/ответчика. Предприятие осуществляет производственную, коммерческую, научно- исследовательскую, инвестиционную и др. виды деятельности в соответствии с уставом предприятия, а также решает вопросы ,связанные с развитием социальной сферы (строительство жилья для служащих, содержание д/отдыха, д/лагерей, мед. учреждений и т.д.), проводит природоохранные мероприятия, модернизацию производства. Функции предприятия: организует производственный процесс, ведет бух. учет, проводит поисковые научно-исследовательские и маркетинговые исследования, платит налоги, заключает договора с другими предприятиями и т.д. Спрос и предложение в рыночной экономике Рыночный механизм - это механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен и качества, объема производства, структуры. Рыночное равновесие - спрос и предложение совпадают так , что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Предложение - это масса товаров и услуг, которые предлагаются для реализации. Свойства: способность к обмену, способность удовлетворить те или иные конкурентные потребности Закон предложения: с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения; с понижением цен сокращается также и предложение. Спрос - количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода цен. Причины изменения спроса: изменение потребительского вкуса; изменение числа покупателей; изменение дохода покупателей; изменение цены на сопряженные товары. Эластичность спроса и предложения Эластичность - важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов (цены, дохода и др.). Спрос эластичен, если он сформировался при условии, что изменение его объема превышает процентное отношение снижения цен. КЭл. больше в случае, когда степень снижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Кэл. меньше если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объема спроса лишь компенсирует снижение уровня цен. Факторы, влияющие на эластичность: наличие хороших заменителей товаров удельный вес в бюджете потребителя размер дохода качество товаров размеры запаса Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена Равновесие рыночных цен устанавливается при таких ценах и количествах товаров, при которых покупатели хотят купить, соответствует количеству, которое продавцы хотят продать. Цена равновесия - цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. Закон рыночного равновесия: фактор цены на данный товар в ситуации рыночного равновесия не ведет к его нарушению, т.к. избыток предложения и дефицит равны нулю. Стабильное равновесие - состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена - |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |