![]() |
|
|
Ответы на билеты по Экономической теорииВ экономической теории сложились два основных подхода к трактовке форм проявления экономического роста. Наиболее распространенным является понимание экономического роста как итоговой характеристики развития национальной экономики за определенный период, измеряемый либо темпами роста реального объема ВНП ( ВВП, НД) , либо темпами увеличения этих показателей в расчете на душу населения. Первый способ измерения экономического роста используется при оценке темпов расширения экономического потенциала страны, второй - при анализе динамики благосостояния населения или сравнении жизненного уровня в разных странах и регионах. Основными конечными целями экономического роста являются повышение материального благосостояния населения и поддержание безопасности. Первое конкретизируется в следующих основных составляющих: увеличение среднедушевых доходов населения; увеличение свободного времени ; улучшение распределения ВВП среди различных слоев населения; улучшение качества и рост разнообразия выпускаемых товаров и услуг. Под эффективностью экономического роста понимается улучшение всех составляющих многогранного понятия “эффективность производства”. Сюда относятся: улучшение качества товаров и услуг, повышение их конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках; освоение производства новых товаров, позволяющих удовлетворить ранее не удовлетворенные потребности или создавать возможность для их удовлетворения наилучшим образом; освоение новых технологий, позволяющих минимизировать затраты органических производственных ресурсов для выпуска данного объема производства. Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста. По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту и к ним относят: увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов; рост объема и улучшение качественного состава основного капитала; совершенствование технологии и организации производства; повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов; рост предпринимательских способностей в обществе. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность. Они могут способствовать реализации потенциала, заложенного в прямых факторах, или ограничивать его. В состав косвенных входят такие факторы предложения, как снижение степени монополизации рынка, уменьшение цен на производственные ресурсы, снижение налогов на прибыль, расширение возможности получения кредитов, а также факторы спроса и распределения. Факторы спроса определяют возможность реализации растущего объема производства. К числу важнейших относят такие факторы спроса, как рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов, расширение экспорта. Если динамика спроса отстает от расширения естественного уровня Современный тип экономического роста - это развитие интенсификации производства на основе НТР. Показатели современного типа экономического роста: повышение качества продукции; повышение производительности труда; ресурсосбережения, т.е. уменьшение удельного расхода ресурсов на единицу полезного эффекта; динамика фондоотдачи; снижение текущих затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции; интегрированный показатель нового типа экономического роста - рост эффективности общественного производства. 26. Цель и методы государственного регулирования в рыночной экономике Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Подобное регулирование в современных рыночных условиях осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, тем не менее, экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Основные функции государства: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; проведение политики макроэкономической стабилизации; деятельность в сфере распределения доходов. Функции определяют тот необходимый минимум вмешательства государства, без которого не может нормально функционировать рыночный механизм. В развитии экономики государств очень часто приходится корректировать те недостатки, которые имеет рынок. 1. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды; 2. Не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (запасы рыбы); 3. не создает стимулов для пр-ва товаров и услуг коллективного пользования; 4. не гарантирует права на труд и доход; 5. не обеспечивает развития фундаментальных исследований в науке; 6. рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему инфляционными процессами. Поэтому государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества фирм, эффективной конкуренции, за ограничение монопольного пр-ва. Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики: 1. Кейнсианская школа - за регулирование хоз. механизма; 2. Доктрины консервативного направления, т. е. те, к-рые за невмешательство государства в экономическую жизнь. Гос. регулирование эк-ки - целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешних рынков посредством микро- и макроскопических регуляторов целедостижения равновесного роста общей экономической системы. Генеральные цели гос. рег.: 1. достижения эконом. и соц. Стабильности; 2. обеспечение национальных эконом. преимуществ; 3. обеспечение эконом. безоп. Страны; 4. адаптация рыночного механизма к различным целям. Типы гос. регулирования: 1. полный гос. монополизм в управлении нар. хоз-вом. 2. различные варианты сочетания рыночных и гос. регуляторов (Фр). 3. крайний либерализм, признающий эффективность только частного предпринимательства (США). Деятельность пр-ва: 1. обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы; 2. защита конкуренции; 3. перераспределение доходов и богатства; 4. корректировка распред. ресурсов с целью изм. Структуры нац. Продукта. 5. контроль уровняня занятости и инфляции 6. стимулирование эконом-го роста отраслей пр-ва. Комплексное использование методов и инструментов гос-го регулирования образует макромаркетинг национальной экономики. Он является комплексным методом, охватывающим одновременно все фазы воспроизводства и экономического роста территорий и региональных подсистем. 27. Государственный бюджет, его структура: дефицит, профицит, госдолг Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. Государственные доходы - исчисленные в денежной форме доходы государства за счет взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственного аппарата, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи. Государственные расходы - денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов. Дефицитом бюджета - называется превышение расходов над доходами, то есть это недостаточность средств, ресурсов по сравнению с запланированным или необходимым уровнем. Государственный долг - это задолженность государства внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний и внутренний государственный долг. Дефицит бюджета характеризует такое его состояние, когда общие расходы гос- го сектора превышает доходы гос-го сектора государства. В принципе дефицит бюджета связан с циклом деловой активности. Когда происходит подъем в экономики, и наблюдается пик развития, то налоговые поступления увеличиваются быстро, а гос-ные расходы на пособие по безработице сокращаются. Разница между всей стоимостью всех товаров и услуг, которые наша страна продает другим странам и стоимостью все товаров и услуг, которые мы покупаем у остального мира, называется внешним торговым балансом страны. Если страна покупает у друг. гос-в больше, чем продает, то наблюдается внешне-торговый дефицит. А если государство продает друг. странам больше, чем покупает у них, то оно имеет активное дефицит внешне- торгового бюджета. Государственный долг - ценные государственные бумаги, продаваемые предприятиям и населению страны (по которым государство выплачивает %), и международные займы (задолженность другим государствам и международным кредитным организациям). Чем больше гос-ный долг, внутренний и внешний, тем выше расходы на его обслуживание и погашение, тем меньше средств остается для инвестиций и для потребления населения. 28. Национальный доход и его распределение НД – это часть СОП за вычетом потребленных средств производства. НД = СОП – Фв, НД = ПП + НП НД – это чистый продукт общества Факторы, влияющие на рост НД: 1. увеличение численности занятых в сфере мат. производства 2. за счет роста производительности труда, этот фактор определяющий поскольку возможности роста численности ограничены НД состоит из 2 фондов фонд потребления – это часть, которая направлена на удовлетворение потребностей, на зарплату рабочих мат. сферы Фонд накопления - это часть, которая направлена на расширение производства, на культурно-бытовое стр-во, на резервы, на содержание непроизводственной сферы. ЧНП – исчисляется как сумма зарплаты, прибыли, ренты, процента, косвенных налогов (таможенные пошлины). ЧНП – это нац. доход + косв. налоги. Они добавляются для того, чтобы определять нац. доход по рын. ценам. ВВП включает в себя продукцию и услуги, произведенные только внутри страны с использованием только своих факторов производства. Различают: Номинальный ВВП – это его физ. объем, выраженный в текущих ценах данного года. Реальный ВВП – это его физ. объем с поправкой на уровень изменения цен с помощью дефлятора. Дефлятор – это индекс цен на все товары, услуги, используемый для соотношения ном. ВВП с целью определения его реальной величины. Для хар-ки уровня жизни населения используется показатель «личный доход» ЛД – это доход, который получает отдельное лицо, семья, без налогов 29. Мировая торговля: влияние внешней торговли на национальное производство общественного продукта Мировая торговля пред. собой наиболее простую форму реализации международного разделения труда. Каждая страна участвует в мировом обмене товарами и услугами. Ее участие в мировой торговле хар-ся 2 составляющими: ввозом и вывозом товаров и услуг. Экспорт – вывоз товаров и услуг и их реализация на внешних рынках. Импорт - ввоз товаров и услуг и их реализация на внутреннем рынке страны. Реэкспорт – ввоз товаров с целью не реализация их на внутренних рынке, а вывоза в третьи страны. Внешнеторговый баланс страны – вся совокупность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Внешнеторговый оборот страны – общая сумма экспорта и импорта. Сальдо внешнеторгового оборота – разность между суммой экспорта и суммой импорта. Сальдо полож-ное, если экспорт превышает импорт, и наоборот. Соотношение экспорта и импорта в условиях открытой экономики оказывает существ. влияние на всю экономическую ситуацию в стране. Экспорт, как и потребление и инвестиции, вызывает увеличение объема производства внутри страны. А это означает появление новых рабочих мест, увеличение занятости, рост доходов, который стимулирует расширение отечественного производства. В случае увеличения импорта произойдет переориентация части расходов с потребления и инвестиций на импорт. А это повлечет сокращение спроса на продукты отеч. производства, свертывание рабочих мест, сокращение доходов. Поэтому при измерении совокупных расходов на выпускаемые внутри страны товары и услуги необходимо вычитать расходы на импорт, а экспорт рассматривать как новый компонент совокупных расходов в стране. Из изложенного следует, что полож. сальдо ведет к возрастанию расходов и увеличению чистого внутреннего продукта, тогда как отриц. сальдо приводит к уменьшению ЧВП. 30. Международное разделение труда, как предпосылка формирования мирового рынка Международное разделение труда (МРТ) – это высшая ступень территориального разделения труда, опирающаяся на специализацию производства отдельных стран по выпуску и экспорту определенных видов товаров и услуг. Международное разделение труда является объективной основой становления и развития международного обмена. Масштаб и глубина МРТ определяется 2 факторами: 1. различия в природно-климатических условиях и наличие природных ископаемых 2. уровень развития производительных сил в странах-участницах МРТ Мировой рынок – это исторически сложившаяся на базе промышленного производства и МРТ система торгово-экономических и финансово-кредитных отношений между странами. Он становиться ареной столкновения интересов различных государств и их хозяйствующих субъектов, конкурентной борьбы между ними, что предопределяет порой его нестабильность, а также высокую степень подвижности и изменение рыночной конъюнктуры. 31. Инвестиционная деятельность государства В отношении капитала регулирующая роль проявляется прямо и косвенно. Непосредственно она находит свое выражение в гос. секторе, в котором накопление капитала на гос. предприятиях опред-ся соотв. нормативами. Одновременно гос-во, обладая поступлениями в бюджет либо определенную их часть непосредственно инвестирует в производство, транспорт, связь, инфраструктуру, жилье, развитие соцсферы, либо участвует в совместных проектах, либо компенсирует часть инвестиций частного сектора экономики. Изменяя инв. политику путем непосредственного наращивания или сокращения гос. капиталовложений, гос-во оказывает воздействие на общую экон. конъюнктуру в стране, развитие нац. экономики. Активизация инв. деятельности в гос. секторе провоцирует спрос на инв. товары, рабочую силу и в частном секторе. Гос-во, осуществляя собственные автономные инвестиции, имеет возможность вызывать мультипликационный эффект увеличения общ. продукта. создает режимы наибольшего благоприятствования для вложения капиталов снижает налоги на прибыль, направляемую на финансирование капиталовложений, и на доходы от реализации ожидаемой продукции льготное кредитование, выдача субсидий привлечение иностранного капитала. 32. Преобразование отношений собственности: разгосударствление и приватизация Переход к рыночной эк требует коренного преобразования отн-ий с-ти. ибо на рынки должны действовать хоз. объекты, присваивающие эффект от своих усилий. и в то же время несущих полную мат-ную ответственность за не использование ресурсов. Современный рынок функционирует при многообразии форм с-ти. Каждый собственник избирает те сферы хоз. деятельности, где можно получить наивысшую эффективность. Приватизация - ключевой момент процесса становления бизнеса. Это положение актуально для стран с развитой рын. эк-ой. Особенно приватизация важна для переходного периода. Разгосударствление эк-ки - это многогранный процесс отстранения государства от прямого хоз. упр-ия. и усиления на этой основе самостоятельности предпр-ий. С целью создания условий саморегулирования эк-ки. Сущ 2 направления развития эк-ки: путем ограничения вмешательства государства в хоз-ную деятельность предприятий путем разгосударствления собственности. Разг. с-ти может осуществляться как путем организации новых предприятий основанных на негос-ых формах собственности, так и путем приватизации гос- ных приватизаций. Цель разг. с-ти. Состоит в том, чтобы уменьшить долю гос-ой собственности и тем самым ликвидировать обезличность соб-ти. Важнейшим направлением разгос-ия соб-ти явл. приватизация. Приват-ия - процесс приобретения у государства предприятий и имущественных комплексов трудовыми коллективами и гражданами и теми юр-ми лицами, деятельность кот. основана на негос-ых формах собс-ти. В результате приватизации государство утрачивает права владения, распоряжения и пользования объектами гос-собственности, а гос-ые органы-право непосредственного управления ими. Финансовые источники приватизации: средства предприятий (часть прибыли, амортизаторционные отчисления, фонд накопления) заемные и привлечонные мр-ва (кредиты банков, кредиты предприятий, средства от продажи ценных бумаг) личные средства Объекты приватизации Жилье, предприятия, цехи, производства, участки, иные подразделения этих предприятий. Оборудования, здания, сооружения и т.д. Доли (паи, акции) государства и аддминистративнотерриториальных образований в капитале акционерных обществ. Субъекты приватизации: граждане РФ юридические лица РФ деят. Кот. Основанна на негосударственных формах собственности Трудовые коллективы гос-ых предприятий Иностранные инвесторы Лица без гражданства 33. Методы государственного регулирования национальной экономики Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного им контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Методы ГРЭ - экономический - средства денежно- кредитной и бюджетной политики; административный - меры запрета, разрешения и принуждения. Прямое вмешательство - формирование смешанной экономики с наличием существенного государственного сектора в отраслях, наиболее оснащенных основным капиталом; издание законов и правовых актов и осуществления государственного контроля за их исполнением. Косвенное вмешательство - путем реализации положений финансовой, фискальной налоговой, денежно-кредитной, внешнеэкономической и социальной политики. В помощью реализации экономической политики осуществляется: перераспределение доходов и ресурсов; стимулирование инвестиционной деятельности и развитие приоритетных направлений экономики; стимулирование занятости; поддержание цен и воздействие на их уровень; устранение отрицательного влияния побочных эффектов предпринимательской деятельности. Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем. Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дороги, дорожную разметку и знаки и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости. Государство тратит средства, осуществляя контроль над состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы. Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема несправедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство должно обеспечить право на труд тех, кто может и хочет работать, рыночная экономика неизбежно связана с безработицей. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |