реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на билеты по Экономической теории

В экономической теории сложились два основных подхода к трактовке форм

проявления экономического роста. Наиболее распространенным является

понимание экономического роста как итоговой характеристики развития

национальной экономики за определенный период, измеряемый либо темпами

роста реального объема ВНП ( ВВП, НД) , либо темпами увеличения этих

показателей в расчете на душу населения. Первый способ измерения

экономического роста используется при оценке темпов расширения

экономического потенциала страны, второй - при анализе динамики

благосостояния населения или сравнении жизненного уровня в разных странах и

регионах.

Основными конечными целями экономического роста являются повышение

материального благосостояния населения и поддержание безопасности. Первое

конкретизируется в следующих основных составляющих: увеличение

среднедушевых доходов населения; увеличение свободного времени ;

улучшение распределения ВВП среди различных слоев населения; улучшение

качества и рост разнообразия выпускаемых товаров и услуг.

Под эффективностью экономического роста понимается улучшение всех

составляющих многогранного понятия “эффективность производства”. Сюда

относятся: улучшение качества товаров и услуг, повышение их

конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках; освоение

производства новых товаров, позволяющих удовлетворить ранее не

удовлетворенные потребности или создавать возможность для их удовлетворения

наилучшим образом; освоение новых технологий, позволяющих минимизировать

затраты органических производственных ресурсов для выпуска данного объема

производства.

Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые

определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности

повышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные

факторы. Прямые непосредственно определяют физическую способность к

экономическому росту и к ним относят: увеличение численности и повышение

качества трудовых ресурсов; рост объема и улучшение качественного состава

основного капитала; совершенствование технологии и организации

производства; повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный

оборот природных ресурсов; рост предпринимательских способностей в

обществе.

Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в

действительность. Они могут способствовать реализации потенциала,

заложенного в прямых факторах, или ограничивать его. В состав косвенных

входят такие факторы предложения, как снижение степени монополизации рынка,

уменьшение цен на производственные ресурсы, снижение налогов на прибыль,

расширение возможности получения кредитов, а также факторы спроса и

распределения.

Факторы спроса определяют возможность реализации растущего объема

производства. К числу важнейших относят такие факторы спроса, как рост

потребительских, инвестиционных и государственных расходов, расширение

экспорта.

Если динамика спроса отстает от расширения естественного уровня

Современный тип экономического роста - это развитие интенсификации

производства на основе НТР.

Показатели современного типа экономического роста:

повышение качества продукции;

повышение производительности труда;

ресурсосбережения, т.е. уменьшение удельного расхода ресурсов на единицу

полезного эффекта;

динамика фондоотдачи;

снижение текущих затрат живого и овеществленного труда на единицу

продукции;

интегрированный показатель нового типа экономического роста - рост

эффективности общественного производства.

26. Цель и методы государственного регулирования в рыночной экономике

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было

различным на разных этапах ее становления и развития. Во всех экономических

системах государство регулирует экономику. Подобное регулирование в

современных рыночных условиях осуществляется в меньших масштабах, чем в

административно-командной системе, тем не менее, экономическая роль

государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства

представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и

контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными

учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и

приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся

условиям. Основные функции государства: создание и регулирование правовой

основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование;

проведение политики макроэкономической стабилизации; деятельность в сфере

распределения доходов. Функции определяют тот необходимый минимум

вмешательства государства, без которого не может нормально функционировать

рыночный механизм.

В развитии экономики государств очень часто приходится корректировать те

недостатки, которые имеет рынок.

1. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите

окружающей среды;

2. Не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему

человечеству (запасы рыбы);

3. не создает стимулов для пр-ва товаров и услуг коллективного пользования;

4. не гарантирует права на труд и доход;

5. не обеспечивает развития фундаментальных исследований в науке;

6. рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему инфляционными

процессами.

Поэтому государство берет на себя ответственность за создание относительно

равных условий для взаимного соперничества фирм, эффективной конкуренции,

за ограничение монопольного пр-ва.

Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию

рыночной экономики:

1. Кейнсианская школа - за регулирование хоз. механизма;

2. Доктрины консервативного направления, т. е. те, к-рые за невмешательство

государства в экономическую жизнь.

Гос. регулирование эк-ки - целенаправленный координирующий процесс

управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних

и внешних рынков посредством микро- и макроскопических регуляторов

целедостижения равновесного роста общей экономической системы.

Генеральные цели гос. рег.:

1. достижения эконом. и соц. Стабильности;

2. обеспечение национальных эконом. преимуществ;

3. обеспечение эконом. безоп. Страны;

4. адаптация рыночного механизма к различным целям.

Типы гос. регулирования:

1. полный гос. монополизм в управлении нар. хоз-вом.

2. различные варианты сочетания рыночных и гос. регуляторов (Фр).

3. крайний либерализм, признающий эффективность только частного

предпринимательства (США).

Деятельность пр-ва:

1. обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию

рыночной системы;

2. защита конкуренции;

3. перераспределение доходов и богатства;

4. корректировка распред. ресурсов с целью изм. Структуры нац. Продукта.

5. контроль уровняня занятости и инфляции

6. стимулирование эконом-го роста отраслей пр-ва.

Комплексное использование методов и инструментов гос-го регулирования

образует макромаркетинг национальной экономики. Он является комплексным

методом, охватывающим одновременно все фазы воспроизводства и

экономического роста территорий и региональных подсистем.

27. Государственный бюджет, его структура: дефицит, профицит, госдолг

Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства за

определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием

источников поступления государственных доходов и направлений каналов

расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством,

утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе

исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр.

Государственные доходы - исчисленные в денежной форме доходы государства за

счет взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственного

аппарата, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной

помощи. Государственные расходы - денежные затраты государства, состоящие

из закупок товаров и услуг и трансфертов. Дефицитом бюджета - называется

превышение расходов над доходами, то есть это недостаточность средств,

ресурсов по сравнению с запланированным или необходимым уровнем.

Государственный долг - это задолженность государства внешним и внутренним

кредиторам. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Дефицит бюджета характеризует такое его состояние, когда общие расходы гос-

го сектора превышает доходы гос-го сектора государства. В принципе дефицит

бюджета связан с циклом деловой активности. Когда происходит подъем в

экономики, и наблюдается пик развития, то налоговые поступления

увеличиваются быстро, а гос-ные расходы на пособие по безработице

сокращаются. Разница между всей стоимостью всех товаров и услуг, которые

наша страна продает другим странам и стоимостью все товаров и услуг,

которые мы покупаем у остального мира, называется внешним торговым

балансом страны. Если страна покупает у друг. гос-в больше, чем продает, то

наблюдается внешне-торговый дефицит. А если государство продает друг.

странам больше, чем покупает у них, то оно имеет активное дефицит внешне-

торгового бюджета.

Государственный долг - ценные государственные бумаги, продаваемые

предприятиям и населению страны (по которым государство выплачивает %), и

международные займы (задолженность другим государствам и международным

кредитным организациям). Чем больше гос-ный долг, внутренний и внешний, тем

выше расходы на его обслуживание и погашение, тем меньше средств остается

для инвестиций и для потребления населения.

28. Национальный доход и его распределение

НД – это часть СОП за вычетом потребленных средств производства.

НД = СОП – Фв, НД = ПП + НП

НД – это чистый продукт общества

Факторы, влияющие на рост НД:

1. увеличение численности занятых в сфере мат. производства

2. за счет роста производительности труда, этот фактор определяющий

поскольку возможности роста численности ограничены

НД состоит из 2 фондов

фонд потребления – это часть, которая направлена на удовлетворение

потребностей, на зарплату рабочих мат. сферы

Фонд накопления - это часть, которая направлена на расширение производства,

на культурно-бытовое стр-во, на резервы, на содержание непроизводственной

сферы.

ЧНП – исчисляется как сумма зарплаты, прибыли, ренты, процента, косвенных

налогов (таможенные пошлины).

ЧНП – это нац. доход + косв. налоги. Они добавляются для того, чтобы

определять нац. доход по рын. ценам.

ВВП включает в себя продукцию и услуги, произведенные только внутри страны

с использованием только своих факторов производства. Различают:

Номинальный ВВП – это его физ. объем, выраженный в текущих ценах данного

года.

Реальный ВВП – это его физ. объем с поправкой на уровень изменения цен с

помощью дефлятора.

Дефлятор – это индекс цен на все товары, услуги, используемый для

соотношения ном. ВВП с целью определения его реальной величины.

Для хар-ки уровня жизни населения используется показатель «личный доход»

ЛД – это доход, который получает отдельное лицо, семья, без налогов

29. Мировая торговля: влияние внешней торговли на национальное

производство общественного продукта

Мировая торговля пред. собой наиболее простую форму реализации

международного разделения труда. Каждая страна участвует в мировом обмене

товарами и услугами. Ее участие в мировой торговле хар-ся 2 составляющими:

ввозом и вывозом товаров и услуг.

Экспорт – вывоз товаров и услуг и их реализация на внешних рынках.

Импорт - ввоз товаров и услуг и их реализация на внутреннем рынке страны.

Реэкспорт – ввоз товаров с целью не реализация их на внутренних рынке, а

вывоза в третьи страны.

Внешнеторговый баланс страны – вся совокупность внешнеторговых операций по

экспорту и импорту.

Внешнеторговый оборот страны – общая сумма экспорта и импорта.

Сальдо внешнеторгового оборота – разность между суммой экспорта и суммой

импорта.

Сальдо полож-ное, если экспорт превышает импорт, и наоборот. Соотношение

экспорта и импорта в условиях открытой экономики оказывает существ. влияние

на всю экономическую ситуацию в стране.

Экспорт, как и потребление и инвестиции, вызывает увеличение объема

производства внутри страны. А это означает появление новых рабочих мест,

увеличение занятости, рост доходов, который стимулирует расширение

отечественного производства. В случае увеличения импорта произойдет

переориентация части расходов с потребления и инвестиций на импорт. А это

повлечет сокращение спроса на продукты отеч. производства, свертывание

рабочих мест, сокращение доходов. Поэтому при измерении совокупных расходов

на выпускаемые внутри страны товары и услуги необходимо вычитать расходы на

импорт, а экспорт рассматривать как новый компонент совокупных расходов в

стране.

Из изложенного следует, что полож. сальдо ведет к возрастанию расходов и

увеличению чистого внутреннего продукта, тогда как отриц. сальдо приводит к

уменьшению ЧВП.

30. Международное разделение труда, как предпосылка формирования мирового

рынка

Международное разделение труда (МРТ) – это высшая ступень территориального

разделения труда, опирающаяся на специализацию производства отдельных стран

по выпуску и экспорту определенных видов товаров и услуг. Международное

разделение труда является объективной основой становления и развития

международного обмена.

Масштаб и глубина МРТ определяется 2 факторами:

1. различия в природно-климатических условиях и наличие природных

ископаемых

2. уровень развития производительных сил в странах-участницах МРТ

Мировой рынок – это исторически сложившаяся на базе промышленного

производства и МРТ система торгово-экономических и финансово-кредитных

отношений между странами. Он становиться ареной столкновения интересов

различных государств и их хозяйствующих субъектов, конкурентной борьбы

между ними, что предопределяет порой его нестабильность, а также высокую

степень подвижности и изменение рыночной конъюнктуры.

31. Инвестиционная деятельность государства

В отношении капитала регулирующая роль проявляется прямо и косвенно.

Непосредственно она находит свое выражение в гос. секторе, в котором

накопление капитала на гос. предприятиях опред-ся соотв. нормативами.

Одновременно гос-во, обладая поступлениями в бюджет либо определенную их

часть непосредственно инвестирует в производство, транспорт, связь,

инфраструктуру, жилье, развитие соцсферы, либо участвует в совместных

проектах, либо компенсирует часть инвестиций частного сектора экономики.

Изменяя инв. политику путем непосредственного наращивания или сокращения

гос. капиталовложений, гос-во оказывает воздействие на общую экон.

конъюнктуру в стране, развитие нац. экономики. Активизация инв.

деятельности в гос. секторе провоцирует спрос на инв. товары, рабочую силу

и в частном секторе.

Гос-во, осуществляя собственные автономные инвестиции, имеет возможность

вызывать мультипликационный эффект увеличения общ. продукта.

создает режимы наибольшего благоприятствования для вложения капиталов

снижает налоги на прибыль, направляемую на финансирование капиталовложений,

и на доходы от реализации ожидаемой продукции

льготное кредитование, выдача субсидий

привлечение иностранного капитала.

32. Преобразование отношений собственности: разгосударствление и

приватизация

Переход к рыночной эк требует коренного преобразования отн-ий с-ти. ибо на

рынки должны действовать хоз. объекты, присваивающие эффект от своих

усилий. и в то же время несущих полную мат-ную ответственность за не

использование ресурсов. Современный рынок функционирует при многообразии

форм с-ти. Каждый собственник избирает те сферы хоз. деятельности, где

можно получить наивысшую эффективность.

Приватизация - ключевой момент процесса становления бизнеса. Это положение

актуально для стран с развитой рын. эк-ой. Особенно приватизация важна

для переходного периода. Разгосударствление эк-ки - это многогранный

процесс отстранения государства от прямого хоз. упр-ия. и усиления на этой

основе самостоятельности предпр-ий. С целью создания условий

саморегулирования эк-ки.

Сущ 2 направления развития эк-ки:

путем ограничения вмешательства государства в хоз-ную деятельность

предприятий

путем разгосударствления собственности.

Разг. с-ти может осуществляться как путем организации новых предприятий

основанных на негос-ых формах собственности, так и путем приватизации гос-

ных приватизаций.

Цель разг. с-ти. Состоит в том, чтобы уменьшить долю гос-ой собственности и

тем самым ликвидировать обезличность соб-ти.

Важнейшим направлением разгос-ия соб-ти явл. приватизация.

Приват-ия - процесс приобретения у государства предприятий и имущественных

комплексов трудовыми коллективами и гражданами и теми юр-ми лицами,

деятельность кот. основана на негос-ых формах собс-ти. В результате

приватизации государство утрачивает права владения, распоряжения и

пользования объектами гос-собственности, а гос-ые органы-право

непосредственного управления ими.

Финансовые источники приватизации:

средства предприятий (часть прибыли, амортизаторционные отчисления, фонд

накопления)

заемные и привлечонные мр-ва (кредиты банков, кредиты предприятий, средства

от продажи ценных бумаг)

личные средства

Объекты приватизации

Жилье, предприятия, цехи, производства, участки, иные подразделения этих

предприятий. Оборудования, здания, сооружения и т.д.

Доли (паи, акции) государства и аддминистративнотерриториальных образований

в капитале акционерных обществ.

Субъекты приватизации:

граждане РФ

юридические лица РФ деят. Кот. Основанна на негосударственных формах

собственности

Трудовые коллективы гос-ых предприятий

Иностранные инвесторы

Лица без гражданства

33. Методы государственного регулирования национальной экономики

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного

хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,

исполнительного им контролирующего характера, осуществляемых правомочными

государственными учреждениями и общественными организациями в целях

стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы

к изменяющимся условиям. Методы ГРЭ - экономический - средства денежно-

кредитной и бюджетной политики; административный - меры запрета, разрешения

и принуждения. Прямое вмешательство - формирование смешанной экономики с

наличием существенного государственного сектора в отраслях, наиболее

оснащенных основным капиталом; издание законов и правовых актов и

осуществления государственного контроля за их исполнением. Косвенное

вмешательство - путем реализации положений финансовой, фискальной

налоговой, денежно-кредитной, внешнеэкономической и социальной политики. В

помощью реализации экономической политики осуществляется: перераспределение

доходов и ресурсов; стимулирование инвестиционной деятельности и развитие

приоритетных направлений экономики; стимулирование занятости; поддержание

цен и воздействие на их уровень; устранение отрицательного влияния побочных

эффектов предпринимательской деятельности.

Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования

для решения различных проблем.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей;

принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает

противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает

антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи

некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает

функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране.

Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных

органов, дороги, дорожную разметку и знаки и т.д. Оно производит затраты на

некоторые виды страхования, связанные с производственной деятельностью:

страхование на случай безработицы, по старости.

Государство тратит средства, осуществляя контроль над состоянием окружающей

среды и утилизацией отходов производства. Государство субсидирует

здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства

государства. К ним относится проблема несправедливого распределения

доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение,

соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого

распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане.

Государство должно обеспечить право на труд тех, кто может и хочет

работать, рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.